Альберт Великий малый алхимический свод icon

Альберт Великий малый алхимический свод



НазваниеАльберт Великий малый алхимический свод
страница1/8
Дата конвертации15.09.2012
Размер1 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8

Альберт Великий

МАЛЫЙ АЛХИМИЧЕСКИЙ СВОД

Предуведомление

1. О многоразличных ошибках

2. Как появились металлы

3. Доказательство того, что алхимическое искусство - истинное искусство

4. Разновидности печей, потребных в алхимии

5. О качестве и количестве печей

6. Какие разновидности печей для возгонки и какая от них польза

7. Как <складывают> печи для перегонки

8. О печах обливных

9. Как облицовывают глиняные сосуды

10. Четыре тинкториальных духа

11. О том, что есть эликсир, а также о том, сколько металлов могут быть превращены посредством четырех духовных начал

12. О разновидностях веществ и об их именах 13. Что есть ртуть и каково ее происхождение

14. Что такое сера, каковы ее свойства и где ее можно отыскать

15. Что такое аурипигмент и какое у него происхождение

16. Что такое мышьяк

17. Двойственная природа нашатыря

18. Для чего нужна универсальная соль и как ее приготовить

19. Соляная вода, или вода, в коей растворена любая <какая тебе только придет на ум> соль

20. Какая польза от щелочной соли и как ее приготовить

21. Как выбелить и как растворить в воде квасцы

22. Как же можно окрасить в красный цвет атраментум, а также растворить его в воде 23. Как приготовить винный камень, да так, чтобы масло, извлеченное из него, могло

растворять окалины

24. Как готовят зеленую медь, как ее окрашивают в красный цвет и чем она полезна для алхимического искусства

25. Как и из чего делают киноварь

26. Как и из чего можно приготовить лазурит

27. Как и из чего делают белый свинец

28. Как из белого свинца приготовить свинцовый сурик

29. Как изготовить свинцовый сурик из свинцовой окалины

30. Что такое возгонка и сколько существует способов возгонки 31. Что такое обжиг и сколько может быть способов обжига

32. Что такое сгущение и почему к этой операции прибегают

33. Что такое закрепление и сколько существует способов закреплять тела

34. Что такое растворение и сколько существует способов растворять вещества 35. Что такое перегонка и как ее осуществляют

36. Что такое умягчение и как это делается

37. Как приготовить белоснежную ртуть

38. Как растворяют, выбеливают и закрепляют серу

39. Как выбеливают аурипигмент

40. Как выбеливают мышьяк

41. Как приготовить нашатырь

42. Об огнетворных веществах

43.
Дополнительная глава, продолжающая рассказывать о закреплении духовных начал 44. Здесь начинается алхимическое откровение и научение тайнам сего искусства

45. Здесь я научу тебя, как закреплять порошки, дабы их можно было бы смешивать с разными веществами

46. Как следует растворять в воде субстанциальные начала

47. Как субстанциальные начала можно обратить в жидкость красного цвета

48. Как перегнать воду. Два способа

49. О перегонке масла

50. О сгущении всех растворов

51. Как может быть прокалено золото и серебро

52. Про реторту

53. Как должно обжигать прочие металлы

54. Как обжечь медные пластины

55. Как же укрепить и отвердить окалины различных тел. Про это ты можешь узнать также и у Гебера

56. Здесь начинается наипервейшая из операций

57. Как же все-таки получить золото и серебро, если поступать в согласии со всем

тем, что я предписал тебе в этой книге

Алхимический Космос Альберта Великого (В. Л. Рабинович)

Преуведомление

"Вся мудрость исходит от Господа нашего и всегда с ним и присно и ныне, и во веки веков"*1. И да возлюбит каждый эту божественную мудрость, взыскует ее и вымолит мудрость и разумение у Того, "кто

дарует разумение и мудрость, изобильно и без препон",

- каждому, не укоряя, не попрекая. Он есть высочайшая высота и глубочайшая глубина всякого знания. Он есть сокровищница всякого знания, Он есть сокровищница всей мудрости. Вот почему "все сущеЕ% - от Него, через Него и в Нем"; без Него ничто не может

быть сделано, без Него ничто не может быть совершено. Честь и слава Ему во веки веков. Аминь. Итак, приступая к сему рассуждению, я, уповая на помощь и благоволение Того, Кто первопричина и Кто и сток всякого блага и любви, прошу Его сподобить скудные

мои знания частице божественного Духа, дабы я оказался в силах высвободить свет, открытый во мраке, и повести тех, кто погружен во грех, по тропе истины. Да поможет мне в замысленном предприятЕ(и моем Тот, Кто вечно пребывает в высочайшей высоте

высот. Аминь. Несмотря на все мои многотрудные странствия по многочисленным землям и провинциям, городам и замкам, странствия, вдохновленные моим интересом к науке, зовущейся алхимией, несмо

тря также и на то, что я вдумчиво собеседовал с учеными

людьми и мудрецами, хранителями алхимической премудрости, употребляющими ее, чтобы исследовать свой предмет сполна; несмотря даже на то, что поглощал их писания одно за другим, бессменно скл

оняясь снова и снова над трудами мудрецов, я не нашел в них

сути того, что сии мудрецы провозглашали в своих сочинениях. Я изучал алхимические книги двояко, стараясь уразуметь в них и то, что говорит в пользу мужей, их написавших, и то, что говорит протЕ(в них, но установил, что эти книги никчемны,

бессмысленны и бесполезны. Вдобавок я обнаружил еще, что многие ученые: богачи, аббаты, епископы, каноники, знатоки натуральной философии - будто вовсе были они неграмотными, потерпели крах, з атратив бездну бесплодных усилий и вконец разорившись. И

все только потому, что, увлеченные своим искусством, они оказались неспособными вовремя остановиться или свернуть с начатого пути. Однако меня не оставляла надежда. Я продолжал безостановоч

но трудиться. Я продолжал тратить имеющиеся у меня средства

и, путешествуя по городам, монастырям и замкам, продолжал наблюдать. Но наблюдал, размышляя, ибо, как говорит Авиценна, "возможно ли это? Но если этого не может быть, то каким образом этого не мо жет быть?"*2. Я настойчиво изучал алхимические

сочинения и размышления над ними, пока наконец не нашел того, чего искал, но не посредством моих собственных скудных знаний, а посредством божественного Духа. Но как только я стал отличать и п онимать то, что лежит за пределами природы, я начал более

пристально и с большим тщанием следить за процедурами вываривания*3 и возгонки, растворения и перегонки, размягчения, обжига и сгущения в алхимических и иных работах. Я делал это до той поры, Е/ока не убедился, что превращение в Солнце и Луну

возможно, причем алхимическое Солнце и алхимическая Луна в испытаниях и обработке оказываются лучше природного <золота> и природного <серебра>*4. Вот почему я, ничтожнейший из философов, вознЕ мерился ясно изложить истинное искусство, свободное от

ошибок, для моих единомышленников и друзей; но таким, однако, образом, чтобы они увидели и услышали то, что для них самих сокрыто и остается невидимым, неслышимым и неумопостигаемым. Вот почемЕc я прошу тебя и заклинаю тебя именем Творца всего сущего

утаить эту книгу от невежд и глупцов.*5 Тебе я открою тайну, но от прочих утаю эту тайну тайн, ибо наше благородное искусство может стать предметом и источником зависти. Глупцы глядят заискиваЕnще и вместе с тем надменно на наше Великое Деяние, потому

что им самим оно недоступно. Поэтому они и полагают наше Великое Деяние отвратительным, но верят, что оно возможно. Снедаемые завистью к делателям сего, они считают тружеников нашего искусстЕ"а фальшивомонетчиками. Никому не открывай секретов твоей

работы! Остерегайся посторонних! Дважды говорю тебе: будь осмотрительным, будь упорным в трудах твоих и при неудачах не расхолаживайся в рвении своем, помня о великой пользе, к коей ведет твоЕ

) труд.

1. О многоразличных ошибках

А сейчас в этом малом своде я поведаю тебе коротко и просто о том, как тебе следовало бы поступить, зачиная столь великое искусство. Но прежде я укажу тебе на всевозможные уклонения, ошибки и к амни преткновения, встающие на пути подвижников этого

искусства. Об эти препятствия многие - даже почти все - спотыкаются. Я видел немало таких, кои с большим тщанием совершали процедуру возгонки, проходящую обычно наверняка, но не доводили до ко -ца, спотыкаясь на непонимании изначальных принципов. Я

видел и иных. хорошо начинавших, но склонных к выпивке и прочим глупостям. И они не доводили дело до конца. Я видел, например, и таких, кои хорошо умели вываривать, перегонять и возгонять. Но пут ь был длинным, и терпения им не хватало. Поэтому-то и

они оставляли дело незавершенным. Мне попадались и такие люди. которые вполне владели истинным искусством и которые умело и терпеливо совершали разные операции, но теряли летучие начала*6 пр

и возгонке, потому что сосуды их были дырявыми. Усомнившись,

они не шли дальше. Среди встреченных мною были и такие, что желали добраться до цели нашего искусства, но в нетерпении дождаться окончания дела слишком быстры были в совершении возгонок, пере гонок и растворений. В результате летучие начала

оказывались разложившимися, оскверненными (rubiginatos), а водные растворы и дистиллаты - взболтанными и взмученными. Так вот и рушилась вера сих нетерпеливых в истинность нашего искусства. Бывал ( и такие, которые терпеливо продвигались вперед, но по

пути их ждала неудача, потому что им не хватало приличествующей их занятию выдержки и твердости. Ибо, как сказал поэт: Коль смертные страхи мерещутся вам в благородном труде, То и знания сущно стей многих вещей не помогут, - Вас ждет пустота в

результате.*7

Наше искусство не для бедняков, ибо у каждого взявшегося за дело должно быть достаточно денег по меньшей мере года на два. Так, если кому-то случится ошибиться и потом начать все заново и прод

олжить начатое вновь, этот кто-то не должен впасть в

нищету. Между тем как раз противоположному я бывал свидетелем не единожды. Мне встречались мастера, коим удавалось осуществлять чисто, хорошо многократные - до пяти раз - возгонки. Но на этом cмение их кончалось. Если они шли дальше, то все больше и

больше впадали в заблуждение и обман: они выбеливали медь, прибавляя к ней пять или шесть частей серебра, равно дурача себя и других. Я видел людей, которые возгоняли летучие, а потом, сгущая, о саждали их, надеясь с их помощью окрасить медь или

олово. Когда же ничего не отпечатлевалось на меди или олове и не происходило проникновения окрашенных сгущенных летучих <начал> в металлы, ими овладевало сомнение в истинности <искусства>. Я "идел тех, кто осаждал и сгущал летучие, нанося проникающее

масло, до проникновения оного в субстанциальную массу. Затем они добавляли одну часть серебра на одну часть меди. При этом медь выбеливалась, становясь похожею на серебро по ковкости и прочиЕ, проверкам (examinationern), а по белизне могла выдержать

двух- или трехкратное испытание и все-таки не была совершенной, потому что медь, прежде чем выбелить, не обожгли и не очистили от примесей. Недаром Аристотель говорит: "Я не верю, что металлы мо гут превращаться один в другой без того, чтобы прежде не

быть превращенными (transformari) в первоматерию, то есть приведенными к состоянию золы обжиганием на огне. Вот тогда-то и возможно <превращение>"*8. Я видел, наконец, и таких мудрецов, которые соверш (ли возгонку и осаждение порошков и летучих,

приготовили растворы и дистиллаты из этих порошков, сгустили, осадив их, и подвергли металлы обжигу, выбелив и выкрасив их массы.*9 После этого им было возвращено твердое состояние и цвет, сви детельствующий то, что они стали Солнцем и Луной, по

ковкости и прочим проверкам лучше природного <золота> и природного <серебра>. Видя, однако, такое несметное число ошибившихся и заблудших, я решил, что должен написать истинную и многократно и спытанную в деле книгу, лучшую <из сходных>, написанных

всеми прочими философами, среди которых я работал и рукотворил. В этой моей книге не будет ничего такого, чего я не зрил бы собственными глазами.

2. Как появились металлы

Алхимия есть искусство, придуманное алхимиками. Имя ее произведено от греческого archimo, что по-латыни означает massa.*10 С помощью алхимии заключающиеся в минералах металлы, пораженные порчей, во

зрождаются, причем несовершенные становятся

совершенными. Должно заметить, что металлы отличаются друг от друга только своими акцидентальными (внешними) формами, но отнюдь не эссенциальными (сущностными). Следовательно, лишить металлЕk их проявлений - дело вполне возможное. Возможно, стало

быть, также посредством алхимического искусства осуществить новое вещество, подобно тому как все разновидности металлов образуются в земле от смешения серы и живого серебра*11 или зловонной

земли. В самом деле, дитя в материнском лоне немощно

сжимается из-за болезни неправильно расположенной матки, да вдобавок еще пораженной заразой. И хотя сперма здоровая, дитя, однако, рождается прокаженным только из-за того, что матка подверглЕ сь порче. Точно так и металлы подвержены порче либо от

нечистоты серы, либо от зловонной земли. От этого и проистекают особенности, отличающие один металл от другого. Когда чистая красная сера входит в соприкосновение с живым серебром во чреве зЕ%мли, долго ли, коротко ли зачинается золото, либо от

продолжительности <соприкосновений>, либо от выварки, которой споспешествует природа. Когда чистая и белая сера входит в соприкосновение с живым серебром в чистой земле, зачинается серебро, которое отличается от золота тем, что сера в золоте -

красная, а в серебре - белая. Когда же, однако, красная сера, порченая и пригорелая, входит в соприкосновение с живым серебром в земле, зачинается медь, которая не отличается от золота ничем, ра 'ве что в золоте Сера здоровая, а здесь <в меди> -

порченая. Когда белая сера, порченая и пригорелая, входит в соприкосновение с живым серебром в земле же. зачинается олово. Оно (как это установлено на опыте) хрустит на губах и легко разжижаетЕaя. А происходит это оттого, что живое серебро было плохо

смешано с серой. Когда белая сера, порченая и пригорелая, входит в соприкосновение с живым серебром в зловонной земле, зачинается железо. Когда же, наконец, сера, черная и порченая, входит в со /рикосновение с живым серебром, зачинается свинец.

Свинец, как сказал Аристотель, прокаженное золото. Кажется, уже достаточно поведано о происхождении металлов, а также и о том, что отличаются они друг от друга только своими внешними проявлен иями, будучи сущностно тождественными. Остается теперь лишь

проверить доказательства философов и авторитетов и убедиться, подтверждают ли они, что алхимическое искусство - истинное искусство. Тогда-то у нас будет право оспорить тех, кто утверждает об ратное.

3. Доказательство того, что алхимическое искусство - истинное искусство

Есть люди, - а их предостаточно, - которые любят перечить нам. В особенности те из них, кто не сведущ ни в нашем искусстве, ни в природе металлов и кто профан также и в том, чтобы отличить существ %нные свойства металлов от их внешних, несущественных

свойств, мало что смысля относительно их <металлов> протяженности и плотности (profunditates). Тем же, кто, противясь нам, выдвигает в качестве аргумента слова Аристотеля - "пусть искусники в алхимии знают, что виды вещей изменить невозможно", мы

должны ответить, что сказано это про тех, кто верит и жаждет осуществить превращение металлов, которые уже испорчены окончательно. А это, без сомнения, действительно невозможно. Давайте тепеЕ`ь прислушаемся вот к таким словам Аристотеля: "Истинно то,

что эксперимент разрушает формы видов, в особенности же металлов". Может статься, например, что некий металл, если его прокалить, обратится в золу и окалину. Затем его мельчат, промывают, размя

гчают в кислых водах в той мере, в какой это нужно, чтобы

придать ему белизну и естественность. Таким-то вот образом эти тела путем обжигания и прочих процедур (medicinas) могут утратить бурые пары порчи и гнили (himiditatem corruptum et adustivarn), обрести воздушность,

преисполниться паром жизни, и белая

окалина затвердеет, ставши белой или красной. Да и Гермес*12 говорит, что духи (духовные субстанции) не могут войти в тело металлов, прежде чем эти последние не будут очищены. После очищения дух

и войдут в тела при посредстве веры. Аристотель говорит:

"Я не верю, что металлы можно превратить один в другой, минуя предварительно их возвращение к первоматерии". А это достигается лишь очищением металлов от порчи - только огнем. Тем же, кто еще не

уверовал или недостаточно тверд в вере, я желаю обрести

большую ясность, потому что мы-то точно знаем, о чем толкуем и на чем настаиваем: нам ясно, что различные виды обретают различные формы в разное время. Так, ясно, что вывариванием и тесным сопри косновением красное в мышьяке можно сделать черным, а

позже - и белым с помощью возгонки.*13 Так бывает всегда. Если же некто скажет, что иные виды могут видоизменять первоначальный свой цвет в другой, а с металлами такого не бывает, я возражу ему, aсылаясь на авторитеты, выдвинув в качестве аргументов

множество определений и не меньше обоснований и до конца развею эти заблуждения. Так, мы видим, что лапис-лазурь,*14 именуемая transmarinum,*15 происходит из серебра. Но еще легче заметить, что если не *ая вещь совершенствует собственную свою природу,

избавляясь от порчи и гнили, внешние свойства разрушаются в большей мере, чем свойства, связанные с сущностью. Двинемся дальше, и мы увидим, что медь приобретает желтый цвет от каламинового кЕ мня.*16 Но и медь, и каламиновый камень, покуда они не

подверглись воздействию огня, далеки от совершенства. Мы знаем, что свинцовый глет*17 изготовляется из олова. Олово же в результате многократных вывариваний приобретает золотистый цвет. Одна

ко нет ничего невероятного и в том, чтобы обратить олово в

одну из разновидностей серебра. Ведь олово той же, что и серебро, природы. Нам ведомо, что железо превращается в живое серебро. Кое-кому это может показаться невероятным. Прежде я уже показываЕ+, что такое возможно. Ведь все металлы происходят из

живого серебра и серы. Значит, если живое серебро есть прародитель всех металлов, ничего невозможного нет и в том, чтобы и железо, например, вновь вернулось в свое прежнее состояние - превратиЕ+ось в живое серебро. Ничего не стоит вообразить, скажем,

такое: зимой вода затвердевает, обращаясь в лед, под воздействием избыточного холода; летом же, напротив, припекаемый солнцем, лед плавится, становясь, как прежде, водой. Точно так и живое сере

бро, в каком бы месте земли оно ни помещалось, и сера,

если и она есть в земле, сочетаются друг с другом путем очень мягкой и крайне медленной варки, длящейся весьма долго. Эти исходные начала, соединяясь, отвердевают, становясь минералами, из кои

х, в свою очередь, можно извлечь тот или иной металл.

Впрочем, мы знаем также, что белый свинец изготовляется из свинца, красный свинец - из белого, а свинец - из красного.*18 Вот и смотри! Более чем предостаточно доказано уже, как виды вещей, изменя

я (permutantur) цвет свой - один на другой, - трижды,

а то и четырежды переходят из формы в форму. Из этого с непреложностью следует, что металлы, схваченные болезнью и порчей, могут стать чистыми, если их подвергнуть нужным операциям. Выявив исх

одные положения нашего искусства, посмотрим теперь, на чем

же они сами основаны. Так, если эти основания подобны сену, соломе или дереву, то они обязательно сгорят под действием огня. Но если мы установим, что основания эти подобны камню, а камень ни го

рению, ни порче не подвержен, то лишь тогда мы будем

вполне свободны от каких бы то ни было опасений. Озаботясь трудностями нашего искусства и ища его главный принцип, главное основание, мы установили, что искусство наше - истинное искусство. ТЕ%перь остается рассмотреть, как продвинуться еще дальше и

определить уместность и своевременность Великого Алхимического Деяния. Но прежде всего остального установим определенные заповедные правила. Наипервейшее правило состоит в том, что сподоЕ!ленный этому искусству должен хранить молчание и ни одной живой

душе не выдавать его тайну. Ведь нет иного способа сохранить тайну, как не увеличивать число людей, в нее посвященных. Когда же тайна пойдет по рукам, она исказится, станет неистинной. Если утр

атишь тайну искусства, совершенства тебе вовек не

достигнуть. Второе правило - такое правило, согласно которому посвященный должен выбрать для работы соответственное работе место в особом доме, сокрытом от глаз людских. В доме этом должно бЕkть две или три комнаты, в которых следует осуществлять

необходимые операции над веществом - возгонку, растворение и перегонку. Подробности я поведаю тебе позже. Третье правило. Необходимо строго блюсти время работы. Важно соблюдать, например, чаЕaы совершения возгонки и растворения. Скажем, результаты
  1   2   3   4   5   6   7   8




Похожие:

Альберт Великий малый алхимический свод iconМалый алхимический свод
Он есть сокровищница всякого знания, Он есть сокровищница всей мудрости. Вот почему "все сущее от Него, через Него и в Нем"; без...
Альберт Великий малый алхимический свод iconФилюхина Светлана 201
Альберт Великий, знаменитый средневековый философ и теолог. Сам Фома преподавал в Париже, Риме, Неаполе. В 1244г. Стал членом Доминиканского...
Альберт Великий малый алхимический свод iconЧехов альберт Дмитриевич
...
Альберт Великий малый алхимический свод iconЛебедев альберт Викторович
Лебедев альберт Викторович, капитан на судах Северного бассейна. В конце 1960-х годов работал старшим помощником у капитана М. И....
Альберт Великий малый алхимический свод iconКутыловский альберт Григорьевич
Кутыловский альберт Григорьевич, капитан на судах Мурманского тралового флота. В 1973 году – капитан подменного экипажа №16, который...
Альберт Великий малый алхимический свод iconТалыгин альберт Семенович
Талыгин альберт Семенович, капитан на судах Мурманского тралового флота. По итогам работы в сентябре 1976 года руководимый им экипаж...
Альберт Великий малый алхимический свод iconЕ. А. Тюгашев. Малый инновационный бизнес в Новосибирском научном центре
Малый инновационный бизнес в Новосибирском научном центре // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 2001. №3
Альберт Великий малый алхимический свод icon«Вежливый Альберт»

Альберт Великий малый алхимический свод iconГомозов альберт Иванович, капитан-директор на судах Северного бассейна. Руководимый им экипаж бмрт «Александр Грязнов»
Гомозов альберт Иванович, капитан-директор на судах Северного бассейна. Руководимый им экипаж бмрт «Александр Грязнов» стал победителем...
Альберт Великий малый алхимический свод iconДокументы
1. /Герметический свод.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов