77. Элементы обязательств грузовой перевозки icon

77. Элементы обязательств грузовой перевозки



Название77. Элементы обязательств грузовой перевозки
страница1/11
Дата конвертации20.12.2012
Размер1.78 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

77. Элементы обязательств грузовой перевозки


Элементы обязательств грузовой перевозки содержатся в существен­ных, обычных и случайных условиях договора перевозки груза:

существенные условия определяются видом договора и характером сделки (видом транспорта) и содержат наименование сторон и их юриди­ческие адреса, наименование пунктов отправления и назначения, наиме­нование и количество перевозимого груза, срок исполнения обязательст­ва, стоимость перевозки;

обычные (предписываемые и отсылочные) условия возникают из спе­цифики перевозки отдельных видов грузов и устанавливаются правилами перевозок: партионность, скорость доставки, вид тары или упаковки, спо­соб транспортирования, марки и знаки, указания о применимых к регули­рованию последствий нарушений в транспортировании груза (паузка, за­держка груза в пути, переадресовка, несохранность и др.) нормах;

случайные (инициативные), изменяющие либо дополняющие обычные условия и включаемые в договор по усмотрению сторон, например, данные о пересылаемых с перевозчиком документах, о перегрузке груза в другое транспортное средство и т.п.

^ Субъекты обязательств

Перевозчик (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии) и грузоотправитель (любые субъекты гражданского права).

Договор грузоотправителем обычно заключается с транспортной организацией пункта отправления груза. Если перевозка осуществляется в пределах сферы деятельности транспортной организации, заключившей договор, она и является другой стороной договора перевозки. При прямых перевозках одним видом транспорта или прямых смешанных перевозках, осуществляемых различными видами транспорта, возникают обязательственные правоотношения с множеством лиц – соперевозчиков. Каждый из них, принимая груз от предыдущей организации, исполняет сове обязательство по перевозке на соответствующем участке по транспортированию груза. Заключая договор перевозки, транспортная организация пункта отправления выступает как от своего имени, так и от имени всех других участвующих в исполнении обязательств перевозки лиц в качестве их представителя. Соперевозчики становятся субъектами правоотношений по перевозке, а отправитель дает согласие на их участие в договоре, подписывая накладную, в которой указываются путь следования и пункты перегрузок. В определенных случаях единственным перевозчиком выступает оператор смешанной (комбинированной) перевозки. Тогда множественности лиц на стороне перевозчика не возникает.

^ Предмет договора – услуги по доставке вверенных перевозчику материальных ценностей (грузов) в пункт назначения.
Это не только перевозка грузов, но и прием, хранение, погрузка, выгрузка, выдача груза получателю. Каждое из таких действий, взятое в отдельности, может быть предметом других гражданско-правовых договоров. Оказание услуг по перевозке груза сближает договор перевозки с договорами подряда и возмездного оказания услуг. Обязанность перевозчика обеспечить в ряде случаев хранение груза свидетельствует о наличие элементов, характерных для договора складского хранения. Выдача транспортной организацией груза получателю по указанию отправителя – договор поручения. Однако погрузка, выгрузка, хранение и выдача лишь сопутствуют цели договора перевозки. Цель же – доставка грузов в пункты назначения. Выполнение указанных выше действий – лишь условие надлежащего исполнения этого обязательства.

^ Содержание договора перевозки груза составляет права и обязанности сторон.

а) Погрузка и выгрузка груза осуществляется перевозчиком или отпра­вителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением норм транспортного законодательства (п. 2 ст. 791 ПС). Обязанности по перегрузке распределяются между участниками обязательств пере­
возки в зависимости от места принятия-сдачи груза. Транспортные пред­приятия осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего доступа {пользования). На подъездных путях и причалах не общего пользования
перегрузочные работы выполняются грузовладельцами. Необходимые для перегрузочных работ и перевозки груза вспомогательные материалы или специальные приспособления предоставляются грузоотправителем, если иное не установлено правилами перевозок или соглашением сторон.

б) ^ Погрузка и выгрузка, осуществляемые силами и средством отправи­теля (получателя) груза, должны производиться в срок, предусмотренный договором, если такие сроки не установлены транспортными правилами (п. 3 ст. 791 ПС), в которых указываются нормативные сроки нахождения
транспортных средств в распоряжении грузовладельцев под перегрузочными операциями.

в) Грузоотправитель обязан своевременно оплачивать стоимость пе­ревозки грузов. Размер провозной платы устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено транспортным законодательством (ст. 790 ГК). Провозная плата должна быть внесена отправителем при заклю­чении -договора перевозки. В ряде случаев допускается перевод платеж­
ной обязанности на получателя (ст. 154 КТМ). Кроме провозной платы, отправитель обязан оплатить дополнительно стоимость оказанных ему услуг (перегрузочных операций, взвешивания, хранения груза).

В качестве способа обеспечения исполнения грузоотправителем обя­занности по уплате провозной платы за предстоящую перевозку сданного перевозчику груза некоторые транспортные кодексы и уставы предусмат­ривают право перевозчика не исполнять свои обязательства по перевозке принятого груза.

Окончательные расчеты за перевозку грузов осуществляются между перевозчиком и грузополучателем в пункте назначения. Внесение грузо­получателем причитающихся перевозчику платежей носит предваритель­ный порядок: доставленный в пункт назначения груз выдается получате­лю лишь при условии внесения последним соответствующих платежей. Кроме того, на грузополучателя, не обеспечивающего своевременных 2расчетов с перевозчиком, могут быть возложены и иные отрицательные последствия (сбор за хранение груза, плата за пользование транспортны­ми средствами)2. Перевозчик наделен также правом удержания груза (ст. 359,360,790 ГК, ст. 35 УЖДТ, ст. 79 КВВТ, ст. 154 КТМ) в целях обеспе­чения причитающихся ему провозной платы и других платежей. Если в течение установленного срока грузополучатель не примет меры по пога­шению долга по перевозке, а грузоотправитель не распорядится грузом, перевозчик вправе, если иное не предусмотрено договором перевозки, реализовать удерживаемый груз.

г) ^ Срок в обязательствах перевозки {срок доставки) - это промежуток времени, в течение которого груз должен быть доставлен в пункт назна­чения. В соответствии со ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенн2ые транспортным законодательст­вом, а при отсутствии таких норм - в разумный срок. В морских перевоз­ках сроки доставки определяются соглашением сторон, а при его отсутст­вии - обычно принятыми сроками при перевозке установленными мар­шрутом.

При прямых смешанных перевозках сроки доставки определяются по совокупности сроков, исчисляемых на основании правил, действующих на соответствующих видах транспорта.

Срок доставки считается соблюденным, если в пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны (суда) поданы под разгруз­ку средствами получателя до истечения установленного (согласованного) срока доставки. При этом учитываются и особые обстоятельства, вызвав­шие задержку в доставке грузов.

д) В круг обязанностей перевозчика по договору перевозки входит обеспечение сохранности перевозимого груза. По общему правилу период ответственности перевозчика за сохранность вверенного ему груза включает в себя время с момента принятия груза к перевозке и до выдачи его получателю в пункте назначения. Порядок исчисления указанного перио­да, а также распределения бремени негативных последствий, вызванных несохранностью груза, во многом зависит от специфики деятельности то­
го или иного вида транспорта. Например, при железнодорожных перевоз­ках погрузка грузов в вагоны на подъездных путях предприятий, их ук­ладка, размещение и крепление внутри вагонов возлагаются на грузоот­правителя, который и несет ответственность за недостачу, повреждение,
порчу груза вследствие ненадлежащей загрузки вагона (ст. 95 УЖДТ), а при морской перевозке за правильное размещение, крепление и сепара­цию груза на судне несет ответственность перевозчик (ст. 1 SO КТМ).

В определенной степени способствует обеспечению сохранности пере­возимых грузов выполнение грузоотправителем и перевозчиком, погру­зившим груз в отдельный вагон, контейнер, судовое помещение, обязан­ностей по их пломбированию, предусмотренных транспортным законода­тельством.

Для обеспечения сохранности перевозимых грузов на некоторых видах транспорта заключаются договоры перевозки грузов с условием об их со­провождении военизированной охраной или проводниками грузовладель­цев.

е) Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения, указанный в накладной. Вместе с тем в ходе исполнения обязательства могут возник­нуть обстоятельства, препятствующие его исполнению. В пути следова­ния по заявлению грузовладельца возможна переадресовка перевозимого
груза с изменением грузополучателя или пункта назначения.

Переадресовка груза осуществляется в соответствии с действующими правилами (ст. 31 УЖДТ, ПО ВК, 78 КВВТ, 149 КТМ) с взиманием сбора за переадресовку и оформлением новых перевозочных документов. На грузоотправителя или грузополучателя, по заявлению которого произве­дена переадресовка, возлагается обязанность урегулировать расчеты по перевозке.

ж) Совершение операций по выдаче грузов завершает исполнение до­говора перевозки. Прибывший в адрес получателя груз должен быть при­нят им и в соответствующих случаях вывезен со станции (из порта). По­лучатель вправе отказаться от получения груза только при условии, если
качество товара вследствие порчи или повреждения изменилось настоль­ко, что возможность его полного или частичного использования исключе­на. Получение и выдача груза должны быть надлежащим образом оформ­лены, что называется выкупом груза (раскредитованием документов), и удостоверяется соответствующими отметками в накладной и дорожной ведомости.

з) Договор перевозки груза прекращается его надлежащим исполнени­ем, т.е. выдачей перевозчиком в пункте назначения своевременно достав­ленного в целости и сохранности груза грузополучателю или иному управомоченному на получение груза лицу.

Учитывая специфику деятельности транспортных организаций, среди всех общих оснований 2прекращения гражданско-правовых обязательств для договора перевозки груза особое значение имеет прекращение обяза­тельства невозможностью исполнения.

Транспортное законодательство не только определяет конкретные об­стоятельства, вызывающие невозможность исполнения обязательств, вы­текающих из договора перевозки груза, но и детально регламентирует действия сторон на случай наступления указанных обстоятельств. Так, например, согласно ст. 46 УЖДТ если вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств возникли препятствия для осуществления дальнейшей перевозки грузов, лишившие железную дорогу возможности доставить их по назначению или выдать надлежащему грузополучателю, а равно если по указанным причинам ис­текли предельные сроки хранения грузов, железная дорога запрашивает получателя и отправителя грузов об их дальнейшей судьбе. В случае не­представления последними указаний о распоряжении грузами в течение четырех суток после получения запроса перевозчика железная дорога мо­жет возвратить такие грузы отправителю или реализовать их при н2евоз­можности возврата.


^ 110. Основания возникновения обязательств по перевозке грузов


Пространственное перемещение груза или пассажира как основная транспортная услуга имеет возмездный характер, поэтому предоставление такой услуги должно происходить в форме гражданско-правового дого­ворного обязательства, возникающего между транспортными предпри­ятиями (услугодателями, перевозчиками) и их клиентурой (услугополучателями, пользователями транспортных услуг).

^ Обязательства по перевозке грузов как гражданско-правовые отноше­ния могут возникать как на основе договора перевозки (или иных транс­портных договоров, например, договора фрахтования или транспортной экспедиции), так и по другим предусмотренным законодательством осно­ваниям (госзаказ, иной административный акт)1.

По общему правилу, закрепленному в ст. 784 ГК, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора. В отличие от перевозки пассажира и багажа перевозка груза требует наличия опре­деленных организационных предпосылок, которые опосредуются во встречных действиях сторон обязательства перевозки по согласованию и закреплению в договоре перевозки груза ее основных условий (объемов и характера перевозимых грузов, количества и характеристик транспортных средств, срока исполнения обязательств и т.д.). Основная задача такого согласования состоит в наиболее рациональном использовании транс­портных (перевозочных) средств.

Предпосылки заключения договора грузовой перевозки имеют сле­дующие правовые формы: заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте; договоров об организации пере­возок; административно-плановых актов. Иногда все организационные предпосылки заключения договора перевозки содержатся в самом договоре перевозки (фрахтования морского судна), имеющем консенсуальную природу.

По системе заявок грузоотправители представляют перевозчику сведе­ния о своих потребностях в осуществлении перевозок. Так, согласно ст. 11 УЖДТ «перевозки грузов по железным дорогам осуществляются в со­ответствии с заявками на перевозки грузов, которые представляются гру­зоотправителями перевозчику не менее чем за 10 дней до начала перево­зок в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов в прямом международном и прямом смешанном сообщении».

^ Договоры об организации перевозок заключаются в порядке, установ­ленном ст. 789 ГК при систематических перевозках грузов на долгосроч­ной основе.

Транспортные обязательства, вытекающие из административных ак­тов, возникают в отношениях по перевозкам, осуществляемым государ­ственными транспортными предприятиями. Иные (частные) перевозки могут принимать на себя обязанности по выполнению госзаказов на доб­ровольной основе.

Из указанных предпосылок заключения договора перевозки груза воз­никают ее основные начальные обязательства: перевозчик должен по­дать под погрузку исправные транспортные средства (вагоны, суда, авто­мобили), а грузоотправитель - предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК).

Реализация обязательств, указанных в ст. 791 ГК, осуществляется в по­рядке, установленном транспортным законодательством.

Перевозчик обязан подать транспортные средства в количестве, со­гласованном с грузоотправителем, в обусловленный срок и в определен­ное место. Транспортные средства должны быть исправными и иметь технико-коммерческое состояние, обеспечивающее сохранную перевозку конкретного груза, а также очищенными от остатков ранее перевозимого груза и промытыми, а в установленных правилами случаях - и санитарно обработанными. Отправитель груза вправе отказаться от транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

Обязанности перевозчика подать транспортные средства соответствует обязанность отправителя предъявить груз к перевозке. Условия сдачи гру­за к перевозке бывают общими, подлежащими выполнению во всех слу­чаях, независимо от специфики груза, и специальными, которые приме­няются при перевозке грузов, обладающих особыми свойствами. Общие условия касаются количества и наименования груза, способа определения его массы, соответствующей упаковки и маркировки. Специальные условия устанавливаются для грузов, перевозка которых требует особых мер и условий их транспортирования (скоропортящиеся, опасные и др.).

Источником обязательств по подаче транспортных средств и предъяв­лению груза к перевозке могут служить: договор об организации перевозок, договор перевозки или принятая перевозчиком заявка (заказ) грузоотправителя.

В свою очередь исполнение обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза и иные действия участников транспортных отношений предопределяют, как правило, заключение соответствующих транспортных договоров.


^ 78. Договоры об организации перевозок грузов


Договор об организации перевозок (ст. 798 ГК) носит долгосрочный (как правило, годовой) характер и заключается при наличии устойчивых хозяйственных связей между сторонами, вызывающих необходимость осуществления систематических перевозок грузов. Он дает возможность согласования детальных условий, которые не предусмотрены транспорт­ным законодательством, а также диктуемых особенностью отношений.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять грузы в обусловленном объеме. В нем определяются сроки и другие условия пре­доставления транспортных средств и предъявления груза для перевозки, порядок расчетов по перевозкам, а также иные условия их организации1.

Договоры об организации перевозок являются консенсуальными. Их содержание составляют права и обязанности сторон, касающиеся органи­зации предстоящих перевозок грузов. Они относятся к группе организа­ционных гражданско-правовых договоров, определяющих не условия то­варообмена сторон, а организацию их взаимоотношений на будущее вре­мя.

Договором об организации перевозок на автомобильном транспорте является годовой договор на перевозку грузов (ст. 36 УAT). При заключе­нии такого договора стороны определяют объемы перевозок, порядок расчетов, рациональные маршруты, схемы грузопотоков и др.

Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте предусмотрено заключение специального договора, в котором должны быть определены условия, вытекающие из особенностей перево­зок конкретных грузов в различных видах сообщения.

На внутреннем водном транспорте договор об организации перевозок (ст. 68 КВВТ) называют навигационным договором, которым устанавли­вается:

а) порядок работы по предъявлению грузов и выделению флота для их перевозки по декадным заявкам или календарным графикам;

б) условия приема, перевозки, выдачи, погрузки-выгрузки, складирования и хранения грузов;

в) режим, время и условия завоза грузов в порты в навигационный пе­риод;

г) способ уведомления сторон о готовности груза к отправлению, подаче флота, времени прибытия груженых судов в пункты назначения, предполагаемом времени окончания загрузки-разгрузки судов;

д) условия завоза грузов на причалы портов до открытия навигации;

е) порядок восполнения объемов недопредъявленного груза или тоннажа;

ж) условия оплаты транспортных услуг и расчетов сторон по договору;
и др.

В соответствии со ст. 10 УЖДТ грузовладельцы при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долго­срочные договоры об организации перевозок, в которых определяются объемы перевозок, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответст­венность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обяза­тельств, а также иные условия организации перевозок. Перевозки грузов, предусмотренных такими договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки и договоров перевозки конкретных пар­тий грузов1.

На морском транспорте перевозчик и грузовладелец при осуществле­нии систематических морских перевозок также могут заключать долго­срочные договоры об организации морских перевозок. Однако указанные договоры регулируются лишь с точки зрения их соотношения с договора­ми морской перевозки груза. В частности, КТМ (ст. 118) предусмотрено, что при заключении долгосрочного договора об организации морских пе­ревозок грузов перевозка конкретной партии груза осуществляется в со­ответствии с договором морской перевозки груза, заключенным на основе долгосрочного договора. При этом условия перевозок грузов, согласован­ные в долгосрочном договоре, считаются включенными в договор мор­ской перевозки грузов, если стороны не достигли соглашения об ином.

Договоры об организации перевозок считаются предварительными и не порождают прав и обязанностей сторон по перевозке конкретной партии грузов. Это - функция договора перевозки груза.


^ 79. Формы договоров перевозки грузов


Договор автомобильной перевозки грузов оформляется товарно-транспортной накладной (ст. 47 У AT), которая является основным доку­ментом при перевозке грузов товарного характера. Перевозка грузов не­товарного характера оформляется актами замера их объемов или взвеши­вания. Формой, подтверждающей наличие договора перевозки в таких случаях, служит путевой лист, в котором фиксируется пробег и время на­хождения автомобиля в распоряжении клиента.

Договор воздушной перевозки груза, его условия и порядок принятия груза к перевозке удостоверяются накладной отправителя (ст. 103 ВК). Одним из видов договора перевозки является договор чартера (ст. 104 ВК), по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю вместимость или часть вме­стимости одного или нескольких рейсов для перевозки.

Основными документами, подтверждающими заключение договора перевозки грузов на внутреннем водном и железнодорожном транспорте, является транспортная накладная (ст. 67 КВВТ и ст. 25 УЖДТ соответ­ственно), которая представляется грузоотправителем порту (станции) от­правления при сдаче груза к перевозке, а также грузовая квитанция (кви­танция о приеме груза для перевозки), выдаваемая грузоотправителю в подтверждение приема груза к перевозке. Накладная - это и основной пе­ревозочный документ, поскольку сопровождает груз до места назначения и выдается вместе с грузом получателю. Кроме того, накладная является письменной формой заключения договора, имеет значение расчетного до­кумента.

Значение накладной как основного перевозочного документа обуслов­лено и тем, что грузоотправитель несет ответственность за последствия недостоверных, неточных или неполных сведений, указанных им в на­кладной. Перевозчик имеет право проверить правильность сведений, ука­занных в накладной, а имущественная ответственность за последствия выражается посредством взыскания штрафа, уплачиваемого перевозчику, и в возмещении нанесенных ему убытков.

Своеобразие договора морской перевозки груза заключается в том, что по такому договору перевозчик или фрахтовщик (ст. 115 КТМ) обязуется поставить вверенный ему отправителем груз в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрах­тователь - уплатить за перевозку установленную плату (фрахт), а прав»-.. отношения сторон по этому договору регулируются не только нормами законодательства или соглашением сторон, но и международными обы­чаями и территориальными обыкновениями, возможность применения ко­торых предусмотрена Кодексом торгового мореплавания.

Принимая груз к перевозке, морской перевозчик выдает отправителю коносамент (ст. 142 КТМ), который выполняет три функции: доказатель­ства наличия договора морской перевозки груза (чартера) и его содержа­ния; расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком; товарорас­порядительного документа на груз, распоряжение которым означает рас­поряжение самим грузом.

К числу иных перевозочных документов, являющихся документами учета перевозок и имеющих доказательственное значение, относятся:

на автомобильном транспорте - путевой лист,

на воздушном транспорте - грузовая накладная;

на внутреннем водном транспорте - дорожная ведомость (копия, коре­шок), сдаточная ведомость, акт загрузки / разгрузки судна, передаточная ведомость;

на железнодорожном транспорте - дорожная ведомость (корешок, ко­пия), вагонный лист, передаточная ведомость;

на морском транспорте - копия коносамента.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Похожие:

77. Элементы обязательств грузовой перевозки iconТема Схемы обязательств. 37. Понятие схемы обязательств, основные требования и свойства. 38. Схема обязательств для Игры «Камень-Ножницы-Бумага»
Доказательства с нулевым разглашением, пример использования задачи «Изоморфизм графов»
77. Элементы обязательств грузовой перевозки iconMin (Х1, Х3, Х5, )
Задан целочисленный массив Х, содержащий нулевые элементы. Напишите программу, которая позволяет переписать элементы массива Х в...
77. Элементы обязательств грузовой перевозки iconВ ООО «тэк модуль» Т/ф (095) 570-7477
Подтверждаю, что данные, указанные в этом документе, точно соответствуют своему наименованию. В случае наличия в грузе опасных веществ...
77. Элементы обязательств грузовой перевозки iconПоложение о школьном автобусе, предназначенном для перевозки детей
По своему назначению автобус, специально предназначенный для перевозки детей (далее автобус), относится к специальным транспортным...
77. Элементы обязательств грузовой перевозки iconСправка-самоанализ тематической проверки моу сош №10 по подготовке к коллегии управления образования в декабре 2008 года Вопрос: «О ходе реализации обязательств по развитию образования,
Вопрос: «О ходе реализации обязательств по развитию образования, утвержденных на августовском совещании педагогических работников...
77. Элементы обязательств грузовой перевозки iconПостроение функциональных схем
Логическая схема устройства строится, на основе объеди­нения электронных элементов. Эти элементы реализуют конкретные логические...
77. Элементы обязательств грузовой перевозки iconНациональное богатство 12. 35. Элементы национального богатства
Элементы национального богатства (на начало года; без учета стоимости земли, недр и лесов)
77. Элементы обязательств грузовой перевозки iconРасценки на перевозки по санкт-петербургу

77. Элементы обязательств грузовой перевозки iconДокументы
1. /госы 2 блокнот/1. Гражданское право как отрасль права. Принципы гражданского права..txt
77. Элементы обязательств грузовой перевозки iconОперационная система. Графический интерфейс
Основы работы в среде "Windows". Начало и завершение работы. Элементы пользовательского интерфейса "Windows": рабочий стол, панель...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов