Альманах “Ф2” май 2005 icon

Альманах “Ф2” май 2005



НазваниеАльманах “Ф2” май 2005
Дата конвертации06.11.2012
Размер122.17 Kb.
ТипДокументы

Альманах “Ф2” май 2005


Возможна ли реконструкция исторических событий при помощи компьютерных игр?

Украина

2005

900

стр. 30-35

Возможна ли реконструкция исторических событий при помощи компьютерных игр?

«Когда ты учился писать своё имя, меня учили как завоевывать галактики»

цитата из фильма «Поле боя планета Земля»

Безусловно у любого человек садящегося за компьютер и начинающего играть в какую-нибудь компьютерную игру сюжет которой основывается на исторических событиях нет-нет да и мелькнет мысль о реконструкции при помощи компьютерной игры неких исторических событий. Зачастую в рекламных целях или благодаря поклоннику той или иной игры в СМИ появляться статьи где говориться о какой-нибудь компьютерной игре как о игре на данный момент являющийся примером наиболее достоверной исторической игры например по теме средневековья. В доказательство этого могут говорить о том, что:

  • игроку предлагается несколько вариантов развития исторических событий

  • возможность выбрать один из нескольких кланов, народов и т.п. имевшихся на тот период.

  • каждый клан, народ и т.п. имеет некие свои преимущества

  • игрок может усовершенствовать научно-технический прогресс

  • игрок может веси сельское хозяйство и т. п.

  • игрок может нанимать различных солдат и формировать их в отряды для военных сражений

  • игрок может строить города и т. п.

Остановимся на этом, чтобы не увеличивать бьем ответа.

На что можно лишь удивленно спросить

  • Какие варианты исторических событий ему предлагаются?... Запланированные разработчиком игры?... Какой из вариантов запланированного хода развития игрового сюжета, разработчиком игры, Вы выберете?... Являться ли условно контрольно-вариативные события компьютерной игры историческими?... Заметили ли Вы, что вам предлагается выбрать один из нескольких вариантов развития игровых событий, возможных с точки зрения разработчика игры, а не возможность... и т. д.

  • Заметили ли Вы, что вам предлагается возможность выбрать один из нескольких кланов, народов и т.п., известных и значимых с точки зрения разработчика игры? И т. д.

  • Заметили ли Вы, что вам предлагается возможность играть одиним из нескольких кланов, народов и т.п. имеющим некие свои преимущества, известных и значимых с точки зрения разработчика игры? Замечали ли Вы, что в каждой игре есть свои любимые(имеющие явные преимущества на другими), разработчиком игры, народы? И т. д.

  • игрок может усовершенствовать научно-технический прогресс для победы в игре по модели предлагаемой ему разработчиком игры, тем самым игнорируя творчество.

  • Может ли игрок веси успешно реальное сельское хозяйство? И т. д.


  • Чем отличается конный воин от пешего в компьютерной игре? Почему войско может убежать с поля боя в погоне за одним воином противника? Чем отличается атака пешего строя от конного? И т. д.

  • Насколько полезно строить каменные стены в компьютерной стратегической игре? И т. д.

Это всё технические моменты. Давайте перейдем к «практике», поставим эксперимент, возьмем, например, одно из сражений Испанской компании Наполеона, блестяще описанной в статье Олега Соколова «Сомо-Сьерра или самая удивительная кавалерийская атака в истории наполеоновских войн»

«30 ноября передовые части французов прибыли к ущелью Сомо-Сьерра. Это была последняя серьезная природная преграда на пути к Мадриду. Ее готовились оборонять остатки так называемой Эстремадурской армии и ополченческие формирования под командованием генерала Бенито Сан-Хуана. Всего на перевале у испанцев было 8-9 тысяч человек и 16 орудий. Они разместили свою артилерию на дороге, проходящей между высокими горами Серра-Баранкаль и Пенья Соболлера, причем, вследствие узости ущелья, пушки были сведены в четыре батареи, которые стояли на дороге одна за другой, каждая примерно на расстоянии 600-700 м. За предыдущей. Пехота, в основном, заняла неособенно крутые горные склоны, спускающиеся к дороге.

Император, прибывший рано утром к подножию этой выигрышной для испанцев позиции, торопил пехоту дивизии Рюффена, начавшую атаку в 8 часов утра. Однако густой туман, крайне пересеченная местность и упорное сопротивление испанцев не позволяли французским пехотинцам действовать так, как желал того полководец. Первая атака захлебнулась, так как части шедшие по дороге, сильно опередили стрелков, карабкавшихся с флангов по склонам гор, и попали под огонь в упор. К 11 часам утра дело так и не сдвинулось с места. Пехотинцы лишь медленно продвигались по флангам, ведя напряжённый бой. Утренний туман рассеялся. Император подъехал на дистанцию ружейного выстрела к испанской позиции и, не обращая внимание на ядра и пули неприятеля, стал внимательно рассматривать его расположение в подзорную трубу. В этот момент поблизости от Наполеона находилось лишь несколько офицеров, два взвода гвардейских конных егерей и третий эскадрон полка польских улан-шеволежеров. Внезапно, оторвавшись от наблюдения за неприятелем, Император приказал генералу Монбрену, командовавшему кавалерией авангарда, и полковнику Пире выдвинуть вперед польский эскадрон и атаковать им испанские батареи. Опытные кавалеристы Монбрен и Пире, прежде чем повести шеволежеров в атаку, решили провести рекогносцировку. Она показала то, что и должна ыла показать: пехота и артилерия противника занимают позицию в горном ущелье, усиленном инженерными сооружениями, соответственно атаковать его кавалерией - это почти безумие. Монбрен послал полковника Пмре передать Императору, что выполнение его приказа невозможно.

«Невозможно?! - воскликнул Наполеон, стукнув своим стеком по луке седла. - Я не знаю этого слова!» Тотчас же он отправил Филиппа де Сегюра, своего ординарца, передать формальный приказ - атаковать.

Приказ получил капитан Козетульский, который с утра исполнял обязанности командира эскадрона. Построенный в колонну по четыре, шире встать было невозможно из-за узости дороги, эскадрон по команде «Рысью - иарш!» двинулся в немыслимую атаку - 150 человек (обшая численность эскадрона вместе с взводом лейтенанта Ниголевского, отправленного ранее вправо от дороги на рекогносцировку и догнавшего своих уже в разгар атаки) против целой армии!

Впереди шла третья рота под командой капитана Дзевановского, за ней - седьмая под командой Петра Красинского. Взводами командовали, начиная с головы колонны, сублейтенанты Рудовицкий, Рудовский и Зеленка. Филип де Сегюр, чувствуя, что честь офицера требует от него не просто передать приказ, но и показать свою личную готовность к самопожертвованию, шел в месте с головными кавалеристами.

Через несколько мгновений колонна перешла с рыси на галоп. Издав громовой клич «Да здравствует Император!», потрясая сверкающими клинками, эскадрон ринулся на первую батарею. Ужасающий залп картечью встретил несущийся по дороге отряд, одновременно справа и с лева затрещали сотни ружейных выстрелов, и на поляков обрушился ливень свинца. Под этим смертоносным шквалом рухнули на землю и на природорожные камни десятки людей и лошадей, ряды шеволежеров смешались - казалось, что атака захлебнулась. Некоторые из солдат, отставших от основной группы, не видя сквозь дым и пыль, что точно происходит впереди, решили, что на этом все кончено. Они съехали с дороги и попытались укрыться за камнями. Но Козетульский нечеловеческим усилием воли не дал основной массе эскадрона повернуть назад. Он повёл за собой людей, стремясь ускорить атаку, ибо увидел, что испанцы заряжают орудия для нового смертоностного залпа. На бешенном галопе поляки доскакали до батареи, кони с ходу перепрыгнули через баррикаду, и шеволежеры вмиг зарубили или опрокинули наземь ошарашенных испанцев. Но на этом эпическая атака не закончилась, она только начиналась. Впереди были еще три батареи, и нельзя было медлить ни секунды. Все тем же стремительным галопом кавалеристы ринулись к следующему препятствию. В это время их догнал четвертый взвод под командой Ниголевского, восполнив тем самым убыли в рядах.

Новый залп нанес шеволежерам ужасающие потери. Погиб поручик Кржижановский, под капитаном Козетульским была убита лошадь, и он на полном галопе рухнул на камни, получив жестокие травмы. Теперь атакувел капитан Дзевановский, впрочем, «эскадрон... уже больше не слышал команд... все капитаны, лейтенанты, рядовые, воодушевленные одним и тем же порывом, издавая один и тот же победный клич, не обращая более внимания ни на отсутствие Козетульского ни на смерть своих товарищей».

Остатки отряда влетели на вторую батарею и изрубили прислугу. Остервеневшие от дикой скачки, страшных потерь, истеричных воплей испанцев и бешенного огня со всех сторон, уланы понеслись дальше. Впрочем, поручик Ровицкий крикнул своему другу: «Ниголевский, придержи моего коня, я немогу с ним справиться!» В этот момент грохнул страшный залп и тело Ровицкого, которому оторвало голову, покатилось в пыли. Упал с коня израненый капитан Дзевановский. Третья рота была фактически уничтожена. Но седьмая, под командованием Петра Красинского, буквально влетела на следующую батарею, яростно круша в клочья все, что попадалось на пути. Теперь от отважного эскадрона осталось не более 40 человек. Но эта горсть храбрецов не желала остановиться. Клубок обезумивших от отчаянного галопа людей и лошадей устремился к последней - четвертой батарее. До нее было еще 600 метров, и, хотя испанские артилеристы были изумлены тем, что происходит на их глазах, они успели дать залп. Петр Красинский получил ранение в бок и рухнул на землю. С ним упало еще полтора десятка всадников, но те, что еще остались в седле, перепрыгнули через пушки и врубились в ряды врага - последняя батарея была взята...

^ 57 шеволежеров было убито или тяжело ранено, десятки получили легкие раны и контузии. Все офицеры эскадрона до одного были убиты или ранены.

На следующий день Наполеон приказал полковнику Винценту Красинскому построить полк. Трубы пропели короткий сигнал, и в воцарившейся тишине Император, выехав перед строем полка, снял шляпу и сказал: «Вы достойны моей Старой гвардии. Я признаю, что Вы самая храбрая кавалерия!»

Подвиг польских шеволежеров под Сомо-Сьеррой, соверонный на глазах Великого полководца, тотчас же разнесся по свету с «13-м бюллетенем Испанской армии» («Испанская армия» в данном случае означает группу корпусов французских войск, сражающихся в Испании) и сразу вошол в легенду. Вошел в нее настолько, что эта блестящая вспышка отваги стала символом целой эпохи в истории Польши и заслонила собой, по крайней мере для французских историков, все остальные подвиги и жертвы польских солодат, принесённых на службе Империи».

В качестве примера была взята битва 18 века так как на данный момент наиболее детально проработана компьютерная военно-историческая стратегическая игра «Казаки - последний довод королей». В виртуальной реальности этой компьютерной игры мы создали вышеописанную битву. Отряд польской кавалерии у меня почти всегда умудрялся захватить все четыре батареи испанцев, но только в том случае если я постоянно приказывал польским кавалеристам следовать к следующей батареи после того как они вырубали занятую. Это приходилось делать потому, что кавалеристы пытали напасть на более близких испанских стрелков, а не атаковать следующую батарею. Проигрывая очередной раз битву я понял, что поляки никогда бы не захватили все четыре батареи если бы испанцы стреляли из пушек ядрами. В связи с тем, что ядро, бывали случаи, могло прошить насквозь около десяти человек, а картечь застревала в первых рядах. Например, участник бородинской битвы Ф. Сегюр пишет, что русская кавалерия «двигалась сплошной массой, в которой наши ядра прорезали глубокие и широкие борозды...». Подумав я нашел еще несколько способов, как можно было победить в этом бою, но давайте спросим: «Смог бы ты победить в этом бою Наполеона?».

  • Не знаю... Нет! Скорей всего нет!

  • Почему? - спросите Вы

  • Потому, что это мне сейчас понятно, что сделали французы, каковы шансы испанцев, а тогда. Я на месте испанского полководца не ожидал бы такой атаки и т. п. В последнее время иногда слышу от стратегических геймеров, что они могли бы легко выиграть ту или иную историческую битву, но представить этих теоретиков в роле командующего хотя бы взводом не могу. Потому, что послать насмерть взвод нажатием, правой клавишей мышки, это одно, а уговорить солдат взвода пойти и умереть это совсем другое. Если бы мои оппоненты вспомнили Лоуренса Аравийского (имея в виду, что он был историком, археологом, а потом показал себя блестящим стратегом и полководцем) то я бы сказал, что это исключение только подтверждающее правило. Например приведу два отрывка из его книги «Семь столпов мудрости». «Мне хотелось, чтобы вся железнодорожная линия была разрушена в одну минуту, но работа, казалось, замерла. Армия уже выполнила свою задачу; Нури Саид расставлял пулеметы вдоль вала Арара, чтобы отразить всякие вылазки из Дераа. Но почему не продолжалось уничтожение железнодорожного пути?

Я кинулся вниз и застал египетский отряд капитана Пика за завтраком. Я онемел от изумления при виде этой картины.»

«Дела шли хорошо, и у Фейсала появилась надежда на решительный успех (имеется в виду в сражении с турками), когда внезапно левый фланг заколебался и остановился в нерешительности. Под конец он показал спину неприятелю и беспорядочно отступил к лагерю. Фейсал, находившийся в центре, галопом примчался к Расиму и крикнул тому, что племя джухейма разбито и что он должен спасать пушки. Расим запряг их и пустился рысью проч. За ним устремились войска. Фейсал и го челядь составляли тыл, они осмотрительно двинулись к Янбу, оставив на поле битвы племя джухейна под начальством его вождя, шерифа Абд эль-Керима, моего прежнего проводника.

Когда я дослушивал печальный крнец истории и вместе с Фейсалом проклинал измену братьев Бейдави, у дверей появилась суматоха и Абд эль-Керим пробился сквозь толпу рабов, кинулся к балдахину, поцеловал в знак приветствия шнуры головного покрывала Фейсала и сел возле нас. Фейсала затаив дыхание взглянул на него и спросил:

- Ну как?

Абд эль-Керим рассказал про смущение, возникшее при внезапном бегстве Фейсала, и про то, как они с братом и доблестными соплеменниками всю ночь сражались с турками, одни, без артилерии, пока не стао невозможным удерживать пальмовую рощу и им также пришлось отступить. Его брат с половиной всех мужчин племени как раз входят в ворота города. Остальные рассеялись вверх по вади Янбу в поисках воды.

- А зачем ты отступил к лагерю в тылу нас во время битвы? - спросил Фейсал.

- Только для того, чтобы приготовить себе чашечку кофе, - сказал Абд эль-Керим. - Мы сражались от восхода солнца до сумерек, очень устали и очень хотели пить.

Мы с Фейсалом покатились со смеху. Затем мы пошли посмотреть, что можно было предпринять для спасения города.»

Как видно из этих отрывков, что сражения вопреки желаниям организаторов могут проигрываться и из-за «чашечки кофе», на мой взгляд прекрасный сюжет для рекламы этого напитка. Возможно ли технически воплотить эту или тысячи других возникающих «чашечек кофе» реальности в виртуальной реальности?


Вот мы подошли и к самому главному отличию компьютерных игры от реальности - игнорированию психологии, человеческого фактора. В стратегической компьютерной игре игрок похож на теоретика. Теоретик имеет дело с идеализированными объектами так же и игрок имеет дело не с настоящими солдатами и т. п., а с идеализированными солдатами. У этих солдат нет страха, воли, боли их дома не жду дети и жены и т. п. Обратите внимание, что в виртуальной реальности места подвигу польских шеволежеров нет. Почему? Потому, что когда поляки шли в атаку в виртуальной реальности не было: «к подножию этой выигрышной для испанцев позиции,.... Однако густой туман, крайне пересеченная местность и упорное сопротивление испанцев не позволяли... Первая атака захлебнулась... К 11 часам утра дело так и не сдвинулось с места. Пехотинцы лишь медленно продвигались по флангам, ведя напряжённый бой. Утренний туман рассеялся. Император подъехал на дистанцию ружейного выстрела к испанской позиции и, не обращая внимание на ядра и пули неприятеля, стал внимательно рассматривать его расположение в подзорную трубу... Внезапно, оторвавшись от наблюдения за неприятелем, Император ... Она показала то, что и должна была показать: ... соответственно атаковать его кавалерией - это почти безумие... выполнение его приказа невозможно.

«Невозможно?! - воскликнул Наполеон, стукнув своим стеком по луке седла. - Я не знаю этого слова!» ... приказ - атаковать...»

90% описания этой атаки занимают яркие эмоционально-психологические вставки. В момент атаки когда жизнь поставлена на кон мир окрашен ураганом эмоций. Точно так же и при настоящей атаке 90% успеха занимает психологическая составляющая потому, что будь у солдата хоть самое лучшее оружие но если он боится идти в атаку или например стрелять в противника о победе говорить не придется. Американский военный историк Маршалл в конце войны при опросах солдат выявил поразительную закономерность: во время боев всего 15% солдат пускали в ход огнестрельное оружие, то есть 85% солдат отказывались стрелять во врага. Похожая картина складывалась и во время воздушных боев. 40% вражеских самолетов было сбито всего одним процентом американских летчиков.

О причинах отсутствия боевой морали люди задумывались еще в древности. Римского писателя начала 5 века Вегеция удивляло массовое отсутствие у легионеров желания пронзить мечом противника. Большинство били мечом плашмя. Профессор Гарвардского университета Артур Нок доказывает, что точно так же обстояло дело и в Древней Греции.

Эти и многие другие факты обобщил преподаватель психологии в Американской военной академии Дейв Гроссман. Он сделал вывод: нормальный человек убивает только при чрезвычайных обстоятельствах. В нашей стране ситуация несколько иная. Насколько мне известно у нас у 30% солдат возникают вышеуказанные проблемы, но...

В сфере всего вышесказанного может возникнуть вопрос «Можно ли научится побеждая в компьютерных стратегических играх побеждать в реальности?». Безусловно научиться нельзя, но можно получить множество полезных навыков, которые могут пригодиться для победы в реальности. Вышеприведенный вопрос сродни с вопросом «Можно ли научится побеждая в компьютерных стратегических играх, побеждать в реальных межгалактических войнах?». Безусловно научиться нельзя, но можно получить множество как полезных навыков, так и бесполезных, которые могут пригодиться для победы в реальности. А также можно заиметь чувство, что ты уже побеждал в межгалактических битвах (особенно если рассматривать этот вопрос с точки зрения вариативности истории) и это чувство уверенности может помочь будущему межгалактическому стратегу или сыграть над ним злую шутку. Можно ли оспорить этот ответ. Безусловно потому, что он теоретичен, а следовательно говорит о идеализированных объектах.


литература

  1. Дижонов Андрей «Сегун - тотальная война», журнал «Империя истории», №2(2)/2002 год.

  2. Соколов Олег «Испания в огне», журнал «Империя истории», №2(2)/2002 год.

  3. Соколов Олег «Армия Наполеона», ихдательство «Империя», 2001 год

  4. Мазуркевич С. А. «Энциклопедия заблуждений. История», М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001 г.

  5. Лоуренс Аравийский «Семь столпов мудрости», Перевод с англ., Издательство Азбука, СПб., 2001 г.

  6. Переслегин по поводу вариативности истории



Похожие:

Альманах “Ф2” май 2005 iconАльманах “Ф2” май 2005
Сми появляться статьи где говориться о какой-нибудь компьютерной игре как о игре на данный момент являющийся примером наиболее достоверной...
Альманах “Ф2” май 2005 iconДокументы
1. /Гостевая - 2005 05 Май.doc
Альманах “Ф2” май 2005 iconДокументы
1. /Положение 2005 Днепр май АлыеПаруса.doc
Альманах “Ф2” май 2005 iconДокументы
1. /Май 2005 с.Шмарное. Михаил Луганцев.doc
Альманах “Ф2” май 2005 iconПрипев: Запевай, запевай Эту песню месяц май и к любимой принеси Ты слова моей любви Расскажи мне месяц май Криком первых птичьих стай и цветением садов Про мою любовь

Альманах “Ф2” май 2005 iconСеминар по организации и правилам судейства соревнования
Турнир проводится 9 и 10 апреля 2005 г в спортивном зале главного корпуса Дворца. Взвешивание и регистрация участников в 10 часов...
Альманах “Ф2” май 2005 iconДокументы
1. /Альманах-3.doc
Альманах “Ф2” май 2005 iconДокументы
1. /альманах-1.doc
Альманах “Ф2” май 2005 iconДокументы
1. /альманах-2.doc
Альманах “Ф2” май 2005 iconДокументы
1. /альманах-3.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов