Планы семинарских занятий icon

Планы семинарских занятий



НазваниеПланы семинарских занятий
Дата конвертации12.09.2012
Размер151.39 Kb.
ТипПланы семинарских занятий

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


для студентов 2-го и 3-го курсов (IV – VI семестры)


IV семестр

ОБЩАЯ ЧАСТЬ


Тема 1. Понятие, сущность и назначение уголовного процесса. Уголовно-процессуальное законодательство. Уголовно-процессуальное право.


Занятие 1 (2 часа)


1. Понятие и сущность уголовного процесса. Взаимосвязь назначения уголовного процесса и его типа (формы). Система стадий уголовного процесса.

2. Уголовно-процессуальное право, его содержание и значение.

3. Источники уголовно-процессуального права: понятие, виды и характеристика. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права.

4. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

5. Значение решений Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека для регулирования уголовно-процессуальной деятельности.


^ Ответьте на следующие вопросы:

Является ли задачей уголовного процесса РФ установление истины по делу?

Какая стадия уголовного процесса обладает свойством неминуемости?

Имеет ли уголовно-процессуальный закон обратную силу ?

Обладают ли нормативным значением Постановления Пленума Верховного Суда РФ?

Является ли источником уголовно-процессуального права РФ судебный прецедент ?

На каких лиц и какие территории не распространяется действие уголовно-процессуального закона РФ ?


Занятие 2 (2 часа)


1. Особенности строения и виды уголовно-процессуальных норм.

2. Юридический состав и особенности уголовно-процессуальных правоотношений. Возникновение и прекращение уголовно-процессуального правоотношения.

3. Процессуальная форма, её значение и последствия нарушения.

4. Процессуально-правовые гарантии, их виды и формы закрепления в УПК РФ.


^ Ответьте на следующие вопросы:

Содержат ли уголовно-процессуальные нормы бланки процессуальных документов, составляющие приложение к УПК РФ?

Какой элемент (элементы) уголовно-процессуальной нормы содержит ст. 5 УПК РФ?

К какому виду уголовно-процессуальной санкции следует отнести положение ч.1 ст. 75 УПК РФ?

^ Решите задачу:

Адвокат заключил соглашение с обвиняемым И. на осуществление его защиты. Узнав от обвиняемого о свидетеле, который может дать показания об алиби И., адвокат переговорил с ним и записал объяснения этого лица. После этого он с ордером юридической консультации явился к следователю.


Возникли ли в приведенной ситуации уголовно-процессуальные отношения и в какой момент ? Каков их состав?

Задание: приведите нормы международно-правовых актов, являющихся источниками уголовно-процессуального права, содержащие процессуально-правовые гарантии прав обвиняемого и потерпевшего. Имеются ли аналогичные гарантии в нормах УПК РФ ?


Тема 2. Принципы уголовного судопроизводства ( 2 часа)


1. Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства. Отличия принципов от общих условий производства на отдельных стадиях уголовного процесса.

2. Закрепление принципов уголовного судопроизводства в уголовно-процессуальном законодательстве: международно-правовых актах, Конституции РФ, УПК РФ.

3. Значение правовых позиций Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека для понимания отдельных принципов уголовного судопроизводства.

4. Характеристика отдельных принципов (по выбору преподавателя).


^ Ответьте на следующие вопросы:

Являются ли принципами уголовного процесса: публичность, равенство всех перед законом и судом, гласность уголовного судопроизводства, устность процесса, непосредственность исследования доказательств, независимость судей ?

Все ли принципы уголовного процесса закреплены в Конституции РФ?

Допускается ли исключения из принципов уголовного процесса ?

Действуют ли принципы на всех стадиях уголовного процесса ?


^ Задание к семинарскому занятию:

1) Изучите следующие решения Европейского Суда и определите какие принципы уголовного процесса они затрагивают : Аллене де Рибемон против Франции от 10 февраля 1995 года, Лютц против Германии от 25 августа 1987 года, Голдер против Соединенного Королевства, Летелье против Франции, Нимитц против Германии, Шенк против Швейцарии;

2) Найдите и изучите позиции Конституционного Суда РФ по каким-либо принципам уголовного судопроизводства ( ссылка на Постановления и Определения Конституционного Суда РФ дается в соответствующей главе учебника)

3) Найдите и законспектируйте примеры нарушений принципов уголовного процесса, приведенные в Бюллетене Верховного Суда РФ.


Тема 3. Участники уголовного судопроизводства


Занятие 1 ( 2 часа)



  1. Понятие участников уголовного процесса, их классификация.

  2. Уголовно-процессуальные функции, их виды. Значение разделения уголовно-процессуальных функций для классификации участников уголовного судопроизводства.

  3. Суд как участник уголовного судопроизводства. Полномочия суда на досудебных и судебных стадиях: судебный контроль и правосудие.

  4. Прокурор в уголовном процессе. Различие полномочий прокурора на досудебных и судебных стадиях.

  5. Органы и лица, производящие предварительное следствие и дознание: следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель. Процессуальная самостоятельность следователя и дознавателя: сходство и различия.

  6. Потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, их представители: особенности процессуального положения.


^ Ответьте на следующие вопросы:

Все ли участники уголовного судопроизводства перечислены в разделе 2 УПК РФ ?

Как соотносятся друг с другом функции обвинения и уголовного преследования ?

Какие виды обвинения вы можете назвать ?

Имеет ли суд полномочие по возбуждению уголовных дел ?

Является ли правосудием любая процессуальная деятельность суда ?

Приостанавливается ли исполнение указаний прокурора, перечисленных в ч.3 ст.38

УПК РФ, если с ними не согласен следователь и обжалует их вышестоящему

прокурору ?

Кто обладает большей процессуальной самостоятельностью: следователь или

дознаватель ?

Обладают ли представители гражданского истца или потерпевшего тем же объемом

прав, что и представляемые ?


^ Задание к семинарскому занятию:

Найдите и изучите решения Конституционного Суда РФ, содержащие правовые позиции по каким-либо аспектам статуса участников уголовного судопроизводства на стороне обвинения. Актуальны ли эти позиции в связи с принятием УПК РФ ?


^ Занятие 2 (2 часа).



  1. Подозреваемый как участник уголовного судопроизводства: момент наделения процессуальным статусом, процессуальное положение.

  2. Обвиняемый в уголовном судопроизводстве: понятие, процессуальное положение.

Содержание и значение правовой позиции Конституционного Суда РФ относительно статуса обвиняемого, изложенной в Постановлении от 27 июня 2000 г.

  1. Защитник, его процессуальное положение. Момент вступления в дело, приглашение, назначение и замена защитника. Обязательное участие защитника, отказ от защитника.

  2. Гражданский ответчик и его представитель: особенности процессуального положения.

  3. Иные участники уголовного судопроизводства: виды, особенности процессуального положения.


^ Ответьте на следующие вопросы:

В течении какого срока существует подозреваемый как участник уголовного судопроизводства ?

Будет ли подозреваемым лицо, если у следователя имеются данные, позволяющие подозревать его в совершении преступления и оно помещено в медицинский стационар для производства экспертизы?

Какова степень конфиденциальности свидания обвиняемого и подозреваемого с защитником наедине? Вправе ли сотрудники следственного изолятора видеть этих лиц, но не слышать содержания их беседы?

Чем обусловлено и в чем выражается различие в процессуальных статусах подозреваемого и обвиняемого?


^ Задание к семинарскому занятию:


1) Найдите и изучите решения Конституционного Суда РФ, содержащие правовые позиции по каким-либо аспектам статуса участников уголовного судопроизводства на стороне защиты. Актуальны ли эти позиции в связи с принятием УПК РФ?

2) Найдите и законспектируйте примеры нарушений прав участников уголовного судопроизводства, приведенные в Бюллетене Верховного Суда РФ.


Тема 4. Доказательства. Общие положения.


Занятие 1 (2 часа).



    1. Понятие доказывания в уголовном процессе, его цель.

    2. Понятие и содержание доказательственного права и теории доказательств.

    3. Предмет доказывания. Общий и специальный предмет доказывания. Доказательственные, общеизвестные и отрицательные факты.

4. Зависимость предмета доказывания от признаков состава преступления.


Занятие 2 (2 часа).


  1. Понятие доказательств и свойства доказательств по уголовному делу.

Источники доказательств.

  1. Относимость доказательств.

  2. Допустимость доказательств. Критерии допустимости. Недопустимые доказательств.

  3. Последствия признания доказательств недопустимыми.

  4. Достоверность и достаточность доказательств.

  5. Пределы доказывания по уголовному делу, их значение.



Занятие 3 (2 часа).


  1. Классификация доказательств, ее основание и практическое значение.

  2. Процесс доказывания и его этапы. Правила оценки доказательств.

  3. Субъекты доказывания. Бремя доказывания в уголовном судопроизводстве.

  4. Влияние презумпции невиновности на содержание доказательственной деятельности.



Тема 5. Виды доказательств (6 часов).


Занятие 1 (2 часа).


  1. Показания подозреваемого. Их предмет и оценка.

  2. Показания обвиняемого. Их предмет и оценка. Особенности оценки признания обвиняемым своей вины.

На семинаре могут быть проведены деловые игры по проверке допустимости доказательств, с разделением студентов по малым группам и предоставлении каждой из групп задания подготовить и воспроизвести определенную правовую позицию относительно допустимости конкретных доказательств.


^ Занятие 2 (2 часа).


  1. Показания свидетеля, их предмет. Круг лиц, допрашиваемых в качестве

свидетелей. Свидетельский иммунитет. Проверка и оценка свидетельских показаний.

  1. Показания потерпевшего, их предмет и оценка. Особенности оценки

показаний потерпевшего.

На семинаре могут быть проведены деловые игры по проверке допустимости доказательств, с разделением студентов по малым группам и предоставлении каждой из групп задания подготовить и воспроизвести определенную правовую позицию относительно допустимости конкретных доказательств.


^ Занятие 3 (2 часа).


  1. Заключение эксперта. Понятие и виды экспертиз. Случаи обязательного назначения экспертизы. Особенности оценки заключения эксперта. Показания эксперта, отличие от показаний свидетеля.

  2. Вещественные доказательства: понятие и процессуальная форма. Их виды и оценка.

  3. Документы как самостоятельный вид доказательств. Их отличие от вещественных доказательств.

  4. Протоколы следственных действий и судебного заседания.

На семинаре могут быть проведены деловые игры по проверке допустимости доказательств, с разделением студентов по малым группам и предоставлении каждой из групп задания подготовить и воспроизвести определенную правовую позицию относительно допустимости конкретных доказательств.


^ Тема 6. Меры уголовно-процессуального принуждения (2 часа)


1. Понятие и виды мер процессуального принуждения. Основание их классификации. Гарантии прав граждан при применении мер уголовно-процессуального принуждения.

2. Задержание подозреваемого: основания, условия и порядок. Конституционные и международно-правовые гарантии прав задержанного, закрепление их в УПК РФ.

3. Меры пресечения: понятие и значение. Условия и основания их применения. Судебный контроль за применением мер пресечения. Отмена или изменение мер пресечения.

4. Порядок применения отдельных мер пресечения (по выбору преподавателя).

5. Иные меры процессуального принуждения: основания и порядок применения. Характеристика порядка применения отдельных иных мер процессуального принуждения (по выбору преподавателя).


V семестр


^ ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.


Тема 1. Возбуждение уголовного дела ( 2 часа)


1. Понятие стадии возбуждения уголовного дела, её отличительные признаки. Значение своевременного и правильного решения о возбуждения уголовного дела.

2. Участники уголовного судопроизводства, принимающие решение о возбуждении уголовного дела. Соотношение полномочий следователя и прокурора по возбуждению уголовного дела.

3. Особенности полномочий суда по возбуждению уголовного дела. Правовая позиция Конституционного Суда РФ относительно права суда на возбуждение уголовного дела.

4. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Принятие сообщения о преступлении, порядок его рассмотрения, процессуальные средства проверки. Обжалование отказа в принятии сообщения.

5. Порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения («in rem»,«in personaеm») Особенности порядка возбуждения дел частного, частно-публичного обвинения и в отношении отдельных категорий лиц.

6. Основания и порядок принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Обжалование отказа в возбуждении уголовного дела.


Тема 2. Предварительного расследование: сущность, задачи и формы (2 часа)


1. Понятие и значение предварительного расследования. Реализация принципов уголовного процесса на данной стадии.

2.Формы предварительного расследования, их соотношение.

3. Понятие, порядок и сроки дознания. Отличие дознания от неотложных следственных действий.


Тема 3. Общие условия предварительного расследования ( 2 часа)

1. Понятие, значение и виды общих условий предварительного расследования.

2. Характеристика отдельных общих условий (по выбору преподавателя).


Тема 4. Привлечение лица в качестве обвиняемого и предъявление обвинения (4 часа)


Занятие 1 (2 часа).

1. Основания и порядок привлечения лица в качестве обвиняемого. Содержание постановления о привлечении в качестве обвиняемого.

2. Порядок предъявления обвинения. Процессуальные гарантии прав обвиняемого.

3. Допрос обвиняемого, особенности процессуальной формы.

4. Изменение и дополнение обвинения.


Задание: по предложенным преподавателем фабулам составьте постановление о привлечении в качестве обвиняемого с использованием приложения № 42 к УПК РФ.


^ Занятие 2 (2 часа).


На семинаре будет проведена ролевая игра на тему «Предъявление обвинения и допрос обвиняемого», с использованием составленных студентами постановлений о привлечении в качестве обвиняемого.


^ Тема 5. Следственные действия (4 часа)


На семинаре будут проведены деловые игры по определенным следственным действиям, с разделением студентов по малым группам и предоставлении каждой из групп задания подготовить и воспроизвести конкретное следственное действие по выбору преподавателя.

^ Задание для подготовки к деловой игре: внимательно изучите разделы УПК РФ, посвященные общим правилам производства следственных действий, основаниям и процедуре производства отдельных следственных действий. Решите задачи предложенные преподавателем и ответьте на вопросы для самоконтроля.


Тема 6. Приостановление и окончание предварительного следствия (6 часов)

Занятие 1 (2 часа).

1. Основания и порядок приостановления и возобновления предварительного следствия.

2. Формы окончания предварительного следствия: сходство и различия.

Задание: по предложенным преподавателем фабулам составьте постановление о приостановления и возобновления предварительного следствия.


^ Занятие 2 (2 часа).

1. Основания и порядок прекращения уголовного дела и уголовного преследования. Реабилитирующие и нереабилитирующие основания прекращения дела и уголовного преследования: различия и сходство.

2. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением. Ознакомление участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела. Разрешение ходатайств.

Задание: по предложенным преподавателем фабулам составьте постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.


^ Занятие 3 (2 часа).

1. Обвинительное заключение, его содержание и значение, отличия от обвинительного акта.

2. Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением. Отличие от аналогичных действий по делу, поступившему с обвинительным актом.


Задание: по предложенным преподавателем материалам учебного уголовного дела составьте обвинительное заключение либо обвинительный акт.


VI семестр


^ ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

Тема 1. Подготовка к судебному заседанию (2 часа)


1. Подготовка к судебному заседанию как стадия уголовного процесса, её субъекты и значение. Две формы подготовки к судебному заседанию, их соотношение.

2. Общий порядок подготовки к судебному заседанию. Содержание процессуальной деятельности и полномочия судьи по подготовке судебного заседания. Виды принимаемых решений.

3. Предварительное слушание: основания проведения и особенности процессуальной формы. Разрешение ходатайств об исключении доказательств. Виды решений, принимаемых судьей на предварительном слушании.

Задание: на семинаре может быть проведена ролевая игра на тему «Предварительное слушание», с использованием материалов учебного уголовного дела.


^ Тема 2. Судебное разбирательство.

Общие условия его производства (2 часа)


1. Судебное разбирательство как центральная стадия уголовного процесса. Реализация конституционных принципов уголовного процесса в судебном разбирательстве.

2. Понятие, значение и виды общих условий судебного разбирательства.

3. Характеристика отдельных общих условий (по выбору преподавателя).


Тема 3. Порядок (части) судебного разбирательства (4 часа)


На семинаре будет проведена ролевая игра на тему «Судебное разбирательство» с использованием материалов учебного уголовного дела.

^ Задание для подготовки к ролевой игре: внимательно изучите разделы УПК РФ, посвященные порядку судебного разбирательства, основаниям и процедуре производства отдельных судебных следственных действий. Решите задачи предложенные преподавателем и ответьте на вопросы для самоконтроля.


Тема 4. Приговор (4 часа)


Занятие 1 (2 часа).

1. Понятие и значение приговора. Свойства приговора как акта правосудия.

2. Законность, обоснованность, мотивированность и справедливость приговора.

3.Виды приговоров, основания их постановления.


Занятие 2 (2 часа).

1.Порядок постановления приговора. Тайна совещания судей. Провозглашение приговора.

2.Вопросы, разрешаемые при постановлении приговора. Вопросы, решаемые судом, одновременно с постановлением приговора.

3. Структура и содержание обвинительного и оправдательного приговоров: сходство и различия.


Тема 5. Особый порядок судебного разбирательства.

Особенности производства у мирового судьи ( 2 часа)


1. Основания применения и процедура особого порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. Гарантии конституционных прав обвиняемого.

2. Особенности судебного разбирательства у мирового судьи по делам частного обвинения и поступившим с обвинительным актом.

3. Приговор мирового судьи. Постановления мирового судьи.


Тема 6. Производство в суде присяжных ( 6 часов)


Занятие 1 (2 часа).

1. Предпосылки особенного порядка производства в суде присяжных. Разграничение компетенции между председательствующим и присяжными заседателями.

2. Особенности проведения предварительного слушания.

3. Составление предварительного списка присяжных заседателей.

4. Особенности подготовительной части судебного заседания. Формирование коллегии присяжных заседателей.


Занятие 2 (2 часа).

1. Особенности предмета, пределов и процедуры судебного следствия.

2. Особенности прений сторон и последнего слова.

3. Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями и напутственное слово председательствующего.

Задание: по предложенным преподавателем фабулам составьте вопросные листы с использованием приложения № 100 к УПК РФ.


^ Занятие 3 (2 часа).

1. Вердикт. Порядок вынесения и провозглашения вердикта. Обсуждение последствий вердикта.

2.Виды решений, принимаемых председательствующим. Соотношение приговора и вердикта. Особенности изложения приговора.


Тема 7. Апелляционное и кассационное производство (6 часов)


Занятие 1 (4 часа).


1. Понятие апелляционного и кассационного обжалования. Общие правила апелляционного и кассационного производства.

2. Поводы к возбуждению и предмет апелляционного производства.

3.Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела. Особенности судебного следствия, прений сторон и последнего слова подсудимого.

4. Основания к отмене или изменению приговора суда первой инстанции.

5. Виды решений, принимаемых судом апелляционной инстанции. Особенности приговора суда апелляционной инстанции.


Занятие 2 (2 часа).


1. Поводы к возбуждению и предмет кассационного производства.

2. Порядок рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции.

3. Основания к отмене или изменению приговора судом кассационной инстанции.

4. Виды решений суда кассационной инстанции. Содержание и форма кассационного определения.


Тема 8. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и

постановлений суда (2 часа)


1. Понятие и значение надзорного производства, отличия от кассационного пересмотра.

2. Возбуждение надзорного производства. Порядок принесения надзорных жалоб или представлений.

3. Порядок рассмотрения надзорных жалоб и представлений, уголовного дела судом надзорной инстанции.

4. Основания к отмене или изменению судебного решения, вступившего в законную силу.

5. Решения суда надзорной инстанции. Недопустимость поворота к худшему.

6. Основания, сроки, процессуальный порядок возобновления производства по уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. Отличия от надзорного пересмотра.

7. Решение суда по заключению прокурора и при установлении новых обстоятельств.




Похожие:

Планы семинарских занятий iconПланы семинарских занятий по спецкурсу "исследование доказательств в суде первой инстанции"
Планы семинарских занятий включают темы спецкурса “Исследование доказательств в суде первой инстанции”, имеющие наибольшее практическое...
Планы семинарских занятий iconПланы семинарских занятий для первого цикла обучения Утверждены на заседании кафедры 19 мая 1998 г
Аристотель. Метафизика. – Кн. I // Аристотель. Соч в 4 т. – Т. – М.: Мысль, 1975 (Философское наследие). – С. 65-93
Планы семинарских занятий iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговое право России» включает программу курса, методические рекомендации по его изучению, планы семинарских занятий, нормативный материал, список рекомендуемой литературы, тесты по темам курса
Автор: Чих Н. В. к ю н., доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин вгавт
Планы семинарских занятий iconДокументы
1. /Тематика семинарских занятий по ОИБГ.pdf
Планы семинарских занятий icon«мозговой штурм»
Обобщая приведенные определения, можно сказать, что эффективность семинарских занятий во многом зависит от качества предшествующих...
Планы семинарских занятий iconУчебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских и практических занятий
В. А. Колобкова, заведующий кафедрой финансовых дисциплин Российской таможенной академии, канд экон наук, доцент
Планы семинарских занятий iconРешение на основе проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»
Определить свои жизненные планы и в соответствии с ними наметить пути развития профессиональной карьеры
Планы семинарских занятий iconДокументы
1. /Планы работы УПР/апрель.doc
2. /Планы работы...

Планы семинарских занятий iconУчебно-методическое пособие по курсу «культурология» для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям студентов угма
Данное Учебно-методическое пособие включает тематический план лекций и семинарских занятий, перечень рекомендуемой литературы, основной...
Планы семинарских занятий iconДокументы
1. /ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ РУС. ЯЗЫК.6 КЛ/русский язык 6 кл Поурочные планы 1-5 уроки.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов