Методические рекомендации по учету фонда библиотек образовательных учреждений icon

Методические рекомендации по учету фонда библиотек образовательных учреждений



НазваниеМетодические рекомендации по учету фонда библиотек образовательных учреждений
Дата конвертации08.11.2012
Размер72.01 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Методические рекомендации по учету фонда библиотек образовательных учреждений.


Учет библиотечного фонда – это комплекс операций, обеспечивающих фиксацию сведений о величине, составе и движении фонда по установленным правилам.


Цели учета – получение сведений и данных:

  1. о количестве и стоимости ежегодно поступающей и выбывающей литературы;

  2. об общей численности фонда;

  3. о стоимости фонда;

  4. о составе фонда по содержанию;

  5. для проверки сохранности фонда.


Учет библиотечного фонда включает:

  1. прием изданий;

  2. штемпелевание изданий;

  3. регистрацию поступления изданий;

  4. регистрацию выбытия изданий;

  5. подведение итогов движения книжного фонда;

  6. учет изданий временного хранения.

Учету подлежат все документы (книги) и материалы, включаемые и исключаемые из фонда библиотеки.



Основные понятия учета библиотечного фонда:


-поступление в фонд – пополнение фонда библиотеки в результате получения, покупки, дарения, обмена или любым другим способом;

-суммарный учет – регистрация в учетной форме всех видов документов партиями с целью получения точных сведений о величине, составе фонда библиотеки и о происходящих в нем изменениях (поступлении, перемещении, выбытии);

-индивидуальный учет – регистрация в учетной форме каждого экземпляра документа, поступающего в фонд библиотеки или выбывающего из него;

-исключение документов из фонда – изъятие из библиотечного фонда и снятие с учета библиотеки дефектных, дублетных, ветхих, устаревших документов, а также утраченных по каким-либо причинам;

-движение фонда – процесс поступления и выбытия документов, отражаемых в библиотечной учетной документации;

- переоценочный коэффициент – утвержденный Правительством РФ цифровой множитель, применяемый при расчетах стоимости библиотечных фондов;

-- проверка фонда – периодический переучет документов с целью подтверждения их наличия, а также установления их соответствия учетным документам;

- балансовая стоимость фонда – стоимость библиотечного фонда, отражаемая в бухгалтерском учете; балансовая стоимость фонда ведется бухгалтерией в соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету;

-аудиовизуальный документ (АВД) – документ, содержащий изобразительную или звуковую и текстовую информацию, воспроизводимую с помощью ТСО (аудио-, видеокассеты);

электронный документ – документ, полученный посредством передачи по компьютерной сети или зафиксированный в базе данных и банках данных (электронные учебники, лазерные диски, дискеты).


Документы учета основного фонда.


Учебный фонд суммарно и индивидуально учитываются отдельно от основного. В их учете имеются существенные различия.

К основному фонду относится художественная, методическая, справочная, отраслевая литература.

Книга суммарного учета (КСУ) основного фонда. Она делится на три части: прибытие (поступление), выбытие (списание), и движение фонда – эта часть заполняется поквартально или раз в год в зависимости от требования бухгалтерии. Обычно итоги в этой части подводятся раз в год, на 01 января нового года.

Дальше поступившая литература учитывается индивидуально. Основная форма индивидуального учета – инвентарная книга. Страницы в ней нумеруются, книга прошнуровывается (прошивается), место прошивки удостоверяется подписью директора и круглой печатью школы.

Инвентарную книгу нельзя переписывать, за исключением особых случаев, на который издается особый приказ, согласованный с высшей инстанцией (это может быть контролирующий финансовый орган, централизованная бухгалтерия).

Инвентарная книга хранится постоянно в библиотеке, так же как и книги суммарного учета. На поступившей книге инвентарный номер ставится возле штампа библиотеки на титульном листе и на 17-ой странице. В инвентарную книгу не записываются брошюры объемом до 48 страниц, тонкие книжки для младшего абонента, дидактические материалы, а также книги, полученные в дар. Все эти издания записываются в «Тетрадь регистрации изданий, не подлежащих инвентарному учету» (Тетрадь дидактики) - (форма №1).


Учет учебных материалов временного хранения (дидактики) Форма №1


Дата записи

Автор и заглавие издания

Год издания

Количество

Цена

Сумма

№ записи в КСУ

Отметки о выбытии

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Издания временного хранения (дидактика):

- брошюры (объем до 48 стр.);

- плакаты;

- листовки, рабочие тетради;

- прописи;

- календари;

- материалы, подлежащие раздаче учащимся и педагогам.

Литература временного хранения (дидактика) не ставится на баланс библиотеки, по согласованию с бухгалтерией, и не учитывается в суммарной книге.

Если вы считаете, что вести номерной учет таких изданий все-таки нужно, удобно присваивать изданиям номера с пометкой «Б» (брошюры и прочее) или «Д» (даренные), тогда вы будете сразу видеть, как учитывается эта книга. Например, №136 – это по основной инвентарной книге, 136 – это брошюры и учет только ваш внутренний. Тогда запись в «Тетради безынвентарного учета» будет выглядеть так: №, автор, заглавие, год, изд., 10 экз. А на книжках будет стоять: №136/1-Б, 136/2-Б.

Если в дар получены ценные на взгляд библиотеки книги, которые желательно поставить на баланс, то они принимаются актом с указанием цены на каждую книгу, относятся бухгалтерией на баланс библиотеки и оформляются так же, как и любое новое поступление. Акт считается сопроводительным документом.

На все поступившие издания заполняются две каталожные карточки – для алфавитного и систематического каталогов.

Книги, утерянные читателями, заполняются равноценными. Книга, принятая взамен утерянной, записывается в инвентарную книгу под очередным свободным номером. Против инвентарного номера утерянной книги пишется №замена - №» (номер принятой взамен книги) Ведется при этом «Тетрадь учета книг, принятых от читателей взамен утерянных»

Н книги, утерянные читателями, и книги, принятые взамен, составляются также отдельные акты 1-2 раза в год. Выбытие и поступление книг по этим актам фиксируется в книге суммарного учета.

Списание литературы из основного фонда проводится ежегодно. Причин списания (кроме утери читателями (пользователями) может быть две: ветхие книги и устаревшие по содержанию. На каждый вид списания составляется отдельный акт. Все акты составляются комиссией по списанию, назначаемой приказом директора школы, и утверждаются директором школы. На основании этих актов выбытие отмечается в книге суммарного учета и в инвентарной книге, где зачеркивается номер и цена (только!) выбывшей книги и проставляется номер и дата акта. Все списание в инвентарных книгах отмечается красным цветом.


Документы учета фонда учебников


К учебному фонду относятся:

-учебные пособия;

-математические таблицы;

-сборники упражнений и задач;

-практикумы;

-книги для чтения;

-хрестоматии.

Все поступающие учебники записываются (по количеству и стоимости) в книгу суммарного учета учебников (КСУ). Она тоже состоит из трех частей: поступление, выбытие, движение фонда.

NB! Инвентарный учет учебников не ведется.

На каждое название заводится карточка для картотеки учебников (форма №2), которая заполняется на каталожных карточках стандартного размера. Картотеку учебников при нынешнем разнообразии учебников и программ удобнее расставлять по предметам, а не по классам, отделяя при этом начальную и среднюю школу. Также карточки можно расставлять по классам, а внутри классов – по алфавиту фамилий авторов или заглавий.


Учетная карточка для картотеки учета учебников Форма №2


КЛАСС

^ АВТОР, НАЗВАНИЕ

Год поступления

Запись в КСУ

Год издания

Поступило (экз.)

Цена

1 экз.

Сумма

Выбыло (экз.)

Примечание (издательство, № издания , номер заказа и др. )

1

2

3

4

5

6

7

8



























Если в библиотеку поступают повторно учебники одного наименования, имеющие одинаковый порядковый номер издания (например, 2-е изд.), то карточку на учебник стоит заводить только в том случае, если в выходных данных не совпадают типографские номера заказов), и помещаются, как правило, на обороте последней страницы Издания после указания тиража). Если порядковые номера изданий и номер типографского заказа совпадают, значит, издания идентичны, и новую карточку заводить не нужно. При совпадении порядковых номеров изданий (2-е изд.) и различии в номерах типографских заказов карточка необходима (например, 2-е изд. Заказ 5030 и заказ 5230).

Утерянные учебники заменяются теми же или равноценными по значимости для библиотеки. Нужно вести также «Тетрадь учета учебников, принятых взамен утерянных».

Целесообразно вести еще несколько документов, помогающих держать отчетность в порядке:

  1. Папка с копиями накладных и счетов, сданных в бухгалтерию.

  2. Учет обмена учебниками с другими школами.


Список использованной литературы:

  1. Методическое пособие для школьных библиотекарей и методистов по библиотечным фондам. – Уфа: ГУП «Башучколлектор», 2004. – 75 с.

  2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 24 августа 2000 г. № 2488.


Составитель – Овчаренко И.А., методист по библиотечным фондам




Похожие:

Методические рекомендации по учету фонда библиотек образовательных учреждений iconМетодические рекомендации по проведению Дня знаний с учётом требований фгос ноо / Под редакцией Ценарёвой Н. Н., Саратов: гаоу дпо «Сарипкипро», 2011. 50 с
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной...
Методические рекомендации по учету фонда библиотек образовательных учреждений iconМетодические указания по бухгалтерскому учету мпз методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)
Эти Методические указания для налоговых целей не применяются, торговые организации вправе использовать их для целей бухгалтерского...
Методические рекомендации по учету фонда библиотек образовательных учреждений iconДокументы
1. /Методические рекомендации по аттестации лиц, претендующих на должность заместителя руководителя...
Методические рекомендации по учету фонда библиотек образовательных учреждений iconМетодические рекомендации Новосибирск
...
Методические рекомендации по учету фонда библиотек образовательных учреждений iconДокументы
1. /Итоговая аттестация/Методические рекомендации (ОБЖ).doc
2. /Итоговая...

Методические рекомендации по учету фонда библиотек образовательных учреждений iconМетодические рекомендации по организации прохождения программного материала и реализации образовательных стандартов по предметам учебного плана в 2010 2011 учебном году.
Методические рекомендации по организации прохождения программного материала и реализации образовательных стандартов по предметам...
Методические рекомендации по учету фонда библиотек образовательных учреждений iconИнструкция об учете библиотечного фонда обзор положений новой инструкции Министерства культуры и методические рекомендации Центральной библиотечно-информационной комиссии Минобразования
Усилиями Российской государственной библиотеки и отчасти Российской национальной библиотеки за пять лет была подготовлена и рекомендована...
Методические рекомендации по учету фонда библиотек образовательных учреждений iconМетодические рекомендации по подготовке к егэ по физике
Исходя из анализа результатов егэ прошлых лет, можно дать следующие методические рекомендации учителю по совершенствованию образовательного...
Методические рекомендации по учету фонда библиотек образовательных учреждений iconПриказ №38/1 от 10. 12. 2008 г. «О распределении специальной части фонда оплаты труда учителей моу «сош с. Пролетарского»
Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики и на основании методики формирования, распределения фонда оплаты...
Методические рекомендации по учету фонда библиотек образовательных учреждений iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по проведению школьного этапа олимпиады 11
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов