Концепция происхождения полиса М. К. Петрова в свете данных современного антиковедения. В своей монографии, написанной в 1967 году, но так и не увидевшей свет при жизни автора «Самосознание и научное творчество» icon

Концепция происхождения полиса М. К. Петрова в свете данных современного антиковедения. В своей монографии, написанной в 1967 году, но так и не увидевшей свет при жизни автора «Самосознание и научное творчество»



НазваниеКонцепция происхождения полиса М. К. Петрова в свете данных современного антиковедения. В своей монографии, написанной в 1967 году, но так и не увидевшей свет при жизни автора «Самосознание и научное творчество»
М.К.Петровым
Дата конвертации30.08.2012
Размер60.92 Kb.
ТипДокументы

Концепция происхождения полиса М.К. Петрова в свете данных современного антиковедения.


В своей монографии, написанной в 1967 году, но так и не увидевшей свет при жизни автора - «Самосознание и научное творчество», М.К.Петровым были высказаны оригинальные взгляды на происхождение такого уникального явления человеческой истории как античный полис. Данная работа была посвящена проблемам становления рационального мышления и зарождению современной европейской науки, и в ней не ставилась задача глубокого исследования социальной истории Древней Греции. Однако автор не смог обойти вопрос становления полисной организации, напрямую увязывая его с революционными изменениями в образе мышления эллинов, сыгравшей ключевую роль в последующем складывании всей западной цивилизации.

Основные этапы на пути от архаической формации к полису, согласно М.К. Петрову выглядят следующим образом: Крито-Микенская цивилизация, с ее «олимпийской» по терминологии автора культурой, основанной на профессионально-именных ключах, сменивших доолимпийские ситуативно-именные, в силу комплекса внутренних причин приходит в упадок, жестоким, но логичным итогом которого стало опустошительное дорийское завоевание. Несмотря на трагические и даже катастрофические эпизоды в процессе крушения прежней великой цивилизации, процесс трансформации ее политических институтов в новое качество проходит достаточно плавно и поэтапно. От могущественных царей архаического периода, опирающихся на могущественную и многочисленную бюрократию, к басилеям гомеровского периода, выступающих уже носителями социального авторитета и исполнителями «внеритуальной деятельности», под властью (и без того уже достаточно номинальной) которых вызревают суверенные хозяева «домов» - самодостаточных социальных организмов низшего порядка.

Однако автономный дом - этот «основной атом эгейской социальности» не мог долго сохранять свою автономию в силу собственной агрессивности соответствующей агрессивности его социального окружения. Данная ситуация была вызвана состоянием, близким к гоббсовской войне всех против всех, конкретным выражением в условиях древней Эллады стало массовое пиратство. Важной особенностью этого явления стала его тотальность, когда пиратские набеги оказались не общественно порицаемым уделом маргиналов, а напротив, вполне достойным занятием респектабельных правителей домов. Высокий уровень пиратской активности, стимулировал зарождение полисных структур по нескольким направлениям.

Потребность в самозащите вызвала значительную милитаризацию прибрежного населения. Это в свою очередь вызвало своеобразную «гонку вооружений», когда в ответ на усиление защитных мер пираты были вынуждены были беспрерывно совершенствовать арсенал средств грабежа, тем самым создав беспрецедентно высокую для предшествующих эпох систему обновления ритуала, послужившую основой зарождения рационально-новаторского мышления.

Сразу следует оговориться, что концепция М.К.
Петрова не нашла отклика у специалистов-античников, по крайней мере автору настоящего доклада не удалось обнаружить какие-либо ее оценки в трудах антиковедов. Поэтому сопоставлять их взгляды с идеями философа можно только путем заочного сравнения.

Одним из наиболее убедительных положений, высказанных в «Самосознании…» можно считать идею об упадке микенской цивилизации вследствие преимущественно внутренних причин. Длительное время в науке господствовал взгляд, некритически следующий античной традиции о решающей роли дорийского нашествия в уничтожении древней микенской цивилизации. Лишь по мере развития микенологии – дешифровки линейного письма Б, проведении масштабных археологических раскопок наметился отход от односторонней «завоевательной» трактовки. Была прочно установлена длительность и многоэтапность процессов как упадка древней микенской культуры, так и дорийского расселения. В то же время обращалось внимание на широкомасштабный, охвативший все цивилизации Западного Средиземноморья процесс упадка древних цивилизаций.

В качестве альтернативных объяснений выдвигались экологические теории (Р.Карпентер), высказывалась идея о затяжных внутренних конфликтах (Г.Милонас), приведших древнюю цивилизацию в состояние хаоса. Вместе с тем, теория дорийского вторжения сохраняет немало приверженцев. Не отрицая многофакторность в процессе микенской катастрофы, они решающую роль отводят все же внешней агрессии. На Западе подобных взглядов придерживаются Н.Хаммонд, Г.Бенгстон, Дж.Келли и Ч.Старр. Отечественные антиковеды так же в основном склонны ставить на первое место фактор вторжения, хотя и уделяют особое внимание эндогенным факторам. Так Г.Ф. Полякова отмечает высочайшую бюрократизацию и гиперцентрализацию микенских государств, однако считает, что данные факторы только способствовали успеху вражеского вторжения, обусловив крайнюю хрупкость социальной системы.

Оригинальная концепция была предложена востоковедом и соц. антропологом А.В.Коротаевым, на основе сопоставления процессов протекавших в конце II - начале Iтыс. в Эгейском регионе и поздней древности – раннем средневековье, в горных областях Йемена. По-мнению ученого в обоих случаях имело место сложное взаимодействие социальных и экологических факторов. Высокое престижное потребление знати привело к хозяйственной переэксплуатации хрупкой экологической системы, что обернулось затяжным экологическим кризисом, справиться с которым прежняя социальная система была не в состоянии. Поэтому единственно возможным выходом из критической ситуации была ее коренная перестройка в сторону децентрализации и автономизации социальных единиц. Утверждение демократических традиций управления в обоих регионах в последующие эпохи было обусловлено горным характером ландшафта. Однако цивилизация античной Греции достигла столь блестящего развития благодаря развитию морского дела, т.к. ландшафт Эгейского побережья представлял собой «горы, погруженные в море».

От себя хотелось бы добавить, что варварским нашествием может быть объяснено крушение конкретного государства, династии но не глубокая коренная трансформация всей социально-политической системы в огромном регионе, вмещающем в себя множество суверенных государств. История знает огромное множество примеров, когда агрессия архаической периферии приводила высокоразвитые цивилизации лишь к кратковременным потрясениям, которые сравнительно быстро заканчивались ассимиляцией захватчиков и восстановлением социально-политической системы в прежнем виде. К тому же в подавляющем большинстве случаев внешнее варварское вторжение имело успех в силу острых внутренних кризисов данного государства, сильные и сплоченные державы обычно не только успешно отражали набеги воинственных племен, но и сами переходили к встречной экспансии.

Оценка характера власти правителей-басилеев «гомеровского» периода близка многим современным антиковедам. Из крупных специалистов, отрицавших заметную роль аристократии и высокое положение социальной верхушки в период, предшествовавший классическому, можно назвать только В.П. Яйленко.

Более всего расходится с подходами современной науки об античности, пожалуй наиболее оригинальное положение концепции М.К. Петрова о роли пиратства в становлении полиса и автономной личности. Вообще само явление пиратства архаической эпохи в трудах специалистов предстает несколько иначе, чем в монографии М.К.Петрова. Как отмечается, пиратские набеги были хоть и неотъемлемой, но все же только частью морских экспедиций того времени. В зависимости от конкретной обстановки команда того или иного корабля могла заняться торговлей, пиратскими набегами или поступить на службу к местному правителю за пределами Греции. Как массового и постоянного занятия пиратства не существовало. Точно так же описанная М.К.Петровым всеобщая милитаризация прибрежного населения по утверждениям специалистов произошла не в архаическую эпоху, а в начале классической, и была связана с упадком аристократической конницы как основной боевой силы.

Если согласно М.К. Петрову формирование автономной личности стало общим знаменателем периода пиратских набегов и противостояния им, то большинству антиковедов он рисуется более поэтапным и неравномерным. Полисный гражданин сформировался уже в рамках формирующейся полисной системы, а не в период автономии «домов». Решающими факторами в данном процессе исследователи называют напряженную социальную борьбу демоса с аристократией. Историки марксистского направления при этом акцентируют внимание на социально-экономических факторах (при этом существенно расходясь в приоритетах), среди западных специалистов (Ч.Старр, М.Финли, Г.Берве) преобладают личностно-волюнтаристские подходы, объясняющие весь процесс сложения полисных институтов перипетиями политической борьбы, вынесшей на вершину выдающихся реформаторов.

Сам ход борьбы демоса и его вождей с аристократами-евпатридами (обстоятельство, кстати сказать, совсем не учитывающееся в концепции М.К.Петрова) убедительно демонстрирует, что гражданское сознание и рациональное мышление отнюдь не были изначально присущи основному большинству населения древних полисов, а стали результатом эволюции общественного сознания в процессе утверждения демократических институтов.

В советской историографии, в силу известных причин вненаучного характера повышенное внимание для всей эпохи античности отводилось роли и значению рабства. Не впадая в крайности формационно-стадиального детерминизма, нельзя не отметить, что формирование сплоченного гражданского коллектива античного полиса, было все же в значительной степени обусловлено развитием рабовладельческих порядков и связанным с ними кардинальным противопоставлением рабского и гражданского статусов.




Похожие:

Концепция происхождения полиса М. К. Петрова в свете данных современного антиковедения. В своей монографии, написанной в 1967 году, но так и не увидевшей свет при жизни автора «Самосознание и научное творчество» iconМ. А. Петрова «Концепция происхождения полиса М. К. Петрова в свете данных современного антиковедения» «Платон мне  друг, но бóльший друг  истина». Исходной исследовательской проблемой в доклад
Целью работы является сопоставление взглядов специалистов-античников со взглядами философа М. К. Петрова
Концепция происхождения полиса М. К. Петрова в свете данных современного антиковедения. В своей монографии, написанной в 1967 году, но так и не увидевшей свет при жизни автора «Самосознание и научное творчество» iconМ. К. Петров. Самосознание и научное творчество. 1992
Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
Концепция происхождения полиса М. К. Петрова в свете данных современного антиковедения. В своей монографии, написанной в 1967 году, но так и не увидевшей свет при жизни автора «Самосознание и научное творчество» iconЛенинградская область, Вырица Уважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в работе ХI международной научной конференции «Ефремовские чтения: Концепция современного мировоззрения»
Хi международная научная конференция «Ефремовские чтения: Концепция современного мировоззрения»
Концепция происхождения полиса М. К. Петрова в свете данных современного антиковедения. В своей монографии, написанной в 1967 году, но так и не увидевшей свет при жизни автора «Самосознание и научное творчество» iconИменем пушкина (Грани Лондонского турнира поэтов)
На третьем году своей жизни сайт “Литературная страничка”, уже успевший приобрести немало умения и опыта в деле, ради которого он...
Концепция происхождения полиса М. К. Петрова в свете данных современного антиковедения. В своей монографии, написанной в 1967 году, но так и не увидевшей свет при жизни автора «Самосознание и научное творчество» iconВходящий №10242
Советской России, так и в «белой эмиграции». В опубликованных и неопубликованных документах личного происхождения приводятся рассказы...
Концепция происхождения полиса М. К. Петрова в свете данных современного антиковедения. В своей монографии, написанной в 1967 году, но так и не увидевшей свет при жизни автора «Самосознание и научное творчество» iconДокументы
1. /готово/монографии/Ананьев ОГЛАВЛЕНИЕ.doc
2. /готово/монографии/В...

Концепция происхождения полиса М. К. Петрова в свете данных современного антиковедения. В своей монографии, написанной в 1967 году, но так и не увидевшей свет при жизни автора «Самосознание и научное творчество» iconИнформационное письмо
Алматинский центр антиковедения («Античное Научное Общество») 31 марта 2012 года, в субботу, в 10 часов утра проводит 9-ю Международную...
Концепция происхождения полиса М. К. Петрова в свете данных современного антиковедения. В своей монографии, написанной в 1967 году, но так и не увидевшей свет при жизни автора «Самосознание и научное творчество» iconИнформационное письмо
Алматинский центр антиковедения («Античное Научное Общество») 26 марта 2011 года, в субботу, в 10 часов утра проводит 8-ю Международную...
Концепция происхождения полиса М. К. Петрова в свете данных современного антиковедения. В своей монографии, написанной в 1967 году, но так и не увидевшей свет при жизни автора «Самосознание и научное творчество» iconУрок (математика + литература) в 9-м классе по теме: "Мировоззрение и творчество А. С. Пушкина в свете математических законов"
Фибоначчи; о пентаграмме Пифагора) и литературе (изменение взглядов А. С. Пушкина: от романтизма к реализму, от атеизма к религии,...
Концепция происхождения полиса М. К. Петрова в свете данных современного антиковедения. В своей монографии, написанной в 1967 году, но так и не увидевшей свет при жизни автора «Самосознание и научное творчество» iconУрок (математика + литература) в 9-м классе по теме: "Мировоззрение и творчество А. С. Пушкина в свете математических законов"
Фибоначчи; о пентаграмме Пифагора) и литературе (изменение взглядов А. С. Пушкина: от романтизма к реализму, от атеизма к религии,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов