Лубский А. В. Модернизация: смена парадигм // Модернизация: Россия и Европа: Сборник материалов. Т. – Ростов н/Д: Изд-во Рост ун-та, 2005 icon

Лубский А. В. Модернизация: смена парадигм // Модернизация: Россия и Европа: Сборник материалов. Т. – Ростов н/Д: Изд-во Рост ун-та, 2005



НазваниеЛубский А. В. Модернизация: смена парадигм // Модернизация: Россия и Европа: Сборник материалов. Т. – Ростов н/Д: Изд-во Рост ун-та, 2005
Дата конвертации05.09.2012
Размер40.79 Kb.
ТипДокументы


Лубский А.В. Модернизация: смена парадигм // Модернизация: Россия и Европа: Сборник материалов. Т. 1. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2005.


В 90-х гг. прошлого века в отечественном россиеведении понятие «модернизация» стало одним из самых распространенных объяснительных конструктов. Причем это произошло в то время, когда на Западе, откуда пришло это понятие, уже к середине 80-х гг. модернизационные концепции оказались в кризисе и были «оттеснены в мировом общественном мнении на задний план» (А.Г. Володин).

Не опоздали ли мы с заимствованием теории модернизации и не свидетельствует ли это о том, что и в интеллектуальном движении мы следуем по пути «догоняющего развития»?

Распространение модернизационных концепций в российской науке и политике в конце ХХ в. было во многом обусловлено тем, что значительный интеллектуальный сегмент отечественной общественной мысли был готов к их восприятию.

Активно разрабатываемые в 50-80-х гг. ХХ в. американскими и западноевропейскими учеными различные теории модернизации были выполнены в русле методологии однолинейного прогрессизма, суть которой состоит в представлении о том, что существует одна линии общественного прогресса, ориентиры которого задаются наиболее развитыми, западными странами. Эти теории модернизации и были призваны указать менее развитым странам, или, так называемым, переходным обществам, траекторию движения к современному состоянию.

В 90-х гг. в отечественной интеллектуальной среде был отменен марксизм и его составная часть – теория общественно-экономических формаций, но не произошло отказа от того стиля мышления, в русле которого она разрабатывалась. Основой этого стиля мышления и была как раз методология однолинейного прогрессизма, поэтому модернизационные концепции легко вписались в отечественный интеллектуальный контекст.

Эти концепции, с одной стороны, нашли выражение в различных научных теориях модернизации, с помощью которых стали объяснять российскую историю и современность, а с другой – получили воплощение в определенных политических проектах модернизации России.

В настоящее время в отечественной науке понятие модернизации применительно к России используются в самых различных значениях: от понятия модернизации как «обновления», инновационного развития, до понятия модернизации как перехода от традиционного общества к современному (индустриальному). В первом случае понятие модернизации выступает синонимом развития, и поэтому не имеет собственного содержания. Во втором случает понятие модернизации наполняется различными содержательными значениями, на основе которых формируются разные теории модернизации.

Одной из них является теория классической модернизации, в рамках которой описывается и объясняется процесс перехода традиционного общества к современному в Западной Европе.
Эта теория определяла такие векторы политического проекта модернизации, как индустриализация, рыночная экономика, гражданское общество, демократия, правовое государство, рационализм и либерализм, которые и стали индикаторами современного общества.

Теория классической модернизации является «идеальным типом», с помощью которого стремяться выявить особенности конкретных модернизационных процессов. Поскольку эти особенности, или отклонения от классического варианта модернизации, на практике оказались довольно существенными, то теория классической модернизации подвергается модификации.

С помощью модифицированных теорий модернизации стремятся описать и объяснить процессы и результаты реализации различных политических проектов модернизации. С. Хантингтон выделил три таких проекта: «вестернизация без модернизации», «модернизация без вестернизации» и «догоняющее развитие». Соответственно были разработаны теории вестернизации, неорганической модернизации, органической модернизации, вторичной модернизации, догоняющей модернизации, эшелонов модернизации и др.

Поскольку политические проекты модернизации оказались, как правило, незавершенными в классическом понимании, то возникли различные теории частичной модернизации, которые сводили модернизацию, например, к индустриализации, или политической модернизации.

В конце 80-х гг. прошлого века и политические проекты модернизации, и научные теории модернизации оказались в кризисе: проекты не были реализованы, а теории оказались недостаточно эффективными в когнитивном плане. Вместе с тем это был кризис не столько самих проектов и теорий, сколько кризис того стиля политического и научного мышления, основу которого составляла методология однолинейного прогрессизма и безальтернативности общественного развития. В интеллектуальном сообществе появились призыву к преодолению синдрома безальтернативности, в рамках которого процесс модернизации в Западной Европе стал рассматриваться не как универсальный, а уникальный. Например, один из известных специалистов по теории модернизации Ш. Эйзенштадт высказал мысль о том, что в условиях глобализации Запад не может быть универсальным образцом общественного развития. Каждое общество должно само решать, в каком типе модернизации оно нуждается.

В условиях появления множества «модернизмов», складывающихся на локальном уровне, стали разрабатываться национальные проекты модернизации. В этих проектах акценты делаются на необходимости решения прежде всего актуальных проблем, без которых невозможно развитие конкретных обществ. При этом сторонники национальных проектов модернизации подчеркивают возможность их реализации только на основе достижения определенного уровня усвоения западного опыта. По мнению С. Хантингтона, надо в начале пройти какой-то уровень вестернизации и лишь потом перейти к собственной модели развития. Такая модель развития и получила название национальной модели модернизации (В.Г. Федотова).

Таким образом, интеллектуальная мысль вплотную подошла к вопросу о необходимости рассмотрения проблемы модернизации в контексте двух тенденций, отчетливо проявляющихся в постсовременном мире – глобализации и локализации. В этом контексте представление о модернизации как следовании заранее определенным образцам заменяется представлением о модернизации как открытом инновационном процессе, в ходе которого национальные государства решают свои актуальные проблемы развития в ответ на «вызовы» постсовременности. Такое представление о модернизации, возможно, позволит преодолеть кризис, в котором оказались и научные теории модернизации, и ее политические проекты.





Похожие:

Лубский А. В. Модернизация: смена парадигм // Модернизация: Россия и Европа: Сборник материалов. Т. – Ростов н/Д: Изд-во Рост ун-та, 2005 iconЛубский А. В. Государственность как матрица российской цивилизации // Гуманитарный ежегодник. – Ростов н/Д: Изд во Ростовского ун-та, 2005

Лубский А. В. Модернизация: смена парадигм // Модернизация: Россия и Европа: Сборник материалов. Т. – Ростов н/Д: Изд-во Рост ун-та, 2005 iconЛубский А. В. Цивилизационная специфика становления федерализма в России // Россия – Германия: проблемы федерализма (политологический сборник). Дортмунд – Ростов н/Д. 2000

Лубский А. В. Модернизация: смена парадигм // Модернизация: Россия и Европа: Сборник материалов. Т. – Ростов н/Д: Изд-во Рост ун-та, 2005 iconА. В. Лубский конфликтогенные
Конфликтогенные факторы на Юге России: Методология исследования и социальные реалии / Отв ред. В. В. Черноус. – Ростов н/Д.: Изд-во...
Лубский А. В. Модернизация: смена парадигм // Модернизация: Россия и Европа: Сборник материалов. Т. – Ростов н/Д: Изд-во Рост ун-та, 2005 iconЛубский А. В
России // Роль идеологии в трансформационных процессах в России: общенациональный и региональный аспекты: Материалы международной...
Лубский А. В. Модернизация: смена парадигм // Модернизация: Россия и Европа: Сборник материалов. Т. – Ростов н/Д: Изд-во Рост ун-та, 2005 iconЛубский А. В. Государственность и нормативный тип личности в России // Гуманитарный ежегодник. – Ростов н/Д; М.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2007

Лубский А. В. Модернизация: смена парадигм // Модернизация: Россия и Европа: Сборник материалов. Т. – Ростов н/Д: Изд-во Рост ун-та, 2005 iconМодернизация учебно-лабораторного, компьютерного и спортивного оборудования в образовательном учреждении
Одно из направлений реализации Проекта развития моу «Сланцевская сош №1» до 2014 года модернизация материально-технической обеспеченности...
Лубский А. В. Модернизация: смена парадигм // Модернизация: Россия и Европа: Сборник материалов. Т. – Ростов н/Д: Изд-во Рост ун-та, 2005 iconДокументы
1. /МРБ 1148. Сотников С.К. Модернизация узлов телевизоров (2-е изд.), 1990.djvu
Лубский А. В. Модернизация: смена парадигм // Модернизация: Россия и Европа: Сборник материалов. Т. – Ростов н/Д: Изд-во Рост ун-та, 2005 iconЛубский А. В
Лубский А. В. Политология в России: состояние и возможности политической концептологии // Государственное и муниципальное управление:...
Лубский А. В. Модернизация: смена парадигм // Модернизация: Россия и Европа: Сборник материалов. Т. – Ростов н/Д: Изд-во Рост ун-та, 2005 iconВ. И. Курбатов Чернобровкин И. П
...
Лубский А. В. Модернизация: смена парадигм // Модернизация: Россия и Европа: Сборник материалов. Т. – Ростов н/Д: Изд-во Рост ун-та, 2005 iconКомплексный проект модернизации образования (кпмо) это составляющая часть национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Термин «модернизация образования» уже прочно вошёл в нашу повседневную жизнь
Модернизация образования направлена, прежде всего, на обеспечение современного качества школьного образования. А этого можно достичь,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов