Лубский А. В icon

Лубский А. В



НазваниеЛубский А. В
Дата конвертации04.09.2012
Размер60.57 Kb.
ТипДокументы


Лубский А.В. «Государствоцентричная матрица» развития и «либерально-государственническая идея» в России // Роль идеологии в трансформационных процессах в России: общенациональный и региональный аспекты: Материалы международной конференции. Ростов-на-Дону, 20 – 21 апреля 2006 г. / Под ред. В.Н. Кузнецова, Ю.Г. Волкова. – Ростов н/Д: Изд.-во «Фолиант», 2006.


В начале XXI в. заметно усилилось присутствие государства во всех сферах жизни российского общества.

Российские «государственники» видят в этом естественный процесс, знаменующий собой возвращение к единственно воз­можному в нашей стране типу развития, обусловленному ее природными условия­ми, географическим положением, масштабами территории, историческими традициями, этническим многообразием и особенностями социально-психо­логического склада населения. «Рыночники» рассматривают усиле­ние роли государства как неизбежную, хотя и не вполне согласующуюся с либеральной теори­ей, плату за модернизацию, основным субъектом которой в российском обществе выступает «высшее политическое руководство». Демо­краты считают, что в российском социуме отсутствуют акторы, сопоставимые по силе с государством, и поэтому усиление государства оценивается ими как вполне закономерная реакция центральных органов государственной власти на все­властие олигархии и авторитарный произвол на региональном уровне.

В связи с этим некоторые исследователи полагают, что речь «идет о едином и достаточно последовательном процессе приспо­собления политической сферы к такому типу развития, при котором государ­ство играет центральную роль в структурировании экономических, политических и социальных отношений» (Т. Ворожейкина).

Для определения такого типа разви­тия ученые используют понятие «государствоцентричная матрица». Это понятие было разработано в зарубежной научной литературе 90-х гг. ХХ в. на латиноамериканском материале (М. Cavarazzi). Однако для отечественной интеллектуальной традиции идеи, лежащие в основе этого понятия, не являются чем-то принципиально новыми. Еще во второй половине 50-х гг. XIX в. в исторической науке сложилась государственная школа, представители которой решающую роль в историческом развитии России отводили государству как «органическому союзу народа, соединению всех общих его интересов» (Б. Чичерин).

В конце XIX в. представления государственной школы об особой роли государства в русской истории были положены в основу теории «контраста» между историей России и Запада. Согласно этой теории общество и государство в Западной Европе строились «снизу вверх», а в России, где государство возникло значительно позже, чем на Западе, наоборот, «сверху вниз». И в этом виделась причина непрочности «нижних этажей» в России для перестройки общества (П. Милюков).

В конце XIX – начале ХХ в.
в общественно-политической мысли России сложилось «консервативно-либеральное» течение, которое основывалось на идее порядка, прогресса и свободы. Представители этого течения пути развития России связывали с укреплением государственной власти и либеральными реформами, а ее будущее – с сильной государственностью, обеспечивающей принципы личной свободы (П. Новгородцев, П. Струве, С. Франк).

Основу «консервативно-либерального» течения в России составляла «либерально-государственническая идея». При общей либеральной направленности этой идеи ее отличительной чертой было наличие в ней консервативных элементов. Согласно этой идеи, отвергавшей либеральный принцип lasses-faire, государство должно проводить активную политику вмешательства в дела промышленности и торговли, в том числе и в плане ограничения частного произвола.

В условиях модернизации России идеалом «либералов-государственников» становится сильное «правовое государство». Выступая за правовое регулирование отношений государства и личности, они рассматривали такое регулирование в качестве основы справедливости, в рамках которой закону и праву придавался нравственный смысл, а сами отношения трактовались в контексте нравственно-правовых ценностей.

В начале XXI в. значительная часть политической элиты в России также рассматривает «восстановление государственности» и «усиление вертикали власти» в качестве основного рычага экономической либерализаци и интеграции общества сверху на стабильной основе.

Отечественные и зарубежные специалисты отмечают, что, с одной стороны, «большинство представителей политического класса России по-прежнему говорит на языке государственников, в основе которого лежит «почвенническое» убеждение в уникальности России, которой самой судьбой предначертано двигаться по собственной полуавторитарной орбите» (Л. Шевцова). С другой стороны, и «российские либералы не возражают против президентской идеи сильной нации. Однако, по их мнению, Россия может добиться успеха только в том случае, если разовьет свободную рыночную экономику, основанную на соблюдении законности и конструктивных связях с соседними государствами» (С. Вагстил, А. Островский).

Кредо «либерального государственничества» в России можно выразить словами: «либеральные меры – сильное правительство» (^ Б. Чичерин). Как полагают некоторые исследователи, «либерально-государственническая идея» в настоящее время представляет как раз то из нашего идейного наследства, «от чего не только не нужно, но и не возможно отка­зываться реформаторам, поскольку государственный либерализм суть главное в российской модернизации, в ее трудной эволюции от внешних и насильственных форм к органичности, ее постепенной национальной идентификации». В политическом плане «либерально-государственническая идея» – это основа для консолидации просве­щенных и ответственных гражданских сил, альтернатива контр­реформистскому, реакционному и потому ложному государственничеству коммунистов и «державников». В социальном плане «либерально-государственническая идея» дает «содержательный ответ на острую общественную потребность, соответствует массовым ожиданиям» (М. Афанасьев).

«Либерально-государственническая идея» в современной России – это творческая задача, решать которую «либералы-государственники» в России предлагают, исходя из трех общих предпосылок. Во-первых, сильное государство нужно не вместо либеральных реформ, а для реформ. Во-вторых, без сильного государства либеральные реформы в России не­возможны. В-третьих, сильным российское государство может стать только на пути последовательного, действенного республиканизма, создающего современные национальные политические формы, адекватные сложному, многообразному обществу (М. Афанасьев).

Чем можно объяснить регенерацию в настоящее время «государствоцентричной матрицы» развития России и соответствующей ей «либерально-государственнической идеи»? Тем более, что к концу 1980-х годов эта матрица развития, казалось, полностью исчерпала свой потенциал в отечественной истории.

Моделей объяснения регенерации «государствоцентричной матрицы развития» и «либерально-государственнической идеи» в современной России может быть несколько. Все зависит от масштаба рассмотрения проблемы.

В масштабе hiс et nunc («здесь и сейчас») регенерация «либерально-государственнической идеи» была обусловлена тем, что 90-е гг. прошлого века в России – это время, с одной стороны, нарастающего кризиса, а с другой – очередного витка догоняющей модернизации в рамках мобилизационного развития, в котором государству отводилась решающая роль. В кризисной ситуации опасности подвергается сама государственность, а вместе с ней и ценностные основания общества.

В такой ситуации ни идеи либерализма, ни идеи социализма не смогли предложить необходимые рецепты, чтобы справиться с этой опасностью. В кризисном обществе в соответствии с законом «силового регулирования власти», сформулированным еще Б. Чичериным, усиливается консервативное, «охранительное» начало (А. Голиков). Встраиваясь в структуру либеральных ценностей, оно порождает «либерально-консервативную» идею, в рамках которой государству отводится решающая роль по выводу страны из кризисного состояния, в том числе и путем ограничения личностного начала.

Кроме того, распространение либеральных ценностей в трансформирующейся России привело к тому, что уже в конце ХХ в. стало ясно: идеи свободы и прав человека в стране не могут быть реализованы вне контекста порядка, обеспеченного сильным государством.

В последнее время при объяснении преобразований, осуществляемых в России, наряду с теорией модернизации, все шире стала использоваться цивилизационная парадигма. В современной России интерес к ней был актуализирован в связи с изучением влияния массового сознания на трансформационные процессы в обществе и роли российского государства в процессе модернизации.

В масштабе рассмотрения России как цивилизации регенерацию «государствоцентричной матрицы развития» и «либерально-государственнической идеи» можно объяснить особым культурным архетипом, который исторически в ней сложился. Этот архетип на неосознанном уровне проявляется не только в повседневной жизнедеятельности, но и в элитарном творчестве. Базовыми элементами этого архетипа являются этатизм – вера в государство как демиурга российской действительности и справедливость – вера в изначальное равенство всех людей перед богом, трансформированная у либералов-государственников в равенство перед законом.

В масштабе истории регенерацию «государствоцентричной матрицы развития» и «либерально-государственнической идеи» можно рассматривать как возвращение России к «нормальному развитию», нарушенному в период реализации в стране того проекта модернизации, получившего название «догоняющего развития», в котором сочетались элементы классической модернизации и вестернизации (С. Хантингтон).





Похожие:

Лубский А. В iconЛубский А. В
Лубский А. В. Легитимность политической власти как методологическая проблема // Волков Ю. Г., Лубский А. В., Макаренко В. П., Харитонов...
Лубский А. В iconЛубский А. В
Лубский А. В. Политология в России: состояние и возможности политической концептологии // Государственное и муниципальное управление:...
Лубский А. В iconЛубский А. В. Государственность как матрица российской цивилизации // Гуманитарный ежегодник. – Ростов н/Д: Изд во Ростовского ун-та, 2005

Лубский А. В iconЛубский А. В. Государственная власть в России (исторические реалии и проблемы легитимности) // Российская историческая политология. – Ростов н/Д: Феникс, 1998

Лубский А. В iconЛубский А. В. Государственность и нормативный тип личности в России // Гуманитарный ежегодник. – Ростов н/Д; М.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2007

Лубский А. В iconЛубский А. В. Кризис легитимности политической власти в современной России // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. 1996. №4

Лубский А. В iconЛубский А. В
Инновационные подходы в науке. Теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания. Ростов н/Д. 1995. (В соавторстве...
Лубский А. В iconЛубский А. В. Национальный менталитет и легитимация этнократии (к методологии исследования) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1998. №2

Лубский А. В iconЛубский А. В. Модернизация: смена парадигм // Модернизация: Россия и Европа: Сборник материалов. Т. – Ростов н/Д: Изд-во Рост ун-та, 2005

Лубский А. В iconЛубский А. В. Цивилизационная специфика становления федерализма в России // Россия – Германия: проблемы федерализма (политологический сборник). Дортмунд – Ростов н/Д. 2000

Лубский А. В iconА. В. Лубский конфликтогенные
Конфликтогенные факторы на Юге России: Методология исследования и социальные реалии / Отв ред. В. В. Черноус. – Ростов н/Д.: Изд-во...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов