Утверждаю начальник управления icon

Утверждаю начальник управления



НазваниеУтверждаю начальник управления
Дата конвертации06.11.2012
Размер214.6 Kb.
ТипПримерная программа




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




УТВЕРЖДАЮ

Начальник управления


образовательных программ

и стандартов высшего и среднего

Профессионального образования

___________________Г.К.Шестаков

«____»__________________2004 г.


Примерная программа дисциплины


"Историческая психология"


федерального компонента цикла ОПД в ГОС ВПО второго поколения


Рекомендовано


(наименование УМО/НМС)


Председатель УМО/НМС________________________(ФИО)

(подпись)


Санкт-Петербург

2004

I. Организационно-методический раздел.


1. Цель курса “Историческая психология”, его место в системе подготовки специалиста в университете - дать студентам представление об эволюции картины мира и психологических особенностей поведения человека в различные исторические периоды, рассматривая их на протяжении всей истории человечества, с особым акцентом на население Северо-восточной Европы. В основе курса лежит утверждение, что научно-практическая деятельность выпускника университета в любой профессиональной области в значительной степени определяется содержанием и характером его исторической идентичности.


^ 2. Задачи курса – раскрыть психологическое содержание истории, проанализировать, каким образом история изменяет психологию людей, как адаптировать людей к историческим инновациям, дать практические сведения о том, как сохранить их психическое здоровье и адекватное конструктивное поведение в период глобальных экономических и политических инноваций. Для решения этих задач история представлена как исследование, проектирование, эксплуатация социальных систем - непрерывный, постоянный процесс, который оказывает прямое влияние, как на жизнь общества, так и на общественно-профессиональную работу выпускника университета.


^ 3. Место курса в системе социогуманитарного образования.

Историческая психология - направление психологии, изучающее взаимосвязи психологических и исторических феноменов. Объектом исторической психологии является множество людей (отдельные личности, социальные группы), выступающих как объекты и субъекты исторического процесса. Предметом исторической психологии являются психологические характеристики человека в различные исторические эпохи (изучение личности настоящего, прошлого и прогнозирование развития особенностей личности в будущем), стереотипы и установки людей одной эпохи относительно других эпох, психологическая сущность истории, психология исторического образования и воспитания.
Историческая психология исследует историю и поведение человека и общества на стыке философии, истории, социологии и этологии.


^ 4. Требования к освоению содержания курса.

Студент вводится в круг задач исторической психологии: раскрывает психологическое содержание истории; анализирует, каким образом история изменяет психологию людей; узнает, как адаптировать людей к историческим инновациям; получает практические сведения о том, как сохранить психическое здоровье и адекватное конструктивное поведение в период глобальных экономических и политических инноваций. Это требует от студентов основательного изучения предмета исторической психологии (психологические характеристики человека в различных исторических эпохах, стереотипы и установки людей одной эпохи относительно других эпох, психологическую сущность истории, психологию исторического образования и воспитания) и её объекта (отдельные личности, социальные группы). Подход 1 (лекция) плюс 1 (семинар) плюс 1 (практика), в распределении часов курса по темам и видам работ способствует практической и теоретической сбалансированности курса, а также дает возможность студентам проявить себя самостоятельным исследователем. История рассматривается в курсе исторической психологии, как вид трудовой профессиональной деятельности, который имеет структуру и состав, располагающий механизмом влияния на психологию общества. Даются строгие знания о том, что: Продуктом деятельности истории является система социальных отношений, которая предназначена для жизнеобеспечения общества, и в том числе - психологического состояния населения (через системы воспитания и образования). Продукт деятельности истории имеет стоимость, потому что в ее процессе происходит интенсивное расходование интеллектуальной энергии, воли, эмоций, характера людей, вовлеченных в историю. Продукт исторической деятельности имеет потребительную стоимость, которая измеряется мерой добровольной готовности общества платить за него всеми видами ресурсов, вплоть до защиты ее с оружием в руках. Предметом труда истории является состояние народа - психологическое, экономическое, социальное, демографическое и др. Содержание труда истории проявляется в сопряжении предмета труда (психического состояния населения) с целеобразованием конкретного исторического события (целеполаганием лидеров, целеустремленностью населения, целенаправленностью органов управления, целесообразностью затрат человеческих сил и человеческого материала для достижения исторической цели). Средством труда истории являются различные варианты общественного поведения: пассивное – осознание собственной исторической идентичности и активное - интеллектуальная экспансия (распространение идей, проектов), правовое регулирование (изменение законодательства), экономическое принуждение (манипулирование системой доходов и расходов) и физическое насилие (прямое подавление открытого сопротивления). Характер труда истории выражен в двух направлениях: констатация фактов, независимые экспертные оценки и выбор средств воздействия на состояния людей предполагает исключительно высокие характеристики исторических деятелей и исследователей истории - развитый самоконтроль активности, саморегуляцию работы, самоуправление поведением и самовоспитание в процессе деятельности. Технология сопряжения средств и предметов труда в истории - это психологическая технология проектирования, формирования и использования власти. Предназначение ее заключается в том, что в процессе сопряжения предмета труда истории (состояний общества) и средств труда истории (методов управления) общество удерживается в состоянии психолого-политической стабильности. В связи с тем, что история (частная и общественная) определяет поведение людей, их психическое состояние, характер и содержание собственной деятельности психологов, - их подготовка в области исторической психологии является обязательной.


II. Содержание курса.


^ 1. Разделы курса.


Раздел 1. Теория исторической психологии.

Раздел 2. Методические проблемы исторической психологии.

Раздел 3. Экспериментальные проблемы исторической психологии.


^ 2. Темы и краткое содержание.


Тема 1. Общая характеристика исторической психологии.

Историческая психология - направление психологии, изучающее взаимосвязи психологических и исторических феноменов. Объектом исторической психологии является множество людей (отдельные личности, социальные группы), выступающие как объекты и субъекты исторического процесса. Предметом исторической психологии являются психологические характеристики человека в различные исторические эпохи (изучение личности настоящего, прошлого и прогнозировании развития особенностей личности в будущем), стереотипы и установки людей одной эпохи относительно других эпох, психологическая сущность истории, психология исторического образования и воспитания. Школы и направления исторической психологии. Развитие и место исторической психологии в системе гуманитарных наук. Психологические условия существования истории человека. Смысл и роль стереотипов и установок на исторические периоды. Историческая рефлексия.


Тема 2. Этологические предпосылки исторической эволюции.

Животные социальные системы как аналог социальных систем человека. Роль гена для исторической психологии. Археология человеческих пристрастий. Игра и творчество у животных. Роль информации с точки зрения биологии. История в животном мире. Любовь и лидерство у животных. Власть и государство с точки зрения этолога. Восприятие пространства и времени у животных. Врожденное и приобретенное в общественном и индивидуальном поведении. Агрессия у животных и человека. Экологический кризис. Демографический коллапс. Ультиматум первичных факторов. Нашествия и инвазии. Коллапсирующие скопления. Государство и рождаемость. Директивное управление будущим в хаотичных системах.


Тема 3. Психологическое своеобразие исторических периодов.

Восприятие пространства и времени в различные исторические периоды. Эволюция картины мира человека с акцентом на пространственные и временные характеристики. Психологическое своеобразие исторических периодов: древние и древнейшие времена, средневековье, смутное время, XVIII век, XIX век, XX век, будущее. Восприятие других географических зон через психологическое своеобразие Северо-восточной Европы.


Тема 4. Психологические особенности виртуальных исторических реальностей.

Виртуальные реальности. Компьютерные игры и историческая психология. Многовариантность истории. Роль и место компьютерных игр в массовом сознании. Основные методы создания эффекта присутствия при помощи вычислительной техники. Психология виртуального мира. Стратегические игры. Влияние стратегических компьютерных игр на психику игрока. Исторические виртуальные реальности. Психологическая зависимость и виртуальные реальности. Моделирование исторических процессов в виртуальных реальностях. Виртуальные реальности и будущее человека. Человек реальный и виртуальный. Прогнозирование в виртуальных реальностях. Жизнь и смерть виртуальных миров.


Тема 5. Прогнозирование будущего в рамках исторической психологии.

Социальная и физическая составляющие в прогнозе. Прогноз в системах, стремящихся к превалирующей обреченности выбора («От судьбы не уйдешь»). Прогноз в русле математической парадигмы. Экспертный метод прогнозирования. Прогноз в русле пассионарных взрывов. Пространственно-временной прогноз. Психоисторический прогноз. Астрологический прогноз. Мистический прогноз. Гениальные прозрения. Прогноз в системах, стремящихся к превалирующему созданию необходимого выбора («Человек сам творец своей судьбы»). Управляемое и не управляемое будущее. Самоисполняющийся прогноз или неосознанно управляемое будущее. Прогноз в системах, стремящихся к превалирующей точке выбора («Субъективно-объективного отсчета»). Прогнозирование в виртуальных реальностях. Прогнозирование в субъективном настоящем, информационный и архаичный прогноз. Методы прогнозирования социальных систем. Директивный прогноз. Возможность прогнозирования творчества. Прогнозирование будущего как экзамен для исторического психолога.


Тема 6. Носитель информации, как основной объект исследования в исторической психологии.

Объект исследования в исторической психологии. Роль информации и источника для понимания исторического периода. Информационные вирусы в рамках исторической психологии. Информационная безопасность личности. Информация как смысл жизни. Информация и картина мира. Носитель информации. Глобализация и информация. Объективность информации. Информация в русле непрерывного настоящего. Информация как метод управления будущим.


Тема 7. Специфика исследований в исторической психологии.

Этический Кодекс исторического психолога. Элементы системы исторической психологии: исторический психолог, заказчик, объект исследования и материалы исследования. Требования к элементам системы исследования. Этические принципы научных исследований в области исторической психологии: не нанесения ущерба объекту исследования, компетентность исследователя, его непредвзятость, конфиденциальности результатов исследования. Объективно-аналитический метод. Формирующий эксперимент. Биографический метод. Моделирующий эксперимент. Лонгитюдное исследование. Психогенетический эксперимент. Констатирующий эксперимент. Контент-анализ. Самоанализ. Наблюдение. Метод включенного наблюдения для исторической психологии. Исследование политика как субъекта истории, как личности, индивидуальности и как индивида. Психологическое содержание материалов исследования: историческая картина мира, политическое мировоззрение, политическая жизненная позиция и исторический образ жизни. Проблема исторической самоидентификации человека. Зависимость инструментария от специфики исследования. Методы прогнозирования и верификации данных. Специфика исследований прошлого, настоящего и будущего в исторической психологии.


Тема 8. Примеры исследований в исторической психологии.

Изучение моделей поведения человека в различные исторические периоды. Методы исторической рефлексии: изучение специфических субкультур (опросы, наблюдения, метод "включенного наблюдения", интервью, тестирование). Метод "исторической реконструкции". Самонаблюдение и самоанализ. Исследование культурного наследия выбранной эпохи, изучение влияния открытий данной эпохи на последующие события. Изучение общественного мнения, стереотипов и установок об исследуемом периоде (массовые психологические опросы, интервьюирование, фокус-группы, экспертный анализ книг и фильмов об исследуемой эпохе). Аналитические методы. Метод "физиогномической реконструкции", который включает анализ болезней, еды и т.д. выбранной эпохи, а также реконструкцию физического тела. Анализ культурных ценностей. Анализ архитектурных сооружений. Анализ изобразительного искусства. Контент-анализ письменных источников (биографий, художественных произведений, административных документов и т. д.). Анализ звука выбранной эпохи. Методы массовых психолого-политических опросов. Прогноз развития событий и психологических особенностей человека и общества.


^ 3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.


1. Историческая психология как область знания.

2. Причины возникновения исторической психологии. Краткая история. Основные отечественные и зарубежные источники. Связь с другими науками.

3. Специфика психологии человека в различные исторические периоды.

4. Психологическая модель описания человека с точки зрения его индивидных, личностных, субъектных свойств и свойств индивидуальности.

5. Восприятие пространства и времени в различные исторические периоды.

6. Связь этологии и исторической психологии.

7. Носитель истории, психологические источники.

8. Историческая психология как профессиональная трудовая деятельность.

9. Различие и сходство виртуальных реальностей как новая историко-психологическая сущность общества.

10. Психология исторического образования и воспитания.

11. Психологический инструмент управления социальными явлениями - информация.

12. Психологические качества информации.

13. Психологические эффекты, производимые исторической информацией.

14. Возможность прогнозирования будущего.

15. Мифы и реальности исследований во времени и пространстве.

16. Проблема источника в исторической психологии.

17. Связь истории и психологии в исторической психологии.

18. Этические принципы и правила профессионального поведения исторического психолога.

19. Получение данных о субъекте и объекте истории, как о личности, индивидуальности, индивиде и субъекте. Характеристика человека по его картине мира, мировоззрению, жизненной позиции и образу жизни.

20. Измерение психологического состояния человека и общества в рамках исторической психологии. Использование теста Люшера для оценки состояний.

21. Метод психолого-социологических опросов для оценки исторической эволюции в общества.

22. Инструментарий исторического психолога.


^ 4. Примерная тематика рефератов и курсовых работ.


1. Историческая психология как наука.

2. Историческая психология как профессиональная трудовая деятельность.

3. Описание человека как носителя картины мира, мировоззрения, образа жизни и жизненной позиции.

4. Этологические предпосылки исторической эволюции.

5. Психологическое своеобразие исторических периодов.

6. Психологические проблемы изучения будущего.

7. Возможность изучения настоящего.

8. Психологическая сущность истории - целеобразование и его состав.

9. Ответственность исторического психолога за публикацию своих исследований.

10. История как система, координирующая жизнедеятельность общества.

11. Психологические особенности виртуальных реальностей.

12. Значение исследований жизни приматов для исторической психологии.

13. Живые биологические системы: сходства и различия.

14. Психологические основания для объединения людей.

15. Особенности изучения пространства и времени в исторической психологии.

16. Будущее как оно есть сейчас.

17. Историческая самоидентификация.

18. Изучение продуктов деятельности человека.

19. Методологические особенности исторической психологии.


^ 5. Примерная тематика практических работ.

1. Специфика организации и работы конференций и школ по исторической психологии.

2. Коммерческие публикации по исторической психологии.

3. Актуальные проблемы опубликования и создания монографий молодыми учеными в современных культурно-исторических условиях.

4. Глобализация как культурно-исторический феномен в рамках исторической психологии.

5. Хаос и системность в истории социальных групп приматов.

6. Социальная организация муравьев как пример организации множественных хаотичных систем.

7. Провокация - кризис сложных систем, как начало войны среди муравьев.

8. Поведение крыс в нестабильных ситуациях как способ управления будущим.

9. Иерархические особенности социальной организации гусей.

10. Люди и животные: сходство и различие в организации социальных групп.

11. Значение восприятия пространства простейшими и плоскими морскими червями в русле прогнозирования будущего в исторической психологии.

12. Специфика прогнозирование развития в виртуальных реальностях

13. Психологические предпосылки зависимости от виртуальных реальностей.

14. Виртуальные исторические реальности и историческая идентичность.

15. Управляемость и хаотичность в виртуальных исторических реальностях.

16. Многовариантность истории на примере виртуальных реальностей.

17. Моделирование истории в виртуальных реальностях.

18. Прогнозирование будущего как экзамен для исторического психолога.

19. Проблемы прогнозирования творчества.

20. Слухи как объект исследования социальных связей.

21. Сходство ментальных карт современности и средневековья.

22. Летопись как источник информации в исторической психологии.

23. Сравнительный анализ психологического портрета политика средневековья и современности.

24. Восприятие пространства и времени в средневековье.

25. Субкультуры «нового средневековья» в наши дни.

26. Специфика включенного наблюдения субкультуры реконструкторов.

27. Ролевые игры как вариант альтернативной истории.

28. Естественный эксперимент прогнозирования будущего – прогноз результатов на избирательных кампаниях.

29. Эволюция восприятия пространства и времени в эпоху средних веков на территории Северо-восточной Европы.

30. Психологические особенности жителей Витебска в начале 16-того века.

31. Изменение восприятия времени в длительных космических полетах как альтернатива смены времени и картины мира в будущем.

32. Психологический портрет князя Вячки в Хроники Ливонии.

33. Феномен князя Всеслава Чародея в русле эволюции восприятия пространства.

34. Ментальные карты Санкт-Петербурга и Москвы.

35. Изменения белых пятен на ментальных картах города (проблема строительства зданий, которые никто никогда не найдет).


^ 6. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.

1. Причины возникновения исторической психологии. Краткая история. Основные отечественные и зарубежные источники. Связь с другими науками.

2. Историческая психология как наука. Предмет, объект исторической психологии.

3. Психологическая сущность истории. Носитель истории.

4. Психология исторического образования и воспитания.

5. Психологическая модель описания человека с точки зрения его индивидных, личностных, субъектных свойств и свойств индивидуальности по Б.Г.Ананьеву и В.А.Ганзену.

6. Описание человека как носителя картины мира, мировоззрения, образа жизни и жизненной позиции.

7. Историческая психология как профессиональная трудовая деятельность.

8. История как система, психологически координирующая жизнедеятельность общества.

9. Этологические предпосылки исторической эволюции.

10.Значение этологии для исторической психологии.

11. Особенности психологии человека в древние и древнейшие времена.

12. Особенности психологии человека в средневековье.

13. Особенности психологии человека в «Смутное время».

14. Особенности психологии человека в XVIII веке.

15. Особенности психологии человека в XIX веке.

16. Особенности психологии человека в XX веке.

17. Особенности психологии человека в будущем.

18. Психологические особенности виртуальных исторических реальностей.

19. Теоретические проблемы изучения параллельных реальностей.

20. Прогнозирование будущего в рамках исторической психологии.

22. Практические проблемы изучения будущего.

23. Информация с точки зрения психологии. Психологические эффекты, производимые информацией.

24. Носитель информации как основной объект исследования в исторической психологии.

25. Этический Кодекс психолога. Участники процесса исследования и требования к ним. Этические принципы и правила профессионального поведения психолога.

26. Специфика изучения прошлого в исторической психологии.

27. Проблемы изучения настоящего в исторической психологии.

28. Особенности изучения будущего в исторической психологии.

29. Специфика изучения виртуальных реальностей.

30. Изучение продуктов исторической деятельности человека.

31. Проблемы применения метода включенного наблюдения в исторической психологии.


III. Распределение часов курса по темам и видам работ.




п/п

Н а и м е н о в а н и е


т е м и р а з д е л о в


ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия

(часов)


Самостоя-тельная

работа










В том числе













Лекции

Семинары

Практикумы




1

Раздел 1. Теория исторической психологии.

Тема 1. Общая характеристика исторической психологии.

3

1

1

1

4

2

Раздел 1. Теория исторической психологии

Тема 2. Этологические предпосылки исторической эволюции.

3

1

1

1

4

3

Раздел 1. Теория исторической психологии

Тема 3. Психологическое своеобразие исторических периодов.

7

7

-

-

4

4

Раздел 1. Теория исторической психологии

Тема 4. Психологические особенности виртуальных исторических реальностей.

3

1

1

1

4

5

Раздел 1. Теория исторической психологии

Тема 5. Прогнозирование будущего в рамках исторической психологии.

3

1

1

1

4

6

Раздел 2. Методические проблемы исторической психологии.

Тема 6. Носитель информации, как основной объект исследования в исторической психологии.

3

1

1

1

4

7

Раздел 2. Методические проблемы исторической психологии

Тема 7. Специфика исследований в политической психологии.

5

3

1

1

4

8

Раздел 3. Экспериментальные проблемы исторической психологии.

Тема 8. Примеры исследований в исторической психологии.

5

3

1

1

4



IY. Форма итогового контроля.


1. Семинарские занятия

2. Контрольные работы.

3. Рефераты

4. Экзамен.


Y. Учебно-методическое обеспечение курса.


Рекомендуемая литература (основная)


1. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.

2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

3. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. П., 1923.

4. Боброва Е. Ю. Основы исторической психологии. СПб., 1997.

5. Вассоевич А. Л. Духовный мир народов классического Востока. СПб., 1998.

6. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

7. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.

8. Демоз Лойд Психоистория. Р-на-Д, 2000.

9. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М., 1994.

10. Коул Майкл Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.

11. Крылов А.А. (Ред.) Психология. М., 2004.

12. Лоренц Конрад Агрессия. СПб., 2001.

13. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов.

14. Маерс Д. Социальная психология. СПб., 2003.

15. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000.

16. Пайпс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.

17. Серавин А. И. Занимательная историческая психология средневековья. СПб., 2002.

18. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

19. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М., 1986.

20. Шаронов В. В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997.

21. Шкуратов В. А. Историческая психология. М, 1997.

22. Шпенглер О. Закат Европы. Н., 1993.

23. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.

24. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


Рекомендуемая литература (дополнительная)


1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.

2. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб., 2000.

3. Ананьев А. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. Л., 1977.

5. Бажутина Т. О. Происхождение человека: Концепция переходных состояний развития. Н., 1993.

6. Барг М. А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., 1987.

7. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

8. Бессмертный Ю. А. Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической истории Франции. М., 1991.

9. Брушлинский А. В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1968.

10. Бурлаков И. В. Homo Gamer:Психология компьютерных игр. М., 2000.

11. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.

12. Вунд В. Элементы психологии народов. Основные черты психологической истории развития человечества. СПб., 1913.

13. Выготский Л. С. Психология искусства. Р.н.Д., 1998.

14. Выготский Л. С. Психология. М., 2000.

15. Грачев Г. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998.

16. Гудол Д. «Шимпензе в природе: поведение», М., «Мир», 1992 г.

17. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1973.

18. Докинз Р. Эгоистичный ген. М., 1993.

19. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб., 2001.

20. Кун Т. Структура научных революций. М., 1997.Ле Гроф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

21. Ламберт Д. Доисторический человек: Кембриджский путеводитель. Л., 1991.

22. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896.

23. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

24. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

25. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М., 1974.

26. Серавин Л. Н. Информация с точки зрения биолога. Л., 1978.

27. Сергеев Б. Ф. Как мозг учился думать. М., 1995.

28. Сиголе С. Преступная толпа. СПб., 1893.

29. Степанов С. С. Психология в лицах. М., 2001.

30. Тард Г. Личность и толпа. СПб., 1903.

31. Тард Г. Общественное мнение и толпа. СПб., 1902.

32. Тард Г. Публика и толпа. СПб., 1899.

33. Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. 28 президент США. Психологическое исследование. М., 1992.

34. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1966.

35. Фром Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. М., 1992.

36. Хейзинга И. Осень средневековья. Исследование форм жизненого уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1988.

37. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.,1973.

38. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

39. Юнг К. Г. Современность и будущее. Мн., 1992.

3. Перечень обучающих, контролирующих, компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.


- архивные видеозаписи и звукозаписи выступлений, интервью политических деятелей.

- собственный архив художественных и документальных фильмов исторических эпох.

-.сайты виртуальных реальностей и исторических субкультур.

_________________________________________________________________________


Программу составил

Серавин А. И.

10.08.04.




Похожие:

Утверждаю начальник управления icon«Утверждаю» Директор аоу гимназии №13 М. А. Герасимова
Начальник Управления образования Администрации Долгопрудного И. И. Хохлов
Утверждаю начальник управления iconУтверждаю: Начальник Управления
Соревнования проводятся в целях : дальнейшего развития горного самодеятельного туризма в г. Челябинске и Челябинской области, повышения...
Утверждаю начальник управления icon«согласовано» Начальник то управления Роспотребнадзора в Петровском районе Д. А. Зубков 2011г. «Утверждаю»
По муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа – детский сад»...
Утверждаю начальник управления iconУтверждаю начальник Управления образования М. В. Саранцева
Настоящее Положение определяет процедуру проведения и критерии конкурсного отбора педагогических работников Белорецкого района, реализующих...
Утверждаю начальник управления icon«Утверждаю» начальник Управления образования Администрации Чеховского муниципального района
Проведение мониторинга и создание районного банка данных состояния сети учреждений образования. Определение базовых школ
Утверждаю начальник управления iconЗакурдаев вячеслав Иванович
Одним из первых экипаж траулера стал промышлять сардину у берегов западной Африки. С 1959 года – заместитель, с 1961 года – начальник...
Утверждаю начальник управления iconМаевский витольд Михайлович
Главсеврыбпрома. В 1943 году вернулся в тралфлот – начальник отдела, начальник морской инспекции, с сентября 1956 года – начальник...
Утверждаю начальник управления icon«Согласовано» «Утверждаю»
Начальник Глава Управления образования местной администрации Терского муниципального Терского муниципального района кбр района кбр...
Утверждаю начальник управления iconУтверждаю утверждаю директор моу оош№14 Начальник одн л. А. Гуляева Абинского ровд
Совместной работы педагогического коллектива моу оош №14 с другими заинтересованными ведомствами на период 2009-2010 г
Утверждаю начальник управления icon«Утверждаю» Начальник Управления образования г. Белорецк Саранцева М. В. 2012г. Положение
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015», приказа Министерства обороны Российской Федерации и Министерства...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов