Оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий icon

Оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий



НазваниеОперативно-розыскных мероприятий и следственных действий
Дата конвертации12.09.2012
Размер195.27 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Генеральная прокуратура Российской Федерации

КОНТРОЛЬ И ЗАПИСЬ ПЕРЕГОВОРОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

(научно-методические рекомендации по применению УПК РФ и Феде­рального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»)


Москва 2002


Контроль и запись переговоров при осуществлении оператив­но-розыскных мероприятий и следственных действии -М., 2002. 20с. (НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, 2002г.)


Научно-методические рекомендации подготовлены главным научным сотрудником НИИ при Генеральной прокуратуре Рос­сийской Федерации, доктором юридических наук М.Е. Токаревой и заместителем начальника Управления методического обеспече­ния Генеральной прокуратуры Российской Федерации государ­ственным советником юстиции 2 класса А.П. Коротковым.


В современных условиях борьбы с преступностью, и прежде всего ее организованными формами, в деятельности правоохрани­тельных органов по обнаружению, пресечению, предупреждению преступлений, установлению и изобличению лиц, участвующих в их подготовке и реализации, все большее значение приобретает ис­пользование таких мер, как контроль и запись переговоров. Эти ме­ры могут применяться при проведении уполномоченными на то ор­ганами оперативно-розыскных мероприятии (ОРМ): прослушивания телефонных переговоров и снятия информации с технических кана­лов связи, а также в рамках уголовно-процессуальной деятельности следователя. Поскольку они ограничивают конституционное право человека и гражданина на тайну переписки, телефонных перегово­ров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, федеральное зако­нодательство строго регламентирует порядок их применения.

Названные оперативно-розыскные меры предусмотрены п. 10 и 11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной дея­тельности» (далее - Федерального закона об ОРД). Основания и по­рядок проведения этих ОРМ регулируются ст. 5, ч. 3 - 9 ч. 3-9 ст. 6, ст. 7, 8 Федерального закона об ОРД в редакции Федерального зако­на «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодатель­ные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав чело­века и основных свобод от 21 февраля 2001». Тем же Законом в УПК РСФСР включена дополнительная ст. 174 1 «Контроль и за­пись переговоров», впервые предусмотревшая производство таковых в качестве следственного действия при предварительном расследо­вании преступлений. Практически в той же формулировке она включена в У ПК РФ (ст. 186).

В настоящее время накоплен определенный опыт использова­ния результатов прослушивания телефонных переговоров в порядке соответствующих ОРМ по уголовным делам об убийствах, о похи­щениях людей, взяточничестве и других тяжких и особо тяжких пре­ступлениях.
Однако чаще полученные при прослушивании сведения используются следователями в качестве ориентирующей информа­ции для выдвижения версий, производства отдельных следственных действий и неоправданно редко - непосредственно в доказывапии. При этом имеют место случаи, когда доказательства, полученные с использованием результатов ОРМ, признаются судом не имеющими юридической силы в связи с допущенными нарушениями закона: не­своевременным получением решения суда о проведении ОРМ, несо­блюдением порядка записей переговоров, хранения, представления следователю их носителей.

Контроль и запись переговоров в порядке производства соот­ветствующего следственного действия пока еще применяются край­не редко. Такая практика только начинает складываться.

Необходимым условием допустимости использования в уго­ловном деле результатов прослушивания телефонных и иных пере­говоров, проведенного при . осуществлении как оперативно-розыскной деятельности, так и следственного действия, является строгое исполнение требований закона об основаниях и о порядке его производства.

Согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ ограничение права чело­века и гражданина на тайну телефонных переговоров, а также тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. С учетом этого соответст­вующие требования включены в Федеральный закон об ОРД и в УПКРФ.

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона об ОРД в случаях, которые не терпят отлагательства н могут привести к со- вершению тяжкого либо особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу госу­дарственной, военной, экономической или экологической безопас­ности РФ, прослушивание телефонных переговоров, как и некото­рые другие ОРМ, ограничивающие конституционные права граж­дан, могут быть проведены на основании мотивированного поста­новления органа, осуществляющего ОРД, с обязательным после­дующим уведомлением суда (судьи) в течение 24-х часов. Не позд­нее 48 часов с момента начала прослушивания должно быть получе­но разрешение суда на его проведение.

Необходимо иметь в виду, что и в той ситуации, когда про­слушивание прекращается до истечения этого срока, орган, осущест­вляющий данное оперативно-розыскное мероприятие, обязан напра­вить в суд соответствующее уведомление и получить решение суда, подтверждающее правомочность проведения ОРМ. В противном случае результаты ОРМ не могут быть использованы в качестве ос­нования для принятия уголовно-процессуальных решений и в доказывании по уголовному делу. Предусмотренная Законом максималь­ная продолжительность прослушивания не может превышать шести месяцев.

Согласно действующему законодательству прослушивание те­лефонных переговоров до возбуждения уголовного дела допускается только в рамках оперативно-розыскной деятельности. В случае воз­буждения уголовного дела в отношении лица, телефонные перегово­ры которого прослушиваются в соответствии с Федеральным зако­ном об ОРД фонограмма и бумажный носитель записи переговоров согласно ч. 5 ст. 8 этого Закона передаются следователю, как там сказано, «для приобщения к уголовному делу в качестве веществен­ного доказательства». Однако прежде, чем это будет сделано, указанные предметы должны быть осмотрены следователем в порядке, установленном ст. 177 и ч. 7 ст. 186 УПК РФ, и оценены с позиций их относимости и допустимости (ст. 74, 75 УПК РФ).

Если уголовное дело возбуждено органом дознания, последний параллельно с производством по нему неотложных следственных действии вправе самостоятельно продолжать проведение оператив­но-розыскных мероприятий, включая прослушивание телефонных переговоров. Однако после направления уголовного дела прокурору для его передачи следователю орган дознания может производить по нему следственные действия н оперативно-розыскные меро­приятия только по поручению следователя. Это относится и к про­слушиванию телефонных переговоров. Исключение составляют слу­чаи, когда по делу не обнаружено лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности п качестве подозреваемого или обвиняе­мого, и на орган дознания возложена обязанность принятия розыск­ных и оперативно-розыскных действий (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Таким образом, по уголовному делу, находящемуся в произ­водстве следователя, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе производить прослушивание теле­фонных и иных переговоров в порядке, предусмотренном Федераль­ным законом об ОРД, только в двух случаях: 1) когда по делу не об­наружено лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответствен­ности в качестве подозреваемого или обвиняемого; 2) при выполне­нии указания прокурора и поручения следователя о производстве оперативно-розыскных действий. При этом прокурор и следователь ставят перед указанными органами задачу, которую они должны ре­шить, а выбор конкретных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе прослушивания телефонных переговоров, с помощью ко­торых эта задача должна решаться, входит в исключительную компетенцию оперативно-розыскных подразделений соответствующих органов.

Если следователь считает необходимым провести прослуши­вание, он делает это в порядке, предусмотренном ст. 186 УПК РФ. По общему правилу после принятия следователем уголовного дела к своему производству контроль и запись телефонных и иных перего­воров должны производиться именно таким образом.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона об ОРД (в ре­дакции от 21 февраля 2001 г.) прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступле­ний, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указан­ных преступлениях. При этом до возбуждения уголовного дела фо­нограммы, полученные в результате прослушивания, должны хра­ниться в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами, а после возбуждения дела, как уже упоминалось выше, - передаваться сле­дователю.

Представление результатов ОРМ, связанных с прослушивани­ем телефонных и иных переговоров, органу дознания, следователю или в суд осуществляется согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона об ОРД на основании постановления руководителя органа, осущест­вляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нор­мативными актами. Таковым является Инструкция о порядке пред­ставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору и в суд, утвержденная совмест­ным приказом руководителей ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. № 176 /226/ 336/ 201/ 286/ 410/ 56, согласованная с Генеральной прокуратурой РФ и зарегистрированная Министерством юс­тиции РФ 3 сентября 1998 г., регистрационный номер № 1603.

В соответствии с п. 10 Инструкции представление результатов ОРД включает в себя: а) вынесение руководителем органа, осущест­вляющего ОРД, постановления о представлении этих результатов; б) при необходимости - постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну; в) оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов соответствующему должностному лицу или ор­гану. В постановлении должны быть подробно перечислены подле­жащие направлению конкретные предметы (применительно к про­слушиванию переговоров - фонограммы, бумажные носители их за­писи), указано когда, кем, на основании каких документов проведе­но прослушивание, когда, кем выносилось судебное решение о его проведении. Требования к содержанию постановления и мерам по защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, а также безо­пасности непосредственных участников ОРМ сформулированы в п. 12-16 Инструкции. Постановление согласно Инструкции подготав­ливается в одном экземпляре и приобщается к делу оперативного учета или номенклатурному делу.

В орган дознания, следователю, прокурору, в суд результаты ОРД предписано представлять в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) или подлинников соответствую­щих оперативно-служебных документов. Инструкция допускает также представление полученных результатов в копиях, «в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводитель­ных документах (протоколах)».

Однако эти положения Инструкции не соответствуют дейст­вующему Закону. Прокурорам и следователям необходимо строго следить за исполнением предписаний новой (от 21 февраля 2001 г.) редакции ст. 5 и 8 Федерального закона об ОРД о порядке хранения фонограмм телефонных и иных переговоров, их обязательной пере­даче следователю в случае возбуждения уголовного дела. Из текста ст. 8 видно, что передаче подлежат подлинные фонограмма и бу­мажный носитель записи переговоров, а не их копии, что является одним из обязательных условий использования результатов рассмат­риваемого ОРМ в доказывании по уголовному делу. При этом важ­но, чтобы фонограмма и бумажный носитель записи переговоров полностью, а не выборочно были представлены следователю, так как именно он, ознакомившись с содержанием, должен оценить их зна­чимость для уголовного дела.

О соответствии с п. 18 Инструкции следователю должна быть представлена также подтвержденная необходимыми оперативно-служебными документами информация о времени, месте, об обстоя­тельствах, о технических средствах, типе носителя записи, что необ­ходимо для ее последующего качественного прослушивания и воз­можного проведения экспертного исследования.

При подготовке к представлению следователю и другим долж­ностным лицам фонограммы и бумажного носителя записи перего­воров орган, осуществляющий ОРД, в соответствии с п. 19 Инструк­ции обязан принять необходимые меры по их сохранности и целост­ности при пересылке адресату: защите от деформации, размагничи­вания и проч. Фонограмма должна быть упакована по правилам упаковки вещественных доказательств с печатью органа, ее предста­вившего, и подписью должностного лица.

Необходимым условием использования результатов прослу­шивания оперативными работниками телефонных и иных перегово­ров в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела и в доказывании является факт проведения данного ОРМ по поста­новлению начальника органа и решению суда. Поэтому к уголовно­му делу должны быть приобщены постановление соответствующего органа о возбуждении перед судом ходатайства о проведении про­слушивания и постановление судьи, разрешающее прослушивание. Если прослушивание проводилось по правилам, предусмотренным ч. 3 ст. 8 Федерального закона об ОРД, к делу должна быть приобщена также копия уведомления п суд о начатом прослушивании с указа­нием времени начала ОРМ и получения судом уведомления.

При возбуждении но результатам рассматриваемого ОРМ уго­ловного дела поводом для принятия этого процессуального решения в соответствии со ст. 140 и 143 У ПК РФ служит рапорт должностно­го лица оперативно-розыскного подразделения, осуществляющего прослушивание и обнаружившего при этом признаки преступления. К рапорту должны быть приложены фонограмма и бумажный носи­тель записи переговоров, содержащие сведения о признаках престу­пления. Все это подлежит приобщению к материалам уголовного де­ла.

Согласно ч. 1 ст. 146 УПК РФ при наличии повода и основа­ния, предусмотренного ст. 140 того же Кодекса, уголовное дело о любом преступлении, в том числе тяжком и особо тяжком, предвари­тельное расследование по которому осуществляет следователь, впра­ве возбудить наряду с прокурором следователь и дознаватель - оба с согласия прокурора. Однако с учетом предписаний ч.2 ст. 41 УПК РФ о запрете возложения полномочии по проведению дознания на «лицо, которое проводило или проводит оперативно-розыскные ме­роприятия по данному уголовному делу» сотрудник оперативно-розыскного подразделения, проводивший прослушивание перегово­ров, не вправе сам возбудить уголовное дело, а представляет резуль­таты ОРМ со своим рапортом начальнику органа дознания, прокуро­ру или следователю для решения вопроса о возбуждении или об от­казе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче представлен­ного материала по подследственности в соответствии со ст. 145 УПК РФ.

В процессе предварительного следствия проведенного в порядке ОРМ результаты прослушивания телефонных и иных переговоров могут быть использованы по уголовному делу в качестве ори­ентирующей информации при выдвижении версий, выборе методики расследования, тактики проведения допроса и других следственных действий, а также в качестве основания производства следственных действий и непосредственно в доказывании. В двух последних слу­чаях, в отличие от первого, их приобщение к уголовному делу явля­ется обязательным.

Предварительно в порядке, предусмотренном ст. 177, ч. 7 ст. 186 УПК РФ, следователь с участием понятых производит осмотр представленных оперативно-розыскными подразделениями предме­тов (фонограмм и бумажных носителей записи переговоров), а также документов, подтверждающих законность проведения ОРМ, указы­вающих на то, кем, какие телефоны прослушивались, кому они при­надлежат, время, место, условия прослушивания, какие технические средства при этом использовались и проч. В процессе осмотра осу­ществляется прослушивание фонограммы, что обязательно отражается в протоколе этого следственного действия с описанием техни­ческих средств, с помощью которых оно производилось.

Статья 89 УПК РФ запрещает использовать н процессе доказывания результаты ОРД, не отвечающие требованиям, предъявляемым этим Кодексом к доказательствам. Они должны быть проверены и оценены следователем по правилам ст. 87, 88 УПК РФ. Для уточне­ния обстоятельств, при которых проводилось прослушивание, может быть допрошено осуществлявшее эти действия должностное лицо.

При необходимости установления подлинности фонограммы, отсутствия на ней признаков монтажа, выборочной фиксации, уста­новления лиц, речь которых записана, и других, имеющих значение по уголовному делу данных, она должна быть подвергнута фоноскопическому экспертному исследованию. Рекомендации по этому во­просу можно найти в специальной методической литературе (см. Приложение).

С включением в уголовно-процессуальное законодательство нового следственного действия «контроль и запись переговоров» возможности своевременного назначения и использования по уго­ловному делу результатов прослушивания телефонных и иных пере­говоров возросли. Реализуя предоставленные ему ст. 186 УПК РФ полномочия, следователь при наличии установленных законом осно­ваний по собственной инициативе решает вопрос о возбуждении пе­ред судом ходатайства о проведении контроля записи переговоров интересующих его лиц. Получив положительное решение суда, он направляет постановление о производстве контроля и записи перего­воров в соответствующий орган для исполнения и вправе в любое время истребовать из этого органа фонограмму для осмотра и про­слушивания.

В ст. 186 УПК РФ детально регламентированы основания и порядок производства данного следственного действия. Характерно то, что основные требования к контролю и прослушиванию переговоров в виде следственного действия и рассмотренного выше оперативно-розыскного мероприятия совпадают. В обоих случаях такие действия допускаются только по делам о тяжких и об особо тяжких преступлениях на основании судебного решения.

Кроме того, ч. 2 ст. 186 У ПК РФ содержит положение, соглас­но которому при наличии угрозы совершения насилия, вымогатель­ства и других преступных действий в отношении потерпевшего, сви­детеля или их близких родственников, а также близких лиц контроль и запись переговоров в виде следственного действия допускаются по их письменному заявлению без решения суда, а при отсутствии тако­го заявления - по решению суда.

Подобное основание для прослушивания переговоров содер­жится и в ч. 4 ст. 8 Федерального закона об ОРД, регламентирую­щей условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. Од­нако там речь идет не об участниках уголовного процесса, их родственниках и близких, а о любых лицах в случае возникновения уг­розы их жизни, здоровью, собственности. При этом прослушивание,, разрешается только по письменному заявлению этих лиц либо с их согласия в письменной форме на основании постановления, утвер­жденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обяза­тельным уведомлением суда (судьи) в течение 48 часов.

Максимальный срок контроля и записи телефонных и иных переговоров в виде следственного действия, как и при проведении ОРМ, не может превышать шести месяцев. Если необходимость в данной мере отпадет раньше, ее применение прекращается по поста­новлению следователя. Не допускается проведение контроля и запи­си переговоров в порядке ст. 186 УПК РФ после окончания предва­рительного следствия по уголовному делу.

Поскольку в ст. 186 УПК РФ говорится о контроле и записи «переговоров», возникает вопрос, допустимы ли в качестве следст­венного действия контроль и запись информации, передаваемой не посредством речи, а с помощью других способов электрической свя­зи: телексных, факсимильных каналов передачи данных, компью­терных сетей1, используемых преступниками. Ответ на него дает ч. 1 ст. 13 УПК РФ, где в перечне прав гражданина, ограничение которых в уголовном процессе допускается на основании судебного решения, наряду с тайной телефонных и иных переговоров, указана тайна поч­товых, телеграфных и иных сообщении. С учетом сказанного исполь­зуемый в ст. 186 УПК РФ термин «переговоры» следует понимать как сообщения, осуществляемые посредством не только речи, но и иных вышеуказанных способов передачи информации.

В ст. 186 УПК РФ детально регламентированы основания, по­рядок проведения следователем контроля и записи переговоров, тре­бования к протоколу осмотра фонограммы и ее приобщения и пол­ном объеме к уголовному делу в качестве вещественного доказатель­ства, а также к условиям ее хранения, исключающим возможность прослушивания и тиражирования посторонними лицами и обеспечи­вающим ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

При необходимости к осмотру фонограммы кроме понятых могут быть привлечены специалист, а также лица, чьи телефонные и иные переговоры записаны. С учетом важности для использования фонограммы в доказывании в ч, 7 ст. 186 УПК РФ особо оговорено, что в протоколе осмотра должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу.

Нарушение предписаний ст. 186 УПК РФ согласно ст. 75 того же Кодекса может привести к признанию фонограммы недопусти­мым доказательством.

Надо иметь в виду, что вещественное доказательство - фоно­грамма, полученная следователем в процессе контроля и записи переговоров, при расследовании подлежит и проверке и оценке по пра­вилам гл. 11 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности. Лишь с учетом этих условий она может быть вклю­чена следователем в обвинительное заключение в числе доказа­тельств, подтверждающих событие преступления, виновность обви­няемых и другие подлежащие доказывайте обстоятельства.

Наряду с этим результаты данного следственного действия могут быть использованы в качестве основания для возбуждения но­вого уголовного дела, например, по факту насильственных действий в отношении потерпевшего и других лиц, уничтожения их имущест­ва и проч., для производства дополнительных следственных дейст­вий: осмотров, обысков, допросов свидетелей и др.

Прокурорский надзор за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, связанных с прослушиванием телефонных переговоров и снятием информации с технических ка­налов связи, осуществляют уполномоченные прокуроры с соблюде­нием требований приказа Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 25 апреля 2000 г. № 56. Используя пре­доставленные законом права, уполномоченный прокурор должен ор­ганизовать свою работу так, чтобы своевременно получать инфор­мацию о каждом случае проведения поднадзорными оперативно-розыскными подразделениями упомянутых оперативно-розыскных мероприятии и держать их вплоть до завершения под личным кон­тролем.

Путем ознакомления с подлинными оперативно-служебными документами, опроса должностных лиц оперативно-розыскных под­разделении, использования иных своих полномочий прокурор про­веряет соблюдение предписании ст. 8 Федерального закона об ОРД о порядке и сроках проведения ОРМ, наличии соответствующих по­становлении начальника органа, осуществляющего ОРД, судьи, уве­домления суда о начатом без его согласия прослушивании и проч. В случае возбуждения уголовного дела особого внимания прокурора требует наряду с этим своевременность и полнота представления ре­зультатов ОРМ, включая подлинные фонограммы и бумажные носи­тели записи переговоров, следователю.

Прокурорам необходимо принимать строгие меры реагирова­ния на нарушения закона, вытекающие из сложившейся в последние годы практики ограниченного информирования следователей о ре­зультатах ОРД по находившимся в их производстве уголовным де­лам. При опросе в ходе специального изучения 114-ти следователей, проходивших в 2001 г. обучение в Санкт-Петербургском институте повышения квалификации прокурорско-следственных работников, выяснилось, что по общему правилу представление им результатов ОРМ, в том числе прослушивания телефонных переговоров, осуще­ствляется без передачи подлинных документов и носителей записи -лишь в виде справок-меморандумов, к тому же далеко не по всем де­лам. Только четвертой части следователей представлялись поста­новления начальников органов, осуществляющих ОРД, о возбужде­нии перед судом ходатайств по поводу прослушивания телефонных переговоров и других оперативно-розыскных мероприятий, требующих решения суда, примерно трети - соответствующие поста­новления судей. Не случайно, по изученным в одной из межрайон­ных прокуратур г. Москвы 118-ти уголовным делам об умышленных убийствах, совершенных в условиях неочевидности, только в двух случаях были использованы результаты прослушивавшихся опера­тивно-розыскными подразделениями телефонных переговоров, - и то лишь при допросе свидетелей.

Необходимо иметь в виду, что и прокурор, и следователь впра­ве поручить органу дознания производство следственного действия, заключающегося в контроле и записи переговоров (ст. 186 УПК РФ). Однако при даче указаний и поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий они не могут требовать от органов, осуще­ствляющих ОРД, проведения конкретного ОРМ, в том числе прослушивания телефонных переговоров, снятия информации с технических каналов связи. В адресованных этим органам указании про­курора и поручении следователя ставится задача, которую они должны решить силами и средствами оперативно-розыскной дея­тельности: установить лицо, совершившее преступление, место его нахождения и проч. Там же могут быть высказаны предложения о проведении конкретных ОРМ с обоснованием, вытекающим из мате­риалов уголовного дела. Для органа, осуществляющего ОРД, дан­ные предложения носят рекомендательный характер. Выбор вида оперативно-розыскных мероприятий для решения поставленной задачи по закону принадлежит им.

Актами прокурорского реагирования на нарушения закона ор­ганами, осуществляющими ОРД, при прослушивании переговоров, снятии информации с технических каналов связи и проведении дру­гих ОРМ являются:

-представление на незаконное и необоснованное постановле­ние либо иной правовой акт;

-представление об устранении нарушений закона и их причин, о принятии мер дисциплинарного воздействия к виновным должно­стным лицам;

-возбуждение уголовного дела по результатам ОРМ, а при на­личии достаточных оснований — уголовного дела в отношении должностных лиц органа, осуществляющего ОРД, и лиц, содейство­вавших проведению оперативно-розыскных мероприятий.

Надзор за исполнением требований закона при контроле и за­писи переговоров в порядке ст. 186 УПК РФ возлагается на прокуро­ра, осуществляющего надзор по уголовному делу, и проводится по правилам, предусмотренным тем же Кодексом. Как и в предыдущем случае, со стороны прокурора здесь требуется постоянный контроль за законностью действий и решении соответствующего должностно­го лица, в данном случае следователя, с тем чтобы иметь возмож­ность предупредить, либо своевременно выявить и устранить неза­конное и необоснованное ограничение конституционного права че­ловека и гражданина на тайну телефонных и иных переговоров, обеспечить эффективное использование результатов ОРД при произ­водстве следственных действий и в доказывании по уголовным де­лам.


Приложение

Законодательные и подзаконные акты

1. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (в #

редакции от 18 июля 1997 г., от 21 июля 1998 г., от 05 января 1999 г., от 30 декабря 1999 г., от 20 марта 2001 г.).


2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

3. Федеральный закон «О связи» (в редакции от 6 января 1999 г., от 17 июля 1999г.).

4. Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные поста­новлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г.

5. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокуро­ру и в суд, утвержденная совместным приказом руководителей ФС11П, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК, CDP от 13 мая 1998 г.

6. Приказ Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г № 56 «Об организации прокурорского подзора за исполнением Феде­рального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

7. Указание Генерального прокурора РФ и директора ФСБ России «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельно­сти органами Федеральной службы безопасности» от 18 апреля 2002 г. №20-27/10.


Литература


1. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С постатейным приложением нормативных актов и документов./ Автор-составитель А. 10. Шумилов. М., 1999. С. 263.

2. Кореневский Ю. В., Токарева М. Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголов­ным делам. М.,2000.

3. Методические рекомендации «Реализация материалов оператив­ных разработок и использование в качестве доказательств резуль­татов оперативно-розыскных мероприятий // Информационный бюллетень СК МВД России. М., 1995, № 2 (83). С. 4-032.

4. Настольная книга прокурора. М., 2002. С. 287-380.

5. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник./ Под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, A.IO. Шумилова. М., 2001. С. 396-399.

6. Организация работы городской (районной) прокуратуры. Мето­дическое пособие. М.,2001. С.173-192.

7. Основы оперативно-розыскной деятельности./ Под ред. В.Б.Рушайло. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2000. С. 392-394.

8. Соловьев А. Б. Доказывание в досудебных стадиях уголовного процесса. М., 2002. С. 96-110.

9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Ком­ментарий./ Под общей ред. Председателя Верховного Суда РФ В. М. Лебедева. М., 2002. С. 32, 159-166, 180-190, 193-214, 329-336,368-371 и др.

10. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий./ Под ред. В.В.Николюка. 4-е изд. перер. и доп. М., 1999. С. 198.

11. Шумилов А. Ю. Основы уголовно-розыскного права (Правовое регулирование ОРД). Учебное пособие. М., с. 132-140.

12. Чувилев А. А. Оперативно-розыскное право. М., 1999.



1 В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 16 февраля 1995 г. «О связи» (СЗ РФ. 1995. № 8. ст. 600; 1999. № 29, ст. 3697) и с «правилами оказания услуг телефонной связи» (утверждены постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. // Российская газета. 1997. 15 окт.) электрическая сеяло . «всякая передача или прием , знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электро­магнитным системам».





Похожие:

Оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий iconДокументы
1. /Уголовное право [Москва], 28_9_2002, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В...
Оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий icon«инжен» промышленно-коммерческая фирма научно-технические средства осмотра места происшествия
Вк-3» предназна­чен для транспортировки и хранения технических средств, используемых для исследования и изъятия объемных следов на...
Оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий iconПриказ №363/640 в период с 12 по 26 сентября 2011 года проводится ежегодная межведомственная комплексная оперативно-профилактическая операция «Дети Юга». С целью выработки организационных мер по обеспечению проведения мероприятий операции
Принять к сведению информацию о проведении оперативно-профилактических мероприятий в местах массового нахождения молодежи на предмет...
Оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий iconКалининградской области
Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", сотрудниками отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков увд калининградской...
Оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий iconОбщегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
Характерные особенности опасности, возникающей при ведении военных действий или вследствие этих действий
Оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий icon2. Деятельность методического совета направлена на решение следующих задач
В основе методического совета лежит система взаимосвязанных действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации...
Оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий iconМеталексика и ситуативная классификация действий в тексте
Выделяется лексика высшего уровня обобщения (металексика), относящаяся к обозначению действий
Оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий icon"198 methods of nonviolent action"
Методов ненасильственных действий' по книге „Политика ненасильственных действий Джин Шарп, 1973
Оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий iconТема: циклические алгоритмы
Цикл – это такая форма действий, при котором одна и та же последовательность действий повторяется несколько раз (или ни разу), в...
Оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий iconТема: Ветвления
Ветвление это такая форма организации действий, при которой в зависимости от истинности некоторого условия выполняется либо одна,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов