Методика А. В. Хомича выявления отношения к оценкам окружающих (Методика отношения к девиантным ярлыкам) icon

Методика А. В. Хомича выявления отношения к оценкам окружающих (Методика отношения к девиантным ярлыкам)



НазваниеМетодика А. В. Хомича выявления отношения к оценкам окружающих (Методика отношения к девиантным ярлыкам)
Дата конвертации18.11.2012
Размер276.82 Kb.
ТипДокументы

Методика А.В.Хомича выявления отношения к оценкам окружающих

(Методика отношения к девиантным ярлыкам)


В основе идеи данной методики лежат положения, утверждаемые социологической «Теорией приклеивания ярлыков» (Ф.Танненбаум). Эта теория, в свою очередь, является практическим развитием теории «Символического интеракционизма» Дж. Мида. Суть этой последней заключается в том, что в процессе коммуникаций (даже неосознанных) индивиды обмениваются информацией, часть которой оказывается невербальной и черпается из соотнесения социальных ожиданий со внешними характеристиками и поведенческими чертами ее участников. Теория ярлыков утверждает, что, оценивая чей-либо поступок как девиантный, общество тем самым наклеивает ярлык (на сам поступок и на его «автора»). Для этой теории дальнейший интерес представляют, как механизм наклеивания ярлыка, так и отношение к ярлыку того, к кому он применяется. Данная теория является социологической, и обычно изучается в курсах социологии отклоняющегося поведения. (В конце настоящего текста приводится краткое описание сути этой теории.)


Еще раз подчеркиваю, что данная теория – социологическая, а не психологическая. Это означает, что исследователя, по большей части, не интересует причина того, как и почему конкретный индивид именно так воспринимает какой-либо применяемый к нему ярлык. Интерес, таким образом, представляет типичное, а не конкретное.

Однако автор предлагаемой ниже методики считает возможным использование самой идеи теории ярлыков в психодиагностических целях. Причем эти цели распадаются на два русла:

- в рамках группового тестирования выясняются ценностные («антиценностные») ориентации группы, признаки ее культурно-средовой самоидентификации.

- в рамках индивидуальной диагностики выясняется иерархия «антиценностей» (а, стало быть, и ценностей). В последующей беседе уточняются причины именно такого к ним отношения, могут быть выявлены источники страхов - тревожности по отношению к тем или иным предполагаемым жизненным ситуациям.

Суть методики состоит в ранжировании испытуемым заданного количества «антиценностей» - слов-оценок. (Каждую такую «антиценность» назовем для простоты ярлык, и далее будем пользоваться именно этим словом.
)

Ярлыки в данной методике подразделяются на восемь классов, по три в каждом:


  1. ^ Ярлыки криминальные - (распределены по объектам преступного посягательства корыстный – насильственный - корыстно-насильственный преступник)

  2. Ярлыки, связанные с сексуальной сферой (отношение к перверсиям) ^ ИСКЛЮЧИТЬ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ!

  3. Ярлыки связанные с заболеваниями

  4. Ярлыки связанные с вопросами совести

  5. Ярлыки политической принадлежности

  6. Ярлыки социального статуса (оценки по отношению к месту в обществе, состоятельности, потенциалу в этом направлении)

  7. Ярлыки - оценки социального характера (то есть могущие быть присвоенные испытуемому, как собеседнику, коллеге, другу и т.п.)

  8. ^ Ярлыки личностные (личностные, характерологические черты)


В состав списка ярлыков вошли такие, которые, по мнению автора методики, соответствуют современной Российской действительности (не являются полностью гипотетическими), и при этом несколько утрированные - с тем, чтобы избежать излишней конкретизации и, по возможности, снизить вероятность совпадения с подлинной проблематикой потенциальных испытуемых.

Параллельно с ранжированием «ярлыков» испытуемый снабжает каждый из них одним из пяти заранее заданных вариантов комментария, показывающего характер используемого в этом случае механизма защитной мотивации.


Автор не советует использовать методику применительно к подросткам, поскольку их незрелый ум может усмотреть в этом возможность забавы с непредсказуемым продолжением.


^ Процедура тестирования


По отношению к испытуемому инструкция носит несколько игровой характер, что сделано с целью усиления его мотивации к самой процедуре диагностики.


^ Инструкция испытуемому:


Задание 1

«По условию игры Вам якобы надо пройти среди бела дня по центральной улице города в футболке с большими и хорошо заметными надписями на груди и на спине. Расположите, пожалуйста, надписи на груди в таком порядке, в каком это лично Вам было бы легче всего сделать. Против каждой из них проставьте вариант надписи на спине, которая Вам покажется наиболее подходящей (облегчит задачу идти в такой футболке)».


Задание 2 (Дается устно, для «чистоты эксперимента» в бланк лучше не включать.)

«Теперь проделайте то же самое, исходя из предположения о том, будто Вам неожиданно стало известно, что Вашему другу/подруге, родственнику (но не половому партнеру – это для взрослых, подросткам такого, конечно, говорить не надо!) действительно оказался присущ один такой ярлык. Расположите ярлыки в том порядке, в каком Вам легче всего было бы в душе примириться с этим. Надписи «на спине футболки» на этот раз расставлять не надо.»


Примечание: В полной версии предлагаются оба задания, в упрощенной – только одно первое, но тогда теряется существенная часть информации. В самом деле: не составит труда (тем более в воображаемой ситуации) пройти в футболке с надписью, которая на самом деле не соответствует действительности, но если бы представить ситуацию реальной (друг), то, вполне возможно, что ранг этого ярлыка очень сильно изменился бы. Например, это будет справедливо для ярлыка «ВИЧ-инфицированный» - здоровому человеку он безразличен в первом случае (футболка), но трагичен, если бы речь шла о заболевшем друге. Следовательно, во втором задании этот ярлык должен, как правило, попадать на самые последние ранговые места. В случае если это не так, следует задаться вопросом, почему это произошло? По невниманию, недомыслию ли? Или что-то более значимое вытеснило с последнего места? И т.п. В целом, исследователя должно интересовать, сколь существенным оказывается изменение рангового места того или иного «ярлыка» при мысленном переходе от первого задания ко второму.


^ Инструкция экспериментатору:


Экспериментатору следует акцентировать внимание испытуемого на том, что надписи на спине необходимо подбирать, не столько подходящими по смыслу (например, чтобы получалось смешное сочетание), сколько облегчающими задачу идти в такой футболке по улице. Однако не следует и слишком упорствовать в этом, поскольку сам подбор сочетаний имеет диагностическую ценность, см. ниже (особенности использования надписей на спине футболки).


Внимание! В методиках, направленных на ранжирование утверждений наиболее вероятны ошибки заполнения бланков, связанные с тем, что испытуемый путает исходные номера утверждений с их последующими ранговыми номерами. Необходимо особо следить за правильностью заполнения бланков.


^ Правильное заполнение: в чистом (втором) столбце бланка, строки которого просто пронумерованы по порядку, необходимо ставить номер «ярлыка», под которым он значится в первом столбце (в их исходном списке).


^ Неправильное заполнение: испытуемый думает, что в пустом столбце нумерация соответствует нумерации заполненного, а против каждого номера «ярлыка» надо якобы поставить место, которое он будет занимать.


Этот неправильный способ заполнения плох тем, что очень усложняет работу испытуемого, хотя и облегчал бы работу самого экспериментатора по внесению данных в итоговую таблицу в базу компьютера (например, в SPSS) если бы он желал провести статистический анализ результатов.


^ Итак, во втором (чистом) столбце номера – это номера ранговые, к которым справа нужно приписать номер «ярлыка» из первого столбца.


Во всяком случае, при групповом тестировании все бланки должны заполняться по одинаковому принципу.


В нижеследующей Таблице 1 приводится список «ярлыков». Первый столбец таблицы группирует «ярлыки» по категориям, во втором и третьем столбцах (мужском и женском вариантах) «ярлыки» перемешаны в случайном порядке. Таким образом, первый столбец таблицы нужен только экспериментатору для удобства.

Таблица 1

Категория,

исходные нумерация и порядок






^ Мужской вариант



Женский вариант

1

1

Вор

1

Атеист

1

Атеистка

2

Злостный хулиган

2

Бандит

2

Бандитка

3

Бандит

3

Безработный

3

Безработная

2

4

Садист

4

Бывший заключенный

4

Бывшая заключенная

5

Мазохист

5

ВИЧ-инфицированный

5

ВИЧ-инфицированная

6

Гомосексуалист

6

Вор

6

Воровка

3

7

Душевнобольной

7

Гомосексуалист

7

Лесбиянка

8

ВИЧ-инфицированный

8

Душевнобольной

8

Душевнобольная

9

Наркозависимый

9

Злостный хулиган

9

Злостная хулиганка

4

10

Религиозный сектант

10

Инфантильный

10

Инфантильная

11

Сатанист

11

Коммунист

11

Коммунистка

12

Атеист

12

Мазохист

12

Мазохистка

5

13

Коммунист

13

Наркозависимый

13

Наркозависимая

14

Фашист

14

Националист

14

Националистка

15

Националист

15

Неуважаемый человек

15

Неуважаемый человек

6

16

Бывший заключенный

16

Неуравновешенный

16

Неуравновешенная

17

Нищий

17

Нечестный человек

17

Нечестный человек

18

Безработный

18

Никчемный человек

18

Никчемный человек

7

19

Неуважаемый человек

19

Нищий

19

Нищая

20

Нечестный человек

20

Религиозный сектант

20

Религиозная сектантка

21

Никчемный человек

21

Садист

21

Садистка

8

22

Слабохарактерный

22

Сатанист

22

Сатанистка

23

Неуравновешенный

23

Слабохарактерный

23

Слабохарактерная

24

Инфантильный

24

Фашист

24

Фашистка


В Таблице 2 приводятся варианты надписей на спине футболки. Внимание! Столбец с расшифровкой значения надписей не должен предъявляться испытуемым!

Таблица 2

А)

… и горжусь этим

самооправдательная реакция

Б)

… и мне плевать, что вы подумали

защитная реакция, потребность в защищенности

В)

… и мне очень стыдно

самообвинительная реакция

Г)

… а другие еще хуже

внешнеобвинительная реакция

Д)

… так сложилась судьба

безобвинительная реакция, пассивность


Систематизация и оценка результатов диагностики


Здесь будет предложена приблизительная последовательность действий в отношении полной версии методики. В случае использования ее по сокращенной схеме (без второго задания о друге) экспериментатору надлежит лишь ориентировочно придерживаться настоящих указаний. Настоящая методика не предполагает балльной оценки результатов, то есть соотнесения конкретного испытуемого с воображаемым эталоном. Однако в случае групповой диагностики возможно и желательно сравнение данного испытуемого со средними групповыми результатами.


^ Индивидуальная диагностика:


  1. Выявить ярлыки, расположенные у полюсов (наиболее высокие и наиболее низкие ранговые места) в том и другом заданиях. Обратить внимание на их сходство или взаимное несоответствие. Примечание: высоким ранговым местом будем называть меньшие ранговые номера, то есть те надписи на футболках, с которыми легче всего было бы пройти по улице. Таким образом, первый ранг соответствует самому высокому ранговому месту и самой «легкой» надписи, двадцать четвертый – самому низкому ранговому месту и самой «тяжелой» надписи.

  2. Для каждого ярлыка следует определить разность ранговых мест, занимаемых им в обоих заданиях. Распределить ярлыки по убыванию этой разности.

  3. Оценить сходство (близость) ранговых мест (в каждом задании – отдельно) для ярлыков, принадлежащих к одной и той же содержательной категории. В случае близости этих мест следует расценивать испытуемого, как человека, устойчивого в своих убеждениях, со сложившейся системой ценностей, или же – как человека, которому легко дается классификация абстрактных понятий. Здесь так же справедливо отметить преобладание системы над отдельными ее составляющими. В противном случае надлежит задаться вопросом о причинах резкого различия ранговых мест ярлыков из одной и той же категории.


Пример: Пусть молодой человек ставит сексуальные ярлыки таким образом, что «садист» оказывается на довольно высоком ранговом месте, «мазохист» - на весьма низком, а «гомосексуалист» - на последнем, двадцать четвертом. В этом случае следует заподозрить принятие этим испытуемым криминальной системы ценностей («гомосексуалист» из сексуального ярлыка как бы переходит в разряд ярлыков социального статуса, становится синонимом позора и отверженности). При этом высокое место ярлыка «садист» в сочетании с низким местом ярлыка «мазохист» может подкрепить это предположение, поскольку косвенно свидетельствуют о стремлении к доминированию, реализуемому через агрессию, и о желании не давать спуску воображаемому обидчику. Если допустить существование такого испытуемого, то опытный знаток, возможно, усмотрит в его случае еще и склонность к замещающим фантазиям (воображает себя таким, моделирует себя).


  1. В норме ранговые места всей совокупности ярлыков не должны существенно совпадать в обоих заданиях, как это было показано выше на примере ярлыка «ВИЧ-инфицированный». Однако следует выявить ярлыки или их группы, которые в обоих замерах (заданиях) оставались на приблизительно одних и тех же местах. По всей видимости, такими ярлыками могут оказаться ярлыки промежуточные (не одобряемые и не отвергаемые решительно), то есть психологически мало значимые для испытуемого. Исследователю надлежит оценить в этом плане устойчивые ярлыки.

  2. По результатам выявления высоко значимых ярлыков (высокий ранг и, наоборот, очень низкий ранг – отвергаемые) выносится заключение о характере социальных ситуаций, личностно значимых для испытуемого.


^ Групповая диагностика:


При групповой диагностике добавляется необходимость ответить на вопрос о степени устойчивости ранговых мест тех или иных ярлыков и тех или иных категорий ярлыков. Наиболее полно это может быть осуществлено путем определения средних и стандартных отклонений:

- каждого ярлыка в каждом задании

- каждой категории ярлыков в каждом задании.


^ Особенности использования надписей на спине футболки

- Насколько логически уместно то или иное сочетание? (Например, сочетание: «Я – коммунист – так сложилась судьба» скорее свидетельствовало бы о незаинтересованности, формальном отношении к делу или о низком интеллекте, поскольку политическая принадлежность не может, как правило, зависеть от случайности (судьбы).

- Делал ли сочетания смешными? (В случае преобладания таких сочетаний можно заподозрить низкую самооценку, выражающуюся в том, что в быту называют «комплексом неполноценности». Такому человеку было трудно набраться духу пройти даже гипотетически в футболке с вызывающей надписью, и он стремился снизить ее накал, обыграв дело в смешную сторону.)

- Можно ли усмотреть за этим испытуемым склонность ощутимо чаще использовать одну и ту же (одни и те же) надпись на спине (или, наоборот, избегать ее (их) использования)? В этом случае следует выяснить, было ли это следствием пренебрежительного отношения к делу, или следствием плохого понимания инструкции, не было ли связано с интеллектуальными трудностями (затруднения в классификации абстрактных понятий).

- Стремился подобрать сочетания, наиболее логичные по смыслу, а не облегчающие поставленную задачу (идти в такой футболке). В этом случае можно усмотреть ограниченность мышления, неумение выйти за рамки обыденного здравого смысла. Заметьте особо, что это именно можно усмотреть, но совершенно не обязательно надо усматривать.

- В остальных случаях допустимо говорить о наличии у испытуемого предпочитаемых механизмов защитной мотивации.


Приложение - бланки (мужской и женский вариант – для подросткового необходимо в соответствующих бланках устранить строки 7,12,21):

^ Мужской вариант


По условию игры Вам якобы надо пройти среди бела дня по центральной улице города в футболке с большими и хорошо заметными надписями на груди и на спине. Расположите, пожалуйста, надписи на груди в таком порядке, в каком это лично Вам было бы легче всего сделать. Против каждой из них проставьте вариант надписи на спине, которая Вам покажется наиболее подходящей (облегчит задачу идти в такой футболке)











^ Номер надписи на груди

Вариант надписи на спине






Пока не заполняйте…

1

Атеист

1







1




2

Бандит

2







2




3

Безработный

3







3




4

Бывший заключенный

4







4




5

ВИЧ-инфицированный

5







5




6

Вор

6







6




7

Гомосексуалист

7







7




8

Душевнобольной

8







8




9

Злостный хулиган

9







9




10

Инфантильный

10







10




11

Коммунист

11







11




12

Мазохист

12







12




13

Наркозависимый

13







13




14

Националист

14







14




15

Неуважаемый человек

15







15




16

Неуравновешенный

16







16




17

Нечестный человек

17







17




18

Никчемный человек

18







18




19

Нищий

19







19




20

Религиозный сектант

20







20




21

Садист

21







21




22

Сатанист

22







22




23

Слабохарактерный

23







23




24

Фашист

24







24






Варианты надписей на спине вымышленной футболки:


А) … и горжусь этим

Б) … и мне плевать, что вы подумали

В) … и мне очень стыдно

Г) … а другие еще хуже

Д) … так сложилась судьба


^ Женский вариант


По условию игры Вам якобы надо пройти среди бела дня по центральной улице города в футболке с большими и хорошо заметными надписями на груди и на спине. Расположите, пожалуйста, надписи на груди в таком порядке, в каком это лично Вам было бы легче всего сделать. Против каждой из них проставьте вариант надписи на спине, которая Вам покажется наиболее подходящей (облегчит задачу идти в такой футболке)











^ Номер надписи на груди

Вариант надписи на спине






Пока не заполняйте…

1

Атеистка

1







1




2

Бандитка

2







2




3

Безработная

3







3




4

Бывшая заключенная

4







4




5

ВИЧ-инфицированная

5







5




6

Воровка

6







6




7

Лесбиянка

7







7




8

Душевнобольная

8







8




9

Злостная хулиганка

9







9




10

Инфантильная

10







10




11

Коммунистка

11







11




12

Мазохистка

12







12




13

Наркозависимая

13







13




14

Националистка

14







14




15

Неуважаемый человек

15







15




16

Неуравновешенная

16







16




17

Нечестный человек

17







17




18

Никчемный человек

18







18




19

Нищая

19







19




20

Религиозная сектантка

20







20




21

Садистка

21







21




22

Сатанистка

22







22




23

Слабохарактерная

23







23




24

Фашистка

24







24






Варианты надписей на спине вымышленной футболки:


А) … и горжусь этим

Б) … и мне плевать, что вы подумали

В) … и мне очень стыдно

Г) … а другие еще хуже

Д) … так сложилась судьба


Приложение:


Краткая суть теории ярлыков

Теоретико-методологической базой этого подхода является символический интеракционизм Дж. Г. Мида. Эту теорию ученый из Колумбийского университета Ф. Танненбаум попытался применить к анализу девиантного поведения. Он акцентирует внимание на том, как общество реагирует на различного рода социальный отклонения и, таким образом, влияет на их репродукцию.

Определяя какой-либо поступок человека, как девиантный, общество наклеивает ярлык. Таким образом, ярлыки - суть отрицательные оценки общества. Их действие имеет две стороны: они удерживают от антиобщественных поступков, но при неумелом их применении они могут провоцировать антисоциальное поведение. Эта теория разделяет с теорией конфликта точку зрения о том, что неравенство между группами людей в обществе может влиять на то, кто считается девиантом, а кто - нет.

Теория приклеивания ярлыков фокусирует внимание на социальной природе процесса, в котором одни индивиды в обществе могут приклеить ярлык другим индивидам, считая их девиантами. В центре внимания находится также то, как индивид, определенный как девиант приспосабливается к мнению о себе как о таковом (принимает “ярлык девианта”).

Сторонники теории ярлыков утверждают, что всегда, когда какие-либо члены общества называются “преступниками”, “алкоголиками” или “душевнобольными”, имеет место процесс приклеивание ярлыков. Он включает в себя лицо или группу, приклеивающих ярлык и лицо или группу, к которым этот ярлык применяется. Ярлык – это негативное определение, фиксирующее место человека или группы на ценностной шкале «хорошо/плохо»

Те, кто применяет ярлыки, являются агентами социального контроля, часто приклеивание ярлыков является частью их социальных функций (полиция, психиатры). Но приклеивание ярлыков имеет место также и в неформальных группах, семье, и т.п. Таким образом, с точки зрения теории ярлыков, девиантом является любой, к кому ярлык девианта успешно применяется (Беккер, 1963).

Сторонники теории наклеивания ярлыков сосредоточились на официальных и неофициальных агентах социального контроля и ярлыках, создаваемых и применяемых ими. Согласно теории ярлыков, чтобы считать поведение девиантным, оно должно быть кем-то так охарактеризовано. С этой точки зрения девиантность является не следствием действия, совершенного человеком, а, скорее, следствием применения другими правил и санкций к “нарушителю” (Беккер, 1963).

Иными словами, никакое особое поведение не является в сущности девиантным само по себе; поведение становится девиантным лишь тогда, когда другие определяют его таковым.

Сторонники теории наклеивания ярлыков поддерживают точку зрения теории конфликта в том, что, девиантный ярлык не применяется единообразно. Бедняки, группы меньшинств, малоимущие скорее получат ярлык девианта за какой-либо проступок, нежели более обеспеченные, привилегированные члены общества, которые ведут себя таким же образом.

В случаях крайне тяжелых преступлений, таких как, например, убийство, избирательность сообщества в определении людей, как девиантов не столь очевидна, но она вполне ясна в более мягких случаях. (К слову, может быть и так, что представитель «высших» слоев общества скорей получит отрицательную оценку уже только потому, что он «высший». В качестве примера можно вспомнить образ некоего Александра, обвиненного в убийстве - из фильма «Адвокат дьявола».)

Теория ярлыков также помогает понять девиантность с точки зрения жертвы девиантных действий. Свой вклад в изучение этих феноменов внесли представители феминистической социологии. Изучение разнообразных случаев домашнего насилия выявило что, когда мужья жестоко общались со своими женами, часто именно женщина, жертва, объявлялась девиантной.


В терминологическом ряду теории ярлыков имеются понятия «первичная девиантность» и «вторичная девиантность».

Первые, единичные, случайные, не организованные на чьем-либо примере, девиантные действия, называют первичной девиантностью.

Теория ярлыков, главным образом, интересуется вторичной девиантностью, которая связана с формами девиантности, постоянно присущими индивидам и которые вынуждают их устраивать свою жизнь и личные отношения вокруг своего девиантного статуса. Теория ярлыков фокусирует внимание на процессе, посредством которого индивиды оцениваются как девианты, а ярлык отрицает все другие определения себя самого.

Хотя этот подход фокусирует внимание на том, как общество применяет ярлыки к индивиду, возможно также, что индивиды применяют ярлыки к самим себе (Тойтс, 1985). Например, заболевшие люди, определяют себя (приклеивают ярлык) как больных в надежде, что другие признают этот ярлык и среагируют соответственно - выражением сочувствия, лечением болезни или освобождением больного от обычных обязанностей.

Иногда, девианты применяют ярлык к самим себе, прежде других и продолжают действовать в соответствии с этим ярлыком. (Вспомните Паниковского, который для того, чтобы учинить инспекцию к карманах Корейко вспомнил свою прежнюю профессию «слепого».)

С этой точки зрения, любое самоопределение человека (неважно, под влиянием каких причин, позитивное или негативное) может рассматриваться, как наклеивание ярлыка.



Похожие:

Методика А. В. Хомича выявления отношения к оценкам окружающих (Методика отношения к девиантным ярлыкам) iconМетодика диагностика межличностных отношений Т. Лири
Цель. Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, и также исследования представлений...
Методика А. В. Хомича выявления отношения к оценкам окружающих (Методика отношения к девиантным ярлыкам) iconМетодика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Цель. Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, и также исследования представлений...
Методика А. В. Хомича выявления отношения к оценкам окружающих (Методика отношения к девиантным ярлыкам) iconОтношения в современной экономике. Распределительные отношения
Их суть пропорции, в которых произведённый продукт распределяется между участниками производства, а также людьми, не участвующими...
Методика А. В. Хомича выявления отношения к оценкам окружающих (Методика отношения к девиантным ярлыкам) iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Методика преподавания математики в начальной школе» Методика ознакомления учащихся начальных классов с правилом деления суммы на число
Примеры явных и неявных определений понятий, изучаемых в начальном курсе математики
Методика А. В. Хомича выявления отношения к оценкам окружающих (Методика отношения к девиантным ярлыкам) icon§ формирование социалистического отношения к труду 66
Бойко В. И., Попков Ю. В. Развитие отношения к труду у народностей Севера. Новосибирск: Наука, 1987. Гл. II. § С. 59–92
Методика А. В. Хомича выявления отношения к оценкам окружающих (Методика отношения к девиантным ярлыкам) iconПояснительная записка. Цели и задачи
Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей
Методика А. В. Хомича выявления отношения к оценкам окружающих (Методика отношения к девиантным ярлыкам) icon«Любить природу – это значит любить Родину» М. Пришвин. «Мир вокруг нас»
Цель: формирование ответственного отношения к природе, развитие бережного отношения к окружающей среде
Методика А. В. Хомича выявления отношения к оценкам окружающих (Методика отношения к девиантным ярлыкам) iconДокументы
1. /Методика ОПР_ПО/Методика ОПР_ПО_ред_1.doc
2. /Методика...

Методика А. В. Хомича выявления отношения к оценкам окружающих (Методика отношения к девиантным ярлыкам) iconМеждународные отношения. Тест с ответами Автором идеи столкновения цивилизаций является С. Хантингтон Автором термина «международные отношения»
Вера в возможность создания нового мирового порядка на основе универсальной межправительственной организации – это
Методика А. В. Хомича выявления отношения к оценкам окружающих (Методика отношения к девиантным ярлыкам) iconЦель: качество проведенных мероприятий Составил
На формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов