Кодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (ким) единого государственного экзамена 2008 г icon

Кодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (ким) единого государственного экзамена 2008 г



НазваниеКодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (ким) единого государственного экзамена 2008 г
Дата конвертации27.11.2012
Размер118.51 Kb.
ТипДокументы

Кодификатор элементов содержания по биологии

для составления контрольных измерительных материалов (КИМ)

единого государственного экзамена 2008 г.


Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приложения к Приказам Минобразования РФ №1236 от 19.05.98, № 56 от 30.06.99) и Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования № 1069 от 05.03.2004). В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки содержания. Во втором столбце приводится код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания. Крупные блоки содержания, выделенные жирным шрифтом, разбиты на более мелкие элементы.



^ Код

раз-дела

Код

контроли-руемого элемента


Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

1



Биология – наука о живой природе




1.1

Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.




1.2

Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие.




1.3

Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный

2



^

Клетка как биологическая система





2.1

Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке.
Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства живой природы




2.2

Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.




2.3

Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток.




2.4

Строение про- и эукариотной клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности.




2.5

Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез.




2.6

Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Гены, генетический код и его свойства.




2.7

Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Определение набора хромосом в соматических и половых клетках. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

3




Организм как биологическая система




3.1

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы — неклеточные формы. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.




3.2

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных.




3.3

Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Причины нарушения развития организмов.




3.4

Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные генетические понятия. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека.




3.5

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т. Моргана. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.




3.6

Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Норма реакции.




3.7

Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика.




3.8

Селекция, её задачи и практическое значение. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.




3.9

Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).

4




Многообразие организмов




4.1

Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.




4.2

Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.




4.3

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.




4.4

Царство растений. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножения растительного организма, его целостность. Распознавание (на рисунках) органов растений.




4.5

Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле.




4.6

Царство животных. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих.




4.7

Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

5



^

Человек и его здоровье





5.1

Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов.




5.2

Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, выделительной. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов.




5.3

Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.




5.4

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой




5.5

Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.




5.6

Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

6



^
Надорганизменные системы. Эволюция органического мира




6.1

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования.




6.2

История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в эволюции.




6.3

Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы.




6.4

Макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Направления и пути эволюции: биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.




6.5

Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.

7



^

Экосистемы и присущие им закономерности





7.1

Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.




7.2

Экосистема (биогеоценоз), её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правила экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций.




7.3

Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем. Решение экологических задач.




7.4

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах, роль в нем организмов разных царств. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем.




7.5

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Эволюция биосферы.




7.6

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Защита среды от загрязнений. Сохранение биологического разнообразия планеты. Охрана растительного и животного мира. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их решения.










Похожие:

Кодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (ким) единого государственного экзамена 2008 г iconКодификатор элементов содержания по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2008 г
Кодификатор проверяемых элементов содержания составлен на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего...
Кодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (ким) единого государственного экзамена 2008 г iconПроект кодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (ким) единого государственного экзамена 2007 г
Приказам Минобразования РФ №1236 от 19. 05. 98, №56 от 30. 06. 99) и Федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Кодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (ким) единого государственного экзамена 2008 г iconКодификатор элементов содержания по информатике для составления контрольных измерительных материалов (ким) единого государственного экзамена 2007 г
Икт (утвержден приказом Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г.), данный кодификатор носит временный характер и в 2008 г будет...
Кодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (ким) единого государственного экзамена 2008 г iconКодификатор элементов содержания по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2007 г
Кодификатор проверяемых элементов содержания составлен на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего...
Кодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (ким) единого государственного экзамена 2008 г iconКодификатор элементов содержания по географии для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2008 г
Приказам Минобразования РФ №1236 от 19. 05. 98 и №56 от 30. 06. 99) и Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Кодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (ким) единого государственного экзамена 2008 г iconПроект кодификатор элементов содержания по физике для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2007 г
Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приложения к Приказам...
Кодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (ким) единого государственного экзамена 2008 г iconПроект кодификатор элементов содержания по английскому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2007
Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) образования по иностранным...
Кодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (ким) единого государственного экзамена 2008 г iconПроект кодификатор элементов содержания по французскому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2007 г
Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) образования по иностранным...
Кодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (ким) единого государственного экзамена 2008 г iconПроект кодификатор элементов содержания по географии для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2007 г
Приказам Минобразования РФ №1236 от 19. 05. 98 и №56 от 30. 06. 99) и Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Кодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (ким) единого государственного экзамена 2008 г iconПроект кодификаторы элементов содержания по немецкому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2007 г
Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) образования по иностранным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов