Информационный сборник Выпуск №95 (185) от 6 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество» icon

Информационный сборник Выпуск №95 (185) от 6 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество»



НазваниеИнформационный сборник Выпуск №95 (185) от 6 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество»
страница1/2
Дата конвертации30.08.2012
Размер439.66 Kb.
ТипДокументы
  1   2

РУССКИЙ МИР

Информационный сборник

Выпуск № 95 (185)

от 6 ноября 2009 года

Всеукраинское Объединение «Русское содружество»,

Редакция Газеты для соотечественников «Русская Правда»,

Интернет-сайт «Русские на Украине» (www.rus.in.ua)

+ 38 (044) 255-30-16, +38 (044) 223-05-43 E-mail: post@rus.in.ua


СОДЕРЖАНИЕ


НОВОСТИ

- Президент России Дмитрий Медведев вручил соотечественника Ордена Дружбы

- Дмитрий Медведев наградил Председателя Русской общины Крыма Сергея Цекова Орденом Дружбы

- День Казанской иконы Божией Матери в Киеве

- В День народного единства в Одессе прошел «Русский Марш»

- Численность населения Украины уже меньше 46 млн человек

КОММЕНТАРИИ

- Сергей Цеков: Отношение российских властей к соотечественникам меняется к лучшему

^ ОБРАЩЕНИЯ, ЗАЯВЛЕНИЯ

- Общественная организация «Православный выбор» направила обращение Предстоятелю УПЦ митрополиту Владимиру

ВЫСТУПЛЕНИЯ

- Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на III Ассамблее Русского мира

- Выступление заместителя Министра иностранных дел России А.В.Яковенко на III Ассамблее "Русского мира"

ДОКУМЕНТЫ

- Закон  города Москвы от 23 сентября 2009 г. № 37 “О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы”


^ Информационный сборник «Русский мир» подготовлен:

Редактор - Прокопенко Александр Витальевич, шеф-редактор Газеты для соотечественников «Русская правда», главный редактор Интернет-сайта «Русские на Украине».

^ Издатель - Проваторов Сергей Германович, председатель Высшего совета Всеукраинского объединения «Русское содружество», главный редактор Газеты для соотечественников «Русская правда».


НОВОСТИ


Президент России Дмитрий Медведев вручил соотечественникам Ордена Дружбы

4 ноября 2009 года на торжественном приёме в Кремле, посвященном Дню народного единства, Президент России Д.Медведев провел церемонию вручения государственных наград иностранным гражданам за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества с Россией.

В своем выступлении Д.Медведев отметил, что награждённые являются настоящими энтузиастами, усилиями которых на высоком уровне поддерживается интерес к российской культуре и истории, изучается русский язык, сохраняются целостность и многообразие уникального «русского мира», объединяющего и российских соотечественников, и всех друзей России за рубежом.

В числе награжденных были и представители Украины. В частности, российский Орден Дружбы получили: С.Кивалов - председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правосудия, Г.Крючков - исполнительный секретарь общественно-политического объединения «Украинский форум» и С.Цеков - депутат Верховной Рады Автономной Республики Крым.

^ Пресс-служба Посольства России на Украине


Дмитрий Медведев наградил Председателя Русской общины Крыма Сергея Цекова Орденом Дружбы

4 ноября 2009 года, по случаю празднования Дня народного единства, в Большом Георгиевском зале Кремля Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев вручил Председателю Русской общины Крыма Сергею Цекову Орден Дружбы за большой личный вклад в дело укрепления дружбы и сотрудничества между народами России и Украины.

"Служу России!", - такими словами ответил Председатель Русской общины Крыма Президенту Российской Федерации, чем вызвал аплодисменты участников церемонии торжественного награждения. В ответном слове Сергей Цеков подчеркнул, что, защищая и отстаивая права русскокультурного населения Крыма и Украины, развивая русскую культуру в Крыму и на Украине, восстанавливая и сохраняя памятники российской истории, активисты Русской общины Крыма служат Великой России.

В Георгиевском зале Кремлёвского дворца Сергей Цеков заявил о том, что православная Украина и Крым являются неотъемлемой частью Русского Мира. "Нам не понадобится ждать 400 лет для появления нового Богдана Хмельницкого. Воссоединение Украины с Россией произойдёт гораздо раньше - при жизни нынешних поколений", - заявил Сергей Цеков.

Указ о награждении С.П. Цекова Орденом Дружбы был подписан Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 28 октября 2009 г.

^ Пресс-служба Русской общины Крыма


День Казанской иконы Божией Матери в Киеве

В связи с официальным запретом украинских властей на проведение массовых акций, из-за эпидемии "свиного" гриппа, православно-патриотическое шествии в честь праздника Казанской иконы Божией Матери в Киеве было под вопросом. Однако, это шествие все-таки состоялось.

Сотни православных активистов, прибывших в Киево-Печерскую Лавру из разных регионов Украины по инициативе Всеукраинского общественного объединения "Православный выбор", Союза Русского народа, Союза Верных казаков, Организации Русское Содружество и других общественных организаций, выступающих за укрепление единства восточнославянских народов и Русского мира, начали свою акцию с чтения акафиста Казанской иконе Божией Матери и канона о здравии заболевших тяжким недугом.

По окончании чтения православные патриоты направилось в канцелярию Митрополии Украинской Православной Церкви (УПЦ), где было передано обращение к Священному Синоду с подписями верующих. Это обращение содержит просьбу приостановить переговоры с раскольниками, поскольку те совершенно не проявляют никакой готовности к покаянию за грех раскола. А недавняя встреча рабочих групп нашей Церкви с раскольниками проходила на фоне новой волны захватов раскольниками "киевского патриархата" православных храмов УПЦ.

На имя членов Священного Синода УПЦ были также направлены письма с просьбой возвысить свой голос перед киевскими властями о недопустимости установления памятника анафематствованному за тяжкие грехи гетману Мазепе, а также вновь поставить вопрос о наименовании улицы, на которой находится Киево-Печерская Лавра, названием Лаврская. Как известно, киевская власть планирует на площади Славы в Киеве уже к новому году установить памятник этой одиозной личности, которого многие заслуженно называют иудой-предателем.

Выйдя из Киево-Печерской Лавры, православно-патриотическое шествие проследовало традиционным маршрутом по центральным улицам Киева. Первая молитвенная остановка была сделана возле Верховной Рады, где на имя народных избранников были переданы письма о недопустимости поддерживать законопроект 22-15 депутата НУ-НС Катеринчука, отменяющий действие нынешнего закона, позволяющего верующим жить без идентификационного кода. Затем участники шествия направились к зданию Киевсовета на Крещатике. Православные активисты в который раз требовали от киевской власти отказаться от планов установить памятник иуде Мазепе, а также убрать имя предателя с названия улицы, на которой находится Киево-Печерская Лавра.

Председатель ВОО "Православный выбор" Ю.Егоров призвал всех православных активистов в данной тяжелой эпидемиологической и политической ситуации на Украине поддержать призыв Священноначалия УПЦ усилить молитвенно-духовное делание и молиться о здравии болящих и недопущении распространения опасной болезни. Очень важно также во время нынешних президентских выборов, которые одновременно будут цивилизационным выбором нашего народа, следовать поучениям святых нашей Церкви о единстве Русской Православной Церкви и единстве русского народа. Особенно образно и емко это выразил святой преподобный Лаврентий Черниговский: "Россия, Украина, Беларусь - вместе Святая Русь".

^ Сергей Демидов, ВОО "Православный выбор"


В День народного единства в Одессе прошел «Русский Марш»

4 ноября, в День народного Единства, пророссийские и русские движения Одессы провели «Русский Марш», имеющий официальное название «Марш Единства», под российскими, имперскими, одесскими и Андреевскими флагами.

Организаторами выступили ГО «ДОЗОР», Славянское Единство и Войско верных казаков черноморских им. Богдана Хмельницкого. С целью избежать личного пиара в этот праздничный день, организаторы заранее договорились о том, чтоб не использовать организационную символику, а, вместе с обычными одесситами, просто пройти в праздничном шествии от памятника офицеру русской армии атаману Головатому к памятнику Основателям Одессы и Екатерине II. Несмотря на холодную погоду, рабочий день, а также слухи о возможной отмене марша ввиду гриппа, в шествии приняло участие более сотни одесситов, за что хотелось бы всех поблагодарить. Мы надеемся, что празднование 4-го ноября в Одессе станет доброй традицией в дальнейшем. Во время сбора у памятника Головатому, появилось около 15 украинских националистов из Братства с плакатами, протестующими против российских властей. Возможно, они просто не знают, что в Одессе существует российское консульство и вполне логичным было бы протестовать против властей России именно у него. Несколько украинских националистов в это время стали обходить участников марша, возможно, планируя очередную провокацию, а, возможно, попросту захотели в туалет. Однако, после того, как они убедились, что их заметили, они странным образом кинулись наутек, после чего были задержаны сотрудниками милиции. В 16.00 колонна начала движение по Александровскому проспекту и сделала остановку у памятника погибшим милиционерам, возложив цветы и почтив память погибших при исполнении. Не лишним будет заметить, что данный памятник был недавно осквернен Братством, которое, в свою очередь, в дальнейшем трусливо отказалось от своих же слов. После этого колонна прошла по Дерибасовской, мимо Оперного театра, по Приморскому бульвару и завершающей точкой стал памятник Основателям Одессы и Екатерине II, подписавшей указ о основании города. Шествие закончилось импровизированным митингом и возложением цветов к памятнику.

^ Гражданское Объединение "ДОЗОР"


Численность населения Украины уже меньше 46 млн человек

По последним данным госкомстата Украины, опубликованным 19 октября, в эти дни страна проходит еще одну знаковую отметку: общая численность населения у нас теперь меньше 46 миллионов. Об этом пишет украинская газета “2000″.

“Чем же символична для страны цифра в 6 млн. потерь? Пожалуй, тем, что за период Великой Отечественной войны на Украине погибло меньше — она понесла около 5 млн. официальных потерь. Общая численность погибших от голода 1933-го по большинству оценок — около 2,2 млн. Быть может, впору открывать уже новые памятники — преждевременно ушедшим и никогда не родившимся?”, - отмечает автор статьи Александр Беликов.

Также в материале говорится: “Разумеется, причины возникновения демографической катастрофы и на Украине нужно искать не только в политической и экономической плоскостях, но и, конечно же, в духовно-психологической. Однако между нашей страной и государствами с «європейським рівнем життя» есть множество различий, при учете которых становится очевидной степень лукавства тех самых политиков и экспертов, стремящихся отвести внимание от сути дела.

Во-первых, хотя на Западе действительно давно наблюдается спад рождаемости, здесь в то же время продолжает увеличиваться средняя продолжительность жизни. Только в Германии проявлялось некоторое (причем очень медленное) сокращение населения, во всех остальных странах отмечается прирост. И это касается как развивающихся, так и развитых стран (чего стоит пример тех же США).

Во-вторых, рост численности населения на Украине до распада СССР никогда не прекращался, за исключением 1941—1945 гг., — даже за период с 1930-го по 1939-й зарегистрировано увеличение на 10,7 млн. Ситуация резко меняется как раз в 1991 г., а с 1993-го словно началось падение в «демографическую пропасть». И о тех былых «52 млн. украинцев», ставших частью всем известного слогана, уже как-то не принято упоминать всуе.

На Украине стремительно — во много раз быстрее, чем в странах с «развитой демократией», — падает рождаемость. Если в 1980 г. в среднем по УССР она составляла 14,8 на тысячу жителей, а в 1990-м — 12,1, то уже в 1995-м — 9,6, в 2000-м — 7,8. Как итог, число сидящих за партами за последние 10 лет уменьшилось более чем на треть — с 7,1 млн. до 4,9 млн.

Некоторое увеличение рождаемости наблюдалось лишь с 2003 г., но это, скорее всего, «последний привет от строителей коммунистического завтра»: в середине 80-х благодаря комплексу правительственных мер произошел последний всплеск рождаемости славянского населения в тогдашнем СССР в целом и на Украине в частности.

И уже в ближайшие четыре года в нашей стране может начаться новый виток демографического спада — связанный с тем, что в так называемый репродуктивный возраст вступят те немногочисленные граждане, которые родились в середине «лихих 90-х».

Что еще важно понимать при рассмотрении столь непростого вопроса — так это то, что по сравнению с годами «тоталитаризма» именно с начала 90-х на Украине беспрецедентно для мирного времени начинает расти смертность. Это и есть главное доказательство прежде всего экономических причин депопуляции.

В 1980-м коэффициент смертности составлял 11,3 на тысячу человек, в 1990-м — 12,1, в 1995-м — 15,4, а в 2007-м — 16,4.

При этом средняя продолжительность жизни в стране катастрофически падает. И она не только все больше отстает от среднеевропейского показателя — безнадежно нарастает отрыв и от показателей периода, предшествующего распаду СССР (общеизвестно, что в Советском Союзе этот параметр был весьма близок к западноевропейскому уровню).

Итак, по данным самого свежего (опубликованного пару недель назад) доклада ООН об индексе развития человеческого потенциала, средняя продолжительность жизни на Украине по сравнению со странами Европы ниже более чем на 10 лет. Для населения в целом она колеблется в диапазоне 68—72 года, а для мужчин — 59—62 года. Последний показатель, по оценке Всемирного банка (ВБ), соответствует зарегистрированным в беднейших странах мира — с отсталой экономикой и низким уровнем здравоохранения. В международных докладах аналогичные цифры видим, например, у Алжира, Перу, Гондураса, Парагвая”.

^ Однако Украина


КОММЕНТАРИИ


Сергей Цеков: Отношение российских властей к соотечественникам меняется к лучшему

"В последние годы отношение российских властей к соотечественникам на Украине меняется к лучшему. Говорить о том, что нет понимания России к крымчанам, к Украине было бы неправильным. Это выражено в определенной ресурсной поддержке. Конечно, эта поддержка связана с проведением культурно-массовых мероприятий. У нас это такие мероприятия, как фестиваль "Великое русское слово", дни памяти воинов, павших в войну, различные молодежные программы, проведение конференций, например, традиционная конференция "Крым в контексте Русского мира". Что же касается награды – это, прежде всего, моральное поощрение. Это этап жизни всех политиков на Украине, которые во главу угла ставят защиту прав всех русских, русско-культурных граждан Украины", – заявил в интервью "Русской линии" председатель Русской общины Крыма Сергей Цеков, который получил из рук Президента России Дмитрия Медведева Орден Дружбы.

"С момента своего существования, все 16 лет, системно, последовательно мы защищаем права русских, русско-культурных граждан. Мы не можем считать нашу работу эффективной, хотя она достаточна по всем возможностям, которые мы имеем. С точки зрения более эффективной защиты прав русско-культурных граждан, поддержка России должна увеличиваться в Крыму, прежде всего. Это не обязательно касается организации русской общины Крыма, это может быть выражено в поддержке школ с русским языком обучения. В Крыму их больше шестисот", – отметил эксперт.

"Вы, наверное, слышали о том, что Евросоюз выделил Крыму на различные гуманитарные программы 12 млн евро. Меня спросили: "А что нужно сделать России?" Я ответил: выделить, как минимум, столько же и целевым образом направить средства на поддержку образования, среднего образования на русском языке. Вообще я немного путаю поддержку русско-культурных граждан Украины и защиту прав человека. По сути, это одно и то же. Россия, с точки зрения международного права, может очень активно действовать не только в Крыму, но и на Украине в целом, потому что факты нарушения прав русских, русско-культурных граждан. Я намеренно избегаю такого понятия, как национальные меньшинства, хотя русские – не национальное меньшинство на Украине, мы – государствообразующая нация, мы веками жили на территории современной Украины, и наш язык и наша культура – это культура не только русских, и язык не только русских, а и значительной части и украинцев. Все это сформировалось веками, и говорить о том, что мы – какое-то национальное меньшинство, язык не поворачивается", – подчеркнул политик.

"Так вот: с точки зрения защиты прав человека, у нас нарушаются на 90 процентов права русских и русско-культурных граждан Украины. Россия может активно, очень целенаправленно участвовать в решении многих наших проблем. Более того, мы не один раз обращали внимание представителей международного сообщества на то, что если и говорить о каких-то нарушениях с точки зрения нарушения прав человека, то больше всего нарушаются наши права. Как это обычно для мирового сообщества, международные структуры придерживаются политики двойных стандартов, и когда затрагивается тема нарушения прав русских, они на это обычно закрывают глаза. Они больше любят говорить о нарушении прав крымских татар, представителей других национальностей, но не русских. Но ситуация меняется к лучшему, надо много работать", – добавил С.Цеков.

"Перед нами в Крыму стоит задача формирования массового русского национального движения. Мы хотим пояснить каждому русскому, русскому по национальности, по языку, культуре, что защита его прав, кроме всего прочего, является и его непосредственной обязанностью. Его не может защитить только русская община в Крыму, или какая-нибудь партия, или политическая сила. Он должен уметь защитить себя сам. А для этого, как минимум, он должен участвовать в массовых акциях, направленных на защиту наших законных прав и интересов. Он должен два, три, десять раз в год поучаствовать в массовых акциях. Если надо, это могут быть мирные акции гражданского повиновения. Только при поддержке России, при поддержке мирового сообщества мы добьемся того, что с нашими правами на Украине будут считаться", – подчеркнул Сергей Цеков.

Русская линия


^ ОБРАЩЕНИЯ, ЗАЯВЛЕНИЯ


Общественная организация «Православный выбор» направила обращение Предстоятелю УПЦ митрополиту Владимиру

ПРЕДСТОЯТЕЛЮ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

^ МИТРОПОЛИТУ КИЕВСКОМУ И ВСЕЯ УКРАИНЫ

БЛАЖЕННЕЙШЕМУ ВЛАДИМИРУ

Ваше Блаженство!

Обращаемся к Вам, движимые чувством долга, а также сердечным беспокойством за судьбу нашей Святой Православной Церкви на Украине.

Состоявшееся первое заседание рабочих групп Украинской Православной Церкви и раскольнической псевлоцерковной структуры УПЦ КП вызывает много вопросов и недоумения у верующих.

Нам непонятно, почему в переговорах с раскольниками выбрана форма диалога, которая предусматривает взаимный обмен мнениями по обсуждаемой теме. Но ведь тема обсуждения с раскольниками проста и состоит она в первую очередь лишь в том, чтобы они через покаяние, т.е. осознание своей вины за тяжкий грех раскола, смогли вернуться в лоно Матери-Церкви. И только при наличии такого покаяния можно ставить цели и задачи рабочей группы для выработки механизма возвращения заблудших чад в лоно Матери-Церкви.

Однако очевидно, что представители раскольнической структуры УПЦ КП продолжают упорствовать в грехе раскола, считают себя равноправными с нашей Церковью, а цель этих переговоров, по их мнению, - создание единой поместной церкви, т.е. объединение канонической Церкви с раскольниками без их покаяния, на паритетной основе.

Об этом свидетельствует высказывание первого лица УПЦ КП – изверженного из сана, а затем и анафематствованного, однако постоянно упорствующего в расколе бывшего Митрополита Филарета (М.А.Денисенко). 29 сентября с.г., в своей постоянной передаче «Пастырское слово» на первом канале НРКУ, Михаил Антонович безапелляционно заявил, что его делегация будет вести переговоры с целью создания на Украине единой поместной церкви. При этом он подчеркнул, что считает свою организацию церковью и рад, что это «начали понимать» представители УПЦ. Соответственно, вести переговоры с нашей канонической Церковью он намерен на равноправной основе.

Не стоит анализировать поведение и высказывания руководителя раскольников. Причины этого это давно известны. Смущает другое: в Итоговом протоколе № 1 встречи рабочей группы Украинской Православной Церкви и рабочей группы УПЦ КП от 2.10.09 как раз и указано, что:

- в п.11 – «совместные заседания рабочих групп проводить на паритетной основе»;

- в п.5 – «употреблять названия и титулы так, как они приняты у каждой из сторон. Эта практика, однако, не означает признания этих названий и титулов»;

- в п.8 – «Отметить как положительный предыдущий опыт сотрудничества представителей Украинской Православной Церкви и УПЦ КП в вопросах: … опеки лиц, находящихся в местах лишения свободы, опеки военнослужащих».

Употребление титулов, в т.ч. церковного сана по отношению к раскольникам, несмотря на последующую оговорку, вызывает недоумение: как можно называть священником или архиереем того, кто был «хиротонисан» анафематствованным лжепатриархом? Ведь лжехиротонии Михаила Денисенко Собор РПЦ от 20 февраля 1997 г. назвал кощунственными! [А.Драбинко, Православие в посттоталитарной Украине, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, с.153].

Опека заключенных, а также военнослужащих предусматривает, в частности, совершение таинств: Крещения, Исповеди, Причащения. «Таинства», совершаемые раскольниками, на самом деле таковыми не являются, а значит, такие действия только обманывают людей.

Многоуважаемые Владыки, члены Священного Синода!

Очень просим Вас, во избежание смущения и кривотолков среди верующих, не допустить в переговорах с раскольниками, а также в сопутствующих им документах ничего, что могло бы вызвать сомнения в неукоснительном соблюдении святых канонов Православной Церкви.

Принято единогласно участниками Православно-патриотического шествия в Киеве 8 октября 2009 г.

Просим Ваших святых молитв,

Смиренный послушник Вашего Блаженства

^ Председатель Всеукраинской общественной организации «Православный выбор


ВЫСТУПЛЕНИЯ


Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на III Ассамблее Русского мира

3 ноября 2009 года в Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова состоялось открытие III Ассамблеи Русского мира. В торжественной церемонии принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, представивший в своем программном выступлении церковное видение Русского мира и пути его укрепления и развития.

Уважаемые участники и гости ассамблеи, дорогие братья и сестры, дамы и господа!

Я приветствую всех вас на III Ассамблее фонда «Русский мир». Вы приехали из разных стран, чтобы обсудить будущее русской культуры, будущее Русского мира в условиях тех процессов, которые происходят в глобализирующемся мире.

Сегодня действительно глобализация, как теперь принято говорить, бросает вызовы, прежде всего концепциям культурно-национальной идентичности. Представители различных культур поставлены перед выбором: примкнуть к этим мощным глобальным проектам и раствориться в них, или же самим быть самостоятельными субъектами в формировании мироустройства. Может ли Русский мир обеспечить для себя роль значимого игрока на мировой арене — сегодня и в будущем? Уверен, что может. Пример того, что надо делать для этого, дают наши предки.

Завтра мы будем праздновать День народного единства. Так вот, в далеком 1612 году, после нескольких лет государственного нестроения и смуты, наши предки сумели объединить силы и отстоять независимость Отечества, свою самобытность, если хотите, свою цивилизацию. Именно таким путем они сохранили высокие жизненные идеалы. И сегодня перед нами стоит не менее судьбоносная задача ― всем сообща необходимо сохранить Русский мир, рассеянный по разным уголкам планеты, чтобы не потерять ценности и образ жизни, которыми дорожили наши предки и, ориентируясь на которые, они создавали, в том числе, и великую Россию.

В связи с этим необходимо ясно понимать, чтó представляет сегодня Русский мир. Мне кажется, что если мы будем считать его единственным центром только Российскую Федерацию в современных границах, то мы тем самым погрешим против исторической правды и искусственно отсечем от себя многие миллионы людей, которые осознают свою ответственность за судьбы Русского мира и считают его созидание главным делом своей жизни.

Ядром русского мира сегодня являются Россия, Украина, Белоруссия, и святой преподобный Лаврентий Черниговский выразил эту идею известной фразой: «Россия, Украина, Беларусь ― это и есть святая Русь». Именно это понимание Русского мира заложено в современном самоназвании нашей Церкви. Церковь называется русской не по этническому признаку. Это наименование указывает на то, что Русская Православная Церковь исполняет пастырскую миссию среди народов, принимающих русскую духовную и культурную традицию как основу своей национальной идентичности, или, по крайней мере, как ее существенную часть. Вот почему в этом смысле мы и Молдову считаем частью этого Русского мира. В то же самое время Русская Церковь является самой многонациональной православной общиной в мире и стремится развивать свой многонациональный характер.

На прошедшем Поместном Соборе нашей Церкви было отрадно слышать, как его деятели и участники общались между собой на японском, немецком, английском, французском, украинском, молдавском языках. В качестве Предстоятеля Церкви, помимо некоторых епархий России, мне уже довелось посетить страны, которые являются становым хребтом исторической Руси, ― я был в Украине и Белоруссии и хотел бы кратко поделиться своими впечатлениями от визита, особенно в Украину. Многие пугали и меня, и нашу общественность тем, что эта поездка будет сопровождаться провокациями, массовыми выступлениями националистических сил, противодействием некоторых представителей властных кругов. Однако это событие еще раз показало, что несмотря на государственные разделения, на определенные нестыковки в политике мы духовно, еще раз хочу подчеркнуть, мы духовно продолжаем оставаться одним народом и в большинстве ― чадами Русской Православной Церкви.

Мои слова не означают, что Русская Церковь ставит под сомнение ныне существующие государственные границы. Конечно, нельзя не признать, что эти границы, по крайней мере на сегодняшний день, при нынешнем характере всех этих пограничных ситуаций создают лишние препятствия между народами Русского мира. Нередко телевидение доносит до нас печальные картины того, что происходит, в том числе на русско-украинской границе, а иногда даже на российско-белорусской границе, несмотря на то, что формально границы как бы не существует. Я убежден, что эти препятствия, которые существуют или которые возникают, ослабляют роль каждого из государств и их роль в международной жизни. В то же самое время наличие суверенитета может помочь нам более ответственно подходить к сохранению собственной самобытности и строить новые формы общежития на основе равноправия и взаимного уважения.

Современным европейским странам суверенитет не мешает строить самые тесные отношения между собой, будучи членами Европейского Союза. У стран же исторической Руси есть более веские основания для развития интеграционных процессов, они принадлежат к одному уникальному цивилизационному пространству, в рамках которого накопились ценности, знания и опыт, помогавшие нашим народам всегда занимать достойное место в человеческой семье.

Как можно определить это общее цивилизационное пространство Русского мира, несмотря на то, что у него отсутствуют сегодня общие политические институты? В основе Русского мира лежит православная вера, которую мы обрели в общей Киевской купели крещения. Благодаря историческому выбору святого князя Владимира наши предки присоединились к семье христианских народов и стали созидать мощную единую Русь. Многочисленные святые ― иерархи, князья, бояре, священники, монахи, простолюдины ― учили наш народ любить Бога и ближнего, страшиться греха и порока, жаждать добра, святости и правды. То есть речь идет о формировании глубинных, базисных духовных ценностей, которые стали реальностью в исторической жизни нашего народа. Несмотря на различные перипетии эти ценности были неизменными ориентирами для национальной жизни на все времена, поэтому народ наш и стал называться народом-богоносцем. Не потому, что весь народ был святым ― грешников у нас было не меньше, чем в других странах, ― а именно из-за этой ценностной ориентации нашей истории. Именно потому и земля наша стала называться Святой Русью.

Для русского человека немыслимо противопоставлять «украинского» равноапостольного князя Владимира «русскому» преподобному Сергию Радонежскому («русскому» я, конечно, говорю в кавычках), «русского» благоверного князя Александра Невского «белорусской» преподобной Евфросинии Полоцкой, «молдавского» преподобного Паисия Величковского «российскому» святителю Игнатию (Брянчанинову). Это выглядит просто как анекдот, как шутка. Все это святые Русской земли, поэтому мы должны сохранить единство Русской Церкви, почитать общих святых, посещать святые места Русского мира. Могу лично свидетельствовать о том, насколько сильно скрепляет русское единство паломничество по святым местам Руси. Во время своих поездок в Белоруссию и Украину меня поразило огромное число людей, которые приходили на богослужения, ― десятки тысяч людей желали помолиться вместе со своим Патриархом.

Важно и далее развивать паломничество верующих из разных концов Русского мира к общим святыням. Для этого надо открывать паломнические центры и службы, составлять маршруты, делать хорошее информационное обеспечение, готовить специалистов в этой области.

Большую роль в поддержке веры играет православная община. Сегодня по всей Руси восстанавливаются и строятся новые храмы, открываются и основываются монастыри. Для своих чад, которые по разным причинам и в разное время оказались за границей, наша Церковь открывает приходы во многих странах мира. Сегодня количество таких приходов продолжает расти, их число приближается к 600. Развитие заграничных общин является мощным фактором, препятствующим ассимиляции русских людей. Религиозная жизнь является точкой сосредоточения духовных и культурных сил соотечественников. Примером такой верности русской православной традиции стала историческая судьба Русской Зарубежной Церкви. Сохранив духовные и культурные ценности Русского мира вдали от Родины, ее иерархи, священство и миряне сегодня вносят существенный вклад в сплочение всех русских людей, проживающих за рубежом. Воссоединение Поместной Русской Церкви в 2007 году имело огромное значение для сознания соотечественников, проживающих в странах исторической Руси. Все ощутили большой духовный подъем, надежду на обретение единства Русского мира.

Бережное отношение русских людей к своей вере и уважение к вере других привлекало в Россию представителей различных религий и наций. В Российском государстве соотечественники других вер и национальностей всегда имели возможность достичь высокого общественного положения. Достаточно назвать лишь некоторые имена: барон Петр Шафиров, генерал Михаил Барклай-де-Толли, Хан Гусейн Нахичеванский, принц Александр Ольденбургский, мореплаватель Иван Крузенштерн, архитектор Константин Тон, художник Исаак Левитан. Они не были русскими по крови, но считали Россию, Русь, своим Отечеством и верно и бескорыстно ей служили.

Ценность веры в личной и общественной жизни стала еще более важной для представителей Русского мира после десятилетий господства государственного атеизма. Твердо убежден, что в России, как и в других странах исторической Руси, больше никогда не будут возможны агрессивный секуляризм, воинствующий антиклерикализм в качестве широкого общественного движения, а тем более в качестве государственной политики.

Другой опорой Русского мира является русская культура и язык. К русской культуре может принадлежать и русский, и татарин, и украинец, и грузин, потому что она впитала традиции многих народов. Русская культура — это явление, которое не вмещается в границы одного государства и одного этноса и не связано с интересами одного государства, что очень важно сегодня понять; как и эта организация, «Русский мир», не является инструментом политического влияния Российской Федерации. У нее совершенно другие цели и другие задачи. Это в последнюю очередь, если говорить о культуре, матрешки, платки и самовары. Прежде всего русская культура — это самобытные способы и форма выражения ценностей, исторического опыта народа Руси, которые определяют личное и общественное бытие миллионов людей.

В некоторых государствах бывшей единой страны существует навязчивый страх, что поддержка русской культуры может разрушить местную национальную культуру. Это напрасное опасение. Изначально русская культура формировалась как культура, имеющая стыковочные узлы для соединения с другими национальными традициями. Истинной русской культуре чужд дух ксенофобии и шовинизма, а также подавления других культур. Если бы это было не так, то никогда из множества племен Киевской Руси не возник бы единый народ и до сегодняшнего дня не сохранились бы самые малочисленные языковые группы и народности.

Важным коммуникационным элементом русского мира является русский язык. Чтобы понять роль русского языка, надо иметь ясное представление о его генезисе. Хотел бы напомнить, что русский язык стал плодом совместных усилий тоже людей разных национальностей. Он возник как средство общения между разными народами. Поэтому необходимо прилагать усилия по сохранению и распространению этого общего достояния. Прежде всего важно создавать условия для изучения многочисленными соотечественниками, проживающими в дальнем зарубежье, русского языка и их знакомства с русской культурой. Церковь, государство, общественные структуры могут совместно осуществлять комплектацию зарубежных библиотек, в том числе на приходах, создавать при них центры изучения русского языка, организовывать мероприятия, нацеленные на сохранение русских традиций. Следует помогать выпускать периодические издания, создавать интернет-сайты на русском языке, поддерживать деятельность научных и образовательных центров, способствовать поступлению молодых соотечественников в церковные и светские учебные заведения в России, Украине, Белоруссии.

Однако, высоко ценя роль русского языка, мы также не должны забывать и о различных коренных языках Русского мира: об украинском, белорусском, молдавском и о прочих. Они обогащали и продолжают обогащать многоликую культуру Русского мира. Кроме того, они не раз оказывали прямое влияние на развитие общерусского языка. Невозможно представить себе, как появился бы русский литературный язык без Николая Васильевича Гоголя и Владимира Ивановича Даля, малороссов по месту рождения, и многих других людей различных национальностей. Нам необходимо выстроить систему поддержки этого бесценного многоязыкового сокровища Русского мира. Считал бы вполне возможным поддерживать центры изучения украинского, белорусского, молдавского языков при наших зарубежных приходах — там, где есть такая потребность. Они могли бы существовать наряду с центрами русской культуры или быть их органической частью, но ни в коем случае одно не должно создаваться в противовес другому, как некая конфронтационная площадка, потому что все эти культуры есть органические части единой культуры Русского мира.

Наконец, третьим основанием Русского мира является общая историческая память и общие взгляды на общественное развитие. В результате совместного творчества народов Руси и тех, кто составлял с ними единое целое на протяжении веков, возник способ общественного жительства, который во всем мире ассоциируется с русской традицией. У наших народов присутствует сильное сознание непрерывности и преемственности русской государственной общественной традиции, начиная со времени Киевской Руси и заканчивая нынешней Россией, Украиной, Белоруссией, Молдавией и другими странами исторического пространства Руси. Наши предки вместе строили и развивали Русь, обороняли ее от иноземных захватчиков. Так было на всем протяжении существования нашего единого Отечества вне зависимости от господствовавшей политической системы.

За столетия совместной жизни выработались общие подходы к строительству общества. Традиционно народы Русского мира созидали общество на основе таких ценностей, как преданность Богу, любовь к Родине, человеколюбие, справедливость, межнациональный и межрелигиозный мир, стремление к знаниям, трудолюбие, уважение к старшим. В 2000 году Русская Православная Церковь постаралась систематизировать весь накопленный опыт в области общественного строительства на основе православного мировоззрения, приняв Основы своей социальной концепции. В прошлом году был принят еще один документ — «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Эти два документа являются плодом трудов всей Русской Церкви. В их разработке приняли участие иерархи, священнослужители, миряне, богословы, ученые из всех стран канонической территории Московского Патриархата. Они важны не только для Церкви, но и для всего Русского мира. Самобытность русской цивилизации, сформированной на основе Православия, а также с участием других традиционных религий, обеспечивала нашим народам свободу и независимость в определении своей исторической судьбы. Нам необходимо и далее ясно сознавать уникальность русского способа жительства и воспроизводить его не только в странах с доминирующей русской культурой, но свидетельствовать о нем далеко за их пределами, особенно в условиях духовного, нравственного кризиса современной человеческой цивилизации. Но ни в коем случае мы не должны терять того самобытного, яркого, сильного, значительного, что присутствует в нашей традиции, что является ее сердцевиной, что является ее сокровищем. Вот если мы это потеряем, то не нужно будет говорить о Русском мире — тогда останутся только матрешки и самовары.

В прежние времена этот способ жительства поддерживался общими государственными границами, единым географическим ареалом проживания наших народов. Сегодня это не так. Однако независимые государства, существующие на пространстве исторической Руси и осознающие свою общую цивилизационную принадлежность, могли бы продолжать вместе созидать Русский мир и рассматривать его как свой общий наднациональный проект. Можно было бы даже ввести в употребление такое понятие, как страна Русского мира. Оно означало бы, что страна относит себя к Русскому миру, если в ней используется русский язык как язык межнационального общения, развивается русская культура, а также хранится общеисторическая память и единые ценности общественного строительства. В данном случае я не предлагаю чего-то нового, ведь примерно по такому принципу существуют такие объединения, как Британское содружество наций, содружества франкоязычных и португалоязычных стран, ибероамериканский мир.

Чтобы такой Русский мир был сплоченной реальностью, а не аморфным образованием, необходимо одновременно действовать на нескольких уровнях. Прежде всего мы должны опираться на взаимодействие между гражданскими обществами стран Русского мира. Но не менее важна позиция элит новых независимых государств, созданных на пространстве исторической Руси. Именно элиты оказывают существенное воздействие на общество и направляют его в ту или иную сторону. И потому важно установление системы прочных отношений между элитами стран Русского мира. В связи с этим ключевое значение имеет этика межэлитных отношений. Нужно выработать такой тон отношений, с помощью которого проявлялось бы уважение друг к другу, исключался бы всякий патернализм, всякая попытка играть роль «старшего брата», подчеркивались бы национальные интересы каждой из стран и выражались соборные усилия в строительстве общественной жизни с опорой на общую духовно-культурную традицию. В одиночку даже самые крупные страны Русского мира не смогут отстоять свои духовные, культурные, цивилизационные интересы в глобализирующемся мире.

Верю, что только сплоченный Русский мир может стать сильным субъектом глобальной международной политики, сильнее всяких политических альянсов. Кроме того, без координации усилий государства, Церкви и гражданского общества мы не достигнем этой цели.

Отрадно, что осознание важности задач, которые стоят перед Россией в деле сохранения цивилизационной общности исторической Руси, привело к созданию фонда «Русский мир». С момента его создания прошло три года, и многое уже сделано. За это время было налажено взаимодействие Церкви и фонда в реализации общих проектов и начинаний. Могу сказать, отталкиваясь от своего опыта, это было очень эффективное взаимодействие — не только в области теории, но и в решении совершенно конкретных практических вопросов, в том числе тех, которые были связаны с финансированием, с оказанием помощи людям. Поэтому сегодня я хотел бы выразить благодарность с этой трибуны руководству фонда, в первую очередь Вам, Вячеслав Алексеевич. Для того чтобы подобное взаимодействие осуществлялось на постоянной основе, было подготовлено соглашение о сотрудничестве, которое нам сегодня предстоит с Вячеславом Алексеевичем подписать. Надеюсь, что его реализация поможет осуществить все высокие цели, о которых здесь шла речь.

Позвольте пожелать всем нам успешного проведения Ассамблеи и помощи Божией в трудах по созиданию Русского мира.

^ Источник: официальный сайт Московского Патриархата


Выступление заместителя Министра иностранных дел России А.В.Яковенко на III Ассамблее "Русского мира"

Уважаемые коллеги, друзья, Дамы и господа,

Прежде всего хотел бы сердечно приветствовать участников и гостей третьей Ассамблеи "Русского мира".

Сегодня мы собрались накануне общенационального праздника - Дня народного единства. Этот праздник символизирует непреходящее значение сплочения всех россиян в деле возрождения и модернизации России, обеспечения благополучия и процветания нашей великой Родины. Единство народа - залог успешного развития страны на десятилетия вперед.

Отечественная дипломатия уделяет, без преувеличения, приоритетное внимание сохранению и распространению русского языка и российской культуры в ближнем и дальнем зарубежье, наращиванию взаимодействия на пространстве Русского мира. Наша заинтересованность в этом абсолютно прозрачна и понятна - овладение русским языком, приобщение к великой русской литературе, к многогранной и глубокой культуре России означает, что все прочнее становятся гуманитарные связи между Россией и другими странами и народами и, соответственно, укрепляется фундамент взаимоотношений с нашими зарубежными партнерами в самых различных областях. Это способствует расширению той разветвленной сети международного сотрудничества, без которой невозможно представить становление новой полицентричной международной системы.

Отмечаем, что интерес к русскому языку как уникальному инструменту международного общения неуклонно повышается. По степени распространенности он находится на пятом месте в мире - русский язык является родным для 160 млн. человек, более 300 млн. человек его понимают. Свыше 160 народов и национальностей общаются на русском языке, который является одним из основных языков системы ООН и других международных организаций.

Залог успеха в продвижении позиций русского языка - объединение усилий всех заинтересованных органов исполнительной и законодательной власти, как федеральных, так и региональных, средств массовой информации, культурных и научных кругов, институтов гражданского общества. Наши действия на этом направлении должны быть последовательными и инициативными, направленными на повышение эффективности проводимых мероприятий.

Сегодня практическую работу по распространению русского языка ведут действующие в 72 странах 52 Российских центра науки и культуры и 26 представительств Россотрудничества. Ведут активно - в первом полугодии нынешнего года на базе РЦНК и их партнерских организаций проведено более 1000 мероприятий, в том числе в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык (2006-2010 гг.)».

Расширяется география деятельности Россотрудничества - в нынешнем году приступили к работе такие центры в Азербайджане, Армении, Молдавии. В ближайшей перспективе - подписание межправительственных соглашений о создании центров в Белоруссии, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, Китае. До 2020 года предполагается открыть свыше 30 центров и филиалов уже существующих РЦНК в столицах и крупных городах стран СНГ, Прибалтики, Европы, Америки, Азии и Африки.

Самыми близкими внешнеполитическими партнерами России являются государства СНГ, и укрепление позиций русского языка на пространстве Содружества имеет, разумеется, особое значение. Ключевой фактор в этом плане - вопрос законодательного закрепления статуса русского языка. Считаем, что придание русскому языку статуса второго государственного, официального или языка межнационального общения отвечало бы интересам не только наших соотечественников, но и всех других жителей ближнего зарубежья. В условиях глобализации сохранение нашего общего культурно-цивилизационного наследия является важным ресурсом СНГ в целом и каждого государства-участника в отдельности. Будем и впредь всемерно этому содействовать.

Хорошие плоды по традиции приносят проводимые в разных странах Годы русского языка - масштабные проекты, направленные на расширение двустороннего гуманитарного сотрудничества, укрепление взаимопонимания и доверия между народами. Проходящий в нынешнем году Год русского языка в Китае призван не только способствовать продвижению его позиций, но и дать возможность представить широким кругам китайской общественности современную, динамично развивающуюся Россию, ее успехи и достижения. Замечу, что русским языком овладевают около 30 тысяч китайских студентов, которые обучаются в 90 вузах страны.

Исходим из того, что использование многообразных форм и методов работы в этой области, рассчитанных на различные интересы и категории людей как в ближнем, так и в дальнем зарубежье, дает возможность повысить эффективность и адресность наших действий. Среди вызвавших наибольший резонанс событий последнего времени - проведение Первого Европейского фестиваля русского языка «Великое русское слово». К его различным этапам в 2008-2009 годах подключалось более 34 тыс. человек, а на заключительный тур в октябре в Санкт-Петербурге приехало 500 участников.

Важную роль в процессе распространения русского языка играет Фонд «Русский мир». Широкий спектр осуществляемых Фондом программ - от предоставления грантов для поддержки гуманитарных проектов в области русского языка и культуры, русскоязычных СМИ и информационных ресурсов до открытия Русских центров за рубежом - дает возможность работать целенаправленно, с учетом конкретной аудитории, добиваться максимальной отдачи.

За два с небольшим года деятельности Фонда начали работу 40 Русских центров в 23 странах мира. Они стали поистине островками русской культуры, позволяют соотечественникам сохранять этнокультурную связь со своей родиной, а нашим иностранным друзьям - открывать для себя богатейшее духовное наследие нашего Отечества.

МИД России и российские загранучреждения готовы и впредь оказывать работе Фонда необходимое содействие в интересах решения стоящих перед нами общих задач, ради объединения усилий, интеллектуального и творческого потенциала всех, кому близка судьба русскоязычного мира.

Уверен, что ваша Ассамблея станет важным практическим шагом на пути дальнейшей консолидации Русского мира, будет способствовать укреплению позиций русского языка и культуры за рубежом. От души желаю вам успешной работы.

Благодарю за внимание.

^ Департамент информации и печати МИД РФ


ДОКУМЕНТЫ


Закон  города Москвы от 23 сентября 2009 г. № 37 “О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы”

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с оказанием поддержки соотечественникам за рубежом (далее — соотечественники) органами государственной власти города Москвы.

  1   2




Похожие:

Информационный сборник Выпуск №95 (185) от 6 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество» iconИнформационный сборник Выпуск №64 (154) от 1 июля 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество»
В киеве состоялась Вторая отчетно-выборная конференция Всеукраинского Объединения «Русское Содружество»
Информационный сборник Выпуск №95 (185) от 6 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество» iconИнформационный сборник Выпуск №96 (186) от 11 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество»
Ряд общественных организаций выдвинули 17 требований к будущему Президенту Украины
Информационный сборник Выпуск №95 (185) от 6 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество» iconИнформационный сборник Выпуск №100 (190) от 20 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество»
Партия «Русско-Украинский союз» подписала с Януковичем соглашение о сотрудничестве
Информационный сборник Выпуск №95 (185) от 6 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество» iconИнформационный сборник Выпуск №99 (189) от 18 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество»
Проблема сохранения Русского мира касается, прежде всего, самих этнических русских
Информационный сборник Выпуск №95 (185) от 6 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество» iconИнформационный сборник Выпуск №97 (187) от 13 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество»
Вадим Колесниченко требует от Кабинета Министров Украины переписать программу преподавания истории
Информационный сборник Выпуск №95 (185) от 6 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество» iconИнформационный сборник Выпуск №94 (184) от 4 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество»
Подписано соглашение о сотрудничестве между Русской православной церковью и фондом «Русский мир»
Информационный сборник Выпуск №95 (185) от 6 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество» iconИнформационный сборник Выпуск №101 (191) от 23 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество»
В симферополе возобновлен процесс над участниками фронта «Севастополь-Крым-Россия»
Информационный сборник Выпуск №95 (185) от 6 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество» iconИнформационный сборник Выпуск №98 (188) от 16 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество»
В русском культурном центре г. Львова состоялась творческая встреча с журналистом и писателем Николаем Тороповским
Информационный сборник Выпуск №95 (185) от 6 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество» iconИнформационный сборник Выпуск №103 (193) от 27 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество»
Сергей Цеков и Сергей Аксенов избраны сопредседателями Координационного совета русских и пророссийских организаций
Информационный сборник Выпуск №95 (185) от 6 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество» iconИнформационный сборник Выпуск №102 (192) от 25 ноября 2009 года Всеукраинское Объединение «Русское содружество»
Политолог: чтобы блок русских сил Крыма победил, местные наполеоны должны забыть о своих амбициях и заняться работой
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов