Санкт-петербургский государственный университет факультет психологии «Метод палеопсихологической реконструкции» icon

Санкт-петербургский государственный университет факультет психологии «Метод палеопсихологической реконструкции»



НазваниеСанкт-петербургский государственный университет факультет психологии «Метод палеопсихологической реконструкции»
страница1/2
Дата конвертации06.11.2012
Размер464.2 Kb.
ТипДокументы
  1   2



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ


ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ


«Метод палеопсихологической реконструкции»


ВЕЧЕРНЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ

СТУДЕНТ 5 КУРСА

кафедра общей психологии

СЕРАВИН АЛЕКСАНДР ИГОРЕВИЧ

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:


ДОКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК,

ПРОФЕССОР В.М. АЛЛАХВЕРДОВ


E-mail: seravin@mail.ru


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2000


ПРЕДИСЛОВИЕ,

или почему я написал эту работу и что хотел в ней показать.


Летом этого года я сидел на веранде за обеденным столом и анализировал "Летопись великих князей Литовских". Ко мне подошел Себастьян (это происходило в ФРГ) и спросил:

- Was machst du ?(Что я делаю?).

Не буду приводить дословно наш разговор, так как довольно плохо знаю немецкий. Однако в процессе беседы я, чтобы облегчить объяснение, начал рисовать на бумаге схему исследования личности средневековья. Я не выкинул эту схему потом, а задумался над ней и мне показалось, что она поможет мне в моих исследованиях не только по теме "Реконструкция средневековой личности", но и в исследованиях по другим схожим темам. С этой мыслью пребываю до сих пор. В раздумьях над этой схемой провел много споров со знакомыми психологами и историками. В последствии эту схему - метод палеопсихологической реконструкции - стал воспринимать как своеобразный схематизированный системный подход. Со временем мне показалось, что, пользуясь этим методом, мы можем изучать своеобразие личности в любой период и даже пытаться прогнозировать ее будущее своеобразие. Обкатывая эту мысль и пытаясь получить конструктивные замечания, предложения, критику, я сделал несколько докладов по методу палеопсихологической реконструкции: в студенческом научном обществе факультета психологии СПбГУ, на II Всеукраинской конференции молодых ученых, проходившей в Киеве, на II студенческой конференции "Психология и общество" и Зимней психологической школе в Москве. Судя по этим докладам, камнем преткновения в методе является блок исторической рефлексии, и особенно - изучение специфических субкультур, в которых поклонники того или иного периода времени пытаются реконструировать и моделировать отношения наших далеких предков. Хочу напомнить, что в учебнике Бобровой Е.Ю., во втором "подпринципе" исторического масштаба говорится: "Для понимания психологического своеобразия личности, для объяснения поведения субъекта необходимо психобиографическое исследование жизненного пути человека в конкретных исторических условиях. Для объяснения группового поведения выявляется общий для членов группы жизненный опыт, производится историческая реконструкция моделей социального поведения и мировоззрения, свойственных представителям данной социальной группы".
В специфических субкультурах люди как раз и занимаются тем, что реконструируют модели социального поведения и мировоззрения (подробнее о специфических субкультурах в приложении №1).

Огромной проблемой для исторической психологии является разница в исследованиях историков и психологов в рамках этой науки. Эта острейшая проблема пока не решается, так как в рамках исторической психологии в основном трудятся историки, которые зачастую пренебрегают психологическими знаниями. С эти мне пришлось столкнуться на научных дискуссиях и конференции "Историческая психология: эпохи, социумы, этносы, люди". Все исследования в исторической психологии и доклады на конференции можно было разделить на следующие группы:

1 Исторические исследования в русле "антропологически ориентированной истории" где единицей исторических процессов является человек. Например, Гуревич А.Я., Франко Кардини, Жорж Дюби, Гумилев Л.Н., Рыбаков Б.А., и т.д.

2.Филосовские. Например: Шпенглер О., Мария Осовская и т.д.

3.Психологические.

В силу того, что я получаю базовое высшее образование на факультете психологии, естественно, что мой взгляд на историческую психологию будет несколько предвзят. Прошу учесть, работу написал психолог (студент), заявляющий о том, что на данном этапе историческая психология уже может себе позволить создать методологию. Не беру на себя смелость утверждать, что предложенная ниже методология является единственно верной. Однако, как автор, надеюсь, что это так.

___________________________________________________________

Философский словарь определяет метод (от греч. - путь, исследование, прослеживание) как способ достижения определенной цели, совокупность приемов и операций практического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету, руководствуясь своей гипотезой.

Иными словами, метод - это путь познания предмета, разложенный на определенные шаги или систему шагов.


МЕТОД "Палеопсихологической реконструкции"


Занимаясь исторической психологией по теме "реконструкция средневековой личности", я столкнулся с тем, что в основных учебниках по исторической психологии Шкуратов В.А. "Историческая психология" и Бобровой Е.Ю. "Основы исторической психологии" нет четко обозначенной методологии исследований. Так в книге Шкуратова В.А. указывается на стр.481 "Книга закончена, но предмет ее далек от завершения. Читатель легко заметит, о чем не успел сказать автор. Во-первых, книга теоретическая, и в ней отсутствуют сведения о приемах, которыми исторические психологи получают свои данные (хотя главный прием, который я постоянно имел в виду - интерпретацию источников -"предъявить" наподобие психологической методики невозможно)".

По сути говоря, методология исторической психологии не разработана. Нам известно, что были попытки ввести специализированные методы исторической психологии, такие как метод исторической реконструкции, который базируется на способности погружения, "вчувствования", проникновения во внутреннюю жизнь людей прошлого и метод психологической реконструкции, развиваемый в последнее время в лаборатории истории психологии и исторической психологии ИПРАН (Барская А.Д., 1998 г.).

Барская А.Д., объясняя метод психолого-исторической реконструкции, говорит о том, что задачей исторической психологии является воссоздание особенностей отдельных черт психического склада или психики в целом людей прошлого. "Главное отличие метода психолого-исторической реконструкции состоит в понимании психики людей прошлого как целостного структурно организованного единства, подчиняющегося общепсихологическим закономерностям и использование для исследовательских целей психологических моделей. Например, мы исследуем не то, что говорят герои, но то, как они это говорят и устанавливаем, что мыслительный процесс подчиняется основным, присущим современности, законам" (Барская А.Д., 1998).

Здесь мы принципиально расходимся с Барской А.Д. На наш взгляд, во-первых, воссоздать психику в целом людей прошлого невозможно, потому, что мы с трудом определяем психику людей современности. Во-вторых, с точки зрения нашего подхода, необходимо исследовать и то, что говорят герои и то, как они говорят и то, какие мы сами имеем установки, мешающие понять смысл сказанного героями прошлого.

Итак, в чем же сущность нашего подхода.

Напомним, что в переводе с греческого "история" звучит как рассказ о происходящем, о прошлых событиях, которые нами или современниками оцениваются как повлиявшие на ход истории.

Сначала определим, как мы понимаем историческую психологию - "направление психологии, изучающее взаимосвязи психологических и исторических феноменов. Объектом исторической психологии является множество людей (отдельные личности, социальные группы), выступающие как объекты и субъекты исторического процесса. Предметом исторической психологии являются психологические характеристики человека в зависимости от характеристик исторической эпохи: психологические особенности человека как субъекта познания и деятельности в зависимости от исторических условий, историческое своеобразие личности в данную историческую эпоху" (Боброва Е.Ю.,1996).

Психологические особенности личности в значительной мере определяются конкретно-историческими условиями ее формирования.

"Историческое своеобразие личности - комплекс психологических свойств (симтомокомплекс), характерный для личности определенной исторической эпохи и сформировавшейся под влиянием конкретно-исторических условий социализации, характеризует личность, как историческую индивидуальность (исторический тип личности)" (Боброва Е.Ю.,1997 г.).

Слово "палеопсихология" было введено Поршневым Б.Ф., в книге "О начале человеческой истории". Мы использовали его в качестве название метода, чтобы показать именно психологической направленности этого метода.

В связи со всем вышеперечисленным, метод палеопсихологической реконструкции следует понимать как своеобразный системный историко-психологический подход в изучении личности настоящего, прошлого и прогнозировании личности будущего.

Наш метод состоит из двух блоков (схема 1):

I. Метод исторической рефлексии, который изучает психологическое наследие исследуемой эпохи.

Мы решили разделить наш метод на два блока, потому что действие исторической рефлексии особо сильно проявляется в исследованиях, связанных с историческими событиями. Приведу пример из книги братьев Стругацких "Трудно быть богом": "Примерно в то же время в другом полушарии Карл Роземблюм, один из крупнейших знатоков крестьянских войн в Германии и Франции, он же торговец шерстью Пани-Па, поднял восстание мурисских крестьян, штурмом взял два города и был убит стрелой в затылок, пытаясь прекратить грабежи... А незадолго до прибытия Руматы великолепного тарана (Джереми Тафнат, специалист по истории земельных реформ) - вдруг ни с того ни с сего произвел дворцовый переворот, узурпировал власть, в течении двух месяцев пытался внедрить Золотой Век, упорно не отвечая на яростные запросы соседей и Земли, заслужил славу сумасшедшего, счастливо избежал восьми покушений, был наконец похищен аварийной командой сотрудников Института." В этой научно-фантастической повести авторы рассматривают историков, у которых, в связи со сложившейся ситуацией, появилась возможность изучать методом включенного наблюдения исторические события, близкие средневековым. И у них сразу же начало обнаруживаться предвзятое понимание этих событий, т.е. многие, изучая ход истории, пытались ее корректировать, исходя из своих моральных представлений. Они превращались из исследователей данной эпохи в ее действующих лиц. То же зачастую мы видим и в наше время, когда исследователь пытается не описывать и анализировать прошедшие события, а давать свою трактовку. Одну из других сторон этой же проблемы мы можем увидеть в нашем, зачастую предвзятом, отношении к истории, изменении трактовки событий исходя из политических взглядов, убеждений. Трактовка многих исторических событий отличается не только в различные десятилетия у нас в стране, но и от трактовки этих же событий, к примеру, гарвардскими историками. Историки сталкиваются с этим уже давно. Так "Процесс развития археологии архитектуры в Белоруссии резко затормозился после подавления царизмом восстания 1863 г. История и культура белорусского народа стала трактоваться только с монархических великодержавных и клерикантских позиций. Все публикации по истории, этнографии и краеведению преследовали откровенно шовинистические цели. Большую роль в пропаганде этих идей играла православная церковь, на укрепление позиций которой затрачивалось огромные материальные средства. Православные церкви ремонтировались и строились по всей Белоруссии. Остатки древних храмов ХI-ХII вв. рассматривались и пропагандировались как свидетельство "православной старины" и всячески противопоставлялись более поздним памятникам архитектуры, стилевые особенности которых относили к польской католической культуре. При этом время строительства многих православных храмов сознательно удревнялось... Одновременно польская буржуазная наука проводила национальную политику и рассматривала белорусские архитектурные памятники как польские или, по крайней мере, литовские." (Трусов О. А. 1998 г.). Понятно, что в историко-психологических исследованиях установки и стереотипы, имеющиеся на изучаемую эпоху у самого исследователя, оказывают сильнейшее воздействие на результаты и выводы. Ученый порой забывает слова древнекитайского философа Ляо-Дзы:


^ Вечно бесстрастный

зрит недоступность

Кто же, вечно

Во власти страстей

Зрит лишь предельное.


Становится ясно, что психологу, изучающему какие-то исторические события, необходимо исследовать возникновение и формирование стереотипов, которые имеются в обществе на исследуемый период. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что мы не критикуем поступки людей прошлого, а исследуем их действия. То есть, задаемся не вопросом правильно или неправильно они поступали, а вопросами: как они поступали?, почему так сделали?, что из этого получилось? и т.д. Утверждения и выводы, возникающие при постановке вопросов первого типа, зачастую ложны и неадекватны. Восприятие поведения другого человека, безусловно, всегда искажено в связи с особенностями личности самого эксперта. Поскольку различные эксперты будут давать различные оценки, возникает проблема измерения надежности эксперта. И, в первую очередь, на наш взгляд, вопрос надежности интерпретации эксперта лежит в осознании своих установок и стереотипов на изучаемый промежуток времени. Пример: если я изучаю особенности средневековой личности, то мне необходимо изучить бытующие в современности установки и стереотипы общества, в котором социализировался я сам, чтобы знать их и, главное, учитывать их влияние в своих экспериментах. Это следует изучать методом опроса, интервьюирования членов общества, анализировать информацию СМК и т.д. Здесь же психологу необходимо изучать формирование представлений об исследуемом периоде, начиная с анализа учебной и методической литературы как школьников так и дошкольников.

Естественно, в этот блок входит изучение и анализ культурного наследия выбранной эпохи. Например, если говорить о средневековье, то мы должны помнить и куртуазность, и открытие Колумбом Америки.

Необходимо исследовать субкультуры, такие как ролевые игры, реконструкторы, поединщики, творческие Анахронизмы и т.д., особо подвергнуть анализу популярные фильмы и книги о средневековье.

^ Все то, что нам сказал мудрец

Поймут лишь мудрецы и дураки,

Лишь половину умные поймут

Глупцы же это шуткою сочтут!

Хочу подчеркнуть значимость исследования установок в исторической психологии. Порой, читая доклад по истории или исторической психологии, сталкиваешься с тем, что, сколько бы ни говорил, какие бы доводы ни приводил, в лучшем случае аудитория не понимает тебя в худшем - высмеивает. И это происходит в силу имеющихся установок и стереотипов у аудитории. В силу этого они просто не могут понять, что ты говоришь. У меня бывали десятки случаев, когда человек после моего выступления о фехтовании в средние века говорил:

* Что бы вы мне не говорили о том, что рыцари или опытные фехтовальщики могут наносить до 8 ударов в секунду, я этому не верю. Мечи были тогда тяжелые, весили около пуда и люди были тогда богатырского сложения. Шутка ли такими "дурами" ворочать.

И это мнение у человека не менялось, даже если я говорил, что люди ели тогда хуже, ростом были ниже, сам я изучал несколько лет фехтование, сражался в реконструкторских турнирах и битвах и могу продемонстрировать от 2 до 6 ударов в секунду. Для примера брал подручные предметы (палки, зонтики и т.д.) и демонстрировал, но мои слушатели на это говорили:

* Это ерунда, я в это не верю, или давай сразимся и тогда увидим, как ты быстро умеешь махать мечем.

И я вспоминал слова Конан Дойля:

Опасно отнимать у тигрицы тигренка, а у женщины ее заблуждение.

Другой стороной в блоке методов исторической рефлексии можно выделить ряд исследований и методов, которые прямо противоположны всему вышесказанному, т.е. принципу бесстрастности исследователя. Сюда входит метод исторической реконструкции, базирующийся на способности погружения, "вчувствования", проникновения во внутреннюю жизнь людей прошлого. Эти специфические субкультуры формируются из поклонников определенных эпох. Исследователь может попробовать смоделировать необходимый для изучения мир, будь это наполеоновские войны, Тридцатилетняя война, походы викингов, гуситские войны или завоевание Рима варварами (в пример сказанному в приложении №2 приводятся заметки об участии автора в современных гуситских войнах). Погружение, "вчувствование" в изучаемую эпоху дает исследователю колоссальное количество открытий по изучаемому времени. Так, например, проводя исследования методом исторической реконструкции личности средневековья, я сделал много открытий, участвуя в мероприятиях, специализирующихся по данному времени субкультур. Я узнал, что один рыцарь - профессиональный воин - может противостоять десятку, а то и более непрофессиональных противников. Рыцарь в доспехах может наносить несколько ударов мечом в секунду, а сам поединок на холодном оружии между рыцарями редко когда длится больше двух минут и т.д. Эти знания помогают отвечать на вопрос, почему так или иначе поступали наши предки. К примеру, раньше трудно было понять, почему немецкие рыцари проиграли при Грюнвальде. Теперь понятно (можно предположить): их подвела рыцарская гордость и солнце. Стоит поучаствовать в реконструированном сражении на поле этой битвы в наше время, и ты поймешь, что даже когда войска немцев уступили часть поля польско-литовскому войску, они еще не совершили большой ошибки. Даже потом, когда они смяли свою собственную пехоту (повинуясь словам магистра: "К черту пехоту!"), полагаясь на удар кавалерии, это еще было не поражение - все равно основной удар по ним нанесло солнце. Стоит постоять в доспехах в солнечный день (тогда как противники в это время сидят в тени, отдыхая без доспехов), как вдруг понимаешь, что во время начала боя твоя сила вместе с телом жарится внутри твоего доспеха, а не сражается с противником. Тысячу раз я прочел в книгах о значении баронов и графов в средневековье, но я не понимал его и в сотой части, пока не пожил несколько месяцев у настоящего барона в настоящем замке и не побывал в замке графа в Букебурге.

В процессе наблюдения и изучения специфических субкультур, а также при использовании метода исторической реконструкции, возникает ряд проблем. Личность психолога подвергается сильнейшему воздействию со стороны изучаемых субкультур. Так я, одно время, исследуя реконструкторов и игровиков, настолько вжился в роль рыцаря, что даже забыл о том, что первоначально пришел исследовать, а не ездить на битвы, турниры и игры. В процессе работы я столкнулся с другими исследователями этих субкультур. Вместо того чтобы вступить со мной в спор и привести научное опровержение высказанных мной положений, они произносили оскорбления, мотивируя это тем, что я якобы не ездил на игры или не читал Толкина и Перумова, вызывали меня на дуэль и т.д.

Должен заметить, что несколько дуэлей все же состоялось, слава Богу, с благоприятным для меня исходом. Благодаря этим событиям, я еще сильнее почувствовал необходимость защищать личность исследователя от последствий использования методов "Включенного наблюдения" и "Исторической реконструкции". Именно для этой цели служит метод "Дубликата".

Итак, в связи со всем вышесказанным, в блоке методов исторической рефлексии, мы можем выделить 4 направления (схема 2):

1.1. Изучение специфических субкультур. Например, изучая личность средневековья (ЛС), мы проводили опросы, наблюдения, использовали метод "включенного наблюдения", интервьюировали и тестировали ролевиков, реконструкторов и поединщиков.

1.2. Метод "исторической реконструкции". Например, изучая ЛС, используя метод "включенного наблюдения", исследователь находится среди реконструкторов, ролевиков, поединщиков, участвует в их действиях, проводит самонаблюдения и самоанализ своих впечатлений.

1.3. Исследование культурного наследия выбранной эпохи, изучение влияния открытий данной эпохи на последующие события. Например, открытие в средневековье Колумбом Америки или отделение философии (как науки) от религии.

1.4. Изучение общественного мнения, стереотипов и установок об исследуемом периоде. Например, по теме ЛС проводились опросы, интервьюирование, фокус-группы, организовывался экспертный анализ книг и фильмов об исследуемой эпохе.

II. Аналитические методы.

Блок этих методов наиболее часто используется в историко-психологических исследованиях. В блоке аналитических методов мы встречаемся с определенными трудностями в классифицировании направлений. Но, тем не менее, мы выделили 5 направлений (схема 3):

2.1. Метод "физиогномической реконструкции", который включает анализ болезней, еды и т.д. выбранной эпохи, а также реконструкцию физического тела. Понятно, что болезни определенным образом сказываются на личности, но совсем другое, если мы при помощи современных технологий реконструируем физическое тело человека и можем говорить о его строении тела, характере, используя исследования Кречмера Э., Шелдона У., и т.д., делать выводы о его личности.

Далее все остальные направления можно охарактеризовать как анализ культурных ценностей.


2.2. Анализ архитектурных сооружений. Практически в любой книге по архитектуре вы можете найти упоминания о том, что значительные изменения личности ведет к изменению архитектурных сооружений.

а) Исследуя архитектурные сооружения определенного времени разных культур, мы можем судить об историческом своеобразии личности. Например, если мы рассматриваем "Киевскую Русь" то можем говорить об определенном своеобразии личности по анализу наличия определенных видов архитектурных сооружений: оборонительных, хозяйственных, культовых, административных и т.д., и отсутствию спортивных и научных.

б) Исследуя изменение архитектурных сооружений одной культуры, мы можем проследить изменения и развитие исторического своеобразия личности.

2.3. Анализ изобразительного искусства. Сейчас существует множество психологических работ по анализу изобразительного творчества.

2.4. Контент-анализ письменных источников (биографий, художественных произведений, административных документов...)

Откуда мы знаем, к примеру, историю древней Руси? Ни результаты археологических раскопок, ни актовый материал (грамоты, дипломатическая переписка, материалы княжеских или монастырских архивов), ни эпизодические сведения о Руси, извлекаемые из сочинений западноевропейских историков и путешественников, не смогут дать цельной картины нашего прошлого. Детальное знание своей истории мы получаем, в основном, благодаря бесценному материалу, содержащемуся в русских летописях. Контент-анализ письменных источников является основным используемым методом, на данное время, в историко-психологических исследованиях.

Например, анализируя летопись Великих князей Литовских, мы можем получить следующие результаты:

Таблица 1




Личные упоминания

Например: Великий князь Альгерд

Безличные упоминания

Например: Великий князь или князь.

1.Князья

341

28

2.Княгини

13

14

3.Духовенство

4

6

4.Прислуживающие в замке мужчины

14

0

5.Прислуживающие в замке женщины

0

6

Схема к таблице 1


Таблица 2




Упоминания о....

1.князьях

379

2.княгинях

27

3.простых людях работающих в замке

20

4.духовенстве

10

5.горожанах

4

6.крестьянах

2

7.войнах

34

Схема к таблице 2




Что мы видим? Центральное место в летописи принадлежит князьям, притом не князьям вообще, а конкретным личностям. То есть, здесь мы видим, что для летописца важен не только сам титул князя, но также то, с чьим именем он употребляется. С одной точки зрения, это подтверждает наше предположение о том, что в средневековье имела огромное значение личность мужчин, особенно высшего сословия, и то, что духовенство имело не такое большое влияние на общественную жизнь. На других выводах мы сейчас останавливаться не будем.

Вышесказанное подтверждает наше предположение о том, что мы знакомы с видением истории с точки зрения мужчин, и, как правило, высшего сословия.

2.5. Анализ звука выбранной эпохи.

Как-то я спросил одного знакомого немца:

- Что для тебя ностальгия?

Он мене сказал, что для него это музыка.

Исследований о связи музыки и личности известно не много, но, надеюсь, это дело будущего.

С нашей точки зрения, этот системный методологический подход более полно и достоверно помогает исследовать выбранную эпоху, время, культуру. Сейчас мы применяем его по теме "реконструкция средневековой личности". Новым в методе палеопсихологической реконструкции является включение блока методов исторической рефлексии в историко-психологические исследования, что позволяет сделать более систематизированный охват анализируемого материала.

_____________________________________________________________

*Мы в своих исследованиях пользовались материалами по средневековью восточной Европы .

  1   2



Похожие:

Санкт-петербургский государственный университет факультет психологии «Метод палеопсихологической реконструкции» iconФилологический факультет Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-петербургский государственный университет факультет психологии «Метод палеопсихологической реконструкции» iconФилологический факультет Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-петербургский государственный университет факультет психологии «Метод палеопсихологической реконструкции» iconПутешествие по Санкт Петербургу
...
Санкт-петербургский государственный университет факультет психологии «Метод палеопсихологической реконструкции» iconСанкт-Петербургский государственный университет Факультет журналистики Кафедра международной журналистики полное название дипломного сочинения

Санкт-петербургский государственный университет факультет психологии «Метод палеопсихологической реконструкции» iconСанкт-Петербургский государственный морской технический университет
Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга
Санкт-петербургский государственный университет факультет психологии «Метод палеопсихологической реконструкции» iconНовый методологический подход в исторической психологии. Занимаясь исторической психологией по теме «реконструкция средневековой личности»
В связи со всем вышеперечисленным, метод палеопсихологической реконструкции следует понимать как своеобразный системный историко-психологический...
Санкт-петербургский государственный университет факультет психологии «Метод палеопсихологической реконструкции» iconРабочая программа дисциплины
Министерство образования российской федерации санкт-петербургский государственный университет
Санкт-петербургский государственный университет факультет психологии «Метод палеопсихологической реконструкции» iconРабочая программа дисциплины
Министерство образования российской федерации санкт-петербургский государственный университет
Санкт-петербургский государственный университет факультет психологии «Метод палеопсихологической реконструкции» iconРабочая программа дисциплины
Министерство образования российской федерации санкт-петербургский государственный университет
Санкт-петербургский государственный университет факультет психологии «Метод палеопсихологической реконструкции» iconРабочая программа дисциплины
Министерство образования российской федерации санкт-петербургский государственный университет
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов