Евгений Яковлевич Басин Сергей Сергеевич Ступин полнота как эстетическая категория бфргтз «слово» М., 2011. 212 с. Редактор Т. В. Бондаренко в теоретические статья icon

Евгений Яковлевич Басин Сергей Сергеевич Ступин полнота как эстетическая категория бфргтз «слово» М., 2011. 212 с. Редактор Т. В. Бондаренко в теоретические статья



НазваниеЕвгений Яковлевич Басин Сергей Сергеевич Ступин полнота как эстетическая категория бфргтз «слово» М., 2011. 212 с. Редактор Т. В. Бондаренко в теоретические статья
страница1/31
Дата конвертации11.12.2012
Размер1.96 Mb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31



Академия гуманитарных исследований


Е. Я. Басин

С. С. Ступин


ПОЛНОТА

как

эстетическая категория


Москва 2011


Евгений Яковлевич Басин

Сергей Сергеевич Ступин

ПОЛНОТА КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

БФРГТЗ «СЛОВО» М., 2011.– 212 с.


Редактор Т.В.Бондаренко


В теоретические статьях данной книги («Полнота как художественная ценность», «Открытая форма в искусстве. К пониманию художественной «неполноты») разрабатываются антропологические, аксиологические и художественно-эстетические аспекты проблемы полноты. В поле зрения авторов широкий спектр актуальных вопросов философии, эстетики, теории искусства и психологии творчества: эмпатия, целостность, открытость, художественный бриколаж, импровизация, полисемантика и др. Вторую часть настоящей работы (хрестоматии) составили высказывания философов, искусствоведов, литературоведов, психологов и мастеров различных видов искусства, освещающие отдельные грани этого многосоставного феномена.


ISBN 978-5-9290-0356-1


© Е.Я. Басин, С.С. Ступин, 2011 г.

Светлой памяти

Галины Владимировны Иванченко


^ ОТ АВТОРОВ


В 2009 году увидела свет хрестоматия «Гармония. Полнота. Совершенство», авторами которой были Е.Я.Басин, Г.В. Иванченко и Ю.В.Рыжов. Настоящая книга посвящена только одной категории – полноте, что нашло отражение как в материалах хрестоматии, в предметном указателе, так и в двух проблемных статьях авторов.


СОДЕРЖАНИЕ


СТАТЬИ 10

^ Е. Я. Басин
Полнота как художественная ценность 10


С.С.Ступин
Открытая форма в искусстве.
К пониманию художественной «неполноты» 25


Хрестоматия 71

ФИЛОСОФЫ 71

Пифагор 71

Гераклит 71

Парменид 71

Платон 72

Аристотель 72

Чжань Янь-юань 73

Д. Юм 74

Ш.Л. Монтескье 74

Г.В. Лейбниц 74

Дж. В. Гравина 75

И. Кант 75

Г.В.Ф. Гегель 80

И.Г. Гердер 88

Наш дух подобен духу животного: чувствен­ные силы <…> своей мерой и объемом заполняют значительно большую часть нашей души, чем немногочисленные высшие способности (37, т.1, с. 564). 88

В.
Гумбольдт 88


И.Г. Фихте 89

Ф.В.Й. Шеллинг 89

Л.А. Фейербах 90

Ф. Шлегель 90

Н. Гартман 91

В области пластики и многих предметов природной красоты речь идет о таких ценностях, как полнота сил, полнота жизни, здоровье, расцвет и созидательные силы. Подобным же образом обстоит дело в области поэзии (24, с.103). 92

^ Первоначальное понятие о человеческой красоте должно было связываться вообще с впечатлением силы и жиз­ненной полноты (24, с.199). 92

А. Бергсон 93

Ж. Маритен 93

Г. Рид 94

Дж. Дьюи 94

Э.С. Брэдли 96

В.Г. Паркер 96

Д.У. Готшальк 97

Х. Ортега-и-Гассет 97

Ф. Грильпарцер 100

М.М. Бахтин 100

А.Ф. Лосев 100

В.П. Шестаков 101

Э. Жильсон 103

Т. Адорно 108

Г. Зедльмайр 108

У. Эко 108

ПСИХОЛОГИ 114

Г. Рибо 114

Л.С. Выготский 114

Р. Арнхейм 115

^ ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ, ИСКУССТВОВЕДЫ 117

Вазари 117

Леонардо многое начинал, но ничего никогда не заканчивал, так как ему казалось, что в тех вещах, которые были им задуманы, рука не способна достигнуть художественного совершенства, поскольку он в своем замысле создавал себе разные трудности, настолько тонкие и удивительные, что их даже самыми искусными руками ни при каких обстоятельствах нельзя было бы выразить (17, с.12). 117

^ Ю.Н. Тынянов 117

В.М. Жирмунский 119

П. Файст 119

А.А. Каменский 120

Н.А. Дмитриева 122

Б.И. Додонов 122

Г.Н. Бояджев 123

Н.Н. Волков 124

М.В. Алпатов 127

Г.А. Недошивин 127

Р. Дж. Коллингвуд 128

М.С. Каган 129

С.П. Батракова 130

О.А. Кривцун 133

В.С. Турчин 136

В. Гор 137

Е.А. Кондратьев 143

^ МАСТЕРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУСТВА 146

А. Дюрер 146

Н. Пуссен 146

В. Ван Гог 146

К. Моне 158

П. Синьяк 158

Ж. Руо 159

А. Дерен 159

Э. Делакруа 160

Г. Курбе 160

Х. Маре 161

М. Либерманн 162

М. Клингер 162

П. Клее 162

Э. Нольде 162

А. Модильяни 163

И.Е. Репин 163

В.И. Суриков 163

А.С. Голубкина 164

И.Э. Грабарь 164

И.Н. Крамской 164

Ф.А. Васильев 165

К.А. Коровин 165

В.В. Кандинский 165

Г. Вельфлин 166

Е.А. Розенблюм 168

К. Курокава 173

А.Г. Раппапорт 174

И.А. Азизян 176

<…> открытая форма служит человеческой идентификации с новым миром. Здание, архитектурный объем – стоит, поднимается от земли к небу, простирается по земле, открывается к красоте гор, моря, реки или озера или закрывается от солнца, дождя, снега, от жестоких ветров, нарушенных промышленностью ландшафта или других неприятных видов. Своим существованием архитектурный объем осмысливает и визуализирует реальность человеческого существования между небом и землей, под небом и на земле, утверждая напряженность пространственной организации через свою вертикальность, ритмическое строение пространства по горизонтали (2, с.281.) 176

^ ПИСАТЕЛИ, ПОЭТЫ 176

Гораций 176

Г.Э. Лессинг 178

И.В. Гете 179

В. Гейнзе 182

Ф. Шиллер 182

И.Х.Ф. Гельдерлин 182

Новалис 183

О. Бальзак 183

П. Валери 185

Л.Н. Толстой 186

А.А. Блок 187

А.Н. Толстой 187

Б.Л. Пастернак 188

Ж. Кокто 189

^ РЕЖИССЕРЫ, АКТЕРЫ 190

К.С. Станиславский 190

С.М. Эйзенштейн 195

С.В. Образцов 203

МУЗЫКАНТЫ, КОМПОЗИТОРЫ, МУЗЫКОВЕДЫ 204

Ф. Мендельсон 204

Ф. Шопен 205

М.И. Глинка 205

П.И. Чайковский 205

Ф.И. Шаляпин 206

Б.В. Асафьев 206

П. Булез 208

М. Сапонов 210

Г.Г. Нейгауз 211

Предметный указатель 212

Литература 217


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31



Похожие:

Евгений Яковлевич Басин Сергей Сергеевич Ступин полнота как эстетическая категория бфргтз «слово» М., 2011. 212 с. Редактор Т. В. Бондаренко в теоретические статья iconЕвгений Яковлевич Басин Сергей Сергеевич Ступин универсалии и специфика художественных форм. Антология. Статьи. Бфргтз "слово" М., 2012. 336 с. Редактор Т. В. Бондаренко в теоретических статья
Охватывает жизнь и природу как живописец. Лессинг уже предостерегал от поэтизирующей живописи (с. 50)
Евгений Яковлевич Басин Сергей Сергеевич Ступин полнота как эстетическая категория бфргтз «слово» М., 2011. 212 с. Редактор Т. В. Бондаренко в теоретические статья iconЕ. Я. Басин искусство и эмпатия москва 2010 ббк 87 и 86 Евгений Яковлевич Басин искусство и эмпатия бфргтз "слово" М., 2010. 294 с. Книга
Книга состоит из брошюры «Творческая личность художника» (ранее опубликованной) и хрестоматии. В хрестоматию вошли высказывания об...
Евгений Яковлевич Басин Сергей Сергеевич Ступин полнота как эстетическая категория бфргтз «слово» М., 2011. 212 с. Редактор Т. В. Бондаренко в теоретические статья iconН. Я. Мясковский переписка всесоюзное издательство «советский композитор» Москва 1977 редакционная коллегия: Д. Б. Кабалевский (ответственный редактор) А. И. Хачатурян д. Д. Шостакович вступительная статья
Николай Яковлевич Мясковский и Сергей Сергеевич Прокофьев, и которые были бы при этом так же не похожи друг на друга, как, почти...
Евгений Яковлевич Басин Сергей Сергеевич Ступин полнота как эстетическая категория бфргтз «слово» М., 2011. 212 с. Редактор Т. В. Бондаренко в теоретические статья iconМюзиклы Владислава Успенского «Музыка Петербурга» летний номер 2001 года Фотинья Мергель статья о человеке, как и статья
...
Евгений Яковлевич Басин Сергей Сергеевич Ступин полнота как эстетическая категория бфргтз «слово» М., 2011. 212 с. Редактор Т. В. Бондаренко в теоретические статья icon«Ничто на земле не проходит бесследно!»
«Московская правда» не осталась в стороне от столь замечательного дела, поддержав ребят и сегодня рада рассказать своим читателям...
Евгений Яковлевич Басин Сергей Сергеевич Ступин полнота как эстетическая категория бфргтз «слово» М., 2011. 212 с. Редактор Т. В. Бондаренко в теоретические статья iconРаненый томик я нес до победы
Долг – категория нравственная. Память – категория нравственная и духовная. Они впрямую связаны между собой, и на связи их основано...
Евгений Яковлевич Басин Сергей Сергеевич Ступин полнота как эстетическая категория бфргтз «слово» М., 2011. 212 с. Редактор Т. В. Бондаренко в теоретические статья iconАппаратные средства
Главный редактор Заведующий редакцией Руководитеть проекта Научный редактор Литературный редактор Художник Иллюстрации Корректоры...
Евгений Яковлевич Басин Сергей Сергеевич Ступин полнота как эстетическая категория бфргтз «слово» М., 2011. 212 с. Редактор Т. В. Бондаренко в теоретические статья iconИнтервью с евгением броневицким
Евгений Гаврилов:– Евгений Александрович, как протекает жизнь «Поющих гитар» сегодня?
Евгений Яковлевич Басин Сергей Сергеевич Ступин полнота как эстетическая категория бфргтз «слово» М., 2011. 212 с. Редактор Т. В. Бондаренко в теоретические статья iconСодержание стр. Предисловие 3 I. Дипломатические отношения и международное право 11
Редактор А. В. Гусляев. Художественный редактор Л. М. Воронцова. Технический редактор М. Г. Чацкая. Корректоры Т. В. Болдырева, Н....
Евгений Яковлевич Басин Сергей Сергеевич Ступин полнота как эстетическая категория бфргтз «слово» М., 2011. 212 с. Редактор Т. В. Бондаренко в теоретические статья iconДокументы
1. /Евгений Федоров_ Ермак01.txt
2. /Евгений...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы