Творческое мышление, которое связано с нахождением принципиально новых решений icon

Творческое мышление, которое связано с нахождением принципиально новых решений



НазваниеТворческое мышление, которое связано с нахождением принципиально новых решений
Дата конвертации06.11.2012
Размер27.01 Kb.
ТипДокументы

А. И. Серавин, П. А. Шаронова

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА

Экспериментатор выбирает метод в зависимости от цели эксперимента, и старается исследовать творчество в зависимости от того, как он это творчество понимает. Объект конкретного исследования диктует метод, адекватный его изучению. В прошлом столетии творчество исследовали следующими методами: объективно-аналитический метод, формирующий эксперимент, самонаблюдение, биографический метод, контент-анализ, моделирующий эксперимент, лонгитюдное исследование, психогенетический эксперимент, констатирующий эксперимент.

Значимые результаты дали моделирующий эксперимент (например, В.Н. Дружинин, Н.М. Гнатко) и констатирующий эксперимент (Медник, Торренс, Гилфорд, Дружинин и др.).

Слабая прогностическая (М.А.Холодная и др.) и диагностическая ценность этих исследований состоит в том, что Дж. Гилфорд разделил мышление на дивергентное и конвергентное. По Гилфорду, конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта, а дивергентное мышление связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и является основой творчества. Мы решили провести пилотажное исследование с целью выявить взаимосвязь между дивергентным мышлением и творчеством. Анализ нескольких сотен определений понятия «творчество» (научных, бытовых и обиходных), показал, что ключевой характеристикой творчества является принципиальная новизна его продукта, то есть творческое мышление характеризуется поиском принципиально новых решений, что не соответствует определениям ни конвергентного, ни дивергентного мышления. Таким образом, мы пришли к выводу, что помимо этих двух типов мышления целесообразно выделить творческое мышление, которое связано с нахождением принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных», то есть не зависит от характера данных (данные могут вообще отсутствовать). Тесты Гилфорда, Торренса и др. исследуют дивергентное и конвергентное мышление, не касаясь творческого, поскольку основаны на поиске прогнозируемых решений в рамках заданных условий.

Задача теста, направленного на исследование именно творчества (а не конвергентного или дивергентного мышления) - это найти носителя уникального внесистемного продукта, создателя принципиально нового.

В рамках авторского курса мы предложили показать студентам возможности психодиагностики на примере столь сложно исследуемого предмета как творчество. На студентах четырех групп (80 человек) нами был опробован проективный тест, направленный на исследование творчества. Перед началом выполнения теста задается следующая инструкция: «Перед вами лист бумаги и карандаш.
Придумайте себе задание и выполните его на пятерку, после выполнения напишите, что в нем нового, что старого, почему вы думаете, что ваш продукт достоин пятерки, но помните, что пятерку, наивысшую отметку, получит только один из группы, тот, кто справится лучше всех и чей продукт будит уникальным, принципиально новым
». В двух из четырех групп испытуемых мы также провели некоторые элементы тестов Гилфорда, Торренса, круги Вартега. Пилотажное исследование не выявило выраженной взаимосвязи между показателями дивергентного мышления и творческого, студенты, показавшие высокие результаты дивергентного мышления, не смогли успешно выполнить проективный тест на творчество.

В целом нам представляется очевидным, что прогностичный достоверный результат в сфере исследования творчества можно получить только в случае, если из нескольких десятков тысяч школьников и студентов удастся выявить носителей уникальных творческих способностей, что до сих пор за всю историю психологических исследований творчества не было сделано. На данный момент нами разрабатывается система комплексной диагностики творчества, создание которой позволит провести подобное исследование.


Серавин А. И., Шаронова П. А. ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА. Сборник тезисов международной межвузовской студенческой научно-практической конференции «Психология 21 века») Тезисы к докладу. – СПб.: СПбГУ, 537 с. (стр. 58 - 59).



Похожие:

Творческое мышление, которое связано с нахождением принципиально новых решений iconА. И. Серавин
Конвергентное, дивергентное и творческое мышление: специфика, определения и исследования
Творческое мышление, которое связано с нахождением принципиально новых решений iconСтруктура образовательного учреждения
Сформировано творческое мышление в доступных учащимся этого возраста формой, «память становится мыслящей, а восприятие думающим»
Творческое мышление, которое связано с нахождением принципиально новых решений iconДокументы
1. /Саногенное мышление/Вина.doc
2. /Саногенное...

Творческое мышление, которое связано с нахождением принципиально новых решений iconМатериалы к беседе «как сохранить ясное зрение» Наступление нового учебного года для миллионов школьников, связано не только с получением новых знаний, но и с новыми рисками заполучить проблемы со зрением.
Наступление нового учебного года для миллионов школьников, связано не только с получением новых знаний, но и с новыми рисками заполучить...
Творческое мышление, которое связано с нахождением принципиально новых решений iconЛизинг происходит от to lеаsе сдавать внаем
Более тесные связи между продавцом и потребителем продукции появление и развитие принципиально новых источников финансирования и...
Творческое мышление, которое связано с нахождением принципиально новых решений iconСценарий проведения: Сообщение ведущего «Требования к современному уроку»
Цель проведения деловой игры: помочь учителям усовершенствовать урок, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, активизировать...
Творческое мышление, которое связано с нахождением принципиально новых решений iconЗаключение Заключение
Это связано с тем, что теоретическая физика принципиально отвергла саму идею существования эфира – мировой среды в природе. Без восстановления...
Творческое мышление, которое связано с нахождением принципиально новых решений iconПарадокс свободы выбора
Тесты Гилфорда, Торренса и др исследуют дивергентное и конвергентное мышление, не касаясь творческого, поскольку основаны на поиске...
Творческое мышление, которое связано с нахождением принципиально новых решений iconЧеловек как духовное существо. Ганич Анита
Понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разум, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных...
Творческое мышление, которое связано с нахождением принципиально новых решений icon·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-·-· Мышление развивающие игры и упражнения
Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов