Http://www archipelag ru/text/n03. htm Человек и империя: к уточнению проблемы icon

Http://www archipelag ru/text/n03. htm Человек и империя: к уточнению проблемы



НазваниеHttp://www archipelag ru/text/n03. htm Человек и империя: к уточнению проблемы
страница1/3
Дата конвертации05.09.2012
Размер442.41 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

1.

http://www.archipelag.ru/text/n03.htm Человек и империя: к уточнению проблемы

В.П.Макаренко, доктор философских и политических наук, профессор, Заслуженный деятель науки России, зав.кафедрой политической теории

Ростовского университета

Обычно империя понимается как государство, которое проводит репрес­сивную внутреннюю и экспансионистскую внешнюю политику1. С конца 1980-х гг. термин империя применяется для описания многонациональных государств, в которых нет равенства обществ и индивидов. Поэтому Р.Суни предложил анализировать отношение между империей, колонизацией и ста­новлением наций. По его мнению, проблема современных империй связана с внутренним строением континентальных государств, а не империй с замор­скими колониями. Современная Россия в отношении «ближнего зарубежья» проводит экспансионистскую политику. Для ее анализа Р.Суни разрабатыва­ет теории имперского выживания, упадка и распада2. Для целей нашей статьи важны следующие положения данных теорий.

Идеальный тип империи отличается от идеального типа национального государства следующими характеристиками: неравенство метрополии и пе­риферии; этнические различия; географическое разделение; административ­ная неоднородность. Такова специфика метрополий Османской, Российской и Советской империй. В каждой из них политический класс идентифициро­вался с государством. Имперская колонизация - это эксплуатация периферии метрополией. Советская империя была не легитимным политическим образо­ванием, неспособным сдержать рост внутренних наций. Распад СССР пока­зал, что империализм остается главной тенденцией политики России.

Вслед за Б.Андерсоном Р.Суни не считает нации естественными продук­тами исторического развития. Нация - это результат работы интеллектуаль­ных и политических элит, и существует как особое понимание истории - не­прерывное движение субъекта-нации к самосознанию3. Новое и новейшее время отличается борьбой за уравнение утопии нации с государством. Этим объясняются причины сохранения европейских империй в Х1Х-ХХ вв.: «Со­временные империи оказались перед дилеммой: либо сохранять привилегии и различия, на которых основывалась власть элиты, либо начинать либераль­ные реформы, способные подорвать положение старых господствующих классов» . Ни одна империя не смогла эффективно сочетать разные полити­ческие курсы в отношении метрополии и периферии.


Взамен политические элиты Оттоманской, Австро-Венгерской и Россий­ской/советской империй способствовали переходу от старых империй к со-

Исторически термин империя означал: исполнительную и верховную власть Рима, который насильственно удерживал группы населения в составе большого территориального государства; по мере становления абсо­лютных монархий Нового времени империя превратилась в государство, управляемое императором и кон­тролирующим суверенитет других государств.

2 См.: Суни Р. Империя как она есть: имперская Россия, «национальное» самосознание и теории империи //
Ab Imperio: теория и история национальностей и национализма в постсоветском пространстве. 2001, № 1-2,
с.9-72

3 Там же, с. 19-20

4 Там же, С.22

2.

временным бюрократическим централизованным государствам, подчеркивая цивилизаторскую и модернизационную миссии метрополии. На деле модер­низация создает условия краха империи: «Если программа развития успешно реализуется среди колонизированных народов, создавая материальное благо­состояние, интеллектуальную традицию, стимулируя урбанизм и индустриа­лизацию, оправдание имперского порядка по отношению к «отсталым» наро­дам теряет логическое основание»5. Современные империи стремятся сохра­нить дистанцию между правителями и управляемыми. Власть метрополии над периферией - источник насилия. При этом дискурсивная власть перепле­тена с имперским общественным мнением, санкционирующим насилие: «Ко­лониализм и присущий ему расизм не только определяли положение колони­зированных народов, но также задавали самовосприятие колонизатора»6.

Распад империй - следствие военных поражений, национализма, демо­кратии и модернизации, подрывающих легитимность имперского порядка. После 1945 г. империя стала архаичной политической формой. В частности, крах проекта русской нации Р.Суни объясняет следующими причинами: об­ширная география, ограниченные ресурсы, редкое население, слабость средств сообщения; временная последовательность событий; отсутствие го­ризонтальных эгалитарных связей национального характера; неспособность русских интеллектуалов и политиков предложить ясную идею русской нации и разработать идентичность, не сводимую к религиозному, имперскому, го-сударственническому и этническому сознанию7.

Но возможна ли вообще концепция нации, которая не сводится к рели­гиям, этносам и империям, поскольку религиозные сообщества и династиче­ские государства порождают национализм и связывают традиционные и со­временные формы религиозности8? - так ставит проблему Р.Суни. На этот вопрос нет определенного ответа в мировой и отечественной науке и практи­ке. Я попытаюсь внести уточнения в саму постановку.

^ Методологические замечания. Первое возражение связано с тем, что Р.Суни рассматривает проблему империй в контексте схемы, популярной в англо-американской историографии и социальных науках. Согласно этой схеме, в истории существовало несколько типов политических образований: древние города-государства, мировые империи (начиная с империи Алексан­дра Македонского), средневековые города-государства, абсолютные монар­хии, колониальные империи и национальные государства. Эта схема не соот­ветствует исторической реальности. Она напоминает марксову схему «рабо-владельческое-феодальное-капиталистическое-социалистическое государст­во» и снимает проблему тождества сухопутных империй и империй с замор­скими колониями9.

5 Там же, с.24-25

6 Там же, С.27

7 Там же, с.46-49

8 См.: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма.
М., Канон-Пресс-Ц, 2001, с.33-45

9 См.: Макаренко В.П. Колониализм: взгляд из сегодняшнего дня // Общество и экономика. 2002, № 8-9

3.

Во-вторых, Р.Суни анализирует процессы распада современных импе­рий, абстрагируясь от дискуссии между макро- и микро-социологией, приме­няя макросоциологические схемы для объяснения данных процессов. Эти схемы давно существуют в социальных науках Запада, включая советологию и современное россиеведение. Но они сомнительны, поскольку советологи и постсоветологи (россиеведы) отличаются крайним консерватизмом10. Сове­тология во всех ответвлениях (экономическая теория, социология, политоло­гия, историография) не дала ответа на вопрос о социальных механизмах гене­зиса и распада советской империи. Более того, отечественные и зарубежные ученые приводят множество скандальных фактов, когда советологические штудии использовались ЦРУ, КГБ и военно-промышленными комплексами США и СССР в целях апологетики советской империи11. Поэтому ни эмпи­рические данные, ни советологические концепции не могут служить мате­риалом для теоретических обобщений. В этом смысле советология в целом есть частный случай традиционной социологии, в которой всегда существует множество эмпирических данных и отдельные островки теории.

Среди них в последнее десятилетие приобрела популярность концепция И.Уоллерстайна. Он переформулировал марксову дихотомию господствую­щих и угнетенных классов на теоретические категории мир-системы (мир-экономики и мир-политики), центра и периферии. Отношения между ними определяются колониальными захватами, экономической эксплуатацией, логикой волн Кондратьева и другими циклами12. Анализ И.Уоллерстайна обобщает результаты исследований Т.Скокпол (сравнение революций в Рос­сии, Франции и Китае как воплощения революционных ситуаций в результа­те нарастания военно-политических кризисов, классового господства, моби­лизации угнетенных классов, становления чувства солидарности, социальной самостоятельности и укрепления структурных связей на фоне распада аппа­рата насилия под влиянием военных поражений и фискального кризиса)13 и Ч.Тилли (трактовка трансфера власти как следствия революционной ситуа­ции)14. Прогнозы революционных изменений XXI века, включая нарастание конфликта между «мир-империями» и «мир-экономиками», высказываются в данном теоретическом контексте, который тоже не анализирует Р.Суни.

Можно ли использовать указанную концепцию для изучения перма­нентно нестабильных обществ? Здесь надо учитывать множество факторов. Отмечу лишь два:

1. Регионы, которые находились в орбите влияния Оттоманской, Австро-Венгерской и Российской/советской империй (Ближний Восток, Балканы,

10 См.: Collins R. Prediction in Macrosociology: The Case of the Soviet Collaps // American Journal of Sociology.
1995, nr 100, p.1552-1593

11 См.: Малиа М. Из-под глыб, но что?.. Очерк истории западной советологии // Отечественная история.
1997, № 5; Бирман И. Аномальное полузнайство // Свободная мысль. 1997, № 9; Кастельс М. Информацион­ная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000, с.43 5-490

12 См.: Wallerstein I. Unthinking Social Science: The Limits of Nineteenth-Century Paradigms. Cambridge, Polity
Press, 1991

13 См.: Skocpol T. States and Social Revolution: A Comparative Analysis of France, Russia and China. New York,
Cambridge University Press, 1973

14 См.: Tilly Ch. From Mobilization to Revolution. Reading, Massachusetts, Addison-Wesley, 1978

4.

Кавказ, Средняя Азия), на протяжении XX в. породили большое число войн и революций. Если связывать войны и революции со становлением новых го­сударств, данный процесс еще незавершен15.

2. Социологи определяют революции как «... наиболее яркое проявле­ние социальных изменений. Они знаменуют собой фундаментальные пере­ломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнут­ри и буквально «перепахивают» людей. Они ничего не оставляют без изме­нения; заканчивают прежние эпохи и начинают новые. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв его потенциала са­мотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции - знак социального здоровья»16.

Между тем, Р.Суни при обсуждении распада империй обходит эти темы.

Но даже если согласиться с приведенным определением революций, ос­тается неясно, как макросоциологическая концепция революции связана с чувствами индивидов? П.Штомпка считает, что «... социологическая теория — это лишь слегка усложненный здравый смысл. Теория революции опирает­ся на миф о революции; с некоторой неизбежной временной задержкой она систематизирует то, что обычные люди думают о революции»17. Главное при интерпретации революции - признание комплексности социальных измене­ний. Революционная ситуация образует новую структурную систему общест­ва. По отношению к ней индивиды вырабатывают новые или модифицируют прежние способы адаптации. Классическая дюркгеймовская дихотомия «ин­дивид-общество» все еще сохраняется, но уже не является основанием для

признания индивидуальных чувств выражением коллективного сознания18. Индивид - не автомат, запрограммированный обществом, культурой, истори­ей, средой или империей19.

Каково же отношение между сетью структурного насилия империи и действиями индивидов? Этот вопрос Р.Суни тоже не ставит. Прежде чем предложить свой ответ, я хотел бы отвергнуть понятие homo sovieticus как теоретически бесплодное. Оно сложилось в советологии, затем было использовано официальными советскими идеологами с противоположным знаком20, а также «духовными вождями» диссидентов. Например, А.Зиновьев пишет: «Если человек поставлен в условия, которые ниже некоторого минимума, не­обходимого для практической применимости норм морали, то бессмысленно применять к его поведению моральные критерии. Человек в таких условиях самими условиями не просто освобождается от моральных норм, он освобо-

15 См.: Лангевише Д Что такое война? Эволюция феномена войны и ее легитимизация в Новое время // Ab
Imperio: теория и история национальностей и национализма в постсоветском пространстве. 2001, № 4

16 См.: Штомпка П. Социология социальных изменений. М., Аспект-Пресс, 1996, с.367

17 Там же, С.368

18 См.: Макаренко В.П. Аналитическая политическая философия: очерки политической концептологии. М.,
Праксис, 2002, с.133-143

19 Индивид - член общества, а не раб собственных инстинктов и навыков. Он использует, модифицирует и
воплощает в жизнь социальные ритуалы не только по принуждению и инерции, но и в виде определения
жизненных ситуаций.

20 См., например: Смирнов Г.Л. Советский человек. М., Политиздат, 1977

5.

ждается от них в силу самих моральных соображений»21. Конечно, нетрудно объяснять поведение индивидов ссылкой на имперское насилие, которое фактически или мнимо парализует их волю и самостоятельность. Но почему разные индивиды избирают разные способы поведения? Э.Райт частично от­ветил на этот вопрос: «Вопреки предсказаниям Маркса, аналогичное классо­вое положение не создает автоматически одинакового классового сознания. По крайней мере, часть социальных сил, ответственных за классовые и груп­повые практики, содержится в чувствах и суждениях акторов»22. Я предлагаю распространить этот вывод на все объяснения социальных и политических процессов Российской/советской империи.

Однако конструктивистский образ общества тоже не свободен от недос­татков23. Процессуальное понимание действий индивидов ведет к проблеме: почему закономерности поведения людей в советской империи отличались от закономерностей буржуазной практики? Если реальность лишь конструиру­ется и интерпретируется, то различия в поведении индивидов должны быть одинаковыми или вообще не выступать, поскольку смысл любой ситуации зависит от свободной воли.

В такой ситуации возникает проблема методологического выбора:

  1. Признать описание контекста действия главной задачей исследовате­ля. Это означает отказ от теоретического объяснения социальных событий,
    если понимать социологическую теорию как формулировку принципов и за­
    конов развития и функционирования общества. Характерные примеры анти-
    теорического выбора - «насыщенное описание» (thick description) К.Гирца,
    фактуализм количественной социологии и постмодернистский фантомный
    образ общества, подкрепленный мнениями о «смерти теории»24.

  2. Погрузиться в конкретную социальную действительность для описа­ния универсальных свойств человеческого взаимодействия, включая способы
    достижения социального порядка на каждом уровне социального бытия. При
    этом исходным пунктом анализа служат социальные комплексы «актора-в-
    ситуации». В них «рушится» привычный и создается иной социальный поря­
    док. Этот процесс обладает универсальными свойствами, которые не являют­ся лишь проявлениями макроструктур в данной ситуации. Он регулирует
    групповое сопричастие индивидов. Гармония взаимных ожиданий достигает­ся в ходе творчества интерактивных порядков, определяющих индивидуаль­ные действия. Субстанциальное значение ситуации базируется на социаль­ном положении индивидов. Они физически присутствуют в определенном
    месте и времени, но это присутствие определенным образом структурирова­но. «Ситуативность» означает, что индивиды вмонтированы в ситуацию и

21 Зиновьев А. Гомо советикус. М., Центрполиграф, 2000, с.66. См. также сс.240-244

22 Wright E. Class Counts: Comparative Studies in Class Analusis. Cambridge, Cambridge University Press, 1997,
p.89

23См.: Blumer H. Symbolic Interactionism: Perspective and Method. Berkeley, University of California Press, 1986; Denzin N., Lincoln Y. Handbook of Qualitative Research. Thousand Oaks, Sage Publication. 1994, p.500-515

24 См.: Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология иссле­дований культуры. Т. 1. СПб., Университетская книга, 1997; Бауман 3. Мыслить социологически. М., Ас­пект-Пресс, 1996

6.

имеют определенные причины для совместного пребывания в ней. Ангажи­рованность во взаимодействие «стандартно», поскольку включает социали­зирующие ресурсы (жесты, социальные навыки, типы коммуникации со сре­дой) каждого индивида. Поэтому взаимодействие координирует сознатель­ные и бессознательные действия25.

Д.Тернер и Р.Коллинз показали, что основной единицей социального анализа является общение. Его пространство конституируется обменом куль­турного капитала и эмоциональной энергии. Культурный капитал - это па­мять о предшествующих взаимодействиях, вокальные стили, типы знания и т.п. Эмоциональная энергия - это уровень и тип чувства, расходуемого инди­видами в определенной ситуации. Существует различие между общим (мно­жество безличных символов знания, положения, авторитета, групповой при­надлежности) и частным (память индивидов о собственных специфических свойствах и свойствах других лиц) капиталом. Взаимодействие происходит в общении, в которое акторы вкладывают культурный капитал и эмоциональную энергию ради максимальной прибыли (например, членство в группе)26.

Я попытаюсь применить символический интеракционизм для анализа отношения «индивид-империя» на примере поэмы В.Ерофеева «Москва -Петушки». Она отражает социальные факты (в смысле Дюркгейма) периода трансформаций советской империи и содержит эмпирический материал для анализа поставленной проблемы. Эта поэма используется нами как иллюст­рация указанного отношения (процессы включения в группу, уровни нера­венства индивидуальных ресурсов и способы взаимопонимания), которое подчиняется закономерностям поведения индивидов. Т.Толстая заметила, что в данной поэме описан «...человек российского универсума. Российский универсум — это чисто российская вселенная» . Но я предлагаю сузить кон­статацию Т.Толстой до характеристики человека метрополии - столицы им­перии. Тема столицы тоже малоизучена при описании советской империи28.

^ Homo sovieticus или «пыльный мудак»? «Москва - Петушки» описы­вает жизнь Венички Ерофеева, знаменитого прежде всего тем, «...что за всю

*7Q

свою жизнь ни разу не пукнул» (30) ». Эта жизнь - пример определенных ритуалов общения. Речь идет о социальной адаптации, которая не является

25 Познавательные действия - существенный, но не единственный способ взаимопонимания. Оно вырабаты­
вается совместной игрой познания, эмоций, настроений. Так реализуется стремление к координации взаи­
модействия. Любая ситуация не абсолютна. Но она всегда есть предмет суждения и оценки, поскольку
включает ритуалы, обеспечивающие преемственность и смысл человеческих действий. Это ведет к тому, что
всегда и везде существует множество порядков взаимодействия. Они не являются функцией индивидуаль­
ного опыта, а свойством осмысленного отношения между приобретенным опытом и «живым настоящим»
последующих событий. Это отношение формируется посредством социальных (общих) классификаций и
уникальных (частных) описательных категорий. Поэтому ритуалы взаимодействия не являются простым
выражением социальных структур. Ритуал - это экспрессия, ориентированная на существующие ожидания.

26 См.: Turner J., Collins R. Toward a Microtheory of Structuring // Turner J. (ed.). Theory Building in Sociology:
Assesing Theorthical Cumulation. Newbury Park, Sage Publications, 1989, p. 118-130

27 См.: Ерофеев В. Москва-Петушки и пр. М., Прометей, 1989, с.126

28 Обоснование положения о том, что при анализе отношения между индивидом и империей надо прежде
всего анализировать человеческий материал столицы см.: Макаренко В.П. Русская власть: теоретико-
социологические проблемы. Ростов-на-Дону, СКНЦ ВШ, 1998, с.205

29 Цифра в круглых скобках, если это специально не оговорено, указывает страницу текста: Ерофеев В. Мо­
сква - Петушки и пр. М., изд-во «Прометей», 1989

7.

ни обычной пьянкой, ни бегством из мира империи (по схеме Р.Мертона). В.Ерофеев создал культурную инновацию путем преобразования имперской символики в карнавал. Инновация обозначается как трансцендентальная пьянка, и вначале описывается на примере поведения пассажиров электрич­ки: «Вон - справа, у окошка - сидят двое. Один такой тупой-тупой и в тело­грейке. А другой такой умный-умный и в коверкотовом пальто. И пожалуй­ста - никого не стыдятся, наливают и пьют. Закусывают и тут же опять нали­вают... Тупой-тупой выпьет, крякнет и говорит: «А! Хорошо пошла, курва!» А умный-умный выпьет и говорит: «Транс-цен-ден-тально!» И таким празд­ничным голосом. Тупой-тупой закусывает и говорит: «Заку-уска у нас сего­дня блеск! Закуска типа «я вас умоляю»! А умный-умный жует и говорит: «Да-а-а... Транс-цен-ден-тально!..» (27).

Трансцендентальная пьянка объединяет тупых и умных жителей столи­цы, поскольку исключает имперский порядок. Единственный барьер на пути такого объединения-исключения - отсутствие или временная недоступность спиртного. Водка - конституирующее условие альтернативной реальности, которая начинается в столице. Но империя от этого не исчезает и остается общим культурным капиталом, определяющим всю социальную реальность.

В состав определений столицы империи входят следующие элементы:

^ Кремль - невидимый символ стремлений Венички: «Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже (тысячу раз), напившись или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец, насквозь и как попало и ни разу не видел Кремля... А потом я пошел в центр, потому, что у меня всегда так: ко­гда я ищу Кремль, я неизменно попадаю на Курский вокзал. Мне, ведь, соб­ственно, и надо-то было идти на Курский вокзал, а не в центр, а я все-таки пошел в центр, чтобы на Кремль хоть раз посмотреть: все равно ведь, думаю, никакого Кремля я не увижу, а попаду прямо на Курский вокзал» (16-17). В конечном счете Кремль оказывается в Петушках, куда Веничка попадает в невменяемом состоянии. И там вначале разбивают его голову ударом о крем­левскую стену, а затем закалывают шилом.

^ Пантеон святых: «А после захода солнца - деревня Черкасов была про­возглашена столицей... и там же сымпровизировали съезд победителей. Все выступавшие были в лоскут пьяны, все мололи одно и то же: Максимилан Робеспьер, Оливер Кромвель, Соня Перовская, Вера Засулич» (91).

^ Законы марксизма-ленинизма: «Говорят, вожди мирового пролетариата, Карл Маркс и Фридрих Энгельс, тщательно изучили схему общественных формаций и на этом основании сумели многое предвидеть» (53).

Правители: «Я ... путаю «ЦК» с «денатуратом» - и то, и другое имеет синеватый оттенок... обе эти вещи распространяют смрадное благоухание»30.

^ Рабочий класс - борец за свободу трудового народа: «Встань в мое по­ложение. С утра до пяти вечера ты выгружаешь из печи кирпич. Температура 40-50 градусов. Кирпич раскаленный. На улице, если ты даже урвешь полча-

30

Ерофеев В. Записки психопата. Москва-Петушки. М., Вагриус, 2000, с.82

8.

ça на отдых, - жарко. Работаешь почти голый, глотаешь испарения горячего кирпича - и все время одно и то же: наклоняешься на кирпичом, берешь, гру­зишь на тележку, ее отвозят, моментально подвозят другую - у тебя уже кружится голова, грудь жжет, во всем теле ломота, ты еле держишься на но­гах - и все равно: наклоняешься, берешь, грузишь, опять наклоняешься... В конце концов, тебе уже ясно, что именно в этой печи - вся цель твоей жизни. И тебе совершенно безразлично, вдохновляют ли тебя высшие цели или ты работаешь бесцельно. Тебе все равно, в каком государстве ты работаешь, и какими идеями руководствуются твои властители... Люди издавна так рабо­тали, но ведь у нас все это, вместе взятое, без зазрения совести называется счастьем! Единственное, что у тебя остается, - водка, а ты пьешь ее осторож­но, крадучись, исподтишка... Любая неосторожность - и тебя оштрафуют на 50 рублей!»31. Каторжный труд и пьянка - исходные характеристики совет­ского рабочего класса.

Есть и просветления: «Мы жили исключительно духовной жизнью. Я расширял им кругозор по мере сил, и им очень нравилось, когда я им его расширял: особенно во всем, что касается Израиля и арабов. Тут они были в совершенной восторге от Израиля, в восторге от арабов, и от Голанских вы­сот в особенности. А Абба Эбан и Моше Даян с языка у них не сходили. Приходят они утром с блядок, например, и один у другого спрашивает: «Ну как? Нинка из 13-ой комнаты даян эбан?» А тот отвечает с самодовольной умешкою: «Куда ж она, падла, денется! Конечно, даян!» (с.33).

^ Труд и досуг'. «До меня наш производственный процесс выглядел сле­дующим образом: с утра мы садились и играли в сику, на деньги... Потом вставали, разматывали барабан с кабелем и кабель укладывали под землю. А потом - известное дело: садились, и каждый по-своему убивал свой досуг, ведь все-таки у каждого своя мечта и свой темперамент: один - вермут пил, другой, кто попроще - одеколон «Свежесть», а кто с претензиями - пил коньяк в международном аэропорту Шереметьево. И ложились спать. А на­утро так: вначале садились и пили вермут. Потом вставали и вчерашний ка­бель вытаскивали из-под земли и выбрасывали, потому что уже весь мокрый был, конечно. А потом - что же? - потом садились играть в сику, на деньги. Так и ложились спать, не доиграв. Рано утром уже будили друг друга: «Леха! Вставай в сику играть!» «Стасик, вставай доигрывать вчерашнюю сику!» Вставали, доигрывали в сику. А потом - ни свет, ни заря, ни «Свежести» не попив, ни вермуту, хватали барабан с кабелем и начинали его разматывать, чтоб он до завтра отмок и пришел в негодность. А уж потом - каждый за свой досуг, потому что у каждого свои идеалы. И так все сначала» (с.32)

^ Характеристика имперской нации: «Мне нравится, что у народа моей страны глаза такие пустые и выпуклые... Они постоянно навыкате, но - ни­какого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла - но зато какая мощь! (Какая духовная мощь!) Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Что бы ни случилось с моей страной, во дни сомнений, во

31 Там же, с.88-89

9.

дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий, - эти глаза не сморгнут. Им все божья роса...» (с.26-27).

^ Сравнение русской нации с другими нациями: «Имеет ли рвота нацио­нальные особенности? Мысленное сравнение грузинской рвоты, извержение которой я только что недавно имел удовольствие созерцать в метро, - и этой, раскинувшейся похабно передо мной и всем своим крикливым видом с гор­достью заявлявшей о своем русском происхождении, - не дало никакого по­ложительного результата. А впрочем, легкое сходство есть... И это сходство еще раз заставило меня сожалеть о постепенном сглаживании национальных

различии»32.

^ Имперские интеллектуалы: «Главное - не бойся тюрьмы... Тюрьма озверивает... А это - хорошо. Бандиты эти грубые, бесчувственные - но не скрывают этого... Искренние... А ваши эти университетские - то же самое, а пытаются сентиментальничать... А ваши эти все - холодные умники... Они могут доказать ненужность того, чего у них нет... и для них это - признак ума... Они, эти цивилизованные, будут ненавидеть тебя... Главное - избегай всегда искренности с ними»33.

^ Отношение к родине: «У меня, например, свое понятие «любить» и свое понятие «Родина»... Для меня выражение «любить» имеет то же значение, что для вас - «ненавидеть»... Для меня, может быть, благо - поголовное ис­требление всего населения нашей, извините, Родины»34.

^ Похмельный социальный идеал: «О, если бы весь мир, если бы каждый в мире был бы, как я сейчас, тих и боязлив и был бы так же ни в чем не уверен: ни в себе, ни в серьезности своего места под небом - как хорошо бы! Ника­ких энтузиастов, никаких подвигов, никакой одержимости! - всеобщее мало­душие. Я согласился бы жить на земле целую вечность, если бы прежде мне показали уголок, где не всегда есть место подвигам» (21).

^ Противопоставление коммунистического «рая» и капиталистического «ада». При этом «ад» - материал пьяного трепа, а не фактическая альтерна­тива «раю»: «Можно себе представить, какие глаза там. Где все продается и все покупается: ... глубоко спрятанные, притаившиеся, хищные и перепуган­ные глаза... Девальвация, безработица, пауперизм... Смотрят исподлобья, с неутихающей заботой и мукой - вот какие глаза в мире чистогана...» (26-27).

^ Страноведение «загнивающего Запада». Штаты - это континент скорби, в котором «...свобода так и остается призраком... У них ни в одной гримасе, ни в жесте, ни в реплике нет ни малейшей неловкости, к которой мы так при­выкли. На каждой роже изображается в минуту столько достоинства и пас­кудного самодовольства, что хватило бы всем нам на всю нашу великую се­милетку... Жрут по пять раз на день, и очень плотно, и все с тем же беско­нечным достоинством — а разве вообще может быть аппетит у хорошего че­ловека, а тем более в Штатах!» (79).

32 Там же, с. 12

33 Там же, с.29-30

34 Там же, с.80-81

10.

В Италии все поют и рисуют, на русского человека не обращают ника­кого внимания, а русской грусти не понимают. Но Веничке в Италии «...ничего и не надо было... Мне только три вещи хотелось посмотреть: Ве­зувий, Геркуланум и Помпею. Но мне сказали, что Везувия давно уже нет, и послали в Геркуланум. А в Геркулануме мне сказали: «Ну, зачем тебе, дура­ку, Геркуланум? Иди-ка ты лучше в Помпею». Прихожу в Помпею, а мне го­ворят: далась тебе эта Помпея! Ступай в Геркуланум» (с.80).

Вместо этого Веничка отправился во Францию - поступить в Сорбонну и стать бакалавром: «А меня спрашивают: «Если ты хочешь учиться на бака­лавра - тебе должно быть что-нибудь присуще как феномену. А что тебе как феномену присуще?» Я говорю: «Ну что мне как феномену может быть при­суще? Я ведь сирота». «Из Сибири?» - спрашивают. Говорю: «Из Сибири». «Ну, раз из Сибири, в таком случае хоть психике твоей да ведь должно быть что-нибудь присуще. А психике твоей - что присуще?» Я подумал: это все-таки не Храпуново, а Сорбонна, надо сказать что-нибудь умное. Подумал «и сказал: «Мне как феномену присущ самовозрастающий Логос». А ректор Сорбонны, пока я думал про умное, тихо подкрался ко мне сзади, да как хряснет меня по шее: «Дурак ты, - говорит, - а никакой не Логос! Вон, - кри­чит, - Ерофеева из нашей Сорбонны!» (80-81).

Несолоно хлебавши, Веничка пошел в Париж. А там - одни бардаки: «Все снуют - из бардака в клинику, из клиники опять в бардак. И кругом столько трипперу, что дышать трудно ... и ноги передвигаешь с трудом» (81). Здесь он встретил выдающихся левых интеллектуалов - Л.Арагона и Э.Триоле и пытался открыть им сердце: «...что я отчаялся во всем, но нет у меня ни в чем никакого сомнения, и что я умираю от внутренних противоре­чий» (81). Но интеллектуалы пренебрегли Веничкой, особенно Триоле: «... она, как старая блядь, потрепала меня по щеке, взяла под ручку своего Ара­гона и дальше пошла» (81). Потом оказалось, что это были не Арагон и Триоле, а Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар.

После контактов с законодателями интеллектуальных мод XX в. он ре­шил написать эссе о любви: «Стервозность как высшая и последняя стадия блядовитости». Но эссе вернули: «Язык мой признали блестящим, а основ­ную идею - ложной. К русским условиям, сказали, - возможно, это и приме­нимо, но к французским - нет; стервозность, сказали, у нас еще не высшая ступень и уж далеко не последняя; у вас, у русских, ваша блядовитость, дос­тигнув предела стервозности, будет насильственно упразднена и заменена онанизмом по обязательной программе; у нас же, у французов, хотя и не ис­ключено в будущем органическое врастание некоторых элементов русского онанизма, с программой более произвольной, в нашу отечественную содо­мию, в которую - через кровосмесительство - трансформируется наша стер­возность, но врастание это будет протекать в русле нашей традиционной блядовитости и совершенно перманентно!.. Короче, они совсем заебали мне мозги» (82).

Затем Веничка пошел ангажироваться в Британский музей. Но туда его тоже не приняли. Директор музея «... стал передо мной на карачки и принял-

11.

ся обнюхивать мои носки. Обнюхав, встал, поморщился, сплюнул, а потом спросил: «Это в таких-то носках чтобы я вас ангажировал?!"»... Пошел в па­лату лордов и там сказал: «Лорды! Вот тут у меня за дверью стоит один по­донок. Он из снежной России, но вроде не очень пьяный. Что мне с ним де­лать, с этим горемыкой? Ангажировать это чучело? Или не давать этому пу­галу никакого ангажемента?» А лорды рассмотрели меня в монокли и гово­рят: «А ты попробуй, Уильям! Попробуй, выставь его для обозрения! Этот пыльный мудак впишется в любой интерьер!» (83-84).

Перечисленные элементы империи конституируют образ жизни в столи­це. Если эту систему рассматривать статически, в категориях homo sovieticus, освоение империи невозможно. Но тогда орбиты движения индивидов были бы строго рассчитаны в соответствии с планами создателей империи. На деле движение индивидов нарушает планы. Пути индивидов планируются сверху и не предполагают перекрещивания. Однако дело обстоит иначе.

  1   2   3




Похожие:

Http://www archipelag ru/text/n03. htm Человек и империя: к уточнению проблемы iconHttp://www mtu-net ru/rrr/archives/ukraineR. htm
Львовский исторический занимается следующими областями: Ивано-Франковская, Львовская, Черновицкая, Тернопольская и Закарпатская,...
Http://www archipelag ru/text/n03. htm Человек и империя: к уточнению проблемы iconHttp://www mallorcaweb com/reports/; карта : http://www mallorcaweb com/map-mallorca

Http://www archipelag ru/text/n03. htm Человек и империя: к уточнению проблемы iconHttp://infa24. narod ru/drugie vid reklama norilsk htm

Http://www archipelag ru/text/n03. htm Человек и империя: к уточнению проблемы iconСпособ устойчивого решения неустойчивых задач и его алгоритм
Копия страницы www laboratory ru/articl/math/am14. htm с сайта "Сборник трудов по науке и технике"www laboratory ru
Http://www archipelag ru/text/n03. htm Человек и империя: к уточнению проблемы iconHttp://www grhlib ru/931. html# edn2
Флорищевой пустыни. После этого было вынесено постановление: «Поручить Комиссару Милову с отрядом Красной армии в 25 человек задержание...
Http://www archipelag ru/text/n03. htm Человек и империя: к уточнению проблемы iconОдной file:///G:/www kucherlife narod ru%20(05. 12. 2005)/kucher tvorchestvo/05 11 19 pianim shluham htm

Http://www archipelag ru/text/n03. htm Человек и империя: к уточнению проблемы iconHttp://www funpps de

Http://www archipelag ru/text/n03. htm Человек и империя: к уточнению проблемы iconПосвящение пьяным шлюхам file:///G:/www kucherlife narod ru%20(05. 12. 2005)/kucher tvorchestvo/05 11 19 pianim shluham htm

Http://www archipelag ru/text/n03. htm Человек и империя: к уточнению проблемы iconHttp://www learnenglish org uk

Http://www archipelag ru/text/n03. htm Человек и империя: к уточнению проблемы iconHttp://www britishcouncil org/kidsenglish

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов