Изменение механизма финансирования системы общего образования icon

Изменение механизма финансирования системы общего образования



НазваниеИзменение механизма финансирования системы общего образования
Дата конвертации10.12.2012
Размер49.76 Kb.
ТипПресс-релиз

Изменение механизма финансирования системы общего образования

Пресс-релиз


В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений» № 123-ФЗ от 7 июля 2003 года областной бюджет на 2004 год предусматривает изменение механизма финансирования системы общего образования.

Чтобы наглядно представить изменения, обусловленные принятием закона, необходимо кратко описать ситуацию, существовавшую ранее.

В каждом муниципалитете ежегодно поступают собственные доходы в местный бюджет. Большинство муниципалитетов нашей области являются дотационными, то есть собственных средств им не хватает на покрытие всех текущих расходов. Муниципальное руководство получало дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности от областной администрации.

Объем дотации устанавливался на основании методики, принимаемой вместе с Законом об областном бюджете. В соответствии с данной методикой в дотации предусматривались расходы на содержание и развитие образовательных учреждений, однако муниципалитет самостоятельно принимал решение о распределении полученных из областного бюджета средств по ведомственной структуре расходов (образование, культура, здравоохранение, коммунальное хозяйство и т.д.). При этом не всегда сохранялся расчетный объем средств на образование. Фактически на территории области не было единого подхода по установлению доплат и надбавок, размера надтарифного фонда и т.п.; учителя из разных районов оказывались в существенно неравных условиях.

Таким образом, бюджет сферы образования в каждом муниципалитете представлял собой больший или меньший процент консолидированного бюджета, то есть деньги в образование направлялись частично – муниципальные, частично – областные. В каждом районе и этот процент, и областная доля в нем были различны, и определялось это не только уровнем дотационности района, но и отношением главы районной администрации и местных депутатов к образованию.

Федеральный закон № 123 от 7 июля 2003 года четко разграничивает полномочия в сфере финансирования образования, оговаривая, какие именно затраты должны осуществляться за счет различных уровней бюджетов. В части областного бюджета - это расходы на обеспечение выполнения государственного стандарта: заработная плата учителям за гарантируемое государством обучение и приобретение требующегося для этого учебного оборудования.

Во исполнение закона рассчитан региональный норматив соответствующих расходов в расчете на одного учащегося, различный для городской и сельской школы. Причем в нынешнем году областной норматив определен в расчете на фактически сложившуюся в области среднюю наполняемость классов в городе и на селе – соответственно 23,8 и 13,7 человек. Областной норматив для городских учащихся превышает федеральный более чем на 1000 руб.
(19%), а для сельских – более чем на 2400 руб. (25%).

На практике расходы из областного бюджета в 2004 году по оговоренным законом статьям возрастают (таблица 1). Если в 2002 году на эти цели выделено 613,7 млн. руб., в 2003 году – 678,6 млн. руб., то в нынешнем году этот расход составит 843,0 млн. руб. Рост к уровню 2002 года составляет 229,3 млн. руб. (37,4 %), к уровню 2003 – 154,4 млн. руб. (24,2 %). Из представленных цифр видно, что в объеме данной субвенции предусмотрены все повышения, произошедшие за два года. Так, инфляция на материальные затраты за данный период составляет 25%, повышение учительской зарплаты – 33%.

Анализ расходов на учебные цели (таблица 2), выявляет увеличение на 47,6 млн. руб. (в 2,3 раза) по сравнению с 2002 годом и на 29,2 млн. руб. (в 1,5 раза) к уровню 2003 года. Закладываемый в субвенцию объем учебных расходов вместе со средствами, предусмотренными Программой развития образования (46,5 млн. руб. на текущий год) позволит на условиях софинансирования с муниципалитетами обеспечить полноценную реализацию стандарта.

При формировании субвенции на 2004 год мы понимали, что при введении нового механизма финансирования нельзя ломать сложившуюся систему. Поэтому планирование расходов на первые 9 месяцев текущего года осуществляется на основе кассовых расходов за 2002 год с применением повышающих коэффициентов на зарплату (33%) и на инфляцию учебных расходов (25%, в том числе 12% за 2002 год, 13% за 2003 год). Планирование на остальные 3 месяца велось на основании региональных нормативов и численности учащихся по состоянию на 1 сентября 2004 года с учетом повышающих коэффициентов на зарплату, установленных на сегодняшний день федеральным законодательством (обучение учащихся с задержкой психического развития, работа в классах коррекционного обучения, лицеях, гимназиях, сельских школах).

Эти средства направляются в муниципалитеты в виде целевой субвенции, а не дотации. Фактически теперь глава муниципального образования не может деньги, предназначавшиеся на закупку школьных приборов и пособий, направить на отопление или ремонт дорог, как это было возможно при системе дотаций.

Остальные образовательные расходы – коммунальные платежи, обеспечение учителей бесплатным топливом, текущий и капитальный ремонт школьных зданий, являющихся, кстати сказать, муниципальной собственностью, подвоз – несут муниципалитеты.

В этой новой финансовой ситуации муниципалитетам стало выгодно рационально использовать имеющиеся ресурсы, не распылять их, а концентрировать.

Дело не только и не столько в том, что содержать отдельную школу-девятилетку, в которой учится 40 детей, если в трех-пяти километрах стоит ненаполненная однокомплектная школа, в каждый класс которой можно безболезненно добавить 5-6, а то и 10-15 учеников, расточительно. Содержание каждого класса обходится в 185 тысяч рублей. Эта сумма может пойти не на поддержку ситуации, когда школа влачит жалкое существование, а на организацию более качественного учебного процесса. Ведь малая наполняемость школы почти всегда сочетается с низким качеством предоставляемых образовательных услуг: отсутствием квалифицированных преподавателей, оборудованных спортзалов, мастерских, столовых, коммунальными удобствами на уровне позапрошлого века, не говоря уже о специализированных кабинетах и достаточном количестве компьютеров.

Однако речь не шла и не идет о закрытии школ. Ни одна школа не может быть закрыта без воли на то жителей территории. Речь о разумной оптимизации образовательной сети, об изменении статуса и взаимоотношений между школами. Причем все эти вопросы находятся в ведении учредителя – руководства муниципалитета.

Нельзя не сказать о том, что в условиях отсутствия четко зафиксированных финансовых обязательств по стандартной, конституционно-гарантированной образовательной услуге, в течение последних лет муниципалитеты шли по затратному пути, отрасль искусственно раздувала расходы на содержание сети. При составлении проектов бюджетов эта потребность учитывалась по сети, которая сложилась «исторически», в которой уменьшилось количество детей, но не уменьшилось число занятых. Именно поэтому, несмотря на то, что с 1996 по 2003 год число учащихся в школах области сократилось на 20 тыс. человек или 15%, число классов только на 476 единиц или 8%, а число занятых в отрасли выросло. Этот же факт подтверждают расходы по фонду оплаты труда. Так, при тенденции сокращения численности учащихся расходы по заработной плате росли (количество учащихся сократилось за период с 2000 по 2003 год на 11,5 тыс. человек или 10%, расходы по заработной плате (в условном пересчете на уровень заработной платы 2000 года) возросли на 5 %).

Здесь важно подчеркнуть, что финансируются из областного бюджета не образовательные учреждения, а расходы по реализации госстандарта на каждого ученика. Если муниципалитет нашел более эффективный способ предоставления образовательных услуг, это никоим образом не может повлечь за собой уменьшение субвенции на эти цели из областного бюджета.


Управление образования администрации Калининградской области







Похожие:

Изменение механизма финансирования системы общего образования iconПриказ №5 о введении методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников моу «оош №9»
Системы оплаты труда и стимулирования работников муниципальных образовательных учреждений Губкинского городского округа, реализующих...
Изменение механизма финансирования системы общего образования iconПриказ №60/3 Об организации системы муниципального мониторинга реализации основных направлений модернизации образования
В соответствии с письмом №8772/031 от 16. 08. 2010г. Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О внедрении...
Изменение механизма финансирования системы общего образования iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной...
Изменение механизма финансирования системы общего образования iconПриказ №34/1 Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся
Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализации комплексного проекта модернизации образования...
Изменение механизма финансирования системы общего образования iconКомплекс мер по модернизации в 2012 году общего образования Саратовской области Оглавление: Раздел I
I. Текущее состояние системы общего образования Саратовской области
Изменение механизма финансирования системы общего образования iconКомплекс мер по модернизации в 2012 году общего образования Саратовской области Оглавление: Раздел I
I. Текущее состояние системы общего образования Саратовской области
Изменение механизма финансирования системы общего образования iconМоделирование языкового механизма
«черного ящика» структура описывает устройство специализированных функциональных блоков центральной нервной системы. [Павлов, утеуш]....
Изменение механизма финансирования системы общего образования icon6 Качество комплекса мероприятий по обновлению системы повышения квалификации работников общего образования
Писание модели обновленной системы повышения квалификации работников общего образования, финансово-экономическое обоснование, аннотированный...
Изменение механизма финансирования системы общего образования iconМинистерство образования Правительства Саратовской области
Новодубровка (далее Учреждение), реализующего образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего...
Изменение механизма финансирования системы общего образования iconМуниципальное задание Категории потребителей муниципальной услуги
Предоставление начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования и дополнительного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов