Урок по теме : «Орфография» Форма проведения : урок путешествие /Урок путешествие в страну «Орфография» icon

Урок по теме : «Орфография» Форма проведения : урок путешествие /Урок путешествие в страну «Орфография»



НазваниеУрок по теме : «Орфография» Форма проведения : урок путешествие /Урок путешествие в страну «Орфография»
Дата конвертации30.11.2012
Размер69.73 Kb.
ТипУрок

План – конспект

открытого урока по русскому языку использованием

тестовых технологий в 5 «Б» классе

Учитель Хрусталькина Валентина Федоровна


Обобщающий урок по теме: «Орфография»

Форма проведения: урок – путешествие /Урок – путешествие в страну «Орфография»/

Цели урока: повторить, обобщить, систематизировать теоретические и практические сведения по разделу лингвистики «Орфография»

Задачи: формировать умение обобщать, делать выводы, систематизировать; способствовать развитию творческих способностей учащихся; развивать речевые навыки; прививать интерес к изучению русского языка, любовь к русскому слову.

^ Формы работы на уроке: самостоятельная работа, фронтальная работа, словарная и лексическая работа, самопроверка, взаимопроверка, работа с учебником.

Тип урока: урок повторения и систематизация изученного материала.

^ Методы урока: наглядный, словесный, поисковый, исследовательский.

Оборудование: мультимедийная установка, словари, сигнальные карточки, тесты.


^ Ход урока:

Оргмомент, объявление темы и целей урока.

Эпиграф к уроку: «Орфография слова – это его биография»

В. П. Шереметевский

1.Слово учителя:

Много на свете разных стран. Но ту страну, в которую мы сегодня отправимся, вы не найдете на карте, хотя с её жителями мы встречаемся на каждом уроке. Она называется Орфография. Это самая далекая и загадочная страна, которая расположена между двумя океанами: океаном знаний и океаном Умений.

- Ребята! А как зовут жителей этой волшебной страны? – орфограммы. Конечно, в течение одного урока мы не сможем побывать в гостях у всех орфограмм. Мы навести только некоторые, которые изучали в разделе «Морфемика. Орфография».

2. Обращение к эпиграфу.

- Прочитайте слова В.П. Шереметевского. Как вы их понимаете?

-Запишите эпиграф нашего урока, оформив его как предложение с прямой речью.

-Постройте схему предложения.

3. Совместная работа.

Систематизация знаний, умений и навыков по теме:

По толковому словарю Ожегова определить лексическое значение слова «биография» и объяснить высказывание ученого.

Повторение теории по теме: что изучает «Орфография»?

Итак, мы у ворот, которые ведут в страну Орфографию. Но как туда войти? Ведь вход охраняют 5. Вместе с нами к воротам подошёл Петя Ошибкин.


-Войти никак нельзя туда,

Коль не приложишь ты труда.

Там корни у ворот стоят,

Сомкнувшись тесно-тесно в ряд

И говорят все вместе Пете:

«зачем пришёл к воротам этим?»

Им Петя вежливо сказал, что

Познакомиться желал:

Чередованье А и О

В корнях замучили его.

-ребята, давайте поможем Пете: расскажем о правописании корней –лаг- -лож-

-кас- -кос-

-раст- -ращ-

И выполним следующее задание:

- по лексическому значению узнаем слово, запишем его, обозначив корень, и выделим орфограмму.

^ 1.масло, добываемое из растений/растительное

2.слегка дотронуться, до чего-нибудь/прикоснуться

3.частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место/заросли

4.число, которое складывается с другим с помощью слоения/слагаемое

^ 5.добавление к чему-нибудь, например, к журналу/приложение.

6.в математике: прямая, имеющая общие точки с кривой, но не пересекающая её/касательная/

-как называются корни в записанных вами словах

-что надо знать, чтобы не ошибиться в написании таких корней.

Ребята, спасибо за хорошее объяснение!

Я думаю Петя понял , как писать эти корни.

Наше путешествие продолжается.


4.Скажите, ребята, скажите, существуют ли такие случаи, когда безграмотное письмо затрудняло общение между людьми./ответ ученика /

-Проверить правильность написания слова вы можете по орфографическому словарю.

А сейчас послушаем диалог, который подготовили ребята:

-Дай мне книгу, я спишу стихотворение.

-Хорошо, только смотри, спеши.

-Хорошо, спишу

-Да нет, спеши!

-Вот чудак! Я же для того и беру книгу, чтобы списать.

Выясним, почему ребята не поняли друг друга?

Запишите в тетрадях, выделите корень

Спешу домой - спишу песню

-Как называются такие слова /омофоны/

Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова?

5. -Выписать из шутливого стихотворения Тимофеенко по 2 словосочетания, подобрать к ним проверочные слова.:

Шарик рану зализал, с костью в будку залезал.

Он от холода дрожал, маму воем раздражал

Я ружьишко зарядил и морковку проредил.

Вышел в сад и увидал, как кустарник увядал

О пощаде умоляли, но опасность умаляли

Кот под снегом посидел и мгновенно поседел. (слайд)


Проверь внимательно мой друг:

В словах есть безударный звук.

Кто смог слова все написать

Поставит пусть в тетради 5.


^ 6. Проверка дом. задания – тесты с изученными орфограммами.

7.продолжаем наше путешествие по орфографическому государству.

Загадки с орфограммой – непроизносимые согласные в корне слова.

а) День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг.

Прекратится этот стук. (Сердце-сердечко)

б) Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (Солнце - солнечный)

в) Деревянная дорога

Вверх идёт отлого

Что ни шаг,

То овраг. (Лестница)

-Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Мы родственное слово должны так подобрать, чтоб эль, и тэ, и дэ, и вэ в них четко услыхать.

Продолжаем работать с тестами.

Вставим согласные, объясним.

^ 8.Здоровьесберегающая пауза. Разминка.

9.Письмо по памяти.

Сочетания ча и ща –

В словах пища и свеча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать,

Потому что ча и ща

Пишут только с буквой –

Я грамотно писать хочу,-

Слова на чу и щу учу:

Чулки и чудо, и чугун,

Чудак и щука, и ворчун,

Ищу, пишу, верчу, тащу

Я с У пишу и чу, и щу

Слова жюри, брошюра, парашют

В дружбе с буквой Ю живут.

- Запишите по 2 слова с орфограммой на ча-ща/чу-щу, которые услышали в этом стихотворении, слова- исключения запомнили.

10. Работа с сигнальными карточками.

Я правила в школе учить начинаю,

Теперь очень твердо, уверенно знаю:

Жи-ши пишем с И

Ча-ща пишем с А

-щуренок, пружина, чудесный, машина, улан и задача, снежинка, удача.

- Молодцы! Все справились.

11. А сейчас время игры «Собери слово»

В предложении: «Это был беспокойный малыш» найти прилагательное и выделить приставку.

Из глагола взять корень: Матросы не страшатся шторма.

Добавить суффикс прилагательного: отважный

Добавить окончание прилагательного из предложения: Смелый моряк отправился в путь.

Какое слово получилось? (бесстрашный)

- Определите часть речи этого слова и выделить в нем известные вам морфемы.

- Подсчитайте количество букв и звуков? Правильно! Замечательно все справились с заданием.

12. Молчаливый Ъ

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам.

Его учить придется вам:

Хотите - не хотите,

Стоит он в алфавите!

Я читаю рифмовку, а вы пишите только Ъ и Ь

Объявил, полозья, съезд

Объяснил, объедки, съест

Обезьяна, льёт, подъезд

Вьюга, вьюн, семья, разъезд.

/ъ,ь.ъ,ъ,ъ,ъ,ь,ь,ъ,ь,ь,ь,ъ/


- Что нужно помнить, когда вы встречаете данные орфограммы?

Проверим лингвистические знания. На партах распечатка с заданием:

Цифрами обозначить названия разделов лингвистики, науки о языке.


Путешествие подошло к концу.

Будем подводить итоги.

- Что такое орфограммы и для чего нужно научиться замечать их в словах?

Русский язык богат и щедр, и мы должны уметь пользоваться его богатством.

Раздел «Орфография» помогает нам делать нашу письменную и устную речь грамотной и выразительной

. Хороший совет вместе с автором стихотворения.

«Серьёзный разговор» даст нам Соня /читает стих/

Надеюсь, знания, полученные на уроке, помогут вам в дальнейшем изучении русского языка.

Домашнее задание: Обратимся вновь к эпиграфу урока. Ребята группы А письменно доказывают справедливость высказывания Шереметевского. Ребята группы Б сочиняют рассказ об одной из орфограмм.

Оценки за урок: Многие из вас прекрасно работали не только на уроке, но и дома, выполняя задание по составлению тестов.



Похожие:

Урок по теме : «Орфография» Форма проведения : урок путешествие /Урок путешествие в страну «Орфография» iconУрок английского языка в 7-8 классах " The World Around Us" (урок-путешествие) Задачи: Повторить лексику по теме «Путешествие»
Оснащение: Магнитофон, запись песни «Yellow Submarine», текст песни, карточки с заданиями, маршрутная карта, открытки и фотографии...
Урок по теме : «Орфография» Форма проведения : урок путешествие /Урок путешествие в страну «Орфография» iconУрок математики в 5 классе Урок-путешествие по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Урок по теме : «Орфография» Форма проведения : урок путешествие /Урок путешествие в страну «Орфография» iconУрок по окружающему миру. ( Умк «Школа России», автор: Плешаков А. А, 3 класс) Урок проводится с поддержкой иип «км-школа»
Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в страну Здоровья. А тему урока вы узнаете, если разгадаете кроссворд. (Слайд 3)
Урок по теме : «Орфография» Форма проведения : урок путешествие /Урок путешествие в страну «Орфография» iconУрока : «Путешествие по всемирной паутине» Тип урока : закрепление Форма урока : урок путешествие
Охватывает множество компьютеров, расположенных в разных уголках земного шара, наподобие паутины
Урок по теме : «Орфография» Форма проведения : урок путешествие /Урок путешествие в страну «Орфография» iconУрок-путешествие в 3 классе тема урока: Обобщение знаний о местоимении. Цели урока Углубить знания учащихся о местоимении
Сообщение целей урока. Отправляемся в путешествие в страну Местоимению. Узнав об этом, королева страны прислала письмо
Урок по теме : «Орфография» Форма проведения : урок путешествие /Урок путешествие в страну «Орфография» icon5 класс Урок-повторение по теме «Обыкновенные дроби» Сказочное путешествие в страну «Дроби»
События происходят в некотором царстве (школа), в некотором государстве (кабинет). В этих событиях принимают участие
Урок по теме : «Орфография» Форма проведения : урок путешествие /Урок путешествие в страну «Орфография» iconКалендарно тематическое планирование по обществознанию (по программе А. И. Кравченко) 10 класс
Учебный комплекс «Путешествие в страну Политика», урок 2 (объяснение нового материала)
Урок по теме : «Орфография» Форма проведения : урок путешествие /Урок путешествие в страну «Орфография» iconРасписание уроков физической культуры в бассейне День недели Учитель 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок 6 урок Понедельник

Урок по теме : «Орфография» Форма проведения : урок путешествие /Урок путешествие в страну «Орфография» iconУрок квн «Путешествие в волшебную страну» по книге А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
«Путешествие в волшебную страну» по книге А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
Урок по теме : «Орфография» Форма проведения : урок путешествие /Урок путешествие в страну «Орфография» iconУрок математики в 2-м классе "Путешествие в космос"
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация “Путешествие в космос”, фигуры Пифагора у каждого ученика
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы