Истолкования Креста icon

Истолкования Креста



НазваниеИстолкования Креста
Дата конвертации16.11.2012
Размер66.06 Kb.
ТипДокументы

Истолкования Креста.



Знак креста занимает важное место в христианской вере и культуре, соединяя в себе множество смыслов. Повторю некоторые. Крест напоминает о распятии Господа, поэтому крест – символ осмысленного, принятого страдания. Крест – знак победы над смертью, поэтому он ставится на могилах христиан. Крест также знаменует принадлежность христианству, почему многие христиане носят крестик. Наконец, основной жест христианина – крестное знамение, устрашающее Нечистого. Крест именуется по-разному: крест чéстной, крест животворящий…

Я хочу представить несколько менее известных истолкований символа креста. С этими истолкованиями я встретился, когда обратился к Господу. Надеюсь, они будут полезны тем, кто ищет истину, и не прогневят тех, кто ее нашел. Еще я надеюсь, что они помогут не христианам или «верующим вне Церкви», понять смысл христианства, поскольку в этих истолкованиях говорится о том, что присуще всем людям: о любви, истине, зле, добре…

Во всех истолкованиях определяющую роль будет иметь начертание или «геометрия» креста. Фигура креста имеет четыре вершины: верхнюю, нижнюю, левую и правую. В каждой из этих вершин будет располагаться определенная сущность, а крестообразное соединение этих сущностей даст верный ответ на моральную или философскую проблему. Ниже я приведу несколько примеров, которые и составляют основное содержание истолкований.

^

Пример 1. Любовь и разум.


Пусть в верхней вершине креста располагается любовь, в нижней – знания, в левой – зло, в правой – благо. Здесь (как и в следующих примерах) вверху располагается нечто, дающее первоначальный импульс, внизу – среда, в которой этот импульс может распространяться, в левой вершине – опасность, а в правой – итог, плод, результат. Если соединить указанные сущности крестообразно, то мы прочитаем: «От любви, с помощью знаний, преодолевая зло, к добру».

Но такое соединение не является единственно возможным. Очень многие считают, что благо предоставляется только знаниями, а любовь, как и всякие неуправляемые чувства, ведет ко злу. Наглядно иллюстрируя подобное мнение, в СССР был даже журнал «Знания – сила». Эта точка зрения, часто называемая технократизмом, иллюстрируется на фигуре креста соединением верхней (любовь) и левой (зло) вершин между собою. При этом между собою соединяются также нижняя (знание) и правая (благо) вершины, а весь крест распадается на два несвязанных между собой отрезка.

Антиподом технократизма обычно называют сентиментализм. Сентименталист полагает, что к благу ведет одна любовь, а знания не нужны, иссушают душу и ведут ко злу. Эта точка зрения демонстрируется соединением между собой верхней (любовь) и правой (благо) вершин креста. Также соединяются левая (зло) и нижняя (знания) вершины. Крест, как и в предыдущем случае, распался на две несвязанные между собой части.


Итак, мы видим, что древний спор о сравнительной роли интеллекта и эмоций, знания и любви, спор, который я, несколько условно, назвал спором технократа и сентименталиста, разрешается в фигуре креста. Не «знания – благо, а любовь – зло» и не «знания – зло, а любовь –благо», но «от любви, с помощью знаний, преодолевая зло к добру», прочитаем мы, соединяя вершины креста сверху вниз и слева направо, как делаем это в крестном знамении.

^

Пример 2. Личность и общество.


Теперь будет показано, как просто и убедительно само начертание креста разрешает многовековой спор индивидуалиста и коллективиста. Индивидуалист говорит, что человек – благо для самого себя, а общество, весь мир – зло. Человек должен жить для себя, а не для мира. Коллективист, наоборот, считает, что все благо в обществе, а отдельная личность ничего не стоит. В этом споре легко увидеть четыре сущности, различное соединение которых и порождает такую дихотомию. Именно, разместим на кресте: верхняя вершина – личность, человек, нижняя – мир или общество, левая – зло, правая – добро. Теперь видно, что индивидуалист соединяет нижнюю вершину с левой (мир это зло), и правую вершину с верхней (личность это благо). При этом крест распался на две несвязанных части. Коллективист же соединяет нижнюю вершину с правой (мир это благо) и левую с верхней (личность это зло). Крест снова распался.

Если же прочитать расположенные сущности так, как мы двигаем рукой при крестном знамении, то получим ответ на этот спор: «человек приходит в мир, преодолевая зло к благу».

Пример 3.


Со всевозможным благоговением укажу на то, что мы можем с помощью фигуры креста правильно отвечать и на вопросы о христианской вере. Совершенный человек это Христос. Он приходит в мир и побеждает саму смерть, воскресая Сам и приводя нас к величайшему благу вечной жизни. Мы, подобно предыдущему примеру, напишем имя Господа, Иисус – вверху, внизу – мир, слева – смерть, а справа – вечная жизнь. Крестообразное прочтение фигуры креста откроет нам – «Христос пришел в мир побеждая смерть к вечной жизни», в полном согласии с нашей верой. И здесь среди тех, кто не признает или дурно понимает учение Христа, есть две большие партии, спорящие между собой. Одни говорят, что Христос ведет к смерти, а подлинная жизнь только в миру, соединяя между собой левую с верхней, а правую с нижней вершины креста. Другие, забывая, что Христос пришел ради спасение мира, отвергают мир. Их взглядам отвечает соединение левой с нижней вершин креста и правой с верхней. И снова при этих ошибочных соединениях крест распадается на составные части.

^

Пример 4. Национализм и космополитизм.


Я полагаю, что подобное прочтение символа креста применимо ко всем частям мироздания, доступного человеческому уму и что само начертание креста дает единый ответ на множество вопросов, открывая нам закон вселенной. Но проще всего находить его значение там, где есть старый спор двух противоположных точек зрения. Применим теперь этот метод к разрешению спора национализма и космополитизма. Националист говорит, что нация – благо, мир, человечество – то ли пустая абстракция, то ли зло. Космополит говорит, что нация это предрассудок, а реальность и благо – все человечество. Расположив, подобно тому, как это делалось ранее: вверху – нация, внизу – человечество, слева – зло, справа – добро, прочитаем ответ креста – нация приходит в человечество, преодолевая зло к благу.

^

Пример 5. Опыт и теория.


Все предыдущие примеры касались либо вопросов веры, либо вопросов морали. Приведем теперь пример из иной области, из области, проблем гносеологии. Один из основных споров здесь, это спор о соотношении опыта и теории в научном исследовании. Эмпирики склонны считать излишними абстрактные идеи и теории, а теоретики или идеалисты склонны пренебрегать опытом, считая, что все данные можно получить в глубине собственного духа. Разместим по вершинам креста: вверху – идея, внизу – опыт, слева – неразбериха, справа – результат. Соединив эти сущности крестообразно, получим: от идеи с помощью опыта (в опыте), преодолевая неразбериху, приходим к результату. Эмпирик соединяет левое с верхним, а правое с нижним, получая: идеи вносят сумбур, а опыт дает результат. Теоретик ему возражает: опыты сумбурны, а идеи приносят результат, соединяя верхнее с правым, а нижнее с левым. Как всегда при неправильном соединении крест распадается.

^

Пример 6. Вера и истина.


Основываясь на таком истолковании фигуры креста, я дерзну предположить нечто о правильной жизни духа человеческого. Той жизни, которая может открыться каждому из нас вполне только в воскресении, но частично открывается уже в жизни земной. Дух наш хочет жить в любви к истине и свободной вере. Можно сказать и так, что дух наш любит истину и потому ищет ее и в этом вольном поиске находит веру. Находит не по принуждению, а свободно. Теперь разместим вверху – любовь, внизу – истину, слева – свобода, а справа – вера и прочитаем вслед за крестным знамением: от любви к истине в свободной вере.

И здесь мы можем найти двоящиеся, бескрылые и бесплодные голоса о том, что любовь, чувства – ведут нас к свободе, а вера содержит лишь догмы. Другие же говорят, что вера открывается только сердцем, а свободный разум и поиск истины опасен и приведет лишь к опустошающей свободе. При всех этих толкованиях распадается фигура креста и цельность духовной жизни.

Заключение.


После рассмотрения этих шести примеров, – которые становятся еще нагляднее и проще, если нарисовать фигуру креста и надписывать соответственно его вершины – я хочу подвести некоторые итоги. Во-первых, о расположении сущностей относительно вершин креста. Оно не произвольно. Во всех 6 истолкованиях вверху располагалась сущность, несущая в себе некий начальный импульс, энергия которая способна к действию и распространению. Внизу располагается некая среда, в которой эта энергия способна распространяться, слева – некая опасность, то что должно быть преодолено, а справа – плод, итог результат, нечто устойчивое, на что можно опереться (в последнем примере слева располагается свобода, которая сама по себе не является злом, напротив, но свобода часто неправильно используется). Правильное соединение этих сущностей, соединение, повторяющее движение крестного знамения: сверху вниз и слева направо сохраняет цельность креста. Этому истинному соединению сопутствует пара ошибочных, каждое из которых превращает крест в пару несвязанных отрезков.

Заметим, что совершая истинное движение неизбежно преодолевается некая трудность (отмеченная слева), и достигается некий результат (отмеченный справа), происходит обретение нового. Ошибочные же соединения не приносят нового, бесплодны.

Как соотносятся эти истолкования с христианской мыслью и с учением Церкви? Я не нашел ни в сочинениях Отцов Церкви, ни в учениях авторитетных мыслителей-христиан ничего хоть в малой степени опровергающего такие истолкования. Наоборот, многое из рассмотренного здесь прекрасно изложено давным-давно. Новым является связь этих мыслей с начертанием креста.

Можно сопоставить эти истолкования с учением Гегеля о тезисе, антитезисе и синтезе. Тогда следует считать тезисом и антитезисом пару ложных, распадающихся соединений, а синтезом – истинное соединение. Можно же, наоборот, столкнувшись с каким-либо устойчивом спором «тезиса» и «антитезиса» попробовать разбить каждый из них на два понятия и соединить получившуюся четверку понятий истинным образом, что приведет к синтезу. Очень плодотворно применять эти истолкования к дихотомиям, изучаемым Владимиром Соловьевым в книге «Оправдание добра».


В завершение я благодарю тех, кто помог обратиться к Богу и встретиться с этими истолкованиями. Благодарю также отца Евгения Гейнрихса и отца Евгения Мацео без внимания и ободрения которых я вряд ли бы решился поверять эти мысли бумаге.


Стефан Револьт Пименов

22.09.2000 от Р.Х.



Похожие:

Истолкования Креста iconКлюч от врат смерти… ( о значениях египетского креста «Анх» )
Его первоначальная структура проста: две пересекающиеся линии. Первобытный человек начертал его на каменной стене своей пещеры… с...
Истолкования Креста iconПрименение Цифровых Образовательных Ресурсов (цор) на уроках физики
«Новые истолкования своего и чужого опыта, плоды мышления всегда есть проект и предвидение предстоящей реальности»
Истолкования Креста iconКонкурс по тематике мгп и Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Организаторы: Ковалева В. В., Шеховцова Т. А
Фестиваль- конкурс по тематике мгп и Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Организаторы: Ковалева В. В.,...
Истолкования Креста iconИ. С. Катченкова Санкт – Петербург © И. С. Катченкова – составление, предисловие, примечания Содержание
Полумесяц против креста. Захват турками – османами Балканского полуострова. Падение Византии
Истолкования Креста iconКогда на гербе Горнозаводска появился кристалл? (Из истории герба города Горнозаводска)
Щит пересеченный. В верхнем червленом поле серебряный медведь, идущий вправо на его спине Евангелие в золотом окладе с изображением...
Истолкования Креста iconПри свете креста
При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина
Истолкования Креста iconСовременные
И при всем этом здесь часто произносится имя Господа Иисуса Христа, нередко можно встретить изображение креста и лика Господня, но...
Истолкования Креста iconНнп. 19 января День Посвященных. 20 мая
День креста ннп. В этот день, когда иудеи в очередной раз попытались восстановить храм Соломона, на небе над Иерусалимом появился...
Истолкования Креста iconАртур – 32 года борг – 28 лет учительница
По улице идёт группа скинхэдов-неонацистов из десяти человек. Лица у многих скрыты масками; тяжёлые чёрные ботинки «гады», у некоторых...
Истолкования Креста iconМолитва к Богу в День Крещения Руси
Твоя в Православии и благочестии утверди молитвами Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и Всех святых, в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов