Социальные фигуры и бюрокра тический индивидуализм icon

Социальные фигуры и бюрокра тический индивидуализм



НазваниеСоциальные фигуры и бюрокра тический индивидуализм
Дата конвертации10.09.2012
Размер76.11 Kb.
ТипДокументы

ГЛАВА 1

СОЦИАЛЬНЫЕ ФИГУРЫ И БЮРОКРА ТИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ

А.Макинтайр усматривает главную задачу философии и социальных наук в разработке теоретической основы глубин­ной критики всей системы политических дебатов. В демократи­ческих странах Запада эта система издавна претендует на "ра­циональность". Она считается эффективной и не отвергается целиком ни одним из направлений современной социально-по­литической мысли и практики. Либерализм, консерватизм и со­циализм находят в демократии свою "нишу".

То же самое относится к академическим дискуссиям. Наряду с политическими дебатами они отличаются абсолют­ным произволом и не имеют никакого отношения к рациональ­ности. В политических спорах и академических дискуссиях ис­пользуются несоизмеримые аргументы. Альтернативные посылки каждой из сторон не содержат никаких рациональных критери­ев для оценки аргументов другой стороны. Дебаты и дискуссии — это столкновение различных воль. Каждая из них руковод­ствуется произвольным выбором. Посылки, концепции и аргу­менты дискутирующих сторон восходят к разным историчес­ким истокам и контексту. А философы и теоретики всегда не­полно и избирательно отражают историю культуры. При таком положении любое использование так называемых "объектив­ных и безличных" критериев —в виде логики, юридических и академических процедур — ведет к доминированию воли пси­хически более сильного и ловкого лица над другими.

Иначе говоря, научные и властно-политические крите­рии в дебатах и дискуссиях уже давно стали неразличимыми. Эмотивизм в этике и волевая концепция власти в политике слу­жат "теоретическим" обоснованием их отождествления. Но если эмоции и воля превращаются в комплексы классов суждений, то возникает логический круг в доказательстве. Эмотивизм в этике ((волюнтаризм в политике являются наиболее распрост­раненными концепциями. Если согласиться со сторонниками данных концепций, то никаких существенных различий между противоположными суждениями об одних и тех же фактах и объектах не существует. Однако само выражение чувств и воли не является функцией суждений, а функцией их использования в определенных обстоятельствах. В результате открывается ши­рокое поле для манипуляции.

Акцент на исследование манипулятивных отношений в обществе, использующем демократические институты,глав­ный нерв концепции А.Макинтайра.

^ Современное так называемое "гражданское общество " разделено на две сферы:

  • множество организаций, в которых цели и ценности полагаются данными и не подлежат обсуждению;

  • множество индивидов, вовлеченных в обсуждение воп­роса о ценностях, но не обладающих возможностями рациональ­ного решения социальных проблем.

В каждой из данных сфер отражены интернализация и реп­резентация индивидов.
Но главные фигуры социальной жизни полагаются неизмененными и не подлежат обсуждению. О каких же фигурах речь?

При ответе на этот вопрос Макинтайр прежде всего от­вергает ролевую концепцию общества во всех ее разновиднос­тях. Современное общество состоит не из множества социальных ролей, а из нескольких ключевых фигур.

Социальная фигура — это типологическая конструкция. Она предписывает определенные правила поведения людям, выполняющим социальные роли. Фигура содержит в себе дра­матургические и моральные мотивации В ней сливаются роль и личность. А возможности действия определяются более кон­кретно.

Социальные фигуры представляют определенную куль­туру. Специфика культур определяется типичными свойствами выступающих в ней фигур. Для описания специфики культур требуется выделить в них и описать фигуры, обладающие реп­резентативностью на длительных промежутках времени, неза­висимо от социальных и политических преобразований. Идеи и теории могут воплощаться в социальную жизнь только благо­даря фигурам. Одновременно фигуры служат масками. Чело­век надевает их на себя под влиянием общественного мнения, философских, этических и политических теорий.

Например, культура викторианской Англии определялась фигурами Директора школы, Путешественника и Инже­нера. А культура вильгельмовской Германии — фигурами Офи­цера, Профессора и Социал-демократа.

Нетрудно понять, что А.Макинтайр использует социоло­гическую концепцию И.Гоффмана. Но способ и характер ее применения становится весьма неожиданным.

В современном западном обществе английский коллега выделяет типичные фигуры Эстета, Менеджера и Терапевта. Первообраз Эстета восходит к аристократии прошлых веков. Она обладала свободным временем для воспитания и культиви­рования этического и эстетического вкуса. На протяжении пос­леднего столетия Эстет преобразовался в тотального Потреби­теля. У него нет времени для формирования самобытного вкуса и потому он довольствуется шаблонами, которые культивиру­ются рекламой. Первообраз Менеджера восходит к прусскому Офицеру. Фигура Терапевта восходит к представителям юри­дических и духовных сословий. Они уже давным-давно пыта­ются врачевать общественные нравы. Все фигуры могут сосу­ществовать в одном лице. Они порождают и укрепляют друг друга.

Общая характеристика современных социальных фигур —ликвидация различия между манипулятивными и неманипулятивными социальными отношениями во всех сферах действи­тельности. Менеджер не интересуется вопросом о целях органи­зационных структур, а Терапевт считает пустым звуком вопрос о целях человека. Эти цели устанавливаются без соотношения с комплексом концепций человека — экономического, полити­ческого, религиозного, производящего, играющего и т.п. , — существующих в культуре. Менеджер сосредоточен на техно­логии преобразования сырья в готовый продукт, инвестиций в прибыль, неквалифицированной рабочей силы в квалифициро­ванную. Терапевт занят технологией по преобразованию тела и души индивидов в идеальные винтики современного социаль­ного организма.

Все фигуры при выполнении ролей не обсуждают про­блему оснований собственного социального статуса. Они осоз­нают себя и воспринимаются другими людьми как "необходи­мые" элементы социальной жизни. Поле деятельности соци­альных фигур ограничено стремлением к достижению "консен­суса" с кем угодно. А сама сфера деятельности предстает перед ними как комплекс фактов, средств достижения целей и кальку­лируемого успеха (рациональности, эффективности, оптималь­ности)

В результате ценность истины в современном обществе заменяется ценностью успеха — экономического, организаци­онно-управленческого, психологического, идеологического. Такая подмена легитимируется марксизмом, прагматизмом и по­стмодернизмом Словарь потребительских и организационно-терапевтических действий сегодня пронизывает всю сферу по­вседневной жизни, образования, религии, средств массовой информации и социальной науки

Социальный статус Эстетов, Менеджеров и Терапевтов определяется их местом знаний и навыков Сама же иерархия как определенное социальное отношение не ставится под со­мнение. В результате устраняется принципиальная противопо­ложность между демократическим содержанием познаватель­ных, моральных и политических проблем — и монополией от­дельных социальных групп на менеджерскую и терапевтичес­кую деятельность. Бесконечный спор между "элитаристами" и "плюралистами" в социальных науках маскирует данную про­тивоположность.

Указанные характеристики отражены и в личностной сфере современного общества.

"Демократическая личность" не обладает ни стабиль­ной социальной идентификацией, ни устойчивыми моральными принципами, ни постоянными политическими предпочтениями Она готова быть кем угодно. Выполнять любую социальную роль Голосовать за любого кандидата в политические струк­туры. Исповедовать любую религию. И соглашаться с любой концепцией и точкой зрения, если только они не нарушают об­щих правил потребительского, менеджерского и терапевтичес­кого отношения к действительности.

"Демократическая личность" сама по себе ничего не значит. И не обладает никакими отличительными признаками, кро­ме преемственности тела. Правда, люди обладают памятью. Однако в современном обществе память подвергается постоян­ной коррозии Функционирование памяти в тоталитарных и де­мократических обществах в принципе одинаково. "Гонка ин­формации" и интеллектуальные "моды" (типа постмодернизма) заменяют обсуждение принципиальных мировоззренческих проблем. Поэтому преемственность тела стала главным носителем "демократической личности".

А тело—это комплекс желаний, потребностей и эмоций. В итоге тотальный произвол стал нормой жизни современного общества. Ни о какой "рациональности" не может быть и речи. В настоящее время не существует такой рациональности, кото­рая способна нарушить приоритет средств над целями в любой сфере социальной и индивидуальной жизни. Пределом обосно­вания любых действий стал произвольный субъективный "вы­бор". Он не базируется ни на каких строгих рациональных кри­териях и потому без труда проник в методологию исторических и социальных наук.

Между тем политические дебаты и академические дис­куссии в современных демократиях не фиксируют ни раскол общества, ни причины господства в нем описанных социальных фигур со всеми их свойствами. Дебаты и дискуссии продолжа­ются в русле старого спора между индивидуализмом и коллек­тивизмом. Обе ориентации могут выступать в любых доктринальных и политических формах — либерализме, социализме, консерватизме На одном полюсе выступают сторонники инди­видуальной свободы, на другом — апологеты государственно­го контроля и распределения благ. Но никто не противодей­ствует господству в обществе указанных социальных фигур. Следовательно, индивидуалисты и коллективисты в либераль­ном, социалистическом и консервативном "маскхалате" согласны с расколом общества на две стороны:

  • индивидов, обладающих свободой, суверенностью и выбором;

  • бюрократии, обладающей теми же свойствами в целях контроля и пресечения свободного и произвольного выбора индивидов.

В результате такого "консенсуса" политика современ­ного общества осциллирует между негативной и позитивной свободой, направленной на ограничение анархии эгоистичес­ких интересов. Иначе говоря, предельно несвободные соци­альные фигуры ведут борьбу за свободу "Наше общество, — замечает А.Макинтайр, — является обществом, в котором бю­рократия и индивидуализм в равной мере являются партнерами и антагонистами Именно в таком культурном климате бюрок­ратического индивидуализма (подчеркнуто мной, — В.М.) эмотивисгская личность чувствует себя как дома"1.

Предварительно заметим, что понятие "бюрократичес­кого индивидуализма" выполняет в концепции английского про­фессора методологическую и эвристическую роль. Оно позво­ляет систематизировать ряд исследовательских, социальных и политических проблем, о которых пойдет речь далее. Не менее важно то, что популярные концепции "открытого общества" К.Поппера и "рациональности" М.Вебера используются про­тив их авторов. В этом смысле подход А.Макинтайра выходит за пределы институционализованной социальной науки. Его концепция может рассматриваться как первый этап на пути осоз­нания бесплодности либеральной, социалистической и консер­вативной критики бюрократии. Требуется интеграция знания о властно-управленческих аппаратах, под каким бы политичес­ким и идеологическим прикрытием они не выступали. Нужна выработка таких концепций, которые могут помочь в превра­щении данной критики в политическую программу, направлен­ную против любых правительств и властно-управленческих ап­паратов. У А.Макинтайра есть конкретные предложения для реализации данной задачи.







Похожие:

Социальные фигуры и бюрокра тический индивидуализм iconГеометрические фигуры
Прямоугольник квадрат треугольник многоугольник куб круг овал ромб назови фигуры линии назови линии
Социальные фигуры и бюрокра тический индивидуализм iconГеометрические фигуры Назови геометрические фигуры, изображенные здесь

Социальные фигуры и бюрокра тический индивидуализм iconИтоги 4-й Международной конференции «Молодые в библиотечном деле: социальные вопросы» Конференция «Молодые в библиотечном деле: социальные вопросы»
Конференция «Молодые в библиотечном деле: социальные вопросы» явилась продолжением цикла профессиональных мероприятий, начатого в...
Социальные фигуры и бюрокра тический индивидуализм iconОсевая симметрия
Прямая а делит фигуру на две равные части, причем правая и левая «половинки» фигуры являются зеркальным отражением друг друга. Говорят,...
Социальные фигуры и бюрокра тический индивидуализм iconЕвропа
Возрождение, гуманизм, рационализм, индивидуализм  изменение мировоззрения людей
Социальные фигуры и бюрокра тический индивидуализм iconРефератов социальные услуги в условиях ограниченного бюджетного финансирования
Рассматриваются проблемы финансирования социальной сферы, установления платы за социальные услуги, передачи контрактов на предоставление...
Социальные фигуры и бюрокра тический индивидуализм icon2 Социальные свойства культуры. 6 Социальные функции культуры. 9
Тем самым появляется особый мир социальной реальности как социокультурной реальности, несводимый и невыводимый из при­родной реальности,...
Социальные фигуры и бюрокра тический индивидуализм iconДокументы
1. /ФИГУРЫ ДЖОНСА.doc
2. /ФИГУРЫ ДЖОНСА2.doc
Социальные фигуры и бюрокра тический индивидуализм iconПостроить фигуры

Социальные фигуры и бюрокра тический индивидуализм iconГеометрические фигуры Круг Дуга

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов