Тема. Экологизация учебно-воспитательного процесса как эффективное средство преподавания курса «Кубановедение» в сельской школе icon

Тема. Экологизация учебно-воспитательного процесса как эффективное средство преподавания курса «Кубановедение» в сельской школе



НазваниеТема. Экологизация учебно-воспитательного процесса как эффективное средство преподавания курса «Кубановедение» в сельской школе
Дата конвертации15.11.2012
Размер166.68 Kb.
ТипКонкурс

Департамент образования и науки Краснодарского края

«Краевой конкурс общественно значимых инновационных проектов

в сфере общего образования».


Номинация.

Область обновления образовательных средств.


Тема.

Экологизация учебно-воспитательного процесса как
эффективное средство преподавания курса «Кубановедение»


в сельской школе


Работу выполнила Тарасова Светлана Витальевна, учитель МОУ СОШ №18, педагог дополнительного образования Абинского ДДТ.

Юридический адрес школы:
Краснодарский край, Абинский район,
п. Синегорский, улица Лесная, 8.

Тел/факс – (86150) 992-16


. г. Абинск 2005г

Цели и задачи проекта.


  1. Воспитание любви к «Малой родине».

  2. Формирование целостного миропонимания.

  3. Воспитание культуры межличностных отношений.

  4. Изучение научных и экспериментальных данных для проведения исследований;

  5. Привлечение детей и обучение их методам и приёмам научно-исследовательской работы, сферами которой является – экология, флора, фауна, биохимия научных и водных ресурсов, почвы, охрана окружающей среды; история, краеведение, фольклорные изыскания.

  6. Вовлечение учащихся в практическую деятельность по сохранению биоразнообразия.

  7. Экологическое воспитание учащихся.

  8. Воспитание самосознания.

  9. Воспитание у учащихся потребности заниматься общественной деятельностью по охране природы, приносить пользу обществу.

  10. Практическое вовлечение уч-ся в деятельности по сохранению живой и неживой природы Кубани.

  11. Проведение экологического мониторинга силами уч-ся, выявление зон экологического бедствия.

  12. Работать над созданием центра сети школьного экол. мониторинга, туризма и краеведения, со своей учебно-методической базой, основу которой составляют результаты учебной, практической и исследовательской деятельности.



^ Актуальность проекта.

Данному проекту предшествовала большая работа, связанная с накоплением опыта и положительных результатов в области экологии, туризма и краеведении, проводимая рамках деятельности малого научного совета СШ №18 под руководством Тарасовой С.В.

Ухудшающаяся с каждым днём экологическая обстановка в районе пос. Синегорского вызывает огромную тревогу и беспокойство. Вырубка леса, вывоз гравия из русла реки, разрушение гор из-за многолетнего вывоза камня-плиточника, обмеление реки Хабль и её загрязнение сточными водами, нарушение берега р. Хабль, несанкционированные свалки.
Промышленные взрывы в районе Каменного карьера, разрушение почвенного слоя в районе добычи ртутной руды, лишние дороги, проложенные в районе Тёмной щели. Всё это происходит при халатном попустительстве органов самоуправления района и вне контроля общественности.

Школа, которая является проводником экологического воспитания, поставлено в тяжёлые экономические условия и занята только проблемами выживания.

Человек разумно существует только несколько десятков тысяч лет. Но он уже подготовил всё для самоликвидации: создал столько оружия, что физически каждый человек может быть уничтожен 5 раз, и давно перешёл запрещённую черту в разрушение окружающей среды. Если противопоставить значимость природы для жителей сельской и городской местности, то можно увидеть, что в сельской местности природа – пока на передней плане, рукотворная среда – посредник во взаимодействии человека с природой.

В городе – рукотворная среда отгораживает человека от природы, заслоняя или опосредуя её собой.

Специфика воздействия природной и рукотворной среды в системе отношений человека в его самосознании, зависит от социокультурного пространства, в котором живёт и воспитывается человек.

Работа по направлениям данного проекта позволяет глубже изучить предмет «Кубановедение», развивает экологическую культуру личности через непосредственную деятельность школьников, учитывая социальный запрос общества по охране окружающей среды. Ребёнок осознаёт свою значимость через непосредственную деятельность, как теоретическую, так и практическую. Налицо наличие проблемной ситуации, которую дети пытаются решать самостоятельно. Она заключается в противоречии между детьми, борющимися за сохранение природы вокруг, и взрослыми – для которых мир вокруг – средство наживы.

Основные проблемы школы – предпрофильная подготовка, введение нового предмета «Кубановедение», удешевление питания. Данный проект позволяет успешно решать данные проблемы.

Ситуация, сложившаяся в школьной экологии СОШ № 18.

1.Низкий уровень работы экологических и природных организаций на базе школы.

2.Совершенно отсутствует связь между школой, и охранными организациями, которые не идут на встречу.

3.Безсистемно ведётся преподавание экологии. Отсутствие данной учебной дисциплины в школе.

4.Имеются заинтересованные в этой работе учителя, но помощь со стороны вышестоящих организаций лишь формальная.

5.Отсутствует материально – техническая база для развития школьной экологии.

6.Отсутствие связи с СЭС и возможности провести анализ почвы, воды, воздуха.

7.Дифицит времени, каждый учебный предмет вынужден «бороться» за учебные часы.

8.При бессистемном изучении экологии на уроки, связанные с ней, приходят критически настроенные молодые люди с почти сложившимся мировоззрением, которые уже не принимают принципы самоценности природы, экологической этики.

^ Положительные моменты работы школы и предпосылки к развитию школьной экологии.

1.Есть заинтересованные учителя и учащиеся.

  1. Тарасова С. В. Прошла краевые курсы экологии, имеет право преподавать данный предмет в школе.

  2. Начинает действовать экологический мониторинг.

  3. В районе имеется неплохая учебно – методическая база для развития школьной экологии.

  4. Учащиеся привлекаются к природоохранным и мониторинговым мероприятиям.

  5. Проводится научно-просветительная работа по школьной экологии.

  6. Создан банк информации по туристским тропам, охраняемым объектам, банк краеведческого материала.

  7. Малый научный совет и туристско-краеведческая группа «Шнурки», принимают активное участие в программе «Абинская кругосветка».

  8. Начата работа по созданию школьного музея.



^ Ожидаемые результаты проекта.

Суть назначения инициативы.

Мною разработана программа экологизации учебно – воспитательного процесса в сельской школе, которая позволяет расширить уже имеющиеся у учащихся знания, углубить их, а главное увидеть свою значимость сохранения всего живого на земле. Наблюдение и анализ работы даёт возможность проговорить о том, что целесообразно начинать говорить об охране окружающей среды задолго до поступления ребёнка в школу. Данный вопрос должен быть ключевым вопросом в организации воспитательной работы в школе. Это возможно в том случае, если – во-первых, очередь сами взрослые осознают значимость сохранения окружающей среды, во-вторых, у них появляется желание действовать. Чем раньше внушаем ребёнку, что он может помочь Человечеству, тем более ответственным за всё, что его окружает, он вырастает. Данная работа должна проводиться не сама по себе, а в совокупности с другими учебными предметами.

Значение программы состоит в том, что она позволит:

  1. Доказать ученикам, что в природе всё взаимосвязано.

  2. Понять, для чего человек должен знать природные связи.

  3. Научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях с ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. К.Д. Ушинский отмечал, что логика природы как раз и состоит во взаимосвязях, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием ответственного отношения к природе.


^ Механизмы выполнения проекта.

Проблемами, обозначимыми в заявке, с 1995г. занимается педагог сош.№18 Тарасова С. В. .

Коллектив данной школы не стоит в стороне и оказывает всестороннюю помощь данному педагогу, что позволило разработать ряд программ и апробировать их в действие на разновозрастных группах уч-ся данной школы. В связи с приводимыми программами в 2002-2003г. школа получила диплом краевого эколого - биологического центра за второе место в краевом смотре - конкурсе на лучшую постановку экологического образования и воспитания уч-ся муниципальных образовательных учреждений всех типов Краснодарского края. Были получены результаты :

- Уч-ся успешно выступают с научными рефератами и исследовательскими работами на конференции района и края.

- Широко распространена практическая деятельность. Большинство уч-ся, работающих с Тарасовой С.В. активно борются за сохранение окр. среды.

- Уже есть специалисты по геологии, экономике, управлению, туризму.

- При проведении ежегодного анонимного анкетирования уч-ся 5-10 классов нет ни одного, кто бы несерьёзно отнёся к данным вопросам


^ Описание проекта.

Программа.

Исходные проблемы и ситуации, сложившиеся в школьной экологии сош.№18. Сначала нужно остановить процесс разрушения, затем постараться сохранить то, что ещё возможно, а затем уже восстанавливать и создавать что-то новое. Именно детям под силу первый и второй этап, т. к. взрослые, вошедшие во вкус бессистемного разрушения во благо наживы, уже не в состоянии остановиться. Но природой заложено, - если любимое «чадо» попросит, отказать ему не смогут. Поэтому если дети заявляют о безобразиях один, два … десять раз взрослые прислушаются, помогут. И вот тогда назревает третий этап – восстановление и созидание, где не обойтись без помощи взрослых. Это доказывает то, что именно дети могут спасти Мир. Чем раньше они заговорят о сохранении, тем больше возможности, что их услышат.

^ Основные понятия и гипотезы.

Общаясь по природоохранным вопросам со взрослыми и детьми вот уже на протяжении 10 лет я пришла к выводу, что чем младше ребёнок, тем больше у него желания сохранить окружающий нас мир. С годами у многих притупляется чувство прекрасного, а вкус наживы убивает напрочь чувство ответственности за Природу и сопереживание. Если взрослые будут работать вместе, то процесс разрушения ещё возможно остановить, а это главное в природоохранных технологиях.

Природоохранные возможности детей велики. Изучив работу педагогов школы я убедилась в том, что на каждом уроке любой из школьной дисциплины есть возможность озвучить экологическую проблему. Учителя говорят об этом в системе природосберегающих технологий и это становится предметом мыслей уч-ся: они начинают жить этой жизнью, а вырастая – воспитывают младшее поколение на своих примерах, делясь своими знаниями, умениями и навыками. В любом случае связь должна быть взаимообратная. Таким образом, гипотезы вытекают сами собой.

1 гипотеза. Систематическое обращение к природосберегающим и охраняя, вопросам влияет на развитие личности и формирует высокую гражданскую позицию.

Мы препологаем, что должная работа, проводимая в системе позволит не только отследить и развить уч-ся, а так же создаст условия для дальнейшего восстановления разрушительного процесса в природе с помощью активного

включения уч-ся в данный процесс.

2гипотеза. Систематическая экология учебно- воспитательного процесса будет влиять на повышение пед. мастерства каждого учителя и создаст условия для вклада каждого в сохранение и восстановление окружающей среды.

3 гипотеза. Сложившаяся экологическая ситуация говорит о том, что ни какие позитивные изменения в экологии не возможны без изменения в культуре человека. Поэтому очень важно научить сегодняшних подростков жить в созвучии с окружающим миром, избавить их от потребительской психологии и позволить ощутить личную ответственность за благополучие среды обитания.

4 гипотеза. Позволит уч-ся научиться жить в гармонии с окружающим миром: другими людьми, природой, с самим собой. В полной мере развить их способности гармонизировать отношения с окружающим миром.

5 гипотеза. Наиболее существенным методом воспитания экокультуры является преодоление сознания учащихся экокультурного перекоса о приоритете человека над природой и приветствия нового ведения мира, в соответствии с которым человек, и природа воспринимались бы в тесной связи друг с другом. Поэтому действовать нужно целенаправленно, воздействуя на всестороннее развитее учащихся, на их души, мысли. Воспитывая положительные эмоции, давая ценностные установки на лучшее, расширяя спектр их действия, способствуя постепенному вытеснению потребительского отношения к природе. Воспитывая чувство ответственности за благополучие окружающей среды и всего живого на Земле.


^ Этапы, методы и условия проведения эксперимента.

1 этап. Сентябрь 1994-1995г. июнь 1998г.

Цели первого этапа.

- Проверить гипотезу о том, что раннее, систематическое привлечение уч-ся к природосберегающим технологиям, позволяет всесторонне эффективно развивать личность школьников, влиять на культуру, вырабатывать привычку заботится об окружающем мире.

Методы достижения цели и ожидаемые результаты первого этапа.

- С первого класса была апробирована и новая программа по методике Плешакова «Окружающий мир и природоведение».

- Разработана Тарасовой С.В. программа кружка « Юные друзья природы».

( Который проводится до сих пор ). Сопоставление результатов оценки знаний по природоведению 4-5 класс говорит сам за себя. Все уч-ся усваивают данный предмет на «4»и «5» . Прекрасно владеют материалом, с удовольствием продолжают заниматься с 5 класса эколого-краеведческой работой по программе, составленной Тарасовой С.В. дальше она продолжает работать с уч-ся, как педагог дополнительного образования при ДДТ г. Абинска. ( Результат уч-ся в справке с научно практической конференции проводимых ДДТ.)

2 этап. Эколого-краеведческая работа в 5-9 классах во внеурочное время. Сентябрь 1998-июнь 2003 г. В данный эксперимент включается ряд учителей школы. Под руководством Тарасовой С.В. , Орещенко Э.А. разрабатывает программу работы во внеурочное время, опираясь на свой класс ( ныне 9 ) Глеба Л.А. в 2001-2002г. на базе класса Тарасовой С.В. ( на котором был проведён эксперимент) организует работу школьного лесничества, а учитель труда Емельяненко Е.Е. – работу кружка «Юный пчеловод» с 2000г.

Результат:

- Озеленение школьного двора.

- Посадка в лесополосе семенного материала каштана и Красного дуба.

- Осуществление деятельности по удешевлению школьного питания и оздоровлению уч-ся мёдом в период вспышки эпидемии ОРЗ, собранным кружком «Юный пчеловод».

В этот же период 5-9 классы, весь коллектив работает над тематической межпредметной экологии.

- Тарасова С.В. разработала положение по работе исследовательского научного общества уч-ся, которые успешно принимают участие в районных и краевых олимпиадах по краеведенью, в научно-практ. конференциях, краевых конкурсах.

3 этап. Сентябрь 2003 и 2005гг.

- Цель: апробировать разработанную программу по экологии для уч-ся 10-11 классов ( Тарасова С. В. предлагает 9-11 класс)

Методы достижения и ожидаемые результаты.

В 2003г по программе Тарасовой С.В. обучалась по данной программе группа уч-ся 10классов, которые заинтересованы сохранением окр. среды.

Остальные уч-ся продолжают заниматься по программе «Школьное лесничество» и «Юный пчеловод».

Работа в данном направление приближает нас к активному сохранению окр. среды и позволяет бороться за экологию родных мест.

После окончания эксперимента мы предлагаем найти средства для внедрения предмета экологии в сельской школе с 5 класса. Результаты эксперимента планируется обобщить на педвыставке учителей р-на в 2006году.


^ Научно-методическое обеспечение проекта.

Формы работы.

  1. Экологические тропы, их разработка и походы.

  2. Трудовой десант « Сделай планету чище». ( Еженедельно по пятницам ). 1 раз в месяц – в субботу десант в окрестностях пос. Синегорского, подсобного хозяйства, п. Нового.

  3. Выставки рисунков.

  4. Обзор литературы по экологии.

  5. Создание видеофильмов.

  6. Трудовой десант «Расти зелёный друг». ( Школьное лесничество ).

  7. Трудовой десант «Экология жилища».

_ Озелененье классных комнат;

_ перекопка почвы под цветники;

_ прополка цветников;

_ обрезка деревьев вокруг школы;

_ посадка аллеи из красного дуба;

_ посадка цветов на клумбы.

_ полив саженцев и клумб.

  1. Развивающие игры по экологии, кубановедению.

_ Что? Где? Когда?

_ КВН.

_ Составление и решение кроссвордов.

_ Кто хочет стать миллионером?

_ Учителя против.

  1. Сбор материала по растениям и животным, занесенным в Красную книгу Кубани, произрастающих в микрорайоне школы, на учебных тропах Природы.

  2. Деловая игра «Юный эколог». Путешествия по станциям.

_ Музыкальная (песни, частушки на экологическую тему, о природе, живой и неживой).

_ Химия и физика. Загрязнение окружающей среды. Предложения по их устранению.

_ Пословицы и поговорки, скороговорки. (Устное народное творчество о природе, животных, растениях).

_ Природное краеведение.

_ Историческое краеведение.

_ Легенды о каменных грибах.

_ Литературная (Назвать пр-я о природе, экологии. Назвать пр-я, где допущены экологические ошибки). Отрывки из произведений. (Назвать их автора).

  1. День здоровья «Юный турист».

  2. Работа по оздоровлению. «Мёд и продукты пчеловодства». «Фитотерапия – сбор и обработка лекарственных растений».

  3. Организация очистки леса и рощи Красного дуба от сухостоя и растений-паразитов.

  4. Маркировка тропы до каменных грибов и дольменов.

  5. Очистка «Тёмной щели» - от сора.

  6. Очистка родников и их благоустройство.

  7. Фотографирование и видеосъёмка объектов.

  8. Подготовка и создание картотеки охранных объектов и зон экологического бедствия.

  9. Создание коллекции минералов.

  10. Открытие музея и подготовка экскурсоводов по рекреациям.




  1. Обо всех нарушениях сообщать в вышестоящие органы, регистрировать нарушения и меры принятые к их устранению.

  2. Экологическая облава.

  3. Научная работа в секции экологии.

  4. Заседание клуба УР и Р «Знатоки природы».

  5. Экологическая неделя.

  6. Месячник борьбы за окружающую среду.

Далее см. материал в приложении «Программы»


.


Финансово-экономическое обоснование проекта.

- Предварительные расчёты по кадровому, научному, организационному, экономическому, материально – техническому обеспечению эксперимента. В настоящее время в штатном расписании один час экологии в 10 классе, 0,5 ставки научного руководителя. Для системной, плодотворной работы требуется:

Наименование должности

кол-во ед.

Оклад

Учитель-эколог

1

по 11 разряду Е.т. с.

Зав. Лабораторией

( лаборант)




1




Научный руководитель

1

по 11 разряду Е.т. с.

Педагог психолог

1

по 11 разряду Е.т.с.

Специалист по техническому и программному обеспечению оргтехники

1

по 11 разряду Е.т.с.

^ Материально-техническое и экономическое обеспечение проекта.

Заработная плата сотрудникам в данное время выплачивается согласно надбавкам о Е.т.с. и положению о премировании.

Для успешной работы предполагаются следующие дополнительные статьи расходов по научно – исследовательской работе.

Статьи расходов

Источник финансов

Обеспечение учебно-методической литературой

Департамент образования и науки Кр. кр.

Научные командировки

Министерство образования

РФ и Кр. Кр.

Консультация работников музея и геологов - специалистов.

Музей г. Абинска.

Проведение научно- методич. и научно – практич. семинаров и конференций.

Администр. г. Абинска

Консультация ведущих экологов Абинска и края.

Администрация г. Абинска


Работа по анализу воды, почвы, воздуха и т.д.

СЭС г. Абинска




Статьи расходов на техническое оборудование.

Цветной принтер

Министерство образования

РФ и Кр. Кр.







Видеокамера

Министерство образования

РФ и Кр. Кр.








4 компьютера с тактовой частотой не менее 1,5 Ghz, 256Mb оперативной памяти.

Министерство образования

РФ и Кр. Кр.








Цифровой фотоаппарат.

Министерство образования

РФ и Кр. Кр.








При данном финансово-экономическом, материально-техническом обеспечении проекта МОУ СОШ№18 готова получить статус экспериментальной площадки.

Оценка имеющихся ресурсов для реализации проекта.

-Приобретение учебников за счёт спонсорских средств.

- Научно-методические и научно-практические семинары и конференции проводятся в Абинском р-н. систематически. Достаточно включить данный вопрос в план работы.

- Работники музея г. Абинска согласны сотрудничать с МОУ СОШ №18, там же есть профессиональный геолог. ( Кроме того, есть геолог и среди выпускников Тарасовой С.В. в 2004г. заканчивавший Московский геолого-разведывательный институт).

- Наложена связь с малой сельскохозяйственной академией школьников Кубани.

^ Межведомственные контакты.

1. Организованный туризм.

2. Создание эколого-биологического центра и центра организованного туризма.

( Есть научная работа «Развитие рекреационной деятельности в условиях МОУ СОШ №18.»)

3. Поддерживается связь с комитетом по туризму и спорту Абинского района. Разрабатывается совместная программа «Туристские тропы в окрестностях пос. Синегорского.»

4. Эколого-биологический центр города Краснодара.

5.Связь с учебными заведениями Краснодарского края.

- ПУ-30 - г.Абинск

- Краснодарский краевой базовый медицинский колледж.

-ИМСИТ г.Краснодара. Академия маркетинга.

-Сельскохозяйственная академия г.Краснодара.

-Кубанский государственный университет.

-Краснодарский институт физкультуры.


Ежегодно выпускники МОУ СОШ№18 поступают в учебные заведения, связанные с экологией, менеджментом, предпринимательством, лесничеством.

2002 год – из 19 выпускников – 2 человека (гостиничный сервиз, менеджер)

2003 год - из 8 выпускников – 1 человек (менеджер по туризму)

2004 год - из 12 выпускников – 4человека (менеджер - 2 человека, экология-2человека).






Похожие:

Тема. Экологизация учебно-воспитательного процесса как эффективное средство преподавания курса «Кубановедение» в сельской школе iconПрограмма «информатизация учебно-воспитательного процесса моу «сош №16» Исполнители: педагогические работники школы Пихтовникова Нина Васьльевна
Информатизация учебно-воспитательного процесса через развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса и...
Тема. Экологизация учебно-воспитательного процесса как эффективное средство преподавания курса «Кубановедение» в сельской школе iconКак можно повысить качество обучения через методическую работу?
Создать психолого педагогические условия, направленные на повышение качества обучения, преподавания; на совершенствование педагогического...
Тема. Экологизация учебно-воспитательного процесса как эффективное средство преподавания курса «Кубановедение» в сельской школе iconПоложение № о дежурстве по школе в государственном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе №672
Дежурство по школе это особый вид деятельности учащихся, учителей, администрации, направленный на создание благоприятных условий...
Тема. Экологизация учебно-воспитательного процесса как эффективное средство преподавания курса «Кубановедение» в сельской школе iconУо «Миорский государственный Дом детского творчества» Организация учебно-воспитательного процесса в кружке
Организация учебно-воспитательного процесса в кружке. Аспекты подготовки, проведения и анализа учебного занятия: Сборник материалов...
Тема. Экологизация учебно-воспитательного процесса как эффективное средство преподавания курса «Кубановедение» в сельской школе iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского» Прохладненского района кбр
Освоение информационных технологий как средство универсализации и модернизации воспитательного процесса
Тема. Экологизация учебно-воспитательного процесса как эффективное средство преподавания курса «Кубановедение» в сельской школе iconТема школы Создание условий для реализации личностных функций педагога и ученика с целью обеспечения высокого качественного уровня образования и воспитания. Тема мо
Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях перехода на фгост через внедрение в практику работы учителей современных...
Тема. Экологизация учебно-воспитательного процесса как эффективное средство преподавания курса «Кубановедение» в сельской школе iconПриказ №92, в целях обеспечения здоровых и безопасных условий труда и проведения учебно-воспитательного процесса
В соответствии с п. 2 приложения 1 к Положению о службе охраны труда, утверждённом приказом Минобразования РФ от 22. 02. 95 №92,...
Тема. Экологизация учебно-воспитательного процесса как эффективное средство преподавания курса «Кубановедение» в сельской школе iconПлан работы районного методического кабинета на 2010 2011 учебный год
«Пути совершенствования организации образовательно-воспитательного процесса в условиях реализации национальной образовательной инициативы...
Тема. Экологизация учебно-воспитательного процесса как эффективное средство преподавания курса «Кубановедение» в сельской школе iconПлан воспитательной работы моу сосновской средней школы №1 на 2010 2011 учебный год
Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечении её (семьи) к в организацию учебно-воспитательного процесса в школе
Тема. Экологизация учебно-воспитательного процесса как эффективное средство преподавания курса «Кубановедение» в сельской школе iconПрограмма развития «Модернизация учебно-воспитательного процесса на основе применения новых технологий»
«Модернизация учебно-воспитательного процесса на основе применения новых технологий»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов