Бэшем А. (фрагмент из книги \"Чудо, которым была Индия\", М., 2000, стр. 523) приложение 5 физика и химия icon

Бэшем А. (фрагмент из книги "Чудо, которым была Индия", М., 2000, стр. 523) приложение 5 физика и химия



НазваниеБэшем А. (фрагмент из книги "Чудо, которым была Индия", М., 2000, стр. 523) приложение 5 физика и химия
Дата конвертации10.09.2012
Размер39.35 Kb.
ТипДокументы

[вернуться к содержанию сайта]


Бэшем А.

(фрагмент из книги "Чудо, которым была Индия", М., 2000, стр. 523)


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ФИЗИКА И ХИМИЯ

В древней Индии представления в области физики были тесно связаны с религией и теологией, поэтому в различных сектах сложились различные физические теории. Уже во времена Будды, если не раньше, Вселенная представлялась индийцам разделённой на элементы, из которых все школы признавали по крайней мере четыре: землю, воздух, огонь и воду. К ним ортодоксальные индуистские школы и джайны добавляли пятый – акаша, что обычно переводят «эфир». Было признано, что воздух не бесконечен в своём протяжении, но индийцы, мышлению которых свойственна боязнь пустоты, не могли примириться с представлением о незаполненном пространстве. Пять элементов мыслились как передатчики чувственных впечатлений: земля – запаха, воздух – осязания, огонь – видения, вода – вкуса, эфир – звука. Буддисты и адживики отвергали эфир, но последние добавляли жизнь, радость и печаль, мыслившиеся как некие материальные субстанции, и таким образом, общее число элементов достигало семи.

Большинство школ полагало, что все элементы, кроме эфира, состоят из атомов. Индийский атомизм был, вне сомнения, независим от греческого влияния, поскольку атомистическую теорию выдвигал еще Пакудха Катьяяна, старший современник Будды, живший, следовательно, до Демокрита. Джайны считали, что все атомы (ану) одинаковы и различие в свойствах элементов объясняется особенностями комбинации атомов. Но большинство школ утверждало, что сколько элементов, столько же существует и видов атомов.

Атом обычно рассматривался как вечная частица, но некоторые буддисты мыслили его не только как мельчайший из объектов, имеющих протяжённость в пространстве, но и как нечто существующее в течение кратчайшего возможного промежутка времени, возникающее и исчезающее в одно мгновение, за которым следует другой атом, произведённый первым. Этот атом буддистов до некоторой степени походит на квант Планка. Атом считался невидимым для человеческого глаза; школа вайшешика учила, что каждый атом есть лишь точка в пространстве, лишённая протяжённости.

Изолированный атом не имел качеств; он имел лишь возможности, которые могли реализоваться, когда он соединялся с другими атомами. Школа вайшешика, специально разрабатывавшая атомистическую теорию, утверждала, что, до того как формировать материальные объекты, атомы первоначально соединяются в диады и триады. Буддисты и адживики учили, что в нормальных условиях атомы вообще не существуют в чистом виде, но только сочетаясь в различных пропорциях в молекуле (сангхата, калапа). Каждая молекула содержит по крайней мере один атом из всех четырёх видов, и от того, какой атом преобладает, зависит её характер.
Эта гипотеза объясняет тот факт, что вещество может проявлять свойства более чем одного элемента: так, воск может и таять и гореть, поскольку его молекулы содержат пропорции воды и огня. Согласно буддистам молекулы сцепляются благодаря атомам воды во всём, что имеет свойство клейкости.

Индийские атомистические теории основывались не на опыте, а на интуиции и логике. Они не получили всеобщего признания. Великий богослов Шанкара не верил в атомы и энергично отрицал их существование. Однако атомистические теории древней Индии были блестящим умозрительным объяснением физического строения мира. Хотя, вероятно, они только в силу случайного совпадения согласуются частично с современными физическими теориями, они внушают большое уважение к силе интеллекта и воображения ранних индийских мыслителей.

Помимо этих теорий, физика не достигла в древней Индии значительного развития. Не зная всеобъемлющего закона притяжения, она, подобно всем физическим системам древнего мира, оставалась в зачаточном состоянии. Считалось, что элементы земли и воды склонны к падению, а огонь – к восходящему движению, и было признано, что твёрдые и жидкие тела обычно одинаково расширяются при нагревании, но не делалось никаких серьёзных попыток экспериментального изучения этих явлений. В области акустики, однако, Индия сделала истинные открытия, основанные на эксперименте, и слух, тренированный фонетическими исследованиями, необходимыми для правильного чтения вед, научился различать музыкальные тона, гораздо более близкие, чем в других древних музыкальных системах. До начала нашей эры октава была разделена на 22 шрути, или четвертьтона, и их пропорции были измерены с большой точностью. Было установлено, что разница в тембре создаётся обертонами (ануранана), которые варьируются различными инструментами.

Как свидетельствуют известная железная колонна в Дели и другие памятники, индийские металлурги достигли большого искусства в выплавке металла из руды и в литейном деле. Их изделия были известны и высоко ценились в Римской империи и на Ближнем Востоке; но их знания были, по-видимому, в большой степени прагматическими и соответствующей им высокоразвитой науки о металлургии в древней Индии не было. Химия в Индии была служанкой не технологии, а медицины; индийские химики не разделяли увлечения средневековой Европы идеей превращения простых металлов в золото; очевидно, они посвящали свои изыскания главным образом изготовлению лекарств, средств для продления жизни или для повышения половой активности, ядов и противоядий. Эти химики-фармацевты достигли немалых успехов в производстве многих важных щелочей, кислот и солей металлов с помощью простых процессов кальцинирования и дистилляции, и даже высказывалось предположение, правда не подкреплённое достаточными доказательствами, что они изобрели своего рода порох.

В средние века индийские химики, так же как их коллеги в Китае, на мусульманском Востоке и в Европе, были поглощены изучением свойств ртути, возможно под влиянием контактов с арабами. Возникла школа алхимиков, которые производили эксперименты с чудесным текучим металлом и усматривали в нём лекарство от всех болезней, источник вечной молодости и даже надёжнейшее средство для обретения вечного спасения. Это увлечение ртутью привело химию индийцев к гибели, но она успела передать многие свои идеи арабам, которые распространили их в средневековой Европе.


Дата установки: 31.05.2010

[вернуться к содержанию сайта]




Похожие:

Бэшем А. (фрагмент из книги \"Чудо, которым была Индия\", М., 2000, стр. 523) приложение 5 физика и химия iconН. Г. Кембровская исследования м. А. Ельяшевича по истории физики (фрагмент из книги:. стр. 41-59) Настоящая статья
Академик М. А. Ельяшевич: Воспоминания учеников и современников, избранные статьи (К 100-летию со дня рождения). – Минск: Голиафы,...
Бэшем А. (фрагмент из книги \"Чудо, которым была Индия\", М., 2000, стр. 523) приложение 5 физика и химия iconБергман П. Г. "Введение в теорию относительности" (М.: Инлитгиз, 1947 – фрагмент из книги, стр. 36–38)
Принцип относительности в таком виде, как мы его сформулировали в предыдущей главе, был бы в этом случае применим только к механике,...
Бэшем А. (фрагмент из книги \"Чудо, которым была Индия\", М., 2000, стр. 523) приложение 5 физика и химия icon1983 – апрель 2000 года) Список людей, которым в сносках книги даны краткие биографии (основной источник – «Энциклопедия Кольского края»
Список людей, которым в сносках книги даны краткие биографии (основной источник – «Энциклопедия Кольского края»), а также фото из...
Бэшем А. (фрагмент из книги \"Чудо, которым была Индия\", М., 2000, стр. 523) приложение 5 физика и химия iconСодди Ф. "История атомной энергии"
Таким образом, в течение 2000 лет химия была обречена на бессмысленную погоню за несбыточной мечтой
Бэшем А. (фрагмент из книги \"Чудо, которым была Индия\", М., 2000, стр. 523) приложение 5 физика и химия icon[Изв. Ан ссср, серия физ. 7, 3, 1943] (фрагмент статьи из книги: Вавилов С. И. "Собрание сочинений", М.: Ан ссср, 1952, стр. 131)
При распространении света могут изменяться его направление, скорость, состояние поляризации, энергия и, наконец, спектр
Бэшем А. (фрагмент из книги \"Чудо, которым была Индия\", М., 2000, стр. 523) приложение 5 физика и химия iconДемокрит (около 470-370 гг до н э.) (фрагмент из книги: "Философская мысль: от истоков до наших дней" Часть I. Нижний Новгород, 1997. – стр. 30)
Философская мысль: от истоков до наших дней Часть I. Нижний Новгород, 1997. – стр. 30
Бэшем А. (фрагмент из книги \"Чудо, которым была Индия\", М., 2000, стр. 523) приложение 5 физика и химия iconНаши научные труды вызывают интерес зарубежных ученых
Кинетика и катализ; Физическая химия; Нефтехимия; Журнал прикладной химии; Поверхность, физика, химия; а также в Известиях Высших...
Бэшем А. (фрагмент из книги \"Чудо, которым была Индия\", М., 2000, стр. 523) приложение 5 физика и химия iconДокументы
1. /приказ о допуске к ЕГЭ.doc
2. /приложение 1 русский...

Бэшем А. (фрагмент из книги \"Чудо, которым была Индия\", М., 2000, стр. 523) приложение 5 физика и химия iconМ. П. Бронштейн Эфир и его роль в старой и новой физике *
Горелик Г. Е., Френкель В. Я. Матвей Петрович Бронштейн. М.: Наука, 1990, стр. 254, – приложение из книги
Бэшем А. (фрагмент из книги \"Чудо, которым была Индия\", М., 2000, стр. 523) приложение 5 физика и химия iconДокументы
1. /Бусев А.И. Аналитическая химия индия. 1958.djvu
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов