Исследование творчества А. Серавин Исследование творчества это путь к свободе выбора (Серавин А. И. Санкт-Петербург www seravin narod ru) icon

Исследование творчества А. Серавин Исследование творчества это путь к свободе выбора (Серавин А. И. Санкт-Петербург www seravin narod ru)



НазваниеИсследование творчества А. Серавин Исследование творчества это путь к свободе выбора (Серавин А. И. Санкт-Петербург www seravin narod ru)
страница1/4
Дата конвертации06.11.2012
Размер0.57 Mb.
ТипИсследование
  1   2   3   4
1. /Исследование творчества краткое изложение книги А.Серавина.docИсследование творчества А. Серавин Исследование творчества это путь к свободе выбора (Серавин А. И. Санкт-Петербург www seravin narod ru)

Исследование творчества А.Серавин

Исследование творчества – это путь к свободе выбора (Серавин А.И. Санкт-Петербург. www.seravin.narod.ru)


Золотое правило экспериментатора гласит: прежде чем обнаружить что-либо новое, не замеченное ранее другим наблюдателями, необходимо сначала сформировать новый понятийный аппарат. Объект конкретного исследования диктует метод, адекватный его изучению.

Биографы Эйнштейна повествуют об одном поучительном разговоре. Когда молодой Вернер фон Гейзенберг поделился с Эйнштейном планами создания физической теории, которая целиком основывалась бы на наблюдаемых фактах и не содержала никаких домыслов, тот с сомнением покачал головой:

- Сможете ли вы наблюдать данное явление, зависит от того, какой теорией вы пользуетесь. Теория определяет, что именно можно наблюдать.

В науке принято уважительно относиться к терминологии. Размышляя о задаче, ученый думает терминами. Между тем, каждый термин отражает старое, уже существующее представление. Термин стремится навязать традиционное, привычное видение объекта. По сути, термины – это защитные механизмы научных парадигм, показатель психологической инерции ученых.

1.1.Что же такое творчество?


Мы проанализировали 126 определений творчества. Аристотель считал, что мир вечен; в смысле времени он не имеет ни начала, ни конца. Творчество в природе есть процесс постоянного образования и разрушения, цель которого - приближение материи к духу, победа формы над материей, осуществляющаяся, наконец, в человеке. Современный Энциклопедический Словарь (1997) определяет творчество как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. В переносном смысле творением, творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующейся деятельности духа, творческой фантазии. (Краткая философская энциклопедия 1994).

Иногда авторы монографий или справочников и словарей пытались избежать трудно определяемого слова «творчество» и подходили к нему по-другому, например:

Талант – совокупность способностей (одаренность), позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью (Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. 1983).


Креативность (заимствование из англоязычной литературы, от лат. creatio – созидание) – понятие, введенное Торренсом. Обозначает способность к творчеству в широком смысле слова - способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач. Креативность, однозначно так и не определенная Торренсом, продолжает восприниматься как синоним творческой активности в любой сфере человеческой деятельности (Адаскина А.А. 2003). «Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Креативность, рассматриваемая в различных концепциях, предстает в виде частей головоломки, собрать которую целиком еще никому не удалось. Еще в 60-х гг. было описано более 60 определений креативности и, как отмечал автор, "их число растет каждый день"… Видимо, количество определений креативности, накопившееся к настоящему моменту, уже трудно оценить. Как отмечают исследователи, "процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия. Начиная с определения креативности, мы тем самым обрекаем себя на неудачу, поскольку креативность еще не концептуализирована и эмпирически не определена". Авторы одного из последних исследований определяют креативность как "достижение чего-либо значимого и нового... Другими словами, это то, что люди делают, чтобы изменить мир" (Торшина К.А. 1998).

Появление невероятно большого количества определений и их несогласованность свидетельствует о терминологическом кризисе и терминологическом поиске в этой области.

Академик Владимир Васильевич Шаронов выделял следующие виды творческой деятельности, которые могут быть представлены тремя основными группами.

А) Деятельность по выдвижению принципиально новых решений.

Б) Деятельность по детализации, конкретизации, проработке этого нового с целью определения принципиальной возможности его практической реализации.

В) Деятельность по воплощению новых идей в жизнь, их объективации в тех или иных материальных формах.

Такая классификация творческой деятельности родилась в рамках современного науковедения и относится, прежде всего, к видам научного творчества (фундаментальное, прикладное и техническое знания). Но она, по его мнению, может быть отнесена и к творчеству как таковому.

Имеющиеся в литературе определения творчества позволяют выделить некие общие его основания. Прежде всего, качественная, принципиальная новизна конечного продукта творческого акта. Во-вторых, непосредственное отсутствие этого качества в исходных предпосылках творчества. В-третьих, творчество - это деятельность.

Творчество можно классифицировать по следующим признакам:

  • субъективное, или внутреннее, до выхода из духа, и объективное, или внешнее, – после выхода из духа (В. В. Розанов «О понимании»);

  • субъективно индивидуальное (личное творчество, личная инициатива) и субъективно коллективное (народное творчество);

  • родившееся вследствие «проб и ошибок» или благодаря когнитивному познанию, в результатах которых не содержится непосредственно исходных предпосылок;

  • серое и разрешенное. Творчество контролируемое и бесконтрольное.

Ключевой характеристикой творчества является принципиальная новизна продукта, то есть творческое мышление характеризуется поиском принципиально новых решений, выходом за рамки существующей системы, что не соответствует определениям ни конвергентного, ни дивергентного мышления. Напомним, что Дж. Гилфорд разделил мышление на дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление связано с порождением множества решений на основе однозначных данных. Конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта.

Существуют два принципиальных постулата в теории творчества, поддерживаемые подавляющим числом исследователей. Первое: с точки зрения академика А. Д. Александрова, творчество есть специфическая видовая особенность человека, самым существенным образом отличающая его от животного мира. Именно способность к творчеству, то есть к созданию некоего принципиального нового качества, выделяет человека из природы, противопоставляет его природе и выступает источником труда, сознания, культуры. Второе: творчество есть одно из самых активных состояний и проявлений человеческой свободы. По своему содержанию оно тесно связано с игрой, считает академик В. В. Шаронов.

Один из основных спорных моментов - творчество имманентно присуще любому виду человеческой деятельности. Академик А. Д. Александров решительно возражает против не столь редкого в философской и психологической литературе принципиального разделения видов человеческой деятельности на творческие (креативные) и нетворческие (репродуктивные).

В связи с этим стоит вспомнить парадокс Станиславского, суть которого в том, как оценить степень творческого, нового, принципиально нового вклада актера в роль. Где грань между конвергентным и дивергентным в деятельности актера? В субъективной оценке трех равных типов экспертов: самоудовлетворении актера, его катарсической самореализации, в профессиональной оценке его коллег и критиков, в признании у зрителя, публике, журналистов. Какая из этих оценок более значима для самого актера, его творческого успеха и зрительского успех? Где их мера? В чем критерий этих оценок и его вклад в историю? Где разница между новым, личным вкладом и опытом, историей? Парадокс Станиславского – порождение субъективности оценки человеческой деятельности, – проявляет себя в любой нашей деятельности.

Считается, что новое качество – продукт творчества – возникает только тогда, когда две (или более) относительно автономные системы знания соединяются в одну новую систему. Именно их взаимодействие в рамках этой новой системы ведет к возникновению нового качества. Не случайно, в частности, именно пограничные области знания считаются наиболее творчески потенциальными, а в практической жизни – таковыми являются, как правило, переходные периоды (В. В. Шаронов 1997).

Одна из основных проблем творчества - это то, что даже в толковом словаре русского языка, где есть определение творчества, нет ни одного случая использования термина «творчество» по назначению. В 90% случаев слово «творчество» трактуется в словаре как описание жизнедеятельности человека, чью работу общество признало социально-желательной. Например: «…Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя (Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского)». В 99 случаях из 100 слово «творчество» используется как обозначение трансформации отношения общества к продукту творчества. Сейчас существует 4 типа определений творчества: бытовое творчество, как выход за рамки существующей системы в самом широком смысле, творчество как создание новых материальных и духовных ценностей, творчество как деятельность и творчество как продукт деятельности. Неоднозначность определения - суть природы творчества. Как мы видим, большинство определений характеризуют творчество как деятельность, а при использовании термина «творчество» подразумевается продукт. То есть творчество понимается как продукт, который требует признания и с которым можно познакомиться в «картинной галерее». В «картинной галерее» мы знакомимся не с творчеством, а с творениями.

Рассмотрим «бытовой» термин «творчество». Лет восемь назад я работал охранником-администратором в парикмахерской. Начальник попросил меня вызвать вечером водопроводчика, который должен был за ночь починить финскую мойку для головы, и оставил денег. Мне стало жалко расставаться с этими деньгами, а так как я все равно должен был вместе с ним сидеть всю ночь, то я решил, что для человека с высшим образованием нет ничего невозможного, и задумал починить мойку сам. Я разобрал ее и изучил строение, потом собрал, и мойка заработала. Но обнаружилось три детали, которые я не вставил. Я разбирал и снова собирал мойку всю ночь, не понимая, в чем целесообразность этих деталей. Под утро я ее все же собрал, без двух деталей, и она без поломок проработала два года. По мнению некоторых авторов, это было бы творчество, но я не вижу здесь творчества потому, что я изучал систему мойки и потом, воспользовавшись этими знаниями, починил ее. На мой взгляд, знания и умение пользоваться этими знаниями существующей системы принципиально отличается от открытия новых межгалактических систем. Недоверчивый коллега может спросить: «Не кажется ли Вам, что открытие новых межгалактических систем есть тот же вариант мойки? Ведь открытие их идет по определенным законам, выработанным людьми и при этом отсутствует элемент новизны. Здесь нет выхода за рамки системы!». В том-то и дело, что прежде чем открыть новый закон, необходимо творческое открытие. «Сидящей на земле» человек не воспринимает разнообразие межгалактические системы; прежде чем он их откроет, необходимо допустить и обосновать теоретическую возможность их существования, а потом доказать это сообществу. К сожалению, нельзя сказать, идет ли творчество поступательно от открытия к открытию, или каждое следующее творческое открытие - это другое? Вероятно, случается и так, и так. Эта проблема очень сложна для исследователей, во многом она схожа с вопросом «как происходит эволюция» - поступательно или с помощью катастроф. Творчество – это деятельность индивидуальная, а продукт деятельности коллективный, так как только в сравнении с достижениями предшественников мы можем определить принципиальную новизну, полученного продукта. По сути, новый продукт это может быть и «мойка без двух-трех деталей», но принципиальной новизны в сравнение с общечеловеческим опытом в этой мойке нету. По этому случаю вспоминаю свою дискуссию с одним профессором математики в Тольятти. Профессор считал, что на его факультете студентов учат творчеству, заставляя решать известные задачи (конвергентное мышление) новыми путями и способами (дивергентное мышление), а я говорил, что это они учат своих студентов не творчеству, а совсем иной деятельности - умению применять знания существующей математической системы. Вероятно, умение решить задачу стандартным способом – обычная осведомленность (конвергентное мышление), хорошее знание этого предмета, умение решить задачу несколькими способами – это находчивость (дивергентное мышление), а творчество - это же нечто большее, чем осведомленность и находчивость. Творчество - это выход за рамки существующей системы, то есть студент-математик должен был бы придумать некую систему, изучить её и, пользуясь своими знаниями, решить задачу из новой системы при помощи новых правил, а потом еще суметь доказать обществу, что это все было и есть. То есть мышление можно разделить на дивергентное, конвергентное и творческое.

Проблемы в определении конвергентного мышления не возникают. Например М. А. Холодная определяет «конвергентные интеллектуальные способности – в виде уровневых, комбинаторных и процессуальных свойств интеллекта – которые характеризуют один из аспектов интеллектуальной активности, направленной на поиск единственного (нормального) результата в соответствии с заданными условиями деятельности». Расплывчато определение дивергентного мышления, исследователи стараются определить его или как всё остальное, что не вошло в определение конвергентного мышления, или пытаются притянуть в это определение всё, что только возможно – эта деятельность является теоретическим и исследовательским кризисом данного понятия. «Дивергентные способности (или креативность) – это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Креативность в узком значении слова – это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле слова – это творческие, интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уллах), способность осознавать проблемы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд)» (М.А. Холодная 2002).

Основная черта творчества - это выход за рамки системы. Не обязательно слияние или пересечение систем, суть в нахождении или создании новой. Если не учитывать системный подход к пониманию творчества, то мое знание системы, как сантехника, ничем не отличается от творчества Эйнштейна. Но это же не так! Творчество Эйнштейна - это принципиально другой порядок. Необходимо разграничить бытовое понимание термина и психологическое, или ввести новый термин, который разграничивал бы истинное творчество и хорошее знание системы. Под настоящим творчеством автор всегда понимает выход за рамки.

Однако истинное творчество, которое выходит за рамки системы, требует описания его в рамках той системы. То есть как только мы определяем творчество, вгоняя в некую систему, мы его сразу же теряем. Вспоминаются слова классика «Судить художника можно только по законам, им самим созданным».

Вся работа по определению творчества мне напоминает вторую серию фильма «Место встречи изменить нельзя», когда Жеглов с Шараповым ловили карманника1 Кирпича. Он ответил следователю Жеглову то, что творчество отвечает каждый день исследователю, который пытается его конвергентно ориентированно определить.

- Так что нет у вас (уголовки) методов против Кости Сапрыкина.

Исследователи творчества его определяют точно такими же методами2, благодаря которым следователь уголовного розыска Жеглов поймал карманника Кирпича.

Если мы чего-то не можем определить, то это совсем не значит, что не можем это исследовать. Откровенно говоря, кризис развития науки в познании творчества – это кризис научной парадигмы, которая показывает свою несостоятельность. В творчестве нет парадигм.

Если мы чего-то не можем определить, то это совсем не значит, что не можем это исследовать. Откровенно говоря, кризис развития науки и в познании творчества – это кризис научной парадигмы, которая показывает свою несостоятельность. В творчестве нет парадигм. А.Н. Лук писал, что мышление постоянно оперирует размытыми, нечетко очерченными, недостаточно определенными понятиями. По мере продвижения на пути познания понятие определяется все более полно, но никогда не может быть исчерпано. Мы определяем творчество как деятельность, связанную с нахождением принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных». То есть все-таки даём определение, пускай техническое и размытое.

М. Боуэн подчеркивает, что психолог в своей практике сталкивается с широким кругом явлений, часто не вписывающихся в рамки научной логики, имеет дело с психической реальностью, основная сущность которой выражается в непредсказуемости. Все это может нарушить целостность понимания психологом реальности и, следовательно, снизить качество профессиональных действий по отношению к клиенту. Неудивительно, что многие психологи начинают осознавать неадекватность профессионального языка и способа мышления для описания психической реальности.

Мы провели сравнительный анализ типов мышления по принципу нахождения решения (таблица №1) и пришли к выводу, что, помимо двух типов мышления, выделенных Гилфордом, целесообразно выделить творческое мышление, которое связано с нахождением принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных», то есть независящее от характера данных (данные могут вообще отсутствовать). Тесты Гилфорда, Торренса и др. исследуют дивергентное и конвергентное мышление, не касаясь творческого, поскольку основаны на поиске прогнозируемых решений в рамках заданных условий, существующей системы.
Таблица№1 Сравнительный анализ типов мышления по принципу нахождения решения

Мышление

Характерная особенность

Диагностика

Прогностическая

значимость результатов

Ключевое слово

(Характеристики

успешного процесса)

Конвергентное

мышление направлено на поиск единственно верного результата

диагностируется традиционными тестами интеллекта

невозможно предсказать интеллектуальные достижений человека в реальной жизнедеятельности

осведомленность

Дивергентное

связано с порождением множества решений на основе однозначных данных

диагностируется специализированными тестами

Слабо предсказывают реальные творческие достижения человека в его обыденной и профессиональной деятельности

Находчивость, оригинальность

Творческое

связано с нахождением принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных»

диагностируется специализированным исследованием

предсказывают реальные творческие достижения человека в его обыденной и профессиональной деятельности

гениальность

Прежде чем перейти к проблеме исследованию творчества хочу ответить на два часто задаваемых вопроса.

Вы говорите о том, что при изучении творчества мы сталкиваемся с кризисом терминологии. Относительно недавно в отечественную психологию попал термин «креативность». Является ли он синонимом слова творчество?

Авторы современных публикаций, связанных с психологией творчества, действительно часто употребляют слово «креативность» вместо слова «творчество» и наоборот. Но на наш взгляд, целесообразно использовать их не как синонимы, а как самостоятельные термины, чтобы подчеркнуть разницу между деятельностью, направленной на создание объективно нового (творчество), и деятельностью, направленной на создание субъективно нового (креативность). И то, и другое понятие обозначают деятельность, выходяшую за рамки конвергентного или дивергентного мышления, однако творчество абсолютно, его продукт объективно нов и уникален, а креативность может проявиться в независимо сделанных «параллельных» открытиях и изобретениях (к примеру, тот самый велосипед, который регулярно изобретают еще со времен Леонардо Да Винчи).

1.1.1Гениальность и талант – одно и то же?


Ответ на этот вопрос я вижу в другом, давнем для психологии вопросе произвольности творческой деятельности, поставленном еще Юнгом, который писал о двух типах креативной личности: произвольном и непроизвольном. В книге Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство» Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго обдуманно; он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: его творческая деятельность бессознательна.

1.1.2Какой путь ведет к получению творческого продукта?


Путей получения творческого продукта бесконечно много. Как уже говорилось, есть ученые, которые пытаются ввести творчество в систему и сделать из него ремесло. Но по своей сути творчество – процесс внесистемный. Именно поэтому все, кто пытается систематизировать творческие продукты и на их основе создать системы обучения или поиска творчества, не могут добиться появления творческих продуктов. Каждый новый творческий продукт – это выход за рамки существующих систем.

Обучая творчеству, нужно не создавать правила и системы, а учить снисхождению к ним. Необходимо уметь сказать то же, что произнес герой фильма «Легенда о пианисте» Дэнни Будман Т.Д.Лемон 1900:

- К черту правила.

«К черту правила» как цитату оформлять, а не как прямую речь.
  1   2   3   4



Похожие:

Исследование творчества А. Серавин Исследование творчества это путь к свободе выбора (Серавин А. И. Санкт-Петербург www seravin narod ru) iconИсследование творчества А. Серавин Исследование творчества это путь к свободе выбора (Серавин А. И. Санкт-Петербург www seravin narod ru)
Золотое правило экспериментатора гласит: прежде чем обнаружить что-либо новое, не замеченное ранее другим наблюдателями, необходимо...
Исследование творчества А. Серавин Исследование творчества это путь к свободе выбора (Серавин А. И. Санкт-Петербург www seravin narod ru) iconА. И. Серавин Исследование творчества
Призываю всех к творческой откровенности1 в обсуждении возможности исследования творчества
Исследование творчества А. Серавин Исследование творчества это путь к свободе выбора (Серавин А. И. Санкт-Петербург www seravin narod ru) iconСеравин А. И., Фирсова И. А. Сравнительное исследование студентов первых курсов спбГУ
Данное пилотажное исследование было направлено на проверку этой гипотезы. В качестве первого этапа изучались основные социально-психологические...
Исследование творчества А. Серавин Исследование творчества это путь к свободе выбора (Серавин А. И. Санкт-Петербург www seravin narod ru) iconСеравин А. И. Санкт-Петербург
Теория однопаралельных субкультур: любая специфическая субкультура имеет свои однопараллельные субкультуры
Исследование творчества А. Серавин Исследование творчества это путь к свободе выбора (Серавин А. И. Санкт-Петербург www seravin narod ru) iconСеравин А. И.(seravin@mail ru)
Текст доклада на I студенческой межвузовской научно-практической конференции среди студентов Санкт-Петербурга «Психология и общество»...
Исследование творчества А. Серавин Исследование творчества это путь к свободе выбора (Серавин А. И. Санкт-Петербург www seravin narod ru) iconН. в демидова (1884-1953) Архив Николая Васильевича Демидова это не мемуары, не дневники и письма это рукописи, материалы, наброски и заметки к целой серии задуманных Н. В. Демидовым книг о творчестве актера: исследование
Н. В. Демидовым книг о творчестве актера: исследование естественных закономерностей процесса творчества актера и создание на этой...
Исследование творчества А. Серавин Исследование творчества это путь к свободе выбора (Серавин А. И. Санкт-Петербург www seravin narod ru) iconИсследование машинописных текстов
Исследование волокон и волокнистых материалов /^Исследование металлов, сплавов, металлических изделий
Исследование творчества А. Серавин Исследование творчества это путь к свободе выбора (Серавин А. И. Санкт-Петербург www seravin narod ru) icon«Эстафеты творчества». в рамках Х городского фестиваля детского и юношеского творчества «юные таланты московии»
«Эстафета творчества», прошедшая под девизом «Радость природы» в эколого-биологическом жанре, номинация –«Природа южного округа»
Исследование творчества А. Серавин Исследование творчества это путь к свободе выбора (Серавин А. И. Санкт-Петербург www seravin narod ru) iconПарадокс свободы выбора
Тесты Гилфорда, Торренса и др исследуют дивергентное и конвергентное мышление, не касаясь творческого, поскольку основаны на поиске...
Исследование творчества А. Серавин Исследование творчества это путь к свободе выбора (Серавин А. И. Санкт-Петербург www seravin narod ru) iconПроективный тест на исследование творчества
Раздайте бумагу формата А4 и ручки (лучше, если каждый испытуемый сам возьмет у вас бумагу, поскольку то, как вы положите листок...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов