Всероссийская олимпиада школьников по литературе муниципальный этап задания icon

Всероссийская олимпиада школьников по литературе муниципальный этап задания



НазваниеВсероссийская олимпиада школьников по литературе муниципальный этап задания
Дата конвертации07.12.2012
Размер45.01 Kb.
ТипДокументы
1. /Литература/заданияпо лит-ре 9-11.doc
2. /Литература/лит-ра олимпиада 7-8.docx
Проанализируйте стихотворение А. С. Пушкина из цикла «Подражания Корану»
Всероссийская олимпиада школьников по литературе муниципальный этап задания

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

ЗАДАНИЯ

7 класс

I. Прочитайте стихотворение А. А. Фета и выполните задания.


Дул север. Плакала трава

И ветви о недавнем зное,

И роз, проснувшихся едва,

Сжималось сердце молодое.

Стоял угрюм тенистый сад,

Забыв о пеньи голосистом;

Лишь соловьихи робких чад

Хрипливым подзывали свистом.

Прошла пора влюбленных грез,

Зачем еще томиться тщетно?

Но вдруг один любовник роз

Запел так ярко, беззаветно.

Прощай, соловушко! - И я

Готов на миг воскреснуть тоже,

И песнь последняя твоя

Всех вешних песен мне дороже.



(1880)

Задания.

1) Определите стихотворный размер, особенности рифмовки и строфики.

2) Охарактеризуйте звуковой строй текста.

3) Укажите тропы и фигуры стилистики, которые использует поэт. Объясните,

каковы их функции в произведении.

4) Дайте аргументированный, развернутый ответ на вопрос: "Можно ли назвать

пейзаж, созданный А. А. Фетом, лирическим пейзажем?"

5) Сформулируйте основную мысль (идею) стихотворения.


II. Назовите автора и заглавие произведения.

1) ...Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

2) Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они.

3) «Дитя, оглянися; младенец, ко мне;

Веселого много в моей стороне:

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои».



4) Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.


5) Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.


6) Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула в уме моем. Я опустил пистолет. «Вам, кажется, теперь не до смерти, — сказал я ему, — вы изволите завтракать; мне не хочется вам помешать». — «Вы ничуть не мешаете мне, — возразил он, — извольте себе стрелять, а впрочем, как вам угодно: выстрел ваш остается за вами; я всегда готов к вашим услугам».


7) Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать.

8)

Подошел и вижу -

За каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти...


И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.


9) — Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

10) У Чёрного моря чинара стоит молодая,

С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская,

На ветвях зелёных качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

ЗАДАНИЯ

8 класс

I. Объясните значение термина "метафора".

II. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова и выполните задания.


ПЛЕННЫЙ РЫЦАРЬ

Молча сижу под окошком темницы;

Синее небо отсюда мне видно:

В небе играют всё вольные птицы;

Глядя на них, мне и больно и стыдно.


Нет на устах моих грешной молитвы,

Нету ни песни во славу любезной:

Помню я только старинные битвы,

Меч мой тяжелый да панцирь железный.


В каменный панцирь я ныне закован,

Каменный шлем мою голову давит,

Щит мой от стрел и меча заколдован,

Конь мой бежит, и никто им не правит,


Быстрое время — мой конь неизменный,

Шлема забрало — решетка бойницы,

Каменный панцирь — высокие стены,

Щит мой — чугунные двери темницы.


Мчись же быстрее, летучее время!

Душно под новой бронею мне стало!

Смерть, как приедем, подержит мне стремя;

Слезу и сдерну с лица я забрало.

(1840?)

Задания.

1. Определите стихотворный размер, особенности рифмовки и строфики.

2. Укажите тропы и фигуры стилистики, которые использует поэт.

3. Дайте аргументированные, развернутые ответы на следующие вопросы:

- Какие понятия противопоставляются автором в первой строфе стихотворения?

- Что вы можете сказать о пространстве, окружающем рыцаря? С помощью каких художественных средств создает М. Ю. Лермонтов образ тюрьмы?

- Почему герою произведения не только "больно", но и "стыдно"?

- Остается ли настроение узника неизменным на протяжении всего текста?

- В чем смысл заключительных стихов "Пленного рыцаря" - "Смерть, как приедем, подержит мне стремя; / Слезу и сдерну с лица я забрало"?

III. Назовите произведения русской литературы, в которых раскрывается тема узничества.




Похожие:

Всероссийская олимпиада школьников по литературе муниципальный этап задания iconВсероссийская олимпиада школьников II муниципальный этап Технология
Задание 13. Назовите три основных причины применения прибавок на свободное облегание одежды?
Всероссийская олимпиада школьников по литературе муниципальный этап задания iconВсероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап
Географическая широта места, к югу от которой в день летнего солнцестояния, приход солнечной радиации не наблюдается
Всероссийская олимпиада школьников по литературе муниципальный этап задания iconВсероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап
Географическая широта места, к югу от которой в день летнего солнцестояния, приход солнечной радиации не наблюдается
Всероссийская олимпиада школьников по литературе муниципальный этап задания iconВсероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап
Географическая широта места, к югу от которой в день летнего солнцестояния, приход солнечной радиации не наблюдается
Всероссийская олимпиада школьников по литературе муниципальный этап задания iconВсероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап
Географическая широта места, к югу от которой в день летнего солнцестояния, приход солнечной радиации не наблюдается
Всероссийская олимпиада школьников по литературе муниципальный этап задания iconВсероссийская олимпиада школьников по праву муниципальный этап
Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества (Жан Жак Руссо)
Всероссийская олимпиада школьников по литературе муниципальный этап задания iconВсероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2010/2011 гг. Муниципальный этап
По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их
Всероссийская олимпиада школьников по литературе муниципальный этап задания iconВсероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2010/2011 гг. Муниципальный этап
По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их
Всероссийская олимпиада школьников по литературе муниципальный этап задания iconВсероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2010/2011 гг. Муниципальный этап
По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их
Всероссийская олимпиада школьников по литературе муниципальный этап задания iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2009-2010 учебного года Физика, 10 класс, муниципальный этап
Задачу удобнее решать, если рассматривать столкновение в системе координат, связанной с движущей плитой. (2 балла)
Всероссийская олимпиада школьников по литературе муниципальный этап задания iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2008-2009 учебного года Физика, 11 класс, муниципальный этап
Санки движутся по наклонной плоскости горки под действием сил тяжести, трения и реакции опоры
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов