77. Понятие и предмет транспортного права icon

77. Понятие и предмет транспортного права



Название77. Понятие и предмет транспортного права
страница1/8
Микитьянц С. Р
Дата конвертации20.12.2012
Размер1.23 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8
1. /гос 2/1-10.doc
2. /гос 2/1. Теория государства и права как юридическая наука особенности, структура.doc
3. /гос 2/10.Функции государства понятие, особенности, эволюция..doc
4. /гос 2/100. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
5. /гос 2/101. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
6. /гос 2/102. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
7. /гос 2/103-107.doc
8. /гос 2/103. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
9. /гос 2/104. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
10. /гос 2/105. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
11. /гос 2/106. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
12. /гос 2/107. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
13. /гос 2/108. Морской протест понятие, значение, основания применения, порядок оформления.doc
14. /гос 2/109. Претензионный порядок разрешения споров на транспорте понятие, содержание, сроки. Особенности исковой давности по перевозке..doc
15. /гос 2/11-15(новые).doc
16. /гос 2/11. Внутренние и внешние функции современного российского государства.doc
17. /гос 2/110. Виды пассажирских перевозок. Источники правового регулирования. Понятие и характеристика договоров, опосредующих пассажирские перевозки..doc
18. /гос 2/111. Понятие и особенности правового регулирования международных перевозок..doc
19. /гос 2/112. Понятие, виды и правовой сатус транспортных средств..doc
20. /гос 2/113. Понятие экипажа транспортного средства. Правовой статус членов экипажа. Требования к ним..doc
21. /гос 2/12. Механизм государства понятие,признаки, структура.doc
22. /гос 2/13. Государственный орган понятие, признаки, компетенция.doc
23. /гос 2/14.
Классификация, виды государственных органов в Российской Федерации.doc

24. /гос 2/15. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.doc
25. /гос 2/16 - 20 Гражд[1]. право.doc
26. /гос 2/16 - 20 Гражд[1]1. право.doc
27. /гос 2/16. Бюрократия и коррупция в государственном аппарате..doc
28. /гос 2/17. Форма государства понятие, элементы, общая характеристика.doc
29. /гос 2/18. Форма государственного правления понятие , виды.doc
30. /гос 2/19. Форма государственного территориального устройства. Унитарное и федеративное государства.doc
31. /гос 2/2. Теория государства и права в системе гуманитарных наук (философия и др.).doc
32. /гос 2/20. Федерация и конфедерация общее и особенное.doc
33. /гос 2/21-25.doc
34. /гос 2/21. Государственный политический режим понятие, виды.doc
35. /гос 2/22. Формы современного Российского государства форма правления и др., их особенности.doc
36. /гос 2/23. Политическая система РФ понятие, структура государство, партии и др..doc
37. /гос 2/24. Место и роль государства в политической системе Российского общества..doc
38. /гос 2/25. Взаимодействие государства и политических партий в современной России.doc
39. /гос 2/26-30.doc
40. /гос 2/26. Политическая система РФ нормативно правовые основы политические нормы, нормы права и др.doc
41. /гос 2/27. Российское государство и органы местного самоуправления.doc
42. /гос 2/28. Демократия в России представительная и непосредственная формы. Конституционные основы.doc
43. /гос 2/29. Государство и личность взаимная ответственность. Гражданство как правовой институт.doc
44. /гос 2/3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.doc
45. /гос 2/30. Правовое государство понятие, признаки.doc
46. /гос 2/31. Гражданское общество и государство аспект взаимодействия.doc
47. /гос 2/32.Социальное государство понятие, конституционные основы.doc
48. /гос 2/33. Предпосылки происхождения права.doc
49. /гос 2/34. Основные подходы к пониманию права. Право и закон.doc
50. /гос 2/35.Признаки права (нормативность, общеобязательность и др.).doc
51. /гос 2/36-43,113,114.doc
52. /гос 2/36. Сущность и содержание права.doc
53. /гос 2/37. Принципы права общая характеристика, классификация, значение..doc
54. /гос 2/38. Межотраслевые и отраслевые принципы права, их особенности.doc
55. /гос 2/39. Функции права. понятие, виды..doc
56. /гос 2/4. Предмет науки теории государства и права.doc
57. /гос 2/40. Правотворчество понятие и особенности. Принципы правотворчества..doc
58. /гос 2/41. Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации.doc
59. /гос 2/42. Законодательный процесс. особенности, стадии, уровни (федеральный и др.).doc
60. /гос 2/43. Понятие и виды форм (источников права).doc
61. /гос 2/44-53.doc
62. /гос 2/44. Правовой обычай, договор нормативного содержания, судебный прецендент как формы права.doc
63. /гос 2/45. Нормативный правовой акт понятие, признаки, виды.doc
64. /гос 2/46. Закон понятие, признаки, социальная значимость в современной России.doc
65. /гос 2/47. Виды законов в РФ (федеральные конституционные законы и иные).doc
66. /гос 2/48. Подзаконные нормативные правовые акты понятие, особенности, виды.doc
67. /гос 2/49. Действие нормативных правовых актов во времени (порядок вступления в действие, прекращение действия). Обратная сила закона. .doc
68. /гос 2/5. Методология теории государства и права (принципы, методы).doc
69. /гос 2/50. Действие нормативных правовых актов в пространстве (территриальный и экстерриториальный принципы).doc
70. /гос 2/51. Действие нормативно правовых актов по кругу лиц.doc
71. /гос 2/52. Система права понятие, основные черты,элементы.doc
72. /гос 2/53. Институт права определение, основания выдления.doc
73. /гос 2/54. Отрасли и подотрасли права понятие,основания выделения.doc
74. /гос 2/55. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли.doc
75. /гос 2/56. Норма права понятие, особенности, признаки.doc
76. /гос 2/57. Структура нормы права.doc
77. /гос 2/58. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.doc
78. /гос 2/59. Виды норм права.doc
79. /гос 2/6.Общенаучные и частные методы познания государства и права.doc
80. /гос 2/60. Правовые отношения понятие, признаки.doc
81. /гос 2/61. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения.doc
82. /гос 2/62. Субъекты правоотношений. Правосубъектность.doc
83. /гос 2/63. Объект правоотношений понятие, виды.doc
84. /гос 2/64.Юридические факты понятие, классификация. Фактические составы..doc
85. /гос 2/65. Преемственность в праве.doc
86. /гос 2/66. Соотношение экономики и права (аспекты взаимодействия).doc
87. /гос 2/67. Соотношение политики и права аспект взаимодействия.doc
88. /гос 2/68. Теории происхождения права (историческая школа права, теория естественного права и др.).doc
89. /гос 2/69. Частное и публичное право предмет, особенности.doc
90. /гос 2/7.Предпосылки и причины возникновения государства .doc
91. /гос 2/70. Право в объективном и субъективном значении.doc
92. /гос 2/71. Соотношение права и государства (единство, различие, взаимодействие).doc
93. /гос 2/72. Право и мораль общее и особенное. Их взаимодействие.doc
94. /гос 2/73. Реализация права понятие, правовая основа, виды (соблюдение предписаний юридических норм и др.)..doc
95. /гос 2/74. Применение права понятие и стадии. Акты правоприменения..doc
96. /гос 2/75. Пробелы в праве. Применение аналогии закона и аналогии права.doc
97. /гос 2/76. Правосознание особенности,структура, виды.doc
98. /гос 2/77-114.doc
99. /гос 2/77-81.doc
100. /гос 2/77-81_.doc
101. /гос 2/77. Правовая культура особенности, виды.doc
102. /гос 2/78. Правовой нигилизм понятие, виды, проблема преодоления.doc
103. /гос 2/79. Юридические коллизии и способы их разрешения.doc
104. /гос 2/8.Социальная сущность государства.doc
105. /гос 2/80. Правотворческая (законодательная) техника (технические приемы, юридические конструкции и др.).doc
106. /гос 2/81. Правовое регулирование понятие, предмет, цели.doc
107. /гос 2/82-87.doc
108. /гос 2/82.Механизм правового регулирования понятие, значение, структура..doc
109. /гос 2/83. Систематизация нормативных правовых актов понятие, назначение, виды.doc
110. /гос 2/84. Инкорпорация и консолидация как формы систематизации.doc
111. /гос 2/85. Кодификация - особая форма систематизации. Кодификационные акты.doc
112. /гос 2/86. Законность понятие, принципы, меры по упрочнению.doc
113. /гос 2/87. Юридические гарантии законности определение, виды.doc
114. /гос 2/88-92(новые).doc
115. /гос 2/88. Правопорядок как результат действия права. Общественный порядок.doc
116. /гос 2/89. Толкование норм права понятие, необходимость, способы (грамматический и др.).doc
117. /гос 2/9.Типология государства формационный и другие подходы. Современный взгляд на проблему.doc
118. /гос 2/90. Толкование норм права по объему (буквальное и др.).doc
119. /гос 2/91. Официальное толкование норм права понятие и виды..doc
120. /гос 2/92. Правомерное поведение особенности, виды.doc
121. /гос 2/93-97 Трансорт[1]. право.doc
122. /гос 2/93-97 Трансорт[1]1. право.doc
123. /гос 2/93. Правонарушение определение, признаки, юридический состав.doc
124. /гос 2/94. Виды правонарушений по российскому законодательству.doc
125. /гос 2/95. Юридическая ответственность понятие, признаки, основания.doc
126. /гос 2/96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
127. /гос 2/97. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
128. /гос 2/98. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
129. /гос 2/99. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству.doc
130. /гос 2/Виды транспорта и их классификация.doc
131. /гос 2/Документ Microsoft Word (2).doc
132. /гос 2/Документ Microsoft Word.doc
133. /гос 2/транспортная логистика.doc
В гп как отрасль права. Принципы гп
Теория государства и права как юридическая наука особенности, структура
10. Функции государства понятие, особенности, эволюция. Понятие и основные признаки функций государства
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
103. Особенности имущественной ответственности в обязательствах по перевозке грузов
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
Статья 284 ктм: «Понятие общей аварии и принципы ее распределения»
Тесты это важно
109. Претензионный порядок разрешения споров на транспорте понятие, содержание, сроки. Особенности исковой давности по перевозке
11. Правовое положение и виды хоз обществ. Хоз общество
11. Внутренние и внешние функции современного российского государства
110. Виды пассажирских перевозок. Источники правового регулирования. Понятие и характеристика договоров, опосредующих пассажирские перевозки
111. Понятие и особенности правового регулирования международных перевозок
Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» раздел I. Общие положения > Целями настоящего технического регламента являются
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
12. Механизм государства понятие, признаки, структура
13. Государственный орган понятие, признаки, компетенция
14. Классификация, виды государственных органов в Российской Федерации
15. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Статья 150. Нематериальные блага > Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни,
Статья 150. Нематериальные блага > Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни,
16. Бюрократия и коррупция в государственном аппарате
17. Форма государства понятие, элементы (общая характеристика)
18. Форма государственного правления понятие, виды (монархия, и др.). Форма правления
19. Форма государственного территориального устройства. Унитарное и федеративное государства
2. Теория государства и права в системе гуманитарных наук (философия и др.)
20. Федерация и конфедерация общее и особенное. Федеративное государство
21. Право собственности. Содержание, формы и виды собственности
21. Государственный политический режим понятие, виды
22. Формы современного Российского государства (форма правления и др.), их особенности
23. Политическая система РФ понятие, структура (государство, партии и др.). Политическая система
24. Место и роль государства в политической системе Российского общества
Законодательство отдельно выделяет политические общественные объединения, для которых установлен особый правовой режим
26. Понятие, система и основания возникновения граж-прав ответственности
26. Политическая система рф: нормативно правовые основы (политические нормы, нормы права и др.)
27. Российское государство и органы местного самоуправления
28. Демократия в России: представительная и непосредственная формы. Конституционные основы
29. Государство и личность взаимная ответственность. Гражданство как правовой институт
3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук
30. Правовое государство понятие, признаки
Л. А. Новоселова доктор юридических наук, судья Высшего Арбитражного Суда РФ "Гражданин и право", 2001, n 10
Общие положения обязательственного права Понятие обязательства
Понятие, основания и способы прекращения обязательств
Гражданско-правовой договор: понятие, содержание, виды
§ Прекращение права собственности
Закон устанавливает условия ответственности
36. Сущность и содержание права
37. Принципы права общая характеристика, классификация, значение. Принципы права
38. Межотраслевые и отраслевые принципы права, их особенности. Межотраслевые принципы
39. Функции права понятие, виды
4. Предмет науки теории государства и права
40. Правотворчество понятие и особенности. Принципы правотворчества Правотворчество
Закон по таким вопросам принимается в течение достаточно длительного времени по усложненной процедуре, свойственной законотворчеству
Законодательный процесс особенности, стадии, уровни (федеральный и др.)
43. Понятие и виды форм (источников права)
44. Общие положения о договоре ренты. Особенности заключения и исполнения договора ренты. Пожизненное содержание с иждивением
44. Правовой обычай, договор нормативного содержания, судебный прецедент как формы права
45. Нормативный правовой акт понятие, признаки, виды. Нормативно-правовой акт
Закон: понятие, признаки, социальная значимость в современной России. Закон. Это главный и преимущественный нормативно правовой акт
47. Виды законов в РФ (федеральные конституционные законы и иные) Виды законов
48. Подзаконные нормативные правовые акты понятие, особенности, виды
49. Действие нормативных правовых актов во времени (порядок вступления в действие, прекращение действия). Обратная сила закона
5. Методология теории государства и права (принципы, методы)
50. Действие нормативных правовых актов в пространстве (территриальный и экстерриториальный принципы)
51. Действие нормативно правовых актов по кругу лиц
52. Система права: понятие, основные черты, элементы
53. Институт права определение, основания выдления
54. Отрасли и подотрасли права понятие, основания выделения
55. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли
56. Норма права понятие, особенности, признаки
57. Структура нормы права
58. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта
59. Виды норм права
Общенаучные методы познания государства и права
60. Правовые отношения понятие, признаки
61. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения
62. Субъекты правоотношений. Правосубъектность. Правосубъе?ктность
63. Объект правоотношений: понятие, виды. Объекты правоотношения
64. Юридические факты понятие, классификация. Фактические составы. Юридические факты
65. Преемственность в праве
66. Соотношение экономики и права (аспекты взаимодействия)
67. Соотношение политики и права аспект взаимодействия
68. Теории происхождения права (историческая школа права, теория естественного права и др.)
69. Частное и публичное право предмет, особенности
7. Предпосылки и причины возникновения государства
70. Право в объективном и субъективном значении
71. Соотношение права и государства (единство, различие, взаимодействие)
72. Право и мораль общее и особенное. Их взаимодействие
73. Реализация права понятие, правовая основа, виды (соблюдение предписаний юридических норм и др.)
74. Применение права понятие и стадии. Акты правоприменения. Применение права
75. Пробелы в праве. Применение аналогии закона и аналогии права. Пробел в праве
76. Правосознание особенности, структура, виды. Правосознание
77. Понятие и предмет транспортного права
77. Понятие, предмет и содержание транспортного права. Метод транспортного права, его характеристика
77. Понятие, предмет и содержание транспортного права. Метод транспортного права, его характеристика
77. Правовая культура особенности, виды. Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
78. Правовой нигилизм понятие, виды, проблема преодоления
79. Юридические коллизии и способы их разрешения. Коллизия
8. Социальная сущность государства
80. Правотворческая (законодательная) техника (технические приемы, юридические конструкции и др.). Юридическая техника
81. Правовое регулирование понятие, предмет, цели. Правовое воздействие
82. Правовая защита потребителей транспортных услуг
82. Механизм правового регулирования понятие, значение, структура
83. Систематизация нормативных правовых актов понятие, назначение, виды
84. Инкорпорация и консолидация как формы систематизации
85. Кодификация особая форма систематизации. Кодификационные акты
Законность понятие, принципы, меры по упрочнению
87. Юридические гарантии законности определение, виды
88. Договоры об организации перевозок
88. Правопорядок как результат действия права. Общественный порядок. Правопорядок
89. Толкование норм права понятие, необходимость, способы (грамматический и др.). Толкование норм права
9. Типология государства формационный и другие подходы. Современный взгляд на проблему
90. Толкование норм права по объему (буквальное и др.)
91. Официальное толкование норм права понятие и виды. Виды толкования по субъектам
92. Правомерное поведение особенности, виды. Правомерное поведение
93. Договор транспортной экспедиции
93. Договор транспортной экспедиции
93. Правонарушение определение, признаки, юридический состав. Правонарушение
94. Виды правонарушений по российскому законодательству
95. Юридическая ответственность понятие, признаки, основания
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
96. Виды юридической ответственности по Российскому законодательству
Виды транспорта и их классификация
Договор банковского вклада является
Договора банковского вклада
Реферат по дисциплине «Логистика» на тему: транспортная логистика Выполнил : студент IV курса 503 группы

77. Понятие и предмет транспортного права.

В юридической литературе нет единого понятия транспортного права.

ТП – крупная отрасль Законодательства, совокупность правовых норма, регулирующих общественные отношения, кот возникают в связи с орг-ей и деятельностью тр-х предприятий, отношений между тр-ми предприятиями и их клиентурой, а также между самими предприятиями как одного, так и разных видов тр-та (А.Я.Сухарев, В.Е,Крутских)

Аналогично определение за исключением фразы «крупная отрасль права» приведено в уч пособии Елизарова В.А.

И.В.Спирин считает, что ТП - комплексная отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирую­щих отношения в области транспортной деятельности. Эти нормы формируются в составе нормативно-правовых актов специального транспортного законодательства и входят в состав нормативно-правовых актов фундаментальных отраслей права.

При анализе приведенных понятий можно увидеть сложный механизм транспортно-правового Регулирования: это - и взаимодействие государственного, административ­ного, гражданского и других компонентов системы права, а также объе­динение отдельных, касающихся транспортной деятельности, норм отрас­лей публичного и частного права, и взаимосвязь транспортного права с другими комплексными правовыми образованиями (земельное, водное, экологическое право и др.). ГК РФ определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пасса­жира и багажа, а также некоторых иных транспортных обязательств (гла­вы 40 и 41 ГК). Подробное регулирование перевозок различными ви­дами транспорта должно осуществляться транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Это объясняется двумя причинами:

Во-первых, транспорт, будучи такой отраслью общественной деятель­ности, которая связывает отдельные части громадной страны и ее много­профильную экономику в единое целое, требует специального правового регулирования, что только в определенной мере, но далеко не полностью обеспечивается применением норм гражданского права. Так, ст. 71 Кон­ституции РФ устанавливает, что федеральный транспорт, пути сообщения (железнодорожные, внутренние водные, автомобильные), информация и связь отнесены к ведению РФ, поэтому даже в част­ноправовых актах, регулирующих транспортные обязательства, весьма высок удельный вес императивных норм (обязательная государственная регистрация транспортных средств и предприятий, сертификация отдель­ных видов транспортных средств и систем управления ими и др.).

Во-вторых, регулирование транспортной деятельности должно носить комплексный характер в связи с масштабами государства, со значитель­ной протяженностью разнообразных транспортных артерий и сложностью управления процессами на них. Комплексность же достигается помимо использования в регулировании норм различных отраслей права путем соединения в рамках одного нормативного правового акта норм публич­ного и частного права и установления единообразных правовых основ управления на транспорте, условий содержания транспортных средств и путей сообщения, взаимоотношений сторон в обязательствах перевозки.

Транспортное право может быть определено как система норм фундаментальных и комплексных отраслей права, а также транспортного законодательства, регулирующих общественные отношения, связанные с деятельностью транспорта.

Предмет правового регулирования - качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определен­ной отрасли права.

Транспорт общего пользования (автомобильный, воздушный, внут­ренний водный, железнодорожный, морской) представляет собой само­стоятельную, специфическую отрасль экономики государства. Роль транспорта заключается в оказании комплекса разнообразных услуг, предназначенных для обеспечения потребностей населения и грузовла­дельцев (отправителей и получателей грузов) в перевозках.

Транспортная деятельность - предпринимательская и иная дея­тельность в сфере транспортных услуг (обеспечение потребностей обще­ства в перевозках) и функционирования транспортных предприятий (ор­ганизаций), не сопровождается созданием новых ценностей. Ее значение заключается в том общественном эффекте, который создается в результа­те территориального перемещения грузов, пассажиров и их багажа в оп­ределенное согласованное место.

В отношениях по перевозке обычно принимают участие два субъекта: транспортное предприятие (перевозчик, владелец транспортного средст­ва) и лицо, заинтересованное в транспортировании (пассажир, грузовла­делец). В процессе урегулирования нормами права эти отношения прини­мают форму обязательственно-правовых.

В силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз (товар) или пассажира в указанный пункт (порт, станцию) назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо (агент, экспедитор, иной посредник, получатель груза) обязуется уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (перевозку, перегрузки, хранение товара и др.). Обязательство перевозки называют нередко основным (главным) видом транспортных обязательств.

Вместе с тем при осуществлении перевозок могут возникать иные об­стоятельства, связанные с перевозками: организационные, экспедитор­ские, арендные, поручения, агентирования, складского хранения и т. д.

В процессе транспортной деятельности важное место занимает взаи­модействие различных органов государственного управления и транспор­та (государственная регистрация транспортных средств, аттестация спе­циалистов транспорта и др.), а также транспортных организаций между собой (комбинированные перевозки).

В транспортных отношениях значительное внимание уделяется обес­печению безопасности перевозок, а также соблюдению экологических требований, что предопределяет возникновение соответствующих специ­фических правоотношений: сертификация транспортных средств и систем управления ими, лицензирование отдельных видов транспортной деятель­ности, государственное регулирование вопросов безопасности на транс­порте и т. п.

Предмет транспортно-правового регулирования соответствует всем трем группам общественных отношений, определяемым теорией права:

- первую составляют имущественные отношения, связанные с обме­ном ценностями (перевозки грузов, багажа и иные услуги транспортных предприятий);

- вторую образуют отношения по властному управлению обществом (государственный надзор и контроль за деятельностью транспорта);

  • в третью входят отношения по обеспечению правопорядка, кото­рые призваны создать условия для нормального протекания процессов обмена ценностями и управления в обществе (безопасность деятельности транспорта и предотвращение загрязнения окружающей среды).


78. Метод и способы транспортно-правового регулирования.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов и спосо­бов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в ре­зультате длительного человеческого общения.

При регулировании общественных отношений используются различ­ные методы, которые в зависимости от содержания отношений, усмотре­ния законодателя и сложившейся правоприменительной практики могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Наличие различных родовых свойств, присущих общественным от­ношениям, входящим в предмет транспортного права (юридическое ра­венство сторон в транспортных обязательствах с одной стороны и власт­но-управленческие признаки в вопросах государственного регулирования деятельности транспорта и его безопасности - с другой) обусловливает необходимость применения в регулировании транспортных правоотноше­ний комплексного метода. Это - сочетание диспозитивного и императив­ного методов правового воздействия, выделяемых в теории права.

Метод децентрализованного, диспозитивного регулирования постро­ен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского оборота, т. е. в сфере частноправового характера (обязательства перевозки и иных транспортных услуг).

Метод централизованного, императивного регулирования базируется, в свою очередь, на отношениях субординации (подчинения) между участ­никами общественного отношения и применяется в отношениях, где при­оритетным, как правило, является общесоциальный интерес, т. е. в сфере публичного характера (государственное регулирование на транспорте, отношения по безопасности и охране окружающей среды и др.).

В регулировании отношений, связанных с международными перевоз­ками, в основном используется метод международного частного права, называемый общим. Под таковым понимается совокупность унифициро­ванных материально-правовых норм и конкретных приемов, способов и средств юридического воздействия, направленных на преодоление колли­зии (противоречия) права разных государств.

В теории права нередко используется термин «правовой режим». Это понятие отражает специфику юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных средств и спосо­бов, поскольку некоторые сферы правоотношения требуют, как правило, разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования.

Способы правового регулирования, определяемые характером пред­писания, зафиксированного нормой права, методами и типами воздейст­вия на поведение людей и применяемые в транспортных правоотношени­ях, также различны. Это — и управомочивание (деятельность транспортной и судоходных инспекций, органов технического, пожарного и санитарно­го надзора на транспорте, государственных бассейновых управлений вод­ных путей и судоходства, безопасности полетов и т, д.), и связывание (выполнять правила безопасности движения транспортных средств и за­щиты окружающей среды, перевозок грузов и пассажиров и др.), и запрет (плавания судов в особых морских зонах, пребывания пассажиров в слу­жебных зонах транспорта и т. п.), и принуждение (обязательность оказа­ния помощи людям, терпящим бедствие на водных путях, выполнение определенных действий в рамках лицензионных обязательств и условий и т. д.), и согласование (режимов работы транспортных средств по перевоз­кам пассажиров, взаимодействия на стыках различных видов транспорта и др.), и поощрение (применение льготных тарифов на перевозки, премиро­вание грузовладельцев за досрочную загрузку-разгрузку транспортных средств и т. п.).


В.79. Система транспортного права.

Система права есть внутреннее строение права, отра­жающее объединение и дифференциацию юридических норм.

В системе права, как известно, действуют связи четырех уровней: ме­жду элементами нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция); между нормами, объединенными в право­вые институты; между институтами соответствующей отрасли права; ме­жду отдельными отраслями права.

Укрупнение транспортное право состоит из подотраслей права, соот­ветствующих видам транспорта: автотранспортное право, воздушное пра­во, внутренне-водное транспортное право, железнодорожное право, мор­ское право.

В свою очередь подотрасли транспортного права состоят из правовых институтов. Например, воздушное право содержит нормы, объединен­ные в институты: государственное регулирование использования воздуш­ного пространства и деятельности авиации; воздушные суда и их полеты; воздушные перевозки и т. д. Внутренне-водное ТП вклю­чает такие институты как: внутренние водные пути; безопасность судо­ходства; перевозки грузов и др. Железнодорожное право состоит из ин­ститутов: организация перевозок грузов; железнодорожные подъездные пути и т. п. Морское право базируется на структурных институтах: мор­ское судно и его экипаж; договор морской перевозки груза; договор мор­ского страхования и т. д.

Система транспортного права структурируется на общих свойствах и специфических особенностях общественных отношений, входящих в предмет транспортного права. При этом общие свойства многочисленных правоотношений, входящих в этот предмет, предопределяют единство их правового регулирования, а специфические признаки конкретных, видов этих отношений - дифференциацию их правового регулирования.

Однородность общественных отношений, входящих в предмет транс-портно-правового регулирования, позволяет выделить такие нормы и ин­ституты, которые применимы при регулировании основных правоотно­шений на всех видах транспорта и образуют вместе с теоретическими во­просами Общую часть отрасли права, науки и учебной дисциплины «Транспортное право»:

  • правовые основы управления транспортом;

  • обязательства по перевозке грузов;

  • обязательства по перевозке пассажиров и багажа;

- правовое регулирование взаимодействия различных видов транс­порта;

  • правовое регулирование специальных операций транспорта;

- ответственность в транспортных обязательствах.

Специфические правоотношения на различных видах транспорта (правовые институты путей сообщения, транспортных средств и их эки­пажей; правовое регулирование безопасности транспортной деятельности, предотвращения и последствий загрязнения окружающей среды с транс­портных средств; правовое регулирование последствий чрезвычайных происшествий на транспорте и др.) относятся к Особенной части транс­портного права.

Интенсивно развивающиеся и различные по специфике, технологии, организации и правовому регулированию международные автомобиль­ные, воздушные, железнодорожные и морские перевозки обусловили формирование Специальной части транспортного права «Международное транспортное право», предметом которой являются такие институты как: базисные условия поставки товаров во внешнеторговых контрактах; транспортные условия внешнеторговых контрактов; правовые формы фрахтования транспортных средств; правовые условия чартеров и коно­саментов; право страхования в международных перевозках и др.


80. Система транспортного законодательства.

Под системой транспортного законодательства понимается ком­плекс нормативных правовых актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отноше­ний, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства (транспортные кодексы и уставы, иные федеральные законы в области транспорта, акты Президента и Правительства и соответствующих органов исполнительной власти в сфере транспортной деятельности).

1. Федеральные законы.

Главные кодифицированные акты специального транспортного зако­нодательства - транспортные кодексы и уставы, принимаемые законода­телем в качестве федеральных законов. К их числу относятся:

1. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ВК РФ) - законодательный акт, устанавливающий правовые осно­вы использования воздушного пространства РФ и деятельности авиации и включающий 18 глав (137 статей), регулирующих: использование воздушного пространства и деятельность в области авиа­ции; государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации; правовые статусы воздушных судов и их экипажей, авиационно­го персонала, аэродромов, аэропортов и других объектов воздушного транспорта; полеты воздушных судов и воздушные перевозки; авиацион­ную безопасность; ответственность участников авиационной деятельности и др.

2. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 ап­реля 1999 г. № 81-ФЗ (КТМ РФ) - комплексный законодательный акт, содержащий в систематизированном виде нормы права, регулирующие отношения, возникающие из торгового мореплавания, и включающий 27 глав (430 статей), определяющих: правовой статус морского судна и его экипажа; государственный портовый контроль; отношения по договору морской перевозки груза и пассажира; отношения по фрахтованию судов, буксировке, морскому агентированию и посредничеству, морскому стра­хованию; последствия чрезвычайных происшествий на море; ответствен­ность за причинение вреда и ограничение ответственности по морским требованиям; морские залоги, ипотеки и аресты судов; претензии и иски по перевозкам; применимое право и т. д.

3. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (КВВТ РФ) - кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий отношения, возникающие между орга­низациями внутреннего водного транспорта, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридиче­скими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях. Кодекс содержит 19 глав (167 статей): правовой статус внутрен­них водных путей; правовой статус судна и его экипажа; регулирование безопасности судоходства; деятельность портов; отношения по перевоз­кам грузов, пассажиров, буксировке и аренде судов; регулирование пере­возок грузов в прямом смешанном сообщении; ответственность участни­ков судоходства на внутренних водных путях; акты, претензии и иски.

4. Устав ж/д транспорта РФ от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ (УЖДТ РФ) регулирует отношения, возни­кающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузо­получателями, владельцами инфраструктур железнодорожного транспор­та общего пользования, владельцами инфраструктур необщего пользова­ния, другими физическими и юридическими лицами при пользовании ус­лугами железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфра­структуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования и иных связанных с перевозками услуг и включает 9 глав (130 статей), регулирующих: перевозки грузов и контейнеров; взаимодействие владель­цев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров; актово-претензионную и исковую работу.

5. Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный По­становлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. № 12, с изменениями по состоянию на 24 апреля 1995 г. (УАТ) регламентирует отношения, обра­зующие основные транспортные условия перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

2. Нормативные правовые акты Президента и Правительства.

Наиболее важные текущие проблемы транспортной деятельности ре­гулируются нормативными правовыми актами Президента и Правитель­ства Российской Федерации. Среди них:

1. Указы Президента

«Об обязательном страховании пассажиров» 1992г.

«О совершенствовании структуры ж/д транспорта РФ» 1997г

«Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности» 1998г.

«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» 2004г.

«Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» 2004г.

2. Постановления правительства

«Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта» 2000г.

«Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок» 2001г.

«О морской коллегии при Правительстве РФ» 2001г.

«Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС» 2003г.

«Об утверждении правил оказания услуг по использованию инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования» 2003г.

«Об утверждении положения о Министерстве транспорта РФ» 2004г.

3. Нормативные акты Федерального органа исполнительной власти в области транспорта

« Общие и специальные правила перевозок грузов морским транспортом»

«Правила перевозки грузов внутренним водным транспортом»

«Правила перевозки пассажиров и багажа и грузов на воздушном транспорте»

«Правила перевозок ж/д транспортом»

«Федеральные авиационные правила обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов РФ»

«Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами РФ»

4. Нормативные акты иных органов исполнительной власти касающиеся деятельности транспорта

«Положение о таможенном перевозчике (Госуд.таможенный комитет)»

«Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на ж/д транспорте (минис-во здравоохранения)»

«Правила сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (Госуд.комитет по стандартизации и метрологии)»

«Положение о таможенном досмотре товаров и ТС (Госуд.таможенный комитет)»

«Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве РФ (Министерство обороны, Министерство транспорта и Российское авиационно-космическое агентство).


81. Понятие и виды транспортных правоотношений.

Правовое отношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юри­дические обязанности, обеспеченные государством

Как и любое общественное отношение, транспортное правоотноше­ние устанавливается на основе различных юридических фактов и норм, предусмотренных транспортным законодательством, в результате взаимо­действия между физическими и юридическими лицами в процессе их со­вместной транспортной деятельности.

Субъектами (участниками) транспортного правоотношения могут быть все адресаты транспортного права, а объектами - материальные и нематериальные блага, поведение (действие или бездействие) его субъек­тов, результат действия обязанных лиц, предпринимательская иная дея­тельность в сфере транспорта.

Элементы состава транспортного правоотношения представим на примере отношений по договору перевозки товара (груза) в виде схемы.

На схеме видно, что права и обязанности сторон договора как элемен­ты юридического содержания четко разграничены, разъединены, а права и обязанности как элементы фактического содержания соединяются: пере­дача-прием товара - одновременно право отправителя и получателя и обязанность транспорта; уплата-получение денег - одновременно право транспорта и обязанность отправителя и получателя товара.

В сферу транспортно-правового регулирования входят те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в кото­рых находят отражение как индивидуальные интересы субъектов, так и интересы общественные. Во-вторых, отношения эти строятся на основе соглашения выполнить определенные правила, признания обязательности этих правил. В-третьих, эти отношения требуют соблюдения норм транспортного права, что обеспечивается в различных конкретных ситуа­циях возможностью государственного принуждения.

Перечисленным признакам отвечают три группы транспортных правоотношений:

Первую группу составляют гражданско-правовые (обязательственные) отношения, связанные с:

1) перевозкой грузов, пассажиров, багажа и поч­ты, в том числе и в международных сообщениях, и расчетами по ним;

2) выполнением транспортно-экспедиторских операций;

3) перевозкой и поставкой добываемых транспортными предприятиями нерудных строи­тельных материалов;

4) перегрузочными работами в портах и на станциях;

5) операциями складского хранения перевозимых товаров;

6) операциями транспортного посредничества и агентирования;

7) арендой транспортных средств, перегрузочного и складского оборудования;

8) обязательствами вследствие причинения вреда и др.

Вторую группу образуют публично-властные отношения по управле­нию деятельностью транспорта, включающие:

1) государственную реги­страцию транспортных средств;

2) сертификацию транспортных средств и систем управления их безопасной эксплуатацией;

3) лицензирование от­дельных видов деятельности на транспорте;

4) технический надзор транс­портных средств и перегрузочного оборудования;

5) надзор безопасности дорожного движения, воздушных полетов, безопасности плавания судов;

6) государственный портовый, пожарный, экологический, санитарно-эпидемиологический и ветеринарный надзор на транспорте;

7) организа­цию аварийно-спасательных работ на транспорте и т. д.

В третью группу входят публично-правовые отношения по обеспече­нию правопорядка на транспорте, которые призваны способствовать нор­мальному протеканию транспортных процессов:

1) досмотр пассажиров и багажа при международных перевозках;

2) весовой контроль багажа на воздушном транспорте;

3) дорожный контроль пассажиров;

4) ограниче­ние доступа посторонних лиц в служебные помещения и технологические зоны транспорта;

5) запрещение и ограничение перевозок отдельных кате­горий грузов;

6) применение мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия к нарушителям и т. п.

Специфика транспортных правоотношений заключается в их много­образии по своему характеру, составу субъектов и объектов, сложности содержания и регулирования.

  1   2   3   4   5   6   7   8



Похожие:

77. Понятие и предмет транспортного права iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Транспортное право» специальность «Юриспруденция»
Система (структура) транспортного права. Соотношение транспортного права с отраслями права
77. Понятие и предмет транспортного права iconУрок «Понятие права. Норма права»
Сформировать у учащихся представление о праве, целостности системы права и её элементах – отраслях права, институтах права, нормах...
77. Понятие и предмет транспортного права iconВопросы к экзамену по дисциплине «Муниципальное право»
Муниципальное право – комплексная отрасль права. Понятие и предмет муниципального права
77. Понятие и предмет транспортного права iconКонспект лекций по международному частному праву к ю. н. Чупанов Андрей Сергеевич Тема Понятие, предмет и система международного частного права
Специфика международного частного права состоит в том, что при сохранении различия в правовых системах государств именно международное...
77. Понятие и предмет транспортного права iconПолитика как предмет исследования
Вебер использовал понятие господства преимущественно во втором значении. Но поскольку понятие власти означает силу при­каза и обязанность...
77. Понятие и предмет транспортного права iconViii. Примерные вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине Наука международного права: понятия и предмет, методология
Международный обычай и международный договор – как традиционные источники международного права
77. Понятие и предмет транспортного права iconДокументы
1. /экзамен/1. Теория государства и права как юридическая наука особенности, структура.doc
77. Понятие и предмет транспортного права iconПонятие уголовно-процессуального закона в теории и практике понятие «уголовно-процессуальный закон»
При таком подходе понятием «уголовно-процессуальный закон» обозначается форма и содержание уголовно-процессуального права, взятые...
77. Понятие и предмет транспортного права iconДокументы
1. /Info.txt
2. /Понятие гражданского права...

77. Понятие и предмет транспортного права iconДокументы
1. /Шестаков - Понятие международного права.txt
77. Понятие и предмет транспортного права iconДокументы
1. /госы 2 блокнот/1. Гражданское право как отрасль права. Принципы гражданского права..txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов