Муниципальное образовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа №3 Воронежской области Программа опытно-экспериментальной работы с одарёнными детьми Разработчики программы: Короткова Т. icon

Муниципальное образовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа №3 Воронежской области Программа опытно-экспериментальной работы с одарёнными детьми Разработчики программы: Короткова Т.



НазваниеМуниципальное образовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа №3 Воронежской области Программа опытно-экспериментальной работы с одарёнными детьми Разработчики программы: Короткова Т.
Дата конвертации16.11.2012
Размер363.61 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное образовательное учреждение

Павловская средняя

общеобразовательная школа № 3

Воронежской области


Программа

опытно-экспериментальной работы

с одарёнными детьми


Разработчики программы:

Короткова Т.Т.,

директор МОУ ПСОШ №3 ,

отличник народного просвещения,

победитель конкурса лучших учителей РФ;


Павлова Е.И., председатель методического совета МОУ ПСОШ №3, почётный работник общего образования РФ, победитель конкурса лучших учителей РФ, творческая группа учителей.


^ Телефоны: 8(47362)21161

8(47362)21261

Адрес: 396420 Воронежская область

г. Павловск

мкр. Гранитный,25


I. Нормативно-правовая база программы:


  • Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.;

  • Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.;

  • Закон РФ «Об образовании» от 16.11.1997 года, с дополнениями от 05.03.2004;

  • Закон РФ «Об образовании, 2004;

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г.;

  • Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002 г.


^ II. Пояснительная записка.


Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, работу с одаренными детьми.

Кроме того, выделяются проблемы не только диагностики, обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность в процессе ее социализации.
К ним можно отнести профессионально-личностную готовность к работе с одаренными детьми, что подразумевает:

  • овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, методологией и методикой научного поиска;

  • психологическая компетентность, широта и гибкость педагогического мышления;

  • зрелость педагогического самосознания: позитивная «Я - концепция» учителя, ценностные ориентации и установки на саморазвитие и самосовершенствование личности.

Кроме того, необходимо сохранить и развивать те качества общеобразовательной школы, которые обеспечивают «индивидуальный» характер воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны:

  • единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся, преемственности, межпредметных связей, достижения государственного и мирового стандарта образования на всех возрастных уровнях;

  • изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально-ориентированных учебных систем (развивающая система Л.В. Занкова).

^ Программа направлена на совершенствование образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей.

Реализация программы приводит к появлению системных новообразований в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие основ образовательного пространства школы.

Программа охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учебного заведения, содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.


^ III. Анализ современного состояния системы работы с одаренными детьми в школе.


Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми, а также переоценка основных положений программы «Одаренные дети» мотивировали модернизацию системы работы школы с одаренными детьми. Необходимость разработки модернизированной программы опытно – экспериментальной работы с одарёнными детьми обусловлена и рядом других факторов.

^ 1.Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры, задает новые требования к ступеням школьного образования в целом: относительную завершенность общего образования в основной школе, возможность расширения и углубления знаний в определенных областях и индивидуальный выбор профиля учащимися старшей ступени, смену парадигмы образования от традиционной к личностно -ориентированной, информатизацию школы.


^ 2. Выявление интеллектуально – творческих ресурсов среди школьников должно стать одним из приоритетных направлений в работе общеобразовательного учреждения.


^ 3. Лейтмотив современного образования: обучение одарённых детей сегодня – это обучение всех детей завтра.


4. Накопленный положительный опыт нашего коллектива по работе с одарёнными детьми.


^ 5. Высокие показатели эффективности работы по данному направлению в МОУ ПСОШ №3.


6. Работа коллектива школы над методической темой «Традиции и новаторство в обучении и воспитании с целью повышения качества образования и духовно- нравственного развития школьников».

Эти факторы и привели к написанию программы, которая направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности.

^ Развитие творческого потенциала личности учащихся является одним из ведущих направлений деятельности школы. В МОУ ПСОШ №3 сложилась определённая работа с одарёнными детьми: это создание авторских учебных программ, работа факультативов, элективных курсов, проведение научно- практических конференций, олимпиад, конкурсов, участие в университетских научных обществах, всероссийских и международных конкурсах.

Накоплен опыт организации исследовательской деятельности учащихся в межвозрастных научных обществах: «Пушкинисты», «Эрудиты», «Краеведы», «Академия наук», «Химики - аналитики». Научные общества учащихся созданы с целью организации учебно-исследовательской деятельности одарённых учащихся в профильных классах, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения. Организация работы НОУ строится по следующим принципам: интегральности, непрерывности, межпредметного многопрофильного обучения.

Образовательно-воспитательные задачи решаются на 3х уровнях: информационном, эмоциональном, нравственно-психологическом. НОУ работают в тесном сотрудничестве с высшими учебными заведениями: Воронежским институтом высоких технологий, Российским Новым Университетом, Воронежской государственной лесотехнической академией, Воронежским государственным университетом, Павловским педагогическим колледжем, а также с районным краеведческим музеем, станциями юных натуралистов, юных техников, домом детского творчества, музыкальной, художественной, спортивной школами. НОУ охвачено более 700 человек.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность осуществляется через уроки, систему дополнительного образования, научно-исследовательскую деятельность. Деятельность школьных НОУ регламентирована нормативными документами.

Межвозрастное НОУ «Пушкинисты» достигло определённых результатов. 27 учащихся стали дипломантами 4х Всероссийских пушкинских конкурсов, проведённых в г. Москве, Геленджике, Санкт-Петербурге, Пушкинских Горах. Инициативная группа учителей совместно с учащимися и родителями подготовила и провела следующие педагогические советы: «Одарённый ребёнок - радость?», «Формы и методы работы с одарёнными детьми», «Роль семьи в развитии одарённости у детей». Лучшие научные работы учащихся: «Пушкин и Воронежский край», «Поэты пушкинской поры», «Михайловский период в жизни поэта» опубликованы в сборниках издательства Москвы и Санкт- Петербурга. Традиционными стали проводимые на базе школы литературные вечера, пушкинские чтения, конкурсы стихотворений. Учащиеся школы переписываются с известным пушкинистом России Воскобойниковым Валерием Михайловичем, сотрудничают с редакциями различных газет и журналов. По программе «Одарённые дети» проводятся творческие отчёты, заседания круглых столов, конференции, мастер - классы для студентов Павловского колледжа, учителей школ района, заместителей директоров школ. Члены межвозрастного НОУ «Пушкинисты» достигли следующих результатов: Кулик Анастасия стала кандидатом филологических наук, Карасевы Олег и Наталья выпустила сборник авторских стихотворений, Андросова Оксана, Шевченко Артём, Доротенко Денис, Палканова Мария, Русина Елена, Сенчихина Надежда делятся результатами своих исследований на научно – практических конференциях различного уровня. 39 членов научного общества награждены дипломами различного уровня за достижения в научно – исследовательской работе.

Учащиеся школы принимают активное участие в спортивных соревнованиях различного уровня. Ученик 11 «А» класса Радченко Александр является победителем Международных, Всероссийских соревнований по мотокроссу. Лобынцев Сергей стал победителем региональных, Всероссийских соревнований по этому же виду спорта.

Более 150 школьников школы награждены золотыми, серебряными, бронзовыми медалями за значительные успехи в области различных видов спорта. Танцевальный коллектив «Танаис» стал Лауреатом Всероссийского творческого фестиваля в г.Сочи. Здорнова Оксана – победитель Всероссийских конкурсов сольной песни, лауреат Международного конкурса в Ганновере (Германия). В настоящее время она студентка 1 курса музыкального училища имени Гнесиных. Балюк Татьяна заняла

1 – е.место в областном конкурсе детских творческих работ «»Войны мы не знали, но все же»,Айнадинова Анастасия -1-е.место в областном конкурсе рисунков «Город родной, мы гордимся тобой»и т.д.

^ Школа награждена 200 грамотами за 1-е.места среди общеобразовательных учреждений города и района в спортивных соревнованиях: в легкоатлетической эстафете, в эстафетном беге, в Спартакиаде школьников, конкурсе «Весёлые старты», в финальных соревнованиях по футболу, ручному мячу, волейболу, по мотокроссу. Драчёва Ирина- 1-е. место в области по лёгкой атлетике (толкание ядра), Зозулины Влада и Дмитрий – победители областных соревнований по лёгкой атлетике, Золина Лидия – 1-е.место в области по прыжкам в высоту, Золин Владимир – 2-е. в области по прыжкам в высоту и т.д.

1-е.место- в городском студенческом капустнике »Осенний марафон», в городском конкурсе уличного танца «Танцы без правил», КВН «Золотой телёнок»

1-е.место на Олимпиаде по основам избирательного законодательства среди учащихся средних школ и студентов учреждений профессионального образования Воронежской области, 2-е. место в зональном этапе областного чемпионата по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» среди команд учащихся общеобразовательных учреждений Воронежской области, 2-е. место в областном конкурсе социальных проектов «Гражданин Воронежского края – гражданин России» и многие другие… С каждым годом растёт число участников и победителей олимпиад различного уровня. Более 300 учащихся школы награждены Почётными грамотами, Дипломами за победы во Всероссийских, областных творческих конкурсах, фестивалях, фотовыставках, конкурсах модельеров, научно- практических конференциях.

Все 59 членов педагогического коллектива школы охвачены научно-исследовательской деятельностью. 17 человек (25%)- внедряют в практику работы школы учебники XXI века, 23 человека (40%) используют современные технологии: блочно-модульные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные,19 человек (32%) разработали авторские программы по элективным курсам в рамках предпрофильной подготовки (9 класс) и профильного обучения (10 класс).

С одарёнными детьми работают педагоги: 2 победителя Конкурса лучших учителей Российской Федерации, Соровский лауреат, 12 отличников народного просвещения, 9 почётных работников общего образования РФ, 2 отличника физкультуры и спорта.

Опытом работы по данному направлению учителя делятся на районных семинарах- практикумах, мастер – классах, педагогических всеобучах, управленческих гостиных. 39 педагогов школы отмечены грамотами муниципального отдела по образованию.

Плодотворно работают методический совет школы, методические объединения, учителей - предметников, научные общества учащихся. Осуществляется предпрофильная подготовка и профильное обучение, созданы условия для успешного изучения отдельных предметов. Отмечена положительная динамика результатов участия в муниципальных, областных, всероссийских олимпиадах, конкурсах.

Сейчас школа решает задачи воспитания, развития, обучения и поддержки одаренных детей:

  1. «Школа будущего первоклассника»: развитие природных задатков детей, наблюдение за «скоростью» развития интеллекта, подготовка детей к обучению в начальной школе.

  2. Начальная школа (1 – 4 классы) с развивающим компонентом: развитие личности ребенка в школе с продленным днем. Наряду с общеобразовательными предметами изучаются иностранные языки, проводятся занятия по изучению компьютера в рамках модуля «Технология», работают спортивные секции, кружки, НОУ.

  3. На 2 ступени основного общего образования выявляются одаренные дети, их таланты, способности, проводится подготовка учащихся к выбору профиля дальнейшего обучения.

  4. Ступень среднего общего (полного) образования – 10 – 11 классы – профильная: реализуется социально-экономический, социально-гуманитарный, информационно- технологический, естественнонаучный профили, обучение в которых призвано развивать индивидуальность личности одаренных детей в соответствии с данными психолого-педагогических исследований и подготовить их к дальнейшему обучению в ВУЗах.

Существенное значение для специфики образования имеют курсы профессиональной непрерывной подготовки по направлениям: «Оператор ЭВМ» - 2 года обучения.

Программа работы с одаренными детьми включает в себя ряд мероприятий, проводимых в рамках действующих программ, призванных всесторонне раскрывать весь спектр природного потенциала детей:

  1. Программа «Остановить беду»

  2. Программа «Мы – Россияне»

  3. Программа «Здоровье»

  4. Конкурс «Портфолио» для 5 – 11 классов

  5. Программа «Родине поклонитесь».

Не только учебный план, но и психологическая атмосфера, воспитательное пространство школы организовано с учетом потребностей детей к самореализации. Преподаются 30 элективных курсов, работают 12 кружков, 4 секции. Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, предоставляющих возможности развития одаренности.


^ IV. Цели и задачи программы


Стратегическая цель программы – переход системы педагогического содействия развитию одаренности из режима управления в режим самоуправления.

^ Воспитательная цель - воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

^ Образовательная цель – расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

^ Развивающая цель - развитие способности одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

^ Задачи программы:

  • развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

  • внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;

  • стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;

  • совершенствовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты образовательного пространства школы;

  • повышать уровень и качество образования через идеи гуманной и личностно ориентированной педагогики.



^ V. Основные задачи методического обеспечения Программы:


  • внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;

  • обеспечивать научно-методическую, социально-правовую, психолого-медико-педагогическую поддержку одаренных детей;

  • совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;

  • организовать специальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми;

  • создать банк данных для сетевого информационного обмена по проблеме одаренных детей: технологий, методик индивидуальных программ, учебно-методических комплексов



^ VI. Принципы выявления одаренных детей.


  • Опора на методы психодиагностики

  • Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренного ребенка

  • Оценка признаков одаренности не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития.

Принципиальное значение имеет разработка методов выявления так называемой «потенциальной» одаренности, это:

    1. предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьников, осуществляемое психологической службой;

    2. переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимся. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития»


^ VII. Принципы обучения одаренных детей


Основные направления научно-методического сопровождения деятельности педагогов по развитию одаренности определяют широкий спектр принципов обучения одаренных детей. Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства и возрастающих потребностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:

  1. применение междисциплинарного подхода;

  2. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

  3. насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

  4. поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

  5. поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

  6. поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;

  7. оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;

  8. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;

  9. установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

В конечном итоге, ^ Программа предусматривает обеспечение баланса между когнитивным и аффективным развитием личности одаренного ребенка, формирование у него интегративного мышления и общей картины мира.

Программа работы с одаренными детьми использует основные стратегии обучения детей с высоким умственным потенциалом – ускорение, горизонтальное и вертикальное обогащение.

Реализация программы предполагает несколько организационных форм ускорения:

  1. ускорение в обычном классе;

  2. профильные классы.

Оптимальный результат достигается при одновременно соответствующем изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании двух основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.


^ VIII. Стратегии ускорения обучения одаренных детей через обогащение содержания образования



Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, что имеет большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.

Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда входят занятия по решению проблем с применением таких известных техник как мозговой штурм, занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик, упражнения на релаксацию.

Особое значение придается корректирующим, развивающим и интегративным программам. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы, в них используются такие виды упражнений как ролевой тренинг, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на 2 группы:

    1. направленные на обсуждение жизненных ценностей;

    2. связанные с исследованием проблемы самоактуализации.

^ Учебный материал, применяемый педагогами, должен соответствовать следующим требованиям: научность, расширенный объем, междисциплинарный контекст, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание. Отбор учебного материала осуществляется на основе различных теоретических подходов, многообразии точек зрения.

Одаренные дети с определенного этапа должны иметь возможности подключиться к различным глобальным формам творческой коммуникации.

^ IX. Иерархия целей и задач в обучении одаренных детей.


Установление психолого-терапевтического взаимодействия на рефлексивной основе предполагает следующее:










Отбор содержания учебного материала и содержания учебной

деятельности









Сохранение и развитие личности одарённого

ученика



^ X. Факторы, способствующие адаптации образовательной среды

школы к образовательным потребностям одарённых детей.


  1. Подбор оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития.

  2. Разнообразные виды поддержки обучающихся:

    • психолого-педагогические (системность стимулирования, обеспечение отношений «человек – человек», комфортность, сотрудничество, совместимость;

    • правовые (обеспечение демократических норм и правил поведения);

    • социальные (обеспечение всем равных стартовых возможностей в обучении);

    • валеологические (обеспечение условий здорового образа жизни – переключения видов деятельности, пауз, физкультминуток, нормализации режима и объема домашних заданий).

3. Право свободного выбора:

  • профиля;

  • уровня;

  • вида творческого труда.

4. Комфортность и гуманность вещно-простраственной среды (дизайн в оформлении, нормированная мебель, воздушный и световой режим, озеленение, внешний вид всех субъектов образовательного процесса).


^ XI. Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми.

Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.

Учитель должен быть:


  • талантливым;

  • профессионально грамотным;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • интеллигентным, нравственным и эрудированным;

  • владеть передовыми педагогическими технологиями;

  • психологом, воспитателем и умелым организатором образовательного процесса;

  • знатоком во всех областях человеческой жизни;

  • умеющим развивать компенсаторные способности учащихся


Учителю должно быть характерно:


  • интеллигентность,

  • желание работать нестандартно;

  • эрудированность;

  • поисковая активность, любознательность;

  • знание психологии одаренных детей;

  • готовность к сотрудничеству в работе с одаренными детьми (создание на уроке доверительных межличностных отношений; взаимная личная информированность, признание прав учащегося на ошибку, обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности, использование оценок и отметок в качестве дополнительного стимула к учению и др.).

Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:

  • психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;

  • профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать детскую одаренность; совмещать управление, контроль процесса обучения и предоставление учащимся свободы учится;

  • профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и профессиональной внутренней мотивации; стремление к личностному росту.

  • создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;

  • формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогов;

  • определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одаренными детьми.



^ XII. Планируемый результат реализации программы

Данная Программа позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одарённости: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.

В ходе реализации программы будут внесены организационные и структурные изменения в образовательное пространство школы, учитывающие тенденции современной психолого-педагогической науки и быстро меняющиеся условия социума:

  • разработка и внедрение новых путей выявления, поддержки и развития одаренности для удовлетворения растущих потребностей одаренных детей и увеличивающихся возможностей социума;

  • использование педагогических технологий работы с одаренными детьми;

  • повышение профессиональной компетентности педагогов по работы с одаренными детьми

  • функционирование системы комплексной поддержки развития одаренных детей.

XIII. Цели исследования:

  • построить диагностическую систему выявления одаренных детей (учителя, родители).

  • разработать индивидуальные программы обучения и развития одаренных детей (творческая группа).

  • выявить наиболее эффективные организационно-педагогические формы учебного воспитательного процесса (методический совет).

  • подготовить рекомендации по использованию наиболее целесообразных

педагогических технологий обучения одаренных учеников (методический совет)

  • создать критериальные показатели и шкалы оценки характеристик одаренных

детей (психолог, творческая группа).

  • сформировать ролевые модели, необходимые родителям одаренных детей в их

взаимодействии со школой.

  • сформировать требования к профессиональным качествам для работы с

одаренными детьми (методический совет).

  • подготовить рекомендации для учителей, воспитателей, родителей для работы с одаренными детьми (методический совет).

  • разработка принципа специализации учебных программ, применительно детей младшего возраста, а также одаренных и талантливых детей разного возраста (II вида). Методический совет. Творческая группа.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс для одаренных детей. Предмет исследования - содержание, организационные формы, педагогические технологии и методы работы с одаренными детьми.

Показатели результативности - оптимальный уровень учебных занятий. Создание: приближенных к оптимальным условиям, обеспечивающих развитие способностей одаренных детей: индивидуальные планы, программы; организационно-педагогические формы, технологии, диагностические материалы требования к квалификации педагогических работников.


XIV.Механизмы реализации Программы.





^ XV. Требования к школе























XVI. Этапы выявления одаренных детей












10-11-е классы - профильное обучение классы)


XVII. Формы выявления одаренных детей:



  • наблюдение;

  • общение с родителями;

  • индивидуальная работа:








  • олимпиады, фестивали, конкурсы, соревнования, научно – практические конференции.

XVIII. Основные направления работы


Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей.

В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:

Развивающее направление – формирует умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.

Координационное направление – обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности.

Информационное направление привлекает внимание педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

Диагностическое направление включает в себя проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».

Кадровое направлениепредусматривает повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.


^ XIX. Методическое обеспечение образовательного процесса.








^

XX. Программа работы с одаренными детьми на всех этапах развития




1. Дошкольное образование (модуль «Первый шаг»)


Цель: обеспечение методической поддержки специалистов дошкольных учреждений, выявление детей с признаками одарённости, психолого-педагогическая помощь одаренным детям и их родителям.

Реализация: обеспечение дошкольных учреждений творческими играми, а также специальными учебными материалами, предназначенными для развития любознательности и исследовательской активности дошкольников; разработка методик для выявления творческого потенциала детей всех групп детского сада; выявление и развитие специальной одаренности (музыкальной, художественной, математической и т.д.); разработка рекомендаций для педагогического колледжа по работе с одаренными и талантливыми детьми.
^

2. Среднее образование


2.1 Начальная школа (модуль «Наши звёздочки»)

Цель: обеспечение психолого-педагогической, методической подготовки и поддержки учителей начальных классов к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.

Реализация: на этапе поступления в школу выявление не только готовности ребенка к школьному обучению, но также уровня его творческих возможностей, личностных особенностей, специальных интересов и способностей; разработка специальных учебных материалов для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающих закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей; определение методов, способствующих развитию возможностей самовыражения одаренных детей; способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений; совместно с родителями поддержка талантливого ребенка в реализации его интересов, как в школе, так и в семье; проведение уроков творчества для одаренных детей.
^

2.2 Средняя школа (модуль «Попробуй сам!»)


Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества, в реализации предпрофильной подготовки.

Реализация: выявление и развитие творческих возможностей и профессиональных интересов учащихся в области естественнонаучных, гуманитарных, художественных, социальных, технических сфер деятельности с целью разработки индивидуальных программ развития таланта и помощи в профессиональной ориентации; проведение для подростков факультативов, элективных курсов «Я и мир моих увлечений», «Творческая лаборатория»; организация обучения и воспитания по индивидуальным учебным программам, в кружках по интересам при школе, клубах, библиотеках, музеях и др.; психологическое консультирование учащихся и родителей.
^

2.3 Старшая школа (модуль «Выбирай свой путь»)


Цель: развитие творческих способностей одаренных учащихся старших классов в условиях дифференцированного, индивидуализированного, профильного обучения.

Реализация: выявление одаренных и талантливых школьников по итогам конкурсов в основных областях науки, техники, литературы, искусства (при ВУЗах, научно-исследовательских конференциях, фестивалях, конкурсах различного уровня); развитие и воспитание талантливых учащихся через работу школьных факультативов и классов с углубленным изучением отдельных предметов; разработка и проведение факультативных и элективных курсов «Творческая личность», «Научное творчество», «Техническое творчество», «Художественное творчество», «Лидерство» и др. (примерные варианты названий).


XXI. Ожидаемые результаты реализации Программы, основные показатели и индикаторы его эффективности.

^

Модель одаренного ребенка





  • личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;




  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;




  • личность, способная осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;




  • личность, способная реализовать в жизни «Я – концепцию», способная к саморазвитию и самоизменению;




  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;




  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;




  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;





^ Предполагаемые результаты:


  • формирование современной системы работы с одаренными детьми;

  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;

  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

  • стимулирование мотивации развития способностей;

  • формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;

  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборники лучших работ учащихся;

  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;

  • регулярные публикации в средствах массовой информации различного уровня.


XXII. Сроки эксперимента- 2008-2013 учебный год.

Этапы работы 2008– 2009 учебный год подготовительный.

Изучение имеющегося практического опыта, констатирующий эксперимент.

  1. Осуществление комплексно-отраслевой программы эксперимента.

  2. Апробация индивидуальных программ развития, диагностических

  3. Выявление оптимальных педагогических технологий, режима работ

  4. Уточнение процедур и систем отслеживания уровня и темпов развития
    детей.

  5. Применение всех имеющихся диагностических методик.

  6. Промежуточные результаты.

  7. Разработка комплексно-целевой программы формирующего эксперимент

2009- 2012 учебный год -
осуществление формирующего эксперимента.

  1. Реализация апробированных программ, педагогических технологий,
    с сопутствующей их корректировкой в случае необходимости.

  2. Уточнение критериально-оценочных показателей.

  3. Отбор наиболее оптимальных диагностических методик.

  4. Определение предметов применяемости новой методики,
    эффективного ее использования.

  5. Оформление необходимой документации, записей, наблюдений, фиксирование
    промежуточных результатов эксперимента.

2012- 2013 учебный год -
заключительный этап исследования.


  1. Подведение итогов эксперимента.

  2. Выявление соответствия результатов целям исследования.

  3. Оформление результатов эксперимента.

  4. Разработка рекомендаций по работе с одаренными детьми, их внедрение в
    практическую деятельность.

База эксперимента – МОУ ПСОШ №3

Участники эксперимента – учащиеся, педагоги, родители.

Организаторы эксперимента – администрация школы, психолог, творческие группы учителей-экспериментаторов, исследователей.

Руководители эксперимента – директор школы, зам. директора по УВР, ВОИПК и ПРО.


^ XXIII. Программа работы с одарёнными детьми.


№пп

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Организация работы по

программе «Одаренные дети»

Сентябрь,2008

Директор, зам. директора

2.

Обсуждение проекта

программы на заседании научно-методического совета школы

Сентябрь,2008

Зам. директора по УВР

3.

Подбор и расстановка педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

в течение 2008 г.

Директор

4.

Организация и проведение олимпиад

Октябрь-ноябрь 2008-2013 г.

Руководители методических объединений

5.

Разработка материалов

повышенной сложности на основе интегративных связей.

в течение 2008-2009 учебного года

Руководители методических объединений

6.

Организация работы

предметных кружков по интересам.

Октябрь 2008-2009г.

Зам. директора по ВР

7.

Организация работы

библиотеки в целях успешной реализации программы.

2008-2012г.

Зав. библиотекой

8.

Выявление одаренных детей.

В течение всего периода


Классные руководители, учителя



9.

Разработка программы

изучения личности одаренного ребенка, его познавательных возможностей, способностей.

декабрь

Зам. директора по УВР

10.

Тренинги для одарённых

детей.

Январь 2010г.

Социальный педагог

11.

Информирование родителей одаренных детей по вопросам показателей достижения

учащимися определенного уровня образования.

1 раз в четверть на протяжении всего эксперимента.

Зам. директора по УВР

12.

Оказание психолого-педагогической помощи

родителям одаренных детей.

В течение реализации программы

Администрация школы, классные руководители,

13.

Творческие отчеты

предметных кружков.

Апрель-май

Учителя

14.

Научно-практическая конференция для

учащихся.

Март-апрель

Зам. директора по УВР

15.

Изучение опыта учителей по созданию для учащихся ситуаций выбора на уроке, формам и методам поддержки интеллектуально одарённых детей, развитию творческих способностей учащихся.



В течение реализации программы



Руководители методических объединений


Зам. директора по УВР

16.

Обеспечение предпрофильной подготовки (9 классы), профильного обучения учащихся в 10-11 классов



В течение реализации программы



Зам. директора по УВР

17.

Промежуточный контроль за реализацией программы «Формирование у учащихся самостоятельности и ответственности за выбор форм и видов деятельности и её результаты»


В течение реализации программы



Зам. директора по УВР

18.

Сотрудничество с высшими и средними специальными учебными заведениями

В течение реализации программы

Зам. директора по УВР

19.

Индивидуальная работа педагогов с уча­щимися

В течение реализации программы

Учителя - предметники

20.

Кружковая работа

В течение реализации программы

Руководители кружков

21.

Факультативные занятия

В течение реализации программы

Педагоги дополнительного образования

22.

Исследовательская работа

В течение реализации программы

Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования

23.

Внутришкольные олимпиады, конкурсы, турниры

В течение реализации программы

Руководители методических объединений

24.

Интеллектуальные формы проведения до­суга

В течение реализации программы

Зам. директора по ВР

25.

Предметные олимпиады различного уровня

В течение реализации программы

Администрация школы

26.

Олимпиады учащихся и студентов учреж­дений среднего профессионального обра­зования

В течение реализации программы

Администрация школы

27.

Олимпиады учащихся учреждений начального профессионального образования

В течение реализации программы

Администрация школы

28.

Межвузовские предметные олимпиады

В течение реализации программы

Администрация школы

29.

Конкурсы исследовательских работ

В течение реализации программы

Руководители методических объединений

30.

Межшкольные олимпиады

В течение реализации программы

Зам.директора по УВР МОУ ПСОШ№3и школ города и области

31.

Конкурсы технического творчества

В течение реализации программы

Зам. директора по ВР, СЮТ, ДДТ, ДХШ, ДМШ

32.

Турниры: гуманитарный и естественнона­учный

В течение реализации программы

Руководители методических объединений

33.

Интеллектуальные виды спорта: шахматы, шашки и т.п.

В течение реализации программы

Учителя физической культуры и спорта



^

Формы организации


1.

Театральная студия «Синяя птица»

Руководитель студии

2.

Летние образовательно-оздоровительные лагеря

Администрация школы

3

Научные общества «Пушкинисты», «Академия наук», «Химики-аналитики»

Зам.директора по УВР,ВР

4.

Организация «Содружество РВО»

Зам. директора по ВР

5.

Школьный Клуб интеллектуально­го творчества

Творческая группа

6.

Компьютерная база данных

Учителя информатики и ИКТ
^

Кадровое обеспечение


1

Подготовка учителей для работы с ода­ренными учащимися

Зам. директора по УВР

2.

Организация регулярно действующих се­минаров для учителей, работающих с одаренными детьми

Зам. директора по УВР

3.

Разработка и осуществление системы ма­териального и морального стимулирова­ния учителей, работающих с одаренными детьми

Директор школы.

Управляющий совет.



^

Методическое обеспечение


1

Разработка учебных и методических по­собий по работе с одаренными детьми

Зам. директора по УВР, руководители методических объединений

2.

Формирование автоматизированного (ком­пьютерного) банка олимпиадных заданий

Учителя информатики и ИКТ

3.

Разработка программ занятий в летних образовательно-оздоровительных лагерях

Творческая группа

4

Разработка методик исследовательской работы учащихся

Творческая группа

5

Разработка методик интеллектуальных и творческих форм проведения досуга

Зам. директора по ВР,

творческая группа

6

Разработка положений о различных фор­мах и видах интеллектуального, художественного творчест­ва учащихся.

Творческая группа



^

Пропаганда интеллектуального творчества





1.

Регулярные публикации в средствах массовой информации различного уровня

Творческая группа

2.

Издание сборников, отражающих результа­ты интеллектуального творчества учащихся

Учителя информатики и ИКТ

3.

Формирование системы материального поощрения интеллектуального творчества учащихся

Администрация школы








Похожие:

Муниципальное образовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа №3 Воронежской области Программа опытно-экспериментальной работы с одарёнными детьми Разработчики программы: Короткова Т. iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Павловская базовая начальная общеобразовательная школа Павловского муниципального района Воронежской области
В дальнейшем именуемое как Школа, сокращенное наименование моу павловская базовая нош
Муниципальное образовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа №3 Воронежской области Программа опытно-экспериментальной работы с одарёнными детьми Разработчики программы: Короткова Т. iconПрограмма классного коллектива
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Петровска Саратовской области
Муниципальное образовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа №3 Воронежской области Программа опытно-экспериментальной работы с одарёнными детьми Разработчики программы: Короткова Т. iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Павлово Заявка на участие в районной научно-практической конференции «Одиссея разума»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9
Муниципальное образовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа №3 Воронежской области Программа опытно-экспериментальной работы с одарёнными детьми Разработчики программы: Короткова Т. iconДоговор об оказании платных дополнительных образовательных услуг 20 г. Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
Муниципальное образовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа №3 Воронежской области Программа опытно-экспериментальной работы с одарёнными детьми Разработчики программы: Короткова Т. iconГородского округа Жуковский
Муниципальное образовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа (далее Школа) создано Постановлением Мэра города...
Муниципальное образовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа №3 Воронежской области Программа опытно-экспериментальной работы с одарёнными детьми Разработчики программы: Короткова Т. iconМуниципальное образовательное учреждение «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №6» Моркинского района Республики Марий Эл Исследовательская работа
Муниципальное образовательное учреждение «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №6»
Муниципальное образовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа №3 Воронежской области Программа опытно-экспериментальной работы с одарёнными детьми Разработчики программы: Короткова Т. iconПаспорт школы Муниципальное образовательное учреждение «Чернолученская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное образовательное учреждение «Чернолученская средняя общеобразовательная школа», 1983 год
Муниципальное образовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа №3 Воронежской области Программа опытно-экспериментальной работы с одарёнными детьми Разработчики программы: Короткова Т. iconПрограмма элективного курса
Муниципальное образовательное учреждение Соколовская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное образовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа №3 Воронежской области Программа опытно-экспериментальной работы с одарёнными детьми Разработчики программы: Короткова Т. iconКраткая информационная справка о школе муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Степное»
Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Степное» Энгельсского района Саратовской области...
Муниципальное образовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа №3 Воронежской области Программа опытно-экспериментальной работы с одарёнными детьми Разработчики программы: Короткова Т. iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение Лукояновская средняя общеобразовательная школа №1
Программы общеобразовательных учреждений. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова. Обучение грамоте. Программы и поурочно-тематическое...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы