Переходные и непереходные глаголы icon

Переходные и непереходные глаголы



НазваниеПереходные и непереходные глаголы
Дата конвертации26.05.2012
Размер55.84 Kb.
ТипРазработка урока
1. /Урок в 6 классе.docПереходные и непереходные глаголы


МОУ «Ровеньская основная общеобразовательная школа»


Разработка урока русского языка в 6 классе


Переходные и непереходные глаголы


Выполнила: Ольхова Елена Владимировна,

учитель русского языка


Ровеньки, 2011

Русский язык 6 класс Урок № Дата


Тема: Переходные и непереходные глаголы


Цели:

  1. организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению первичного материала: переходными и непереходными глаголами, их значениями и морфологическими признаками;

  2. способствовать развитию умений: употребления переходных и непереходных глаголов в речи, владения устной и письменной связной речью;

  3. показать, что взаимосвязь деятельности учащихся и учителя, есть результат успешности обучения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: конспект урока, детские рисунки, иллюстрации к рассказам А.П.Чехова, карточки, раздаточный материал.


План- конспект урока

I. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!


II. Этап проверки домашнего задания

1. Выставка рисунков к рассказам А.П.Чехова.

2. Работа по карточкам (на месте 4 человека).

3. Словарные слова (2 ученика у доски).

4. Синтаксический разбор предложения

Заливается и стонет ветер, гнет в поле одинокую голую березку.

(И.Бунин)


III. Этап подготовки к изучению нового материала

1. Повторение- опрос.

-Что такое глагол?

-Как определить вид глагола?

-Как определить спряжение?

- Какие разноспрягаемые глаголы вы знаете?


IV. Этап изучения нового материала

  1. Работа с теоретическим материалом

- Учащиеся выполняют упражнение под звездочкой на с.198.

- Объяснение учителя: глаголы-сказуемые, действие которых переходит на другой предмет называются переходными.

- В каком падеже должно стоять существительное при переходном глаголе?

- Рассмотрите предложения (под звездочкой на с.198) и скажите, в каких случаях дополнения (существительные и местоимения) при переходных глаголах могут употребляться в форме родительного падежа.

-Сравните свой вывод со сведениями учебника.

V. Этап проверки первичного усвоения материала

1. Давайте прочитаем отрывок из рассказа А.П. Чехова «Хамелеон».

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке.
За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.


Выпишите из этого отрывка глаголы-сказуемые вместе с подлежащими, действие которых переходит на другой предмет (запись на доске).

Надзиратель Очумелов – идет?
Городовой – шагает?
Двери – глядят?


А теперь то же самое задание выполним в следующем отрывке.

(Человек) падает на землю и хватает собаку за задние лапы... Стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец.



ЧЕЛОВЕК ПАДАЕТ и ХВАТАЕТ СОБАКУ за задние лапы...

ЧЕЛОВЕК ПОКАЗЫВАЕТ ПАЛЕЦ...

Вот мы и познакомились с переходными и непереходными глаголами. Итак, дайте определение, какие же глаголы мы будем называть переходными, а какие – непереходными. Вы можете проверить свое определение по учебнику. В каком падеже должно стоять существительное при переходном глаголе? Может ли быть предлог в этом словосочетании?

  1. Работа в парах.

Пронумеруйте цифрой (1) конструкции с переходными глаголами, цифрой (2) – с непереходными. Определите падеж, которым управляет глагол. Найдите конструкции с винительным падежом без предлога.

Толстый пообедал на вокзале; тонкий вышел из вагона; Нафанаил снял шапку; ты книжку прожег; Нафанаил спрятался за спину; жена дает уроки музыки; я портсигары делаю; тонкий побледнел; Нафанаил застегнул пуговки. (А.П. Чехов. Толстый и тонкий)

Должно получиться следующее: 2; 2; 1; 1; 2; 1; 1; 2; 1.

Гл.+сущ.в.п.без предлога

3. Групповая работа (группы работают по карточкам)


1. печатать 1. проплывает

2. познакомить 2. обнимать

3. подойти 3. располагать

4. думать 4. списать

5. записать 5. прискакать

6. продавать 6. любить

7. спеть 7. заметить

8. выйти 8. отломить

9. прибежать 9. подбежать

10. дружить 10. руководить

Задание:

Определи, переходный или непереходный глагол.

А Б

Фамилии:





VI. Этап информации о домашнем задании

Параграф 82, упр. 475


VII. Этап подведения итогов

- Что такое переходные глаголы?


VIII. Рефлексия


Приложение

1. Давайте прочитаем отрывок из рассказа А.П. Чехова «Хамелеон».

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

Выпишите из этого отрывка глаголы-сказуемые вместе с подлежащими, действие которых переходит на другой предмет.

Надзиратель Очумелов –
Городовой –
Двери –


А теперь то же самое задание выполним в следующем отрывке.

(Человек) падает на землю и хватает собаку за задние лапы... Стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец.



Падает-

ХВАТАЕТ-

ПОКАЗЫВАЕТ -

  1. Работа в парах.

Пронумеруйте цифрой (1) конструкции с переходными глаголами, цифрой (2) – с непереходными. Определите падеж, которым управляет глагол. Найдите конструкции с винительным падежом без предлога.

Толстый пообедал на вокзале; тонкий вышел из вагона; Нафанаил снял шапку; ты книжку прожег; Нафанаил спрятался за спину; жена дает уроки музыки; я портсигары делаю; тонкий побледнел; Нафанаил застегнул пуговки. (А.П. Чехов. Толстый и тонкий)

Карточка № 1

Определите спряжении глаголов

Бежать(…), жить(…), терпеть(…), читать(…), уколоть(…), держать(…), хвалить(…),

посинеть(…), слышать(…), обидеть(…), хотеть(…), бороться(…), работать(…), стелить(…), мечтать(…).


Карточка № 1

Определите спряжении глаголов

Бежать(…), жить(…), терпеть(…), читать(…), уколоть(…), держать(…), хвалить(…),

посинеть(…), слышать(…), обидеть(…), хотеть(…), бороться(…), работать(…), стелить(…), мечтать(…).

________________________________________________________________________


Карточка № 2

Вставьте пропущенные буквы

Карти..ая галерея, дерев…ая ложка, ветр…ый день, рум…ые щеки, стекл…ый сосуд,

Серебр…ый блеск, кож…ый диван, тум…ая даль, стар…ая рукопись, карм…ый фонарик, торжеств…ый день, овс…ое печенье, безветр…ое утро, ут…ый нос, глин…ый кувшин.


Карточка № 2

Вставьте пропущенные буквы

Карти..ая галерея, дерев…ая ложка, ветр…ый день, рум…ые щеки, стекл…ый сосуд,

Серебр…ый блеск, кож…ый диван, тум…ая даль, стар…ая рукопись, карм…ый фонарик, торжеств…ый день, овс…ое печенье, безветр…ое утро, ут…ый нос, глин…ый кувшин.


______________________________________________________





Похожие:

Переходные и непереходные глаголы iconТема урока "La voix passive"
Во французском языке переходные глаголы имеют два залога : действительный и страдательный
Переходные и непереходные глаголы iconДокументы
1. /индивидуалка ь3 переходные процессы/классический метод.doc
2. /индивидуалка...

Переходные и непереходные глаголы iconДокументы
1. /Глаголы макет.doc
Переходные и непереходные глаголы iconДокументы
1. /Глаголы макет.doc
Переходные и непереходные глаголы iconТема: Временные глаголы. Цели: Учебные: Ввести понятие «изучение глагола по временам»

Переходные и непереходные глаголы iconДокументы
1. /МРБ 0869. Кублановский Я.С. Переходные процессы.djvu
Переходные и непереходные глаголы iconLiss Nos amis français
Поставьте глаголы, данные в скобках, в соответствующем лице и числе настоящего времени (present)
Переходные и непереходные глаголы iconУрок русского языка по теме
Закреплять у детей умение распознавать глаголы в тексте, ставить вопрос к глаголам, употреблять их в речи
Переходные и непереходные глаголы iconОлимпиада по русскому языку 10 класс
Какие глаголы сочетаются со словом доброта (выразить, оказать, совершить, вызвать)? Запишите эти словосочетания
Переходные и непереходные глаголы iconОлимпиада по русскому языку 8 класс
Какие глаголы сочетаются со словом впечатление (вызвать, оказать, произвести, добиться)? Запишите эти словосочетания
Переходные и непереходные глаголы iconГлагол глагол
Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов