Программа Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения icon

Программа Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения



НазваниеПрограмма Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения
Дата конвертации14.11.2012
Размер364.42 Kb.
ТипПрограмма

Программа

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Общие положения

В основу разработки системы оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 6 взяты: 1) требования к результатам освоения ООП НОО (ФГОС, раздел II); 2) цели – ориентиры развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа»; 3) планируемые результаты освоения ООП НОО МБОУ СОШ № 6.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения. Система контроля и оценки МБОУ СОШ № 6 ставит задачу развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности:

1) качество усвоения предметных знаний – умений-навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

2) степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

3) степень развития основных качеств умственной деятельности (умение наблюдать, анализировать, сравнивать классифицировать, обобщать,  связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и т.д.);

4) уровень развития познавательной активности, интересов отношения к учебной деятельности, степень прилежания.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные словесными суждениями (характеристиками ученика).

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня.

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса.

При оценке результатов деятельности школы и работников образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах. Итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

Поэтому в текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

- «зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

- «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

В МБОУ СОШ № 6 в течение ряда лет учащиеся 1 и 2 класса обучаются по безотметочной системе. Безотметочное обучение направлено на решение основной задачи начального обучения – развитие ребёнка в процессе становления как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Основные принципы безотметочного обучения:

а) критериальность - cодержательный контроль и оценка строятся  на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно чёткими.

б) приоритет самооценки - для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Прогностическая деятельность является деятельностью более высокого порядка, так как позволяет устанавливать границу знания-незнания, предусматривает оценку своих возможностей - «я до работы» (мой прогноз).

в) непрерывность - учитывая непрерывность процесса обучения, осуществляется переход от традиционного понимания отметки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к этому результату.

С 3-го класса используется традиционная системы отметок по 5 балльной шкале, в частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт). В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).


^ Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов

Основным объектом системы оценки результатов образования выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

^ Личностные результаты обучения отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные качества. Они не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу. Учитель создает условия для формирования личностных универсальных учебных действий, представленных в ФГОС НОО, оценивает изменения, происходящие в разных сферах личности школьника: учебно-познавательных мотивах; взаимоотношениях со сверстниками; гражданской идентичности (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровне рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка) и др.

Личностные результаты учащегося учитель фиксирует в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдается выпускнику начальной школы, отражает его отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества. Характеристика включает в себя следующие позиции:

  1. оценка успеваемости учащегося, его достижения в изучении учебных предметов, возможные трудности усвоения отдельного программного материала;

  2. уровень сформированности учебно-познавательной мотивации, отношения к учебной деятельности; учебная самостоятельность и инициативность (высокий, средний/достаточный, низкий);

  3. взаимоотношения с одноклассниками, уровень сформированности лидерских качеств, участие в совместной деятельности, наличие друзей в классе; отношение к учащемуся других детей.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.

Объектом оценки личностных результатов служит сформированность УУД, включаемых в три блока:

  1. самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

  2. смыслоообразование поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю» «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

  3. морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при разрешении моральной дилеммы; развитие этических чувств — стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

Содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  1. сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

  2. сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживания чувствам других людей;

  3. сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

  4. сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

  5. знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Объект оценки метапредметных результатов – это сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных уни­версальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирова­ние, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, знаково-символические, информационные, логические.

Коммуникативные универсальные учебные действия: инициа­тивное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. Метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться.

Уровень сформированности метапредметных результатов может быть качественно оценен и измерен в результате следую­щих действий:

  1. выполнения специально сконструированных диагностиче­ских задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;

  2. выполнения учебных и учебно-практических задач средства­ми учебных предметов;

  3. выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Все три варианта оценки представлены в УМК «Перспективная начальная школа» в каждом учебном предмете.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:




Процедура оценивания

Критерии оценивания

Кто оценивает

Срок

Фиксация результатов

1.

Итоговые контрольные работы по предметам

Уровень присвоения УУД

Учитель, психолог

По плану проведения к/р

Оценочный лист (в Портфолио)

2.

Комплексная работа на межпредметной основе

Уровень присвоения УУД

Администрация школы

по итогам учебного года

Справка по итогам, оценочный лист (в Портфолио)


^ Предметные достижения. Оценка предметных результатов включает в себя:

а) оценку предметных знаний (опорных и пропедевтических) и их применение при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач;

б) оценку предметных действий (универсальных и присущих определенному учебному предмету).



Процедура оценивания

объект

Содержание уровня оценивания

Критерии оценивания

Кто оценивает

Срок

Фиксация результатов




Базовый (опрный)

Повышенный (функциональный)

1.

Стартовая к/р

Предметные и метапредметные результаты (УУД) по учебным предметам: русский язык; математика; чтение, работа с информацией

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу

Нет

5-балльная система

Учитель

Начало учебного года

Классный журнал

2.

Текущие к/р и срезы

Предметные и метапредметные результаты по учебным предметам, в рамках которых предусмотрены промежуточный контроль или срез (согласно КТП учителя по предметам)

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи. Уровень осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Уровень осознанного произвольного овладения учебными действиями.

5-балльная система

Учитель

КТП учителя

Классный журнал

3.

С/р

Предметные и метапредметные результаты по учебным предметам, в рамках которых предусмотрены с/р (согласно КТП учителя по предметам)

Направлена: 1) на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения; 2) на пааллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на 2-х уронях: базовый и расширенный по основным предметным содержательным линиям.

Уровень осознанного произвольного овладения учебными действиями.

5-балльная система

Учитель

5-6 работ в течение учебного года

Классный журнал

4.

Проверочная работа по итогам с/р

Предметные и метапредметные результаты по учебным предметам, в рамках которых предусмотрены с/р (согласно КТП учителя по предметам)

Предъявляет результаты учителю и служит механизмом управления и коррекции следующего этапа с/р школьников. Учащийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения. Работа задается на 2-х уровнях: базовый и расширенный.

Уровень осознанного произвольного овладения учебными действиями.

5-балльная система

Учитель

5-6 работ в течение учебного года

Классный журнал

5.

Итоговые к/р

Предметные и метапредметные результаты по учебным предметам, в рамках которых предусмотрены итоговые к/р (согласно плану ВШК)

Направлены на проверку послеоперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи.

Самостоятельный выбор одного из изученных способов для решения учебной задачи, создание нового способа, объединяющего изученные.

5-балльная система

администрация

По итогам 1 п/г

Классный журнал

6.

Итоговые к/р

Предметные и метапредметные результаты по учебным предметам, в рамках которых предусмотрены итоговые к/р (согласно плану ВШК)

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня как по сложности (базовый, расширенный), так и по уровню опосредования (формальный, рефлексивный, ресурсный).

Самостоятельный выбор одного из изученных способов для решения учебной задачи, создание нового способа, объединяющего изученные.

5-балльная система

Учитель

По итогам учебного года

Классный журнал

7.

Решение проектной задачи.

Решение учебно-практических задач в рамках проектной деятельности, УУД.

Уровень УУД, характеризующие достижения учеником результата проектной задачи.

Уровень УУД, характеризующие достижения учеником результата проектной задачи: способность применять полученные знания и умения в различных ситуациях, включая и приближенные к реальным жизненным.

Экспертная оценка по специально озданным экспертным картам. По каждому критерию 0-1 балл.

учитель

2 раза в год

Портфолио ученика

8.

Итоговая комплексная работа

Метапредметные и предметные результаты ученика

Расширение учеником учебно-практических задач, УУД, работа с информацией

Нет

Уровень сформированности УУД по предметным областям: от 0 до 2 баллов в зависимости от задания

Учитель, алминистрация

По итогам учебного года

Итоговая ведомость

9.

Предметные олимпиады разного уровня

Решение учебно-практических задач олимпиадного уровня, владение общими приемами решения учебных задач

Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня, как по сложности, так и по уровню опосредования.

По условиям проведении

Организаторы конкурса

По отдельному плану

Портфолио

10.

Предметные конкурсы разного уровня

Решение учебно-практических задач повышенного уровня, УУД

Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня, как по сложности, так и по уровню опосредования.

По условиям проведении

Организаторы конкурса

По отдельному плану

Портфолио

11.

Межпредметные конференции, фестивали разного уровня.

Метапредметные и предметные результаты ученика

Направлена на выявление уровня развития речи детей, навыков самоконтроля, умения работать с информацией, работа на компьютере, использование лабораторного оборудования.

По условиям проведении

Организаторы конкурса

По отдельному плану

Портфолио

12.

Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты ученика.

Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

Самооценка ученика

Классный руководитель

Май

Итоги конкурса «Ученик года».

13.

Мониторинг активности участия обучающихся в образовательных событиях разного уровня.

Выявление степени активности ученика







Степень активности: 1. Высокая 2. Средняя 3. Низкая

4. Нулевая

Классный руководитель

По окончании каждого учебного года

Аналитическая справка классного руководителя

Оценка индивидуальных предметных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом «зоны ближайшего развития» («ученик научится», «ученик получит возможность научиться»).

^ Особенности УМК «Перспективная начальная школа», используемые при оценке достижений планируемых результатов освоения ООП

При разработке системы оценки достижения планируемых ре­зультатов освоения ООП учитываются особенности УМК «Перспективная начальная школа».

1. В сборнике программ УМК «Перспективная начальная шко­ла» описаны требования к уровню подготовки к концу каждого года обучения: «Обучаемый научится» и «Обучаемый получит воз­можность научиться» в процессе самостоятельной, парной, груп­повой и коллективной работы.

2. Содержание всех учебников УМК «Перспективная начальная школа» сконструировано с учетом возможности оценки учебных достижений и включает в себя: задания на контроль и оценку про­цесса и результата деятельности, задания повышенной сложности (в учебниках и тетрадях для самостоятельной работы).

3. Комплект включает в себя: сборники самостоятельных и контрольных работ по каждому учебному предмету и классу, сборник контрольных работ на основе единого текста. В книге «Техноло­гия и аспектный анализ современного урока в начальной школе» (Р.Г. Чуракова. М.: Академкнига/Учебник, 2010) представлены те­стовые задания для младших школьников на основе единого тек­ста «Белый медведь».

4. Дополнительно по отдельным предметам УМК «Перспектив­ная начальная школа»:

а) математика – сконструированы основные параметры потенциального уровня подготовки обучающихся (по всей образовательной области и конкретным темам); примерные варианты письменных контрольных работ; требования к математической подготовке учащихся; методические рекомендации к дополнитель­ным заданиям; проверочные работы и технология организации коррекции знаний учащихся; практические задачи;

б) русский язык – разработаны выборочные диктанты (или спи­сывания текста); проверочные работы по определению сформиро­ванности первоначальных УУД поиска информации в учебниках и словарях; данные об индивидуальных особенностях учащихся первого класса (в азбуке и письме);

в) литературное чтение – представлена примерная почасовая раскладка к учебнику и методический комментарий к хрестома­тии;

г) информатика – разработаны комплект компьютерных про­грамм к учебнику и учебнику-тетради, пояснения к разделам и до­полнительным заданиям; показаны возможности совместного ис­пользования учебников информатики, математики, окружающего мира;

д) технология – сконструированы тематики конкурсов про­ектов; внеклассные задания; материалы и инструменты; правила проведения и оценки выполненных работ;

е) музыка – разработаны критерии музыкального развития школьников; методический комментарий к хрестоматии и фоно-хрестоматии; материалы для работ по слушанию музыки; разда­точный материал для самостоятельной работы учащихся;

ж) окружающий мир – разработаны варианты итоговых кон­трольных работ (основная и дополнительная части); методика проведения игр с возможностью мониторинга поведения учащих­ся; дополнительный информационный материал и механизмы контроля его усвоения.

5. Разработаны и представлены в соответствующих учебниках вступительные задания в научные клубы младших школьников (литературное чтение, окружающий мир).

Основным показа­телем результативности любого урока является целенаправленная учебная деятельность школьников в течение выделенного времен­ного ресурса. Она определяется следующими факторами: внима­нием и интересом учащихся; посильностью заданий и темпом их выполнения для класса и отдельных учеников; согласованностью действий учителя и учащихся; реализацией права учеников на смену динамических поз; возможностью использовать помощь со­седа по парте или дежурного «консультанта»; выбором информационного источника.

Автором (Чураковой Р.Г.) книги «Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе» разработаны показатели результативности педагогиче­ской технологии учителя:

  1. навыки чтения и письма; полные, развернутые ответы детей, их умение выделять и использовать при ответах опорные слова, прозвучавшие в вопросах учителя;

  2. осознанные, прочные и действенные знания по предмету (на это указывают: грамотное письмо учащихся, вычислительная куль­тура детей, владение терминологией предмета, умение работать с картой, находить решения задач);

  3. меж(над)предметные умения (проявляются в развитой речи детей, в навыках самоконтроля, в умении работать с учебником и на компьютере, использовать словари и справочники, лаборатор­ное оборудование);

  4. умение делового сотрудничества в условиях парной, группо­вой и коллективной работы;

  5. осознанность, сравнительная легкость приобретения новых знаний и УУД;

  6. устойчивый интерес учащихся к предмету (выражается в ак­тивности детей, их желании и умении задавать вопросы и отвечать на них, выполнять задания самостоятельно, без помощи учителя);

  7. наличие дисциплинарных традиций (организованное начало и окончание урока, подготовленность рабочих мест и классной доски, внимательное отношение класса к ответу каждого учени­ка, отсутствие выкриков с мест, быстрое восстановление делового равновесия при его нарушении, свободная посадка детей и т. д.).



^ Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

Оптимальным способом организации системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является портфолио достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку (или оценку, осуществляемую внешними по отношению к ОУ службами) и внутреннюю оценку (или оценку, осуществляемую самим ОУ - обучающимися, педагогами, администрацией).

Внешняя оценка задаёт общее понимание того, что подлежит оценке: как, в каких форматах, с помощью каких заданий наиболее целесообразно вести оценку, какие ответы следует (или допустимо) считать верными и т.д. В качестве внешней оценки достижений учащихся выступают результаты их участия в конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кенгуру - выпускникам», «Человек и природа», предметных олимпиадах муниципального и зонального уровней, региональной викторине по кубановедению; результаты контрольно-диагностических и итоговых контрольных работ по предметам по текстам департамента образования и науки и др.

Внутренняя оценка строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя, - на основе планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Портфолио достижений отнесён к разряду аутентичных, индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).

Портфолио достижений - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

  1. поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

  2. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  3. развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

  4. формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В состав портфолио достижений включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами (внешняя и внутренняя оценки).

В портфолио достижений учащихся, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, включаются следующие материалы:

  1. по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку - диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;

  2. по математике - математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

  3. по окружающему миру - дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

  4. по предметам эстетического цикла - аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

  5. по технологии - фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

  6. по физкультуре - видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

Кроме выше перечисленных материалов:

  1. систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), другие учителя-предметники, специалисты психолого-социальной службы ОУ, педагоги дополнительного образования и другие непосредственные участники образовательного процесса;

  2. материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфолио достижений в целом ведётся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требованиями Стандарта.

Оценка как отдельных составляющих, так и портфолио достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфолио достижений сопровождается специальными документами, в которых описаны состав портфолио достижений, критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.

Структура портфолио включает в себя следующие обязательные разделы:

  1. ^ Титульный лист:

фамилия, имя, отчество

Я учусь в ____ классе.

Станица ____________

Год_______



  1. Мой мир:

Моё имя (информация о том, что означает имя, можно написать и о знаменитых людях, носивших и носящих это имя)

Моя семья (рассказ о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о семье, или нарисовать)

Я живу (улица, номер дома, можно схематично изобразить маршрут от дома до школы)

Мои друзья

Мои увлечения (небольшой рассказ о том, чем увлекается ребёнок, здесь же можно написать о занятиях в кружках)

Моя школа (рассказ о школе или рисунок )

Мои учителя



  1. Моя учёба: (наполняется этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами)

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Иностранный язык

Окружающий мир

Технология

Физическая культура

Музыка

Кубановедение

  1. Моя общественная работа (поручения, выступления, желательно подкреплять фотографиями)

  2. Моё творчество (свои творческие работы: стихи, сказки, рисунки)

  3. Мои впечатления (после посещения театра, экскурсий и т.д.)

  4. Мои достижения (грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма)

  5. Отзывы и пожелания (заполняется учителем)



По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио достижений, делаются выводы о:

  1. сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;

  2. сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  3. индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности - мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

В качестве инструментария оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования используются:

  1. листы наблюдений, отражающие динамику (начиная с 1 класса) следующих показателей:



    • сформированности и индивидуального прогресса в развитии таких навыков учения, как:

приобретение знаний,

понимание,

применение,

анализ,

синтез,

оценка,

диалектичность мышления,

метазнание

наблюдения ведутся учителем начальных классов в течение всего учебного процесса в ситуациях

повседневных, связанных с формированием ориентировочных и исполнительских действий;

инициативной творческой работы

    • сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков:

способность принимать ответственность;

способность уважать других;

умение сотрудничать;

умение участвовать в выработке общего решения;

способность разрешать конфликты

способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе


наблюдения ведутся учителем начальных классов в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся

сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда коммуникативных навыков:

слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);

говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);

чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации);

письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник)


наблюдения ведутся учителем начальных классов в течение всего учебного процесса в ситуациях:

совместного обсуждения;

групповой и индивидуальной презентации;

«авторского собеседования»;

«ученик как инструктор»;

неформального общения в связи и по поводу прочитанного;

они дополняются само- взаимооценками учащихся навыков работы в группе

    • сформированности и индивидуального прогресса в развитии навыков поисковой и проектной деятельности:

формулировать вопрос, ставить проблему;

вести наблюдение;

планировать работу,

планировать время;

собрать данные;

зафиксировать данные;

упорядочить и организовать данные;

интерпретировать данные;

представить результаты или подготовленный продукт


наблюдения ведутся учителем начальных классов в течение всего учебного процесса в ситуациях

направляемого учителем мини-исследования

группового мини-исследования

самостоятельного мини-исследования

они дополняются самооценкой учащихся



  1. оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися;

  2. результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса;

  3. результаты оценок открытых и закрытых ответов учащихся, отражающих этапы формирования системы предметных знаний, важнейших технических навыков (чтения, письма, вычислений и т.д.);

  4. результаты самоанализа учащихся, отражающие меру осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения.

Итак, по результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.


^ Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию

На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований.

^ Итоговая оценка за ступень начальной школы - это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей:

1) комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» - совокупность всех образовательных результатов);

2) результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);

3) результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).

На основе трёх этих показателей педагогами-экспертами формулируется один из трёх возможных выводов-оценок результатов по предметам и УУД:

Вывод-оценка

(о возможности продолжения образования

на следующей ступени)

Показатели

(процентные показатели установлены авторами примерной ООП)

^ Комплексная оценка

(данные

«Портфеля достижений»)

Итоговые работы

(русский язык,

математика и

межпредметная работа)

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты)

Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач

Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально»

Правильно НЕ менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач

Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично»

Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня

Если показатели итоговой оценки не однозначны, то решение о самой оценке принимается педагогами-экспертами на основании динамики и в пользу ученика.

^ Дальнейшее использование итоговой оценки.

На основании итоговой оценки принимается решение педагогического совета образовательного учреждения о переводе ученика на следующую ступень образования.

На основании итоговой оценки может быть составлена характеристика ученика:

1. Основные образовательные достижения следующие: ….

2. К проблемным вопросам личностного развития можно отнести: …

3. Для решения проблем и новых задач на следующей ступени образования можно дать следующие психолого-педагогические рекомендации: …

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.

Образовательное учреждение информирует органы управления в установленной регламентом форме:

1) о результатах выполнения итоговых работ по русскому, родному языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе;

2) о количестве учащихся, завершивших обучение на ступени начального общего образования и переведённых на следующую ступень общего образования.

Используемая литература

  1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.В. Савинов. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост. Р.Г. Чуракова . - М., Академкнига/Учебник, 2010 (рекомендованы Министерством образования и науки РФ)

  4. Учебно-методический комплект для учеников 1-4 классов «Перспективная начальная школа».- М.: Академкнига/Учебник.

  5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

  6. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.

  7. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения (на примере учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»). Под редакцией Р.Г.Чураковой - М.: Академкнига/Учебник, 2010.



Похожие:

Программа Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу сош №72 г. Саратова Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом основным объектом систе­мы оценки результатов образования на ступени начального общего образования,...
Программа Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения
Представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы...
Программа Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной...
Программа Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая...
Программа Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения iconОсновная образовательная программа начального общего образования на период 2011 – 2015 учебный год с учетом Федерального государственного образовательного стандарта
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 99
Программа Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения iconПрограмма по фгос ноо программа составлена Колесниковой З. М. заместителем директора по увр в начальных классах
...
Программа Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения iconРуссу И. В. Основная образовательная программа ноо программа составлена Мошкаловой О. А заместителем директора по увр в начальных классах г. Прохладный кбр
...
Программа Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения icon1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных...
Программа Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения iconДокументы
1. /7. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной...
Программа Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Общие положения iconСистема оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов