Психолого – педагогические техники о компенсировании дефицитах в подготовке к обучение грамоте гл ас д-р Евгения Минкова Тополска кафедра „Дошкольное и начальное образование” icon

Психолого – педагогические техники о компенсировании дефицитах в подготовке к обучение грамоте гл ас д-р Евгения Минкова Тополска кафедра „Дошкольное и начальное образование”



НазваниеПсихолого – педагогические техники о компенсировании дефицитах в подготовке к обучение грамоте гл ас д-р Евгения Минкова Тополска кафедра „Дошкольное и начальное образование”
Дата конвертации11.09.2012
Размер129.44 Kb.
ТипДокументы

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ О КОМПЕНСИРОВАНИИ ДЕФИЦИТАХ В ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ


гл. ас. д-р Евгения Минкова Тополска

кафедра „Дошкольное и начальное образование”

Департамент информации и усовершенствования учителей при

Софийском университете „Св.Кл.Охридского”

Болгария

e-mail: etopolska@abv.bg


В Республике Болгарии принято дошкольное детство включать периода с трех до семи лет. Детям, которым исполнилось 6 лет, обязаны посещать подготовительную группу в детском саду или подготовительный клас в школе.

Подготовка детей к обучение грамоте регламентированна в Государственных образовательных требованиях. В образовательном направлении „Болгарский язык и литература” учебное содержание конкретизированно по отношению формирования языково–говорных и графических умениях. Известно, что в целях развития процессов „кодирования” и „декодирования” букв при писании и чтении указанное учебное содержание недостаточно. Необходима основа когнитивных процессов, на которой строятся языково–говорных и графических умениях. Развитие когнитивных процессов, не определяется как учебное содержание и, следовательно, остается вне Государственные образовательные требования. Трудностей детей в подготовке к обучению грамоте часто проявляются именно в когнитивных процессов. Например, наличие дефицита внимания в дошкольном возрасте создает трудности в подготовке ребенка к чтению и письму. Позже, в школьном возрасте, эти проблемы влияют на создание способность для обучения. Эсть возможность чтобы появятся дислексию и дисграфию. Дошкольный возрост является сензитивным периодом в развитии ребенка. Любое пренебрежение проблем, связанный с развитием ребенка в этом возрасте, оказывает негативное воздействие на его развитие в будущем. В этом контексте, своевременная и адекватная педагогическая поддержка в дошкольном детстве имеет важнейшее значение для детей с дефицитом в познавательной деятельности и графомоторной активности.

Мы считаем, что обследование психологический механизм подготовки к обучение грамоте очень необходим. В дошкольном возрасте эсть детей, у которых сохранены сензорика, моторика и интелект, но все таки дети встречают трудностей в обучение. Проблемы этих детей остаютстя скрытые, потому что у них нет дефекта. В специальной педагогике дифициты называют затруднения. Затруднения остаются скритые и поэтому детские учителей открывают трудно.
Рекомендуем следующий протокол, который позволяет обследовать психологической механизм подготовки к обучение грамоте детей 6-7 лет:


^ Протокол об обследовании подготовке к обучение грамоте


имя ребенка

возраст

детский сад


Познавательная деятельность и графомоторная активность в подготовке к обучение грамоте

/процессы и умения/

Характеристики познавательной деятельности и графомоторной активности в подготовке к обучение грамоте



Выражение наблюдаемых характеристик

Результаты

начало учебного года

конец учебного года

да

нет

да

нет




  1. Внимание




концентрация и устойчивость

Следит ли только глазами 6 переплетенных линии с начала до конца?














объем

Восстанавливает ли расположение 2-3 элементов в квадрате сети из 9-16 квадратов?













распределенность и переключение

Ставит ли каждый из 3 различных знаков в определенной графичной фигуре?
















  1. Восприятие





зрительное

Различает ли 3 переплетенных контурных фигуры?














слуховое

Отличает ли только по слуху шум /звук от знакомых предметов?














пространства

Ориентируется ли в направлении сторон листка тетради?














времени

Возпроизводит ли после слухового восприятия ритмической фигуры из 4 ударов?














движения

Возпроизводит ли после демонстрации сложной фигуры движением пальцами и кистью рук?
















  1. Память





зрительная

Открывает ли воспринятые раньше 2 серии из 3 реальных изображений среди 16 картинок?














слуховая

Запоминает ли 6 из 7 слухово воспринятых слов до 3–х опытов?














моторная

Воспроизводит ли на листе графичную фигуру, изображенную в воздухе ведущей рукой?
















  1. Мышление




сравнение

Открывает ли 3 разницы в пара /двое/ илюстраций?













анализ и синтез

Расставляет ли 6-7 сюжетных картинок в логическую последовательность?













обобщение

Открывает ли лишный объект в группе из 4 знакомых объектов?













сериация

Сохраняет ли заданную последовательность в чередование графических элементов?













класификация

Класифицирует ли знакомые объекты по виду /дикие и домашние животные/?













  1. Мелкая /тонкая/ моторика

повторяющиеся движения обеих рук

Воспроизводит ли после показа повторяющиеся движения обеих рук?













  1. Графические умения

воспроизводство графических фигур по образцу

Воспроизводит ли графические фигуры по образцу?
















  1. Говорные умения




слуховое дифференцирование речевые звуки

Слухово дифференцирует ли речевые звуки, которые близки по произношению?













правильное произношение звуков

Произносит ли правильно звуки, которые формируются онтогенетично поздно /с,з; ш, ж; р,л; ч, ц/?













конструирование и продуцирование речевых единиц

Конструирует ли повествовательный текст по серии сюжетных иллюстраций?
















  1. Языковые умения






анализ и синтез языковых единиц


Ориентируется ли в смыслоразличительной функции фонемы?













Имеет ли умения слогового анализа и синтеза?













Дифференцирует ли слова в предложении?













Дифференцирует ли предложения в тексте?















Результаты этого протокола должни рассчитываться по формуле, для оценки соотношения K:


K = m/n,


где m количество правильных ответов и n является общая сумма всех ответов.


Представленный протокол позволяет получить не только количественный результат, а четкое представление о характере и степени трудности в подготовке к обучение грамоте. Этот протокол используется в начале учебного года. Выявленные недостатки тщательно анализируются, и на этой основе создается развивающая педагогическая технология, в соответствии с образовательным потребностям конкретного ребенка. Ведущие образовательные цели в этой педагогической технологий ориентированны к компенсированию установленных дефицитах. Это означает, что будут предусмотренны дополнительные упражнения для тех процессов и умений, в которых установленны значительные трудности.


^ Примерные упражнения для развитие внимания


Лабиринт”


Упражнение требует от ребенка, чтобы найти правильный путь с начала и до выхода в лабиринте. Это упражнение развивает концентрацию и устойчивость внимания.


Найди букву А”


Ребенку показывается лист с графическими элементами, выписанных в разных цветах. Среди графических элементов дается печатно выписанная буква А. Требуется чтобы ребенок открыл и округлил карандашом букву А. Это упражнение используется для затверждения изображения печатной буквы А и развития концентрации и устойчивости внимания.


^ Фрукты и овощи”


Ребенку предоставляется лист с нарисованными фруктами и овощями. Инструкция дана, чтобы ребенок округлил желтым цветом банан, красным - яблоко и зеленым - капусту. Это упражнение используется для развития разпределенности и переключения внимания.


^ Примерные упражнения для развития восприятия


Найди место”


Ребенку дается игрушка /кукла/ с инструкцией поставить ее „на стул”, „на стол”, „на ковер” и т.д. Последовательно вводятся и другие предлоги и наречия, называющие место: „под”, „над”, „сзади”, „перед”, „вверх”, „вниз” и т.д. Упражнение изпользуется для развития восприятия пространства.


^ Угадай объект”


Учитель исполняет звуковой сигнал с известными материалами /бумага, стекло, дерево, нейлон/ и требует чтобы ребенок их узнал. Упражнение изпользуется для развития слухового восприятия.


^ Примерные упражнения для развития памяти


Повтори слова”


Учитель произносит несколько слов и просит ребенка повторять их. Постепенно увеличивается количество слов - с 5 до 7-8 слов. Упражнение способствует развитию памяти слуха.


^ Повтори фигуру”


Учитель „выписывает” движением руки в воздухе фигуру. Требуется чтобы ребенок повторил фигуру „выписывая” ее в воздухе. Упражнение помогает развивать моторной памяти.


^ Примерные упражнения для развития мышления


Закончи рисунок”


Ребенку дается возможность закончить рисунок изпользуя последовательность графических элементов в определенных цветах – дорисовать плитки в бане, орнаменты витрины и другое. Упражнение изпользуется для развития операции мышления - сериация.


^ Постави в ряд рисунки”


Используются иллюстрации из знакомых сказок. Ребенку показываются иллюстрации, которые отображают основные моменты сюжета знакомой сказки и взыскивается сортировать их последовательно. В начале используються 3 иллюстрации, а потом их брой увеличаеться до 6-7. Этим упражнением развивается операции мышления анализа и синтеза.


^ Примерные упражнения для развития графомоторной активности


Сделай как меня”


Учитель выполняет пальцами и кистью рук фигуру объекта, который знаком ребенку. Объект может представлять животное или предмет. Инструкция заключается в том, что наблюдая образец учителя, ребенок должен повторить фигуру. Упражнение развивает мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.


^ Закончи фигуру”


Ребенку предлагается лист с нарисованной фигурой и с другие фигуры с пропущенными элементами. Взыскивается с ребенка, наблюдая образец, закончить фигуру добавляя в нее пропущенные элементы. Упражнение пользуется для развития графических умений.


^ Примерные упражнения для развития говорных умениях


Выбери картинку”


Ребенку предлагаются предметные картинки. Слова, с которые называются эти предметы, близки по произношению /мак – лак, роза – лоза/. Учитель произносит названия, а ребенок выбирает предметные картинки. Упражнение пользуется для развития слуховое дифференцирование речевые звуки.


^ Назови картинку”


В это упражнение тоже используются предметные картинки. Ребенок надо произносит что нарисовано на картинке. Упражнение пользуется для развития правильное произношение речевых звуков.


^ Примерные упражнения для развития языковых умениях


Выдумай слово”


Ребенок надо выдумать слово, которое начинает с фонему А. Это упражнение развивает у ребенка умения для фонемный анализ. Упражнение можно использовать и в другой вариант – ребенок выдумать, слово, которое окончает с фонему А.


^ Сколько слова”


Учитель читает предложение. Ребенок надо поставить в ряд столько ленточки, сколько слова в предложении. Упражнение развивает у ребенка умения для словесной анализ предложения.


Предложенные упражнения входят в развивающую педагогическую технологию. Имея в виду, что технология предназначена детям с дефицитам, надо выбират такие темы, которые знакомы детям. Теми можно выбират из разделы „Озакомление с природой”, „Изобразительное искусство” и т.д. Важно чтобы в каждой занятии учитель развивает у ребенка те процессы и умения, которые строят психологический механизм чтении и письма. Например, эсли для ребенка с дефицита внимания сегоднья учитель выбрал упражнения для концентрации и устойчивости внимания, для следующее занятие учитель можно выбрать упражнения для распределеность и переключение. Такой подход обеспечивает с одной стороны, компенсирование дефициты в познавательной деятельности и графомоторной активности, а с другой стороны – затвердение представлении об изучаемое учебное содержание других разделах.




Похожие:

Психолого – педагогические техники о компенсировании дефицитах в подготовке к обучение грамоте гл ас д-р Евгения Минкова Тополска кафедра „Дошкольное и начальное образование” iconКонцепция умк "Перспективная начальная школа"
Д. Б. Эльконина—В. В. Давыдова, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция содержания непрерывного...
Психолого – педагогические техники о компенсировании дефицитах в подготовке к обучение грамоте гл ас д-р Евгения Минкова Тополска кафедра „Дошкольное и начальное образование” icon2. Дошкольное образование
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Психолого – педагогические техники о компенсировании дефицитах в подготовке к обучение грамоте гл ас д-р Евгения Минкова Тополска кафедра „Дошкольное и начальное образование” iconОсновные общеобразовательные программы, реализуемые в моу «Начальная школа – детский сад» с. Ножкино за счет бюджетных средств
...
Психолого – педагогические техники о компенсировании дефицитах в подготовке к обучение грамоте гл ас д-р Евгения Минкова Тополска кафедра „Дошкольное и начальное образование” iconРегламент предоставления муниципальной услуги «Дошкольное образование»
«Дошкольное образование» (далее – муниципальная услуга), являются муниципальные образовательные учреждения муниципального района...
Психолого – педагогические техники о компенсировании дефицитах в подготовке к обучение грамоте гл ас д-р Евгения Минкова Тополска кафедра „Дошкольное и начальное образование” iconПсихолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В.
...
Психолого – педагогические техники о компенсировании дефицитах в подготовке к обучение грамоте гл ас д-р Евгения Минкова Тополска кафедра „Дошкольное и начальное образование” iconДокументы
1. /Обучение грамоте.doc
Психолого – педагогические техники о компенсировании дефицитах в подготовке к обучение грамоте гл ас д-р Евгения Минкова Тополска кафедра „Дошкольное и начальное образование” iconРезолюция первого районного форума «Дошкольное образование муниципального образования Павловский район: основные тенденции развития»
На первом районном форуме «Дошкольное образование муниципального образования Павловский район: основные тенденции развития» активно...
Психолого – педагогические техники о компенсировании дефицитах в подготовке к обучение грамоте гл ас д-р Евгения Минкова Тополска кафедра „Дошкольное и начальное образование” iconДокументы
1. /Обучение грамоте.doc
Психолого – педагогические техники о компенсировании дефицитах в подготовке к обучение грамоте гл ас д-р Евгения Минкова Тополска кафедра „Дошкольное и начальное образование” iconМосковская духовная академия кафедра Истории русской религиозной мысли
Жизнеописание князя евгения николаевича трубецкого
Психолого – педагогические техники о компенсировании дефицитах в подготовке к обучение грамоте гл ас д-р Евгения Минкова Тополска кафедра „Дошкольное и начальное образование” iconУрок по физической культуре в 5а классе Тема: «Бросок мяча»
Обучение техники ловли и передачи мяча; технике ведения мяча на месте, техники броска мяча с места в кольцо
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов