Уважаемый читатель! icon

Уважаемый читатель!



НазваниеУважаемый читатель!
страница1/13
Дата конвертации20.11.2012
Размер2.26 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
1. /school.DOCУважаемый читатель!

Уважаемый читатель!

Исполнительный Комитет Межрегиональной общественной организации детей и молодежи "Новая цивилизация" продолжает серию педагогических изданий под общим названием "Новая цивилизация". Основная цель книг и методический пособий, вошедших в данную серию, — оказание практической помощи всем, кто участвует в работе общественно-педагогического Движения "Новая цивилизация", поддерживает детское и молодежное самоуправление в школах и других учебных заведениях России.

Для педагогов издаются методические пособия. Первое из них под названием "Учим и учимся, играя" (Игровая технология экономического воспитания школьников) уже издано в 1998 г. В нем изложены теоретические основы разработки игровой технологии экономического воспитания школьников, даны методики проведения деловых игр, которые целесообразно при изучении основ экономики в общеобразовательной школе.

Перед Вами второе пособие — "Школа жизни". Это методические разработки занятий со­ци­а­ль­но-психологических тренингов. В книге подробно изложены правила организации и проведения тре­нинга, даны развернутые разработки этюдов и упражнений, приведены рекомендации тренеру, а также советы, которые помогают избежать наиболее типичных ошибок.

Исполком "Новой цивилизации" планирует начать издание материалов, адресованных непосредственно школьникам — будущему процветающей России.

В этой серии в ближайшее время Вы найдете:

— краткий курс психологического саморазвития "Сотвори себя!". Книга является своеобразным дневником и самоучителем, который дает старшекласснику возможность целенаправленно и активно поработать над собой, используя мини-тесты и тренинги, задания и психологический практикум, полезные советы и технику психологической безопасности;

— краткий курс для юного спасателя "Спецспас для вас". В книге подробно излагаются основы различных направлений выживания. Материал ориен­тирован на школьников, которые входят или собираются вступить в состав "Корпуса юных спасателей Новой цивилизации".

Надеемся, что наши издания помогут Вам организовать интересную и содержательную работу в школе, лучше узнать себя и окружающих людей, разобраться в сложностях современной жизни и практически подготовиться к ней.


Желаю успехов!

А.А. Ермолин,

Президент МООДиМ "Новая цивилизация"

Предисловие


Знание самого себя ведет к человечности

Н. Энкельманн, психолог

Систематические тренинговые занятия, которые я вел в течение многих лет в педагогических классах школы № 825 г. Москвы, а последние годы также го­родс­кой гимназии г. Арзамаса Нижегородской области, в школах Заволж­ского района г.
Ульяновска и целом ряде других школ России, помогли мне собрать богатейший практический материал. Результатом осмысления этого мате­риала является данная книга.

Главное достоинство этой формы проведения занятий — высокая эффек­тив­ность использования времени для самораскрытия, самоанализа и саморазвития личности. Тренинговые занятия позволяют школьному психологу, учителю, социальному педагогу, проводящему занятия, глубоко и всесторонне изучить участников тренинга, понять основные особенности личности каждого из них, повлиять на отношения, которые сложились в среде старшеклассников, изменить мировоззрение школьников, настроить их на дальнейшую самостоятельную работу над собой.

Материал излагается достаточно подробно, что позволяет использовать его практически без всяких изменений, но можно и нужно подходить к нему творчески, организуя работу с учетом состава конкретной группы, собст­венного опыта ведущего в проведении тренинговых занятий по другим направлениям.

Выражаю признательность учащимся средней школы № 825 г. Москвы (выпуски с 1994 по 1998 г.г.) за активное участие во всех моих тренингах и конструктивную критику их содержания и формы, а также директору школы Караковскому Владимиру Абрамовичу за предоставленную возможность проведения систематических тренинговых занятий с учащимися школы и постоянную поддержку всех моих начинаний, завучу школы Исаевой Марине Алексеевне за доброжелательное отношение, понимание и готовность во всем и всегда помочь.

Искренне благодарю директора Арзамасской городской гимназии Гулялову Надежду Сергеевну и психолога гимназии Кочкину Эльвиру Анательевну, заведующую Заволжским отделом образования г. Ульяновска Сафонову Любовь Петровну и методиста районо Шкробову Марину Альбертовну за возможность творческой апробации новых тренинговых методик с учащимися их школ.

Буду рад получить ваши отзывы о проведенных занятиях (как целиком о тренинге, так и об отдельных этюдах и упражнениях). Может быть у кого-то из вас появятся новые оригинальные тренинговые задания и упражнения, присылайте их по адресу МООДиМ "Новая цивилизация": 111123, Москва, 1-я Владимирская, 20,

звоните: тел.: (095) 306 - 23 – 18; тел.: (095) 247-28-72; тел./факс: (095) 345 - 19 – 97

E-mail: avdeevasm@yukos.ru или aspru@mail.ru


Успехов, коллеги ! И за дело !

Введение


Кто хочет достичь великого, должен собраться с силами.

И. Гете

Практика российской общеобразовательной школы в последние годы обогатилась новыми методическими формами, которые позволяют акти­ви­зировать учебный процесс, внести значительные изменения в воспитательную работу. В числе этих новых форм следует назвать и социально-психологический тренинг, который все чаще используют не только профессиональные пси­хо­логи, но и обычные учителя, не имеющие специальной психологической подготовки в данной области.

Возникает естественный вопрос: "А в праве ли педагог, воспитатель, социальный работник, не имеющий специального психологического образо­вания, проводить тренинговые занятия?" Конечно, в каждом конкретном случае следует учитывать степень готовности ведущего, его опыт проведения таких или подобных тренингов. Нужно подумать и о составе участников, уровне их адаптированности к жизни и о многом другом.

Предлагаемый материал является лишь одним из возможных вариантов. Окончательное решение о проведении тренинга, об использовании того или иного этюда или упражнения решает сам ведущий. Еще раз подчеркнем, что при этом он должен помнить о мере своей профессиональной ответственности за те результаты, которые будут получены в ходе тренинга.

Учитывая именно эти обстоятельства, автор решил обобщить свой опыт и познакомить читателя с основами этой формы работы, а также в качестве примера привести методические разработки социально-психологического тренинга "Школа жизни".


Социально-психологический тренинг

как форма специально организованного общения

Нигде не найти покоя тому, кто не нашел его в себе самом.

Ф. Ларошфуко, французский писатель

Социально-психологический тренинг — это форма специально организо­ванного общения, психологическое воздействие которого основано на ак­тив­ных методах групповой работы. В ходе тренинга значительно эффективнее реша­ются вопросы развития личности, успешно формируются коммуни­катив­ные навыки. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформи­рованные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы. Разумеется, ведущему не следует рассчитывать на глубокие изменения в сознании членов группы после одного занятия, но, как правило, в ходе тренинга у большинства из них происходит смена внутренних установок участников, пополняются их пси­хологические знания и появляется определенный опыт позитивного отноше­ния к себе, к окружающим людям и к миру в целом.

Участники социально-психологического тренинга во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения. Это особенно важно сегодня, так как про­изошел своеобразный коммуникационный "взрыв" — значительная интен­си­фи­кация отношений в сфере общения. Подобное явление вызвано даль­нейшим расширением и углублением специализации практически во всех областях человеческой деятельности. Все это вызывает необходимость в более эффективной координации усилий в различных отраслях жизни, бурное развитие средств связи и транспорта, активизирует обмен информацией разнообразного содержания. Перечисленные изменения делают человеческие контакты легко и быстро воспроизводимыми, а главное — необходимыми и часто просто неизбежными, и даже принудительными. Каждый человек должен быть к этому готов.

Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня. Причем это относится не только к таким профессиям, как менеджер, работник сферы обслуживания, педагог или социальный работник, где требуется уже специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий, так как любой работник так или иначе включается в информационный обмен, взаи­мо­действует с людьми (коллеги, клиенты и т.п.).

И в обычной жизни у человека, не понимающего себя, не знающего сильные и слабые стороны своего характера, а тем более не умеющего общаться с другими людьми, могут возникать весьма серьезные проблемы. Изменившиеся условия жизни заставляют его отказываться от многих привычек, ломают сформированные ранее стереотипы, которые еще совсем недавно помогали успешно справляться с различными затруднениями. Неподготовленному чело­веку очень трудно в этой ситуации решать возникающие проблемы без "потерь", нервных срывов и даже заболеваний. Часто это происходит из-за того, что он боится обратиться за помощью к своим близким, знакомым, окружающим людям, так как просто не умеет общаться или боится широкого общения.

Одно из основных достоинств тренинга в том, что во время занятий человек чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он пользуется полным доверием группы и самое главное — не боится доверять свои мысли и чувства, переживания и сомнения другим. В группе создаются условия, когда каждый член группы окружен человеческим вниманием и душевным теплом, он имеет возможность искренне заботиться о других участниках тренинга, помогать им в случае необходимости и вправе рассчитывать на их помощь и поддержку.

Работая в тренинговой группе, участник может активно экспе­римен­тировать с различными стилями общения, осваивать и отрабатывать совер­шенно иные, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологическую поддержку, комфорт и личностную защищенность. С этой точки зрения, тренинг следует рассматривать как целенаправленную и интенсивную подготовку к более активной и полноценной жизни в обществе.

Важнейшая задача социально-психологического тренинга — помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами, именно своими, т.е. характерными для каждого члена группы, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.

Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям:

1. Восприятие себя через соотнесение себя с другим человеком. Мы часто используем другого человека в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа своих личностных особенностей. В этом случае мы смотрим на себя как бы со стороны, соотносим свои поступки с поведением другого человека, про себя спрашивая: "А я так смог бы?" или утверждая: "А я могу лучше, выше, больше и т.д"..

Тренинговые занятия дают участникам прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы. При этом происходит коррекция самооценки в ту или иную сторону. Здесь принципиальное значение имеет состав группы, т.е. люди, с которыми будут сравнивать себя участники.

2. Восприятие себя через восприятие себя другими людьми. Мы используем информацию, передаваемую нам окружающими. В данном случае функци­онирует так называемый механизм "обратной связи", когда мы узнаем, что же о нас думают другие люди.

Во время социально-психологического тренинга постоянно действует обратная связь, что позволяет участникам узнавать мнение членов группы о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ними в контакт. Причем эта информация может быть легко проверена прямым вопросом: "А как ты относишься к моим словам?" или "Что ты думаешь о моем поступке?" Участники должны быть готовы к действенной и эффективной обратной связи. Это суть тренинга.

3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности. Мы сами вправе оценивать то, что сделали. Это механизм самооценки, который может помогать развитию личности или мешать этому процессу. Прежде всего он влияет на самооценку, что особенно важно для формирующейся личности школьника.

В группе тренинга осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимая коррекция.

4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний. Мы в состоянии осмысливать, проговаривать, обсуждать с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли.

В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы — проникновение в свое "Я", получение опыта понимания своего внутреннего мира. Подавляющее большинство тренинговых этюдов, упражнений и процедур направлены именно на решение этой задачи — понять себя, свое "Я".

5. Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика. Мы принимаем свое тело, свое физическое "Я" как то, что у нас есть от рождения. В этом случае мы можем радоваться, глядя в зеркало: "Как здорово, что у меня такой нос (рот, уши, глаза и т.д.)" и огорчаться, спрашивая себя: "Ну почему у меня такой нос (рот, уши, глаза и т.д.)?"

В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть, и, приняв его, развивать себя и свои возможности.

Основная гуманистическая идея любого из приведенных тренингов заключается в том, чтобы не принуждать человека, не давить на него, а помочь ему стать самим собой, принять и полюбить себя, преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо, прежде всего в общении с окружающими людьми в различных социальных сферах.

Для эффективного функционирования группы социально-психологического тренинга руководителю, организующему и проводящему занятия, необходимо осознать общую цель тренингаразвитие личности.

Наряду с этой основной целью назовем ряд сопутствующих:

а) повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

б) формирование активной социальной позиции участников и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

в) повышение уровня психологической культуры.

Цели социально-психологического тренинга конкретизируются в частных задачах:

1. Овладение новыми социально-психологическими знаниями;

2. Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

3. Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

4. Изучение и овладение индивидуализированными приемами межлич­ностного взаимодействия для повышения его эффективности.

Цели и задачи тренинга отрабатываются на разнообразном социальном материале тех сфер, в которых участвует любой человек практически на протяжении всей своей сознательной жизни.

Принципы организации и работы тренинговой группы

Важнейшим условием успешной работы тренинговой группы является понимание ее ведущим основных принципов организации этой формы общения. В этом разделе назовем ведущие принципы, без которых тренинг может утратить свою специфику и превратиться в обычный учебный процесс. Кроме того, при формировании конкретной группы следует учитывать и дополнительные факторы, которые могут повлиять на организацию тренинга.

1. Принцип гетерогенности, т.е. предпочтительно объединение в тренин­говую группу людей, различающихся по полу, степени знакомства, а если тренинг проводится за пределами школы, то и по возрасту.

Принято считать, что наиболее оптимальный возрастной период для участия в работе тренинговых групп — с 16 до 40 лет. В состав социально-психологического тренинга можно включать и подростков, если у ведущего есть возможность постоянного послетренингового сопровождения и контакта с ними с целью коррекции их поведения или психологической поддержки в случае необходимости. Педагог, работающий в школе в качестве практического психолога, как правило, такую реальную возможность имеет.

Примечание. Тренинг-марафон требует от участников достаточно много сил, поэтому включение подростков до 15 лет нецелесообразно.

2. Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает наиболее продуктивно и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, т.е. работает постоянный состав участников и нет постоянного притока новых членов на каждом занятии. Это означает, что после начала занятий не следует включать новых участников, и крайне нежелательно, чтобы приступившие к занятиям уходили из группы до полного окончания тренинга.

Тем, кто начинает свой первый самостоятельный тренинг, лучше работать с малой группой в 10-12 человек, а после приобретения определенного опыта можно увеличить количество участников в одной группе до 30-40 человек.

3. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного и пол­но­ценного межличностного общения во время занятий группы. Такое общение основано на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу, когда человек не боится рассказать о своих чувствах и мыслях, стремится быть максимально откровенным. Это возможно лишь при полном равноправии участников как собеседников, так как в случае доминирования одного из них или нескольких членов группы общение теряет характер подлинного диалога и переходит в русло монолога, что противоречит самой природе тренинга.

4. Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Благодаря именно обратной связи человек может коррек­тировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя эффективность их воздействия на окружающих. В группе должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников пода­вать обратную связь (говорить другим о них самих) и принимать ее (слушать других о себе). Такая намеренная обратная связь, т.е. осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.

Особенно эффективна обратная связь во время тренинга-марафона, когда участники имеют возможность обмена информацией в течение целых суток.

5. Принцип самодиагностики, т.е. постоянное самораскрытие участников, осознание и четкое формулирование ими собственных личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения и процедуры, помо­гающие человеку познавать себя, особенности своей личности. У члена группы должна быть возможность увидеть себя в разных ситуациях, где от него требуется принятие определенного решения и его осуществление. Причем, чаще это не вербальный способ, а практические действия, чем тренинг и отличается от обычных учебных занятий.

Различные разделы тренинга-марафона начинаются с небольшой тестовой процедуры, в ходе которой участники получают первичную информацию о себе. Используя эту информацию, участник в ходе тренинга может перепроверить ее, а если есть необходимость, то и в значительной степени измениться.

6. Принцип оптимизации развития, т.е. в ходе тренинга осуществляется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация определенного психологического состояния отдельных участников и группы в целом, но и активное вмешательство в происходящие события с целью оптимизации условий, необходимых для личностного развития. Используя различные специальные упражнения, ведущий должен стимулировать саморазвитие участников, направлять их усилия в нужное русло.

Во время марафона участники ведут постоянный самоотчет, в котором отмечают то, над чем им еще предстоит поработать.

7. Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. С одной стороны, для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, участники искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенность, в большей мере доверять партнерам, становиться более гуманными по отношению друг к другу. Но, с другой стороны, тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы — обсуждение событий. И главная форма такой интеллектуальной деятель­ности — групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.

Для любого тренинга чередование интеллектуальной и эмоциональной нагрузки является принципиально важным, так как длительность однородных занятий может привести к переутомлению и снижению эффективности проводимых этюдов.

8. Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно личностные изменения в положительном смысле, как правило, не происходят и не следует требовать этого от участников.

Например, начиная марафон, участник подписывает специально разработанный контракт, которым подтверждает добровольность участия в тренинге.

9. Принцип изолированности. Безусловным требованием является полная уверенность участников в том, что их никто не подслушивает. Если у ведущего есть необходимость вести аудио- или видеозапись занятия, он должен получить согласие всех членов группы. Большая часть тренинговых упражнений и заданий может быть специально записана на аудио- или видеокассету для последующей работы с этим материалом самих участников (рефлексивный разбор ситуации и действий членов группы). В любом случае запись занятия делается только с согласия членов группы.

10. Принцип свободного пространства. В помещении для занятий должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположения по кругу, объединения в микрогруппы по 3-5 человек, по 7-8 человек, а также для уединения. Естественно, что это возможно лишь в том случае, когда стулья, столы и другая мебель, используемая для тренинга, могут легко перемещаться, а помещение должно быть достаточно просторным.

11. Принцип погружения. Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы. Опыт проведения социально-психо­ло­ги­чес­кого тренинга дает основание для вывода: наибольший эффект достигается при работе крупными временными блоками — погружениями на 3-4 часа за одно занятие или даже более. Это обусловлено тем, что много времени теряется на "размораживание" участников, их эмоциональное вхождение в групповые процессы после длительного перерыва в занятиях.

В условиях школы тренинговые группы вполне вписываются в рамки школьного расписания. Лучше проводить сдвоенные уроки (пары) и не реже одного раза в неделю.

Если есть возможность, то целесообразнее "сжать" занятия до 2-3 дней, провести интенсивный тренинг по 6-7 часов в день. И как один из возможных вариантов — тренинг-марафон, длящийся от 12 до 24 часов, но его можно проводить только с хорошо подготовленными участниками. Вполне допустимо распределить материал на десять занятий (по одной социальной сфере, которые представлены в содержании тренинга, на каждое занятие).


Первая встреча.

Важным элементом подготовки тренинга является первая встреча с будущими участниками. Она состоит, как правило, из двух этапов. На первом этапе проводится групповая беседа, в ходе которой рассказывается о задачах, о сроках и продолжительности встреч и т.д. Собравшиеся принимают решение об участии в тренинге или отказываются в силу каких-либо причин.

На втором этапе проводится индивидуальное собеседование с теми, кто твердо решил участвовать в занятиях. В ходе собеседования уточняются мотивы участия (интерес, жажда знаний, стремление получить новый опыт, подготовка к жизни, решение своих проблем). Это нужно для того, чтобы в группу попали действительно мотивированные участники, а не случайные люди.

Участников следует предупредить, что тренинг достаточно серьезная процедура, требующая душевных и физических сил. Они должны быть здоровы. Следует предупредить родителей о том, что предстоит большая и серьезная работа, чтобы они не волновались, а наоборот, помогли настроиться на предстоящий марафон.


"Школа жизни"

(специализированный тренинг-марафон)

Первый и последний учитель жизни — это сама жизнь.

Т.Уайлдер

Предлагаемая структура тренинга-марафона имеет определенную логику. Основные социальные сферы, которые включены в содержание тренинговых занятий и этюдов, расположены в такой последо­ва­тель­ности: частная жизнь, здоровье, профессиональные интересы, отношение к природе, право, политика, культура, мораль, семья и межличностное общение.

Логика такого расположения и "рассмотрения" социальных сфер в ходе тренинга обусловлена тем, что в самом начале участник имеет возможность уточнить свои индивидуальные особенности, с помощью группы и самостоятельно разобраться в себе, найти свои слабые и сильные стороны, с которыми ему предстоит работать на протяжении всего тренинга. Одновременно эта работа позволяет повысить самооценку и настроить участников на длительную серьезную работу с остальными социальными сферами. Термин "частная жизнь" здесь используется достаточно условно, он как бы подчеркивает необходимость именно индивидуальной самостоятельной работы, так как все что будет предложено в дальнейшем в ходе тренинга касается прежде всего каждого участника, его жизненных установок и планов на будущее, особенностей его взаимодействия с людьми в различных социальных областях.

Затем группа приступает к работе со сферой здоровья, которая также во многом определяет отношение к жизни и самому себе. Здоровье — основа плодотворной творческой жизни, радостного отношения к миру. Если у человека слабое здоровье, то все остальное отходит на второй план, так как очень трудно получать истинное наслаждение от жизни, когда есть серьезные проблемы со здоровьем. Участникам предлагается разобраться в своем отношении к здоровью, подумать над тем, как они распоряжаются доставшимся по наследству богатством, чем они могут помочь себе в отношении собственного здоровья.

Сегодня самая важная сфера приложения сил человека — это экономика. Поэтому участники тренинга после рассмотрения частной жизни и проблем здоровья переходят к профессиональным интересам, тем более, что это напрямую связано с будущим каждого из них. Это прежде всего необходимость профессионального самоопределения с опорой на свое призвание, которое и помогает выяснить предлагаемый тренинг. Кроме того, участники должны осознать свою конкурентоспособность на формирующемся рынке труда, понять, что сегодня необходимо постоянно и активно овладевать новыми знаниями, получать профессиональные навыки и умения, чтобы соответствовать тем требованиям, которые предъявляют работнику новые суровые экономические отношения.

Экономическая деятельность человека в настоящее время самым тесным образом связана с воздействием на окружающую среду. Поэтому смежной сферой является отношение к природе, т.е. экология. Участникам предлагается задуматься над тем, что каждый из них может уже сегодня сделать для сохранения и восстановления окружающей среды, что может группа людей, понимающая пагубность широко распространенной экономической психологии потребителя, что, в конце концов, могут общественные движения и политические партии, осознавшие свою ответственность перед живущими и будущими поколениями. Сейчас нравственная позиция человека во многом определяется его отношением к природе, и участники тренинга разбираются в этом с помощью специальных этюдов и деловой игры.

Поработав над экономико-экологической проблематикой, участники приступают к осмыслению своего отношения к правовым нормам, за нарушение которых следует не только общественное порицание, но и уголовное наказание. Незнание закона не освобождает от ответственности. Этот принцип действует во всех цивилизованных странах, в том числе по отношению к подросткам с 14-летнего возраста. "А как складываются отношения с законом у вас?" "Знаете ли вы хотя бы основные требования уголовного закона или вам все равно?" На эти и подобные вопросы участники отвечают в ходе занятий.

После осмысления своих взаимоотношений с нормами права участник погружается в политические отношения. Здесь у него появляется возможность "примерить" роль политического лидера или его доверенного лица, поучаствовать в заседании фракции политической партии и т.п. Эта сфера особенно актуальна для современной политической обстановки, которая сложилась в нашей стране. Человек должен наконец осознать себя активным участником политической жизни общества, понять, что от его сознательного выбора может измениться ситуация в государстве и главное — его собственная жизнь. А для активного участия в политических процессах, как минимум, нужны элементарные навыки практической политической деятельности, которые и отрабатываются в ходе тренинга.

После сферы политики группа переходит к изучению культурного потенциала каждого участника. "Насколько я соответствую образу культурного человека? ", "Что я успел впитать, вобрать в себя из безбрежного моря культуры?", "К чему успел прикоснуться в огромном мире прекрасного?" На эти вопросы участник тренинга должен прежде всего ответить самому себе и группе. Причем культура рассматривается так же больше в практическом ключе, чем в теоретическом. Важно применять, использовать все то, что ты знаешь в реальной жизни, во время общения с людьми, на своей работе, во время отдыха и т.д. Поэтому участники на практике совершенствуют свои культурные навыки в процессе разнообразных этюдов и упражнений.

Следующая сфера — мораль. Кроме крепкого здоровья, интересной работы, бережного отношения к природе и хорошей ориентации в мире прекрасного, человек должен уметь уважать моральные нормы и следовать им. Нет ничего хуже здорового и образованного циника, который совсем не считается с нормами нравственности. Как складываются отношения с моралью у каждого из участников? Над чем им стоит задуматься? Над чем поработать? Вот вопросы, стоящие в центре этого раздела.

После осмысления этих социальных сфер участник переходит к проблемам семьи. Эта сфера дает возможность увидеть свое будущее в сложной семейной жизни, установить степень готовности к осуществлению роли супруга (супруги) и родителя, поразмышлять над своим воспитанием и воспитанием своих будущих детей. Заканчивается этот раздел оформлением примерного брачного контракта, в котором фиксируются основные требования супругов ко всем сторонам семейной жизни.

И, наконец, последняя сфера межличностного общения ("Я среди людей") логически завершает занятия, обобщая всю информацию, полученную на протяжении тренинга. Участники получают возможность закрепить отработанные навыки общения, еще раз внимательно проанализировать свою манеру межличностного взаимодействия.

Завершает тренинг итоговый самоотчет участников и составление профиля личности каждого из них с указанием результатов работы над всеми социаль­ными сферами.

В каждом разделе тренинга приводится от 6 до 10 упражнений, рассчитанных именно на данную тему. Ведущий в праве самостоятельно выбрать для работы над разделом не менее 4 этюдов с таким расчетом, чтобы все социальные сферы были равномерно представлены. Тем самым сохраняется общая логика тренинга-марафона.

При изложении многих упражнений приводятся примеры из практики. Они дают возможность ведущему, планирующему свои занятия, ознакомиться с ожидаемой реакцией участников тренинга и в какой-то мере подготовиться к неожиданностям, которые встречаются во время марафона.

Многие этюды сопровождаются различными аналитическими таблицами, ведомостями, бланками. Это нужно для того, чтобы получаемая и анализируемая информация была более четко и объемно представлена участниками. Такая форма представления значительно глубже откладывается в сознании и прочно остается там.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




Похожие:

Уважаемый читатель! iconАндрей Паршев. Почему Россия не Америка
Эта книга для тех, кто решил остаться в России. Вы, уважаемый читатель, видимо, подумываете над таким решением. А иначе, зачем вы...
Уважаемый читатель! iconУважаемый читатель!
Вам оформить заказ на редакционную подписку, которую будет обслуживать Ваш постоянный и надежный партнер ООО “Агентство “Книга-Сервис”....
Уважаемый читатель! iconНиколай Гумилев читатель книг

Уважаемый читатель! iconУважаемый водитель! Уважаемый водитель!

Уважаемый читатель! iconУважаемый покупатель!

Уважаемый читатель! iconУважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемый Владимир Владимирович! Вам пишут ученики воскресной школы Богоявленского прихода города Кургана. Мы хотим вам рассказ
Вам пишут ученики воскресной школы Богоявленского прихода города Кургана. Мы хотим вам рассказать о благотворительной акции «Колокол...
Уважаемый читатель! iconДиалог обо всем
Давней традицией философов является писать диалоги. Итак, вот вам, читатель, диалог
Уважаемый читатель! iconИстория одного клипа
...
Уважаемый читатель! iconПрезентация к уроку литературы в 9 классе Автор и читатель Примерный план анализа История создания стихотворения. Жанр. Размер, тип рифмы. Тип названия

Уважаемый читатель! iconУважаемый Дипломник!
Ознакомление со степенью разработанности темы. Анализ изученной литературы. Срок до 10. 03
Уважаемый читатель! iconИгорь Петраков Основы сюжетосложения в романе Вл. Набокова
Именно он — "лицо, за которым с наибольшим напряжением и вниманием следит читатель", он "вызывает сострадание, сочувствие, радость"....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов