Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования icon

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования



НазваниеПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
страница1/9
Дата конвертации16.11.2012
Размер1.54 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

 


 

 

Основная общеобразовательная программа

 

начального общего образования

 государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Башкирская республиканская гимназия-интернат №2 имени Ахметзаки Валиди

 

 

 

 

 

 


  Ишимбай- 2011


СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

Пояснительная записка






2.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования




3.

Учебный (образовательный) план





4.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования




5.

Программы отдельных предметов, курсов





6.

Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования




7.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни













8.


^ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования



 

 

 




  


1.
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 

Образовательная программа (далее ОП) начального общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Башкирская республиканская гимназия-интернат №2 имени Ахметзаки Валиди (далее ГБОУ БРГИ №2 им. А.Валиди) является основным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования на начальной ступени и разработана с учётом требований следующих нормативных документов:

ØЗакон РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992г. №3266-I (с изменениями и дополнениями  от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля 2009 г.)

ØПостановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»от 19 марта 2001 г. N 196(с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)

ØПостановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г. №44 о введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02»

ØФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

ØУстав ГБОУ БРГИ №2 им.а.Валиди

ØПравила внутреннего распорядка

 

ОП определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

ОП рассчитана на четыре года школьной жизни детей (6,5 – 11 лет). Именно на этой ступени образования создаются предпосылки для решения на последующих этапах школьного образования более сложных задач, связанных с обеспечением условий для развития сознания, способностей и личности школьника.

ОП отражает стратегию развития образования  и строится на следующих принципах:

·        ориентация школьного образования на достижение выпускниками                4 класса требований стандарта начального общего образования

·        реализация права каждого ребенка на качественное образование, с учетом его способностей, уровня развития, прилежания;

·        преемственность со ступенями дошкольного и основного общего образования.

^ Цель программы:

Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья (личностных, метапредметных, предметных).

^ Задачи программы:

·        сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;

·        развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка;

·        сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; дать им опыт осуществления различных видов деятельности;

·        создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;

·        помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной,  технологической);

·        дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.


Адресность ОП:

Условия комплек-тования класса

Требования

к состоянию здоровья

Процедура комплектования первого класса

I – IV группа здоровья

Дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в 1 класс.

 

 

 

ОП реализуется в режиме 5-дневной учебной недели. Занятия проводятся в 1 смену. Учебный год начинается 1 сентября. Его продолжительность в 1 классе составляет не менее 33 недель, в 2-4 классах – не менее 34 недель. Продолжительность каникул: в течение учебного года не менее 30 календарных дней, 1 четверть – 10 дней, 2 четверть – 13 дней, 3 четверть - 7 дней (для учащихся 1 класса дополнительная неделя каникул), летом – не менее 8 календарных недель.

^ Режим уроков и перемен:

 

Начало урока

Конец урока

1 урок

8.30

9.15

Перемена

9.20

9.30

2 урок

9.30

10.15

Перемена

10.15

10.35

3 урок

10.35

11.20

Перемена

11.20

11.40

4 урок

11.40

12.25

Перемена

12.25

12.30

5 урок

12.30

13.15

В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к условиям гимназии-интерната обучение первоклассников организовано с соблюдением ряда особенностей.

Домашние задания даются со 2 класса (согласно п.2.9.19 СанПиН 2.4.2.1178-02).

В процессе реализации ОП осуществляется медицинское обслуживание учащихся.

Материально-техническая база гимназии-интерната обеспечивает реализацию Государственных требований Федерального компонента общего начального образования и соответствует действующим санитарно-гигиеническим нормам. В гимназии-интернате обеспечивается образовательная среда, адекватная развитию школьника: эстетически оформленные учебные классы начальной школы, компьютер со свободным доступом в сеть Интернет.

Обобщенным результатом общего образования 1 ступени является «Портрет выпускника начальной школы».

 

 

2.    ^ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

^ Планируемые результаты:

• обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или

иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

В структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания:

- Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.

- Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы).

- Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

• междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности учащихся»;

•  программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура», «Башкирский язык», «Башкирская литература».

3.    ^ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН

 

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание начального общего образования  обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих возрастным особенностям младших школьников.

^ Учебный (образовательный) план:

- составлен на основании Государственных требований и примерного учебного плана;

- определяет график учебного процесса, перечень, объемы, последовательность изучения дисциплин, виды учебных занятий, формы промежуточной и виды итоговой аттестации;

- предназначен для начального общего образования;

- структура и содержание обусловлены преемственностью в системе непрерывного образования.

В содержании учебного (образовательного) плана учтены современные закономерности педагогического процесса, что обеспечивает качественно новый уровень подготовки выпускника.

В целях оптимизации учебной нагрузки региональным базисным учебным (образовательным) планом нормативно устанавливается пятидневная учебная неделя.

Предметы федерального компонента изучаются в полном объеме.

Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2 класса.

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.

Инвариантная часть учебного (образовательного) плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Изучение русского языка и башкирского языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному и русскому языкам, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

       Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.

           Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.

Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему селу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т.е. основам безопасности жизнедеятельности.

Изучение предметов эстетического цикла (изобразительное искусство и музыка) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный предмет «Изобразительное искусство» можно изучать отдельно или в качестве интегрированного предмета «Художественный труд».

 Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.

Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Раздел «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Внеурочная деятельность предполагает широкий по содержанию и формам набор видов деятельности, который является обязательным для всех обучающихся. Сюда относится внеурочная деятельность по направлениям, обозначенным в учебном (образовательном) плане школы, система праздников и тематических мероприятий. Традиционными, относящимися к инвариантному минимуму, являются праздники «Прощания с начальной школой», встречи Нового года, а также тематические мероприятия, приуроченные ко Дню Матери, Дню Победы и т.д. За счет указанных в учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.

.

^ Сетка учебного (образовательного) плана ГБОУ БРГИ №2 им.А.Валиди

^ Инвариантная часть

учебные предметы

                                 классы

Количество часов в неделю

Всего

               I

                II

III

IV

Русский язык

2

4

3

4

13

Литературное чтение

2

2

2

2

8

Иностранный язык



2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Трудовое обучение

1

1

1

1

4

Физическая культура

3

3

3

3

12




Башкирский язык

3

3

4

3

13

Литературное чтение (баш)

2

2

2

2

8




Культура










0/1

0/1

Итого

21

25

25

25,5

96,5

Школьный компонент

-

1

1

0,5

2,5

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

21

25

25

25

95

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)

10

10

10

10

40

Всего к финансированию

 

31

35

35

35

135


^ Внеурочная деятельность



Направления

Классы

I

II

III

IV

всего

Спортивно-оздоровительное (кружки)

2

2

2

2

8

Музыкальное (кружки)

2

2

2

2

8

Образовательное (предметные кружки)

1

1

1

1

4

Проектная деятельность

1

1

1

1

4

Патриотическое

1

1

1

1

4

Общественно-полезная деятельность

1

1

1

1

4

Хореографическое (кружки)                                                                                                          Итого:

2


10

2


10

2


10

2


10

8


40
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Похожие:

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
Цель программы: создать условия для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся через образовательную...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПротокол №1 от «28»
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconДокументы
1. /2.1 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconII. содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования зсош
Цель программы: обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования пояснительная записка
Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы