Департамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития icon

Департамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития



НазваниеДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития
страница1/9
Дата конвертации17.11.2012
Размер1.77 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Преподавание курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в 2008-2009 учебном году

Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В.

_____________________________________________________________________________________________

департамент образования города москвы

московский институт открытого образования

центр экологического образования и устойчивого развития

_______________________________________________________________


Ягодин г.а., аргунова м.в., плюснина т.а.,


моргун д.в.


ПРЕПОДАВАНИе курса

«Экология Москвы и устойчивое развитие»

в 2008-2009 учебном году


Москва

2008


УДК

ББК

Я


Ягодин Г.А., Аргунова М.В., ., Плюснина Т.А , Моргун Д.В. Преподавание курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в 2008-2009 учебном году. / Под ред. Г. А. Ягодина. — М.: МИОО , 2008. - с.


^ Главный редактор — Г. А. Ягодин, доктор химических наук, профессор, академик РАО, научный руководитель городской экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития».


ISBN

В данном издании содержатся учебно-тематическое и тематико-поурочное планирование, раскрывается содержание курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для учащихся 10 (11) классов средних общеобразовательных школ. Кроме этого разработаны методические рекомендации по преподаванию предмета в 2008-2009 учебном году, а также приведены тесты и контрольные работы к курсу. Для текущего и итогового контроля предлагаются темы рефератов и экологических проектов, приводятся требования к их выполнению и оформлению.

Издание содержит описания социально-значимых экологических проектов, которые могут быть выполнены школьниками на особо охраняемых природных территориях г. Москвы. Данные проекты объединены общей идеей содействия улучшению состояния окружающей среды силами школьников.

Предназначено для учителей общеобразовательных школ, методистов окружных методических центров города Москвы, а также специалистов дополнительного образования, работающих с курсом «Экология Москвы и устойчивое развитие».



© МИОО, 2008

© ОАО «Московские учебники», 2008

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

Учебно-тематический план курса «Экология Москвы и устойчивое развитие»

для 10 (11) классов……………………………………………………………8

Тематико-поурочное планирование курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10 (11) классов…………………………………………………9

Содержание образовательной программы…………………………………….12

Учебно-методическое обеспечение курса……………………………………..21

Формы, методы и приёмы, направленные на освоение содержания курса….30

Формы контроля по курсу………………………………………………………51

Контрольные работы для промежуточной аттестации учащихся……………52

Тестовые задания к курсу……………………………………………………….56

Рефераты к курсу и требования к ним…………………………………………93

Экологические проекты и требования к ним…………………………………107

Социально-экологические проекты на особо охраняемых природных территориях г. Москвы………………………………………………………..110

Заключение……………………………………………………………………..156

Литература……………………………………………………………………..158

Информация о курсах повышения квалификации и консультациях………163

Введение


Учебный курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» предназначен для учащихся 10 (11) классов средних общеобразовательных школ города Москвы. Данный межпредметный курс направлен на получение знаний в области урбоэкологии и устойчивого развития Москвы, а также на переосмысление мировоззренческих, культурных ориентиров учащихся, связанных со становление целостной деятельной личности. Данный курс является одним из немногих, в котором введена проблематика устойчивого развития общества, рассматриваются социальные, экономические и экологические проблемы, уделяется большое внимание практической и природоохранной деятельности.

Следуя потребностям современного общества, будущий выпускник должен обладать следующими способностями:

  • Уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий.

  • Проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников, анализировать информацию, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, умело применять полученные знания на практике в различных ситуациях.

  • Обладать навыками общения, быть контактным в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимым к мнению других, работать сообща в различных областях, предотвращая конфликтные ситуации, выполнять различные социальные роли.

  • Самостоятельно трудиться над развитием интеллектуального, физического, культурного уровня.

В соответствии с вышесказанным современному выпускнику отводятся следующие жизненные роли:

  • реализовать себя как личность;

  • стремиться к поддержке других людей;

  • постоянно приобретать новые знания, реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира;

  • обладать качествами социально-информированного гражданина, защитника окружающей среды.


Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» отвечает требованиям сегодняшнего дня, так как в его основе лежит диалектическое понимание взаимоотношений человек – общество – природа. Он охватывает широкий круг проблем как естественнонаучного, так и гуманитарного характера, базируется на принципах системности, научности, социальной значимости. Особое внимание в курсе уделяется познавательным и практическим умениям экологического характера.

^ Новизна курса заключается в следующем:

  • Интегративность курса и его межпредметное значение. Образование для устойчивого развития представляет собой интегративное направление, цель которого помочь учащимся осмыслить ценности, приобрести знания и умения, которые позволят им в дальнейшем принимать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты.

  • Введение проблематики устойчивого развития общества на примере мегаполиса Москвы. Содержательная новизна курса заключается во введении новой парадигмы цивилизационного мышления и регионального компонента в содержание общего образования. В синтезе историко-краеведческих и экологических знаний складывается представление о совместном развитии человека и природы в городе Москве, формируется гражданская и патриотическая позиция школьника. Сложнейший комплекс демографических, экономических, природоохранных проблем осознается учащимися на реальном, доступном и значимом для каждого материале, на примере знакомых культурно-исторических и природных особенностей своего города.

  • Использование современных педагогических технологий даёт возможность учащимся осмыслить и систематизировать ранее полученный опыт и знания, сформировать новые знания и применить их на практике для реализации идей устойчивого развития. Совокупность приёмов и методов, используемых в рамках курса, позволяет школьникам развить коммуникативные навыки (умение слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата).

  • Одним из приоритетов курса является развитие способности адекватной самооценки и рефлексии образовательной деятельности, ответственности за результат обучения.

  • ^ Цель курса – формирование экологических знаний, умений, навыков и развитие социально-личностных качеств учащихся, необходимых для воплощения идей устойчивого развития.

Основные задачи курса:

Обучающие:

  • осознать и принять идеи устойчивого развития;

  • создать представления о социально-политических и экономических факторах развития городов на примере Москвы;

  • сформировать знания о ресурсах и проблемах города, перспективах его развития;

  • овладеть знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды;

  • приобрести навыки выявления социально-экологических проблем и содействовать их решению.

Воспитательные:

  • помочь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом;

  • воспитать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;

  • сформировать систему ценностных ориентиров, развить чувство патриотизма, любви к своей малой Родине.

Развивающие:

  • развить умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;

  • совершенствовать аналитическое, творческое и критическое мышление;

  • овладеть способностью принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий;

  • сформировать умение выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений в городе;

  • развить мотивационную сферу личности как фактора повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений;

  • приобрести коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, умения предотвращения конфликтных ситуаций, умелого выхода из них.

^ Режим и формы занятий

В соответствии с Московским базисным учебным планом предмет «Экология Москвы и устойчивое развитие» является обязательным для изучения в 10 (11) классах в средних общеобразовательных школах.

Базовый уровень программы рассчитан на 34 часа, из них:

  • теоретический курс (22 часа);

  • практические и игровые занятия (9 часов);

  • обобщающие и зачетные занятия (3 часа).

  • экскурсии (внеурочные занятия, 2 часа).

    Занятия проводятся по одному академическому часу один раз в неделю в 10 или в 11 классах.

Профильный уровень – 68 часов, из них:

  • теоретический курс (39 часов);

  • практические и игровые занятия (24 часа);

  • обобщающие и зачетные занятия (5 часов);

  • экскурсии (внеурочные занятия, 2 часа).

Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу в 10 или в 11 классах, либо по одному академическому часу один раз в неделю в 10 и 11 классах.


^ Учебно-тематический план курса

«Экология Москвы и устойчивое развитие»

для 10 (11) классов



Тема

Количество часов

Базовый уровень

34 часа

Профиль-ный уровень

68 часов

ВВЕДЕНИЕ


1

1


  1. ^ ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ XXI ВЕКА

5

11

II. МОСКВА – МОЙ ДРЕВНИЙ И ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

2

6

^ III. ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

13

26

IV. СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРОДА. КАЧЕСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

6

8

V. Экологический мониторинг

6

15

^ ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК КУРСА

1

1


Тематико-поурочное планирование курса

«Экология Москвы и устойчивое развитие»

для 10 (11) классов



Тема

Количество часов

Базовый уровень

34 часа

Профиль-ный уровень

68 часов

ВВЕДЕНИЕ


1

1


  1. ^ ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ XXI ВЕКА

5

11

  1. Экологические кризисы в истории цивилизации.

1

2

  1. Третье тысячелетие: огромные успехи в экономике и экологический кризис.

1

1

  1. Мировоззренческие истоки экологической проблемы.

1

2

  1. От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию.

1

3

  1. Образование в интересах устойчивого развития.

-

1

  1. Игровые упражнения.

1

2

^ II. МОСКВА – МОЙ ДРЕВНИЙ И ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

2

6

  1. От города до мегаполиса.

1

1

  1. Характеристика экономико-географического положения столицы.

1

1

  1. Становление Москвы как города с XII по XXI вв.

-

1

  1. Культурно-историческая среда города

-

1

  1. Восприятие города

-

1

  1. Обобщающий урок по теме

-

1

^ III. ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

13

26

  1. Город как урбосистема. Городская среда.

1

1

  1. Основные виды воздействия человека на окружающую среду.

1

1

  1. Рельеф и геологическое строение Москвы.

1


1


  1. Ландшафты Москвы.

-

1

  1. Почва и грунты города.

1

1

  1. Твердые бытовые отходы в городе.

1

2

  1. Климат и погода Московского мегаполиса.

-

1

  1. Атмосфера города и источники её загрязнения

1

1

  1. Гидрографическая сеть города. Водные ресурсы Москвы

-

1

  1. Экологический каркас города

1

1

  1. Биологическое разнообразие Москвы. Флора города

1

1

  1. Озеленение и рекреационные ресурсы города

-


1


  1. Биологическое разнообразие Москвы. Фауна города

1

1

  1. Функциональная и планировочная структура города

-

1

  1. Демографические особенности современной Москвы

1

1

  1. Экономическая база города. Занятость населения

-

1

  1. Практическая работа «Жизненный цикл товара»

-

1

  1. Игровое занятие «Строим Экоград»

1

2

  1. Практическая работа «Экологический след»

1

1

  1. Имитационная игра с компьютерной поддержкой по управлению возобновимыми ресурсами «Всемирное рыболовство»


-


3


  1. Игровые упражнения по развитию толерантности

-

1

  1. Зачётный урок по теме

1


1


^ IV. СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРОДА. КАЧЕСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

6

8

  1. Энергетика Москвы.

2

3

  1. Транспорт Москвы.

1

1

  1. Водоснабжение города

1

1

  1. Качество городской среды

-

1

  1. Экологическая безопасность и здоровье человека

1

1

  1. Обобщающий урок по теме

1

1

V. эКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

6

15

  1. Основы экологического мониторинга.

Практическая работа №1. «Изготовление оборудования для оценки состояния атмосферы».

-


1


  1. Практическая работа № 2. «Оценка физических параметров атмосферы»

1

1

  1. Практическая работа № 3. «Оценка экологического состояния атмосферы методом биоиндикации»

-

1

  1. Практическая работа № 4. «Предварительное описание водоёма. Органолептическая характеристика воды»

1

1

  1. Практическая работа №5. «Оценка состояния водоёма методом биоиндикации»

1

1

  1. Практическая работа № 6. «Оценка качества воды методами количественного и качественного анализа»

-

1

  1. Практическая работа №7. «Изучение состава и свойств почвы»

-

1

  1. Практическая работа № 8. «Индикация почвы по кресс-салату»

-

1

  1. Практическая работа №9. «Оценка почв методами химического анализа»

1


2


  1. Практическая работа №10. «Оценка состояния лесопарковых и парковых сообществ»

1

1

  1. Практическая работа № 11. «Экономное использование электроэнергии»

1

1

  1. Практическая работа № 12 «Рациональное использование воды»

-

1

  1. Практическая работа № 13. «Экологическая экспертиза продуктов питания по этикетке»

-

1

  1. Урок-конференция «Комплексные исследования городских экосистем»

-

1

^ Обобщающий урок курса

1

1


Содержание образовательной программы


Введение

Экология, её задачи и структура. Уровни организации живой природы, изучаемые в курсе экологии. Понятие биосферы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Похожие:

Департамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития
Г. А. Ягодин, доктор химических наук, профессор, академик рао, научный руководитель Центра экологического образования и устойчивого...
Департамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития
Г. А. Ягодин, доктор химических наук, профессор, академик рао, научный руководитель Центра экологического образования и устойчивого...
Департамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития
Преподавание курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в 2008-2009 учебном году
Департамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития
Ягодин Г. А., Аргунова М. В плюснина Т. А, Моргун Д. В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под...
Департамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития
Ягодин Г. А., Аргунова М. В плюснина Т. А, Моргун Д. В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под...
Департамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития iconМосковский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития экология москвы и устойчивое развитие курс лекций для учителя Москва 2007 г
Экология Москвы и устойчивое развитие. Курс лекций для учителя / Под ред. Г. А. Ягодина. — М.:, с
Департамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития iconПоложение о центре экологического образования и устойчивого развития московского института открытого образования
Ития (далее цэоур) является структурным подразделением Московского института открытого образования (далее миоо), созданным с целью...
Департамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования г. А. Ягодин, М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие»
Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ
Департамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития iconДепартамент образования города москвы московский детско-юношеский центр «резерв» московский городской дворец детского
Первенство по тактической подготовке является седьмым этапом Кубка военно-патриотических клубов города Москвы по военно-прикладным...
Департамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития iconДепартамент образования города москвы московский детско-юношеский центр «резерв» московский городской дворец детского
Первенство по строевой подготовке является Пятым этапом Кубка военно-патриотических клубов города Москвы по военно-прикладным видам...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов