Новый методологический подход в исторической психологии. Занимаясь исторической психологией по теме «реконструкция средневековой личности» icon

Новый методологический подход в исторической психологии. Занимаясь исторической психологией по теме «реконструкция средневековой личности»



НазваниеНовый методологический подход в исторической психологии. Занимаясь исторической психологией по теме «реконструкция средневековой личности»
Дата конвертации06.11.2012
Размер24.48 Kb.
ТипУчебник

Серавин А.И.

Новый методологический подход в исторической психологии.

Занимаясь исторической психологией по теме «реконструкция средневековой личности», я столкнулся с тем, что в учебниках по исторической психологии Шкуратов В.А. «Историческая психология» и Боброва Е.Ю. «Основы исторической психологии» нет четко обозначенной методологии исследований. Так в книге Шкуратова В.А. указывается на стр. 481 «Книга закончена, но предмет ее далек от завершения. Читатель легко заметит, о чем не успел сказать автор, во-первых, книга теоретическая, и вней отсутствует сведения о приемах, которыми исторические психологи получают свои данные (хотя главный прием, который я постоянно имел в виду – интерпретацию источников – «предъявить» на подобие психологической методики невозможно)». По сути говоря, методология исторической психологии не разработана. Нам известно, что были попытки ввести специализированные методы исторической психологии, такие, как метод исторической реконструкции, который базируется на способности погружения, "вчувствования", проникновения во внутреннюю жизнь людей прошлого и метод психологической реконструкции, развиваемый в последнее время в лаборатории истории психологии и исторической психологии ИПРАН (Барская А.Д., 1998 г.). В нашем методе палеопсихологической реконструкции и частично включе метод психолого-исторической реконструкции. Барская А.Д., объясняя метод психолого-исторической реконструкции, говорит о том, что задачей исторической психологии является воссоздание особенностей отдельных черт психического склада или психики в целом людей прошлого: "Главное отличие метода психолого-исторической реконструкции состоит в понимании психики людей прошлого как целостного структурно организованного единства, подчиняющегося общепсихологическим закономерностям и использование для исследовательских целей психологических моделей. Например, мы исследуем не то, что говорят герои, но то, как они это говорят и устанавливаем, что мыслительный процесс подчиняется основным, присущим современности, законам. Здесь мы принципиально расходимся с Барской А.Д., так как на наш взгляд, во-первых, воссоздать психику в целом людей прошлого невозможно, потому что мы с трудом определяем психику людей современности, во-вторых, с точки зрения нашего подхода, необходимо исследовать и то, что говорят герои, и то, как они говорят, и то, какие мы сами имеем установки, мешающие понять смысл сказанного героями прошлого. В связи со всем вышеперечисленным, метод палеопсихологической реконструкции следует понимать как своеобразный системный историко-психологический подход в изучении личности настоящего, прошлого и прогнозировании личности будущего.

Наш метод состоит из двух блоков:

  1. Метод исторической рефлексии, подметоды которого изучают наследие исследуемой эпохи т.е. исследование специфических субкультур, метод исторической реконструкции, анализ фильмов, книг и т.п. по выбранной эпохе и т.д.


  2. Аналитические методы, в которые входят: контент-анализ, психобиографические методы, методы физиогномической реконструкции, анализ рисунков, гравюр, цвета, архетиктуры, граффити, звуков, ритма, выбранной эпохи и т.д.

С нашей точки зрения, этот системный методологический подход более полно и достоверно помогает исследовать выбранную эпоху, время, культуру. Сейчас мы применяем его по теме «реконструкция средневековой личности». Новым в методе палеопсихологической реконструкции является, выделение методом исторической рефлексии существующих установок и ментальных предрасположенностей по исследуемой эпохе, что позволяет сделать более системный охват анализируемого материала.

Серавин А.И. Новый методологический подход в исторической психологии. Сборник докладов второй всеукраинской научной конференции 9-10 сентября 1999 г. – Киев: Издательство киевского университета имени Тараса Шевченко, 2000 – 150 с. (стр. 50)



Похожие:

Новый методологический подход в исторической психологии. Занимаясь исторической психологией по теме «реконструкция средневековой личности» iconМетод «палеопсихологической реконструкции». Занимаясь исторической психологией по теме «реконструкция средневековой личности»
Например, мы исследуем не то, что говорят герои, но то, как они это говорят и устанавливаем, что мыслительный процесс подчиняется...
Новый методологический подход в исторической психологии. Занимаясь исторической психологией по теме «реконструкция средневековой личности» iconСтруктура патриотического воспитания
Формирование исторической памяти. Осознание себя как части исторической общности через изучение
Новый методологический подход в исторической психологии. Занимаясь исторической психологией по теме «реконструкция средневековой личности» iconДвижение военно-исторической реконструкции в России (на примере Екатеринбургского военно-исторического клуба «Горный щит»)
Феномен российского движения военно-исторической реконструкции
Новый методологический подход в исторической психологии. Занимаясь исторической психологией по теме «реконструкция средневековой личности» iconДвижение военно-исторической реконструкции в России (на примере Екатеринбургского военно-исторического клуба «Горный щит»)
Феномен российского движения военно-исторической реконструкции
Новый методологический подход в исторической психологии. Занимаясь исторической психологией по теме «реконструкция средневековой личности» iconАвтобиографический нарратив в контексте культурно-исторической психологии ж. «Культурно-историческая психология»
«История развития высших психических функций», «Инструментальный метод в психологии», «Орудие и знак в развитии ребёнка», «Мышление...
Новый методологический подход в исторической психологии. Занимаясь исторической психологией по теме «реконструкция средневековой личности» iconПредметная неделя истории и обществознания
Задание для классов «Собери информацию об исторической личности». Игра «Последний герой»
Новый методологический подход в исторической психологии. Занимаясь исторической психологией по теме «реконструкция средневековой личности» icon1 Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса
Как отмечает Э. Трельч, «все прочие теории исторического развития выросли либо как отклонение от нее, либо как противоположение ей,...
Новый методологический подход в исторической психологии. Занимаясь исторической психологией по теме «реконструкция средневековой личности» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 «Общая психология, психологии личности, истории психологии»
Описательные характеристики психических явлений. Общее представление об объекте и предмете психологии, плюрализм подходов к решению...
Новый методологический подход в исторической психологии. Занимаясь исторической психологией по теме «реконструкция средневековой личности» iconКонспект урока в 1 «б» классе моу сош №10 Тема: «Именем Екатерины нареченный» Учитель высшей категории Стрюк С. М. 2008г
Цель: Сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края
Новый методологический подход в исторической психологии. Занимаясь исторической психологией по теме «реконструкция средневековой личности» iconВладимир Мединский о русском пьянстве, лени и жестокости
Посвящаю моему отцу, большому любителю исторической литературы, и бабушке, преподавателю истории, коим всецело обязан своим интересом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов