Белорусский государственный университет выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного icon

Белорусский государственный университет выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного



НазваниеБелорусский государственный университет выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного
Дата конвертации19.12.2012
Размер279.2 Kb.
ТипРеферат


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

по «Основам информационных технологий»


Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного


Магистрант кафедры прикладной лингвистики филологического факультета

Дубелевич Сергей Александрович


Руководитель по специальности:

доктор филологических наук профессор

Чумак Л.Н.

Руководитель, ведущий практику

по выпускной работе:

Громко Н.И.


Минск 2008

оглавление


перечень условных обозначений 5

Реферат 6

Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного 6

Введение. 6

Глава 1 8

Обзор литературы 8

Глава 2 9

Методика исследования 9

Для написания данной работы использовались следующие методы: 9

1. Логические методы: 9

а) Анализ – фактическое и мысленное разложение целого на составные части; 9

б) Синтез – воссоздание целого из частей; 9

в) Индукция – рассуждение, в процессе которого происходит переход от разрозненных фактов к общей системе положений; 9

г) Дедукция – процесс, обратный индукции; переход от общих положений к конкретным примерам и фактам; 9

д) Сравнение – суждение о сходстве или различии объектов, продуманная концепция отбора и интерпретации существующего материала 9

е) Аналогия – установление сходства между нетождественными объектами путём выявления их различий. 9

2. Общенаучные методы: 9

а) Метод восхождения от абстрактного к конкретному: с его помощью осуществляется переход от ограниченного знания, полученного посредством восхождения от конкретного к абстрактному, к более полному, конкретному теоретическому знанию; 9

б) Метод классификации; 9

в) Комплексный подход: всестороннее изучение и анализ объекта исследования. 9

Глава 3 10

Использование информационных технологий в преподавании рКИ. 10

Глава 4 19

Обсуждение полученных результатов 19

Ознакомившись с вышеприведенными примерами использования ИКТ в преподавании РКИ, мы можем сделать следующие выводы: 19

1. Электронные учебники и обучающие программы – еще не в полной мере разработанная, но активно развивающаяся отрасль педагогических технологий, и усилия многих специалистов по прикладной лингвистике направлены на развитие и совершенствование именно этой отрасли; 19

2.
Средства Интернета как наиболее глобальной, оперативной и интерактивной информационной среды активно используются в обучении РКИ, причем не только как источник учебной информации, но и как важное средство и условие дистанционного самостоятельного обучения. 19

3. Применение новых технологий обучения предъявляет высокие требования к преподавателям РКИ. Они обязаны быть хорошо ознакомлены с современными достижениями в сфере ИКТ, быть уверенными пользователями ПК, быть способными к дальнейшему обучению и самосовершенствованию. 19

Заключение 20

20

Библиографический список 21

1.Азимов Э. Г. Методика применения компьютерных технологий в обучении русскому языку как иностранному: метод. пособие к дистанционному курсу повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного. - М., 2004. Ч.1: Методика преподавания русского языка как иностранного 21

2.Азимов Э.Г. Методическое руководство для преподавателей по использованию дистанционных технологий в обучении русскому языку как иностранному. М., 2004 21

3.Бовтенко М. А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов. - Новосибирск, 2005.Дистанционное обучение: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.В. Моисеева. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 191 с. 21

4.Виллерваль А. Поливалентные компьютерные программы в обучении русскому языку// Журнал «Русский язык за рубежом», № 1, 2005 г. 21

5.Голубева Т.И., Репина С.О. «Применение информационных технологий в обучении русскому языку». / Оренбург, 2004. 21

6.Каменных М.Г., «Опыт создания мультимедийного электронного учебника по русскому языку как иностранному» // Материалы XVII международной конференции "Информационные технологии в образовании" ("ИТО-2007") 21

7.Крюкова О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде (на примере английского языка). М., 1998. 21

8.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 1999. 21

9.Титова С. В. Ресурсы и службы интернета в преподавании иностранных языков. - М., 2003. 21

10.щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. - М.,2003 21

^ ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ. 22

Дистанционное обучение 12, 13, 17 22

Интернет 4, 10, 11, 12, 17, 22

Мультимедиа 9, 11 22

ИКТ 6, 17 22

Действующий личный саЙТ: http://dubelevitch.narod.ru 26

Презентация магистерской диссертации
http://dubelevitch.narod.ru/.r7ppt
Распечатка слайдов презентации приводится в Приложении 29

Библиографический список к выпускной работе 30

1.Аникеев, И.А, Брановский Ю.С. Количественные методы и информационные технологии в истории: учебное пособие / И.А. Аникеев, Ю.С. Брановский. – Ставрополь.: СГПУ, 1996. 30

2.Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика. - М., 2005. 30

3.Быстро и легко создаем, программируем, шлифуем и раскручиваем web-сайт. Учебн. Пособ. – М., 2003. 30

4.Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие / И.Г. Захарова. – М.: Academia, 2005. 30

5.Информатика для гуманитариев. Вводный курс: учебное пособие. Под ред. Л.И.Бородкина и И.М. Гарсковой. – М.,1997. 30

6.Левкович, О.А. Основы компьютерной грамотности: учеб. пособие / О.А. Левкович, Е.С. Шелкоплясов, Т.Н. Шелкоплясова. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. 30

7.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркин. – М.: Академия, 1999. 30

8.Титова С. В. Ресурсы и службы интернета в преподавании иностранных языков. – М., 2003. 30

9.Шафрин, Ю.А. Информационные технологии / Ю.А. Шафрин. – М.: ООО «Лаборатория Базовых знаний», 1998. 30

30

ПРИЛОЖЕНИЕ 31

31



^

перечень условных обозначений


РКИ – русский язык как иностранный

ИКТ – информационно-коммуникационные технологии

ПК – персональный компьютер

АУК – автоматизированные учебные курсы

ДО – дистанционное обучение

ВОС – виртуальная образовательная среда


^


Реферат

Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного


Введение.



Информационные технологии сегодня занимают центральное место в процессе развития общества, его системы образования и культуры.

Под информационной технологией  в филологии понимается совокупность законов, методов и средств в получении, хранении и передаче, распространении, преобразовании информации о языке и законов его функционирования с помощью компьютера.   В преподавании РКИ компьютер целесообразно использовать не только как средство наглядности, но,  в первую очередь, в качестве средства активного обучения.

Необходимо отметить, что если на начальном этапе компьютеризации обучения иностранным языкам на первый план выдвигалось использование компьютера как средства тренировки в упражнениях языкового или речевого характера (эта тренировка основывается прежде всего на анализе и исправлении компьютером ошибок учащихся), то в настоящее время, как показывает опыт использования компьютеров в обучении иностранным языкам, сфера их применения представляется значительно более широкой. Различные виды компьютерных технологий используются как инструмент для создания тренировочных упражнений, как информационная база данных, позволяющая создавать, хранить и анализировать тексты на изучаемом языке, как средство учебного взаимодействия в системах Интернета и дистантного обучения.

Современные компьютерные программы могут учитывать индивидуальные потребности и интересы учащихся, различные стратегии овладения языком, дифференцировать способы предъявления учебного материала, обеспечивать индивидуальные формы тренировки, создавать широкий диапазон стимулов для вовлечения учащихся в иноязычную речевую деятельность, увеличивать время контакта с изучаемым языком.[5, 8]

В лингводидактический процесс включаются электронные учебники, электронные словари и разговорники, мультимедийные словари и энциклопедии. Яснее становятся возможности специальных программных средств, которые позволяют легко создавать учебные компьютерные курсы без использования программирования. Компьютер выступает, в частности как тренажер, помогающий учащемуся овладеть различными аспектами языка с помощью тренировочных упражнений; как инструмент в функции текстового редактора, позволяющий легко создавать и обрабатывать печатные тексты; как канал общения и источник получения информации из различных баз данных; как средство презентации аудиовизуальной информации и т. д. Все эти функции компьютера, используемые в учебном процессе, отражают, с одной стороны, ведущие тенденции развития современных компьютерных технологий, с другой — реализуют основные направления развития методической мысли, выдвигающей на первый план коммуникативный, когнитивный, личностный подходы к обучению языкам.

Для компьютерных информационных технологий характерны: работа пользователя прежде всего в режиме манипулирования данными и операциями (пользователь видит и действует), сквозная информационная поддержка на всех этапах обработки информации, вхождение в более крупные информационные массивы, гибкость и интерактивность.

Внедрение компьютерных технологий в практику преподавания русского языка как иностранного — один из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов. В компьютерные технологии заложены неисчерпаемые возможности для обучения студентов на качественно новом уровне. Они усиливают мотивацию изучения русского языка как иностранного, повышают уровень индивидуализации обучения, интенсифицируют процесс обучения.
^

Глава 1

Обзор литературы


Информационные технологии – это отрасль науки, в настоящее время развивающаяся активнее всех остальных. Соответственно, существует достаточное количество педагогических статей и практических учебных пособий, посвященных проблеме использования ИКТ в преподавании РКИ. Следует отметить работы таких авторов, как Э.Г. Азимов (1, 2), М.А. Бовтенко (3), Е.С. Полат (8). Весьма распространенным в вузах является учебник «Применение информационных технологий в обучении иностранному языку» оренбургских специалистов Т.И. Голубевой и С.И. Репиной (5). Среди работ белорусских специалистов следует отметить разработчиков программы компьютерного тестирования «МАКРОС» из Белорусского государственного экономического университета.

Источники материала для данной работы можно разделить на три группы:

  1. Книги, посвященные новым педагогическим технологиям. ИКТ в них рассматриваются как одна из наиболее прогрессивных и бурно развивающихся технологий. (8, 10)

  2. Книги, посвященные применению ИКТ в обучении иностранным языкам (не обязательно русскому). (3, 5, 7) Авторы книг могут подробнее останавливать на таких языках, как английский (7), немецкий (5). В источниках этой группы широко и подробно представлены общие теоретические материалы по общей педагогике и преподаванию иностранных языков в частности.

  3. Книги, описывающие применение ИКТ в обучении именно русскому языку как иностранному. (1,2, 6) Ведущее место в этих источниках может отводиться разным организационным формам обучения: дистанционному обучению (2), игровым программам для школьников (4), электронным учебникам (6).
^

Глава 2

Методика исследования


Для написания данной работы использовались следующие методы:

1. Логические методы:

а) Анализ – фактическое и мысленное разложение целого на составные части;

б) Синтез – воссоздание целого из частей;

^

в) Индукция – рассуждение, в процессе которого происходит переход от разрозненных фактов к общей системе положений;

г) Дедукция – процесс, обратный индукции; переход от общих положений к конкретным примерам и фактам;

^

д) Сравнение – суждение о сходстве или различии объектов, продуманная концепция отбора и интерпретации существующего материала

е) Аналогия – установление сходства между нетождественными объектами путём выявления их различий.

2. Общенаучные методы:

а) Метод восхождения от абстрактного к конкретному: с его помощью осуществляется переход от ограниченного знания, полученного посредством восхождения от конкретного к абстрактному, к более полному, конкретному теоретическому знанию;

^

б) Метод классификации;

в) Комплексный подход: всестороннее изучение и анализ объекта исследования.



Глава 3

Использование информационных технологий в преподавании рКИ.



^ 3.1. Электронные учебники по русскому языку.


Худшая версия электронного учебника – это просто «перенесенные» в компьютерный формат (иногда – отсканированные) традиционные бумажные учебники. Пользоваться такими электронными книгами еще менее удобно и дешево, чем напечатанными на бумаге, поэтому такие учебники просто бессмысленны. Электронный учебник в современном понимании этого слова – это средство обучения на компьютерном диске, хранящее и представляющее аудио-, видео-, текстовую и графическую информацию. [6, 7] Электронный учебник рассчитан на самостоятельную работу учащегося с компьютером в интерактивном режиме, на "погружение" учащегося в тот или иной предметный мир. Электронный учебник меняет как характер предъявления информации, так и характер обучающего воздействия. Обучающее воздействие осуществляется за счет синтеза видео, звука, печатного текста и компьютерной графики, всех видов вербальной и невербальной информации.

Традиционный учебник рассчитан, как правило, на поурочное, "линейное" изучение учебного материала. Электронный учебник же предполагает вариативную последовательность изучения учебного материала, стимулирует личную познавательную активность ученика. Учащийся может знакомиться с учебной информацией в той форме, последовательности, темпе и с той глубиной, которая ему подходит. Такое обучение более комфортно для студентов, поскольку нет отрицательного эмоционального воздействия со стороны возможных негативных эмоций преподавателя или однокурсников.

Основными учебными материалами для усвоения в электронном учебнике наряду с печатным текстом являются видеозапись и фонограмма, показывающие типовую ситуацию общения.

В системе электронного учебника, наряду с тренировкой и анализом ошибок, действует следующий принцип обучения: визуально представленная коммуникативная ситуация - включение в нее (с помощью, например, выбора вариантов диалога) - достижение результата или нет (понимание проверяется, например, путем выбора соответствующей реплики, записью аудиотекста и сравнения с эталоном, комбинирования элементов диалога в соответствии с ситуацией и др.).

Создание электронного учебника предусматривает несколько этапов, причем как традиционно присутствующих при создании любого учебника иностранного языка, например, способы формирования коммуникативной компетенции,отбор учебного материала (сферы общения, темы и ситуации, речевые действия, лексико-грамматический материал), так и специфических: моделирование и организация диалога с компьютером, построение архитектуры обучающей среды, формирование банков данных, организация информационно-поисковой системы, потоков движения информации и др. Требуется решение новых методических задач: формирование банков данных, их взаимодействия, обеспечение обучающего воздействия разных способов демонстрации учебного материала и т.д.[3, 19]

Архитектура обучающей системы строится на основе баз данных, многоуровневого доступа к ним, алгоритмов презентации с использованием принципов многооконности, гипертекста, организации потоков информации и доступа к ней в любой точке программы, тренировочного модуля.

Среди наиболее удачных попыток создания электронных учебников по РКИ в первую очередь можно выделить учебный комплекс «1С: Репетитор. Русский язык». «Учеб­ник», ядро мультимедиа комплекса, содержит теоретический материал по всем разделам школьной грамматики. Самостоятельное знакомство с теорией обеспечивается возможностью обращения через гипертек­стовые отсылки к различным видам материалов: к «Словарю лингвис­тических терминов», «Словарю примеров», «Иллюстрациям», «Ани­мациям», «Интерактивным таблицам», «Исторической справке» и т.д. Кроме блока «Учебник» комплекс также содержит блоки «Практикум» (электронный сборник упражнений), различного рода словари и диагностические тесты по различным разделам грамматики и орфографии.

Среди разработок западных специалистов внимания заслуживает учебник русского языка «Голоса» (разработка Университета имени Джорджа Вашингтона). В учебный комплекс вместе с бумажными учебниками также входят рабочие тетради и аудиокассеты, компакт-диск. Веб-приложение к учебнику состоит из нескольких частей: электронная книга для преподавателя, комплекс грамматических упражнений, раздел «Интересные места», в котором происходит концентрация на наиболее любопытных темах и вопросах курса.

Одним из самых больших недостатков электронных учебников русского языка является недостаточная коммуникативная практика обучающихся. Основной обучающий упор делается на восприятие, на демонстрацию речевого поведения носителей языка и на репродукцию. Слабая мотивация к общению на иностранном языке, отсутствие языковой среды всегда часто является проблемой для повышения эффективности обучения русскому языку как иностранному.[3, 33] Решение этих проблем возложено на следующую форму использования информационных технологий в преподавании РКИ – использование ресурсов Интернета.


^ 3.2. Использование Интернет-ресурсов в обучении РКИ.


Все больше преподавателей стало использовать ресурсы сети Интернет для поиска и получения информации, которая рассматривается и как средство организации учебной деятельности. Для более продуктивной работы с Интернетом стоит знать особенности и характеристики представляемой информации, уметь обработать и упорядочить ее по определенным критериям, чтобы информация была доступна для любого пользователя. Информация в Интернете имеет ряд особенностей. Форма распространения и хранения информации глобальна. Во всемирной сети нет ограничений в доступе к информации. Особенностью информации в Интернете является также разнообразие. Содержательная сторона информации выражается в форме мультимедиа (звук, графика, видео), что намного обогащает и содержание, и форму хранения информации. Следующая особенность – оперативность. Интернет превосходит все другие источники информации по организации информации и способу отбора и поиска, чему способствуют системы поиска [1,194].

Возможности Интернета чаще всего используются для включения материалов в содержание урока; для самостоятельной работы учащихся и расширения своих знаний и умений, а также для практики изучаемого языка. Ресурсы Интернета можно использовать не только в качестве коммуникативной основы обучения, но и для аудирования, чтения и распознавания разных стилей текста. Кроме этого ученик непроизвольно может пополнять свой словарный запас новой лексикой из выбранных текстов. Таким образом, знакомство с текстом или записью служит не только практическим материалом, но и удовлетворением повседневной потребности каждого человека в получении новой информации.  В связи с этим современному преподавателю важно уметь пользоваться программами, обеспечивающими работу в Интернете; разбираться в поисковых системах и их особенностях; знать ресурсы Интернета для получения новой информации не только для проведения уроков, но и для ознакомления с новостями по нововведениям в преподавании РКИ; уметь извлекать информацию и редактировать ее; уметь пользоваться электронной почтой и другими программами коммуникации (например: чаты, форумы, системы видеокоммуникации) и др.    

Одним из наиболее перспективных направлений в использовании Интернета является применение интерактивных учебных курсов, которые предусматривают активное взаимодействие всех участников обучения, наличие взаимосвязи между преподавателем и учащимся с помощью электронной почты, использование сетевых информационных систем. [10, 83] Только с применением Интернета возможно оперативное дистанционное обучение. Количество Интернет-курсов дистанционного обучения постоянно увеличивается: в настоящее время их насчитывается более тридцати. Во многом курсы, представленные в настоящее время в Интернете, с точки зрения специалиста-филолога, не соответствуют современным представлениям об изучении русского языка как иностранного и носят в основном тренировочный характер. Положительным фактором является то, что в них акцентируется использование в обучении новых ресурсов Интернета, например, использование страноведческих материалов (экономика, политика, культура), художественных текстов для чтения, электронных словарей и др. Многие возможности коммуникативных технологий обучения остаются нереализованными. Слишком многое основывается на старых подходах к преподаванию языка путем закрепления знаний с помощью стандартных упражнений. Хотя, как известно, особую роль при формировании коммуникативной компетенции играют коммуникативные задания. Учащимся на основе подготовленных материалов курса, а также имеющихся ресурсов Интернета могут быть предложены серии проблемных заданий, связанных с программой курса, например: написать реферат по указанной проблеме, выбрать необходимую информацию для выполнения контрольных работ, подготовить сообщение на основе материалов Интернета, принять участие в обсуждении той или иной проблемы.


^ 3.3. Программы дистанционного обучения.


  Дистанционное обучение - это целенаправленный синхронный или асинхронный процесс взаимодействия субъектов учебного процесса между собой и со средствами обучения на расстоянии при помощи специализированной образовательной среды, базирующейся на использовании информационно-телекоммуникационных технологий.

Технические возможности компьютеров конца 1980-х – начала 1990-х годов определили основную особенность обучающих программ того времени – небольшой объем материала, соответствующий одной, максимум нескольким учебным темам. Эти программы в большинстве случаев были линей­ными и жестко управляли действиями пользователя, хотя уже тогда педагоги прогнозировали появление нелинейных, гибких компьютерных обучающих систем, которые способны обеспечить свободу действий учащегося в соответствии с его индиви­дуальными целями, задачами и стилем усвоения материала. В ходе работы с разветвленной программой учащийся в соответствии со своими знаниями может переходить с высокого уровня на более низкий и наоборот. Следовательно, "сильные" студенты имеют возможность изучать учебный материал более высокого уровня, чем „"слабые", изучающие учебный материал в том минимальном объеме, который определен автором разветвленной программы и необходим для усвоения того или иного явления русского языка.

По некоторым оценкам специалистов, во время работы обучаемого с интерактивными мультимедийными программами его внимание удваивается. Поэтому экономия времени составляет до 30%. Доказано, что при восприятии на слух запоминается около 25% информации, зрительная память позволяет запомнить одну треть информации, одновременное подключение зрения и слуха дает более 50% запоминания. При активном изучении предмета с помощью компьютера усваивается до 75% информации.

Обучающие системы позволяют пользователю углубить знания, получить обширную и разностороннюю информацию, сократить срок обучения, увеличить число слушателей на одного преподавателя.

В компьютерных обучающих системах используются все традиционные виды обучающей информации. Однако при этом процесс обучения значительно интенсифицируется. Этому способствуют следующие особенности автоматизированных обучающих курсов:

  1. элементы соревновательности;

  2. оптимальный темп продвижения по учебному материалу для каждого обучаемого (адаптация);

  3. своевременная обратная связь с системой.

По методическому назначению можно выделить несколько типов компьютерных программ: грамматические, т.е. программы, направленные на овладение грамматической системой русского языка (например, категориями рода, числа, падежа, лица, вида, наклонения глагола и т.д.), лексические (найди родственные слова, синонимы, антонимы, паронимы и т.п.), сюда же можно отнести и программы по словообразованию, лингвострановедческие, т.е. программы, посвященные изучению лингвострановедческих единиц и связанных с ними страноведческих сведений, программы, направленные на обучение таким видам речевой деятельности, как чтение и письмо (программы по правописанию, пунктуации) коммуникативные, фонетические (используются лишь в том случае, если компьютер работает совместно с магнитофоном или синтезатором речи). Поскольку одним из важных принципов современной методики преподавания иностранных языков является принцип комплексности, то нередко указанные типы программ реализуются в органическом единстве.

Использование компьютерных технологий представляется эффективным как на этапе получения новых знаний и их закрепления, так и на этапе контроля знаний. Эффективность тестирования с использованием компьютера достаточно высока, так как он позволяет автоматизировать процессы хранения и отбора контролирующей информации, предъявления ее обучаемому на экране дисплея, восприятия и анализа ответов обучаемого, выдачи результатов оценки знаний в виде, удобном для их анализа преподавателем и выставления оценки. Компьютерное тестирование позволяет вести объективный, независимый от обучаемого контроль и дает возможность проводить комплексный системный анализ успеваемости.

По выражению Э.Г. Азимова [2, 47], "наиболее перспективными представляются программы, связанные с определенным учебником. Компьютерная программа в таком случае становится органическим и необходимым элементом учебного комплекса, естественно входит в учебный процесс". Именно такой подход использован при создании программы компьютерного тестирования МАКРОСС, разработанной специалистами из Белорусского государственного экономического университета. Она органически входит в учебный комплекс «Русский язык. Читаем тексты по экономической теории», разработанный и изданный доцентами кафедры белорусского и русского языков БГЭУ Федотовой И.Э., Молочко Н.В., Гассиевой И.И. в 2000 году. В учебный комплекс входят 2 пособия, практикум, аудиокурс из двадцати лабораторных работ на четырех аудиокассетах, компьютерные тесты, русско-китайские словари и мультимедийное приложение на компакт-диске.

Создатели комплекса опирались на синтаксический уровень как уровень, отражающий комплексное взаимодействие всех единиц языка. Учитывая объем языковых знаний слушателей подготовительных факультетов, авторы отобрали самые элементарные грамматические конструкции из текстов, не давая их толкования.

После прохождения уроков каждой из тем пособия учащимся предлагается проверить усвоение учебного материала с использованием компьютерного теста. Каждый тест содержит от 6 до 8 разнообразных заданий, отличающихся по типу требуемого ответа. Учащимся предлагается дополнить окончания прилагательных, выбрать правильный предлог или термин из списка вариантов, написать диктант, решить кроссворд, составить видовые пары глаголов, предложения или дать определения терминов.

Среди программ, разработанных европейскими специалистами, можно выделить программу «Russian colloquial speech for foreigners» – «Русская разговорная речь для иностранцев», Цель данной обучающей компьютерной программы - способствование развитию коммуникативной компетенции на русском языке без преподавателя. Также можно отметить цикл поливалентных обучающих и обучающе-контролирующих программ, разработанный А. Виллерваль, преподавателем русского языка из французского университета Экс-ан-Прованс. Цикл предназначен в основном для школьников, его программы предусматривают организацию занятий в игровой форме.[4,47] Каждая программа может использоваться как в аудиторной работе, так и для тренировки во внеаудиторное время.
^


Глава 4

Обсуждение полученных результатов


Ознакомившись с вышеприведенными примерами использования ИКТ в преподавании РКИ, мы можем сделать следующие выводы:

1. Электронные учебники и обучающие программы – еще не в полной мере разработанная, но активно развивающаяся отрасль педагогических технологий, и усилия многих специалистов по прикладной лингвистике направлены на развитие и совершенствование именно этой отрасли;

2. Средства Интернета как наиболее глобальной, оперативной и интерактивной информационной среды активно используются в обучении РКИ, причем не только как источник учебной информации, но и как важное средство и условие дистанционного самостоятельного обучения.

3. Применение новых технологий обучения предъявляет высокие требования к преподавателям РКИ. Они обязаны быть хорошо ознакомлены с современными достижениями в сфере ИКТ, быть уверенными пользователями ПК, быть способными к дальнейшему обучению и самосовершенствованию.


Заключение


Применение ИКТ в сфере преподавания РКИ открывает новые возможности как перед преподавателями, так и перед учащимися. Конечно, введение ИКТ как элемента учебного процесса порождает ряд новых организационных проблем: например, соответствующее техническое оснащение аудиторий, овладние компьютерной грамотностью всех преподавателей и учащихся, ломка существующей классно-урочной структуры учебного процесса. Однако рассмотренный в рамках данной работы пример использования компьютерных систем в курсе РКИ наглядно демонстрирует их очевидные преимущества в сравнении с традиционными средствами обучения:

1.Интенсификация: возможность решить конкретные методические задачи в более сжатые сроки.

2. Индивидуализация: учет индивидуальных особенностей обучаемых. В ходе работы с разветвленной программой учащийся в соответствии со своими знаниями может переходить с высокого уровня на более низкий и наоборот. Следовательно, "сильные" студенты имеют возможность изучать учебный материал более высокого уровня, чем „"слабые", изучающие учебный материал в том минимальном объеме, который определен автором разветвленной программы и необходим для усвоения того или иного явления русского языка.

3. Эффективность: уменьшение затрат людских и материальных ресурсов. Использование ИКТ требует меньшего количества преподавателей и методистов, чем традиционная система обучения, а электронные средства обучения обходятся значительно дешевле изготовления «бумажных» учебников и пособий.

^

Библиографический список

  1. Азимов Э. Г. Методика применения компьютерных технологий в обучении русскому языку как иностранному: метод. пособие к дистанционному курсу повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного. - М., 2004. Ч.1: Методика преподавания русского языка как иностранного

  2. ^

    Азимов Э.Г. Методическое руководство для преподавателей по использованию дистанционных технологий в обучении русскому языку как иностранному. М., 2004

  3. Бовтенко М. А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов. - Новосибирск, 2005.Дистанционное обучение: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.В. Моисеева. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 191 с.

  4. ^

    Виллерваль А. Поливалентные компьютерные программы в обучении русскому языку// Журнал «Русский язык за рубежом», № 1, 2005 г.

  5. Голубева Т.И., Репина С.О. «Применение информационных технологий в обучении русскому языку». / Оренбург, 2004.

  6. Каменных М.Г., «Опыт создания мультимедийного электронного учебника по русскому языку как иностранному» // Материалы XVII международной конференции "Информационные технологии в образовании" ("ИТО-2007")

  7. ^

    Крюкова О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде (на примере английского языка). М., 1998.

  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 1999.

  9. ^

    Титова С. В. Ресурсы и службы интернета в преподавании иностранных языков. - М., 2003.

  10. щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. - М.,2003


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ.

^


Дистанционное обучение 12, 13, 17

Интернет 4, 10, 11, 12, 17,

Мультимедиа 9, 11

ИКТ 6, 17


интернет 1

Интернет 13, 14, 23

Интернет-ресурсы в предметной области


  1. www.masterrussian.com.

Интерактивные курсы русского языка. Включают информацию по различным разделам преподавания РКИ, звуковое сопровождение упражнений по фонетике и произношению. Эти курсы ориентированы на англоязычных пользователей, носят коммерческий характер (основные материалы доступны только после регистрации). Сайт содержит весьма интересные ссылки на другие ресурсы Интернета для изучающих русский язык, различную страноведческую информацию (рассчитанную в основном на туристов), а также информацию о новых учебных изданиях для изучающих русский язык.

 

  1. www.conradish.net

Сервер особое внимание уделяет знакомству с русской литературой. Представлен большой список известных российских писателей и их текстов, тексты снабжены комментариями, переводом на английский язык. Это позволяет изучающим русский язык в англоязычных странах выбирать для чтения те или иные тексты с комментариями и переводом.

 

  1. www.marshalcenter.org/ciss/еnglish/fltcе/courses.

Сервер Russian Language Mentor. Методической особенностью учебных материалов на данном сервере является ориентация на обучение на среднем и продвинутом этапах, включены упражнения по обучению чтению и аудированию аутентичных текстов.

 

  1. www.russnet.org.

Сайт Американской ассоциации преподавателей русского языка и литературы.


  1. www.seelrc.org

Сервер Института по изучению славянских и восточноевропейских языков (США). На сайте реализован особый методический подход: изучение языка основано на чтении литературных текстов, их аудировании, просмотре видеодискуссий. Здесь же представлены и обычные тренировочные упражнения по изучению грамматики.


  1. www.gwu.edu/~slavic/golosa

Веб-приложение к учебному комплексу «Голоса» Университета Джорджа Вашингтона (США), уже упомянутому в данной работе. Студентам предоставляется возможность записать на компьютер аудиотекст для аудирования, и в большей своей части материалы данного сайта предназначены для внеаудиторной работы.


  1. www.mapryal.org

Сайт Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Интерес представляют обзоры журналов «Вестник МАПРЯЛ» и «Русский язык за рубежом», обзоры конгрессов, форумов, конференций и прочих мероприятий, посвященных проблеме преподавания РКИ.


  1. www.pushkin.edu.ru

Сайт Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина (Москва). На сайте, помимо разнообразной информации о жизни университета, можно найти методические разработки уроков РКИ, научные работы сотрудников и студентов университета.


  1. www.gramota.ru

Образовательный портал «Русский язык». На сайте можно найти ответы на многие актуальные вопросы из истории русского языка, грамматики современного языка, преподавания русского языка в качестве родного и иностранного.


  1. http://www.languages-study.com/russian.html

Посвященный русскому языку раздел крупного израильского сайта по изучению иностранных языков. Даны ссылки на любопытные статьи, в основном посвященные современному состоянию русского языка и языку Рунета (русскоязычного Интернета).
^


Действующий личный саЙТ: http://dubelevitch.narod.ru




Граф научных интересов

Магистранта Дубелевича С. А., филологический факультет

Специальность: теория и методика обучения и воспитания


Смежные специальности

^ 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования;

– теория педагогики (обоснование и реализация педагогических концепций, систем; исследование подходов к организации и совершенствованию целостного педагогического процесса; определение оптимальных условий развития личности в образовательном процессе;

– сравнительная педагогика (исследование истоков и сравнительный анализ современного состояния педагогики и образования в зарубежных странах, различных регионов мира, перспектив их развития; возможности использования прогрессивного опыта в национальной системе образования);




Основная специальность

^ 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

   теория, методика и технологии обучения, закономерности обучения учебным предметам, нормативные требования к целям, содержанию, преподаванию и учению учащейся и студенческой молодежи;

   закономерности воспитания и нормативные требования к организации воспитательной деятельности учащейся и студенческой молодежи.




Сопутствующие специальности

^ 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования;

– методологические основы обучения и воспитания детей;

– становление и развитие этнических традиций в дошкольной педагогике;

– закономерности и принципы обучения и воспитания дошкольников;

^ 13.00.08 – теория и методика профессионального образования;

– методологические основы и регулятивы в области профессионального образования; закономерности, принципы профессионального образования; обоснование, разработка и реализация концепций и систем профессиональной подготовки специалистов;

– содержания профессионального образования, разработка образовательных стандартов и учебно-методических комплексов;

– развитие методов, форм, средств, методик и технологий профессиональной подготовки специалистов;

– инновационные модели профессиональной подготовки специалиста в соответствии со стратегическими направлениями обновления высшего образования




Конец формы






^ Презентация магистерской диссертации
http://dubelevitch.narod.ru/.r7ppt
Распечатка слайдов презентации приводится в Приложении

^

Библиографический список к выпускной работе

  1. Аникеев, И.А, Брановский Ю.С. Количественные методы и информационные технологии в истории: учебное пособие / И.А. Аникеев, Ю.С. Брановский. – Ставрополь.: СГПУ, 1996.

  2. ^

    Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика. - М., 2005.

  3. Быстро и легко создаем, программируем, шлифуем и раскручиваем web-сайт. Учебн. Пособ. – М., 2003.

  4. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие / И.Г. Захарова. – М.: Academia, 2005.

  5. ^

    Информатика для гуманитариев. Вводный курс: учебное пособие. Под ред. Л.И.Бородкина и И.М. Гарсковой. – М.,1997.

  6. Левкович, О.А. Основы компьютерной грамотности: учеб. пособие / О.А. Левкович, Е.С. Шелкоплясов, Т.Н. Шелкоплясова. - Мн.: ТетраСистемс, 2004.

  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркин. – М.: Академия, 1999.

  8. Титова С. В. Ресурсы и службы интернета в преподавании иностранных языков. – М., 2003.

  9. Шафрин, Ю.А. Информационные технологии / Ю.А. Шафрин. – М.: ООО «Лаборатория Базовых знаний», 1998.



ПРИЛОЖЕНИЕ







Похожие:

Белорусский государственный университет выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного iconКурсовая работа по «Основам информационных технологий» «Применение информационных технологий в изучении военного дела вкл в XVI веке»

Белорусский государственный университет выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного iconИспользование информационных технологий как средство повышения эффективности подготовки учащихся к егэ по математике
Использование современных информационных технологий в образовании – это уже не новшество, а реальность сегодняшнего дня для всего...
Белорусский государственный университет выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного iconИспользование компьютерных информационных технологий в начальной школе. План выступления. Использование икт в учебном процессе. Иип «км-школа»
В письме Министерства образования России от 13. 08. 2002 г. №01- 51-088 ин предлагается «осуществить организацию образовательного...
Белорусский государственный университет выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного iconМетодические рекомендации по использованию новых информационных технологий на уроках английского языка
Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование новых информационных технологий...
Белорусский государственный университет выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного iconА. Н. Тихонов, директор Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций «Информика»
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Белорусский государственный университет выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного iconПлан мероприятий гимназии №88 по реализации темы «Использование информационных технологий на уроках физики в гуманитарной школе». 2008-2009 учебный год
«Использование информационных технологий на уроках физики в гуманитарной школе»
Белорусский государственный университет выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного iconДипломных работ (Доц. В. Н. Белоозеров. Кафедра мультимедийных технологий и информационных систем) Система стандартизации информационных систем и процессов
Информационно-поисковый тезаурус как средство повышения эффективности информационных систем
Белорусский государственный университет выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного iconПрограмма информатизации государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №172
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как...
Белорусский государственный университет выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного iconИспользование информационных технологий на уроках истории Ясинская Ольга Валерьевна, учитель истории уо «Миорская госш №1»
Использование компьютерных технологий дает возможность самому учителю развиваться творчески и в ногу со временем, подталкивает к...
Белорусский государственный университет выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного iconИз опыта работы Савинкиной М. В. Проблема, над которой я работаю в течение последних 5 лет – «Использование информационных технологий в обучении истории»
Проблема, над которой я работаю в течение последних 5 лет – «Использование информационных технологий в обучении истории». В моем...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов