Реформа муниципальной собственности icon

Реформа муниципальной собственности



НазваниеРеформа муниципальной собственности
Дата конвертации17.11.2012
Размер264.51 Kb.
ТипДокументы

Реформа муниципальной собственности


Широков А. Н.,

начальник отдела социально-экономического развития

муниципальных образований

Министерства экономического развития и торговли РФ

Формирование и реформирование состава муниципального имущества в переходный период


В процессе реформирования системы местного самоуправления в соответствии с новой редакцией Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также с учетом изменений и дополнений, внесенных в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предстоит перераспределение объектов, находящихся в муниципальной собственности, а также перепрофилирование и отчуждение ряда объектов.

Поскольку в отличие от существующей ситуации новой редакцией Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено обязательное наличие и поселений и муниципальных районов, а также разграничены вопросы местного значения между ними, часть имущества, находящаяся в собственности районов, должна быть передана поселениям, и наоборот. В частности, жилищный фонд социального назначения и объекты коммунального хозяйства, находящиеся в границах населенных пунктов, должны быть закреплены в собственности поселений, а объекты, связанные с предоставлением населению образовательных и медицинских услуг – в собственности муниципальных районов.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное решения вопросов местного значения, для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливается федеральным законом, проект которого в настоящее время разрабатывается Правительством Российской Федерации.


Органы местного самоуправления до 1 января 2006 года обязаны обеспечить безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным названными выше и другими федеральными законами; до 1 января 2009 года произвести отчуждение или перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, не соответствующего указанным выше перечням и не переданного в государственную собственность. Отчуждение муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.

С учетом кризисного состояния, первоочередной задачей является изменение экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе. В целях повышения эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, качественного улучшения деятельности по управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях необходимо провести поэтапное преобразование муниципальных унитарных жилищно-эксплуатационных, ресурсоснабжающих, специализированных и управляющих жилищных предприятий в открытые акционерные общества. Существующее для унитарных предприятий право хозяйственного ведения не создает для организаций других организационно-правовых форм равных конкурентных условий в борьбе за рынок управления коммунальной инфраструктурой и жилищным фондом. Приватизация муниципальных унитарных предприятий обеспечит равные юридические права для всех участников рынка, а также будет способствовать созданию условий для привлечения частного капитала в жилищную сферу.

В состав акционерного капитала ресурсоснабжающих организаций могут включаться производственные сооружения, системы диспетчерского управления, устройства, оборудование и приборы, складские помещения. Объекты сетевой коммунальной инфраструктуры целесообразно сохранить в муниципальной собственности.

Акционирование и приватизация муниципальных унитарных предприятий должны проходить параллельно с применением концессионных механизмов управления объектами коммунальной инфраструктуры. Невозможность формирования конкуренции на рынке компенсируется конкуренцией за рынок на основе концессионных соглашений, которые реализуются путем заключения договоров на право осуществления различного рода хозяйственной деятельности с передачей объектов муниципальной инфраструктуры в эксплуатацию и управление российскому или иностранному хозяйствующему субъекту (управляющей компании).

В зависимости от экономического содержания могли бы заключаться следующие виды договоров концессионного типа:

  • договор, содержащий условия о выполнении работ (оказании услуг) с использованием объекта, находящегося в муниципальной собственности;

  • договор, содержащий условия об управлении объектом, находящимся в муниципальной собственности;

  • договор, содержащий условия аренды объекта, находящегося в муниципальной собственности;

  • договор по модели "строительство - эксплуатация - передача";

  • договор по модели "строительство - владение - эксплуатация - передача";

  • договор концессии объектов, находящихся в муниципальной собственности.
^

Рекомендации по управлению муниципальным имуществом


В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Гражданским законодательством Российской Федерации к правам собственника отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления в отношении находящегося в собственности муниципального образования имущества могут:

  • пользоваться;

  • передавать в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям и учреждениям;

  • сдавать в аренду:

  • передавать в концессию;

  • передавать в доверительное управление;

  • отчуждать.

Непосредственное пользование муниципальным имуществом осуществляется органами местного самоуправления для обеспечения собственной деятельности.
^
1) Хозяйственное ведение и оперативное управление муниципальным имуществом

Органы местного самоуправления в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решают вопросы создания муниципальных унитарных предприятий, определения предмета и целей их деятельности, их реорганизации и ликвидации, назначают директоров (руководителей) предприятий, осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятиям имущества и имеют право на получение части прибыли от использования этого имущества.

Муниципальное унитарное предприятие, созданное на праве хозяйственного ведения, не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия органов местного самоуправления. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Муниципальное казенное предприятие (созданное на праве оперативного управления), а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Органы местного самоуправления как представитель собственника имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Муниципальное казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется органами местного самоуправления.

Муниципальное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами муниципальному учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого органами местного самоуправления принято решение о закреплении за муниципальным унитарным предприятием или муниципальным учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением органов местного самоуправления.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное муниципальным унитарным предприятием или муниципальным учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

При переходе права собственности на муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
^
2) Аренда муниципального имущества

Аренда муниципального имущества может осуществляться для оказания услуг населению на базе муниципального имущественного комплекса и (или) для получения доходов в местный бюджет.

По договору аренды арендодатель (органы местного самоуправления) обязуется предоставить арендатору (хозяйствующему субъекту) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

Органы местного самоуправления обязаны предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором.

Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование муниципальным имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

  • определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

  • установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

  • предоставления арендатором определенных услуг;

  • передачи арендатором органам местного самоуправления обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

  • возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Арендатор вправе с согласия органов местного самоуправления сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор. Договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды. К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, органы местного самоуправления имеют право потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Органы местного самоуправления обязаны производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.

Нарушение органами местного самоуправления обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору:

  • произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;

  • потребовать соответственного уменьшения арендной платы;

  • потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

По требованию органов местного самоуправления договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:

  • пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

  • существенно ухудшает имущество;

  • более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;

  • не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.

Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

По требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда:

  • органы местного самоуправления не предоставляют имущество в пользование арендатору либо создают препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;

  • переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены органами местного самоуправления при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора;

  • органы местного самоуправления не производят являющийся их обязанностью капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки;

  • имущество в силу обстоятельств, за которые органы местного самоуправления не отвечают, окажется в состоянии, не пригодном для использования.

Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендатора.

Если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить органы местного самоуправления о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора. При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.

Если органы местного самоуправления отказали арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключили договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.

Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны органов местного самоуправления, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть органам местного самоуправления имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, органы местного самоуправления вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных органам местного самоуправления убытков, они могут потребовать их возмещения.

В случае, когда за несвоевременный возврат арендованного имущества договором предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором.

Произведенные арендатором отделимые улучшения арендованного имущества являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором аренды. В случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия органов местного самоуправления улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды. Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия органов местного самоуправления, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом. Улучшения арендованного имущества, как отделимые, так и неотделимые, произведенные за счет амортизационных отчислений от этого имущества, являются муниципальной собственностью.

В законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.

Если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену.
^
3) Концессия муниципального имущества

По договору коммерческой концессии органы местного самоуправления обязуются предоставить пользователю (хозяйствующему субъекту) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих органам местного самоуправления.

Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта органов местного самоуправления в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от органов местного самоуправления или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Договор коммерческой концессии регистрируется органом, осуществившим регистрацию органа местного самоуправления, выступающего по договору в качестве правообладателя.

Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых органами местного самоуправления для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.

Органы местного самоуправления обязаны:

  • передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

  • выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке.

  • (если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное) обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии; оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников; контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем по договору коммерческой концессии, пользователь обязан:

  • использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности наименование органов местного самоуправления указанным в договоре образом;

  • обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно органами местного самоуправления;

  • соблюдать инструкции и указания органов местного самоуправления, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется органами местного самоуправления, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;

  • оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у органов местного самоуправления;

  • не разглашать секреты производства органов местного самоуправления и другую полученную от них конфиденциальную коммерческую информацию;

  • предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;

  • информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.

Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору, в частности могут быть предусмотрены:

  • обязательство органов местного самоуправления не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

  • обязательство пользователя не конкурировать с органами местного самоуправления на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих органам местного самоуправления исключительных прав;

  • отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) органов местного самоуправления;

  • обязательство пользователя согласовывать с органами местного самоуправления место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

Ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

Являются ничтожными такие условия, ограничивающие права сторон по договору коммерческой концессии, в силу которых:

  • органы местного самоуправления вправе определять цену продажи товара пользователем или цену работ (услуг), выполняемых (оказываемых) пользователем, либо устанавливать верхний или нижний предел этих цен (за исключением регулирования тарифов на услуги естественных монополий);

  • пользователь вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) либо исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения (место жительства) на определенной в договоре территории.


Органы местного самоуправления несут субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии.

По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) органов местного самоуправления, органы местного самоуправления отвечают солидарно с пользователем.

Пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет по истечении срока договора коммерческой концессии право на заключение договора на новый срок на тех же условиях.

Органы местного самоуправления вправе отказать в заключении договора коммерческой концессии на новый срок при условии, что в течение трех лет со дня истечения срока данного договора они не будут заключать с другими лицами аналогичные договоры коммерческой концессии и соглашаться на заключение аналогичных договоров коммерческой субконцессии, действие которых будет распространяться на ту же территорию, на которой действовал прекратившийся договор. В случае, если до истечения трехлетнего срока органы местного самоуправления пожелают предоставить кому-либо те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, они обязаны предложить пользователю заключить новый договор либо возместить понесенные им убытки. При заключении нового договора его условия должны быть не менее благоприятны для пользователя, чем условия прекратившегося договора.

Каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока, вправе во всякое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок. Досрочное расторжение договора коммерческой концессии, заключенного с указанием срока, а также расторжение договора, заключенного без указания срока, подлежат регистрации.
^
4) Доверительное управление муниципальным имуществом

По договору доверительного управления имуществом органы местного самоуправления передают доверительному управляющему на определенный срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах органов местного самоуправления или указанного им лица.

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Осуществляя доверительное управление муниципальным имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах органов местного самоуправления. Законом или договором могут быть предусмотрены ограничения в отношении отдельных действий по доверительному управлению муниципальным имуществом.

Сделки с переданным в доверительное управление муниципальным имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, органы местного самоуправления информированы об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего сделана пометка "Д.У.".

При отсутствии указания о действии доверительного управляющего в этом качестве доверительный управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом.

Объектами доверительного управления могут быть муниципальные имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, не может быть передано в доверительное управление. Передача в доверительное управление имущества, находившегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого имущество находилось, либо прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом и поступления его во владение муниципального образования по иным предусмотренным законом основаниям.

Учредителем доверительного управления является собственник муниципального имущества или другое лицо, уполномоченное собственником.

Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

В случаях, когда доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, предусмотренным законом, доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения.

Имущество не подлежит передаче в доверительное управление государственному органу или органу местного самоуправления.

Доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом.

В договоре доверительного управления имуществом должны быть указаны:

  • состав имущества, передаваемого в доверительное управление;

  • наименование органа местного самоуправления, в интересах которого осуществляется управление имуществом;

  • размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;

  • срок действия договора.

Договор доверительного управления имуществом заключается на срок, не превышающий пяти лет. Для отдельных видов имущества, передаваемого в доверительное управление, законом могут быть установлены иные предельные сроки, на которые может быть заключен договор.

При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором.

Договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме.

Договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

Несоблюдение формы договора доверительного управления имуществом или требования о регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление влечет недействительность договора.

Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого муниципального имущества, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет.

Доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Распоряжение недвижимым имуществом доверительный управляющий осуществляет в случаях, предусмотренных договором доверительного управления.

Права, приобретенные доверительным управляющим в результате действий по доверительному управлению имуществом, включаются в состав переданного в доверительное управление имущества. Обязанности, возникшие в результате таких действий доверительного управляющего, исполняются за счет этого имущества.

Для защиты прав на имущество, находящееся в доверительном управлении, доверительный управляющий вправе требовать всякого устранения нарушения его прав.

Доверительный управляющий представляет органам местного самоуправления отчет о своей деятельности в сроки и в порядке, которые установлены договором доверительного управления имуществом.

Доверительный управляющий может поручить другому лицу совершать от имени доверительного управляющего действия, необходимые для управления имуществом, если он уполномочен на это договором доверительного управления имуществом, либо получил на это согласие органов местного самоуправления в письменной форме, либо вынужден к этому в силу обстоятельств для обеспечения интересов органов местного самоуправления и не имеет при этом возможности получить указания органов местного самоуправления в разумный срок.

Доверительный управляющий отвечает за действия избранного им поверенного как за свои собственные.

Доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах органов местного самоуправления, возмещает им упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом, а учредителю управления убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, с учетом его естественного износа, а также упущенную выгоду.

Доверительный управляющий несет ответственность за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий органов местного самоуправления.

Обязательства по сделке, совершенной доверительным управляющим с превышением предоставленных ему полномочий или с нарушением установленных для него ограничений, несет доверительный управляющий лично.

Долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имуществом, погашаются за счет этого имущества. В случае недостаточности этого имущества взыскание может быть обращено на имущество доверительного управляющего, а при недостаточности и его имущества на муниципальное имущество, не переданное в доверительное управление.

Договор доверительного управления муниципальным имуществом может предусматривать предоставление доверительным управляющим залога в обеспечение возмещения убытков, которые могут быть причинены муниципальному образованию ненадлежащим исполнением договора доверительного управления.

Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления муниципальным имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении этим имуществом, за счет доходов от использования этого имущества.

Договор доверительного управления имуществом прекращается вследствие:

  • ликвидации органа местного самоуправления, если договором не предусмотрено иное;

  • отказа органа местного самоуправления от получения выгод по договору, если договором не предусмотрено иное;

  • смерти гражданина, являющегося доверительным управляющим, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

  • отказа доверительного управляющего или органа местного самоуправления от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление имуществом;

  • отказа органа местного самоуправления от договора по иным причинам при условии выплаты доверительному управляющему обусловленного договором вознаграждения.

При отказе одной стороны от договора доверительного управления имуществом другая сторона должна быть уведомлена об этом за три месяца до прекращения договора, если договором не предусмотрен иной срок уведомления.

При прекращении договора доверительного управления имущество, находящееся в доверительном управлении, передается органам местного самоуправления, если договором не предусмотрено иное. При передаче в доверительное управление ценных бумаг может быть предусмотрено объединение ценных бумаг, передаваемых в доверительное управление разными лицами. Правомочия доверительного управляющего по распоряжению ценными бумагами определяются в договоре доверительного управления. Особенности доверительного управления ценными бумагами определяются законом.
^
5) Отчуждение муниципального имущества

Отчуждение муниципального имущества может осуществляться в виде безвозмездной передачи другому муниципальному образованию, органам государственной власти субъекта Российской Федерации или федеральным органам государственной власти (в связи с перераспределением полномочий) либо в процессе приватизации (акционирования) в соответствии с федеральным законом.





Похожие:

Реформа муниципальной собственности iconСериков И. Ф
Заместитель главы администрации Ивнянского района по экономическому развитию и муниципальной собственности
Реформа муниципальной собственности iconПроект административный регламент предоставления муниципальной услуги
Регламент) разработан в целях повышения качества исполнения и доступности муниципальной услуги, создания комфортных условий для потребителей...
Реформа муниципальной собственности iconМэру Москвы Лужкову Ю. М
Это является покушением на конституционные и имущественные права граждан. Согласно статьям 12, 130-132 Конституции РФ граждане РФ...
Реформа муниципальной собственности iconПриказ №76 о проведении ежемесячного общего осмотра образовательного учреждения
На основании решения коллегии Администрации области от 27. 11. 2006г. №60 «Об утверждении Правил организации и проведения технического...
Реформа муниципальной собственности icon2. Потребители муниципальной услуги Физические лица Показатели, характеризующие объем и (или) качество муниципальной услуги
Наименование муниципальной услуги Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования
Реформа муниципальной собственности iconЗаявление Союза Северо-Западников Нового Поколения
Мы считаем, что продолжающаяся ныне т н. «школьная реформа» в конечном итоге приведет к снижению качества получаемого образования,...
Реформа муниципальной собственности iconРегламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление дополнительного образования детей»
«Краснобродский городской округ» (далее муниципальная услуга) разработан в целях повышения качества исполнения и доступности муниципальной...
Реформа муниципальной собственности iconАдминистративный регламент предоставления управлением образованием администрации Саянского района муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учёт и зачислению детей в образовательные учреждения,
Саянского района муниципальной услуги (далее – Административный регламент) разработан в целях повышения доступности и качества предоставления...
Реформа муниципальной собственности iconПриказ №510 / 01-07 г. Тутаев о муниципальной инновационной инфраструктуре с целью обеспечения дальнейшего развития инновационной деятельности в муниципальной системе образования
Утвердить Положение об инновационной инфраструктуре муниципальной системы образования (приложение 1)
Реформа муниципальной собственности iconАдминистративный регламент предоставления Управлением образования администрации Саянского района муниципальной услуги по предоставлению информации об образовательных программах и учебных планах,
Административный регламент) разработан в целях повышения доступности муниципальной услуги, создания комфортных условий для ее получателей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов