«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки icon

«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки



Название«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Дата конвертации12.09.2012
Размер158.36 Kb.
ТипДокументы


(1 - / 38)
Единый государственный экзамен, 2005 г. Информатика, 11 класс.




«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки



__________________В.А. Болотов


«_______»_____________2004 г.




Единый государственный экзамен по ИНФОРМАТИКЕ

Демонстрационный вариант 2005 г.


Инструкция по выполнению работы


На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 4 часа (240 минут). Экзаменационная работа состоит из 3 частей, включающих 37 заданий. На выполнение частей 1 и 2 работы рекомендуется отводить 1,5 часа (90 минут). На выполнение заданий части 3 – 2,5 часа (150 минут).

Часть 1 включает двадцать четыре задания с выбором ответа. К каждому заданию дается четыре ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания части 1 записываются на бланке №1.

Часть 2 состоит из восьми заданий с кратким ответом (к этим заданиям вы должны самостоятельно сформулировать и записать ответ). Ответы на задания части 2 записываются на бланке №1.

Часть 3 состоит из пяти заданий. Для выполнения заданий этой части вам необходимо написать развернутый ответ в произвольной форме на бланке №2.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если останется время.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.


^ Желаем успеха!


В экзаменационных заданиях используются следующие соглашения:


  1. Обозначения для логических связок (операций):

a) отрицание (инверсия, логическое НЕ) обозначается 
(например,  А);

b) конъюнкция (логическое умножение, логическое И) обозначается /\
(например, А /\ В) либо & (например, А & В);

c) дизъюнкция (логическое сложение, логическое ИЛИ) обозначается \/
(например, А \/ В) либо | (например, А | В);

d) следование (импликация) обозначается -> (например, А -> В);

e) символ 1 используется для обозначения истины (истинного высказывания); символ 0   для обозначения лжи (ложного высказывания).


2.
Два логических выражения, содержащих переменные, называются равносильными (эквивалентными), если значения этих выражений совпадают при любых значениях переменных. Так, выражения А -> В и ( А) \/ В равносильны, а А \/ В и А /\ В - нет (значения выражений разные, например, при А=1, В=0).


3. Приоритеты логических операций: инверсия (отрицание), конъюнкция (логическое умножение), дизъюнкция (логическое сложение), импликация (следование), эквивалентность (равносильность). Таким образом,  А /\ В \/ С/\ D совпадает с (( А)/\ В) \/ (С/\ D). Возможна запись А /\ В /\ С вместо (А /\ В) /\ С. То же относится и к дизъюнкции: возможна запись А \/ В \/ С вместо (А \/ В) \/ С.


Часть 1


^ При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А24) поставьте знак «  » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.


A12


В таблице приведена стоимость перевозок между соседними железнодорожными станциями. Укажите схему, соответствующую таблице.





A

B

C

D

A




4




5

B

4




3

6

C




3







D

5

6










1)

2)

3)

4)










A15


Какие из перечисленных ниже устройств используются для ввода информации в компьютер?


A)

Джойстик

Б)

Динамики

В)

Клавиатура

Г)

Мышь

Д)

Плоттер

Е)

Принтер

Ж)

Сканер

З)

Стример




1)

АВГДЖ

2)

АВГЖЗ

3)

БВГЖЗ

4)

ВГЕЖЗ


A16


Ниже перечислено 8 различных программных средств. Какие из них являются операционными системами? (Выберите ответ, в котором перечислены только операционные системы)


A)

Acrobat Reader

Б)

ASP Linux

В)

IBM PC DOS

Г)

Macromedia Dreamweaver

Д)

Microsoft Office

Е)

Microsoft Windows

Ж)

Norton SystemWorks

З)

RealOne Player




1)

АВЕЗ

2)

БВЕ

3)

ВДЕ

4)

ЕЖ



Часть 2



Ответом к заданиям этой части (В1 – В8) является набор символов, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

B1



B8


Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1


Часть 3


Для записи ответов к заданиям этой части (С1 – С5) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем полное решение. Ответы записывайте четко и разборчиво.



Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по информатики


Часть 1


№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

1

А13

3

А2

3

А14

2

А3

2

А15

2

А4

3

А16

2

А5

2

А17

4

А6

2

А18

2

А7

4

А19

2

А8

3

А20

4

А9

2

А21

1

А10

1

А22

2

А11

4

А23

4

А12

4

А24

3



Часть 2




Ответ

В1

3, 7, 21

В2

4

В3

12211

В4

Коля


В5

256

В6

2

В7

ВАЖГЕБД

В8

ГБАВ



Часть 3

Ответ (критерии оценивания):


^ Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы


Элементы ответа:

1) Поле i=5, j=4 будет выдано приведенной программой

(т.к. i+j=9)

^ 2) (i=1, j=8), (i=2, j=8), (i=5, j=5) – эти поля удовлетворяют постановке задачи (ответ очевиден, если нарисовать шахматную доску 8х8 и королей в двух нижних углах)

3) Возможный (самый короткий) способ доработки:

вместо if (i=9-j) OR (i=j)

проверять условие if (i>=9-j) AND (i<=j)





Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

3

Правильно записаны только два из названных выше элементов ответа

2

Правильно записан один из названных выше элементов ответа

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

^ Максимальный балл

3



Ответ (критерии оценивания):


^ Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы


Элементы ответа:

1) A[1,2] = -1

^ 2) В массиве А будет 9 ненулевых элементов

(5 значений "1" по главной диагонали и 4 значения "-1" над главной диагональю)

3) Доработку можно провести следующим образом:

for i:=1 to N do

begin A[i,i]:=1; if i
end;





Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

3

Правильно записаны только два из названных выше элементов ответа

2

Правильно записан один из названных выше элементов ответа

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

^ Максимальный балл

3



Ответ (критерии оценивания):

^ Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Введем целочисленную переменную Max, в которую будем заносить максимальный из просмотренных элементов массива, и целочисленную переменную Num, в которой будем подсчитывать число повторений максимального элемента в просмотренной части массива. В цикле до конца массива: сравниваем очередной элемент массива с текущим значением переменной Max, если он больше, то заносим его значение в Max и устанавливаем счетчик Num в 1, если они равны, то увеличиваем счетчик Num на 1. По окончании цикла переменная Num содержит число повторений максимального элемента массива.

Пример правильной и эффективной программы (на основе алгоритма, использующего однократный проход по массиву):




На языке Паскаль

На языке Бейсик

Const N=30;

Var a:array[1..N] of integer;

Max, Num, i: integer;

Begin

Max:=a[1];

Num:=1;

For i:=2 to N do

Begin

If a[i]>Max then

begin

Max:=a[i];

Num:=1;

end

else

if a[i]=Max then

Num:=Num+1;

End;

Writeln(Num);

End.

N=30

DIM i, Max, Num, a(N) AS INTEGER

Max=a(1)

Num=1

LOOP

FOR i = 2 TO N

IF a(i)>Max THEN

Max=a(i)

Num=1

ELSE

IF a(i)=Max THEN

Num=Num+1

ENDIF

ENDIF

NEXT i

PRINT Num

END

^ Указания по оцениванию




Предложен правильный алгоритм, использующий однократный проход по массиву.

2

Составлен правильный алгоритм, не допускающий немедленного обобщения на произвольное число элементов или требующий неоднократного прохода по массиву

1

Задание выполнено неверно

0
^

Максимальный балл


2


Ответ (критерии оценивания):


^ Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Выигрывает второй игрок. Для доказательства рассмотрим неполное дерево игры.


Начальная позиция

1-й ход первого игрока

Выигрывающий ход второго игрока

Пояснение


6,3

6,5


второй игрок выигрывает после любого ответа первого игрока, утроив число камней в самой большой куче


4,3

4,5

6,5

-"-


12,3

36,3

выигрыш второго игрока


4, 9

4,27

-"-


Из таблицы видно, что при любом первом ходе первого игрока у второго игрока имеется выигрывающий ход.




Правильное указание игрока и его первого хода со строгим доказательством правильности с помощью или без помощи дерева игры

3

Правильное указание игрока и его первого хода

2

Правильное указание игрока с неправильным указанием или без указания первого хода

1

Задание не выполнено или выполнено неверно

0

^ Максимальный балл

3



Ответ (критерии оценивания):

^ Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Программа читает входные данные, сразу подсчитывая в массиве, хранящем 12 вещественных чисел, сумму температур в каждом из месяцев, одновременно суммируя все температуры в году. Затем с использованием этого массива ищется минимальное отклонение среднемесячной температуры от среднегодовой. За дополнительный просмотр этого массива распечатывается информация об искомых месяцах. Баллы начисляются только за программу, которая решает задачу хотя бы для частного случая (например, месяц с минимальным отклонением единственен).

^ Указания по оцениванию

Баллы

Программа работает верно, т.е. определяет все месяцы, в которых среднемесячная температура минимально отклоняется от среднегодовой, не содержит вложенных циклов, в тексте программы не анализируется каждый месяц в отдельности. Допускается наличие в тексте программы одной пунктуационной ошибки. Пример правильной и эффективной программы на языке Паскаль:

Const d:array[1..12] of integer =

(31,29,31,30,31,30,31,31,30,31,30,31);

var tm:array[1..12] of real;

m:1..12;

data:string[5];

min,ty,t:real;

i:integer;

begin

for i:=1 to 12 do

tm[i]:=0;

ty:=0;{среднегодовая температура}

for i:=1 to 366 do

begin

readln(data,t);

{вычисляем номер месяца}

m:=(ord(data[4])-ord('0'))*10

+ord(data[5])-ord('0');

tm[m]:=tm[m]+t;

ty:=ty+t;

end;

for i:=1 to 12 do

tm[i]:=tm[i]/d[i];

ty:=ty/366;

min:=100;

for i:=1 to 12 do

if abs(tm[i]-ty)
min:=abs(tm[i]-ty);

writeln('Среднегодовая температура = ',ty:0:2);

for i:=1 to 12 do

if abs(abs(tm[i]-ty)-min)<0.0001 then

writeln(i,' ',tm[i]:0:2,' ',abs(tm[i]-ty):0:2);

readln

end.

Пример правильной и эффективной программы на языке Бейсик:

DATA 31,29,31,30,31,30,31,31,30,31,30,31

DIM i, m, d(12) AS INTEGER

DIM tm(12)

DIM dat AS STRING *5

FOR i = 1 TO 12

tm(i) = 0

READ d(i)

NEXT i

Ty = 0

'ty – среднегодовая температура

FOR i = 1 TO 366

INPUT dat, t

'Вычисляем номер месяца

m=(ASC(MID$(dat,4,1))-ASC("0"))*10+

ASC(MID$(dat,5,1))-ASC("0")

tm(m) = tm(m) + t

ty = ty + t

NEXT i

FOR i = 1 TO 12

tm(i) = tm(i) / d(i)

NEXT i

Ty = ty / 366

Min = 100

FOR i = 1 TO 12

IF ABS(tm(i) - ty) < min THEN min = ABS(tm(i) - ty)

NEXT i

PRINT "Среднегодовая температура = ";

PRINT USING "##.##"; ty

FOR i = 1 TO 12

IF ABS(ABS(tm(i) - ty) - min) < .0001 THEN

PRINT i;

PRINT USING "##.## "; tm(i); ABS(tm(i) - ty)

END IF

NEXT i

END

4

Программа работает верно, но содержит вложенные циклы (oт 1 до 12 и от 1 до 366). Допускается наличие от одной до трех синтаксических ошибок: пропущен или неверно указан знак пунктуации, неверно написано зарезервированное слово языка программирования, не описана или неверно описана переменная

3

Программа работает в целом верно, но выводит значение только одного месяца с минимальным отклонением температуры. Допускается наличие от одной до пяти синтаксических ошибок: пропущен или неверно указан знак пунктуации, неверно написано зарезервированное слово языка программирования, не описана или неверно описана переменная

2

Программа обрабатывает каждый месяц явным образом (12 операторов IF или оператор CASE, содержащий 12 вариантов), и, возможно, неверно работает при некоторых входных данных (например, содержит ошибку в алгоритме поиска минимума, в результате которой не всегда находятся нужные элементы или отклонение берется не по абсолютной величине). Допускается наличие от одной до семи синтаксических ошибок: пропущен или неверно указан знак пунктуации, неверно написано зарезервированное слово языка программирования, не описана или неверно описана переменная

1

Задание не выполнено или выполнено неверно

0

Максимальный балл

4




© 2005 Министерство образования и науки Российской Федерации





Похожие:

«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки icon«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано»
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки icon«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано»
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки icon«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано»
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки icon«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано»
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки icon«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано»
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки icon«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано»
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки icon«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано»
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки icon«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано»
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки icon«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано»
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки icon«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано»
Федеральным государственным научным учреждением «федеральный институт педагогических измерений»
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки icon«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано»
Федеральным государственным научным учреждением «федеральный институт педагогических измерений»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов