Курс дистанционного обучения «основы информационной культуры»: от теории к практике icon

Курс дистанционного обучения «основы информационной культуры»: от теории к практике



НазваниеКурс дистанционного обучения «основы информационной культуры»: от теории к практике
Дата конвертации21.12.2012
Размер359.31 Kb.
ТипДокументы

http://guuu7.narod.ru/libinfo.doc


1) Библиотека как информационно-методический и культурный центр: к 100-летию вуза и библиотеки / сост. Е. Ф. Гудкова, С. А. Драгункина ; ред. Н. Г. Сенченко. – Иркутск : Библиотека ВСГАО, 2009. – C. 61-64.


Гудкова Е. Ф.


КУРС ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ


Тема дистанционного обучения (ДО) в библиотековедении в настоящее время претерпевает некоторый спад интереса специалистов. Единичные попытки создания курсов ДО и их применения всегда вызывали оправданную гордость сотрудников библиотек, представляющих интеллектуальный продукт. Однако недостаточность изученности данного вопроса применительно к библиотечной деятельности является существенным препятствием на пути массового применения данной технологии в образовательной деятельности библиотек.

Эволюция в области теории и методики обучения коренным образом сказалась на образовательной деятельности нашего вуза и, следовательно, библиотеки. Исторически сложившаяся практика формирования информационной компетенции в рамках организации занятий со студентами-пользователями библиотеки претерпела за последнее пятилетие значительные изменения. От репродуктивного способа передачи материала с отработкой практических навыков, применения презентации в изучении теории до поиска способов самостоятельного освоения пользователями информационных ресурсов библиотеки. Стремление внедрить инновационный опыт коллег подвигло сотрудников СИО библиотеки на создание дистанционного курса передачи библиотечно-информационных знаний пользователям.


Обучение на курсах повышения квалификации по программе «Разработка курсов дистанционного обучения» позволило библиографам приступить в 2008 г. к созданию дистанционного курса «Основы информационной культуры» с использованием ресурсов европейского офиса программы SITE (Siberia, Information Technologies and Europe) на базе Виртуального университета ИГПУ (VU ISPU). В состав виртуального учебного кабинета курса, предоставленного в распоряжение библиотеки, входят: а) иллюстрированный электронный учебник; б) календарно-тематический план курса с индивидуальной аттестационной ведомостью; в) форум и конференц-зал для общения с преподавателем и слушателями курса; г) сервис тестирования.

В качестве учебно-методического обеспечения курса была разработана учебная рабочая программа дисциплины, построенная по модульному принципу. Общее количество часов на дисциплину по учебному плану – 18, количество модулей – 0,5, количество кредитов – 0,5.
Цель курса: научить слушателя оптимальному осуществлению индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в информации в его учебной, научно-исследовательской или профессиональной деятельности в условиях информационно-культурологической среды библиотеки. С учетом программы традиционно проводимых в библиотеке аналогичных занятий для студентов очной формы обучения освоение курса слушателями планировалось в два этапа. На первом курсе – изучение учебных единиц: УЕ 1.1. СПА библиотеки. Карточные каталоги и картотека и УЕ 1.2. СПА библиотеки. Электронный каталог. Для промежуточного зачета предлагается выполнение теста по изученным темам. На третьем курсе - УЕ 1.3. Библиографическое описание документов. Составление списков литературы к научным работам и УЕ 1.4. Информационные ресурсы Интернет. Для оценивания результатов используется рейтинговая система.


Основными элементами отдельно взятой учебной единицы программы курса ДО, как и при очном обучении, являются: введение, основная (теоретическая) часть, резюме, основные термины (глоссарий), контроль, дополнительный материал (библиография).


Особое внимание следует уделить теоретической части УЕ. Обращение к имеющимся в Интернет дистанционным курсам показывает, как правило, стремление преподавателя в рамках одной заданной темы предложить очень объемный по содержанию материал. Помимо зависимости от целевой аудитории и от запланированного на изучение времени необходимо учитывать при отборе теоретического материала специфические особенности одной из типов долговременной памяти индивида – семантической, обусловливающей способность восприятия не более 7-10 новых понятий (единиц информации). Принятие за основу взаимосвязи основный «узловых» понятий посредством каких-либо отношений (семантической сети) позволяет сделать прозрачным механизм, на котором базируются любые знания, в т. ч. и библиотечно-информационные.

Опора на имеющиеся у слушателей курсов начальные знания и оперирование минимальным количеством новых понятий позволяет исключить дополнительное расширение материала.


Необходимо учитывать также интеллектуальный, социо-культурный и психо-физиологический уровень развития контингента. Обеднение лексического словаря молодежи, избирательное восприятие научного текста, акцентирование внимания на главном (как правило, в тексте для этого используется графическое или цветовое оформление), невнимание к укрупненным синтаксическим конструкциям, - все это требует от составителя электронного учебника особого подхода в оформлении теоретического материала. Принцип гуманизации при составлении электронного пособия позволяет создать позитивный настрой в освоении материала. Дробления материала на небольшие текстовые блоки, по возможности, с интересными заголовками, таблицы, схемы, маркированные или иные списки, анимация делают текст разнообразным, активизируют мозговую деятельность студентов. Иллюстративный материал, презентации позволяет наглядно представить предмет изучения, что особенно важно при обращении к библиотечно-информационным знаниям. Использование гиперссылок дает возможность не только привлечь ресурсы интернет-пространства в целом, но и раскрыть информационное наполнение сайта библиотеки. В дальнейшем студент сможет самостоятельно обращаться к данным ресурсам.


Для осуществления обратной связи с обучающимися каждая группа студентов делится на пять подгрупп с последующим закреплением за определенным тьютором, о чем дается информация в форуме курса перед освоением материала курса. Библиограф-тьютор самостоятельно осуществляет со студентами обсуждение на форуме выполнение практических заданий, оценивает результат и доводит до сведения руководителя курса. Руководитель КДО участвует в процессе обучения, отвечает за функционирование сервисов кабинета, вносит необходимые изменения, поддерживает связь с начальником Виртуального университета, руководством библиотеки. Процесс обучения требует тесного сотрудничества между всеми участниками диалога.


В сентябре 2008 г. началась апробация КДО. С целью определения уровня владения ПК и навыков работы в сети Интернет был выборочно осуществлен письменный опрос аудитории (393 чел.). Результаты опроса показали высокий (95%) пользовательский уровень владения ПК и средний (67%) навыков поиска информации в сети Интернет. Сотрудниками СИО было принято решение на занятиях со студентами 1 курса апробировать только электронный учебник «Основы информационной культуры», установленный локально на компьютерах для читателей, с использованием фрагментов презентаций по темам.

Сама необходимость передачи материала посредством ПК создала дополнительные трудности при переходе к данной форме работы, как у сотрудников библиотеки, так и у обучающихся. Поэтому для выполнения практических заданий УЕ 1.2. и УЕ 1.3. с использованием ресурсов библиотеки (электронного каталога и др.) были разработаны памятки, которые были позднее размещены в депозитарии виртуального учебного кабинета.

Студенты 3-его курса ранее проходили тестирование в системе ВУ, и для них создавались учетные записи слушателей дистанционных курсов, что позволило осуществить апробацию материалов УЕ в режиме удаленного доступа. Опыт, приобретенный в процессе работы в виртуальной среде, позволил на практике испытать сложность дистанционного обучения. Слабая мотивация занятий в библиотеке, не задействованных в итоговой аттестации, отсутствие визуального контакта преподавателя с обучаемыми являются существенными дезорганизующими моментами при дистанционном обучении. Поэтому считается рациональным использовать очную форму на этапе оценивания результатов выполнения практических заданий (например, УЕ 1.3.).


Необходимо учитывать, что дистанционная форма обучения с привлечением технического парка библиотеки вуза требует от организации наличия ПК соответствующих современному уровню развития техники. Высокоскоростной Интернет, обновляемое программное обеспечение позволяют существенно повысить качество предоставляемой услуги библиотеки.


Следование дидактическим принципам построения учебного курса позволило создать продукт, допустимый к использованию в учебном процессе с кредитно-модульной системой оценивания результатов обучения.


Литература


  1. Канаво, В. Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет / В. Канаво. – Режим доступа : http://www.curator.ru/method.html. - Загл. с экрана.

  2. Солодникова, С. В. Реализация принципов гуманизации и гуманитаризации при разработке содержания электронного учебного пособия для дистанционного обучения / С. В. Солодникова, А. Г. Каменская // Открытое и дистанционное образование. – 2009. - № 1 (33). – С. 53-58.

2009 г.


2) Библиотека как информационно-методический и культурный центр: к 100-летию вуза и библиотеки / сост. Е. Ф. Гудкова, С. А. Драгункина ; ред. Н. Г. Сенченко. – Иркутск : Библиотека ВСГАО, 2009. – C. 58-61.


Гудкова Е. Ф.


^ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В РАБОТЕ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОТДЕЛА БИБЛИОТЕКИ

ГОУ ВПО «ИГПУ» (опыт работы)


Активное развитие информационных технологий внесло существенные изменения в сферу «библиотечно-библиографического обслуживания». Приоритетным направлением в практической деятельности библиографа в современных условиях является информационное обслуживание. И то, что когда-то было инновационным, в данное время выступает как традиция.

Главным в «информационном обслуживании» является предоставление информационных услуг читателю, что в значительной мере может быть реализовано посредством обращения к Интернет, генерирующему обширнейшую информацию, размещенную в различных форматах и на разных носителях (книги, CD, DVD и др.), обеспечивающему в большей степени свободный доступ в любое время суток из любого места


Справочно-информационный отдел библиотеки, благодаря возможности оптимального (нелимитированного) использования информационных ресурсов Интернет, значительно расширил спектр услуг читателям, как в коллективных, так и в индивидуальных формах информационного обслуживания.

Коллективная форма работы с Интернет-ресурсами используется на занятиях по информационной культуре, при подборе тематических ссылок Интернет-ресурсов, создание полнотекстовых баз электронных вариантов по запросам читателей, информационной работе.

В индивидуальной форме проводится дополнительное обучение читателей поиску в Интернете информации по учебным программам вуза, выполняются Интернет-справки (тематическая, адресная, уточняющая), предоставляются консультации по оформлению библиографического списка литературы, по поиску информации о персоналиях.


СИО обладает богатейшим опытом в области поиска и получения необходимых данных, не только из своих внутренних, но и из внешних источников. Одним из направлений работы отдела является обучение студентов и преподавателей самостоятельному поиску необходимой информации в Интернет для учебной и научной деятельности. Для данной цели создана презентация «Полезные Интернет-ссылки», в которой помимо подробного описания полезных в образовательном процессе ресурсов приводятся алгоритмы поиска документов в электронных каталогах библиотечных сайтов (ГНПБУ, РГБ и др.).

В справочно-информационном отделе ведется отбор и сохранение полезных тематических ссылок Интернет в соответствии с профилем вуза. Информация на отобранных сайтах соответствует пяти наиболее важным критериям оценки ресурсов: правильности, авторитетности, объективности, современности и полноте изложения сведений для реализации научных и учебных целей.


Дифференцированный подход (с учетом индивидуально-психологических особенностей читателей) в информационном обслуживании позволяет расширить сферу услуг. Мы можем предложить, в соответствии со ст. 19 п. 2 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» во временное безвозмездное пользование в помещении библиотеки программные произведения в цифровой форме. Для этого мы используем в достаточном количестве компьютеры, на которых установлен АРМ (автоматизированное рабочее место) «Читатель».

Функциональные возможности программы «ИРБИС» позволили создать БД «Электронные учебники», в основном по математике и физике, для просмотра полнотекстовых материалов без их копирования. Оснащается полнотекстовым материалом «Учебно-методический программный комплекс: История русской литературы XX века. Серебряный век (1892-1917)». Читатели имеют возможность, работая в АРМе «Читатель», просматривать статьи журналов и методических приложений к газете «Первое сентября» непосредственно на сайтах издательств.


Систематически сведения об авторитетных сайтах доводятся до читателей в информационных листах под рубрикой «В помощь образовательному процессу».


Уровень информационной культуры современного человека, к сожалению, ещё не столь высок, чтобы он мог самостоятельно добывать знания из ставшего сейчас общедоступным источника информации – Сети Интернет. Занятия по поиску в Интернете стали проводиться недавно. Поэтому справочно-информационный отдел продолжает вести разъяснительную работу с каждым испытывающим затруднения в работе с ресурсами Интернет индивидуально. В основном, решаются вопросы, связанные с уточнением информации, поиском полнотекстовой информации, тематическим поиском к письменным работам и докладам, поиском иллюстративного материала.


В помощь овладению методикой написания и оформления курсовых, дипломных и других научных работ с использованием ресурсов Интернет в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1-2003 сотрудниками нашего отдела созданы презентации, наглядно представляющие все сложности данного технологического процесса.


Интернет позволяет быстро и качественно организовать справочную работу отдела. Практически все виды справок, приведенные в «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг» (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.1992 г. № 3708-1, Постановлением Правительства РФ от 12.02.1993 г. №121), выполняются с использованием информационных ресурсов Интернет: тематическое выявление документов (составление обзоров, подборок литературы и справок: тематических, исторических, в том числе генеалогического и биографического характера); исполнение тематических запросов об установлении (подтверждении) отдельных фактов, событий, сведений; проверка правильности ссылочных данных в документах, диссертациях, монографиях, установление идентификации текстов. Использование информационных ресурсов Интернет позволяет оказывать научное консультирование по истории вопроса, исторической эпохе, о составе и содержании документов и т. д.


Часто в процессе поиска информации по персоналиям сведения, опубликованные в справочной литературе, не удовлетворяют потребностям читателей. Знание сайтов, предоставляющих авторитетную информацию, позволяют читателям получить необходимые сведения моментально и в дальнейшем осуществлять самостоятельный поиск.


Тесное сотрудничество отдела с культурно-просветительским сектором позволило, используя знания по поиску информации в Интернет, без лишней затраты времени выполнять качественное оформление тематических информационных стендов к знаменательным и памятным датам, в просветительских и учебных целях публиковать краеведческий материал по Иркутску и Иркутской области, истории народного образования.


Литература


  1. Жабко, Е. Д.. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде : теория и практика: монография / Е. Д. Жабко ; ред. Л. С. Гейро. - СПб. : РНБ, 2006. - 387 с.

  2. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.). – Режим доступа: http://www.fips.ru/avp/law/5351-1SN.HTM. - Загл. с экрана.

  3. Интернет для библиотечных и информационных работников: самоучитель. - [М.] : МЦ Образование и информация. - Ч. 2 : Практический курс : самоучитель. - 2001. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с этикетки диска.

  4. Коряковцева, Н. А. Техники информационно-библиотечной работы : учебно-практическое пособие. - М. : Либерея, 2004. - Вып. 6. - 136 с.

  5. МакМенеми, Д. Предоставление электронных услуг : руководство для публичных библиотек и центров обучения / Д. МакМенеми. - М. : Омега-Л, 2006. - 248 с.

  6. Михнова, И. Б. Библиотека как информационный центр для населения: проблемы и их решения : практическое пособие / И. Б. Михнова. – М. : Либерея, 2000. – 124 с.

  7. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг : утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.1992 г. № 3708-1, Постановлением Правительства РФ от 12.02.1993 г. №121.

  8. Романенко, В. Н. Сетевой информационный поиск : практическое пособие / В. Н. Романенко, Г. В. Никитина. - СПб. : ПРОФЕССИЯ, 2003. - 286 с.

2007 г.


3) Библиотека как информационно-методический и культурный центр: к 100-летию вуза и библиотеки / сост. Е. Ф. Гудкова, С. А. Драгункина ; ред. Н. Г. Сенченко. – Иркутск : Библиотека ВСГАО, 2009. – C. 92-100.


Гудкова Е. Ф.
^

СПРАВОЧНО-ПОИСКОВЫЙ АППАРАТ БИБЛИОТЕКИ



Вопросам изучения специфических особенностей справочно-библиографического аппарата (СБА) и справочно-поискового аппарата (СПА) посвящены труды классиков библиотековедения - Т. Ф. Берестовой, Л. М. Герасимовой, Д. Я. Коготкова, И. Г. Моргенштерна, М. Н. Розовой, В. К. Степанова, Ю. Н. Столярова, Э. Р. Сукиасяна, В. И. Терешина и др. Подчеркивая четырехчастную структуру модели библиотеки (библиотечного фонда, контингента пользователей, материально-технической базы и библиотечного персонала), теоретики выделяют как дополнительный (а иногда и самостоятельный) элемент – СБА (или СПА). Одной из главных задач библиотеки является обеспечение доступа к информации. Справочно-поисковый аппарат позволяет в полной мере раскрыть содержание фондов библиотеки, способствует оперативности удовлетворения запросов пользователей.


^ Определения СПА и СБА как терминологическая проблема


Весь массив библиотечного фонда (всех видов документов на бумажных и нетрадиционных носителях) и справочно-поисковый аппарат библиотеки являются ее основными информационными ресурсами обслуживания читателей.

В данной связи необходимо определить терминологический казус, возникающий в процессе осуществления информационного поиска. Традиционно поисковый аппарат библиотеки именовался как СБА. Постепенно из органов, предоставляющих доступ к научно-технической информации, в библиотеки был привнесен термин СПА.

^ Справочно-поисковый аппарат (СПА) - совокупность информационно-поисковых массивов1, содержащих данные об адресах хранения в информационно-поисковой системе документов с определенными поисковыми образами документа. (По ГОСТ 7.73-96, п. 3.1.5)

Справочно-библиографический аппарат (СБА) - справочно-поисковый аппарат, включающий библиографические пособия. (ГОСТ 7.0-99, п. 3.3.2.48)


В 1995 г. был подписан «Модельный библиотечный кодекс для государств – участников СНГ», который ввел в обращение единый термин, синонимичный СБА, расширяющий и уточняющий понятийный аппарат:

Справочно-поисковый аппарат библиотеки - совокупность справочных и библиографических изданий, карточных и электронных каталогов, автоматизированных баз данных, предназначенная для поиска информации, научных, культурных, образовательных и просветительских целей. (Статья 29. Основные понятия. Раздел II О национальной библиотеке. Глава VII Государственное законодательство о национальной библиотеке).

В Библиотечной энциклопедии 2007 года оба термина заявлены как синонимы и относятся к информационно-поисковой системе.

Справочно-библиографический аппарат (СБА), информационно-поисковая система (ИПС), формируемая с целью поиска и выдачи библиографической и фактографической информации.

Синоним – справочно-поисковый аппарат – широко применяется в службах НТИ и включён в государственный стандарт по информационной деятельности. (Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 2007. – С. 986)

Сближение СБА и СПА (или ИПС, используемой в сфере научно-технической информации) определило составные элементы поискового аппарата библиотеки. Далее примем за основу термин СПА как имеющий более широкое значение, закрепленное в Модельном библиотечном кодексе.


^ Информационно-поисковые системы (ИПС)


Информационно-поисковая система – совокупность справочно-информационного фонда и технических средств информационного поиска в нем.




Документальная информацион-но-поисковая система – ИПС, предназначенная для поиска документов и/или сведений о них.

Библиографическая информа-циионно-поисковая система – документальная ИПС, обеспе-чивающая поиск библиографической информации.

Фактографическая информа-ционно-поисковая система – ИПС, предназначенная для поиска фактов.

Автоматизированная информационно-поисковая система – ИПС, реализованная на базе электронно-вычислительной техники.

Диалоговая информационно-поисковая система – автомати-зированная ИПС, обеспечивающая осуществление диалогового поиска.

Банк данных (БнД) – автоматизированная ИПС, состоящая из одной или нескольких баз данных и системы хранения, обработки и поиска информации в них.


^ Составные элементы СПА


Исходя из вышеперечисленных ИПС, можно выделить основные элементы СПА, функционирующие на основе данных поисковых систем.


^ Справочно-библиографический фонд (СБФ), который включает официальные, нормативные, справочные и библиографические издания в традиционной и электронной формах.

Состав и объем СБФ зависят от типа библиотеки, содержания и характера запросов пользователей, направления и содержания библиографической работы. Здесь хранятся также электронные справочные и библиографические издания на CD-ROM и дискетах. По мере устаревания или замены издания перемещают в фонд основного хранения. Не подлежат исключению из СБФ указатели библиографических пособий, энциклопедии и др. оригинальные издания, ретроспективные указатели. Можно хранить справочные тома собраний сочинений и др. многотомных изданий. Длительно хранятся летописи рецензий, нот, изоизданий, географических карт.


^ Библиотечные каталоги (включая электронные), библиографические и фактографические картотеки, пополняемые библиографические базы данных.

Наиболее подвижная часть поискового аппарата. Каталоги и картотеки отражают хранящиеся в фонде целостные документы всех видов и раскрывают содержание сериальных изданий и непериодических сборников. Каталоги ведут сотрудники отдела обработки, а картотеки и аналитические базы данных – библиографы и др. специалисты. Ведущее место занимает универсальная (систематическая или предметная) картотека статей. Как и СК, СКС организована в соответствии с ББК. Для СКС характерно большое количество постоянных или временных тематических рубрик. Записи в ней сохраняются за последние 3-5 лет, а более поздние – выборочно. Помимо универсальных, библиографы ведут множество тематических и специальных картотек. Это объясняется пространственной удаленностью подразделений, неполным отражением отдельных видов документов в универсальных картотеках и др. причинами.


^ Фонд неопубликованных библиографических пособий (ФНБП).

Оригиналы или копии выполненных в процессе СБО письменных справок, а также оставшиеся в рукописи библиографические пособия и полученные в порядке обмена из других библиотек материалы.

Хранят: 1) в папках, по мере накопления составляют алфавитно-предметный указатель справок, 2) предметная картотека в виде карточек, фиксирующих выданные пользователям рукописные библиографические списки.

Это не архив, т. к. обладает информационной, а не исторической ценностью. По мере необходимости фонд обновляется.


^ Электронный (виртуальный) аппарат.

Автоматизация библиотечно-библиографических процессов, способствующая формированию собственных электронных ресурсов, и подключение к сети Интернет существенно расширяют справочно-поисковый аппарат (СПА) библиотеки и ее фонд в целом. Появление новых составляющих справочно-поискового аппарата – электронных каталогов (ЭК), баз данных (БД), изданий на CD-ROM - и возможность включения в его комплекс некоторых Интернет-ресурсов позволяет говорить о формировании электронного, в том числе виртуального, СПА библиотеки, а, следовательно, о новой стадии его эволюции. В соответствии со своей миссией, каждая из библиотек комплектует фонды печатными и электронными изданиями, предоставляет доступ к удаленным полнотекстовым ресурсам. Информация о фондах отражается в электронном каталоге библиотеки, при этом библиографическое описание может быть связано URL ccылкой с текстом требуемого документа. Словари и тезаурусы позволяют осуществлять тематический поиск по фондам библиотеки. Электронный каталог убрал все границы между существующими традиционными каталогами и совместил все их функции: учетную, информационную и поисковую.


^ Ключ к распределенным источникам

библиографического поиска


  1. Разделы систематических и предметных каталогов, содержащие описания библиографических изданий и специальные каталоги/картотеки таких пособий (изданий);

  2. универсальные и отраслевые указатели (списки, обзоры) библиографических пособий;

  3. систематизированные перечни (описи) каталогов и картотек библиотеки;

  4. вспомогательные указатели к каталогам и картотекам;

  5. общий предметно-именной ключ, основные разделы которого соответствуют основным типам библиографического поиска.


^ Базы данных (БД)


С возникновением и развитием новых компьютерных технологий происходит расширение массива электронных ресурсов. Многие из них представлены в виде баз данных (БД), доступных на различных физических носителях и в режиме удаленного доступа.

^ База данных – набор данных, который достаточен для установленной цели и представлен на машинном носителе в виде, позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся в нем информации.

^ Адресно-справочная база данныхотсылочная БД, в которой указаны адреса хранения искомых данных.

Документальная база данныхБД, в которой каждая запись отражает конкретный документ, содержит его библиографическое описание и, возможно, иную информацию о нем.

^ Библиографическая база данныхотсылочная документальная БД, содержащая библиографические записи.

Реферативная база данныхбиблиографическая БД, содержащая библиографические записи, включающие указания о содержании документа (аннотацию или реферат).

^ Полнотекстовая база данных – текстовая база первичных данных, содержащая полные тексты документов и т. д.

Современный период развития информационных технологий характеризуется тем, что на смену печатному слову – книге, журналу, газете и т. д. приходят электронные формы изданий. Ежегодно увеличивается процент научной информации, представленной только в электронном виде, издаются электронные книги, ведется электронный документооборот, развиваются электронные библиотеки. Этот процесс необратим, т. к. традиционные печатные технологии не успевают справляться со все возрастающими темпами прироста информации и скоростью ее обновления. Если традиционные технологии библиотек предполагают недельные и более затраты на приобретение и обработку информации, то полнотекстовые БД предлагают возможности быстрого поиска и использования материалов, в том числе еще находящихся в печати, технологии оперативного индивидуального информирования пользователя о новых публикациях по интересующей его теме.


^ Свойства СПА


Справочный аппарат как комплекс утвердился в отечественных библиотеках в 1930-х гг. В то же время были определены основные свойства поискового аппарата:

Системность:

- связи элементов аппарата обеспечивают сохранение его целостности. Все части и элементы взаимно дополняют друг друга, компенсируют своим составом и структурой органичную или искусственную ограниченность содержания и поисковых свойств др. элементов.

Пластичность:

- свойство аппарата изменяться в зависимости от изменения содержания запросов, факторов развития. Длительно невостребованные элементы СПА следует переводить в архивированную форму, обеспечивая оперативный поиск и выдачу релевантной (соответствующей запросу) информации. Данное свойство выражает направленность общего свойства аппарата – динамичности.

Надежность:

- образование в аппарате запаса информации, позволяющего выдавать ответы не только типичные и часто повторяющиеся, но и редкие, но значимые для пользователей2 библиотеки.

Экономичность:

- вынужденное материально-финансовыми ресурсами библиотеки ограничение состава и полноты аппарата. Это свойство оберегает аппарат от избыточности содержания, чрезмерного роста объема.

Доступность:

- удобство его использования читателями.

Становится доступным благодаря продуманному размещению аппарата, его частей и элементов, соответствующему их оформлению, поддержанию в рабочем состоянии


Структура СПА библиотеки общеобразовательного учреждения


СПА в основном создается на материале имеющихся в библиотеке источников информации и отражает фонд библиотек.

Каталоги:

  • Алфавитный (генеральный)

  • Систематический для учащихся 5-11 классов

  • Систематический научно-методической и педагогической литературы

  • Электронный

Картотеки:

  • Систематическая картотека статей для учащихся 5-11 кл.

  • Систематическая картотека научно-методической и педагогической литературы

  • Тематические картотеки

Базы данных по профилю ОУ.


СПА библиотек (примеры)





АК - Алфавитный каталог (библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке имен лиц, наименований организаций и/или заглавий документов).

СК - Систематический каталог (библиотечный каталог, отражающий наличие в фондах библиотеки литературы по отраслям знаний).

СКС - Систематическая картотека статей (систематическая картотека, раскрывающая содержание периодических изданий, выписываемых библиотекой).

ТК - Топографический каталог (библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в соответствии с расстановкой документов на полках).

ТК - Тематические картотеки.

ЭК - Электронный каталог (машиночитаемый библиотечный каталог, работающий в реальном режиме времени и предоставленный в распоряжение читателей). Электронный каталог представляет собой синтез традиционных каталогов и картотек: систематического, алфавитного, краеведческого, систематической картотеки статей и других различных картотек. Пользователь имеет возможность многоаспектного поиска по различным видам и типам документов.

ККС - Краеведческая картотека статей (региональная библиотечная картотека статей, отражающая документы краеведческого содержания). В библиотеках краеведческий справочно-библиографический аппарат, включает:

- фонд справочных и библиографических изданий краеведческого характера (энциклопедии, словари, справочники, универсальные, комплексные, тематические и биобиблиографические пособия и др.);

- краеведческие каталоги и картотеки (систематические, алфавитные, хронологические и др.);

- краеведческие базы данных (библиографические и фактографические).

Важным аспектом в СПА учебной библиотеки является обеспечение направленности каталогов и картотек на учебный процесс, так, могут быть организованы картотеки «Новые учебные краеведческие программы», «Методические материалы по краеведению» и др.

ГАК - Генеральный алфавитный каталог. Единый алфавитно-предметный указатель является ключом ко всем каталогам и картотекам библиотеки. Основной подход к организации ключа к каталогам - термин.


^ Оценка качества справочно-поискового аппарата


Согласно «Примерному положению о библиотеке общеобразовательного учреждения» одной из функций библиотеки является создание информационной продукции.


^ Функции библиотеки:


  • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информа­ции;

  • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: ка­талоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, ба­зы данных по профилю общеобразовательного учреждения;

  • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т. п.);

  • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.


Насколько качественно представлен СПА учебной библиотеки зависит оценка всей информационной деятельности учреждения. При оценке СПА учитываются такие критерии, как:

  • наличие каталогов (алфавитный, систематический); варианты каталогов для различных возрастных групп, по возможности, наличие электронного каталога;

  • наличие картотек: систематическая картотека статей, тематические для учащихся (перечислить), для учителей (перечислить), краеведческая, другие (перечислить);

  • своевременная редакция справочно-поискового аппарата;

  • формирование и выделение фонда справочно-энциклопедической литературы;

  • наличие фонда выполненных справок.



Литература


1. Аницына, Т. М. Основы управления библиотекой общеобразовательного учреждения / Т. М. Аницына, В. В. Хаустова. - 2-ое изд., доп. – Красноярск, 2006. – 55 с.

2. ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности : стандарт / сост. Т. В. Захарчук. - СПб. : Профессия, 2005. – С. 11-38.

3. ГОСТ 7.73-96 Поиск и распределение информации. Термины и понятия // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности : стандарт / сост. Т. В. Захарчук. - СПб. : Профессия, 2005. – С. 280-290.

4. Моргенштерн, И. Г. Справочно-библиографический аппарат (СБА) // Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 2007. – С. 986.

5. Справочно-библиографический аппарат как база обслуживания // Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПБ. : Профессия, 2003. – С. 441-449.


Электронные ресурсы


1. Модельный библиотечный кодекс для государств — участников СНГ. – Режим доступа : http://www.nbuv.gov.ua/law/01mabmbk.html. - Загл. с экрана.

2. Столяров, Ю. Н. Справочно-библиографический аппарат в структуре библиотеки как системы / Ю. Н. Столяров. - Режим доступа : http://ellib.gpntb.ru/?journal=ntb&year=2007&num=3&art=4. - Загл. с экрана.

3. Сукиасян, Э. Р. Термин стандартизован - будьте внимательны! / Э. Р. Сукиасян. - Режим доступа : http://ellib.gpntb.ru/ntb/2005/8/ ntb_8_7_2005.htm. - Загл. с экрана.

4. Школьная библиотека как краеведческий информационный центр. - Режим доступа : http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=227. - Загл. с экрана.

5. Модельный библиотечный кодекс для государств - участников СНГ : новая редакция : принят на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 22-12 от 15 ноября 2003 года). - Режим доступа : http://law.edu.ru/ norm/norm.asp?normID=1166061. – Загл. С экрана.

2007 г.


4) Библиотека как информационно-методический и культурный центр: к 100-летию вуза и библиотеки / сост. Е. Ф. Гудкова, С. А. Драгункина ; ред. Н. Г. Сенченко. – Иркутск : Библиотека ВСГАО, 2009. – C. 141-148.


Гудкова Е. Ф.
^

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В РБОТЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК




Современное информационное пространство предоставляет широкие возможности для интенсификации библиотечного обслуживания. Возросшие требования к уровню подготовки читательской аудитории требуют от работников сельских и городских библиотек профессионального роста, связанного с углублением знаний и умений поиска и максимально ускоренного предоставления необходимой читателям информации с использованием ресурсов глобальной сети Интернет.

Целью методических рекомендаций является ознакомление с некоторыми полезными в работе с читательской аудиторией среднего и старшего школьного возраста сайтами, рекомендуемыми также для преподавательского состава, и обучение основным этапам поиска информации.

^ Методика поиска сайта в Интернет

Для того, чтобы начать поиск литературы с использованием электронных ресурсов сети Интернет, необходимо войти на один из перечисленных ниже сайтов. Произвести данное действие можно после открытия двумя щелчками мыши ярлычка Internet Explorer на ^ Рабочем столе ПК (персонального компьютера). Адрес сайта набирается на клавиатуре (англ. яз.) двумя способами:


  1. в адресной строке на панели инструментов:





  1. в строке Поиск информационно-поисковой системы (ИПС):




Интернет (www.rambler.ru, www.yandex.ru, www.google.ru и др.).


После заполнения адресной или поисковой строк необходимо щелкнуть один раз мышью ПК по кнопке (рядом с адресной строкой) или (если адрес сайта набирался в строке Поиск).

При вводе адреса непосредственно в адресную строку загрузится домашняя страница сайта (первоначально загружаемая или главная страница).

В том случае, когда поиск осуществляется при помощи ИПС, то поисковая система предложит список сайтов с краткой информацией, размещенной на найденных страницах.

После выбора необходимого сайта наведите курсор на название (гиперссылку) рядом с порядковым номером в списке и щелкните по нему мышью (или нажмите Ctrl и щелкните ссылку). Курсор при этом примет форму руки . (Прим.: если при наведении на какой-либо объект, помещенный на Интернет-странице, курсор принимает форму руки, то данный объект является гиперссылкой на другой документ (полный текст или рис.) и для его открытия достаточно один раз щелкнуть по гиперссылке).

Таким образом осуществляется открытие необходимого сайта.

Просмотр ресурсов сайта возможен при помощи ввода ключевых слов, отражающих тематику запроса, в поисковой строке сайта либо щелчком мыши по гиперссылкам на Интернет-странице или пунктам Меню (обычно представленного в виде набора ссылок на различные страницы, расположенного на сайте слева или справа).

Ниже приводятся адреса сайтов, полезных в работе сотрудников библиотек учебных заведений. Алгоритм поиска информации представлен схематически:

[Каталог] - в прямоугольных скобках даны ссылки (на сайте они представлены в виде кнопок с соответствующей надписью или пунктов Меню), по которым при помощи щелчка мыши происходит переход к следующей странице,

 - переход к следующему этапу действия.

^ Источники библиографической информации в Интернет



  1. Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского (ГНПБУ) -
    http://www.gnpbu.ru/




Библиотека Российской академии образования основана в 1925 г. С 1994 года библиотека начала создавать электронную базу данных (БД) по педагогике и образованию, психологии: монографии, сборники трудов институтов, материалы конференций, авторефераты диссертаций, учебные и методические пособия, статьи из российской и зарубежной периодики с аннотациями, другие материалы по всем направлениям педагогической науки и практики.


^ Поиск в ЭК (электронном каталоге) ГНПБУ:


[База данных]  [Каталог]  Заполнить поисковую форму  [Поиск]


Заполнение поисковой формы:


  1. увеличить порцию выдаваемых документов (щелчком мыши по кнопке рядом с цифрой открыть ниспадающее меню и щелкнуть по выбранному количеству);

  2. уточнить формат показа результатов поиска (полный или краткий);

  3. определить тематику поиска (педагогика, психология, физиология детей или др.);

  4. набрать ключевые слова (например, модульное обучение);

  5. логика задается в соответствии с задачей поиска (“ИЛИ” – интересуют источники, в которых упоминается хотя бы одно из ключевых слов, “И” – все ключевые слова, но в разных полях описания источника, “ФРАЗА ЦЕЛИКОМ” – ключевые слова употреблены в заданной комбинации);

  6. щелкнуть по кнопке

Такие параметры запроса, как: ^ Автор, Вид издания и др., заполняются при уточнении библиографических сведений описания документов.


Если полученный список литературы не удовлетворяет запросу или необходимо выполнить новый поиск, необходимо заполнить поле ^ Уточняющий поиск по ключевым словам, затем щелкнуть по кнопкеили вернуться к Поисковой форме, нажав курсором на кнопку на панели инструментов

Доступ к электронным каталогам осуществляется также на сайтах других федеральных, областных и специализированных библиотек и информационных центров.


  1. ^ Российская государственная библиотека (РГБ) - http://www.rsl.ru/.


В фонде библиотеки представлено собрание отечественных и зарубежных документов на 247 языках мира по всем отраслям знаний. В электронной библиотеке сайта возможен просмотр перечня диссертаций, хранящихся в фондах библиотеки, а также чтение предлагаемых для открытого доступа рукописей. Поиск литературы на сайте организуется путем ввода ключевых слов в поисковой строке, расположенной на главной странице. Вход в электронную библиотеку осуществляется по соответствующей гиперссылке в Меню или под поисковой строкой.


  1. ^ Институт научной информации по общественным наукам (РАН ИНИОН) - http://www.inion.ru/.


Библиографические указатели, выпускаемые крупнейшим российским научным информационно-аналитической центром, являются одними из основных источников поиска литературы среди библиотекарей и читателей. ИНИОН представляет информацию о фондах Фундаментальной библиотеки по социальным и гуманитарным наукам в базах данных и электронных книгах на компакт-дисках и в Интернет.


^ Поиск в ИНИОН:


[Продукты и услуги]  [Поиск в электронных каталогах]  Выбрать базу данных (по истории, языкознанию, литературоведению или др.)  [Ввод]  Увеличить объем выдачи записей  [Начало поиска]  Заполнить поисковые поля  [Найти]

Заполнение поисковых полей:


Рекомендуется не усложнять формулировку запроса:

  1. Логику оставить без изменения (“И”);

  2. для каждой строки в области запроса сначала задать Имя поля, щелкнув мышью для раскрытия ниспадающего Меню рядом с одним из пунктов (см. рис.) и выбрав параметр (например, “Общий словарь” или “Язык”, на котором публиковались документы;

  3. затем рядом с выбранным ^ Именем поля набрать на клавиатуре ключевое слово (см. рис.).

Для того, чтобы при поиске использовались заданные ключевые слова, употребленные также и в другом падеже или другой словообразовательной форме, используйте неполные формы, а усеченные с подстановкой символа * (например, ‘женский образ’ – ‘жен* образ*’ или одно слово ‘жен*’). Символ * означает наличие на его месте любой буквы в слове.

Одним из достижений Интернет стало появление интерактивных источников получения информации: виртуальной справочной службы для населения, виртуальных справок, предоставляемых некоторыми библиотеками. Информацию, связанную с использованием справочно-библиографического фонда библиотеки и ресурсов сети Интернет предоставляет служба Российской национальной библиотеки “Спроси библиографа” - http://www.vss.nlr.ru/. На сайте в рубрике “Справочные службы WWW” приводится список виртуальных справочных служб разных городов. В каждой службе даны правила оформления запросов.

В Сибири также действует несколько виртуальных служб. На сайте Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И. И. Молчанова-Сибирского (http://www.irklib.ru/) виртуальная справочная служба выполняет запросы читателей, связанные с библиотеками, книжными, журнальными, газетными фондами, поиском фактографической информации. Сотрудники службы обладают широкими возможностями в поиске краеведческого материала.

Среди виртуальных служб есть такие, как корпоративная служба портала Library.ru (www.library.ru), ориентированные на пользовательскую аудиторию, которой необходимо получение полнотекстовой информации. В качестве формы ответа на запрос выступают гиперссылки на размещённые в Интернет ресурсы.


^ Источники полнотекстовой информации в Интернет


Интернет является своеобразным хранилищем огромной массы полнотекстовой информации, представляющей интерес для читательской аудитории. Для удовлетворения читательских запросов библиотечным сотрудникам необходимо знание адресов сайтов, размещающих на своих страницах полные тексты научной, художественной, популярной литературы, периодических изданий. Поиск документов на таких сайтах ведется:

  1. при помощи ввода ключевых слов (автора или заглавия) в поисковую строку, затем щелчка мышью по интересующему документу;

  2. выбором автора (фамилии или буквы, с которой пишется фамилия, а затем выбором фамилии);

  3. либо открытием оснащенной гиперссылкой рубрики или заглавия документа.

Сохранение тестовой информации предпочтительно путем выделения только текста (установить курсор на первую букву текста и, не отпуская левой кнопки мыши, перемещать курсор вниз по тексту до последнего слова, текст при этом будет выделяться темным цветом). Выделенную информацию необходимо скопировать (Правка  Копировать), затем вставить в Документ Word (открыть документ, например, Пуск  Программы Microsoft Office  Microsoft Word, затем вставить текст: Правка  Вставить).

Если предлагается скачать документ (сохранить на компьютере файл целиком), то предварительно необходимо ознакомиться, в каком формате сохранен документ, т. к. заархивированные (сжатые с помощью определенных компьютерных программ-архиваторов, таких как WinRAR и др.) документы не прочитаются, если данные программы не установлены на компьютере (формат документа Word - *.doc). При скачивании вам будет предложено Открыть или Сохранить документ. Сохранение документа сопровождается открытием окна, в котором надо сначала выбрать Имя папки (места в компьютере), в которую будет сохранятся текст, затем, при необходимости, изменить Имя файла (набрать на клавиатуре заглавие или автора документа), затем нажать на кнопку Сохранить и дождаться информации о том, что сохранение завершено. Обязательно проверяйте скаченные файлы (документы) на наличие/отсутствие вирусов!

Далее приводятся адреса сайтов, предоставляющие полные тексты:

  1. ^ Научная библиотека Иркутского государственного университета (Белый дом) - http://www.library.isu.ru/. В электронной библиотеке НБ собраны труды сотрудников ИГУ, часть которых предлагается в открытом доступе для пользователей Интернет. Одним из значительных проектов НБ ИГУ явилось создание сайта “Освоение Сибири”, на котором хранится сканированный текстовый и фотографический материал из фондов библиотеки.

  2. ^ Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова - http://www.hist.msu.ru/ ER/index.html располагает большим количеством электронных текстов исторических источников. Материал, собранный на сайте представляет также интерес для изучающих литературу.




  1. ^ Библиотека Максима Мошкова - http://lib.ru/




Крупнейшая Интернет-библиотека, одна из самых известных во всем мире. Открылась в 1994г., ежедневно пополняется авторами и читателями. На сайте представлена богатейшая коллекция классических и современных произведений художественной литературы и не только. Помимо текстов при поиске предлагаются ссылки на сайты, публикующие информацию об интересующем авторе.

  1. Сказка - http://www.skazka.com.ru/ - 349 мифов 15-ти народов мира, 4845 сказок 141-го народа мира, 1821 сказка 235-ти авторов; иллюстрации.

  2. FictionBook.lib - http://fictionbook.ru/en/. Коллекция художественных произведений.

  3. Электронная библиотека АЛЬДЕБАРАН - http://www.aldebaran.ru/. Крупнейшая электронная библиотека on-line. Здесь собрана художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы, фантастика, русская и зарубежная литература, стихи и поэзия, любовные романы, детская литература, женская эротическая литература, фэнтези и т.д.

  4. ^ Русский биографический словарь – www.rulex.ru.

  5. Рубрикон – http://www.rubr.ru/. Крупнейший энциклопедический ресурс сети Интернет.



Для тех, кто интересуется вопросами в сфере образования библиотекари можно рекомендовать сайты, на которых публикуется полнотекстовая информация:

  1. ^ Российское образование - www.edu.ru. Портал, представляющий полнотекстовые материалы: законодательные акты, стандарты, учебные пособия, аннотированные ссылки на сайты, новости в сфере образования.

  2. ^ Российский общеобразовательный портал - http://www.school.edu.ru/. Портал посвящен всем ступеням среднего образования. Кроме обширного каталога ссылок на образовательные ресурсы, здесь есть тематические коллекции методических материалов по различным учебным дисциплинам (диктанты по русскому языку, естественнонаучные эксперименты и пр.).

  3. ^ Кадры образованияhttp://www.teacher-edu.ru/. Нормативные документы, статьи, публикации, книги, учебные пособия, примерные программы; стандарты, учебные планы общеобразовательной школы, высшего профессионального педагогического образования; информация по профильному обучению; сведения по Болонскому процессу и мн. др.

  4. ^ В помощь учителю (Федерация Интернет-образования) – http://som.fio.ru/. Методические разработки уроков, учебные пособия, тесты и др. дидактический материал по всем школьным предметам.

  5. ^ ЕГЭ (Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена)http://ege.edu.ru/PortalWeb/index.jsp. вся информация о Едином государственном экзамене, примеры тестов, результаты тестирования.

  6. ^ Сайт Издательского дома “Первое сентября” – www.1september.ru. Публикуются полные тексты всех выпускаемых данным издательством методических газет по школьным предметам.

На сайтах библиотек публикуются адреса русских и зарубежных периодических изданий. На сайте ^ Библиотеки ИГПУ в разделе Справочно-информационные услуги дан обзор сайтов по периодике (http://www.igpu.ru/) с указанием сведений о выпусках номеров, хранящихся на сайтах в архивах и предоставляющих доступ к полным текстам публикаций.


Литература


1. World Wide Web – стратегия эффективного поиска: справочник для библиотек. – С.-Пб.: Издательство Российской национальной библиотеки, 2001. – Режим доступа: http://www.vss.nlr.ru/publications/wwwstrat.html. - Заглавие с экрана.

2. Жабко, Е. Д. Онлайновое справочно-библиографическое обслуживание: особенности развития / Е. Д. Жабко // Библиография - 2005. - № 3. - С. 3-11. – Режим доступа: http://www.vss.nlr.ru/publications/ zhabko5.html. - Заглавие с экрана.

3. Тактаев, С. Поиск информации в компьютерных сетях: новые подходы / С. Тактаев. – Режим доступа: http://www.searchengines.ru/ articles/004603.html. - Заглавие с экрана.

4. Электронный курс «Практический Интернет для библиотекарей». – Режим доступа: http://scilib.debryansk.ru/undesign/5program/p-harmony/ 10course/ vved.html. - Заглавие с экрана.

2007 г.


1 Информационно-поисковый массив – упорядоченная совокупность документов, фактов или сведений о них, предназначенная для информационного поиска.

2 Пользователь информационного учреждения - любой субъект (лицо, группа лиц, организация), который обращается в информационное учреждение и (или) получает его услуги.



Похожие:

Курс дистанционного обучения «основы информационной культуры»: от теории к практике iconЧто будут изучать ваши дети? Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Курс дистанционного обучения «основы информационной культуры»: от теории к практике iconКурс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы Гендина Н. И. Гендина Н. И. Курс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы (2002)
Гендина Н. И. Курс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы (2002)
Курс дистанционного обучения «основы информационной культуры»: от теории к практике iconМодели дистанционного обучения
В настоящее время существующая сеть открытого и дистанционного образования в мировой практике базируется на шести известных моделях,...
Курс дистанционного обучения «основы информационной культуры»: от теории к практике iconРаспоряжение Правительства РФ от 29 октября 2009 г. N 1578-р (с изменениями от 8 сентября 2010 г.)
Основы религиозных культур и светской этики, включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской...
Курс дистанционного обучения «основы информационной культуры»: от теории к практике iconКурс "Основы религиозной культуры" Тюменского нефтегазового университета для будущих преподавателей православия в школах оскорбил католиков, протестантов, мусульман и евреев
Курс «Основы религиозной культуры» Тюменского нефтегазового университета для будущих преподавателей «Основ православной культуры»...
Курс дистанционного обучения «основы информационной культуры»: от теории к практике iconУчебно-методических материалов для дистанционного обучения
Современное состояние дистанционного обучения в России характеризуется наличием целого комплекса существенных проблем, требующих...
Курс дистанционного обучения «основы информационной культуры»: от теории к практике iconКурс лекций для желающих преподавать предмет "Основы православной культуры" в школах
Преподавание в российских школах и вузах курса "Основы православной культуры" людьми, не имеющие никакого представления о религии,...
Курс дистанционного обучения «основы информационной культуры»: от теории к практике iconИнформина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «основы информационной культуры» Стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Информина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «Основы информационной культуры» (2005)
Стародубова Г. А. Информина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «Основы информационной культуры» (2005)
Курс дистанционного обучения «основы информационной культуры»: от теории к практике iconАнализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «основы информационной культуры личности»
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных...
Курс дистанционного обучения «основы информационной культуры»: от теории к практике iconПсихолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В.
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов