Иерархические системы управления и их описание icon

Иерархические системы управления и их описание



НазваниеИерархические системы управления и их описание
страница1/3
Дата конвертации06.09.2012
Размер358.55 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
1. /М_Гл_1.doc
2. /М_Гл_10.doc
3. /М_Гл_11.doc
4. /М_Гл_12.doc
5. /М_Гл_13.doc
6. /М_Гл_14.doc
7. /М_Гл_2.doc
8. /М_Гл_3.doc
9. /М_Гл_4.doc
10. /М_Гл_5.doc
11. /М_Гл_6.doc
12. /М_Гл_7.doc
13. /М_Гл_8.doc
14. /М_Гл_9.doc
15. /М_Начало.doc
1 Историческое введение. Сегодняшнее ускорение жизни коснулось и науки. Все большее количество людей стремится как можно быстрее «проскочить»
Модель для функции предпочтения при коммуникации игроков в условиях симметричной информации (для нормативного рационального поведения в коалициях)
Апробация и приложения развитого аппарата
Математическое моделирование современного терроризма
Оптимальный сценарий для перехода произвольной страны к развитому состоянию
Будущее развитие Человечества
Математический аппарат для описания рационального поведения человека Вначале мы дадим описание того, что именно понимается под термином «деятельность»
Непересекающиеся
Построение методик для определения принадлежности конкретного человека к определенному "типу рациональной деятельности" (типу 2аиа)
Описание механизмов для самоорганизации людей
Иерархические системы управления и их описание
Технологии для распознавания координаторов
Прикладная теория игр для управления экономикой и обществом
Прикладная теория игр в управлении экономикой и обществом
А. А. Шиян Шиян А. А. Монография




Глава 6.
Иерархические системы управления и их описание



В главе описаны особенности самоорганизации иерархических социальных структур, которые способны осуществлять оптимальное управление экономическими, социальными и организационными системами. Описаны технологии управления самоорганизацией структур управления для любых экономически, социальных и организационных объектов - начиная от отдельной малой фирмы и заканчивая государством в целом. Описаны ключевые особенности оптимального функционирования таких иерархических социальных структур управления в бизнесе. В частности, впервые объяснена известная закономерность, что не более 56% экономически активного населения страны определяют перспективы ее социального и экономического развития. Дано понятие о политической безопасности менеджера. Приведены количественные закономерности, описывающие строение иерархических социальных структур управления. В заключение главы приведено описание общей системы построения иерархических систем управления с экспоненциальным сжатием информации.


6.1. Механизм формирования иерархических структур для управления (пирамид управления)

В предыдущих главах настоящей книги были рассмотрены условия, сопровождающие осуществление управления с использованием системы типов 2АИА. Однако для управления экономическими и социальными объектами, которые имеют, как правило, иерархическое строение, нужно уже построение - также по необходимости иерархических - систем для управления ими. К описанию основ построения таких иерархических систем управления (ИСУ) мы и переходим.

Основным исходным пунктом построения иерархических структур для управления в области экономики и социальной жизни является следующее:

  • на каждом из уровней управление осуществляется только при помощи типов 2АИА - то есть конкретными людьми.

Напомним, что, как показано в главе 5, «высшей» структурной единицей на каждом иерархическом уровне управления являются одновременно работающие О- и Д-кольца самопрограммирования - так как только с их помощью совокупность управленцев способна выработать любой из возможных способов управления, - возможных, естественно, именно для этих условий. Будем обозначать далее такие одновременно работающие О- и Д-кольца самопрограммирования термином социон - подчеркивая то обстоятельство, что именно им как раз и реализуется разработка всего нового (социализация новой информации, выработка нового управления и т.п.) экономическими и социальными структурами на данном иерархическом уровне.

Построить иерархическую систему управления - фактически, именно в этом и состоит задача каждого управленца или менеджера. Отталкиваясь от своего собственного понимания реальности, от видения самого себя в этом мире (то есть, в конечном счете, отталкиваясь от своего типа 2АИА!), - управленец - менеджер строит свою собственную, ориентированную на самого себя структуру управления. Он строит ее исходя из тех людей, которые имеются в его распоряжении, из тех людей, которых он отобрал и обучил.

Для малых фирм структурирование управления, как правило, не нужно: все «укладывается в голове» у одного менеджера. Однако средний или большой бизнес - средние или большие фирмы - без организации иерархической структуры для управления существовать уже просто не могут.

Теперь мы кратко рассмотрим основные закономерности формирования иерархических систем (структур) для управления.

***

Итак, на каждом отдельном иерархическом уровне высшей структурой, способной осуществлять - реализовывать любой из возможных режимов управления, является социон, построенный из 2АИА (точнее - из всех 16 типов 2АИА, свернутых в О- и Д-кольца самопрограммирования), осуществляющих управление на этом иерархическом уровне.

Однако новую информацию может «вводить» на данный иерархический уровень только человек (то есть тот же самый - в случае человека – набор из 16 типов 2АИА!): на каждом из иерархических уровней иерархической системы управления (ИСУ) выработка нового режима управления осуществляется лишь только соответствующим (соответствующими) 2АИА (то есть соответствующими людьми).

Таким образом, в иерархических социальных системах в качестве функциональной единицы, участвующей в самоорганизации информации, может выступать лишь отдельный человек - тип 2АИА! К тому же человек, способный вырабатывать новые режимы управления на i-том иерархическом уровне, внешне ничем не отличается от человека, способного реализовывать новое управление лишь только на i-1 иерархическом уровне.

(Вообще говоря, специальным образом структурированные группы людей - например, организации, предприятия, фирмы, банки, партии и т.п. - могут также выступать как отдельные типы 2АИА для данного иерархического уровня, - однако рассмотрение этого вопроса выходит за пределы настоящей книги.)

***

  • Итак, входить на данный иерархический уровень новая информация может лишь исключительно только через такого человека, который способен «увидеть» иерархический уровень более высокий, чем данный.

Будем называть такого человека координатором.

Координатор более высокого уровня на данном иерархическом уровне ИСУ выступает как источник нового, как своего рода «лоббист» из более высокого уровня управления. Координатор задает вектор социализации-внедрения новой информации, обеспечивающий подстройку низшего уровня ИСУ к целям и задачам высшего. Другими словами - он задает вектор развития для всего этого иерархического уровня.

Фактически, обладая более «высоким кругозором», координатор способен не только производить-синтезировать новую информацию (для данного иерархического уровня, конечно), но также и достраивать, восстанавливать недостающую на данном иерархическом уровне ее часть.

***

  • Остальные же люди, «осуществляющие управление на данном иерархическом уровне», способны такую новую информацию лишь только распространять (причем, в лучшем случае - без искажения).

Будем называть таких людей тиражировщиками.

Отметим при этом, что тиражировщик - в некоторых случаях - сам может выступать как координатор, но только для нижележащего уровня ИСУ.

Замечание. Мы обращаем внимание, что для Координаторов имеются, фактически, 2 типа интертипных отношений! Первый – обусловлен проявлениями их типа 2АИА при общении на своем иерархическом уровне – то есть «с себе подобными» координаторами (отметим, что на этом уровне всех их обоих можно рассматривать как тиражировщиков). Второй тип интертипных отношений имеет место при общении двух типов - один из которых является координатором, а другой тиражировщиком - между собой.

***

Вследствие вышесказанного, на любого такого координатора – естественно, «активно работающего» координатора - необходимо «навесить» социон уже из тиражировщиков, «работающих» на данном уровне (на один уровень ниже, чем этот координатор). И такой социон будет социализировать-внедрять полученную от координатора новую информацию (новые режимы управления) для использования на данном уровне управления. Иными словами, социон из тиражировщиков превращает новую (для данного уровня иерархии) информацию - в норматив, которым могут уже пользоваться «без раздумий» все тиражировщики данного уровня иерархии.

Приведем общие количественные закономерности, справедливые для устроенной таким образом ИСУ.

Рассмотрим координатора i-того уровня. Вследствие вышесказанного такой координатор может «обеспечить работой» 16 координаторов уровня i-1. Таким образом, приходим к следующей пирамиде – «пирамиде управления» (см. также таблицу в следующем параграфе):


...Кi+1  16 Кi  256 Кi-1 ...


Иными словами, каждый из координаторов i-того уровня (Кi ) способен «потянуть» за собой 16 координаторов нижележащего, i-1-того уровня (16 Кi-1). Каждый из координаторов «передает вниз» только тот режим управления, который понимает сам. То есть тот, который соответствует его собственному типу 2АИА. Именно эту информацию и социализирует соответствующий социон. «Ввод» информации в социон координатор более высокого уровня осуществляет, как правило, через своего тождика: ведь только тождественные типы понимают друг друга «как самого себя» (см. предыдущую главу). Интересно, что тиражировщики-тождики - это, как следует из материала предыдущей главы, единственный случай, когда информация передается без искажения: при любых иных отношениях между типами 2АИА (то есть при любых иных интертипных отношениях) всегда имеет место искажение информации!

Количество координаторов первого - считая от тиражировщиков - уровня составляет, как следует из проведенного выше рассмотрения, примерно 1/(16+1)6%: это то количество людей, которых можно назвать «центрами кристаллизации» для части населения, которая активна в области экономической и социальной жизни. Это число совпадает со значением 56% от экономически активного населения, которое часто получается из статистических данных при описании относительной доли тех людей в экономически развитых странах мира, которые способны к активной деятельности в сфере бизнеса. Вероятно, изложенный в этой главе подход является единственным, позволившим объяснить такую экспериментально обнаруженную закономерность и связать ее непосредственно с природой человека (координаторы более высоких уровней, как будет показано далее, составляют пренебрежимо малую долю).

Следствие. На «наивысшем» (для данной ИСУ) иерархическом уровне управления может находиться всего лишь несколько человек.

Необходимо отметить, что совсем не обязательно, чтобы 16 Кi-1 (16 «разнотипных» координаторов i-1-того уровня) составляли социон i-1-того уровня в иерархической системе управления: если не будет хотя бы одного координатора Кi для i-того уровня иерархии, то и не будет условий для того, чтобы новая информация появилась на этом - i-1 уровне иерархии.

Строя иерархические системы управления, «выставляя» при этом координаторов (Кi) «в нужное место» - человечеству становятся доступными для управления все более высокие уровни иерархии самых разных систем: например, все большие территории, или все большие массы общества. Высший уровень управления на Земле - планетарный: для его реализации необходимо создание «пирамиды управления», захватывающей все население нашей планеты.

Теперь мы можем сформулировать тезис:

  • вектор развития цивилизации направлен на создание условий для реализации процедур поиска координаторов, их отбора, обучения и расстановки.

Весьма важным при этом является то, что координатор i-того уровня, Кi, «обеспечивает работой» всю свою пирамиду, - то есть всех нижележащих как координаторов, так и тиражировщиков, составляющих основание такой пирамиды управления.

***

Отметим, что так как i-1 уровень иерархии может состоять более чем из одного единичного объекта, то, вообще говоря, координатор i-того уровня, Кi, будет обеспечивать работой 16m координаторов i-1 уровня, то есть, в общем случае, пирамида управления может выглядеть так:


...Кi+1  16mi Кi  256mi-1 Кi-1 ...,


где mi - количество единичных объектов на i-том уровне иерархии рассматриваемой экономической, социальной или природной системы.

Поэтому оценка1 Qi=(16i+1-1)15 для общего количества и координаторов, и тиражировщиков для пирамиды управления, опирающейся на одного координатора из i-того уровня иерархии системы управления является существенно заниженной. Ее, скорее, можно рассматривать как «оценку снизу», как минимально требуемое количество людей, необходимых для управления. А вектор развития цивилизации теперь можно рассматривать как стремление к созданию такой пирамиды управления, в которой на каждого из координаторов на i-том уровне иерархии количество людей в соответствующей пирамиде управления приближалось бы к Qi=(16i+1-1)15. Для достижения этого общество выработало такие социальные институты, как наука и культура - благодаря которым нормативные режимы управления становятся доступные всем тиражировщикам рассматриваемого уровня иерархии - независимо от того, каким из социальных и/или экономических институтов общества данного уровня иерархии они управляют, или даже всем тиражировщикам вообще.

Еще раз подчеркнем: вся иерархическая структура управления - вся пирамида управления - может работать лишь только тогда, когда функционируют координаторы и когда в «нижележащих» слоях этой пирамиды нет пропусков. Таким образом, пирамида управления оказывается весьма чувствительной (можно даже сказать - критично чувствительной) к функционированию координаторов, - которых, в случае окончания их деятельности, необходимо постоянно заменять на других. Осуществить же такой режим функционирования пирамид управления можно только с использованием механизма самоорганизации - для социальных структур этот механизм часто осуществляется при помощи так называемых механизмов социальной демократии.

  • Итак, состав координаторов - то есть набор конкретных людей, составляющих пирамиду управления {Ki} - является переменным.

***

Интересно также следующее обстоятельство. Так как «квант времени», заключенный в единичную структуру высокого уровня иерархии, может быть весьма большим, то для осуществления управления большими экономическими, социальными и природными системами (например, большими территориями) ранее требовалась постоянная смена координаторов высокого уровня иерархии на исторически длительных промежутках времени. Однако сейчас, с возрастанием как скорости, так и связности современных информационных коммуникаций (почта, телефон, компьютеры, Internet и т.п.), а также технической возможности цивилизации в преобразовании природы, впервые появляется возможность осуществлять управление экономическими, социальными и природными системами планетарного масштаба - за исторически короткие промежутки времени, сравнимые уже с длительность деятельной человеческой жизни. Примеров тому ХХ век дал множество: Мировые войны, коммунизм и фашизм, персональные компьютеры и Internet, объединение Европы, возрастание роли ООН и необходимость изменения ее функций, - и многое, многое другое.

Условием для (само)организации координаторов является обеспечение им максимально широкого доступа к информации: координатор сам выберет «к действию» (обработке) лишь только ту информацию, которую он в состоянии освоить. Таким образом, координатор выступает также в роли своеобразного механизма селекции информации - так происходит построение информационной – также иерархической - пирамиды (причем объем информации стремительно нарастает при переходе к координаторам боле высокого уровня). Поскольку в экономике недостаток в координаторах существует всегда, то социальное (фактически - политическое) устройство государства должно быть ориентировано на создание максимально оптимальных и комфортных условий для отбора, обучения, воспитания и функционирования координаторов2.

***

В качестве примера рассмотрим связь между иерархическими системами управления и широко используемым сегодня построением сети Intranet (внутрифирменной компьютерной сетью). Фактически, для «больших» фирм (с числом сотрудников более 256 (=162!) человек) - наличие такой сети означает создание условий для самоорганизации пирамиды управления в рассматриваемой фирме. Для малых фирм - это средство для самоорганизации типов для решения конкретных задач, то есть - создание условий для самоорганизации отношений между типами, звеньев О- и Д-колец и т.п.

Организационно сеть Intranet разбивается поэтому на два случая:

  1. большие фирмы = создание собственных Web-страниц, и

  2. малые фирмы = файлы со сведениями о себе + "персональная внутренняя" e-mail.

Можно рекомендовать такой режим использования Intranet: если перед фирмой появляется необходимость в решении какой-либо задачи (и решение которой «неочевидно» - то есть возникла необходимость в выработке нового режима управления!), то для этого создается собственная Web-страница, в которой высказывается девиз «Заполните ее своими предложениями и своими мыслями». Затем сотрудники заполняют соответствующие поля этой Web-страницы своими планами. Интересно, что при этом в режиме реального времени такие предложения и планы подвергаются критическому анализу других сотрудников, и, в результате, за сравнительно короткое время получается не только решение, оптимальное для рассматриваемой фирмы, но также и такое решение, которое уже все исполнители - изучили и готовы немедленно приступить к его реализации!

***

Теперь скажем несколько слов о такой весьма существенной для России, Украины и других стран бывшего СССР (и вообще для многих стран мира) сфере безопасности - речь идет о политической безопасности управленца или менеджера. Управленец или менеджер должен быть уверен «в завтрашнем дне» своего бизнеса. Но такую уверенность в будущем ему может дать лишь только вся система организации политической системы государства как целого. Сегодняшнее состояние общества характеризуется тем, что роль бизнесмена в политических процессах стремительно возрастает. Сегодня бизнесмены и менеджеры получают все большие возможности не только для непосредственно участия в политике, но и для управления политическим процессом. Используемый при этом канал имеет, как правило, информационное происхождение: средства массовой информации – СМИ (особенно - информационные - CNN стал весьма прибыльным коммерческим предприятием), бизнес информационной аппаратуры и инфраструктуры (появление персональных компьютеров привело к появлению новой, весьма привлекательной для бизнеса области) и т.п. Наконец, само организационное обеспечение существования партий, блоков, движений и тому подобных социальных структур просто невозможно без того, чтобы такие структуры получали финансовое вспомоществование со стороны бизнеса.

  • Итак, какое же социальное или политическое движение поддерживать бизнесмену?

Ответ очевидный: конечно же только те партии, только те социальные структуры и движения, деятельность которых направлена на установление и развитие оптимальной иерархической структуры общества – оптимальной именно с описанной выше информационной точки зрения.

Подробное рассмотрение вопросов, связанных с описанием оптимальной структуры для управления информационными потоками в государстве будет проведено далее. Здесь же мы приведем лишь некоторые основные закономерности, которые вытекают из уже проведенного выше рассмотрения3:

  • общество (страна) развивается в направлении максимально возможной сложности своего иерархического строения;

  • возможности для развития общества определяются сравнительно небольшой группой координаторов (дальше – «К-группа»), роль и влияние которых с развитием общества возрастает;

  • социально - экономическое развитие общества идет в направлении обеспечения максимальных возможностей для выявления, обучения и развития людей, которые могут войти в состав К-группы (то есть - для выявления, отбора и обучения координаторов);

  • состав людей (координаторов) в К-группе есть переменный;

  • перспективы социально - экономического развития общества определяются существующими экономическими и правовыми условиями для функционирования К-группы;

  • затруднения в функционировании К-группы и в обмене людьми между ней и обществом, затруднения во взаимодействии ее с другими социально - экономическим структурами приводит к деградации общества;

  • «плановое», государственное начало общества обязано обеспечить оптимальные условия для обмена как людьми, так и информацией между К-группой и тиражировщиками.

Это - основные условия, только при их наличии и возможна самоорганизация ИСУ на разных уровнях иерархии управления в данной стране.

Без наличия таких условий деятельность как бизнесмена и менеджера просто не может быть оптимальной: появляются «информационные пробки», в результате чего человек либо не имеет возможности реализовать новые экономические и социальные Проекты, либо не получает необходимой ему информации об этих Проектах.

Таким образом, безопасность управленца, менеджера или бизнесмена включает в себя - как составную часть - также весь комплекс вопросов «политической безопасности»: эти вопросы лежат, собственно, уже за пределами его компетенции, так как они определяют политическое структуру государства.

Мы не случайно говорим всюду именно о экономических и социальных структурах совместно, объединяя их в единый комплекс. Новый способ, новый стиль управления, повышая приспособленность к реальности той или иной структуры - фирмы, государства в целом, да даже и отдельного человека - дает ей тем самым и новые возможности. Фактически, деньги (финансы) играют роль меры новой информации4, точнее - ее социальной значимости (то есть - важности «для всех»»). Поэтому и возможности менеджера определяются, в конечном счете, теми условиями, которые для этого создало государство. Даже поверхностное знакомство со структурой управления социально-экономическими системами в экономически развитых странах мира свидетельствует о том, что их законодательство ориентировано как раз на осуществление перечисленных выше закономерностей.

Анализ состояния и перспектив России, Украины и некоторых других государств будет описан в отдельной работе.

Наконец, легко видеть, что изложенные в результаты могут быть с успехом использованы в политическом менеджменте.

***

Приведем в заключение этого параграфа выдержку из Дневников великого ученого и гуманиста В.И Вернадского. Напомним, что он был Заместителем Министра образования во Временном правительстве России в 1917 году, а также - членом ЦК правящей тогда партии Кадетов.

(В. Вернадский, биологи Э. Бауэр, Николай Вавилов, Н. Кольцов, медик А. Гурвич, математик А. Колмогоров, физик П. Лазарев… Хотелось бы написать книгу об их научной судьбе и тех возможностях для всей Цивилизации, которые не были реализованы вследствие коммунистического тоталитаризма…)

Но вернемся к дневнику.

Запись от 18 апреля 1918 года:

"Эти дни невольно и не раз возвращался к мысли о НЕРАВЕНСТВЕ5. Идеи Гобино не так уж неверны. Равенство людей - фикция и, как теперь вижу, фикция вредная. В каждом государстве и народе есть раса высшая, творящая творческую созидательную работу, и раса низшая - раса разрушителей или рабов. Несчастие, если в их руки попадает власть и судьба народа или государства. Будет то, что с Россией. Нация в народе или государстве состоит из людей высшей расы. Демократия хороша, когда обеспечено ею господство нации. А если нет?

Равенства НЕТ, и надо сделать из этого выводы. Очевидно, в государственной, общественной и экономической жизни при построении прав необходимо добиваться таких условий, при которых обеспечивалась бы нации возможность широкого и полного проявления и при которых наименее была бы опасной деятельность отрицателей и рабов. Мне кажется, что при таком построении значительная часть демократических учреждений должна получить свое основание, ибо нация не совпадает ни с сословием, ни с классом. Но не больше ли элементов нации в русском дворянстве, чем в русском народе? Чей ТРУД должен главным образом оплачиваться? Мне кажется, как правило, это не рабочий и не капиталист. Это организатор и изобретатель. Рабочий и капиталист - оба эксплуататоры, в том случае, если рабочий получает вознаграждение по социалистическому рецепту. Организатор часто совпадает с капиталистом, но далеко не всегда. Промышленность и техника вообще не может свободно развиваться в социалистическом строе, т.к. он весь не приспособлен к личной воле, неизбежной и необходимой для правильного функционирования организаторов и изобретателей. Мне давно хочется развить эти мысли. Можно построить любопытные социальные системы. Никогда нельзя заменить личности изобретателя коллегиями, хотя иногда и удобно пользоваться этой формой деятельности."

Цитировано по книге В.И. Вернадский. Дневники . 1917-1921. - Киев: Наукова думка, 1994. - С.77.

Собственно, - это именно то, что В.И Вернадский впоследствии связывал с Ноосферой.

Но это также то, что описано в этой главе.

Изобретатель и разрушитель-отрицатель… Координатор и тиражировщик… Сегодня это стало уже реальностью - и нужно исходить из того, что это объективно существует.

***

«Кто есть я сам?» - этот вопрос, вероятно, станет передо многими читателями этой книги.

Независимо от ответа на него: кем бы вы ни были, главное в том, как вы участвуете в пирамидах управления. Разрушаете ли вы их - или созидаете.

«Самая большая» пирамида управления не будет работать, если нет даже одного «самого маленького» тиражировщика! Точно также - как и тогда, когда нет даже одного «нужного» координатора.

В этом - равноправие.

А вот кто есть ты сам - это уже твой крест, который тебе нести всю твою жизнь…


6.2. Некоторые количественные закономерности

Рассмотрим некоторые количественные закономерности, которые следуют из проведенного рассмотрения.

В Таблице приведено количественный состав людей в соответствующей пирамиде управления - приведены числа 16n, где n - номер уровня иерархии:


Требуемое количество уровней иерархии

Количество людей, "работающих" на данном уровне управления

0

1

1

16

2

256

3

4.096

4

65.536

5

1.048.576

6

16.777.216

7

268. 435.456

8

4.294.967.296



Конечно, такая «числовая пирамида» является предельным случаем, к которому следует стремиться при осуществлении управления своей фирмой. На самом деле - это оценка снизу для количества людей, осуществляющих управление на каждом из иерархических уровней: точные числа могут, в зависимости от уровня иерархии и от специфики управляемого объека, быть увеличены в несколько раз.

Эту же «числовую пирамиду» можно использовать для оценки количества иерархических уровней, которые необходимы для управления заданной социальной группой в зависимости от количества людей в ней. Для этого можно исходить из правого столбца таблицы, увеличенного в 34 раза, в зависимости от демографической структуры данной социальной группы (участник «пирамиды управления» + его ребенок + его престарелый родитель = 3 человека уже: демографическая ситуация, например, в России и Украине близка к такой закономерности).

Интересно, что в законодательстве развитых стран, как правило, такие количественные закономерности отражены довольно отчетливо.

Так, например, «семейный бизнес» включает в себя количество работающих около 10 человека, - что вполне соответствует условию на отсутствие иерархичности в управлении.

Понятие «мелкий бизнес» охватывает фирмы с числом работающих порядка 100 человек - то есть учитывает необходимость наличия уже одноуровневого иерархического управления.

Под «средний бизнес» попадают фирмы с количеством людей до нескольких тысяч - а это уже дает возможность установить 2 уровня иерархии в управлении такими социально - экономическими образованиями.

Трехуровневые пирамиды управления необходимы для управления «крупным бизнесом», которых охватывает десятки тысяч человек.

Сотни тысяч работающих - это уже уровень «сверхкрупного бизнеса» - транснациональных корпораций, корпораций общегосударственного значения и т.п. Здесь необходимо строить уже 4-уровневые ИСУ.

5-уровневые ИСУ относятся уже к государственным образованиям, их независимым территориальным структурам (штатам, провинциям, и т.п.) или мегаполисам (крупным городам, например).

6-уровневая ИСУ необходима уже для реализации оптимального управления «супердержавами», численность населения которых достигает 100 млн. человек (с учетом демографической структуры тогда в состав ИСУ по управлению данной территорией может войти не более 17 млн. человек). Интересно, что сегодня реально претендуют на построение такой 6-ти уровневой пирамиды управления всего несколько государств: Россия, США, ЕС («единая Европа»), Китай, Япония. Как видно, возможность для осуществления такой пирамиды тесно связана и определяется именно экономическим потенциалом государства. В связи с этим судьба России представляется пока что «несколько туманной».

Необходимость в 7-уровневых ИСУ может возникнуть, например, для управления объединениями государств (территориально этому может соответствовать уже уровень отдельных континентов – или Планеты в целом). Как видно, на всей нашей планете максимально может быть реализована только одна 7-уровневая ИСУ, - вероятно, именно ее имеют в виду, когда говорят об ООН, «мировом правительстве» или о ноосфере...

***

Весьма важным является то обстоятельство, что приведенная таблица может быть непосредственно использована в практической деятельности как управленцем или менеджером, так и политиком.

Действительно, в таблице указаны количественные характеристики социальных объектов, которые отделяют один иерархический уровень от другого. Весьма важным при этом является то, что:

  • Управленцев можно перемещать только внутри одного и того же уровня иерархии!

Вопрос о перемещении управленца с одного объекта на другой - относящийся уже к другому уровню иерархии - должен начинаться с определения того, является ли этот человек координатором соответствующего уровня иерархии. Конечно, соответствующие численные величины являются ориентировочными - но они, как правило, всегда смогут выделить случаи, когда необходима «проверка на координатора соответствующего уровня».

В политической деятельности часто возникает ситуация, когда хорошего руководителя отдельной территории переводят на должность управленца общегосударственного уровня: как видно из таблицы, это, как правило, является неправомерным - человек, как правило, не сможет справиться с новыми обязанностями. В таких случаях всегда необходимо время, чтобы проверить способность данного управленца быть координатором нужного уровня.


6.3. Иерархические системы управления с экспоненциальным сжатием информации

(Нумерация формул производится только внутри данного параграфа.)

С ростом количества объектов количество информации, необходимое для эффективного управления ими, стремительно увеличивается. Например, объем фазового пространства для N объектов, когда необходимо учитывать (исследовать) их бинарные композиции (простейшие коалиции) имеет размерность D=a1N+a2N(N-1), где a1 и a2 - некоторые константы, зависящие от количества характеристик, которыми можно описать сам объект и бинарную композицию рассматриваемых объектов, соответственно.

Из инженерной психологии известно6, что человек – управленец или аналитик – обладает только ограниченной информационной вместимость, то есть он способен запомнить и оперировать только неким конечным и ограниченным набором (порцией) информации. Компьютеризация здесь не поможет, так как современное программное обеспечение осуществляет линейную обработку информации.

Таким образом, приходим к следующему выводу:

  • Эффективное управление большим количеством объектов может быть осуществлено только иерархической системой, обладающей не менее чем экспоненциальным сжатием управленческой информации.

Интересно, что средство решения подобных задач найдено человечеством уже достаточно давно: это использование лингвистический конструкций, обладающих особыми, специфическими свойствами. В этом случае определенные слова используются как некие символы, обозначая не данный конкретный предмет, объект, явление или закономерность, а целых класс таких – в строго определенном смысле слова «подобных» - предметов, объектов, явлений, закономерностей и т.п. Эти слова называются «термины», и используются в отвлеченном, абстрактном, обобщенном смысле: им, как правило, в реальной жизни не соответствует никакой конкретный объект или предмет. На протяжении ХХ века это наиболее ясно и наглядно проявилось в физике, - собственно, все успехи науки и связаны с развитием именно по такому пути.

С начала ХХ века по этому пути начал развиваться и менеджмент.

В настоящей статье описаны технологии организации экспоненциального сжатия информации при управлении социальными объектами – фирмами, социальными системами, органами государственного управления регионального или государственного уровня.

  1   2   3



Похожие:

Иерархические системы управления и их описание iconНазвание проекта, семинара, группы и т д
Описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание,...
Иерархические системы управления и их описание iconИнформация об организации, Информация об организации, Информация об организации, Информация об организации, Информация об организации, Информация об организации, Информация об организации, Информация об организации, Информация об организации
Ние, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание,...
Иерархические системы управления и их описание iconИнформация об организации, Информация об организации, Информация об организации, Информация об организации, Информация об организации, Информация об организации, Информация об организации, Информация об организации, Информация об организации
Ние, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание, описание,...
Иерархические системы управления и их описание iconМодель единого информационного пространства
Информационное пространство рассматривается как конструкция, выступающая в различных формах: физическое пространство совместной учебной...
Иерархические системы управления и их описание iconОрганизационная структура образовательного учреждения
Эффективность образовательной деятельности школы во многом определяется свойствами системы её управления. Система управления Коммунарской...
Иерархические системы управления и их описание iconРегламент краевой информационной автоматизированной системы управления образованием Введение
Настоящий документ (далее – Регламент) является неотъемлемой частью программного обеспечения «Краевой информационной автоматизированной...
Иерархические системы управления и их описание iconКурс лекций Преподаватель – Абрамова С. В
Автоматизированные средства управления разработкой (системы управления проектами спу) 9
Иерархические системы управления и их описание iconДокументы
1. /ПВЗ_описание/Блок питания поста(описание).doc
2. /ПВЗ_описание/Входной...

Иерархические системы управления и их описание iconД. В. Смирнов Становление системы дополнительного профессионального
Н. Г. Рак, профессор кафедры управления факультета инноватики и управления гоу впо московской области «Королевский институт управления,...
Иерархические системы управления и их описание iconНекоторые из направлений использования распределенных систем управления
Моделирование и оптимизация аппаратно-программного комплекса технологического контура системы управления космического аппарата
Иерархические системы управления и их описание iconОсновы теории управления
Мирошник И. В. Теория автоматического управления. Линейные системы: Учебное пособие для вузов. Спб.: Питер, 2005. 336 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов