|
1. Интеллектуальные системы и признак структурированности задач. Системы для частично структурированных задач. Структурированная информация - имеется вся входная информация и простой алгоритм. Неструктурированная информация - нет полной входной информации и алгоритмов решения. Применяется эвристический подход на основе догадок и соображений (например при игр в шахматы). Практически не подлежит обработки на средствах вычислительной техники. Слабоструктурированная информация – имеются отдельные связи между элементами входной информации, возможность создать алгоритм решения. На выходе даются несколько возможных вариантов ответов. Для них используют: ИС, которые разрабатывают альтернативные решения (модельные и экспертные системы) и ИС, создающие управленческие отчеты. Экспертные системы – экспертная поддержка приминаемых пользователем решений. Модельные системы – работают в среде типовых математических моделей при решении задач, отвечающих на 2 вопроса «что будет, если …» и « как сделать, чтобы …». Для них свойственно: достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования, оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений, возможность графического представления динамики, дружественный интерфейс. ИС, создающие управленческие отчеты – информационная поддержка пользователей, обеспечение доступа к БД. Возможности: комбинация данных из различных источников, автоматическая смена источников при поиске данных, СУБД, логическая независимость данных из различных БД, автоматическое отслеживание потока информации дли наполнения БД. ^
^
^
^ ![]() Пользователь – специалист предметной области, для которого предназначена система. Инженер по знаниям – человек / группа лиц, которые обладают знаниями в области информационных технологий и выступают в роли промежуточного звена между экспертом и БЗ. Эксперт – высококвалифицированный специалист(ы) выбранной предметной области. Интерфейс пользователя – комплекс программ, реализующих диалог пользователя с ЭС на стадии ввода данных и получения результатов. Машина логического вывода – программа, моделирующая ход рассуждения эксперта на основании знаний из БЗ. Подсистема объяснений – программа, позволяющая пользователю получить информацию о процессе размышлений. Интеллектуальный редактор БЗ – программа, позволяющая инженеру по знаниям создавать БЗ в диалоговом режиме. ^ Пользователь – специалист предметной области, для которого предназначена система. Инженер по знаниям – человек / группа лиц, которые обладают знаниями в области информационных технологий и выступают в роли промежуточного звена между экспертом и БЗ. Эксперт – высококвалифицированный специалист(ы) выбранной предметной области. ^ Данные – отдельный факты, характеризующие объекты, процессы и явления предметной области, а так же их свойства. Источник – результаты наблюдений, измерений, справочники, таблицы, … Язык описания – язык описания данных SQL. Хранение – БД. Модели представления – иерархическая, сетевая, реляционная. Знания – закономерности предметной области, полученные в результате профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области. Источники – результаты мышления, пособия, учебники. Язык описания – язык описания знаний Пролог. Хранение – БЗ. Модели представления – продукционная модель, семантические сети, фреймы. ^
Семантики: - значение или объективное содержание информации - концептуальный смысл (определенная связь между различными понятиями) - личностный смысл (отражение системы взглядов эксперта) - прагматический смысл (текущие знания о конкретной ситуации)
^ Если (условие), то (действие). Условие – некоторое предложение, образец для поиска в БЗ. Действие – то, что происходит при успешном поиске. Действие может быть промежуточным (продолжение вывода по правилам) и целевым (получение конечного результата). 1 – Если А, то В; 2 – Если В, то С; 3 – Если С, то Д. (1 и 2 – промежуточные, 3 – целевое). Плюсы: наглядность, высокая модульность, мягкость внесения дополнения и изменений, простота механизма логического вывода. Минусы: трудность обеспечения непротиворечивости, при большом количестве условий и действий (Если С, то А – приведет к цикличности). ^ С ![]() Понятия: понятие (существительное), события (глаголы), свойства (прилагательные). Отношения: лингвистическое, логическое (И ИЛИ), теорико-множественное (ЧАСТЬ ЧЕЛОЕ), кванторы общности (ЛЮБОЙ СУЩЕСТВУЕТ). Основной недостаток – сложность внесения изменений и построения машины логического вывода. 13. Фреймы. Ч ![]() Любой фрейм имеет: имя фрейма, имя слота, значение слота, способ получения значения, присоединенная процедура. Способы получения: явно из диалога с пользователем, наследование свойств, по формуле, через присоединенную процедуру (Демоны – пользователь их не вызывает, они активируются при изменении информации в слоте, ЕСЛИ ДОБАВЛЕНО, ЕСЛИ УДАЛЕНО, ЕСЛИ ИЗМЕНЕНО. Слуги – работают по запросу и определяются пользователем при создании фрейма.) Плюсы: отображение концептуальной основы организации памяти человека, гибкость, наглядность. Минусы: сложно построить машину логического вывода. ^ Идентификация проблемы – Получение знаний – Структурирование. Получение знаний: Без применения ЭВМ – извлечение знаний; С применением ЭВМ – приобретение знаний, формирование знаний. Извлечение знаний – процедура взаимодействия эксперта с источником знаний, в результате которой становятся явными процесс рассуждения специалиста при принятии решения и структура их представления. Приобретение знаний – процесс наполнения БЗ экспертом с использованием спец ПО. Формирование знаний – процесс анализа данных и выявления скрытых закономерностей с использованием специального математического аппарата и программных средств. ^
Инженер по знаниям не должен навязывать эксперту свою модель. Инженер по знаниям и эксперт должны четко осознавать цель процедуры извлечения знаний и по мере возможностей рисовать схему рассуждений эксперта. ^ Общий код состоит из: Бытовой язык (Эксперт и инженер), Спец. термины (Эксперт), Спец. термины из литературы (Инженер), Общенаучные термины (Эксперт и Инженер). Разработка общего кода заканчивается формированием словаря терминов предметной области с группировкой их по смыслу. Словарь пользователя – доработка словаря общего кода. ^ Гносеологический аспект касается методологических проблем получения нового знания. Действительность – Сознание эксперта – Сознание инженера по знаниям – Поле знаний – БЗ экспертной системы. ^ Пригодны для хорошо документированной предметной области. Задача извлечения знаний из текста ставится, как задача понимания и выделения смысла текста. Текстологические методы способствуют составлению словаря предметной области. ^ Наблюдение. «Мысли вслух» - рассуждение эксперта. Лекция – готовит эксперт 2-5 штук – изложение основных понятий. Инженер по знаниям уточняет, задавая вопросы. Типы инженера по знаниям и эксперта: мыслитель, собеседник, практик. ^ «Круглый стол». Обычно не умеют слушать друг друга. Не смысла проводить 2 раза. «Мозговой штурм» (применим в предметной области, где нет четко выраженного способа принять решение) – трудно протоколировать, эффективен в 1 раз. «Ролевые игры» - интересно экспертам, сомнительная продуктивность. ^ Анкетирование эксперта – возможность анкетирования нескольких экспертов, но без обратной связи. Интервью – наличие обратной связи. Свободный диалог – имеет смысл при слабом документировании предметной области. Инженер по знаниям должен иметь больше знаний, чем при интервью. Экспертные игры – создание программы, моделирующей ситуацию. ^
Знания – стратегический анализ назначений функции ЭС. Кто … - организационный анализ коллектив разработчика системы. Что … - концептуальный анализ – основные понятия и структура понятий. Как … - функциональный анализ – методы и модели принятия решений. Где … - пространственный анализ – окружение, оборудование, коммуникации. Когда … - временной анализ – временные параметры и ограничения. Почему … - причинно-следственный анализ для формирования подсистемы объяснений. Сколько … - экономический анализ – затраты, прибыль, окупаемость. ^
^ Прямой вывод. Имеется ряд правил и ограничений. При подставлении их в условия получаем искомый результат. (Вход «любит солнце», «активный человек». Получаем: «любит солнце» - «отдыхать летом»; «любит солнце» и «активный человек» - «ехать в горы»). Обратный вывод. Имея определенные условия и желаемый результат находим необходимые правила и ограничения. ^ ![]() Критерии остановки машины логического выводы: появилась достоверная гипотеза, заданы все вопросы по свидетельству, если все гипотезы вероятны. ^ Нейрокомпьютер – программно-техническая система, которая реализует некоторую формальную модель естественной нейронной сети. Уровни моделирования НС: 0 – теоретический. 1 – программный – реализация НС с помощью традиционных языком программирования на обычных компьютерах. 2 – программно-аппаратный – предполагает наличие сопроцессоров для ускорения НС. 3 – аппаратный – физическая реализация НС. 28. Типы нейронных сетей и типы нейронов в сети. ![]() Входные. Вход – кодированный образ внешней среды. Выходные – с которых определяется выход результата. Промежуточные – принимают сигнал одних и передают другим. 29. Классы задач, решаемые НС. Задача классификации образов – связаны с распознаванием текста и изображений. Кластеризация. Аппроксимация функции. Задачи прогнозов. Задачи оптимизации. |
![]() | Рабочая программа дисциплины: интеллектуальные информационные системы для специальностей Дисциплины: интеллектуальные информационные системы для специальностей: 351400 Прикладная информатика (по областям) | ![]() | Лекция №10: «Интеллектуальные системы принятия решений и управления в условиях конфликта» Рассмотрена классификация интеллектуальных систем принятия решений и управления, новые результаты в их исследовании и приводятся... |
![]() | Решение генетических задач в старших классах. Цель: обобщить опыт по решению генетических задач. План: Значение решения генетических задач в школьном курсе Ы: «Генетика» «Молекулярная биология» являются одними из самых сложных для понимания в школьном курсе общая биология. Облегчению... | ![]() | Свойство и признак биссектрисы угла решение задач |
![]() | Минимум задач по курсу высшей математики Найдите общее решение и фундаментальную систему решений следующей системы линейных уравнений | ![]() | Анализ результатов экзамена по физике обучающихся 9 классов Энгельсского района Саратовской области в 2010 год Выработка системы работы на уроке, направленной на успешную сдачу экзаменов: усвоение теоретических знаний с одной стороны и подбор... |
![]() | Анализ результатов экзамена по географии обучающихся 9 классов Энгельсского района Саратовской области в 2010 год Выработка системы работы на уроке, направленной на успешную сдачу экзаменов: усвоение теоретических знаний с одной стороны и подбор... | ![]() | Анализ результатов экзамена по географии обучающихся 9 классов Энгельсского района Саратовской области в 2010 год Выработка системы работы на уроке, направленной на успешную сдачу экзаменов: усвоение теоретических знаний с одной стороны и подбор... |
![]() | Анализ результатов экзамена по физике обучающихся 9 классов Энгельсского района Саратовской области в 2010 год Выработка системы работы на уроке, направленной на успешную сдачу экзаменов: усвоение теоретических знаний с одной стороны и подбор... | ![]() | № о создании системы гражданской обороны гимназии и назначении должностных лиц, ответственных за мероприятия го Для успешного решения задач подготовки и ведения гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создать в... |