111. Понятие и особенности правового регулирования международных перевозок icon

111. Понятие и особенности правового регулирования международных перевозок



Название111. Понятие и особенности правового регулирования международных перевозок
страница1/6
Микитьянц С. Р
Дата конвертации20.12.2012
Размер1.11 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6
1. /гос 2/1-10.doc
2. /гос 2/1. Теория государства и права как юридическая наука особенности, структура.doc
3. /гос 2/10.Функции государства понятие, особенности, эволюция..doc
4. /гос 2/100. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
5. /гос 2/101. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
6. /гос 2/102. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
7. /гос 2/103-107.doc
8. /гос 2/103. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
9. /гос 2/104. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
10. /гос 2/105. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
11. /гос 2/106. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
12. /гос 2/107. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
13. /гос 2/108. Морской протест понятие, значение, основания применения, порядок оформления.doc
14. /гос 2/109. Претензионный порядок разрешения споров на транспорте понятие, содержание, сроки. Особенности исковой давности по перевозке..doc
15. /гос 2/11-15(новые).doc
16. /гос 2/11. Внутренние и внешние функции современного российского государства.doc
17. /гос 2/110. Виды пассажирских перевозок. Источники правового регулирования. Понятие и характеристика договоров, опосредующих пассажирские перевозки..doc
18. /гос 2/111. Понятие и особенности правового регулирования международных перевозок..doc
19. /гос 2/112. Понятие, виды и правовой сатус транспортных средств..doc
20. /гос 2/113. Понятие экипажа транспортного средства. Правовой статус членов экипажа. Требования к ним..doc
21. /гос 2/12. Механизм государства понятие,признаки, структура.doc
22. /гос 2/13. Государственный орган понятие, признаки, компетенция.doc
23. /гос 2/14.
Классификация, виды государственных органов в Российской Федерации.doc

24. /гос 2/15. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.doc
25. /гос 2/16 - 20 Гражд[1]. право.doc
26. /гос 2/16 - 20 Гражд[1]1. право.doc
27. /гос 2/16. Бюрократия и коррупция в государственном аппарате..doc
28. /гос 2/17. Форма государства понятие, элементы, общая характеристика.doc
29. /гос 2/18. Форма государственного правления понятие , виды.doc
30. /гос 2/19. Форма государственного территориального устройства. Унитарное и федеративное государства.doc
31. /гос 2/2. Теория государства и права в системе гуманитарных наук (философия и др.).doc
32. /гос 2/20. Федерация и конфедерация общее и особенное.doc
33. /гос 2/21-25.doc
34. /гос 2/21. Государственный политический режим понятие, виды.doc
35. /гос 2/22. Формы современного Российского государства форма правления и др., их особенности.doc
36. /гос 2/23. Политическая система РФ понятие, структура государство, партии и др..doc
37. /гос 2/24. Место и роль государства в политической системе Российского общества..doc
38. /гос 2/25. Взаимодействие государства и политических партий в современной России.doc
39. /гос 2/26-30.doc
40. /гос 2/26. Политическая система РФ нормативно правовые основы политические нормы, нормы права и др.doc
41. /гос 2/27. Российское государство и органы местного самоуправления.doc
42. /гос 2/28. Демократия в России представительная и непосредственная формы. Конституционные основы.doc
43. /гос 2/29. Государство и личность взаимная ответственность. Гражданство как правовой институт.doc
44. /гос 2/3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.doc
45. /гос 2/30. Правовое государство понятие, признаки.doc
46. /гос 2/31. Гражданское общество и государство аспект взаимодействия.doc
47. /гос 2/32.Социальное государство понятие, конституционные основы.doc
48. /гос 2/33. Предпосылки происхождения права.doc
49. /гос 2/34. Основные подходы к пониманию права. Право и закон.doc
50. /гос 2/35.Признаки права (нормативность, общеобязательность и др.).doc
51. /гос 2/36-43,113,114.doc
52. /гос 2/36. Сущность и содержание права.doc
53. /гос 2/37. Принципы права общая характеристика, классификация, значение..doc
54. /гос 2/38. Межотраслевые и отраслевые принципы права, их особенности.doc
55. /гос 2/39. Функции права. понятие, виды..doc
56. /гос 2/4. Предмет науки теории государства и права.doc
57. /гос 2/40. Правотворчество понятие и особенности. Принципы правотворчества..doc
58. /гос 2/41. Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации.doc
59. /гос 2/42. Законодательный процесс. особенности, стадии, уровни (федеральный и др.).doc
60. /гос 2/43. Понятие и виды форм (источников права).doc
61. /гос 2/44-53.doc
62. /гос 2/44. Правовой обычай, договор нормативного содержания, судебный прецендент как формы права.doc
63. /гос 2/45. Нормативный правовой акт понятие, признаки, виды.doc
64. /гос 2/46. Закон понятие, признаки, социальная значимость в современной России.doc
65. /гос 2/47. Виды законов в РФ (федеральные конституционные законы и иные).doc
66. /гос 2/48. Подзаконные нормативные правовые акты понятие, особенности, виды.doc
67. /гос 2/49. Действие нормативных правовых актов во времени (порядок вступления в действие, прекращение действия). Обратная сила закона. .doc
68. /гос 2/5. Методология теории государства и права (принципы, методы).doc
69. /гос 2/50. Действие нормативных правовых актов в пространстве (территриальный и экстерриториальный принципы).doc
70. /гос 2/51. Действие нормативно правовых актов по кругу лиц.doc
71. /гос 2/52. Система права понятие, основные черты,элементы.doc
72. /гос 2/53. Институт права определение, основания выдления.doc
73. /гос 2/54. Отрасли и подотрасли права понятие,основания выделения.doc
74. /гос 2/55. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли.doc
75. /гос 2/56. Норма права понятие, особенности, признаки.doc
76. /гос 2/57. Структура нормы права.doc
77. /гос 2/58. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.doc
78. /гос 2/59. Виды норм права.doc
79. /гос 2/6.Общенаучные и частные методы познания государства и права.doc
80. /гос 2/60. Правовые отношения понятие, признаки.doc
81. /гос 2/61. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения.doc
82. /гос 2/62. Субъекты правоотношений. Правосубъектность.doc
83. /гос 2/63. Объект правоотношений понятие, виды.doc
84. /гос 2/64.Юридические факты понятие, классификация. Фактические составы..doc
85. /гос 2/65. Преемственность в праве.doc
86. /гос 2/66. Соотношение экономики и права (аспекты взаимодействия).doc
87. /гос 2/67. Соотношение политики и права аспект взаимодействия.doc
88. /гос 2/68. Теории происхождения права (историческая школа права, теория естественного права и др.).doc
89. /гос 2/69. Частное и публичное право предмет, особенности.doc
90. /гос 2/7.Предпосылки и причины возникновения государства .doc
91. /гос 2/70. Право в объективном и субъективном значении.doc
92. /гос 2/71. Соотношение права и государства (единство, различие, взаимодействие).doc
93. /гос 2/72. Право и мораль общее и особенное. Их взаимодействие.doc
94. /гос 2/73. Реализация права понятие, правовая основа, виды (соблюдение предписаний юридических норм и др.)..doc
95. /гос 2/74. Применение права понятие и стадии. Акты правоприменения..doc
96. /гос 2/75. Пробелы в праве. Применение аналогии закона и аналогии права.doc
97. /гос 2/76. Правосознание особенности,структура, виды.doc
98. /гос 2/77-114.doc
99. /гос 2/77-81.doc
100. /гос 2/77-81_.doc
101. /гос 2/77. Правовая культура особенности, виды.doc
102. /гос 2/78. Правовой нигилизм понятие, виды, проблема преодоления.doc
103. /гос 2/79. Юридические коллизии и способы их разрешения.doc
104. /гос 2/8.Социальная сущность государства.doc
105. /гос 2/80. Правотворческая (законодательная) техника (технические приемы, юридические конструкции и др.).doc
106. /гос 2/81. Правовое регулирование понятие, предмет, цели.doc
107. /гос 2/82-87.doc
108. /гос 2/82.Механизм правового регулирования понятие, значение, структура..doc
109. /гос 2/83. Систематизация нормативных правовых актов понятие, назначение, виды.doc
110. /гос 2/84. Инкорпорация и консолидация как формы систематизации.doc
111. /гос 2/85. Кодификация - особая форма систематизации. Кодификационные акты.doc
112. /гос 2/86. Законность понятие, принципы, меры по упрочнению.doc
113. /гос 2/87. Юридические гарантии законности определение, виды.doc
114. /гос 2/88-92(новые).doc
115. /гос 2/88. Правопорядок как результат действия права. Общественный порядок.doc
116. /гос 2/89. Толкование норм права понятие, необходимость, способы (грамматический и др.).doc
117. /гос 2/9.Типология государства формационный и другие подходы. Современный взгляд на проблему.doc
118. /гос 2/90. Толкование норм права по объему (буквальное и др.).doc
119. /гос 2/91. Официальное толкование норм права понятие и виды..doc
120. /гос 2/92. Правомерное поведение особенности, виды.doc
121. /гос 2/93-97 Трансорт[1]. право.doc
122. /гос 2/93-97 Трансорт[1]1. право.doc
123. /гос 2/93. Правонарушение определение, признаки, юридический состав.doc
124. /гос 2/94. Виды правонарушений по российскому законодательству.doc
125. /гос 2/95. Юридическая ответственность понятие, признаки, основания.doc
126. /гос 2/96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
127. /гос 2/97. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
128. /гос 2/98. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
129. /гос 2/99. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
130. /гос 2/Виды транспорта и их классификация.doc
131. /гос 2/Документ Microsoft Word (2).doc
132. /гос 2/Документ Microsoft Word.doc
133. /гос 2/транспортная логистика.doc
В гп как отрасль права. Принципы гп
Теория государства и права как юридическая наука особенности, структура
10. Функции государства понятие, особенности, эволюция. Понятие и основные признаки функций государства
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
103. Особенности имущественной ответственности в обязательствах по перевозке грузов
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
Статья 284 ктм: «Понятие общей аварии и принципы ее распределения»
Тесты это важно
109. Претензионный порядок разрешения споров на транспорте понятие, содержание, сроки. Особенности исковой давности по перевозке
11. Правовое положение и виды хоз обществ. Хоз общество
11. Внутренние и внешние функции современного российского государства
110. Виды пассажирских перевозок. Источники правового регулирования. Понятие и характеристика договоров, опосредующих пассажирские перевозки
111. Понятие и особенности правового регулирования международных перевозок
Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» раздел I. Общие положения > Целями настоящего технического регламента являются
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
12. Механизм государства понятие, признаки, структура
13. Государственный орган понятие, признаки, компетенция
14. Классификация, виды государственных органов в Российской Федерации
15. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Статья 150. Нематериальные блага > Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни,
Статья 150. Нематериальные блага > Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни,
16. Бюрократия и коррупция в государственном аппарате
17. Форма государства понятие, элементы (общая характеристика)
18. Форма государственного правления понятие, виды (монархия, и др.). Форма правления
19. Форма государственного территориального устройства. Унитарное и федеративное государства
2. Теория государства и права в системе гуманитарных наук (философия и др.)
20. Федерация и конфедерация общее и особенное. Федеративное государство
21. Право собственности. Содержание, формы и виды собственности
21. Государственный политический режим понятие, виды
22. Формы современного Российского государства (форма правления и др.), их особенности
23. Политическая система РФ понятие, структура (государство, партии и др.). Политическая система
24. Место и роль государства в политической системе Российского общества
Законодательство отдельно выделяет политические общественные объединения, для которых установлен особый правовой режим
26. Понятие, система и основания возникновения граж-прав ответственности
26. Политическая система рф: нормативно правовые основы (политические нормы, нормы права и др.)
27. Российское государство и органы местного самоуправления
28. Демократия в России: представительная и непосредственная формы. Конституционные основы
29. Государство и личность взаимная ответственность. Гражданство как правовой институт
3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук
30. Правовое государство понятие, признаки
Л. А. Новоселова доктор юридических наук, судья Высшего Арбитражного Суда РФ "Гражданин и право", 2001, n 10
Общие положения обязательственного права Понятие обязательства
Понятие, основания и способы прекращения обязательств
Гражданско-правовой договор: понятие, содержание, виды
§ Прекращение права собственности
Закон устанавливает условия ответственности
36. Сущность и содержание права
37. Принципы права общая характеристика, классификация, значение. Принципы права
38. Межотраслевые и отраслевые принципы права, их особенности. Межотраслевые принципы
39. Функции права понятие, виды
4. Предмет науки теории государства и права
40. Правотворчество понятие и особенности. Принципы правотворчества Правотворчество
Закон по таким вопросам принимается в течение достаточно длительного времени по усложненной процедуре, свойственной законотворчеству
Законодательный процесс особенности, стадии, уровни (федеральный и др.)
43. Понятие и виды форм (источников права)
44. Общие положения о договоре ренты. Особенности заключения и исполнения договора ренты. Пожизненное содержание с иждивением
44. Правовой обычай, договор нормативного содержания, судебный прецедент как формы права
45. Нормативный правовой акт понятие, признаки, виды. Нормативно-правовой акт
Закон: понятие, признаки, социальная значимость в современной России. Закон. Это главный и преимущественный нормативно правовой акт
47. Виды законов в РФ (федеральные конституционные законы и иные) Виды законов
48. Подзаконные нормативные правовые акты понятие, особенности, виды
49. Действие нормативных правовых актов во времени (порядок вступления в действие, прекращение действия). Обратная сила закона
5. Методология теории государства и права (принципы, методы)
50. Действие нормативных правовых актов в пространстве (территриальный и экстерриториальный принципы)
51. Действие нормативно правовых актов по кругу лиц
52. Система права: понятие, основные черты, элементы
53. Институт права определение, основания выдления
54. Отрасли и подотрасли права понятие, основания выделения
55. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли
56. Норма права понятие, особенности, признаки
57. Структура нормы права
58. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта
59. Виды норм права
Общенаучные методы познания государства и права
60. Правовые отношения понятие, признаки
61. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения
62. Субъекты правоотношений. Правосубъектность. Правосубъе?ктность
63. Объект правоотношений: понятие, виды. Объекты правоотношения
64. Юридические факты понятие, классификация. Фактические составы. Юридические факты
65. Преемственность в праве
66. Соотношение экономики и права (аспекты взаимодействия)
67. Соотношение политики и права аспект взаимодействия
68. Теории происхождения права (историческая школа права, теория естественного права и др.)
69. Частное и публичное право предмет, особенности
7. Предпосылки и причины возникновения государства
70. Право в объективном и субъективном значении
71. Соотношение права и государства (единство, различие, взаимодействие)
72. Право и мораль общее и особенное. Их взаимодействие
73. Реализация права понятие, правовая основа, виды (соблюдение предписаний юридических норм и др.)
74. Применение права понятие и стадии. Акты правоприменения. Применение права
75. Пробелы в праве. Применение аналогии закона и аналогии права. Пробел в праве
76. Правосознание особенности, структура, виды. Правосознание
77. Понятие и предмет транспортного права
77. Понятие, предмет и содержание транспортного права. Метод транспортного права, его характеристика
77. Понятие, предмет и содержание транспортного права. Метод транспортного права, его характеристика
77. Правовая культура особенности, виды. Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
78. Правовой нигилизм понятие, виды, проблема преодоления
79. Юридические коллизии и способы их разрешения. Коллизия
8. Социальная сущность государства
80. Правотворческая (законодательная) техника (технические приемы, юридические конструкции и др.). Юридическая техника
81. Правовое регулирование понятие, предмет, цели. Правовое воздействие
82. Правовая защита потребителей транспортных услуг
82. Механизм правового регулирования понятие, значение, структура
83. Систематизация нормативных правовых актов понятие, назначение, виды
84. Инкорпорация и консолидация как формы систематизации
85. Кодификация особая форма систематизации. Кодификационные акты
Законность понятие, принципы, меры по упрочнению
87. Юридические гарантии законности определение, виды
88. Договоры об организации перевозок
88. Правопорядок как результат действия права. Общественный порядок. Правопорядок
89. Толкование норм права понятие, необходимость, способы (грамматический и др.). Толкование норм права
9. Типология государства формационный и другие подходы. Современный взгляд на проблему
90. Толкование норм права по объему (буквальное и др.)
91. Официальное толкование норм права понятие и виды. Виды толкования по субъектам
92. Правомерное поведение особенности, виды. Правомерное поведение
93. Договор транспортной экспедиции
93. Договор транспортной экспедиции
93. Правонарушение определение, признаки, юридический состав. Правонарушение
94. Виды правонарушений по российскому законодательству
95. Юридическая ответственность понятие, признаки, основания
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
Виды транспорта и их классификация
Договор банковского вклада является
Договора банковского вклада
Реферат по дисциплине «Логистика» на тему: транспортная логистика Выполнил : студент IV курса 503 группы

111. Понятие и особенности правового регулирования международных перевозок.


По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ).

Юридическая квалификация договора: двусторонне обязывающий, возмездный, реальный (применительно к перевозке пассажиров городским транспортом), консенсуальный (применительно к перевозке пассажиров железнодорожным, водным, воздушным транспортом). Договор является публичным, когда используется транспорт общего пользования.

Стороны договора: перевозчик — специализированная организация; пассажир — физическое лицо.

к отношениям по перевозке пассажиров применяются нормы Закона РФ «О защите прав потребителей», в том числе возможность компенсации морального вреда (ст. 15 Закона);

в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира перевозчик несет ответственность по правилам гл. 59 ГК «Обязательства вследствие причинения вреда».

Существенные условия договора: предмет.

Предмет договора — услуга по доставке пассажира и багажа в пункт назначения.

Форма договора: простая письменная. Заключение договора перевозки и факт оплаты проезда подтверждается выдачей пассажиру билета установленной формы, а сдача багажа — багажной квитанцией. Утерянный билет не возобновляется, а при утрате багажной квитанции багаж выдается на основании письменного заявления пассажира.

Особенности договора перевозки багажа:

прибывший багаж хранится бесплатно в течении суток;

если багаж не востребован в течение 30-ти суток — он продается;

утраченным считается багаж, который не выдан в течение десяти суток с момента прибытия.


Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права.

 

Международное транспортное право

Правовое регулирование международных морских перевозок

Правовое регулирование международных авиационных перевозок

Правовое регулирование международных автомобильных перевозок

Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок.

Правовое регулирование международных комбинированных перевозок

 

Международное транспортное право

Международное транспортное право как отрасль международного частного права (МЧП) представляет собой комплекс правовых норм, содержащихся в национальном законодательстве, международных договорах, обычаях и регулирующих обязательственные отношения по перевозке грузов, пассажиров и багажа в международном сообщении. Предметом международного транспортного права выступают транспортные обязательства, "осложненные иностранным элементом". Особенностью правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа в межгосударственном сообщении являются высокий удельный вес материально-правовых норм международного характера по сравнению с коллизионными нормами и наличие широкого комплекса норм внутригосударственного законодательства.

 

В России нормы национального права, регулирующие транспортные обязательства, содержатся в части второй Гражданского кодекса РФ от 26 января 1996 г. в редакции от 17 декабря 1999 г. (СЗ РФ, 1996, N 5, ст.410; 1999, N 51, ст.6288). В соответствии со ст.784 перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

 

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной - коносамента или иного документа (ст.785).

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа доставить также этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за его провоз. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией (ст.786).

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта (ст.788). В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную гражданским законодательством и соглашением сторон (ст.793). До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами или кодексами (ст.797). Таким образом, по российскому праву договор перевозки грузов, пассажиров и багажа имеет двусторонний, возмездный, реальный либо консенсуальный характер; ответственность перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств носит ограниченный характер; предусмотрен претензионный порядок урегулирования споров и сокращенные сроки исковой давности*(1).

Правовое регулирование перевозок грузов, пассажиров и багажа в межгосударственном сообщении посредством норм международных договоров носит отраслевой характер, т. е. зависит от применяемого для перевозки вида транспорта. Международные транспортные конвенции чрезвычайно разнообразны по своему характеру, объему и содержанию включенных в них норм; однако вместе с тем можно выделить по крайней мере три общие черты, присущие их природе:

1) международная перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, носящего двусторонний, возмездный, реальный либо консенсуальный характер. Такой договор оформляется путем выдачи соответствующего транспортного документа:

- для морских перевозок - это коносамент (bill of lading);

- для воздушных перевозок - авиатранспортная накладная (air waybill);

- для автомобильных перевозок - автотранспортная накладная (road transport document);

- для железнодорожных перевозок - железнодорожная накладная (rail transport document);

- для комбинированных перевозок - документ смешанной перевозки (multimodal transport document).

2) при международных перевозках в конвенциях предусматривается строго ограниченный предел ответственности перевозчика, который отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки, как правило, на принципе презюмируемой вины;

3) при международных перевозках предусматривается претензионный порядок урегулирования споров между сторонами по договору перевозки и сокращенные сроки исковой давности.

 

Правовое регулирование международных морских перевозок

Морские пространства и Мировой океан с давних пор использовались человечеством в качестве транспортного пути для перевозки грузов, пассажиров и багажа. В настоящее время морской транспорт занимает первое место в мире как по общему объему перевозок, так и по международным перевозкам, в которых доминирующим фактором являются международные перевозки грузов. Не случайно поэтому как в зарубежной, так и в отечественной юридической литературе отмечается тот факт, что, несмотря на бурное и быстрое развитие других видов транспорта, морские перевозки остаются наиболее часто используемым видом транспортировки внешнеторговых грузов. Свыше 90 % от общего объема внешнеторговых грузов перевозится морским транспортом*(2).

Неравномерное распределение торгового морского флота среди государств, рассредоточение крупных производственных центров по разным точкам земного шара, деятельность транснациональных корпораций на мировых рынках производства и потребления объективно привели к "осложнению" отношений торгового мореплавания "иностранным элементом", что повлекло за собой необходимость в создании особой группы правовых норм, регулирующих такие отношения. Эта обособленная группа норм, являющаяся отраслью МЧП, получила название международного частного морского права (МЧМП), предметом которого выступает правовое регулирование отношений торгового мореплавания, носящих международный характер, т. е. включающих "иностранный элемент"*(3).

Как для МЧП в целом, так и для международного частного морского права характерны три источника правовых норм:

- национальное законодательство, представленное чаще всего внутригосударственными актами о торговле и мореплавании. В России таким актом в настоящее время выступает Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМРФ) от 30 апреля 1999 г., вступивший в силу 1 мая 1999 г. и действующий ныне в редакции от 26 мая 2001 г. (СЗ РФ, 1999, N 18, ст.2207; 2001, N 22, ст.2125). Конечно, основная цель КТМРФ заключается в регулировании национально-правовых отношений в области торгового мореплавания, и к числу норм именно МЧП, а также международного частного морского права как его отрасли в строгом смысле слова могут быть отнесены лишь нормы гл. XXVI "Применимое право" (ст.414-426), представляющие собой коллизионное регулирование. Однако подавляющее большинство всех норм КТМпостроено с учетом тех международных конвенций и соглашений, участницей которых стала Россия за последние годы. Это означает, что КТМРФ фактически содержит унифицированные материально-правовые нормы международного характера, инкорпорированные в российское внутригосударственное законодательство;

- международные договоры, представляющие собой межгосударственную кодификацию материально-правовых норм в области торгового мореплавания. Примером международных договоров в области МЧМП, в которых Россия оформила свое участие, могут быть следующие конвенции:

- Брюссельская конвенция 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаменте (изм. протоколами 1968 и 1979 гг.);

- Брюссельская конвенция 1910 г. об унификации некоторых правил относительно столкновения судов;

- Брюссельская конвенция 1952 г. об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов;

- Конвенция ООН 1974 г. о кодексе поведения линейных конференций;

- Международная конвенция ИМО 1969 г. по обмеру судов;

- Афинская конвенция ИМО 1974 г. о перевозке морем пассажиров и их багажа;

- Международная конвенция ИМО 1976 г. об ограничении ответственности по морским требованиям (изм. Протоколом 1996 г.);

- Международная конвенция ИМО 1989 г. о спасании;

- Международная конвенция ИМО 1993 г. о морских залогах и ипотеках*(4)

- Международная конвенция ИМО 1996 г. об ответственности и компенсации ущерба в связи с перевозкой морем вредных и опасных веществ;

- международные обычаи, выступающие в качестве сформировавшихся в течение длительного периода времени правил и обыкновений морского судоходства, носящих юридически обязательный характер. Отличие международных обычаев от договоров заключается в том, что они носят неписаный характер, будучи по терминологии Статута Международного Суда ООН "доказательством всеобщей практики" (ст.38). Однако содержание обычно-правовых норм часто подвергается неофициальной кодификации в рамках существующих международных неправительственных организаций. Так, XXXV конференция Международного морского комитета одобрила новую редакцию Йорк-Антверпенских правил об общей аварии и рекомендовала применять их с 31 декабря 1994 г. (York-Antwerp Rules 1994). По сути, содержащиеся в Правилах нормы представляют собой международный морской обычай в отношении распределения разумно произведенных в чрезвычайных ситуациях расходов между сторонами общего морского предприятия с целью сохранения имущества, участвующего в таком предприятии*(5)

На морском транспорте сложились две основные формы его эксплуатации: трамповое (нерегулярное) судоходство, при котором судно выполняет одиночные рейсы на переменных направлениях, и линейное (регулярное), при котором движение судов осуществляется между определенными портами по заранее объявленному расписанию. Этим формам судоходства соответствуют два основных договора перевозки грузов: перевозки по чартеру и перевозки по коносаменту. Следует отметить, что линейное судоходство является более прогрессивной формой организации морских перевозок, и это отразилось на их правовом регулировании. Перевозки по чартеру регламентируются нормами национального права, носящими, как правило, диспозитивный характер. В свою очередь, перевозки по коносаменту выступают в качестве предмета международных договоров, нормы которых в большинстве случаев имеют и императивный характер. Рассмотрим более подробно виды договоров морской перевозки грузов.

Чартер (или договор фрахтования судна) представляет собой договор, в соответствии с которым одна сторона - перевозчик (фрахтовщик) обязуется перевезти груз из порта отгрузки в порт назначения с условием предоставления к перевозке всего судна, части судна или отдельных судовых помещений, а другая сторона - фрахтователь (грузоотправитель или грузополучатель) обязуется предоставить груз к перевозке и уплатить провозную плату (фрахт). По своей природе договор перевозки груза по чартеру является двусторонним, косенсуальным и возмездным. Существует несколько видов чартера:

- чартер-партия / рейсовый чартер (chapter-party) предполагает в качестве своего предмета оказание транспортной услуги по перевозке (перемещению) груза из порта отгрузки в порт назначения. В период рейса судно и в коммерческом, и в административном, и в навигационно-техническом отношении остается во владении и собственности судовладельца-перевозчика. Капитан и экипаж являются служащими судовладельца и подчиняются только его указаниям. Судовладелец несет все расходы по оборудованию и содержанию судна;

- тайм-чартер (time-charter), или договор аренды морского судна, предполагает возможность его использования не только для перевозки груза, но и в других целях торгового мореплавания (например, для проведения морских научных исследований). В этом случае в коммерческом отношении судно переходит во владение фрахтователя, однако в административном и навигационно-техническом отношении остается в собственности судовладельца, который обязан предоставить судно для использования полностью снаряженным и укомплектованным экипажем;

- димайз-чартер / бербоут-чартер (demise-charter), или договор аренды "голого" судна предполагает его использование по усмотрению фрахтователя, который должен снарядить его и укомплектовать экипажем за свой счет. В период действия договора судно в коммерческом, административном и навигационно-техническом отношении переходит во владение фрахтователя. Судовладелец получает лишь арендную плату за использование судна, находящегося в его собственности*(6)

Обобщенный анализ норм национального законодательства показывает, что в чартер обычно включаются следующие условия:

1) характеристика предоставляемого к перевозке судна (наименование судна, его грузоподъемность и валовая грузовместимость). Замена указанного в чартере судна возможна лишь с согласия фрахтователя, за исключением технической необходимости, возникшей после погрузки. Указание в чартере судна предполагает и обозначение его флага. Смена флага возможна только с согласия фрахтователя;

2) характеристика предоставляемого к перевозке груза (его наименование, род и вес). Если в чартере указано, что предметом перевозки будет "любой законный груз", то фрахтовщик вправе отказаться от приема груза к перевозке только в случаях, когда груз является контрабандным или запрещенным для ввоза-вывоза, стал опасным или не отвечает типу судна, на котором он должен быть перевезен;

3) место погрузки, место назначения и направление судна. Под последним имеется в виду указание морского бассейна, в пределах которого фрахтователь вправе в дальнейшем выбрать порт назначения;

4) порядок проведения погрузочно-разгрузочных работ;

5) размер фрахта и порядок его уплаты;

6) условия страхования судна и порядок его агентирования;

7) применимое право и юрисдикция (арбитражная оговорка или пророгационное соглашение).

Договор перевозки груза по коносаменту предполагает перевозку груза без предоставления перевозчиком всего судна, его части или отдельных судовых помещений и регулируется нормами как национального права, так и целого ряда международных договоров. Под эгидой Международного морского комитета (международной неправительственной организации, созданной в 1897 г. при активной поддержке Правительства Бельгии) была разработана и принята в 1924 г. Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, получившая название Гаагских правил. Конвенция вступила в силу 2 июня 1931 г., и в настоящее время число ее участников превышает 70 государств. В 1968 г. дополнительный протокол, именуемый Правилами Висби, внес изменения в Брюссельскую конвенцию 1924 г. СССР не присоединился ни к Гаагским правилам, ни к дополнительному протоколу, хотя большая часть конвенционных норм де-факто была закреплена в Кодексе торгового мореплавания СССР 1968 г. В 1979 г. другим дополнительным протоколом в Гаагско-Висбийские правила были внесены изменения, касающиеся использования новой расчетной единицы при исчислении предела ответственности морского перевозчика. Россия присоединилась к Гаагским правилам и обоим протоколам в 1998 г. (СЗРФ, 1999, N 2, ст.244).

На протяжении более или менее длительного периода времени Гаагские правила в достаточной степени выполняли функцию правового регулирования международных морских перевозок грузов по коносаменту, чем и объясняется весьма широкий круг их участников, особенно если принять во внимание специфику и многообразие правового регулирования на национальном уровне. Однако влияние научно-технического прогресса на развитие торгового мореплавания в целом привело к тому, что возникла настоятельная потребность в проведении дальнейших кодификационных работ, позволяющих учесть ошибки и недостатки предыдущих кодификаций, а также внести новые более прогрессивные формы правового регулирования, согласующиеся с практикой. В рамках ЮНСИТРАЛ бала разработана новая конвенция, носящая обобщающий характер и принятая на международной конференции в Гамбурге в 1978 г. Гамбургская конвенция ООН о морской перевозке грузов, получившая название Гамбургских правил, вступила в силу 1 ноября 1992 г. В настоящее время число ее участников составляет немногим более 20 государств. Из-за некоторых спорных моментов крупные развитые страны не оформили своего участия в ней, поэтому Гамбургские правила вступили в силу за счет ратификаций развивающихся стран. Россия не участвует в этих Правилах.

В торговом мореплавании коносамент (транспортный документ) выполняет три функции*(7)

- служит распиской в принятии груза к перевозке,

- является товарораспорядительным документом,

- опосредует заключение договора перевозки в линейном морском судоходстве.

Положения Гаагских правил (Закон, 2000, N 6, с.55-60) охватывают три группы вопросов, которые являются решающими при морских перевозках грузов:

- порядок составления коносамента и его реквизиты;

- ответственность морского перевозчика за понесенные грузовладельцем убытки;

- порядок предъявления требований к морскому перевозчику.

Коносамент выдается перевозчиком на основании погрузочного поручения отправителя (п.3 ст.3). В коносаменте перевозчик указывает основные характеристики груза, число мест либо количество и вес груза в соответствии с погрузочным поручением отправителя; внешний вид и видимое состояние груза. Следует отметить, что эти реквизиты носят императивный характер, т. е. отсутствие хотя бы одного из них лишает коносамент юридической силы.

Сердцевину Гаагских правил составляют положения об ответственности морского перевозчика. Они формулируются в виде перечня оснований, освобождающих его от ответственности (п.2 ст.4). Этот перечень охватывает 17 оснований: пожар, стихийные бедствия, спасение жизни и имущества на море, забастовки, навигационную ошибку (действия, небрежность или упущение капитана, членов экипажа, лоцмана либо служащих перевозчика в судовождении или управлении судном) и др. Ответственность перевозчика основывается на принципе вины, которая презюмируется и должна опровергаться самим перевозчиком. Предел ответственности в редакции Правил Висби составляет 10 тыс. франков Пуанкаре*(8) за место или единицу груза, либо 30 франков Пуанкаре за 1 кг веса брутто утраченного или поврежденного груза в зависимости от того, какая сумма выше. Этот предел ответственности применяется, если стоимость груза не была оговорена отправителем в коносаменте. Гаагские правила устанавливают ответственность за потерю или повреждение грузов, следовательно, они охватывают все варианты ответственности морского перевозчика перед грузовладельцем. Положения об ответственности носят императивный характер, и всякие отступления от них не имеют юридической силы (п.8 ст.3).

В отношении порядка предъявления требований к перевозчику Гаагские правила предусматривают следующее (п.6 ст.3): заявление об убытках должно быть сделано перевозчику в письменной форме во время выдачи груза, в противном случае считается, что груз доставлен в соответствии с описанием в коносаменте. Когда же убытки не видимы сразу, заявление может быть сделано в течение трех дней с момента выдачи груза.

Правила Висби расширили сферу действия Брюссельской конвенции 1924 г. Теперь она применяется к любому коносаменту, если он выдан в одном из государств-участников; перевозка осуществляется из порта, находящегося в одном из государств-участников; при наличии в коносаменте ссылки на подчинение его Гаагским правилам (ст.10). Как уже отмечалось, Правила Висби ввели также новую единицу расчета предела ответственности морского перевозчика - франк Пуанкаре. Изначально Гаагские правила предполагали его исчисление в английских фунтах стерлингов и устанавливали его размер в 100 фунтов стерлингов за место или единицу груза. Наряду с расширением сферы применения Гаагских правил Правила Висби установили срок исковой давности по требованиям к перевозчику об убытках в отношении груза в один год после его сдачи грузополучателю (п.6 ст.3). Регрессный иск может быть предъявлен даже и по истечении одного года, однако только в период времени, определенный для этого по закону страны суда, в который такой иск предъявляется (п.6-бис ст.3).

Брюссельский протокол 1979 г. был принят с единственной целью изменить единицу расчетов пределов ответственности морского перевозчика. Таковой стала СДР - расчетная единица, действующая в рамках Международного валютного фонда (МВФ). Предел ответственности морского перевозчика по Протоколу 1979 г. определен двояко. Для государств-членов МВФ он установлен в 666,67 СДР за место или единицу утраченного (поврежденного) груза либо 2 СДР за 1 кг веса брутто в отношении такого груза. Для государств, не являющихся членами МВФ, оставлена возможность использовать франки Пуанкаре, и в этом случае предел ответственности составляет 10 тыс. франков Пуанкаре за место или единицу груза (либо 30 франков Пуанкаре за 1 кг веса брутто утраченного (поврежденного) груза). КТМРФ воспринял по данному вопросу нормы Брюссельского протокола 1979 г. и установил предел ответственности морского перевозчика в 666,67 СДР за место или единицу груза либо 2 СДР за 1 кг веса брутто утраченного (поврежденного) груза в зависимости от того, какая сумма выше (п.1 ст.170).

Гамбургские правила 1978 г. (Закон, 2000, N 6, с.39-47) имеют более широкую сферу действия, чем Гаагско-Висбийские правила. Они охватывают перевозки животных, грузов на палубе и опасных грузов. В них включено дополнительно 13 обязательных реквизитов коносамента (п.1 ст.15). Все положения Правил носят императивный характер (п.1 ст.23).

Гамбургские правила сохранили принцип презюмируемой вины морского перевозчика, сформулировав его в общей форме (ст.5), а не в виде перечня оснований, исключающих ответственность. Однако они не рассматривают навигационную ошибку как основание освобождения перевозчика от ответственности. Именно это послужило причиной отказа многих государств от ратификации Гамбургской конвенции, что весьма негативно сказывается на правовом регулировании морских перевозок.

Предел ответственности морского перевозчика по Гамбургским правилам установлен двояко. Для государств - членов МВФ он выражается в СДР и составляет 835 СДР за место или единицу груза либо 2,5 СДР за 1 кг веса брутто утраченного (поврежденного) груза (п.1 ст.6). Для государств, не являющихся членами МВФ, опять-таки предусмотрена возможность использования франков Пуанкаре, и в этом случае предел ответственности составляет 12,5 тыс. франков Пуанкаре за место или единицу груза либо 37,5 франка Пуанкаре за 1 кг веса брутто утраченного (поврежденного) груза (п.2 ст.26). Уточнено, что под единицей груза следует понимать "единицу отгрузки", всегда указываемую в коносаменте. Этот предел ответственности выше обозначенного в Брюссельском протоколе 1979 г., что само по себе имеет положительную оценку. Срок исковой давности по требованиям к перевозчику также повышен по сравнению с Гаагско-Висбийскими правилами и составляет 2 года. Предъявление претензии перевозчику обязательно и должно быть сделано не позднее рабочего дня, следующего за днем передачи груза грузополучателю, либо в течение 15 календарных дней после выдачи груза, если его утрата или повреждение не являются очевидными (п.1-2 ст.19).

Гаагские правила не содержат каких-либо норм о юрисдикции и арбитраже. Этот вопрос регулируется обычными нормами, сложившимися в торговом мореплавании. Заключаемые сторонами пророгационные соглашения, выбирающие юрисдикционный орган, признаются действительными. В силу сложившейся практики спор обычно рассматривается в месте, где находится основное коммерческое предприятие перевозчика. Если в коносамент включается арбитражная оговорка, она также признается действительной, что исключает возможность передачи спора в государственный суд. Гамбургские правила содержат нормы и о юрисдикции, и об арбитраже. Более того, они отступили в вопросе о юрисдикции от сложившейся практики и закрепили правило о множественности юрисдикции (конкурентной юрисдикции). Истец по своему выбору может предъявить иск в суде по месту:

- основного коммерческого предприятия ответчика;

- заключения договора перевозки при условии, что ответчик имеет там коммерческое предприятие или агентство, при посредничестве которого был заключен договор;

- порта погрузки или порта разгрузки;

- в любом месте, указанном в договоре морской перевозки.

Эта норма (п.1 ст.21) позволяет грузовладельцу предъявить иск к перевозчику в любой стране, связанной с перевозкой, причем ею может быть и страна, не участвующая в Гамбургской конвенции ООН 1978 г. В конечном итоге данный факт может привести к тому, что суд государства - нечлена Конвенции, признав себя компетентным, не будет связан указанным правилом и не будет применять нормы Конвенции. Таким образом, Гамбургские правила закрепили отказ от сложившейся практики решения вопроса о подсудности споров на основе пророгационного соглашения сторон. Эти правила предусматривают возможность передачи спора на рассмотрение в арбитраж при наличии письменного арбитражного соглашения между сторонами (п.1 ст.22). Арбитражное разбирательство по выбору истца может проводиться в одном из следующих мест (п.3 ст.22):

- в государстве, на территории которого находится основное коммерческое предприятие ответчика или, при отсутствии такового, постоянное место жительства ответчика;

- место заключения договора перевозки при условии, что ответчик имеет там коммерческое предприятие, отделение или агентство, через которое был заключен договор;

- порт погрузки или порт разгрузки;

- любое место, указанное с этой целью в арбитражном соглашении.

Арбитр или арбитражный суд обязаны применять Гамбургские правила (п.4 ст.22). Оба упомянутых пункта ст.22 считаются составной частью любого арбитражного соглашения. Несовместимость арбитражного соглашения с этими положениями, выраженная в наличии условий, противоречащих нормам п.3 и 4 ст.22, превращает эти условия в ничтожные (п.5 ст.22).

Правовое регулирование международных перевозок пассажиров и багажа осуществляется нормами как национального законодательства, так и международных договоров. Наибольший интерес представляет Афинская конвенция 1974 г. о перевозке морем пассажиров и их багажа, разработанная и принятая под эгидой Международной морской организации (ИМО - это международная межправительственная организация, являющаяся одним из специализированных учреждений ООН). В соответствии с п.2 ст.1 Афинской конвенции 1974 г. договор перевозки означает заключенный перевозчиком или от его имени договор о перевозке пассажира или договор о перевозке пассажира и его багажа. Понятие перевозка охватывает следующие периоды (п.8 ст.1):

- в отношении пассажира и его каютного багажа - период, в течение которого пассажир и его каютный багаж находятся на борту судна, период посадки и высадки и период, в течение которого пассажир и его каютный багаж доставляются водным путем с берега на судно либо, наоборот, если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета или если судно, используемое для этой вспомогательной перевозки, было предоставлено в распоряжение пассажира перевозчиком. Однако в отношении пассажира перевозка не охватывает период, в течение которого он находится на морском вокзале, на причале или в любом ином портовом сооружении либо на нем;

- в отношении каютного багажа - также период, в течение которого пассажир находится на морском вокзале, на причале или в любом другом портовом сооружении либо на нем, если этот багаж принят перевозчиком, его служащим или агентом и еще не выдан пассажиру;

- в отношении иного, некаютного багажа - период с момента принятия его перевозчиком, служащим или агентом перевозчика на берегу или на борту судна до момента выдачи перевозчиком, его служащим или агентом.

Понятие международная перевозка означает любую перевозку, при которой в соответствии с договором перевозки место отправления и место назначения расположены в двух различных государствах либо в одном государстве, если согласно договору перевозки или предусмотренному рейсу промежуточный порт захода находится в другом государстве.

Афинская конвенция 1974 г. применяется к любой международной перевозке (п.1 ст.2), если:

- судно плавает под флагом государства-участника или зарегистрировано в нем;

- договор перевозки заключен в государстве-участнике;

- согласно договору перевозки место отправления или назначения находится в государстве-участнике.

Центральное место в Конвенции отведено вопросам ответственности перевозчика за ущерб, причиненный пассажиру или его багажу. Перевозчик отвечает за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или нанесения ему телесного повреждения, а также в результате утраты или повреждения багажа, если происшествие, вследствие которого был причинен ущерб, произошло во время перевозки и стало следствием вины или небрежности перевозчика, его служащих или агентов, действовавших в пределах своих служебных обязанностей. Бремя доказывания того, что происшествие, вследствие которого был причинен ущерб, произошло во время перевозки, а равно бремя доказывания размера ущерба возлагается на истца. Вина и небрежность перевозчика, его служащих или агентов, действовавших в пределах их служебных обязанностей, предполагается, поскольку не доказано противоположное, если смерть или телесные повреждения пассажира либо утрата или повреждение каютного багажа произошли в результате или в связи с кораблекрушением, столкновением, посадкой на мель, взрывом или пожаром либо недостатками судна. В отношении утраты или повреждения иного багажа такая вина или небрежность предполагается, поскольку не доказано противоположное, независимо от характера происшествия, вызвавшего утрату или повреждение багажа. Во всех других случаях бремя доказывания вины или небрежности лежит на истце (ст.3).

Ответственность перевозчика в случае смерти пассажира или причинения ему телесного повреждения в любом случае не должна превышать 700 тыс. франков Пуанкаре в отношении перевозки в целом. Если в соответствии с законом страны суда, рассматривающего дело, ущерб возмещается в форме периодических платежей, соответствующая общая сумма этих платежей не должна превышать указанный предел. Однако в законодательстве любого государства-участника для перевозчиков, принадлежащих к такому государству, может быть установлен более высокий предел ответственности (ст.7).

Россия стала участницей Афинской конвенции ИМО 1974 г. в порядке правопреемства, так как СССР присоединился к ней в 1983 г. (Ведомости ВС СССР, 1983, N 15, ст.222). В таком же порядке было установлено и участие России в Протоколе 1976 г. к Афинской конвенции, который изменил порядок исчисления пределов ответственности перевозчика и ввел расчетную единицу СДР (СССР присоединился к Протоколу 1976 г. в 1988 г.: Ведомости ВС СССР, 1988, N 47, ст.711). Протокол 1990 г. к Афинской конвенции увеличил пределы ответственности морского перевозчика, в соответствии с которыми за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, перевозчик отвечает в сумме 175 тыс. СДР в отношении перевозки в целом; за утрату или повреждение каютного багажа - 1800 СДР на пассажира в отношении перевозки в целом; за утрату или повреждение автомашины, в том числе багажа, перевозимого в ней или на ней, - 10 тыс. СДР за автомашину в отношении перевозки в целом; за утрату или повреждение иного багажа 2700 СДР на пассажира в отношении всей перевозки. Хотя Россия не участвует в Протоколе 1990 г., его положения о пределах ответственности морского перевозчика легли в основу норм ст.190 КТМРФ. Вместе с тем Кодекс специально оговаривает, что установленные гл. IX "Договор морской перевозки пассажира" правила об ограничении ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, применяются при перевозке пассажира в заграничном сообщении, если только перевозчик и пассажир не являются организациями или гражданами России. В последнем случае ответственность перевозчика определяется по правилам российского гражданского законодательства (п.1 и 2 ст.197 КТМРФ). Правила гл. IX КТМРФ об ограничении ответственности перевозчика за утрату или повреждение багажа не применяются при его перевозке в каботаже. В последнем случае ответственность перевозчика определяется на основании российского гражданского законодательства (п.3 ст.197).

Следует отметить, что многие понятия и категории, используемые в КТМРФ, находят применение и в другом нормативно-правовом акте - Кодексе внутреннего водного транспорта от 7 марта 2001 г. (СЗ РФ, 2001, N 11, ст.1001). И общая структура этого закона, и формулировки отдельных правовых норм, и используемая терминология тесно перекликаются с КТМРФ. Хотя КВВТ регулирует отношения по перевозке грузов, пассажиров и багажа только в пределах территории России, нельзя оставить без внимания его имманентную общность с КТМ.

Еще два документа заслуживают отдельного упоминания:

- постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447 "О лицензировании перевозочной и другой деятельности, осуществляемой на морском транспорте" в редакции от 3 октября 2002 г. (СЗ РФ, 2002, N 26, ст.2590; N 41, ст.3983);

- постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте" в редакции от 3 октября 2002 г. (СЗ РФ, 2002, N 23, ст.2158; N 41, ст.3983).

 

  1   2   3   4   5   6



Похожие:

111. Понятие и особенности правового регулирования международных перевозок iconВопросы к экзамену по курсу «правовое обеспечение экономики» Понятие правового регулирования экономических отношений
Понятие неимущественных отношений, связанных с имущественными, в гражданском законодательстве РФ
111. Понятие и особенности правового регулирования международных перевозок iconДокументы
1. /Особенности правового регулирования труда инвалидов.doc
111. Понятие и особенности правового регулирования международных перевозок iconДокументы
1. /госы 2 блокнот/1. Гражданское право как отрасль права. Принципы гражданского права..txt
111. Понятие и особенности правового регулирования международных перевозок iconДокументы
...
111. Понятие и особенности правового регулирования международных перевозок iconДокументы
1. /Государство в системе международного правового регулирования (Ушаков-1997).txt
111. Понятие и особенности правового регулирования международных перевозок iconРоссийской федерации
Филимонов Сергей Леонидович – заведующий кафедрой правового регулирования строительства и жкх государственной академии строительства...
111. Понятие и особенности правового регулирования международных перевозок iconДокументы
1. /экзамен/1. Теория государства и права как юридическая наука особенности, структура.doc
111. Понятие и особенности правового регулирования международных перевозок iconЗенков М. Ю. старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Сибагс, аспирант рагс
Публично-правовое юридическое лицо: проблемы адекватного их природе правового регулирования статуса государственных и муниципальных...
111. Понятие и особенности правового регулирования международных перевозок iconЗакон о бухгалтерском учете
Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой)...
111. Понятие и особенности правового регулирования международных перевозок iconЗенков максим юрьевич трансформация правового статуса государственных органов в период административной реформы
Трансформация правового статуса государственных органов в период административной реформы понятие «государственый орган»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов