Полезной дневной занятости icon

Полезной дневной занятости



НазваниеПолезной дневной занятости
страница1/3
Дата конвертации12.09.2012
Размер423 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


Взгляд на смысл и содержание
полезной дневной занятости
людей трудоспособного возраста
с серьезными нарушениями умственного и психического развития
в контексте их жизнеустройства


Концепция сформулирована
группой родителей взрослых инвалидов,
входящей в Межрегиональную общественную организацию
помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям
«ДОРОГА В МИР»



www.dorogavmir.ru

www.russia-speciallife.org


Отзывы и предложения
просьба направлять
координатору проектов МОО «Дорога в мир»
Светлане Бейлезон
e-mail: sveta_beilezon@mail.ru

Тел. 8 (905) 733 20 88


Как известно, на Западе с середины 20-го века движущей силой в утверждении положительного образа детей-инвалидов и отстаивании конституционных прав людей с ментальной инвалидностью стали их родители: именно они вместе со специалистами находили адекватные формы социализации инвалидов - детей и взрослых.

В настоящее время и в России многие родительские организации, а также родители, не входящие в подобные объединения, озабочены достойным будущим своих детей.

Особенно остро стоит вопрос о повышении качества жизни детей-инвалидов, перешагнувших рубеж совершеннолетия и не имеющих в массовом порядке никаких перспектив социализации, кроме интернирования в замкнутые структуры - психоневрологические интернаты (ПНИ).


Ниже описан родительский взгляд на СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПОЛЕЗНОЙ ДНЕВНОЙ ЗАНЯТОСТИ людей трудоспособного возраста, имеющих серьезные нарушения умственного и психического развития, в контексте их жизнеустройства. Документ составлен на основе мнения значительной группы родителей, воспитавших с рождения своих детей с серьезной умственной инвалидностью и глубоко вникающих в нужды своих детей.

Формулируемый подход касается той основной массы людей с умственной инвалидностью, которая в современной России в ближайшие десятилетия не сможет найти себе применения в коммерческом, государственном и общественном секторе.


^ Авторы Концепции обращают внимание государства на необходимость всемерной поддержки ответственного выбора родителей детей-инвалидов, принимающих своего ребенка в семью и готовых воспитать и ввести его в жизнь, несмотря ни на какие трудности.



Родители взрослых людей с умственной инвалидностью - авторы Концепции заинтересованы в привлечении к обсуждению ее содержания и отдельных позиций самого широкого круга экспертов:


  • специалистов в области социальной реабилитации инвалидов из государственных и негосударственных организаций;

  • родителей людей с умственной инвалидностью;

  • педагогов, психологов, реабилитологов, инструкторов по труду;

  • руководителей и специалистов государственных министерств и ведомств социальной защиты населения, образования, трудоустройства, здравоохранения, имущества;

  • представителей законодательной и исполнительной власти РФ и ее субъектов;

  • студентов и волонтеров;

  • руководителей и представителей бизнес-структур;

  • деятелей культуры и искусства;

  • представителей прессы и СМИ;

  • всех людей, заинтересованных в полноценном жизнеустройстве наших взрослых детей с умственной инвалидностью.


Авторы рассчитывают на сотрудничество с экспертами Концепции для выработки общей позиции, продвижения и воплощения на государственном и общественном уровне идеи дневной занятости, полезной для людей трудоспособного возраста с серьезными нарушениями умственного и психического развития, воспитывающих их семей и всего гражданского общества.

СОДЕРЖАНИЕ


Часть I, вводная

Расширение пространства социальной реабилитации инвалида:
^ ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО


  • Простые расчеты, или Немного статистики

  • Необходимость поддержки государством ответственного выбора родителей

  • Самый безнадежный возраст для инвалида

  • Жизненные потребности человека

  • Потребности человека с нарушениями
    умственного и психического развития
    и особенности, осложняющие его взрослую жизнь

Часть II

Родительский взгляд
на смысл и содержание
полезной дневной занятости


  • Социальная роль родителей детей-инвалидов и социальные потребности семей

  • Потребность взрослых людей с нарушениями умственного и психического развития
    в полезной дневной занятости

  • Смысл и содержание работы наших взрослых детей
    в местах полезной дневной занятости

  • Разнообразие форм полезной дневной занятости

  • Планирование и ресурсное обеспечение полезной дневной занятости
    инвалидов с умственными нарушениями

  • Как определить количественную потребность в дневной занятости
    людей с нарушениями умственного и психического развития

  • Как определить запрос и ожидания семьи, воспитывающей человека с инвалидностью, и самого инвалида

  • Как определить реальные потребности человека с инвалидностью
    для включения его в процесс полезной дневной занятости



Часть III

^ Полезный опыт

Выводы


ПРИЛОЖЕНИЕ

Сведения об эксперте и контактная информация



Часть I, вводная

Расширение пространства социальной реабилитации инвалида:
^ ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО


Простые расчеты, или Немного статистики

В Германии считают, что 1 человек с умственной инвалидностью приходится примерно на 500 человек здорового населения.

Можно предположить, что это соотношение актуально и для России. В таком случае в одной только Москве с официальной численностью населения 10, 562 млн. чел. подобных инвалидов должно быть около 20 000 человек. Значительную часть из этих людей составляют люди трудоспособного возраста. К их числу относятся и наши дети.

^ Необходимость поддержки государством ответственного выбора родителей

В тот невероятно сложный и тяжелый период жизни семьи, когда родители узнают об инвалидности своего ребенка, они, как правило, встают перед выбором: отказаться от больного ребенка и сдать его в интернат на попечение государства - или оставить в семье, любить и растить, несмотря ни на какие трудности.

Некоторые семьи однозначно делают выбор в пользу ребенка.

Другие родители отчаиваются, опасаясь грядущих сложностей, огласки, материальных трудностей, и решаются воспользоваться такой гарантированной государством стационарной формой социальной защиты, как помещение ребенка в интернат.

Однако ребенок с инвалидностью – это обычный ребенок, просто он болен. И родители – это самые главные люди в его жизни, как и в жизни любого малыша. Ребенку-инвалиду, как и любому другому ребенку, жизненно необходимы любящие родители, которых не заменит никакой квалифицированный и заботливый персонал.

Поэтому мы считаем, что в тот ответственный момент, когда решается судьба ребенка-инвалида и всей его семьи, ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ПОДДЕРЖАТЬ ОТВЕТСТВЕННЫЙ ВЫБОР СЕМЬИ, готовой воспитывать своего ребенка дома.


В настоящее время в основе любой российской государственной программы, касающейся людей с нарушениями развития, лежит положение о праве инвалидов на реабилитацию. Однако наши дети с серьезными нарушениями умственного плана, и тем более те, кто имеют множественные нарушения психофизического развития, как правило, не в состоянии достичь нормального уровня.

В то же время наши дети, как граждане своей страны, имеют те же конституционные права на жизнь, образование, труд, социальную поддержку, что и все остальные граждане России. Права эти, как сказано в ст. 55 Основного закона России, «могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Мы, родители детей-инвалидов, полностью согласны с Конституцией РФ и убеждены в том, что жизнь наших детей с тяжелыми нарушениями умственного здоровья - это именно ЖИЗНЬ, как и у всех людей. Однако с учетом особенностей людей с серьезными нарушениями развития она должна быть особым образом организована.

В таком случае первым необходимым шагом к поддержанию ответственного выбора семьи со стороны государства должно стать принятие КОНЦЕПЦИИ ПОДДЕРЖИВАЕМОГО ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА людей с серьезными нарушениями развития.

В основу концепции жизнеустройства следует положить организацию социальной жизни инвалида в соответствии с возрастными потребностями человека на трех этапах его жизни:

- в детстве и юности;

- в трудоспособном возрасте;

- в старости.


^ Самый безнадежный возраст для инвалида

В настоящее время решение многочисленных проблем детства стало одной из приоритетных задач нашего государства. Повсеместный западный опыт, как и передовой российский, свидетельствует о том, что во благо ребенка, семьи и общества все дети должны воспитываться в семье и на самых ранних этапах жизни входить в общество. В отношении детей с инвалидностью в РФ эта тенденция находит отражение в постепенном развитии системы инклюзивного образования.

В то же время люди трудоспособного, самого продуктивного в социальном отношении, возраста, имеющие серьезные нарушения умственного и психического развития, пока не имеют ровно никаких перспектив, кроме замкнутой жизни дома с родителями либо, до конца своей жизни, - в закрытой, оторванной от мира системе психоневрологических интернатов.


^ Жизненные потребности человека

Чтобы осмыслить и реально оценить жизненно важные потребности человека с умственными нарушениями, целесообразно сначала определить основные социальные потребности здорового человека. В самом общем виде они представлены 3 блоками:


^ I. ОБЩЕНИЕ, ПРИВЯЗАННОСТИ, СЕМЬЯ

1). Общение и дружеские связи;

2). Приобретение прочных привязанностей, создание собственной семьи, воспитание детей.


^ II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ

1). формирование интересов и профессиональных приоритетов;

2). приобретение профессии;

3). получение оплачиваемой работы;

4). Установление распространенных социальных связей;


^ Ш. КУЛЬТУРНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ДОСУГ И ОТДЫХ

1). поддержание физической формы;

2). Дальнейшее интеллектуальное и культурное развитие;

3). досуг и отдых.


^ Потребности человека с нарушениями
умственного и психического развития
и особенности, осложняющие его взрослую жизнь


Как показывает наша практика, в ту пору, когда наши дети с умственными нарушениями достигают совершеннолетия, они, как и другие люди, в большинстве случаев хотят дружить и мечтают о любви и семье, хотят быть нужными, полезными окружающим людям.

Даже если фактически они не могут зарабатывать на жизнь, они хотят чувствовать себя занятыми, работающими людьми.

Кроме того, им нравятся посильное движение, занятия спортом; им нравится бывать на людях, в кафе, музее и театре, ходить в гости. Как и всем другим людям.


Однако у человека с нарушениями умственного и психического развития в большинстве случаев:

- нарушена логика,

- он далеко не всегда способен сам знакомиться с людьми и поддерживать дружеские отношения,

- часто у него нет мотивации к целенаправленным действиям,

- он далеко не всегда способен сам планировать жизнь и отвечать за последствия своих поступков.

Зачастую к этому добавляются нарушения поведения, неумение пользоваться речью, трудности или невозможность самообслуживания и самостоятельного передвижения. Лишь в редких случаях люди с серьезными нарушениями развития могут сами вести даже элементарное хозяйство, планировать расходы, рационально тратить деньги.


В связи с этим из I блока потребностей нашим детям лишь изредка доступны личная жизнь, создание семьи и рождение собственных детей. Однако их потребность в дружеских связях в определенной мере может быть удовлетворена.

Рассматривая ^ II блок потребностей, можно придти к выводу, что в массе своей наши дети не смогут найти себе применения на коммерческом, государственном либо общественном рынке труда и таким образом заработать на жизнь. При этом часть из них в состоянии получить некоторые трудовые навыки и могут чувствовать себя занятыми и нужными. Особенностью такого труда становится тот факт, что в большинстве случаев он будет иметь в основном социальный характер, вследствие чего речь идет не о настоящем трудоустройстве, а об организации различных форм занятости, направленных на ЛИЧНОСТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ взрослых людей с инвалидностью в контексте их жизнеустройства.

В процессе подобной занятости люди с нарушениями умственного развития занимаются ПОЛЕЗНЫМ ТРУДОМ, ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ПОЛУЧЕНИЕ ДОХОДА И ДАЖЕ НЕ ОКУПАЕМОСТЬ организационной части трудового процесса, но ПОСИЛЬНОЕ УЧАСТИЕ человека с инвалидностью в ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНОЙ РАБОТЕ и его личностное развитие.

При таком подходе люди с инвалидностью вступают во взаимоотношения различного рода, работают рядом или в коллективе, дружат, что в какой-то мере компенсирует каждому из них отсутствие тех социальных связей, в которые естественным образом включен реально работающий здоровый взрослый.

Потребности из III блока вполне могут быть удовлетворены на уровне, доступном для людей с нарушениями развития.


Ниже мы излагаем свой взгляд на то, каким образом можно удовлетворить потребности наших взрослых детей в личностном и социальном развитии, в чем мы видим смысл и содержание такого развития, в какой мере государство и общество могли бы помочь нам и нашим взрослым детям-инвалидам жить полной человеческой жизнью.


Часть II


Родительский взгляд

на смысл и содержание
полезной дневной занятости
людей с умственными нарушениями



^ Эту часть наших рассуждений мы построили в форме опроса, предлагаемого сколь угодно широкой аудитории.

Мы намеренно просим читателей оценить каждую из позиций нашего рассуждения: нам представляется, что так будет легче более точно определить собственную позицию и приступить к постановке общих задач.


В фокусе нашего внимания следующие вопросы:

  • Социальная роль родителей детей-инвалидов и социальные потребности семей

  • Потребность взрослых людей с нарушениями умственного и психического развития
    в полезной дневной занятости

  • Смысл и содержание работы наших взрослых детей
    в местах полезной дневной занятости

  • Разнообразие форм полезной дневной занятости

  • Планирование и ресурсное обеспечение полезной дневной занятости
    инвалидов с умственными нарушениями

  • Как определить количественную потребность в дневной занятости
    людей с нарушениями умственного и психического развития

  • Как определить запрос и ожидания семьи, воспитывающей человека с инвалидностью, и самого инвалида

  • Как определить реальные потребности человека с инвалидностью
    для включения его в процесс полезной дневной занятости



^ Социальная роль родителей детей-инвалидов
и социальные потребности семей


  1. Наши семьи, в составе которых есть дети и взрослые с нарушениями умственного и психического развития, - это обычные семьи, которые имеют право на обычную человеческую жизнь. Это касается и родителей, и самих детей с инвалидностью – как маленьких, так и взрослых.



^ Позиция эксперта

Комментарий

Да, нет (ненужное зачеркнуть)




Другое мнение




  1. В то же время родители ребенка с инвалидностью имеют возможность на любом этапе жизни воспользоваться своим правом на такую гарантированную государством стационарную форму социальной поддержки, как интернат, и таким образом переложить моральную, физическую и материальную ответственность за судьбу больного ребенка на государство.



^ Позиция эксперта

Комментарий

Да, нет (ненужное зачеркнуть)




Другое мнение




  1. Мы считаем, что каждой семье, которая сделала ответственный выбор в пользу ребенка (по доброй воле воспитывает его дома и берет на себя полную ответственность и основной груз забот, связанных с его лечением, обучением и включением в жизнь), часть сэкономленных с ее помощью бюджетных средств должна быть возвращена в виде содействия и услуг.



^ Позиция эксперта

Комментарий

Да, нет (ненужное зачеркнуть)




Другое мнение




^ Потребность взрослых людей с нарушениями умственного и психического развития
в полезной дневной занятости


4. Одним из важнейших видов содействия нашим семьям может стать организация ПОЛЕЗНОЙ ДНЕВНОЙ ЗАНЯТОСТИ наших взрослых детей с целью обеспечения УСЛОВИЙ ДЛЯ их ПОДДЕРЖИВАЕМОГО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. Полезная дневная занятость даст, во-первых, возможность включить наших взрослых детей в доступную им социальную жизнь, а во-вторых, частично разгрузит нас, родителей: позволит работать, хоть немного заняться собой, своим здоровьем, полезными делами и т. п. Безусловно, расширение возможностей детей и родителей послужит и укреплению наших семей.



^ Позиция эксперта

Комментарий

Да, нет (ненужное зачеркнуть)




Другое мнение




  1. Специальные условия для поддерживаемого социального развития взрослых инвалидов должны быть созданы в учреждениях (центрах, группах) ПО МЕСТУ ПРОЖИВАНИЯ СЕМЬИ, потому что инвалиды с нарушениями умственного и психического развития во многих случаях неспособны передвигаться по городу самостоятельно, а родители стареют и теряют силы.

^ Позиция эксперта

Комментарий

Да, нет (ненужное зачеркнуть)




Другое мнение




^ Смысл и содержание работы наших взрослых детей
в местах полезной дневной занятости


  1. Взрослым людям с серьезными нарушениями развития, несмотря на слабость их интеллекта, необходима ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ, одним из важных компонентов которой является ПОСИЛЬНАЯ ПОЛЕЗНАЯ РАБОТА, которая дает человеку ощущение собственной занятости и нужности, обеспечивает ему такую занятость и включает его в социальные взаимоотношения.



^ Позиция эксперта

Комментарий

Да, нет (ненужное зачеркнуть)




Другое мнение




  1. Однако свойственные нашим детям потребность в постоянном сопровождении в трудовом процессе, низкая мотивация и производительность труда, а также специфические условия российского рынка и законодательства не позволяют инвалидам с умственными нарушениями заработать на жизнь своим трудом. Но это не должно помешать нашим взрослым детям иметь стабильную возможность поддерживаемого социального развития с учетом индивидуальных возможностей каждого.



^ Позиция эксперта

Комментарий

Да, нет (ненужное зачеркнуть)




Другое мнение




  1. В качестве основной МОТИВАЦИИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ в местах поддерживаемого социального развития должна выступать ПОЛЕЗНАЯ РАБОТА. Характер полезного труда в учреждениях (центрах, группах) поддерживаемого социального развития может быть самым разным: от выполнения простых сортировочных, сборочных или картонажных операций до ремесленной и творческой работы в домашних условиях либо в мастерских.



^ Позиция эксперта

Комментарий

Да, нет (ненужное зачеркнуть)




Другое мнение




  1. Полезная работа, расширяющая «ближний круг» семьи, сообщает дополнительный смысл ее деятельности во благо ребенка и потому полезна не только нашим взрослым детям-инвалидам и семье, но и всему широкому кругу семей, вовлекаемых в новые социальные отношения.



^ Позиция эксперта

Комментарий

Да, нет (ненужное зачеркнуть)




Другое мнение




  1. Нельзя при этом забывать, что инвалиды с серьезными нарушениями развития зачастую рано стареют и со временем все меньше могут участвовать в производительном труде; в то же время их способность к посильным общественно-полезным делам (взаимопомощи, выполнению простых поручений по общему хозяйству), благотворная для самого человека с инвалидностью и его окружения, сохраняется гораздо дольше.



^ Позиция эксперта

Комментарий

Да, нет (ненужное зачеркнуть)




Другое мнение




  1. При этом в большинстве случаев сохраняется также и ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ, усугубляемая невозможностью создать собственную семью или иметь рядом близкого человека другого пола.



^ Позиция эксперта

Комментарий

Да, нет (ненужное зачеркнуть)




Другое мнение




  1. Поэтому в основу работы с инвалидами в полезной дневной занятости многие родители считают необходимым положить не чисто трудовые мастерские либо трудовые участки с обязательным условием выполнения трудовых операций, а СОЦИАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ блок. Главной задачей такого блока стало бы РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ОБЩЕНИЕ и ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ людей с инвалидностью; в то время как основной мотивацией для них самих остается полезный труд и посильное участие в общественно-полезной деятельности.



^ Позиция эксперта

Комментарий

Да, нет (ненужное зачеркнуть)




Другое мнение




  1. Считаем необходимым подчеркнуть, что при приоритетном положении социально-развивающего направления работы речь идет НЕ О ТРЕНИРОВКЕ НАВЫКОВ общения или социально-бытовых навыков, которые - в случае их неиспользования - люди с умственными нарушениями довольно быстро теряют, а о СТАНОВЛЕНИИ ДЛИТЕЛЬНЫХ ПОДЛИННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ в специально организованной для наших взрослых детей среде.

Мы считаем необходимым побуждать наших детей не только дома, но и ЗА РАМКАМИ СЕМЬИ обращать внимание на настроение и проявление чувств окружающих, испытывать радость и сострадание, помогать друг другу и т. п.



^ Позиция эксперта

Комментарий

Да, нет (ненужное зачеркнуть)




Другое мнение




14. Предлагаемый вариант дневной занятости НАРЯДУ С ПОЛЕЗНЫМ ТРУДОМ может включать ЛЮБЫЕ ВИДЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в индивидуально допустимых объемах. В частности, у ребят можно последовательно формировать доступную им картину мира, постепенно включая в нее все больше элементов и понятных тем. Подобных простых тем, касающихся дружбы и чувств, природы и человека и т. п., хватит на многие годы.

Осваиваемые темы могут подкрепляться различными формами эмоционального закрепления, проживания материала: тематическим рисованием, лепкой и рукоделием, постановкой театральных сцен, музицированием и танцами, ритмической гимнастикой, наблюдениями за природой на прогулках, нахождением ассоциаций. Ребята и сами могут предлагать новые темы или ракурсы.



^ Позиция эксперта

Комментарий

Да, нет (ненужное зачеркнуть)




Другое мнение




  1. Очень важно, что при таком подходе ДАЖЕ ПРИ УГАСАНИИ СПОСОБНОСТИ К ПРОДУКТИВНОМУ ТРУДУ каждому из наших детей НАЙДЕТСЯ МЕСТО ПО ЕГО ВОЗМОЖНОСТЯМ в посильной деятельности, полезной для него самого, семьи и окружения.

В этом случае обусловленное тяжестью инвалидности ограничение объема труда не скажется на самооценке наших взрослых детей, не ограничит их участия в жизни коллектива.



^ Позиция эксперта

Комментарий

Да, нет (ненужное зачеркнуть)




Другое мнение



  1   2   3




Похожие:

Полезной дневной занятости iconПоложение об организации питания учащихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №17 I. Общие положения
...
Полезной дневной занятости iconРасписание для написания контрольных работ по математике, сочинений по литературе, выполнения практических работ по физике, химии, биологии, информатике
Школа работает по 5-дневной неделе для 1-7 классов, 6-дневной рабочей неделе для 8-11 классов
Полезной дневной занятости iconДокументы
1. /Правовое регулирование отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков/Концепция...
Полезной дневной занятости iconIii. Предметом деятельности Центра занятости является
...
Полезной дневной занятости iconМолчанов Сергей Валентинович, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Волкова Валентина Константиновна, ст преподаватель каф. «ФиХ»; Молчанова Наталья Александровна, врач-биолог муз гбсмп. М 54 методические указания
Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения, изучающих общую химию, в особенности для студентов I курса...
Полезной дневной занятости iconПриказ №300 ст. Павловская
«Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Краснодарском крае в 2009 и в 2010 годах», постановления главы муниципального...
Полезной дневной занятости iconПриказ №301 ст. Павловская
«Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Краснодарском крае в 2009 и в 2010 годах», постановления главы муниципального...
Полезной дневной занятости iconПриказ №239 «24» мая 2010 года
РБ», мр белорецкий район №1950 от 24. 05. 2010 г. «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей, учащихся и студентов в...
Полезной дневной занятости iconПриказ №223 «27» мая 2009 года
Рб №174 от 14. 05. 2009г., Мр белорецкий район №1143 от 22. 05. 2009 г. «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей, учащихся...
Полезной дневной занятости iconКежемское руо прика з 19 апреля 2011 г г. Кодинск №
Постановлением администрации Кежемского района №1186-п от 14. 02. 2011 г. «О мерах по организации летнего отдыха, оздоровления, занятости...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов