Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям icon

Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям



НазваниеПодготовка ребенка к школе: рекомендации родителям
страница1/3
Дата конвертации27.11.2012
Размер455.48 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

^ Что включает в себя подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

^ Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

^ Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.


  1. Интеллектуальная готовность к школе означает:

• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже); 
• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; 

• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; 
• должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.



  1. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.


  1. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

• наличие интереса к учению и получению новых знаний;

• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

^ Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

  1. Внимание.

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.


  1. Математика.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: « +», «-» , «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.3)


  1. Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказывание текста из 4-5 предложений.


  1. Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.


  1. Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.


  1. Речь.

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть. 

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.


  1. Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.


^ Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и садить его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.


^ Тренируем руку ребенка

Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.

Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.


^ Рекомендации родителям дошкольника

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.

  1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.

  2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

  3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

  4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

  5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.

  6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном. 

  7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.

  8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.

  9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.

  10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь. 

  11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи. 

  12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов. 

  13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.

  14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

  15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.



^ Рекомендации родителям первоклассника

Итак, ваш ребенок пошел в первый класс, но это не повод для того, чтобы расслабляться, а как раз наоборот. Во многом именно от вас зависит, как будет учиться ребенок, и его отношение к школе. Обратите внимание на следующие моменты.

  1. Помните, что ваш ребенок первоклассник, а не десятиклассник, поэтому не требуйте от него больше, чем надо.

  2. Уважительно относитесь к самостоятельности ребенка, его новой школьной жизни, теперь у него появились личные дела – отношения с одноклассниками, учителем, школьное расписание, уроки. 

  3. Не старайтесь полностью контролировать пребывание ребенка в школе, некоторые моменты можно обсудить индивидуально с учителем, но не в присутствии ребенка. Больше обращайте внимание на пребывание ребенка дома, чем он занимается, как и сколько, но опять же ненавязчиво и незаметно для ребенка, чтобы он не подумал, что вы им командуете. 

  4. Не принижайте, не стыдите ребенка перед его сверстниками. Старайтесь сформировать адекватную самооценку. 

  5. Спрашивайте, что он нового узнал в школе, чем занимались на уроках, какое было домашнее задание и т. д. 

  6. Уважайте его самостоятельность и личные вещи. Не копайтесь без его ведома в портфеле, не перекладывайте его вещи в шкафу и т. д.



^ Ребенок идет в школу

Начало обучения в школе - важный этап развития ребенка. Это связано не только непосредственно с процессом обучения, но и с тем, что ребенок начинает взаимодействовать со своими сверстниками как с частью коллектива. Большинство детей готовы к определенной форме обучения уже к 3-4 годам. Часто к этому возрасту, они исчерпывают возможности получения информации в рамках своего ближайшего окружения и готовы к новым открытиям и стимулам.

^ Дошкольное образование

Некоторые дети посещают детский сад, перед тем как пойти в школу. Существует убеждение, что посещение этого учреждения подготавливает ребенка к школе. Благодаря посещению детского сада ребенок приобретает опыт отлучения от родителей на целый день или на половину дня. Он учится действовать в группе с другими детьми и начинает понимать, каким образом должен осуществлять некоторые физиологические потребности, например как найти туалет. Шеститилетние дети обычно очень хотят учиться. В этом возрасте они обладают творческими способностями, интеллектуальными и познавательными навыками, физической силой, тонкими двигательными навыками, знанием языка и общительностью (социабельностью), необходимыми для получения полноценного образования.

^ Переход в школу

Придя в школу, дети знакомятся с предметами учебного плана. В то же самое время, они должны усваивать новую информацию, развивать настойчивость, преодолевать робость и страхи, связанные со школой или с отрывом от матери. Школьный день, конечно же, состоит не только из занятий по чтению и письму. Важную роль играют ответы на вопросы учителя, различные игры, ожидание отправления естественных физических потребностей. Необходимо быть частью коллектива, нести ответственность за свои собственные вещи, соблюдать правила и порядок. Важно развитие умения слушать и концентрироваться. Все это примеры усвоенного поведения. Самой лучшей базой для любого ребенка, который хочет получить пользу от обучения, быть счастливым и учиться с удовольствием, является стабильность и счастье, которое он испытывает в домашней обстановке. Было доказано, что именно эти условия являются самыми важными для нормального развития ребенка.

^ Другие факторы

Ребенок получает образование множеством различных способов. В основном путем обучения в школе, но также от своих родителей, братьев и сестер в домашней обстановке. Дополнительное образование происходит, когда ребенок задает все более сложные вопросы, а также через друзей и родственников в его социальном окружении, через литературу и телевидение. Телевизионные программы могут приносить большую пользу в обучении ребенка, поэтому их значение не стоит недооценивать. Однако чтение и творческие игры способствуют более широкому развитию ребенка. Такие виды деятельности могут полностью подавляться телевидением, которое является исключительно пассивным способом получения информации. Достигнув школьного возраста, ребенок способен начать изучать сходство и различия между предметами, причины и следствия событий. Способности детей неуклонно развиваются, и это следует поощрять, рассуждая с ними о каком-либо предмете и находя признаки, отличающие его от других.


^ Логическое мышление

Дети склонны не принимать на веру все, что им говорят. Они стремятся самостоятельно найти объяснение тому, что было сказано родителями, прочитано или увидено по телевизору. Дети в этом возрасте способны логически размышлять, задавая себе вопросы и отвечая на них. Например: «Мне нужно надеть пальто? На улице холодно? Да, холодно, поэтому я должен надеть пальто». Конечно, у детей младшего школьного возраста еще недостаточно развиты настойчивость, точность и основательность, но именно для развития этих качеств и предназначено начальное школьное образование. Совершенно ясно, что ребенок не владеет таким количеством фактов и информации, как взрослый, но образ мышления детей значительно отличается от взрослого. Следовательно, и обучаются они по-другому. Процесс обучения детей поэтапный. Каждый из этих этапов сопровождается отличным от других режимом обучения, поэтому информацию следует повторять и закреплять на последующих этапах, что позволит ребенку в достаточной мере ее усвоить. По мере взросления ребенка предметы изучаются на более глубоком и детальном уровне. С практической точки зрения обучение детей более эффективно в небольших группах. Девочки имеют более высокую успеваемость по математике и естественнонаучным предметам в однополых классах, нежели в смешанных. Самоуважение и уверенность в себе являются неотъемлемой частью эффективности обучения и позволяют извлечь большую пользу из различных форм образования. Немаловажную роль в этом играет домашняя обстановка.

Обучение в школе способствует развитию любознательности, которая проявляется и дома. Детям в этом возрасте свойственно естественное любопытство к окружающему их миру, для них это период быстрого усвоения информации. Мозг шести-семилетнего ребенка способен впитывать большое количество знаний. Обучение в школе заключается не только в приобретении конкретных навыков, таких как умение, читать и писать, но также в более широком социальном развитии. Ребенок начинает осознавать, что он является частью большого коллектива, состоящего из детей разного возраста, а также влиятельных взрослых - не только родителей и родственников.

^ Осознание времени

Ребенок начинает понимать «цикличность» событий, которые с ним происходят. Этому способствует распорядок школьного дня, состоящего из уроков, перемен, обеда и дороги домой, которые происходят каждый день в одно и то же время. Осознание времени укрепляется также еженедельным повторением расписания, благодаря чему одни и те же виды деятельности происходят всегда в одни и те же часы, в один и тот же день недели. Это способствует пониманию смысла дней недели и календаря в целом.

  1   2   3



Похожие:

Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям iconДокументы
1. /родителям/10 правил успешного воспитания.doc
2. /родителям/12...

Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям iconРекомендации по повышению уровня готовности ребенка к школе
Коррекционная работа может быть организована в детском саду или специальной психологической службой, кроме того, некоторые игры и...
Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям iconРекомендации родителям
Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям,...
Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям iconРекомендации родителям по развитию одаренности у ребенка
Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Поощряйте увлечения и интересы в самых разных областях
Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям iconРекомендации родителям по подбору ранца для ребенка
Уже сегодня после игр в детском саду они спешат с родителями на подготовительные занятия в школу. Учитывая, что для ребенка это серьезная...
Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям iconРекомендации родителям пятиклассников
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся...
Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям icon"В помощь родителям"
Иногда родителям приходится сталкиваться с такой проблемой, как нежелание ребенка идти в школу. Причины такого поведения ребенка...
Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям iconРекомендации родителям будущих первоклассников
Убеждать ребенка соблюдать правила поддержания здоровья, развивать необходимые для этого навыки
Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям iconПсихологические рекомендации родителям Уважаемые родители!
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного...
Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям iconИгры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям
В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов