Управление образования администрации г. Дзержинска icon

Управление образования администрации г. Дзержинска



НазваниеУправление образования администрации г. Дзержинска
педагог Д.О
Дата конвертации02.07.2012
Размер165.39 Kb.
ТипРеферат




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДЗЕРЖИНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЭКОЛОГО - БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»


Дачный участок как экосистема


Автор работы:

Лапшин Иван Дмитриевич,

возраст: 13 лет

Руководитель:

Бажаева Анастасия Петровна, педагог Д.О.

МОУ ДОД «Эколого-биологический центр»




г. Дзержинск.

2011


Содержание

1. Введение…………………………………………………………....3

2. Литературный обзор…………………………………………........4

3. Методика проведения исследования ……………………….…..12

4. Результаты и их обсуждение…………………………………....12

5. Выводы …………………………………………………………….14

6. Используемая литература…………………………………………15


Ведение

Под экологической системой понимают любое сообщество организмов и его среду обитания, объединенные в единое функциональное целое общим круговоротом веществ и энергии. Перенос потенциальной энергии пищи от ее создателей - растений через ряд организмов путем поедания одних другими называется пищевой цепью [6].

Меня давно интересовал наш сад как экологическая система. Сад не простая экосистема, это Агроценоз. Агроценозом называют биотическое сообщество растений, животных, грибов и микроорганизмов, созданное для получения с.х. продукции регулярно поддерживаемое человеком. Обычно маловидовое обладающее плохими динамическими качествами, в том числе малой экологической надёжностью, но высокой урожайностью одного или нескольких избранных видов растений или животных. Как правило, помимо культивируемых видов агроценоз содержит длинный ряд представителей дикой флоры и фауны [6]. Я обратил внимание на то, что некоторые пищевые цепочки можно наблюдать в совершенно любое время. И поэтому меня очень заинтересовала эта тема.

Цель:

Изучение особенностей дачного участка как экосистемы, выявление её компонентов и на этой основе выработка рекомендации по экологически грамотному ведению хозяйства на участке.

Задачи:

1. Изучить методику исследования.

2. Изучить на конкретном примере особенности дачного участка как экосистемы.

^ 3.Составить пищевые цепочки дачного участка.

4. Изучить литературу об участниках пищевых цепочек.

5. Сделать выводы.


Литературный обзор


Пищевая сеть – совокупность пищевых взаимоотношений между видами в экосистеме.
Этот термин отражает сложность пищевых отношений между организмами в экологической системе, поскольку в состав пищи входит не один, а несколько видов,

каждый из которых может служить пищей нескольким другим видам. Упрощенно пищевую сеть можно представить себе как систему переплетающихся пищевых цепей.

^ Пищевая цепь – цепь взаимосвязанных видов, последовательно извлекающая органическое вещество и энергию из исходного пищевого вещества; при этом каждое предыдущее звено цепи является пищей для последующего ее звена. В пищевой цепи при переходе от звена к звену теряется до 90 % энергии (рассеивается в виде тепла), поэтому число звеньев в цепи обычно не превышает пяти. Понятно, что чем длиннее пищевая цепь, тем меньшую величину составляет отношение продукции ее последнего звена к продукции начального. Несмотря на то, что понятие пищевой сети более полно отражает сложность пищевых отношений в сообществе, понятие «пищевая цепь» сохраняет свое значение, особенно в тех случаях, когда возможно разнести всех членов сообщества по отдельным звеньям этой цепи _ трофическим уровням [9]. В любой экосистеме можно выделить три группы организмов. Это прежде всего производители органических веществ – зеленые растения. Благодаря способности к фотосинтезу они запасают большое количество произведенной солнечной энергии. Накапливая ее в виде органических веществ, они делают ее доступной, для всех остальных живых организмов.

Потребители – это различные растительноядные, всеядные или хищные животные. К разрушителям относится многочисленные бактерии, грибы, а так же почвенные черви, жуки-могильщики и другое. Они питаются остатками мертвых животных, а так же их выделениями. В результате их деятельности органические вещества превращаются в минеральные вещества и вновь усваиваются растениями. Происходит круговорот [8].Различные виды пищевых цепей имеют свои особенности: 1. В пастбищной цепи (цепи выедания) основным источником пищи служат зеленые растения, например: трава-кузнечик – лягушка – змея – коршуны.

2. Детритные цепи (цепи разложения) обязательно проходят через отмершую биомассу. Например: ^ Листья – дождевые черви – бактерии. Особенностью детридных цепей является так же то, что в них продукция растений не потребляется непосредственно растительноядными животными, а отмирает и минерализуется сапрофитами. Детритные цепи характерны для экосистем океанических глубин, обитатели которых питаются мертвыми организмами, опустившимися вниз из верхних слоев воды.

3. Особенностью пищевых цепей паразитов является то, что они могут начинаться как с продуцентов, например, яблоня – щитовка – наездник, так и с консументов, например корова – паразитные черви – простейшие – бактерии – вирусы [2].

Биогеоценоз - это определенный ранг экосистемы, экосистема в границах растительного общества.

Биоценозы, возникшие в ходе эволюции, характеризуются относительной устойчивостью, т.е. способностью сохранять свою структуру и функциональные особенности при воздействии внешних факторов. Устойчивость обусловлена саморегуляцией, которая основана на принципе обратной связи между компонентами биогеоценоза. Так, колебания количества растений, количества пищи, численности травоядных животных и хищников, питающихся ими, сопряжены друг с другом. Саморегуляция биогеоценоза связана с подержанием определенной численности особей в популяциях на всех уровнях пищевых цепей [6].

Каждый живой организм живет в окружении множества других, вступает с ними в самые разнообразные отношения, как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями, и в конечном счете не может существовать без этого живого окружения. Связь с другими организмами - необходимое условие питания и размножения, возможность зашиты, смягчения неблагоприятных условий среды, а с другой стороны – это опасность ущерба и часто даже непосредственная угроза индивидуума существованию индивидуума. Всю сумму воздействий, которые оказывают друг на друга живые существа, объединяет названием биотические факторы среды [5].

Описание животных и растений, относящихся к пищевым цепочкам моего сада:

  1. Бабочка-капустница – обширный отряд насекомых; 2 пары крыльев покрытых чешуйками, ротовой аппарат, сосущий в виде хоботка, тело густо покрыто волосками и чешуйками. Личинки – гусеницы с грызущим ротовым аппаратом У куколки обычно конечности и крылья плотно спаяны с покровом тела [4]. Окраска и рисунок крыльев важнейший признак вида бабочек. Передняя пара лапок у бабочек укорочена и покрыта густыми волосками – для бабочек это орган вкуса. Свернутый в спираль хоботок сосущего рта – это удлиненные нижние челюсти. Присаживаясь и развернув хоботок бабочка сосет нектар, глубоко проникая в середину цветка [1].

  2. ^ Жаба (обыкновенная) – представитель бесхвостых земноводных. Тело подразделяется на голову и туловище. Голова, утолщенная, с большой ротовой щелью, выпуклыми глазами, сзади которых 2 округлые барабанные перепонки. Пара наружных ноздрей, закрытых клапанами, с ними связаны внутренние ноздри - хоаны. Шея почти не выражена. Предплечья и четырехпалой кисти; задняя – из бедра, голени и пятипалой стопы с плавательными перепонками [2]. Эту жабу легко узнать по размерам и однообразной серо-бурой окраску верха; низ – грязно-белый или желтоватый, с мелкими крапинками. Челюсти жаб совершенно лишены зубов, язык сзади лишен вырезки, но не имеет округлой формы. Задние лапы короткие, позволяющие жабам передвигаться лишь ползком или короткими прыжками. Ночью они выходят на промысел, причем истребляют огромное количество всякого рода насекомых Жабы весьма полезные животные, которых необходимо привлекать в наши сады.

  3. ^ Уж (обыкновенный) – Отличается вытянутым, стройным телом и довольно длинным хвостом. Его легко отличить по черной спине и 2 желтым или оранжевым пятнам по бокам головы; низ черный, с беловатыми пятнами, нередко образующий шахматный рисунок. Окраска ужа сильно варьирует: желтых пятен на голове может и не быть, верх иногда серо-стального цвета с рядами мелких черных пятен. И встречается особи сплошь черного цвета. Длина ужа обычно не превышает 100-110см, но иногда он может достигать и 1,5метра. Придерживается тенистых и влажных мест. Питается уж улитками, насекомыми, мышами, тритонами, но излюбленной пищей его являются лягушки [5].

  4. ^ Ёж (обыкновенный) – это некрупный зверек, плотного телосложения, почти весь покрытый иглами. Лапы ежа коротки и толсты, причем передние лапы сильнее и длиннее задних , так как они приспособлены к рытью земли. Голова имеет вытянутую в хоботок мордочку с маленькими глазами и сравнительно большими ушами. Голова, бока и брюхо серые. Иглы окрашены в палево-желтый цвет и имеют два темных кольца и темный кончик, в результате чего общий тон окраски ежа получается сероватый [6]. Преимущественно всеядны, но предпочитают животные корма: беспозвоночных, амфибий, рептилий. В природе на ежей охотятся многие хищники: лисы, волки, мангусты, хорьки, хищные птицы (особенно совы) [5].

  5. ^ Яблоня (листья) - боковой вегетативный орган растения, растущий от стебля, имеющий двустороннюю симметрию и нарастающий основанием. Служит для фотосинтеза, газообмена и транспирации [3]. Для этой цели лист, как правило, имеет пластинчатую структуру, чтобы дать клеткам, содержащим специализированный пигмент хлорофилл в хлоропластах, получить доступ к солнечному свету. Лист покрытосеменных растений состоит из черешка (стебелька листа), листовой пластинки (лопасти) и прилистников (парных придатков, расположенных по обеим сторонам основания черешка). Место, где черешок примыкает к стеблю, называется влагалищем листа [2].

  6. Тли - один из самых ранних и опасных вредителей капусты и других растений. Личинки и взрослые особи сидят в скоплении на листьях, и все время сосут их. [4] Тли — надсемейство насекомых из отряда полужесткокрылых. Все тли питаются растительными соками. Тли — маленькие насекомые, величина которых не превышает нескольких миллиметров. Лишь отдельные виды достигают длины от 5 до 7 мм. Будучи растительными паразитами, тли оснащены специальным хоботком, способным прокалывать поверхность побегов или листьев [2].

  7. ^ Божья Коровка - семейство жуков. Тело божьей коровки полушарообразное или яйцевидное, более или менее выпуклое. Голова короткая с 11, реже 10 членистыми сяжками, прикрепляющимися по бокам переднего края головы и могущими подгибаться под голову. Брюшко состоит из 5 свободных члеников. Она имеет 7-8 мм длины. Грудной щит её чёрный с беловатым пятном в переднем углу; красные надкрылья с 7 чёрными точками. Этот вид питается тлей и потому полезен [2].

  8. Бактерии – одноклеточное микроскопическое животное, обитающее в воде. Перемещается с помощью временных выростов цитоплазмы- псевдоподий (ложных ножек); покрытая клеточной мембраной, цитоплазма имеет все органоиды, ядро, вакуоль[2]. Клетки бактерий имеют размеры от 0,2 до 1- мкм. Плотная клеточная стенка обеспечивает постоянство форы. Снаружи она часто окружена слизистой капсулой, защищающей клетку от высыхания и других неблагоприятных воздействий внешней среды. Под клеточной стенкой расположено наружно цитоплазматическая мембрана, образующая мезосомы[8].

  9. ^ Яблоня (цветы) - Орган семенного размножения. Покрытосеменных (цветковых растений) представляет собой укороченный ограниченный в своем росте видоизмененный побег, Выполняющий функции: образование спор, гаметофитов и гамет, опыления, оплодотворения, образования семян и плодов. Цветки обоеполые. Цветок состоит из стеблевой части – цветоножка и цветоложе, на котором расположены чашелистики, лепестки, тычинки и в центре пестик, имеющий листовое происхождение[2].Цветок занимает апикальное положение, но при этом он может располагаться как на верхушке главного побега, так и бокового[2].

  10. Паук – сост. из небольшой головогруди и крупного яйцевидного нечленистого брюшка. На голове когтевидные челюсти с ядовитыми железами и органами осязания; на груди – 4 пары ходильных ног. На конце брюшка с нижней стороны расположены 3 пары паутинных бородавок, которые выделяют паутинные нити. С помощью гребенчатых коготков на задних ногах паук строит ловчую сеть. Сначала он строит раму и радиальные нити, затем – спиральную и в конце – клейкую спиральную сеть. Покров у паука легкий, хитиновый[2]

  11. ^ Яблоня (плод) – простой сочный многосемянной ягодовидный ценокарпный плод, в образовании которого, кроме нижней завязи, принимают участие цветоложе и цветочная трубка, которая представлена сросшимся основаниями чашелистиков, лепестков и тычиночных нитей. Собственно плодом являются пять пленчатых камер с семенами, образующимися из завязи[2]. Яблоко — плод яблони, который употребляется в пищу в свежем виде, служит сырьём в кулинарии и для приготовления напитков. Размер красных, зелёных или жёлтых шаровидных плодов в зависимости от вида может быть с горошину или достигать 15см в диаметре[2].

  12. Кошка – предки современной кошки стали на защиту урожая древних земледельцев от грызунов. Помимо хорошо развитых, заостренных и изогнутых клыков( которые характерны не только для хищников), хищники обладают особенными крупными коренными зубами с острыми, режущими бугорками, которые так и называют «хищнические зубы». Кошка – относится к типу хордовых.[1] Кошки являются плотоядными животными. Они охотятся на мелких млекопитающих, птиц, амфибий, рептилий, рыб и беспозвоночных, если имеют выход из дома. Кошек нельзя лишать мясной пищи, поскольку из растительной пищи невозможно синтезировать все необходимые им аминокислоты[2].

  13. ^ Клубника (ягоды) – Многолетнее травянистое растение семейства розоцветных. Начинает плодоносить на второй год после год после посадки и дает высокий урожай 3- 4 года [5] . В свежем виде плоды применяются в пищу, в кондитерском производстве — для вин и ликеров. Клубника — богатый источник витамина С. Аромат клубники активно применяется в косметической отрасли. В народной медицине настои плодов и листьев используют как диуретическое и потогонное средство, при простудных заболеваниях и анемии [2].

  14. Слизни – Слизни питаются листьями озимых хлебов, кукурузы, клевера, моркови, капусты и других растений, в том числе и сорных. Нередко они совершенно измочаливают и уничтожают листья, выедают ямки в клубнях картофеля. [4]. В теле слизней выделяют три отдела: голову, ногу и висцеральную массу. Ввиду отсутствия раковины, образует не внутренностный мешок, а распластанный по спинной стороне ноги. На голове расположены сократимые щупальца (одна или две пары), на которых располагаются органы чувств (развитые глаза, органы тактильного и химического чувства). Позади головы на спинной стороне находится мантия с непарным лёгочным отверстием (пневмостомом), ведущим в мантийную полость, которая функционирует как лёгкое[2].

  15. ^ Подсолнечник (семена) – растения, которые возделывают ради получения масел, пригодных, пригодных для пищевых и технических целей. Это однолетние растения [5]. Это односменное растение с крупной корзинкой и с большим количеством масла в семенах. Для подсолнечника нужна очень плодородная почва. Масло подсолнечника идет в пищу для изготовления маргарина, консервов, хлебных и кондитерских изделий, а так же используется в лакокрасочной мыловаренной и других отраслях промышленности. Жмых это ценный корм для скота[4].

  16. Воробей – Мелкие птицы плотного телосложения с коротким, относительно высоким клювом, преимущественно зерноядные. Оперение самца, невзирая на отсутствие ярких тонов, летом довольно элегантно: у него каштановые с черными пестринами верх и крылья, серый низ и серая «шапочка» но голове, одна бела перевез на крыле и яркий черный «галстук». Самочка отличается боле блеклыми тонами оперения и лишена черного « галстука». Зимой и самец окрашен бледнее. Пищу воробья лишь весной и летом наполовину составляют насекомые, которыми он подкармливает своих птенцов. Вообще же эта птица зерноядная [7].

  17. Горохрод травянистых растений из семейства Бобовые. Однолетние травы со слабыми лазящими стеблями. Листья перистые и заканчиваются ветвистыми усами, с помощью которых они цепляются за другие растения. Прилистники необыкновенно велики. Цветки — с венчиком мотылькового типа. Семена его (горошины) шаровидные или слегка сжатые, но не угловатые, цветки почти всегда белые, хотя бывают розовые. Главным вредителем зелёного гороха является гороховая зерновка, жук семейства зерновок. Личинка гороховой зерновки, повреждая горошины, снижает всхожесть и урожайность семян[2].

  18. Мыши – грызун, с острой мордочкой, большими голыми ушами, большими выпуклыми глазами и длинным, равным длине теле и даже превышающим ее хвостом, покрытым по всей своей длине кольцеобразно расположенными мелкими роговыми чешуйками, между которыми сидят редкие короткие волосики. В летняя время мыши в больших количествах встречаются на полях, и является серьезным вредителем сельскохозяйственных культур. Основа ее питания составляет культурные злаки, огородные культуры, семена деревьев, кора. Но как многие грызуны поедает и червей насекомых и их личинок [6


Методика:

Специальных рекомендаций по использованию различных методик при исследовании данного участка в литературе не найдено. Применялась адаптированная методика изучения природных экосистем: составление схем, списков растений и животных.


^ Результаты и их обсуждение



Рисунок № 1. Пищевая цепочка листвы яблони.


Яблоня

(кора)


Заяц

Волк

бактерии



Рисунок № 2. Пищевая цепочка коры яблони.


Яблоня

(плоды)

ли листвалиствалиства)

Кошка

ли листвалиствалиства)

Гусеница

Скворец




Рисунок № 3. Пищевая цепочка плодов яблони.


Яблоня

(Цветы)

ли листвалиствалиства)

Пчёлы

ли листвалиствалиства)

Паук

ли листвалиствалиства)

Жаба

ли листвалиствалиства)




Рисунок № 4. Пищевая цепочка плодов яблони.

Яблоня

(семена)

ли листвалиствалиства)

Мышь

ли листвалиствалиства)

Ёж

ли листвалиствалиства)

Редуценты


ли листвалиствалиства)



Рисунок № 5. Пищевая цепочка семян яблони.

капуста

гусеницы бабочки

белянка

Жаба

уж

ёж




Рисунок № 6. Пищевая цепочка капусты.


ёж

жаба

слизни

Клубника

(ягоды)




Рисунок № 7. Пищевая цепочка клубники.


Подсолнечник (семена)


воробей

кошка





Рисунок № 8. Пищевая цепочка подсолнечника.


горох


мыши


кошка





Рисунок № 9. Пищевая цепочка гороха.

Поскольку территория дачного участка не очень большая, оседлых (постоянно живущих) животных здесь мало. Исключение составляют насекомые, улитки, некоторые почвенные животные. Культурные виды растений менее устойчивы к насекомым, поэтому их здесь больше.

На участке кроме культурных растений растут сорняки. Их состав зависит от мер, которые применяются в борьбе с ними и от вносимого в почву навоза.

Дачный участок – это искусственная система. Основным консументом в ней является человек. А все растительноядные организмы ( насекомые, мелкие грызуны) становятся его пищевыми консурентами и обычно их считаю «вредителями». С ними человек борется. на самом деле они тоже нужны в экосистеме. Важно только регулировать их численность.


Выводы

1. Дачная (садовый участок) экосистема – особый тип искусственных экосистем. Её существование, особенности, строение, влияние на окружающую среду зависят от человека. В то же время дачная экосистема формируется и с учётом природных закономерностей (пищевая сеть, взаимосвязи растений и животных, круговороты вещества, энергии, воды).

2. Дачная экосистема отличается от естественной по видовому составу живых организмов, структуре. Пищевая сеть в ней упрощена, слабо представлены Консументы высших порядков. Человек на дачном участке является консументом первого порядка.

^ 3. Чем разнообразнее видовой состав растений, животных, тем устойчивее дачная экосистема и тем меньшее влияние человека требуется.

4. Владельцы дачных участков часто не знают и нарушают природные законы, загрязняют дачные участки и окружающую среду, что оборачивается против них.

5. Дачный участок тесно связан с окружающей средой, его состояние влияет на эту среду и наоборот.

1. Собрали литературные данные о пищевых цепочках и их участниках.

2. Составили план участка на следующие растения: морковь, картошка, клубника, капуста, подсолнух, яблоня.

3. Составили несколько пищевых цепочек, возможных на приусадебном участке.

4. Разработали методику исследования.


Список литературы

1. Бейко В. Б. .Березина М.. Ф Богатырёва Е. Л. и др. Большая энциклопедия животного мира: научное – популярное издание для детей. макет и оформление .В.Н . Окладниковой; иллюстрация Б.А. Борисова., А.В.Гилярова., В.А. Горячивой, Л.В.Корниловой., А. Н. Сичкаря. М.: ООО «издательство Росмен – Пресс» 2001.г.-303стр

2. Богданов Т.Л, Солодова Е.А. Биология: справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы – М.:АСТ- ПРЕСС. 2001г.816стр.

3. Т.Л. Богданова Биология: задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. 2-е изд., переработанное и доп.-М:ШК..,1991-816:ил.

4. Детская энциклопедия для среднего возраста и старшего

12 томах изд. 3 Том 6 растения и животные 448стр. с иллюстрациями.

5. Пузанов, ИИ Козлов В.И Кипарисов Г. П. Позвоночные животные Нижегородской области. Нижний Новгород, 20005, 544стр., 483., ил.

6. Реймес Н.Ф. Основные биологические понятия и термины: Кн. для учителя –М.: Просвещение 1988.-319с.:ил.

7. Соколова, И.И. Андреева. Биология: пособие для подготовление в сельско - хозяйственный институт Н.П., ЛН Катонова, Л.С. Родман –М.6высш.шк.,1987 -464.:ил.

8. Сонин Н.И. Биология: класс Живой организм учебное для общеобразовательной школы учебное -.заведение 5е изд., исп. м: «Дрофа» 2000.-176:ил.

9. Чернова Н.М., Былова А. М. Экология: учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по биолог. спец. – М.: Просвещение.1981.- 225стр., ил.




Похожие:

Управление образования администрации г. Дзержинска iconУправление образования руководителям администрации павловского образовательных
Управление образования администрации Павловского муниципального района доводит до Вас следующую информацию
Управление образования администрации г. Дзержинска iconПлан работы му «Управление образования местной администрации г о. Прохладный кбр» на июль 2012 года
Начальник му «Управление образования местной администрации г о. Прохладный кбр» Т. А. Склярова
Управление образования администрации г. Дзержинска iconПлан работы му «Управление образования местной администрации г о. Прохладный кбр» на май 2012 года
Начальник му «Управление образования местной администрации г о. Прохладный кбр» Т. А. Склярова
Управление образования администрации г. Дзержинска iconПоложение об отделе образования Администрации Белокалитвинского района
Администрации Белокалитвинского района, обеспечивающим во взаимодействии со структурными подразделениями и органами Администрации...
Управление образования администрации г. Дзержинска iconМу «Управление образования местной администрации городского округа Прохладный, кбр» Учебно-методический кабинет Секция педагогов и специалистов общего и среднего
Му «Управление образования местной администрации городского округа Прохладный, кбр»
Управление образования администрации г. Дзержинска iconМинистерство образования Российской Федерации Министерство образования Саратовской области
Управление образования администрации объединённого муниципального образования Петровского района Муниципальное общеобразовательное...
Управление образования администрации г. Дзержинска iconГлавная> Утверждаю: Начальник му «Управление образования администрации городского округа Прохладный кбр»
Начальник му «Управление образования администрации городского округа Прохладный кбр»
Управление образования администрации г. Дзержинска iconУтверждаю начальник управление образования заведующая мдоу д/с 7 администрации Петровского «Колосок» муниципального района. О. Е.
Начальник управление образования заведующая мдоу д/с 7 администрации Петровского «Колосок» муниципального района. О. Е. Кузнецова...
Управление образования администрации г. Дзержинска iconУправление образования руководителям муниципальных
«О форме соглашения и подтверждении лицензий на по компании Майкрософт» управление образования администрации Павловского муниципального...
Управление образования администрации г. Дзержинска iconРуководителям моу о лицензировании образовательной деятельности Управление образования администрации мо абинский район доводит до Вашего сведения приказ департамента образования и науки Краснодарского края
Управление образования администрации мо абинский район доводит до Вашего сведения приказ департамента образования и науки Краснодарского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов