Аптека предоставляет покупателям скидки icon

Аптека предоставляет покупателям скидки



НазваниеАптека предоставляет покупателям скидки
Дата конвертации10.12.2012
Размер160.71 Kb.
ТипЗакон


"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1


АПТЕКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ПОКУПАТЕЛЯМ СКИДКИ


Понятие "скидка" отсутствует как в гражданском, так и в налоговом законодательстве. По традициям делового оборота торговая скидка обозначает ту сумму, на которую снижается продажная цена товаров, реализуемых покупателям.

Руководители аптек преследуют различные цели, предоставляя скидки. Поэтому существует множество видов скидок, которые аптека может предоставить своим покупателям.

В результате снижения продажной цены доходы продавца уменьшаются. Однако, аптечное учреждение достигает другие, не менее важные цели. Например, привлекаются новые покупатели и повышаются продажи. А это, в свою очередь, ведет к завоеванию более выгодных позиций на рынках сбыта, формированию положительного имиджа аптеки. Кроме того, таким образом аптека увеличивает оборачиваемость денежных средств, в результате чего растет ее прибыль.


Виды скидок, предоставляемых покупателям


При предоставлении тех или иных видов скидок аптеки могут преследовать различные цели: увеличение объемов продаж, расширение рынков сбыта, привлечение новых покупателей, увеличение оборачиваемости денежных средств и т.д. Следовательно, существуют различные виды скидок, каждая из которых обеспечивает достижение поставленной цели в той или иной степени. В данной статье мы рассмотрим следующие виды скидок:

- сезонные скидки. Аптека может снизить цены на некоторые лекарства в связи с сезонным падением спроса. Например, на противопростудные препараты летом или на медикаменты против солнечных ожогов зимой;

- скидки в новогодние, рождественские праздники и выходные дни, в определенные часы спада торговли в аптеке;

- скидки на вторую покупку в случае немедленного приобретения;

- скидки на товары с истекающим сроком годности. Соблюдение сроков годности лекарственных средств - важнейшее условие безопасности и эффективности лечения. Просроченные медикаменты продавать запрещено, поэтому на лекарства, срок реализации которых близится к концу, аптеки снижают цену;

- по некоторым изделиям медицинского назначения можно снижать цены и в связи с потерей товарного вида (например, помятая упаковка и пр.);

- скидки на новые препараты, продвигаемые на рынок.

В любом случае порядок снижения цен и назначения скидок необходимо оговорить в приказах об учетной и маркетинговой политике.


Бухгалтерский учет скидок


Согласно п.
13 ПБУ 5/01 <1> аптеки могут вести учет товаров по стоимости их приобретения или по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок). Выбор подходящего варианта является правом аптечного учреждения и отражается в учетной политике аптеки (п. 5 ПБУ 1/98 <2>).


--------------------------------

<1> Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01".

<2> Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98".


При учете продаж лекарственных средств с предоставлением скидок в случае, если аптека ведет учет товаров по стоимости их приобретения, проблем в учете не возникает. Запись на стоимость проданных товаров делается такая же, как и при их продаже без предоставления скидок: Дебет 90/2 "Себестоимость продаж" Кредит 41 "Товары" - на стоимость проданных товаров по ценам приобретения.

Разница заключается в том, что в кассу выручка поступает в меньшем размере (на сумму предоставленной скидки), чем при продаже без скидки. Данный факт будет иметь место и при продаже товаров с предоставлением скидок, когда эти товары учитываются по продажным ценам. Однако здесь возникают трудности при составлении проводки на стоимость проданных товаров, поскольку в этом случае появляется как минимум два вида продажных цен:

1) продажная цена без скидки;

2) продажная цена с учетом скидки.

Если аптека учитывает товары по продажным ценам и не предоставляет покупателям скидки, то в конце месяца обороты по дебету и кредиту счета 90 "Продажи", как правило, одинаковы, поскольку данный счет кредитуется (на сумму выручки, поступившей в кассу) и дебетуется (при списании проданных товаров) на одну и ту же сумму.


Пример 1. Аптека ведет учет по продажным ценам. В кассу аптеки поступила выручка от продажи лекарственных средств - 25 000 руб. Скидки покупателям аптека не предоставляет. Наценка на проданные лекарственные средства - 2200 руб. Расходы на продажу составили 1500 руб.

Бухгалтер аптеки сделает следующие записи:


Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.


Получена выручка от продажи лекарственных
средств


50

90/1

25 000

Списаны лекарственные средства по учетным
ценам


90/2

41

25 000

Списана реализованная наценка (способом
"красное сторно")


90/2

42

(2 200)

Списаны расходы на продажу

90/2

44

1 500

Отражен финансовый результат

90/9

99

700


Однако при торговле со скидками в течение месяца у счета 90 "Продажи" появляется дебетовое сальдо, равное сумме скидок, предоставленных покупателям. Эти скидки можно ежедневно списывать проводкой: сторно: Дебет 90/2 "Себестоимость продаж" Кредит 42 "Торговая наценка".

Данную проводку для сокращения учетных записей можно и не делать. По окончании месяца после расчета и списания реализованной торговой наценки счет 90 "Продажи" будет иметь кредитовое сальдо, показывающее валовую прибыль от продажи товаров. Правда, это сальдо будет меньше расчетной величины реализованной наценки (на сумму предоставленных скидок).

Проблема заключается в необходимости пересчета выручки (стоимости проданных товаров со скидкой) в стоимость товаров по учетным (продажным) ценам для составления проводки на списание проданных товаров. Для обеспечения такого пересчета стоимость проданных товаров со скидками следует отражать на отдельном счетчике ККМ, а потом для пересчета использовать формулу:


Тупц = В / (100 - С) x 100,


где Тупц - стоимость проданных товаров по продажным ценам без учета предоставленных скидок;

В - выручка, поступившая в кассу при продаже товаров со скидкой;

С - величина скидки в процентах.


Пример 2. Аптека "Будем здоровы" ведет учет по продажным ценам. В ее кассу поступила выручка в размере 18 000 руб. от продажи лекарственных средств со скидкой 10%. Первоначальная наценка на проданные лекарственные средства установлена расчетным путем и составляет 5000 руб.

Рассчитаем стоимость проданных лекарственных средств по учетным продажным ценам, используя вышеприведенную формулу: Тупц = 18 000 руб. / (100 - 10) x 100 = 20 000 руб.

В данном случае бухгалтер аптеки должен сделать следующие записи:


Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.


Получена выручка от продажи лекарственных
средств (с учетом скидки)


50

90/1

18 000

Списаны лекарственные средства по учетным
ценам


90/2

41

20 000

Списана реализованная наценка (способом
"красное сторно")


90/2

42

(5 000)


Пример 3. Для ускорения продажи солнцезащитных кремов аптекой "Будем здоровы" принято решение при покупке солнцезащитного крема 150 мл выдавать покупателю подарок - детский солнцезащитный крем 50 мл. Продажная цена солнцезащитного крема 150 мл - 120 руб., покупная цена - 100 руб. Продажная цена детского солнцезащитного крема 50 мл - 36 руб., покупная цена - 30 руб.

Бухгалтер аптеки сделает следующие записи:


Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.


В момент прихода товара

Оприходован солнцезащитный крем 150 мл

41

60

100

Начислена торговая наценка по
солнцезащитному крему 150 мл


41

42

20

Оприходован солнцезащитный крем 50 мл

41

60

30

Начислена торговая наценка по
солнцезащитному крему 150 мл


41

42

6

В момент продажи товара

Отражена выручка от продажи солнцезащитного
крема 150 мл


50

90/1

120

Списана стоимость солнцезащитного крема
150 мл


90/2

41

120

Списана реализованная наценка по
солнцезащитному крему 150 мл (методом
"красное сторно")


90/2

42

(20)

Списана покупная стоимость детского
солнцезащитного крема 50 мл


91/2

41

36

Сторнирована реализованная торговая наценка
детского солнцезащитного крема 50 мл


91/2

42

(6)


Налоговые риски при предоставлении скидок


При определении цены продажи (приобретения) товаров со скидкой для целей налогообложения следует руководствоваться ст. 40 НК РФ. Общее правило относительно порядка определения цен товаров для целей налогообложения устанавливается п. 1 ст. 40 НК РФ, согласно которому если иное не предусмотрено данной статьей, то для целей налогообложения принимается цена товаров... указанная сторонами сделки. При этом устанавливается, что пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы могут контролировать ценообразование, если отклонение от обычных цен составляет 20% и более. Доказав отклонение, они могут доначислить налог на прибыль, НДС и пени по ним исходя из рыночных цен на соответствующие лекарства (п. 3 ст. 40 НК РФ).

Налоговые органы в рамках контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

- между взаимозависимыми лицами;

- по товарообменным (бартерным) операциям;

- при совершении внешнеторговых сделок;

- при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода.

Какой период можно считать непродолжительным? Ответ на этот вопрос дает Минфин в Письме от 18.07.2005 N 03-02-07/1-190: для целей ст. 40 НК РФ непродолжительным периодом времени может быть признан период времени, определенный на основе исследования конкретных обстоятельств экономической деятельности налогоплательщика, повлекших отклонение применяемых налогоплательщиками цен, учета особенности реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и специфики таких товаров, работ, услуг. Так, например, колебаниями рыночных цен может быть обосновано отклонение более чем на 20% применяемых налогоплательщиками цен идентичных (однородных) товаров в пределах месячного срока (30 дней).

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 ст. 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. Следовательно, рыночную цену при сделках между невзаимозависимыми лицами (в данном случае - аптекой и покупателем) определяют с учетом скидок.

В той же ст. 40 НК РФ приведены причины, по которым можно предоставлять такие скидки. При определении цены в целях налогообложения не учитываются скидки, обусловленные:

- сезонными или иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

- потерей качества или иных потребительских свойств товарами;

- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Это означает, что при снижении цены на 20% и более в связи с приближением истечения срока годности лекарства аптека вправе считать цену со скидкой рыночной.

Во избежание разногласий с налоговыми органами аптеке рекомендуется в своей учетной и маркетинговой политике обосновать снижение продажных цен на лекарства.


Оформление предоставления скидок


Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

При переоценке товаров как в сторону повышения цен (дооценка), так и в сторону снижения (уценка) следует руководствоваться порядком переоценки товаров, изложенным в Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5 (далее - Методические рекомендации).

Сезонные скидки, а также скидки, предоставленные покупателям в связи с потерей товаром потребительских качеств, истечением срока годности или реализации товара, оформляются распорядительным документом - приказом руководителя аптеки (п. 9.28 Методических рекомендаций). В случае уценки на основании этого приказа специальная комиссия составляет акт на уценку товаров по унифицированной форме N МХ-15, которая утверждена Постановлением Госкомстата России от 09.08.1999 N 66.

Обратите внимание: согласно ст. 31 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" продажа лекарственных средств, пришедших в негодность, а также лекарственных средств с истекшим сроком годности запрещается.

Акт составляется и подписывается в двух экземплярах ответственными лицами специальной комиссии. Один экземпляр направляется в бухгалтерию, второй передается материально ответственному лицу для хранения или прилагается к товарной накладной для продажи уцененных товаров по более низким ценам. В табличной части акта для каждого наименования ТМЦ указывают процент уценки, цену до и после уценки, разницу в цене, сумму и причину уценки, признаки понижения качества.

Скидки нужно предусмотреть в маркетинговой политике фирмы. Маркетинговую политику составляют как приложение к учетной политике. В маркетинговой политике нужно подробно описать все виды планируемых скидок. По каждой скидке необходимо четко указать, в каких случаях она предоставляется и как рассчитывается.

Политика скидок должна быть составной частью маркетинговой политики и сочетаться с финансовой. Скидки - это один из аспектов ценообразования, а оно является пограничной областью между финансами и маркетингом. Именно поэтому поспешное установление скидок на тот или иной товар или услугу может повредить и маркетинговой, и финансовой сторонам бизнеса.

Чтобы к документу не было претензий, можно использовать в нем определения из п. 3 ст. 40 НК РФ. Например, можно прописать, что аптека продвигает новые товары или завоевывает новые рынки сбыта. Скидки, которые не подходят под эти определения, можно обосновать стремлением привлечь новых клиентов и, соответственно, повысить продажи.

При оформлении скидок на лекарственные средства с истекающим сроком годности в маркетинговой политике по видам лекарственных средств можно указать:

- причину снижения цены. Следует уточнить, что цена реализации снижается на 20% или более в целях увеличения объема продаж лекарства, срок годности которого приближается к концу. Кроме того, надо подчеркнуть, что после истечения срока годности такое лекарство нельзя реализовать (ст. 31 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах"), что может повлечь убытки для учреждения;

- процент, на который снижается цена реализации;

- сроки, при наступлении которых аптека снижает цены на 20% или более, а именно за сколько дней (месяцев) до истечения срока годности препарата на него снижается цена.

Более того, каждый случай снижения цены (предоставления скидки) лучше оформлять отдельным приказом руководителя аптечного учреждения. При таком документальном подтверждении скидок аптека может использовать цену реализации лекарства с истекающим сроком годности, сниженную на 20% и более, для исчисления НДС и налога на прибыль.

При предоставлении иных скидок (в определенные часы работы, при покупке товаров на определенную сумму и т.д.) также необходимо их обосновать в маркетинговой политике. В ней нужно подробно описать все виды планируемых скидок. По каждой скидке необходимо четко указать, в каких случаях она предоставляется и как рассчитывается. На основании маркетинговой политики можно разработать более подробные документы о предоставлении скидок. В них нужно отразить конкретные цены, размеры и период применения скидок.


В.А.Лесникова

Эксперт журнала

"Аптека: бухгалтерский

учет и налогообложение"

Подписано в печать

17.01.2008




Похожие:

Аптека предоставляет покупателям скидки iconСумма денег, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным

Аптека предоставляет покупателям скидки iconПрограмма обменных выездов групп учащихся образовательных учреждений (однодневная) Программу предоставляет управление образованием муниципального образования Павловский район
Программу предоставляет управление образованием муниципального образования Павловский район
Аптека предоставляет покупателям скидки iconНочь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет

Аптека предоставляет покупателям скидки iconДокументы
1. /АПТЕКА НА ГРЯДКАХ.doc
Аптека предоставляет покупателям скидки iconДокументы
1. /Божья аптека. Лечение глазных болезней.pdf
Аптека предоставляет покупателям скидки iconПринято
Каждая обыкновенная акция Общества предоставляет акционеру – ее владельцу одинаковый объем прав
Аптека предоставляет покупателям скидки iconМоу «Лицей №3» предоставляет новую форму получения среднего (полного) общего образования в 2009-2010 учебном году
Моу «Лицей №3» предоставляет новую форму получения среднего (полного) общего образования в 2009-2010 учебном году экстернат
Аптека предоставляет покупателям скидки iconXv республиканская заочная олимпиада школьников по биологии, экологии, химии
Задание №1. Существуют выражения: «Лесная кладовая», «Лесная аптека». Что вы об этом знаете?
Аптека предоставляет покупателям скидки iconАкция!!! Скидки на вакансии до 25%. Тел.: 8-499-940-95-35
Редакция специализированной газеты о работе «Альтернатива. Рижское направление» предлагает Вам разместить объявления о наборе персонала...
Аптека предоставляет покупателям скидки iconКаталог минусовок
Все минусовки в основном оригиналы. Стоимость одной минусовки 5$. При заказе оптом скидки вплоть до 1 $ за шт. Отправка на ваш e-mail...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов