Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет в 2006 году icon

Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет в 2006 году



НазваниеОсновные средства: бухгалтерский и налоговый учет в 2006 году
страница1/16
Дата конвертации03.11.2012
Размер2.21 Mb.
ТипБюллетень
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


"Экономико-правовой бюллетень", 2006, N 5


ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА: БУХГАЛТЕРСКИЙ

И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ В 2006 ГОДУ


Т.Л.Крутякова


ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ


Порядок бухгалтерского учета основных средств регулируется двумя документами:

- ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н;

- Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

В целях налогообложения прибыли правила бухгалтерского учета основных средств не применяются, поскольку в гл. 25 НК РФ содержатся специальные правила налогового учета операций с основными средствами. По многим вопросам правила налогового учета основных средств совпадают с правилами, установленными бухгалтерским законодательством. Однако есть и принципиальные отличия, которые неизбежно приводят к расхождению данных бухгалтерского и налогового учета.


Активы, признаваемые основными средствами


До 1 января 2006 г. в бухгалтерском учете к основным средствам относились только те активы, которые использовались в производственной деятельности (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг) либо для управленческих нужд организации. В соответствии с Планом счетов активы, являющиеся основными средствами, отражались на счете 01 "Основные средства".

Если же организация приобретала активы исключительно с целью получения дохода от сдачи их в аренду, то такие активы основными средствами не признавались. Они выделялись в отдельную группу - доходные вложения в материальные ценности. Для учета таких активов Планом счетов был предусмотрен специальный счет 03 "Доходные вложения в материальные ценности".

Порядок бухгалтерского учета как основных средств, так и доходных вложений в материальные ценности регулировался одним документом - ПБУ 6/01 "Учет основных средств", т.е. в принципе был одинаков. Но до 1 января 2006 г. Минфин России неоднократно подчеркивал, что имущество, учитываемое на счете 03, не является основными средствами.

Так, например, в Письме Минфина России от 19.11.
2004 N 03-06-01-04/139 было указано, что согласно требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету в случае принятия изначально к бухгалтерскому учету объектов имущества, предназначенных не для использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг организацией, а для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, эти объекты признаются в качестве доходных вложений в материальные ценности. Такие активы не являются основными средствами (качественно отличаются от внеоборотных активов, учитываемых организацией в качестве основных средств).


Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, финансовое ведомство (а вслед за ним и налоговые органы) постоянно разъясняло, что активы, учитываемые организацией на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", налогом на имущество не облагаются (см. Письма Минфина России от 22.06.2005 N 07-05-06/181, ФНС России от 19.05.2005 N ГВ-6-21/418@).

С 1 января 2006 г. вступили в силу изменения, внесенные в ПБУ 6/01 Приказом Минфина России от 12.12.2005 N 147н.

Согласно новой редакции п. 4 ПБУ 6/01 основными средствами признаются активы, предназначенные для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также активы, предназначенные для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Таким образом, с 1 января 2006 г. доходные вложения в материальные ценности также признаются основными средствами.

При этом порядок отражения активов, относимых к основным средствам, на счетах бухгалтерского учета остался таким же, как и до 1 января 2006 г.:

активы, предназначенные для использования в производственной деятельности (при оказании услуг, выполнении работ, для управленческих нужд), принимаются к учету на счете 01 "Основные средства";

активы, предназначенные для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, принимаются к учету на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности".

Просто с 1 января 2006 г. основными средствами признаются не только активы, учитываемые на счете 01, но и активы, учитываемые на счете 03.


Обратите внимание! Включение имущества, отражаемого на счете 03, в состав основных средств автоматически включает его и в налоговую базу по налогу на имущество организаций.


Таким образом, небольшая на первый взгляд поправка привела к тому, что с 1 января 2006 г. имущество, учитываемое на счете 03, попало под обложение налогом на имущество. В первую очередь это изменение касается, конечно же, лизинговых компаний, которые наиболее активно используют счет 03 (на нем отражается стоимость лизингового имущества).

Итак, с 1 января 2006 г. остаточная стоимость активов, учтенных на счете 03, должна включаться в налоговую базу по налогу на имущество всеми организациями. Это значит, что при расчете налоговой базы по налогу на имущество уже за I квартал 2006 г. в нее необходимо включить имущество, учтенное на счете 03. При этом не имеет значения, когда это имущество было приобретено (принято к учету) - до 1 января 2006 г. или после этой даты (Письмо Минфина России от 14.02.2006 N 03-06-01-04/36).

При отнесении имущества к основным средствам для целей налогообложения прибыли налогоплательщикам необходимо руководствоваться нормами гл. 25 НК РФ.

Отметим, что гл. 25 НК РФ не дает единого (цельного) определения основных средств, как это сделано для целей ведения бухгалтерского учета в ПБУ 6/01. Однако если проанализировать те требования, которые закреплены в ст. ст. 256 и 257 НК РФ, можно прийти к выводу, что по сути критерии отнесения имущества к основным средствам для целей налогообложения прибыли практически не отличаются от критериев, установленных бухгалтерским законодательством.


Инвентарный объект


Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

Отдельные части (приспособления, принадлежности), если они могут выполнять свои функции только в едином комплексе, признаются единым инвентарным объектом. Это следует из п. 6 ПБУ 6/01.

На этом основании на практике налоговые органы настаивают на том, что, например, при приобретении компьютера по частям (отдельно системный блок, монитор, клавиатура, мышь) организация должна сформировать единый инвентарный объект, состоящий из всех этих частей. Учитывать каждую часть как отдельный инвентарный объект основных средств нельзя.

В то же время в том же п. 6 ПБУ 6/01 было написано, что в случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разные сроки полезного использования, эти части учитываются как самостоятельные инвентарные объекты.

Компьютер в сборе, учитываемый как отдельный объект основных средств, стоит дорого. А если разбить его на части с разными сроками полезного использования стоимостью до 10 000 руб., то эти части можно единовременно списать на расходы. На этом основании у многих возникал соблазн установить разные сроки полезного использования (например, по монитору - 40 месяцев, по системному блоку - 50 месяцев), учесть части как отдельные объекты основных средств и сразу списать на затраты.

Сразу оговоримся, что такие действия всегда приводили к спору с налоговыми органами. А с 1 января 2006 г. непосредственно в ПБУ 6/01 внесена поправка, которая, на наш взгляд, делает такие действия неправомерными. Теперь в п. 6 ПБУ 6/01 указано, что в качестве отдельных инвентарных объектов можно учитывать только те части, сроки полезного использования которых существенно отличаются.

Что значит "существенно отличаются"?

На наш взгляд, аргументированно говорить о существенном различии сроков полезного использования можно в том случае, если в соответствии с Классификацией основных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) отдельные части объекта попадают в разные амортизационные группы. Если же все части объекта включены в одну амортизационную группу, то ни о каком "существенном отличии" сроков полезного использования речи быть не может, даже если организация самостоятельно установит по этим частям разные сроки полезного использования.


Учет "малоценных" основных средств


До 1 января 2006 г. действовала норма, которая позволяла организациям объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу списывать на затраты в полном объеме по мере отпуска их в производство и эксплуатацию.

Указанная норма реализовывалась следующим образом. Приобретаемые объекты основных средств принимались к бухгалтерскому учету на счете 01 в общеустановленном порядке (с оформлением всех необходимых первичных документов по учету основных средств), а затем их стоимость в полном объеме списывалась на счета учета затрат <*>.

--------------------------------

<*> На практике применялись два варианта списания стоимости "малоценных" ОС на счета учета затрат: либо непосредственно с кредита счета 01, либо путем начисления амортизации в размере 100% стоимости объекта в корреспонденции с кредитом счета 02. Организация могла выбрать любой вариант, закрепив его в Приказе об учетной политике для целей бухгалтерского учета.


С 1 января 2006 г. правила изменились. Приказом Минфина России от 12.12.2005 N 147н в п. 5 ПБУ 6/01 введена новая норма, которая позволяет организациям активы, которые хотя и соответствуют условиям признания основными средствами, но имеют стоимость не более 20 000 руб. за единицу, отражать в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов.

На что нужно обратить внимание в связи с внесенными в ПБУ 6/01 изменениями?

Во-первых, лимит стоимости "малоценных" основных средств, которые организация будет учитывать в особом порядке, должен быть утвержден в Приказе об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2006 г. Организация может установить любой размер стоимости, но не выше 20 000 руб. за единицу.

Во-вторых, в отличие от прежнего порядка "малоценные" основные средства (стоимостью в пределах лимита, установленного учетной политикой организации) теперь учитываются не на счете 01, а на счете 10 "Материалы" (для их учета следует выделить на счете 10 отдельный субсчет). Поэтому на них уже не нужно оформлять первичные документы, предназначенные для отражения операций с основными средствами.

В-третьих, новые правила распространяются только на те "малоценные" основные средства, которые приобретены (приняты к учету) после 1 января 2006 г. В отношении основных средств, принятых к учету до 1 января 2006 г., сохраняется прежний порядок бухгалтерского учета (тот, который действовал на дату их принятия к учету).


Пример. В соответствии с учетной политикой организации на 2005 г. основные средства стоимостью не более 10 000 руб. за единицу списывались на расходы в момент ввода в эксплуатацию.

В 2006 г. в связи с внесением изменений в ПБУ 6/01 организация внесла изменения в Приказ об учетной политике на 2006 г., согласно которым активы, соответствующие требованиям, предъявляемым к основным средствам, стоимостью не более 20 000 руб. за единицу учитываются в составе материально-производственных запасов.

В декабре 2005 г. организация прибрела для бухгалтерии принтер стоимостью 12 000 руб. (без НДС). По правилам, действовавшим в 2005 г., организация приняла его в декабре к учету в составе основных средств:

Д-т счета 08 - К-т счета 60 - 12 000 руб. - отражено приобретение принтера;

Д-т счета 01 - К-т счета 08 - 12 000 руб. - принтер принят к учету в составе основных средств.

При принятии принтера к учету организация определила срок его полезного использования - 40 месяцев, метод начисления амортизации - линейный. Начиная с января 2006 г. организация должна ежемесячно начислять по этому принтеру амортизацию в размере 300 руб.:

Д-т счета 26 (44) - К-т счета 02 - 300 руб. - отражена сумма амортизации за месяц.

Изменившиеся с 2006 г. правила бухгалтерского учета основных средств не влияют на порядок начисления амортизации по принтеру, приобретенному в декабре 2005 г., - амортизацию по нему нужно начислять до тех пор, пока остаточная стоимость принтера не станет равной нулю либо он не будет списан с баланса.

В январе 2006 г. организация приобрела для бухгалтерии копировальный аппарат стоимостью 14 000 руб. (без НДС). В соответствии с учетной политикой на 2006 г. организация принимает копировальный аппарат к учету в составе материально-производственных запасов:

Д-т счета 10/"Малоценные ОС" - К-т счета 60 - 14 000 руб. - принят к учету приобретенный копировальный аппарат.

Ввод копировального аппарата в эксплуатацию отражается проводкой:

Д-т счета 26 (44) - К-т счета 10 - 14 000 руб. - стоимость копировального аппарата списана на затраты.


Итак, организация теперь может установить в учетной политике лимит отнесения активов к материально-производственным запасам в размере 20 000 руб. В этом случае активы стоимостью не более 20 000 руб. фактически будут выведены из-под обложения налогом на имущество. Так, в рассмотренном выше примере остаточная стоимость принтера будет участвовать в формировании налоговой базы по налогу на имущество, а копировального аппарата - нет.

С другой стороны, нужно учитывать, что в целях налогообложения прибыли лимит отнесения предметов к основным средствам составляет 10 000 руб.

В налоговом учете основные средства первоначальной стоимостью не более 10 000 руб. списываются в состав материальных расходов в полной сумме в момент ввода в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Если организация в бухгалтерском учете установит лимит в размере 20 000 руб., то это неизбежно приведет к расхождению данных бухгалтерского и налогового учета и образованию временных разниц, подлежащих учету в соответствии с ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

Так, в рассмотренном примере копировальный аппарат в целях налогообложения прибыли признается амортизируемым основным средством. Его стоимость нельзя в полном объеме списать на расходы в момент ввода в эксплуатацию. Стоимость копировального аппарата в налоговом учете будет списываться на расходы путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ.

Сблизить бухгалтерский и налоговый учет можно только одним способом - установив в бухгалтерском учете лимит стоимости отнесения предметов к материально-производственным запасам в размере 10 000 руб.

Таким образом, прежде чем внести соответствующие изменения в учетную политику в целях бухгалтерского учета, бухгалтеру необходимо оценить последствия этих изменений как с точки зрения оптимизации налога на имущество, так и с точки зрения рациональности ведения бухгалтерского и налогового учета.


Документальное оформление операций

с основными средствами


Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.


* * *


Для приемки основных средств (не требующих монтажа), а также для включения объектов в состав основных средств и ввода в эксплуатацию предназначены три унифицированные формы:

- Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1);

- Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма N ОС-1а);

- Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1б).

Указанными документами оформляется любая операция поступления основных средств в организацию по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды и т.д.

Для всех основных средств, кроме зданий, используются:

- форма N ОС-1 - при приемке одного основного средства;

- форма N ОС-1б - при приемке группы объектов.

При постановке на учет зданий и сооружений применяется форма N ОС-1а.

Эти документы утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика по крайней мере в двух экземплярах. К акту прилагается также техническая документация по данному объекту.

Если основные средства не требуют монтажа, то эти документы оформляются в момент приобретения, а если необходимы монтажные работы, то эти формы заполняются после приема основных средств из монтажа и сдачи в эксплуатацию (см. ниже).

На основании оформленных актов данные о включении объекта в состав основных средств вносятся в инвентарные карточки (книгу) по формам N ОС-6, ОС-6а, ОС-6б (см. ниже).


* * *


Если на склад поступило оборудование, которое после выполнения монтажных работ будет использоваться как основное средство, то поступление этого оборудования оформляется Актом о приеме (поступлении) оборудования (форма N ОС-14).

Он составляется комиссией по приему основных средств в двух экземплярах и утверждается руководителем.

Когда качественную приемку оборудования при его поступлении на склад произвести невозможно, составляется предварительный акт по форме N ОС-14 по наружному осмотру. Если обнаружены качественные и количественные расхождения с документальными данными поставщика, а также факты боя и поломки, то они отражаются в соответствующих актах.

При передаче оборудования в монтаж оформляется Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма N ОС-15).

Если монтаж ведется подрядным способом, то в состав приемочной комиссии должен входить представитель подрядной монтажной организации. При получении оборудования на ответственное хранение представитель монтажной организации расписывается в акте, и ему передается копия этого документа.

Если в процессе монтажа и испытания объекта выявлены какие-либо дефекты, то составляется Акт о выявленных дефектах оборудования (форма N ОС-16).

Прием смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств оформляется актом по форме N ОС-1 или ОС-1б.

То есть при поступлении оборудования, требующего монтажа, его последующем монтаже и вводе в эксплуатацию сначала оформляют акт по форме N ОС-14, затем акт по форме N ОС-15 (ОС-16), а потом акт по форме N ОС-1 (или ОС-1б).


* * *


Для приемки объектов основных средств после ремонта, модернизации или реконструкции используется унифицированная форма N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств".

Этот акт состоит из двух разделов.

В разд. 1 "Сведения о состоянии объектов основных средств на момент передачи в ремонт, на реконструкцию, модернизацию" отражаются характеристики объекта в момент его передачи для ремонта (реконструкции).

В разд. 2 "Сведения о затратах, связанных с ремонтом, реконструкцией, модернизацией объектов основных средств" отражается сумма фактических затрат, которые могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если при этом улучшаются его первоначальные нормативные показатели работы (срок полезного использования, мощность и т.д.).

На основании сведений, отраженных в акте по форме N ОС-3, информация о ремонте (реконструкции, модернизации) объекта основных средств вносится в инвентарную карточку (книгу) по форме N ОС-6 (ОС-6а, ОС-6б).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



Похожие:

Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет в 2006 году iconНалоговый учет в "1С: Бухгалтерии 7"
Каким образом налоговый учет реализован в типовой конфигурации "Бухгалтерский учет" для "1С: Предприятия 7". Об этом, а также об...
Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет в 2006 году iconРеализация товара по договору субкомиссии: бухгалтерский и налоговый учет у комиссионера
...
Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет в 2006 году iconКалькуляция блюд
Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение, 2006, n 8
Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет в 2006 году iconКонтрольно-измерительные материалы «бухгалтерский управленческий учет»
Бухгалтерский управленческий учет. Учеб метод материалы. – М.: Изд-во ргсу, 2007г. – стр
Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет в 2006 году iconПрием в 2009 г. Российский университет кооперации Арзамасский филиал Наше предложение выпускникам школ Специальности: 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (очное/заочное) (квалификация – 65 «Экономист»)
Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет в 2006 году iconБухгалтерский учет: пособие для переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе,...
Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет в 2006 году iconС. А. Шилкин введение валютное закон
Как следствие, внешнеторговая либерализация приводит к увеличению товарооборота с зарубежными странами и бухгалтерам все чаще приходится...
Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет в 2006 году iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по курсу
Методические указания для самостоятельной работы по курсу «Бухгалтерский финансовый учет» тема «Учет операций по налогообложению...
Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет в 2006 году iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 12 «Бухгалтерский учет, статистика»
Рабочая программа подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 08. 00. 12 «Бухгалтерский учет, статистика»...
Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет в 2006 году iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «бухгалтерский учет» для студентов специальности
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Бухгалтерский учет» / Сост.: Н. А. Адамов, Г. А. Амучиева; гуу. – М.,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов