Ю. М. Лермонтов введение в июле прошлого года Президентом РФ был подписан Федеральный закон icon

Ю. М. Лермонтов введение в июле прошлого года Президентом РФ был подписан Федеральный закон



НазваниеЮ. М. Лермонтов введение в июле прошлого года Президентом РФ был подписан Федеральный закон
страница1/17
>Ю.М.Лермонтов<><><><><><><>ВВЕДЕНИЕ<><><><><><><>В июле прошлог
Дата конвертации03.11.2012
Размер3.77 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


"Издательство "ИндексМедиа", 2007


НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ ПО-НОВОМУ


Ю.М.Лермонтов


ВВЕДЕНИЕ


В июле прошлого года Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ).

Указанным Законом внесены принципиальные изменения в порядок взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Изменения коснулись практически всех форм взаимоотношений, формирующихся между налогоплательщиком и налоговым органом.

При этом основной блок поправок был внесен в процедуры проведения мероприятий налогового контроля. Содержание и порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок были пересмотрены полностью, урегулирована процедура истребования документов у налогоплательщика, закреплены требования к оформлению результатов налоговых проверок. Прописан принципиально новый порядок обжалования результатов налогового контроля.

О важности таких изменений свидетельствует то, что налоговые проверки всегда являлись и являются главным камнем преткновения между налоговыми органами и налогоплательщиками, и именно данные вопросы порождают наибольшее количество налоговых и судебных споров.

В соответствии с п. 1 ст. 87 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) налоговые органы проводят два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

В соответствии с п. 2 ст. 87 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

А исходя из положений ст. 6 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. Закона N 137-ФЗ) <*> такой контроль признается одной из главных задач налоговых органов.

--------------------------------

<*> Далее по тексту нормы НК РФ и иных нормативных актов приведены в редакции Закона N 137-ФЗ без дополнительного об этом уточнения.


Исходя из изложенного и ввиду того, что основные положения Закона N 137-ФЗ вступили в силу с 01.01.
2007, рассмотрение вопроса о проведении таких мероприятий налогового контроля, как налоговые проверки, сегодня как никогда актуально.



Глава I. КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА


Процедура проведения камеральной налоговой проверки


Процедура проведения камеральной налоговой проверки установлена в ст. 88 НК РФ. Здесь следует отметить, что ранее редакция этой статьи содержала всего пять абзацев, теперь же данная процедура в значительно большей степени регламентирована и урегулирована нормами НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.


1. Основание проведения камеральной налоговой проверки


Исходя из анализа положений п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка может проводиться лишь на основе налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, как прямо указано в данной статье.

Такие выводы подтверждаются и судебной практикой. Так, например, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.04.2006 N А19-22256/05-11-Ф02-1900/06-С1 суд отмечает, что не могут являться основанием проведения камеральной налоговой проверки сведения о реализации налогоплательщиком товара и получении выручки, полученные налоговым органом по запросу от банка, в котором налогоплательщику открыт расчетный счет. При этом налоговая декларация и документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, налогоплательщиком в налоговый орган не представлялись. Суд пришел к выводу, что при непредставлении налогоплательщиком сведений о своей деятельности в установленном порядке путем подачи налоговой декларации у налогового органа отсутствовали основания для проведения камеральной проверки, оценки сведений о поступлении денежных средств на счет налогоплательщика в банке, проверки оснований перечисления и существа операций, по которым поступила оплата.

К аналогичным выводам приходит ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 25.04.2006 N А19-13909/05-40-Ф02-1735/06-С1, указывая, что необходимым условием для проведения камеральной налоговой проверки является представление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации за соответствующий налоговый период.

Исходя из сказанного нарушение порядка проведения камеральной налоговой проверки является основанием, влекущим прекращение всех правовых последствий материалов такой проверки, иными словами, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по результатам камеральной проверки, если эта проверка проведена с нарушением норм законодательства о налогах и сборах.

Аналогичные выводы изложены в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.03.2006 N А19-33031/05-18-Ф02-1206/06-С1, от 11.10.2005 N А19-31874/04-24-Ф02-4954/05-С1.


2. Представление налоговой декларации

для камеральной проверки


2.1. Понятие налоговой декларации


В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Обязанность представления налогоплательщиком налоговых деклараций в налоговые органы вытекает из пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ, по которому налогоплательщик обязан представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Абзацем 2 п. 1 ст. 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.


2.2. Понятие расчета


Понятия "расчет авансового платежа" и "расчет сбора" введены в НК РФ Законом N 137-ФЗ.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 80 НК РФ расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа.

Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу.

Согласно абз. 4 п. 1 ст. 80 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) расчет сбора представляет собой письменное заявление плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено НК РФ.

При этом НК РФ установлено, что расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу, а расчет сбора - в случаях, предусмотренных частью второй НК РФ применительно к каждому сбору.


2.3. Срок представления налоговой декларации

для камеральной проверки


Как установлено ст. 80 НК РФ, налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

В специальных статьях части второй НК РФ устанавливаются конкретные сроки представления налоговой декларации по каждому налогу.

Так, по налогу на добавленную стоимость налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ (п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими два миллиона рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 6 ст. 174 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ).

Вышеуказанные два положения утрачивают силу с 01.01.2008.


По акцизам


Налоговые декларации подаются в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, - представляют декларации не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным (п. 5 ст. 204 НК РФ).


По налогу на доходы физических лиц


Плательщиками налога на доходы физических лиц налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ).


По единому социальному налогу


Налоговая декларация представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим представление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган ПФР (п. 7 ст. 243 НК РФ).


По налогу на прибыль


Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. п. 3 - 4 ст. 289 НК РФ).


Внимание! Исходя из вышеизложенных норм для каждого вида налога установлен свой срок подачи декларации.

Если налогоплательщик не подаст декларацию в установленный законодательством о налогах и сборах срок, то на него будет наложен штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ. Ответственность за непредставление налоговой декларации более подробно рассмотрена в гл. III настоящего Пособия.

При исчислении срока представления налоговой декларации необходимо учитывать тот факт, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).


Внимание! Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным. Такой вывод подтверждает судебная практика (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.07.2005 N А19-27904/04-30-Ф02-2970/05-С1).


2.4. Порядок представления налоговой декларации

(расчета) для камеральной проверки


В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Внимание! Необходимо заметить, что Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 268-ФЗ) данный пункт ст. 80 НК РФ изложен в новой редакции.

Так, абз. 8 п. 4 ст. 1 Закона N 268-ФЗ установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Исходя из вышеизложенного данное положение конкретизирует упомянутую норму Закона N 137-ФЗ и НК РФ, указывая на необходимость представления вместе с налоговой декларацией (как в бумажной, так и в электронной форме) всех предусмотренных законодательством о налогах и сборах документов.

Кроме того, Законом N 268-ФЗ налогоплательщикам предоставлено право представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации, в электронном виде.

В абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ закреплена норма, согласно которой налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего года превышает 100 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Однако следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 8 ст. 7 Закона N 137-ФЗ норма, указанная в п. 3 ст. 80 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ), применяется до 01.01.2008 в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность которых по состоянию на 01.01.2007 превышает 250 человек.

Данное положение подтверждено Письмом Минфина России от 19.09.2006 N 03-02-07/1-252, в котором, в частности, указано, что в случае если среднесписочная численность работников организации-налогоплательщика на 01.01.2007 превысит 250 человек, то налогоплательщик должен будет представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговые органы в электронном виде в том числе по месту нахождения его обособленных подразделений.

А в Письме Минфина России от 29.12.2006 N 03-02-07/1-364 финансовое ведомство развивает вышеуказанную позицию, указывая, что налогоплательщик-организация, в состав которого входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, и среднесписочная численность работников которого за 2006 г. превышает 250 человек в целом по организации (вне зависимости от фактической численности работников в ее обособленных подразделениях), обязан в 2007 г. представлять в налоговые органы по месту учета налогоплательщика налоговые декларации (расчеты) в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Исходя из вышеуказанных норм численность работников конкретного обособленного подразделения не влияет на обязанность обособленного подразделения представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде в случае, если среднесписочная численность работников всей организации удовлетворяет установленным в п. 3 ст. 80 НК РФ требованиям.


Внимание! Абзацем 9 п. 4 ст. 1 Закона N 268-ФЗ данная норма также изложена в новой редакции, по которой налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Исходя из изложенного обязанность представлять налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в электронном виде, по общему правилу, распространяется и на вновь созданные организации с момента вступления в силу Закона N 268-ФЗ.


Внимание! При этом нормами Закона N 268-ФЗ уточнен порядок уведомления налогового органа о численности работников налогоплательщика. Так, абз. 10 п. 4 ст. 1 Закона N 268-ФЗ закрепляет, что сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

Законом N 268-ФЗ прямо установлено, что указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Что касается 2006 г., то п. 7 ст. 5 Закона N 268-ФЗ установлено, что налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за 2006 г. превышает 250 человек, представляют сведения о среднесписочной численности за 2006 г. в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя) в течение одного месяца со дня вступления в силу Закона N 268-ФЗ.


Внимание! Пунктом 3 ст. 80 НК РФ установлено, что налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Абзацем 11 п. 4 ст. 1 Закона N 268-ФЗ данный пункт изложен в новой редакции, которая действует с 01.01.2008 и согласно которой налогоплательщики, отнесенные в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с НК РФ, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность представления налоговых деклараций (расчетов) по установленным форматам в электронном виде, по общему правилу, с момента вступления в силу Закона N 268-ФЗ распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Заметим, что до вступления в силу Закона N 137-ФЗ для всех категорий налогоплательщиков представление отчетности в электронном виде было правом, а не обязанностью налогоплательщика.


Пример. Налоговый орган не мог отказать в приеме отчетности на бумажных носителях (см. Письмо МНС России от 22.06.2004 N 06-5-03/866), так как сдача налоговой отчетности в электронном виде была правом, а не обязанностью налогоплательщика (см. Письмо Управления МНС России по г. Москве от 25.12.2003 N 11-11н/71480).


Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность в электронном виде представляются согласно положениям ст. 80 НК РФ, а также ст. ст. 13 и 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Регламенту принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденному Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76, Порядку представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденному Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, а также Методическим рекомендациям об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



Похожие:

Ю. М. Лермонтов введение в июле прошлого года Президентом РФ был подписан Федеральный закон iconПредпринимателям и руководителям предприятий! Центр юридического содействия предпринимательству торгово-промышленной палаты г. Набережные Челны и региона «Закамье»
Президентом Российской Федерации в один день вместе с новым Арбитражным процессуальным кодексом РФ подписан и Федеральный Закон «О...
Ю. М. Лермонтов введение в июле прошлого года Президентом РФ был подписан Федеральный закон iconПринят Государственной Думой 8 июня 2005 года Одобрен Советом Федерации 22 июня 2005 года статья 1 Внести в Федеральный закон
«о внесении изменений в федеральный закон "о лицензировании отдельных видов деятельности", федеральный закон "о защите прав юридических...
Ю. М. Лермонтов введение в июле прошлого года Президентом РФ был подписан Федеральный закон iconВ. В. Путин подписал Федеральный закон
Этот закон был принят Государственной Думой 11 мая 2007 г и одобрен Советом Федерации 25 мая 2007 г. Закон вступит в силу через 90...
Ю. М. Лермонтов введение в июле прошлого года Президентом РФ был подписан Федеральный закон iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений в статьи 1 и 15 федерального закона
Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года n 114-фз "О противодействии экстремистской деятельности" (Собрание законодательства...
Ю. М. Лермонтов введение в июле прошлого года Президентом РФ был подписан Федеральный закон iconПринят Государственной Думой 16 сентября 2003 года Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года Настоящий Федеральный закон
Настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых главой 12 установлены иные сроки и порядок вступления в силу,...
Ю. М. Лермонтов введение в июле прошлого года Президентом РФ был подписан Федеральный закон iconПринят Государственной Думой 26 ноября 2004 года Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2004 года статья 1 Внести в Федеральный закон
Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года n 63-фз "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Собрание...
Ю. М. Лермонтов введение в июле прошлого года Президентом РФ был подписан Федеральный закон iconПеречень федеральных документов по организации и проведению егэ в 2012 году. Федеральный Закон «О внесении изменений в Закон Российской федерации «Об образовании»
Федеральный Закон «О внесении изменений в Закон Российской федерации «Об образовании» и Федеральный Закон «О высшем и послевузовском...
Ю. М. Лермонтов введение в июле прошлого года Президентом РФ был подписан Федеральный закон iconПринят Государственной Думой 5 апреля 2001 года Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года Настоящий Федеральный закон
Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной...
Ю. М. Лермонтов введение в июле прошлого года Президентом РФ был подписан Федеральный закон iconПринят Государственной Думой 13 января 1999 года Одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года Настоящий Федеральный закон
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных...
Ю. М. Лермонтов введение в июле прошлого года Президентом РФ был подписан Федеральный закон iconПринят Государственной Думой 16 сентября 2003 года Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года Настоящий Федеральный закон
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы