Российский политический режим 1999-2004: идеология и политические практики Москва, 2006 icon

Российский политический режим 1999-2004: идеология и политические практики Москва, 2006



НазваниеРоссийский политический режим 1999-2004: идеология и политические практики Москва, 2006
страница1/6
Дата конвертации22.11.2012
Размер0.83 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6


Российский политический режим 1999-2004:

идеология и политические практики


Москва, 2006


"Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его"

конецформыначалоформыКарл Маркс


конецформыначалоформы... Я хотел бы, чтобы социологи были всегда и во всем на высоте той огромной исторической ответственности, которая выпала на их долю, и чтобы они всегда привлекали в своих действиях не только свой моральный авторитет, но и свою интеллектуальную компетенцию. Вслед за Карлом Краусом я хочу сказать, что "отказываюсь выбирать из двух зол" ...

^ Пьер Бурдье "Социология политики"

"[...] мы можем продолжать наш путь, пытаясь всегда соединять идею и факт в их естественной и действительной научной гармонии, всегда сохраняя веру в разум и идеал и всегда стремясь по возможности внедрять их в жизнь. Результаты, быть может, не всегда будут соответствовать нашим усилиям, мы, быть может, часто будем обмануты в наших ожиданиях, но мы никогда не будем побеждены, ибо, пока будет существовать идеал, борьба будет продолжаться."

^

М.Я. Острогорский,

"Демократия и политические партии"




Содержание:


Введение


Глава 1. Идеология


Глава 2. Политические практики


Заключение


Список использованной литературы


^

Введение




Содержание научной проблемы и ее актуальность



В этом исследовании рассмотрен российский политический режим 1999-2004 гг., а именно – проведен его анализ в двух важнейших его аспектах: в ракурсе его идеологии и в ракурсе его реальной политической практики. Исследование призвано ответить на вопрос, насколько эти два аспекта режима взаимосвязаны, определяют ли они друг друга, или существуют в независимом состоянии. Я утверждаю, исходя из проведенного анализа, что идеология и практика рассматриваемого режима слабо связаны между собой. В работе рассмотрен и вопрос почему эта ситуация сложилась именно таким образом – по крайней мере, мною дана интерпретация и указаны вероятные причины этого положения вещей.

Период функционирования режима, который рассмотрен в работе, начинается с назначения В. Путина председателем правительства в августе 1999 г. К отправной точке исследования нужно относить и назначение Путина и.о.
президента в самом конце того же года, а затем – избрание его на пост президента РФ в начале 2000 г. Мы условно ограничиваем1 наше рассмотрение режима избранием Путина президентом РФ на второй срок в 2004 г.

Содержание исследовательской проблемы заключается в определении вероятных причин расхождения идеологии и практики режима, но научная проблема этим не ограничена, так как результаты исследования могут быть полезны для более общего социально-научного и философского осмысления проблемы неразрывной связанности идей, их физических носителей и их воплощений. Конкретизация этой научно-философской проблемы необходима для более тщательного ее исследования и комплексного понимания. Я выбрал проблему функционирования конкретного политического режима и его анализа как относительно простой и частный случай, кроме того, имеющий практико-прикладное значение. Это, таким образом, не только показательный пример для данной теоретической проблемы, но и вполне узкое поле, чтобы иметь и практическое звучание. Это является, на мой взгляд, более софистицированным социально-научным пониманием общественно-политической ситуации в РФ рассмотренного периода. Необходимо определить роль данного политического правления в разворачивании социокультурной ситуации и политической повестки в России. Соответственно, рассматривается и обратное воздействие – определяется роль самой наличествующей социально-политической ситуации в динамике политической системы страны, и в структурировании ее политического режима. Общенаучная проблема социального познания, таким образом, распределяется, и я сужаю анализ до политической проекции конкретного общества – его политического режима. Но поставленную научную проблему можно рассматривать и более обще, как я и делаю на этом примере. Эту проблему надо определить как фундаментальное свойство всех социальных явлений и процессов – это их базовое свойство – их рефлексивный2 характер.  Это есть основополагающее свойство социальной реальности – оно показано мной в поставленных исследовательских рамках. Таким образом, содержание научной проблемы определено желанием проанализировать наличествующую идеологию и практику этого политического режима в обозначенной общетеоретической перспективе. Также в работе дана и дополняющая перспектива значения идеологии и практики этого режима для социума, для его развития. Проблема рефлексивности представляет собой базовую проблему взаимозависимости, и взаимоопределения идей и их практических реализаций, – что демонстрирует нам сам этот политический и политологический дискурс-вопрос: соотношение идеологии и практики.  Исследование показывает имманентную взаимообусловленность идей и их преломлений в действительности. На примере российского политического режима демонстрируется как идеология создает практическую реальность, а она, в свою очередь, порождает и саму существующую идеологию. Конечно, в исследовании учтено то, что данное разграничение на духовное и материальное бытие в известном смысле условно, как и большинство человеческих мыслительных и словесных оппозиций, но эти конструкции валидны, и более того – продуктивны для социальных наук, но полезно также и понимать эволюционную привязку нашего когнитивного аппарата к вполне определенно сложившемуся филогенезу вида. Дискурс отделяющий идеологию от реальности является нашей мыслительно-лингвистической конструкцией, и, как представляется, верной лишь в прагматическом понимании: т.е. удобной работающей моделью в свете социально-научного познания – концептуализации социальной реальности и операционализации таких культурных понятий как идея, идеал и идеология.

По этой причине идеология и практика рассматриваемого режима исследованы в их диалектической «оппозиции». Хотя, исследование утверждает, что идеология – является важной и неотъемлемой частью политической практики; и само рассмотрение этой проблемы свидетельствует в пользу данного тезиса.

Актуальность проблемы предопределена ее практической важностью: лучшее понимание механизмов реализации взаимобытования идеологии и практики в конкретном случае рассматриваемого режима – дает возможность влиять на ход разворачивающихся социально-политических событий, задавать желаемые нам, людям, рамки социальной действительности. Мы хотим приблизиться к возможности самим создавать коридор возможностей для трансформации реальности (в первую очередь – политической) в желаемом нам направлении. Для этого необходимы многочисленные эмпирические исследования такого плана, – так как понять как обстоят дела на самом деле, что есть у нас и что возможно – это кратчайший и верный, на мой взгляд, путь к тому, чтобы определять-осуществлять реально то, что мы считаем должным. Цель любого познания действительности имплицитно предполагает возможность управлять ею, улучшать ее. Наличие идеала и идеальности в наших мыслительных построениях подразумевает потенциальную возможность их реализации. Реальность, особенно, социальная, постоянно и быстро изменяется, но наша цель направить эти изменения в сторону приближения к идеальности. Проблема может показаться слишком сложной для решения, поэтому и стоит продемонстрировать ее решаемость в очень ограниченном масштабе явлений. Я выбрал для примера конкретный случай из политической сферы – российский политический режим, чтобы показать и сложившуюся субоптимальную ситуацию, и как ее можно изменить. Есть ли тенденция к ее самоизменению, или необходимо исходить из посылки, что только осознанные целенаправленные действия могут поправить ситуацию – этот вопрос освещен в исследовании.      

  

Главным критерием оценки валидности самого моего исследования будет его верность и истинность лишь в прагматическом смысле: т.е. работающая полезность его выводов, хотя бы в предполагаемой возможной перспективе.    


Историография


Историография исследований отдельных аспектов рассматриваемого режима небогата, ввиду того, что сам режим начал явно институционализироваться лишь в конце 90-хх гг. XX века, а полностью сложился вероятно к 2004 г. Тем не менее, существует несколько монографий и сборников, как социально-научного и социально-философского, так и публицистического плана, – некоторые из них послужили мне ориентиром в работе. Это работы Григория Явлинского «Перспективы России», «Все впереди», его докторская диссертация (полностью опубликованная на его личном сайте в интернете); сборники «Россия 21 век … Куда же ты?..», «Наше светлое будущее, или Путин навсегда», «Режим Путина, идеи и практика»; публицистическая работа Андрея Пионтковского «Путинизм как высшая и заключительная стадия бандитского капитализма в России» и сборник его статей «За Родину! За Абрамовича! Огонь!». Также были полезны и апологетические работы Роя Медведева и Алексея Чадаева («Владимир Путин: четыре года в Кремле», «Путин. Его идеология»).

  1   2   3   4   5   6



Похожие:

Российский политический режим 1999-2004: идеология и политические практики Москва, 2006 iconУрока: «Современные политические Режимы». Цели урока: Расширить и углубить представление учащихся об основных политических режимах, главным образом о демократии. План урока
Политический режим- совокупность методов и способность осуществлять в стране государственной власти и управления
Российский политический режим 1999-2004: идеология и политические практики Москва, 2006 iconКак основа фэн-шуй составитель: А. Н. Воробьёв либрис москва 1999 серия «Практики исчерпания судьбы»
Традиционный китайский календарь как основа Фэн-Шуй / Сост. А. Н. Воробьёв М.; Изд-во «Либрис», 1999. 296 с., ил. (Серия «Практики...
Российский политический режим 1999-2004: идеология и политические практики Москва, 2006 iconДиссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук Научный руководитель к э. н., профессор Давтян М. А. Москва 2004 оглавление
Новая концепция и современный российский вторичный рынок акций
Российский политический режим 1999-2004: идеология и политические практики Москва, 2006 icon21. 01. 2004 20. 12. 2006 новосибирск 2012 вводная тема занятие Теоретическое — 1 час
«Национально-консервативная партия России»: вехи истории. (21. 01. 2004 — 20. 12. 2006 годы)
Российский политический режим 1999-2004: идеология и политические практики Москва, 2006 iconДокументы
1. /Кукрыниксы/1999 - Кукрыниксы/Depeche Mode.txt
2. /Кукрыниксы/1999...

Российский политический режим 1999-2004: идеология и политические практики Москва, 2006 icon1999 г. Зав кафедрой эт, к э. н., проф. Косова Р. А. Дипломная работа на тему: «уступка требования в свете судебно-арбитражной практики»
Тема дипломной работы утверждена приказом по университету от «04» ноября 1999 г. №1381с
Российский политический режим 1999-2004: идеология и политические практики Москва, 2006 iconДокументы
1. /Политический процесс основные аспекты и способы анализа под ред. Е Ю Мелешкиной/Мелешкина...
Российский политический режим 1999-2004: идеология и политические практики Москва, 2006 iconРасписание электропоездов Москва станция турист стоимость билета: 63 руб. Москва Савеловская Турист Режим движения

Российский политический режим 1999-2004: идеология и политические практики Москва, 2006 iconЗначение жирных кислот в развитии возрастзависимых патологий Е. В. Терешина лаборатория липидного обмена Российский нии геронтологии, Москва
Е. В. Терешина лаборатория липидного обмена Российский нии геронтологии, Москва Гормоны, регулирующие баланс жирных кислот
Российский политический режим 1999-2004: идеология и политические практики Москва, 2006 iconПолитические 3'2004

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов