А. А. Шиян Тактика менеджера. Практикум icon

А. А. Шиян Тактика менеджера. Практикум



НазваниеА. А. Шиян Тактика менеджера. Практикум
страница1/4
Дата конвертации06.09.2012
Размер456.52 Kb.
ТипПрактикум
  1   2   3   4
1. /Тактика Менеджера Практикум.docА. А. Шиян Тактика менеджера. Практикум


А.А. Шиян


Тактика менеджера.

Практикум


Шиян А.А. Тактика менеджера. Практикум. – Винница, 2005. - 39с.


Книга состоит из совокупности практических заданий для подготовки и проведения практических занятий и для выполнения студентами самостоятельной работы. Задания пронумерованы, что облегчает их использование в целях проверки уровня освоения теоретических знаний и практических умений в рамках текущего, модульного и итогового контроля. Материал книги может быть использован при проведении практических занятий по учебным дисциплинам «Менеджмент», «Маркетинг», «Управление персоналом», «Маркетинг менеджмент» и других, а также при проведении разных видов практических занятий студентами вузов.

Во введении описаны элементы технологий использования материала книги в учебном процессе.


© А.А. Шиян


Введение

Данная книга содержит интегративный практикум, каждое задание которого охватывает несколько сторон и тем современного менеджмента. Целью данного Практикума является обучение студента умению использовать полученные им теоретические знания в совей собственной практической деятельности и помочь студенту сформировать его собственный, присущий только ему лично стиль менеджмента.

Наиболее эффективный способ достичь этого – это учиться на практике. В книге приведено большое количество примеров именно тех «маленьких хитростей», благодаря которым умелый менеджер достигает успеха. Мы выбрали в качестве таких примеров фрагменты из художественной литературы. Обусловлено это несколькими причинами.

Во-первых, выбранные фрагменты вмотивированы контекстом романа, и студент сможет познакомиться более глубоко из ситуацией, в рамках которой «разворачивается действие» и принимается именно такое, как описано в фрагменте, а не иное решение.

Во-вторых, мы ставим перед собой задачу также научить студента – на примерах из художественной литературы – умению самостоятельно создавать и дополнять свою собственную «базу данных», - примеров, используя для этого художественную литературу, статьи и монографии, и даже кинофильмы.

В-третьих, использование примеров такого рода содействует повышению общего развития студента, расширяя его общую культуру. Нами выбраны произведения, которые составляли, в свое время, необходимый элемент воспитания многих поколений людей в 1970-1980-х годах: знание этого материала позволит студенту достичь более высокого уровня понимания как людей старшего поколения, так и жизни общества того времени.


В-четвертых, мы широко используем книги Юлиана Семенова – автора, который, один из крайне немногих литераторов бывшего СССР, был допущен к архивам КГБ и к тайнам системы обучения тех людей, которых старательно обучали широко использовать как раз именно технологии «тактики менеджера» в своей ежедневной практической деятельности для достижения поставленных перед ними целей.

Собственно говоря, мы идем теперь обратным путем в сравнении с Юлианом Семеновым: если он, имея «на руках» к материалам учебным, формировал, пользуясь ими, текст литературный, - то мы, имея перед собой текст литературный, приводим его к виду учебного материала. Это очень интересная и важная работа, которая предоставит тем студентам, которые ее сделают (следуя нашей книге), существенные преимущества в их производственной и личной жизни. К тому же, такая работа – это одновременно также и определенная технология аналитической деятельности, что дополнительно научит студента анализировать действительные причины происходящих событий, доходить до сути явлений, свидетелем или участником которых он является.


Способы работы студентов над заданиями

Задания настоящего Практикума могут быть использованы в качестве составляющих следующих методик обучения.

Во-первых, в качестве сборника описания практических ситуаций для рассмотрения студентами во время проведения практических занятий.

Для этого преподаватель зачитывает выбранный им пример и свой комментарий к нему. После чего он дает задание студентам придумать свой собственный вариант для поведения, аналогичный описанному в примере, и который соответствует интерьеру деятельности современного менеджера. Преподаватель также может задать и выбранным им самим интерьер, в котором студенты должны провести свое рассмотрение. Наконец, преподаватель может задать вопрос студентам относительно степени пригодности описанного в задании метода для студента данного лично, - при этом целесообразно получить от студента аргументацию принятого им решения.

В зависимости от требований преподавателя, уровень заданий может быть разным (что позволяет использовать разный максимальный балл оценок за выполнение задания. Например, преподаватель может быть задание студенту привести аргументацию относительно полезности описанного в задании поведения для заданного другого студента, - а потом организовать между ними дискуссию, о результатах которой спросить мнение слушателей (иных студентов группы).

Наконец, во время проведения практических занятий можно организовать «диалоги в действующих лицах», давая студентам задания сыграть определенные роли из фрагмента текста для данного задания (в процессе выполнения этого можно допустить использование большего за объемом фрагмента текста).

Во-вторых, - в качестве задания для самостоятельной работы студентов.

Система проверки выполнения заданий выбирается преподавателем. Например, это может быть выступление студента со своей собственной оценкой приведенного в Практикуме фрагмента текста, осуществляемое во время проведения лекции или практического занятия. Это может быть презентация самостоятельно разработанного студентом метода (который студент осуществил на основе приведенного фрагмента текста). Наконец, это может быть система примеров использования в практической ситуации «аналогично как в тексте», и тому подобное.

В зависимости от уровня проработки студентом материала и/или его самостоятельного изложения преподавателем может быть сформирована достаточно широкая школа оценок.

В-третьих, – в качестве способа проверки степени усвоения материала в рамках текущего, модульного или итогового контроля.

Поскольку задачей курса является обучение студентов умениям и навыкам, во время проведения контроля за степенью усвоения материала студенту задаются фрагменты текстов произведений (один или несколько – в зависимости от требований преподавателя), и студента осуществляет выполнение заданий по данному фрагменту.

Также допускается широкое шкалирование для осуществления оценки умений и навыков студента. В качестве примера, приведем следующее формирование шкалы баллов, которые студент может получить:

  • Привести примеры использования описанного автором текста метода (часто представленного в виде диалога) «по аналогии», характерного для условий работы современного ведения бизнеса (можно, например, указать на интерьер «менеджер по продажам», «интерьер «ведение переговоров о покупке товаров производственного назначения», с тому подобное) – максимум 5 баллов за каждый пример,

  • Описать технологию использования, то есть перейти от «примера» к «методу», определить круг ситуаций, где такая технология может быть успешно использована, и привести несколько примеров – максимум 15 баллов (+ по 5 баллов за каждый пример),

  • Описать технологию использования, то есть перейти от «примера» к «методу», определить круг ситуаций, где такая технология может быть успешно использована, привести фамилии нескольких студентов из своей группы, для которых эта технология может быть эффективной в ее использовании ими (ответ обосновать) – максимум 25 баллов (за все).

В-четвертых, - в качестве материала для студенческой научно-практической конференции, круглого стола, олимпиады или конкурса.


Примеры


Юлиан Семенов.

Роман «Испанский вариант»

1.

- Он артист, - ответил Ян. – Он замечательный артист.

- Какой он артист? Трубач…

- Трубач тоже артист.

- Ты ничего не понимаешь, - засмеялась Надя. – Артист – это который говорит на сцене, а трубач только делает «ду-ду». Большие легкие – это ведь не талант…

Комментарий. В обществе имеется достаточно много неверных мыслей о престижности той или иной профессиональной деятельности.

Задания.

  1. В чем именно, по вашему мнению, ошибочность приведенной Надей «логики»?

  2. Приведите примеры нескольких зафиксированных в общественном сознании неверных мнений относительно той или иной профессиональной деятельности или функциональных обязанностей. Приведите аргументацию.

  3. Приведите аргументы, пользуясь которыми вы сможете доказать собеседнику неправильность его мнения. (Во время практических занятий целесообразно провести диалог между двумя студентами, один из которых будет отстаивать мнение «за», а другой – мнение «против» высказанной в приведенном фрагменте мысли).


2.

- Верно. Ешьте себе… Все пьяны, никому ни до кого нет дела. А Пальма, к тому же, добрый парень.

- Человек, говорящий о господине Пальма «парень», может быть либо еще более богатым, чем он, либо он должен быть его лакеем.

- Я – лакей, - хмыкнул Ян, - мы все тут его лакеи…

- Вы говорите неправду. Лакей никогда не признается в своей профессии.

Комментарий. В общественном мнении всегда имеются «престижные» и «непрестижные» специальности, должности и роли в общественной и экономической жизни.

Задания.

  1. Все ли возможные случаи рассмотрел собеседник Яна? Аргументируйте свое мнение и приведите примеры иных возможностей.

  2. Приведите несколько аналогичных мнений, которые характерны для нашего общества или некоторых его социальных слоев. Например, в среде студенчества (пример: подсказка или шпаргалка на экзаменах, и т.п.).


3.

…Хаген обожал допросы. Он вел их в провинциальной манере: с большими, многозначительными паузами и зловещими расхаживаниями за спиной арестованного, и Штирлицу было занятно наблюдать несколько мальчишеское самолюбование Хагена. «Видимо, в детстве его здорово лупили приятели, - как-то подумал Штирлиц, - слабые люди очень дорожат правом стать сильными, которое не завоевано ими, а получено в подарок».

Комментарий. Условия детства иногда формируют определенные комплексы и жизненные привычки.

Задания.

  1. В чем именно, по вашему мнению, проявляется конкретно (в конкретном поведении) то, что подтверждает мнение Штирлица? Приведите примеры и аргументируйте (может быть, для этого придется прочитать все произведение).

  2. Какие у вас лично, по вашему мнению, имеются комплексы и привычки, которые «корнями уходят в детство»? Аргументируйте и приведите примеры. (Это целесообразно обговаривать в аудитории, чтобы студенты могли высказать свое мнение относительно данного студента. Тем самым будет достигнута обратная связь, которая так необходима данному студенту: ведь относительно мнения о себе самом так легко и ошибиться!)

  3. Приведите примеры комплексов и привычек, которые уходят корнями «в детство», среди ваших знакомых и среди студентов вашей группы. (Преподавателя не трогайте – разве что он сам предложит сделать это: если у преподавателя имеется определенный психологический комплекс, он вполне способен и рассердиться!


4.

Умение чувствовать – ценное качество разведчика, но еще более ценным его качеством следует считать знание.

Щтирлиц еще только начинал по-настоящему свой путь в закордонной разведке Гейдриха; он был, как говорили в имперском управлении безопасности, на «первом этаже», тогда как кабинет рейсхфюрера помещался на пятом.

Работа в Испании должна была помочь Щтирлицу ступить на ту лестницу, которая вела с первого этажа на второй: от ощущения к знанию.

Комментарий. Каждый человек должен учиться «ощущать» ситуацию: далеко не всегда все можно выразить словами!

Задания.

  1. В чем заключена, по вашему мнению, разница между ощущением и знанием? Приведите примеры из собственной жизни, из жизни своих знакомых, примеры из литературы.

  2. Каким образом может отразиться переход от «ощущения» в «знанию» на вашей собственной карьере? А на карьере других людей? Приведите примеры и аргументируйте.

  3. Приведите примеры, когда переход от «ощущения» к «знанию» сопровождается конкретными приметами, когда он может быть выражен «предметно». Аргументируйте свое мнение.


5.

Франко поручил своим помощникам войти в контакт с германским военным атташе в Париже. Тот немедленно оправил шифровку в Берлин. Генеральный штаб и министерство иностранных дел рейха1 были едины в своем мнении: сейчас, после «великой рейнской победы», надо выждать, не следует «дразнить» общественное мнение.

Тогда Франко обратился к руководству НСДАП – национал-социалистической рабочей партии Германии. Письмо Франко попало к шефу закордонных организаций НСДАП, рейхслейтеру Боле. Тот, выслушав отрицательные соображения армии и дипломатов, вежливо поблагодарил коллег за столь серьезный, доказательный и дальновидный совет и немедленно отправился к своему непосредственному руководителю – Рудольфу Гессу, заместителю фюрера.

- Чего вы хотите от нафталинных дипломатов? – сказал тот, прочитав запись беседы Боле с коллегами. – Они мыслят закостенелыми формулами. Армия тоже обязана быть против: всегда против того, что не ею предложено и разработано… Немедленно переправьте письмо Франко фюреру: нельзя упускать ни минуты…

Комментарий. Точно определить адресата для своего обращения – это не всегда просто: для этого необходимо знать не только «должности», но и конкретные функциональные обязанности людей!

Задания.

  1. Почему, по вашему мнению, Боле принял иное решение, отличающееся от решения армии и министерства иностранных дел? Аргументируйте.

  2. Приведите примеры аналогичных ситуаций, которые могут иметь место в современной фирме или организации.

  3. Опишите на конкретных примерах свои действия, которые повторяют аналогичную схему поведения с целью достижения поставленной вами цели. Рассмотрите примеры а) инвестиционного проекта и б) общественного проекта.


6.

- Я представляю «Тан», мсье Борцов. Скажите, пожалуйста, сто вас больше всего волнует в литературе?

- А вас – улыбнулся Борцов.

- Меня волнуют в литературе вопросы любви и ненависти, террора и свободы, младенчества и старости!

- Здорово! Вы помогли мне ответить. Считайте эти слова моим ответом на ваш вопрос. Вы, видимо, писали в юности новеллы, не так ли?

- Я не писал новелл в юности. Просто, как мне кажется, эти темы в сегодняшней России запрещены, ибо, как существуют, насколько мне известно, лишь две темы, санкционированные Кремлем: коллективизация и индустриализация.

Боцов ответил, по-прежнему снисходительно посмеиваясь:

- И коллективизация, и индустриализация невозможны без столкновения любви и ненависти, юности и дряхлости, террора и принуждения. Кстати, какие книги советских писателей вы читали?

- Кто кого интервьюирует, мистер Борцов? – спросил журналист из «Вашингтон пост». – Мы вас или вы нас?

- Демократия предполагает взаимность вопроса и ответа.

- Вы женаты?

- Я женат, но правильно было бы спросить «Вы влюблены?».

- Вы влюблены, мсье Борцов?

- Я отвечаю на свои вопросы лишь самому себе.

- У вас есть дети?

- Нет.

- Какое человеческое качество вы цените превыше других?

- Талантливость.

- Ваш самый любимый писатель?

- Вопрос деспотичен. У меня много любимых писателей. Одного писателя любить невозможно – это свидетельствует о вашей малой начитанности.

- Правда ли, что вы являетесь резидентом Коминтерна в Европе? – спросил корреспондент «Берлинер цайт».

- Лично мне об этом неизвестно.

Комментарий. «Вопросом на вопрос» + уклонение от ответа + поддержка высокого темпа дискуссии = достижение поставленной цели.

Задания.

  1. Сыграйте этот фрагмент «в действующих лицах». Удалось ли вам выдержать темп, предложенный Борцовым? В чем именно вы ощутили несоответствие собственной «игры»? заметили ли это зрители (спросить у них)?

  2. Разработайте, пользуясь приведенным фрагментом текста как примером, диалог для пресс-конференции (тема выбирается студентом самостоятельно). Воспроизведите его «в действующих лицах». Осуществите обсуждение студентами увиденного.

  3. «Свободная игра»: один студент отвечает на вопросы других студентов, которые играют роль «журналистов». «Журналисты» имеют задание: «посадить», «спровоцировать» студента, выставить его «в плохом свете», - а студент, пользуясь методикой приведенного фрагмента текста, «отгавкивается» от таких нападок. Тему пресс-конференции выбрать произвольным образом (учитывая, преимущественно, интересы «ответчика»). после игры провести ее обсуждение и выставить оценку а) ловкости ответчика и б) ловкости тех «журналистов», которые задавали вопросы. (Очень красивая тема для конкурса или круглого стола.)


7.

Эту шифровку Вольф получил сразу же после того, как Штирлиц расстался с ним. Он покачал головой: если самолет уйдет из Берлина сегодня или даже завтра, Штирлиц будет бессилен сделать что-либо. На это нужно три дня как минимум. А этих самых трех дней нет: Берлин, видимо, торопится вывезти латыша…

…Штирлиц, увидев Пальма, лежащего на софе с разбитым ртом, немедленно пошел к радистам и передал шифровку на Принц-Альбрехтштрассе Гейдриху, что «гость захворал» и в течение трех дней будет нетранспортабелен. Причем шифровку эту он заставил подписать Хагена, перепуганного и жалкого.

- Я покрываю вас, - сказал он Хагену, в первый и последний раз, запомните это!

- Он глумился надо мной, штурмбанфюрер…

- Руками? Или каблуками ботинок? Или пресс-папье?! Вы понимаете, что поставили дело на грань срыва?! Вместо того, чтобы продемонстрировать наше спокойное всезнающее могущество и на этом сломить его, вы начали его бить! Вы понимаете, что с вами будет, если я подтвержу Гейдриху, как вы себя вели с ним – без санкции на то руководства?! Идите, Хаген, и отдохните, а то вы не сможете дальше работать – с этакими-то нервами…

Комментарий. Даже если, в конце-концов, все случилось именно так. Как этого хочет менеджер, иногда, имея в виду далекую перспективу (стратегическую), нужно воспитывать подчиненных и сотрудников.

Задания.

  1. Опишите, как им именно способом Штирлиц мог заставить Хагена подписать эту шифровку? Какие слова он мог при этом использовать (воспроизведите этот диалог), какое поведение для достижения нужного ему эффекта он мог продемонстрировать? Возможно, для этого вам понадобится прочитать весь роман (Подсказка: Штирлиц еще раньше «отдал» это дело Хагену.)

  2. Опишите несколько примеров, когда вы можете использовать у своей совместной с иными менеджерами деятельности алгоритм действий, подобный приведенному в тексте.

  3. Опишите, каким образом можно распознать, что с вами самими ваш коллега ведет аналогичную игру. Аргументируйте, приведите примеры. Согласны ли с вашими выводами и аргументацией остальные студенты?


8.

Гейдрих позвонил Шелленбергу.

- Вальтер, - сказал он, - мне что-то не хочется везти к нам латыша самолетом. Может быть, целесообразнее отправить его морем, а? Зайдите ко мне, Вальтер, побеседуем.

Помощник Гейдриха по политической разведке Шелленберг был красив и молод. Ему только что исполнилось двадцать семь лет2, но «у этого мальчика – голова седого мыслителя» - так говорил о нем рейхсфюрер. Поэтому Гейдрих, нашедший Шелленберга в университете и приведший его в разведку, любил оттачивать концепцию той или иной идеи в спорах с помощником.

Комментарий. Возраст! Не всегда нужно «заслужить за выслугой лет»: если есть «голова на плечах» - сразу давайте и соответствующую должность! Это – принципиальный момент в карьере любого менеджера!

Задания.

  1. Приведите аргументацию относительно того, правильное ли решение принял Гейдрих относительно Шелленберга. (Красивая тема для круглого стола!) Согласны ли с вашим мнением остальные студенты?

  2. Перечислите главные затруднения, которые возникаю перед руководителем, который хочет воспользоваться «алгоритмом Гейдриха»? (Подсказка: «По плодам дел их судите о них» - из Библии.) Что именно должен делать подчиненный, чтобы его руководитель смог воспользоваться этой методикой?

  3. Приведите примеры из истории менеджмента, которые подтверждают эффективность «алгоритма Гейдриха». Каким именно образом это алгоритм был использован в каждом конкретном случае? Какие существуют предпосылки для его использования? (Также красивая тема для круглого стола.)


9.

- Я восхищаюсь динамизмом Гитлера, - ответил Пальма. Концентрация мощи – это прекрасно. Но рассейте мои сомнения: временами ваша система напоминает сильный спортивный мотоцикл, а наша система – дилижанс. Чем быстрее мотоцикл движется – тем он устойчивее. Победа – это скорость. Ну а если поражение? Мотоцикл упадет набок. Дилижанс просто остановится. Англия напоминает дилижанс. Она пережила много потрясений, она останавливалась, но не падала.

Лерст закурил:

- С мотоциклом – удачно. Если мы – мотоцикл, то останавливаться в ближайшие годы никак не собираемся3.

- И притом мы мотоцикл с коляской, - добавил Штирлиц4.

Пальма заметил:

- Ну, разве что с коляской – тогда все меняется.

  1   2   3   4



Похожие:

А. А. Шиян Тактика менеджера. Практикум iconДокументы
1. /отечественная история/Конспект лекций по Отечественой истории.doc
2. /отечественная...

А. А. Шиян Тактика менеджера. Практикум iconДокументы
1. /Халифман - Тактика во Французкой защите/G._Nesis_A._Halifman_Taktika_vo_frantsuzskoi_zaschite.djvu
А. А. Шиян Тактика менеджера. Практикум iconДокументы
1. /Практикум/Author.txt
2. /Практикум/Практикум...

А. А. Шиян Тактика менеджера. Практикум iconПрактикум по теме «Новогодний сувенир» содержит предложение по методике практической работы в изготовлении миниатюрной мельницы, которая
Семинар-практикум в рамках сетевого взаимодействия педагогов мбоудод «сют» и гмо учителей технологии
А. А. Шиян Тактика менеджера. Практикум iconПрактикум Под редакцией Н. И. Рябковой
Практикум предназначен для студентов высших учебных заведений и будет полезен всем, кто интересуется современным состоянием русского...
А. А. Шиян Тактика менеджера. Практикум iconПрактикум по информационным технологиям. Макарова Н. В. Полка №3
Информатика. 7 – 9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям. Макарова Н. В
А. А. Шиян Тактика менеджера. Практикум iconПрактикум по Excel Введение Методические указания предназначены студентам II курса специальности 080507(65) «Менеджмент организации», выполняющим практикум по курсу «Информатика».
Тф рмат, остальные задачи оригинальны и направлены на закрепление освоенного материала на примерах задач, встречающихся в менеджменте...
А. А. Шиян Тактика менеджера. Практикум iconТема: Процесс планирования в работе менеджера
Мотивация учебной деятельности (для чего надо учиться принимать решения правильно)
А. А. Шиян Тактика менеджера. Практикум iconТема: Процесс планирования в работе менеджера
Мотивация учебной деятельности (для чего надо учиться принимать решения правильно)
А. А. Шиян Тактика менеджера. Практикум iconПрактикум по экологии человека Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 8-х классов, 17 часов
Программа курса «Практикум по экологии человека» предназначена для учащихся 8 классов в рамках предпрофильной подготовки, согласно...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов