Новый Интернет – реальность и футурологические прогнозы icon

Новый Интернет – реальность и футурологические прогнозы



НазваниеНовый Интернет – реальность и футурологические прогнозы
страница1/6
Дата конвертации26.05.2012
Размер0.57 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6

Новый Интернет – реальность и футурологические прогнозы


Сазанов В.М., ктн, частный исследователь

«Где то там, наверху есть седьмое небо» <В.Третьяков>

«Странного зверя, которого нет,
Он золотой, шестикрылый, молчащий! <Н. Гумилев>


Аннотация. Описано текущее положение дел в области социальных сетей, даны прогнозы развития и рассмотрен прототип социально-ориентированной виртуальной сети со схемой его проектирования. Предложена футуристическая модель светско-духовного управления, социофилософский конструкт «Солнечного виртуального модуля», некоторые универсалии и идеальные варианты публичной интеллектуальной сферы, модель распространения идеологического влияния в сети, намечены пути реализации.

ОГЛАВЛЕНИЕ

^ Новый Интернет – реальность и футурологические прогнозы 1

Немного терминологического занудства 2

История и положение дел в области социальных сетевых проектов 3

Смена парадигмы – социально-ориентированные проекты 5

Что с Гуся? 5

«Стрела» модернизации и социальное проектирование 6

Модель светско-духовного управления 7

Социофилософский конструкт предлагаемого 7

^ Сущности и универсалии «виртуального солнечного общества» 8

Трехуровневая модель и равновесное итоговое состояние 9

Механизмы, пути и планы социосетевого строительства 11

Итого 12

ЛИТЕРАТУРА 13

Об Авторе 13

«Новый Интернет – реальность и футурологические прогнозы» \ Тезисно 14

^ О социальном и новом 16

Особенности и схема решения 18

Конструирование системы ценностей и универсалий \ Сеть Пассионариев 20

Трехступенчатая модель современной коммуникации 22

^ Модель распространения влияния 23

Итоги – Выводы - Сотрудничество 24

Ключевые слова. Компьютер, Интернет, технологии Web 2.0, социальные сети, публичная сфера, модель светско-духовного управления, модернизация, пассионарии, модель информационного влияния, консолидация.


Возможности, предоставляемые Интернет-технологиями, могут быть направлены на как на обслуживание потребностей тела - развлекательные и игровые порталы и сервисы, так и на совершенствование духа, формирование личности, решение цивилизационных проблем.

Текущее положение дел в области в сфере коммуникации и, более узко, социального Интернета – общение в «ностальгических» массовых сетях, нарастание мощи и интеллекта в сетях практиков и отдельные попытки построения «умных» и социально-ориентированных сетей.

В работе делается заявка на проектирование коммуникационной среды социальной направленности с отличительными признаками интеллектуальности и пассионарности, некоего гипотетического «Солнечного виртуального общества».
^

Немного терминологического занудства


Начнем с толкования необходимых для дальнейших рассуждения основных и близких по ассоциациям категорий и терминов.

Интернет – коммуникационная среда на основе компьютерных технологий.

Социальное – синоним общественного или раскрывая, следуя [Филатова], относящееся к структурам общества, его элементам, условиям существования и социальным процессам, протекающим в этих структурах. Или, определяя не совсем строго от противного – непроизводственное, некоммерческое.

Социальный интернет, называемый также Web 2.0 – часть коммуникационных Интернет взаимодействий, направленных на получение информации, выработку и верификацию идей через виртуальные контакты, социальные (непроизводственные или горизонтальные) связи, отдых и времяпрепровождение. Которые, по словам О Рейли «становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются» [Губанов]. Также особенностью Web 2.0 является принцип привлечения многих пользователей к наполнению и многократной выверке содержания (контента).

Близкое по смыслу понятие – «киберпространство» или «виртуальная реальность», которое возникло в фантастическом романе-техноутопии "Neuromancer" У. Гибсона, где киберпространство изображается как коллективная галлюцинация миллионов людей, которую они испытывают одновременно в разных географических местах, соединенных через компьютерную сеть друг с другом.

Диалектически, можно выделить текущее и будущее или новое. Для построения новой виртуальной реальности выдвигаются два принципиальных отличительных качества – пассионарность и интеллектуальность.

Следует в данном месте уточнить и оговориться по поводу понятий «новая» и «социальная сеть». Термин «социальная сеть», перенесен в компьютерную сферу из социологии классических (не онлайновых) социальных сетей. По-видимому, как противовес техническим сетям из связанных компьютеров (локальным, корпоративным, глобальным). Однако, «сидят» в сетях общающиеся индивидуумы, которые не всегда преследуют общественные (социальные) цели, а скорее, по факту текущего положения дел, коммерческие и профессиональные. С этих позиций, можно предложить разделение всех существующих виртуальных сетей и проектов на коммерческие, профессиональные и социально-ориентированные. Также необходимо заметить, что и само понятие «social» сильно «замылено», и применяется часто в силу моды и не всегда «академически» правильно. Какие только проекты в сети не называются социальными. Один из живых примеров Social Media Club - http://www.facebook.com/#!/SocialMediaClubMoscow

Более правильным для компьютерных коммуникаций в Интернет-среде автору представляется термин «виртуальные сети».

Мыслящий Интернет – некий виртуальный аналог "мыслящего океана" С. Лема на основе понятия «интеллект», трактуемого как «ум, рассудок, мыслительные способности, высшая ступень познавательной деятельности, активного отражения реальности, совокупный умственный потенциал, который целесообразно используется для адаптации к различным условиям жизни». [Еремин].

Понятие пассионарности по Льву Николаевичу Гумилеву – признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию, способностью к напряжениям, концентрации на себя некоторого количества излишней «энергии» - физической, психической, интеллектуальной [Гумилев].

Гипотетически, социальный интернет можно трактовать как одно из направлений развития технологий человеческих коммуникаций, вовлеченность в которые, вспоминая Facebook с 600 млн. участников, сравнима с населением крупнейший государств нашей планеты. Или, согласно Интернет-шутке о странах с наибольшей численностью населения: «Китай, Индия, Facebook, Google…». Конечно, основное направление развития для коммерческого проекта – это извлечение прибыли. Вместе с тем, в Англии, Michael Birch основатель сети Bebo, запустил социальную сеть Jolitics.com, ориентированную на содействие деятельности парламента.

Возвращаясь в серьезное русло, к активно используемым социальным Интернет-технологиям, представляющим интерес, можно отнести сетевые дневники – блоги, социальные сети, новостные ресурсы и RRS ленты.

?

НОВАЯ

ФОРМАЦИЯ




Новый
Интернет



Пассионарность

Интеллектуальность

«Солнечное
виртуальное общество»

Сеть Пассионариев

Виртуальное вече













2010




Web 2.0

Социальные сети

Блоги
Новостные ресурсы

Социально-ориентированные

Профессиональные

Массовые

2002







Социальный
Интернет










1970

Интернет

Web 1.0

Сайты, электронная почта, поисковые системы




1982

Персональный ПК







1948

Компьютер






















Военные приложения

Бизнес-
ориентация

Бизнес и
социальная среда

ИТ-Коммерция

ОБЩЕСТВО




Рис.1. Этапы развития компьютерных и социальных технологий

^ Сетевые дневники или блоги позволяют размещать и комментировать записи с разделением участников на группы и разграничением доступа (Все - Друзья – Личное). При постепенном создании и разворачивания социальносетеового ресурса данная отработанная технология может быть использована в виде готовых модульных внешних решений. Пример – сетевой дневник сообщества «Социальные сети и технологии», действующий в рамках национальной сети Mail.ru и его лента - http://blogs.mail.ru/community/it-school/?rss=1

Принципиальное отличие социальной сети от близкого по сути и смыслу форума Интернет-технологий первой волны и блогов во второй – масштаб числа участников (миллионы) и качество сети с позиций человеческого капитала.

^ Социальную сеть определяют как совокупность сетевых агентов, вступающих во взаимодействие друг с другом и связи между которыми преимущественно социальные, такие как дружественные отношения, совместная работа или обмен информацией [Бобровский]. Данная социальная технология может быть использована для самореализации и развития духа. Как предельный случай, при количестве участников в десятки и сотни тысяч - изменения социальной структуры общества, решения политических и цивилизационных задач.

^ Новостные ресурсы и ленты новостей – реально существующая Web2-технология, позволяющая исследовать общественное мнение и проверять возможности технологий.

Далее – краткий обзор истории и текущего положения сетевых ресурсов и проектов.
^

История и положение дел в области социальных сетевых проектов


Один из первых примеров социальных сетей – это 40 млн. одноклассников, однокурсников и сослуживцев в сети www.Classmates.com, объединившей жителей Америки и Канады около 10 лет назад. Впечатляют цифры сети знакомств www.Mamba.ru, в которой более 10 млн. «жаждущих» осуществляют около 1 млн. попыток найти друг друга каждый день.

Лидеры российского сегмента - сети Одноклассники.РУ и ВКонтакте.РУ, а среди сетей мирового значения – Facebook, созданная Марком Цукербергом в 2004 году.
^

Опыт социальной сети МойКруг


Следует вспомнить и помянуть добрым словом сеть личных и деловых контактов www.MoiKrug.ru, создававшейся в 2005-2006 годах командой во главе с Ильей Широковым и Дмитрием Котеровым, и в которой на период расцвета было до 3 млн. участников.

Общение в данной сети происходило по немодерируемой схеме, на основе свободно предоставленных анкетных данных (учебные заведения, работа, личные интересы, любимые книги и сайты). Схема общения такова. Кроме обычного блога, участник мог заявить для обсуждения тему, сделать «затравку» новой или проблемной информацией, сообщать и обсуждать с другими участниками новости. Действовала схема голосования или рейтингования тем и новостей.

Участие в данной социальной сети показало ее молодежную направленность и полезность в плане изучения психологии и поведения виртуального общения, которое отличается от обычного.

Вместе с тем, уровень «взрослости» обсуждения часто не вызывал доверия. Приведу примеры. В подсети «Информационные технологии» – наиболее богатой и представительной – 6000 участников, обсуждалось 80 тем и 200 новостей, «выставлено» 600 вакансий. Но учебный открытый ресурс Интернет-Университета информационных технологий Шкреда А.В. рекомендовали своим друзьям – 100 человек. Ресурс «Виртуального компьютерного музея» Пройдакова Э.М. с полумиллионом посетителей – всего 3.

В подкруге интересов «Политика» было заявлено 1500 участников. Однако «Столкновение цивилизаций» С. Хандингтона – рекомендовал прочитать только один человек. Такие логические связки могут служить индикатором качества сети.

Наблюдение процессов социальной сети МойКруг во многом подтверждает критерии успешности формирования социальной группы, зависимость от величины и разнообразия популяции участников, рассматривавшейся в модели Трофимовой И.Н.

К сожалению, данная сеть после смены команды и продажи ее поисковой системе Yandex прекратила дискуссионные обсуждения и переориентирована на подбор персонала.
^

Массовые ностальгические социальные сети «Одноклассники» и «ВКонтакте»


Близкие по смыслу и назначению социальные сети ностальгической направленности с числом участников за 50 млн., среди которых первой в 2006 году была социальная сеть «Одноклассники» Альберта Михайловича Попкова. Для более поздней сети ВКонтакте, созданной во многом по мотивам и на основе доступных программных модулей Facebook, можно отметить ее молодежную направленность и агрессивную на грани фола маркетинговую политику, реализуемую Павлом Дуровым. Имеется личный отрицательный опыт, оставшийся от обсуждения идеологических тем в группе «Социализм».
^

От социальной сети Facebook – анализ и промежуточные выводы


Facebook, согласно  Wikipеdia — социальная сеть, основанная в 2004 году Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете, в том числе Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом. Согласно легендам, первоначальным назначением проекта была база данных друзей и подруг, с указанием фотографий, описанием профилей и контактов, возможностью общения. Впоследствии доли в проекты были выкуплены Марком Цукербергом, который и стал в 23 года самым молодым миллиардером.

Одним из принципов Facebook заявляется открытость и общая доступность, «позволяющая любым социумно-ориентированным сайтам создавать собственные платформы по модели платформы Facebook».

С большой долей уверенности можно утверждать, что не все спокойно в социально-сетевом королевстве. Массовые социальные сети, возникшие первыми, такие как Одноклассники – стабилизировались как ностальгирующие группы одноклассников. Более молодежная, и как мне кажется, контролируемая Властью, среда ВКонтакте – использовалась как коммуникационная для проведения массовых акций. Профессиональные сети – встали на стезю своей ниши и должны планомерно ее пахать, сеять и «окучивать» и собирать урожай, несомненно.

В русском сегменте социальной сети Facebook порядка 3 млн. зарегистрированных участников или около 30% сетевого русскоязычного населения, что и по числу и в процентном отношении существенно меньше, чем у нишевых конкурентов. Вместе с тем, по показателю суточной аудитории, если верить Максиму Белоусу из PC Magazine все совсем наоборот. 300 млн. ежедневной аудитории Facebook против 23 млн. ВКонтакте. Но оставим арифметику в покое. Важнее – внутренние процессы кластеризации, которые в сети Facebook явно происходят, а ВКонтакте – уже прошли…

Основатель сети, молодой миллионер Цукерберг, не скрывает планов завоевания инфомира с масштабов 600 млн. участников на данный момент до 2 млрд., то есть до трети населения Земли, в чем у него масса сторонников на всех уровнях.

Подливая ложку критики, текущее положение дел в русскоязычном сегменте, можно описать ярким высказыванием Ю.Н.Тынянова: «Не нравится эпоха – охай!». Но конструктивизм предполагает указание вариантов изменения ситуации, среди которых можно упомянуть: текущий, находящийся в руках Марка Цукенберга, национальный, которого нет и не предвидится, и локальный - описываемый далее в самом первом приближении футурологический проект «Солнечного виртуального модуля».
^

Смена парадигмы – социально-ориентированные проекты


При очень большом числе участников сети и ее сверхорганизованности, как потенциальную цивизизационную возможность социального интернета можно предположить возрастание интеллектуального взаимодействия на несколько порядков, появление новых качеств «большой» общественной системы за счет ее эмерджентных свойств.

Интересная социальная возможность класса социально-ориентированных проектов – это формирование групп единомышленников и более сложных социальных агрегатов, изменение действующих социальных институтов.

Сложные социально-технические объекты имеет смысл рассматривать по принципу «разделяй и властвуй» или с различных точек зрения.

Первая возможная позиция рассмотрения социальных сетей – топологическая, которая позволяет судить о ценности или мощности проекта. Ценность группообразующей социальной сети можно понимать комбинаторно, как возможность объединения «многие со многими», что примерно пропорционально 2 в степени N, где N - число участников. В классической трансляционной сети «один ко многим» (собрания, радио и ТВ, проповедь) мощность пропорциональна числу точек (участников). В схеме электронной почты (транзакционной), с двусторонним общением «один к одному» - квадрату числа участников.

Вторая особенность социально-ориентированных сетевых объединений – возможность появления синергетических эффектов, называемых еще эмерджентными (от emergence – возникновение). В частности – «роевых эффектов», исследованных Уиллером [Рейнгольд] в колонии муравьев или пчел, и которым отмечены следующие признаки «интеллекта роя»:

  • отсутствие централизованного управления;

  • самостоятельность и высокая подключаемость субъединиц;

  • паутинная нелинейная обусловленность взаимовоздействия.

Третья особенность – групповая динамика в поведении сети, которая рассматривалась в работах И.Н. Трофимовой. Объясняет в частности, структурные свойства сети и формирование кластеров различного размера, ее поведение во времени.
^

Что с Гуся?


Можно предположить, что социально-ориентированные технологии могут содействовать появлению «сетевого» человека – «Сетянина» или «Нетянина», с постепенным формированием новых сущностей, виртуальной культуры и идеологии, системы ценностей, своей «нетократии».

При выделении свой системы ценностей, сущностей и категорий, (универсалий и императивов), следует вспомнить понятие публичной или общественной сферы, которое принадлежит к категориям римского происхождения [Черных]. В развитом греческом городе-государстве все свободные граждане участвовали в жизни государства, которая строго отделялась от частной сферы как привилегии отдельного гражданина. Общественная жизнь - bios politicos – разыгрывалась на рыночной площади (горе), но не была ограничена только этим местоположением. Общественная жизнь существовала и воспроизводилась у греков в обсуждениях, беседах (lexis), принимала совещательную форму и форму суда, а также совместного действия – praxis.

Совсем недавно, то есть в 1962 году для обозначения "грамотного буржуазного общества", Юргеном  Хабермасом было вновь введено в научный оборот понятие «публичной сферы» - public sphere. Относилось к независимой от государства сфере информации, куда входили публичные библиотеки, радио и телевидение, музеи и художественные галереи, информационные службы. Публичная общественная сфера возникла на рубеже зарождения капитализма, и затем, по мнению Хабермаса, деградировала под воздействием своекорыстного бизнеса и пришла в упадок в середине и конце прошлого века.

Концепция «публичной сферы» будет использоваться в дальнейшем как основа для формирования виртуального сетевого киберпространства, некоторого «солнечного модуля», предназначенного для анализа возможностей социально-сетевых технологий. Концепция «публичной сферы» в сильной степени совпадает с принципами демократии и гражданского общества, потребностями модернизации.

Еще один популярный термин, который имеет смысл упомянуть - теледемократия (tele – удаленная, demos – народ, cratos – власть), смысловую нагрузку которого можно трактовать как содействующую росту непосредственного участия граждан в политическом процессе и продвижении структурных реформ на базе технических возможностей коммуникации.

А если помечтать – возможно, и изменение социальной и политической организации.
^

От властного императива Канта к гармоничному Сетянину


В философском ключе социальные сетевые технологии могут повлиять на смену парадигмы – перехода от властного императива Канта к гармоничному человеку и обществу в идеальной двухконтурной гомеостатической модели, представленной далее.

В социопсихологическом аспекте – «сетянин» в рамках социально-ориентированного проекта ощущает себя субъектом, «не стриженым лохом», на котором делают деньги. Ощущается сопричастность к решению сетевых и общественных проблем, которые ставятся и решаются при помощи Сообщества по мере сил и возможностей. Обретение «места под солнцем» и нужного этажа в сетевой иерархии – аналог социального лифта – почти полностью зависит от активности «пассажира».

Еще один интересный аспект – социальная сеть как место общения постепенно социализируется – то есть участники общения учатся общаться, создают новые связи и структуры. Что приводит к более активному сетевому и внесетевому взаимодействию - таким путем возможно формирование сообществ единомышленников.

Меняется сама структура сети – связи становятся все более прочными и качественными. Растет человеческий капитал – с ним и мощность и сплоченность сети, способность к согласованным коллективным действиям, называемая иногда асабией [Турчин].

Возможно постепенное изменение, а скорее просто формирование новой структуры общества, изменение его политической ориентации.

В мировом масштабе и глобально – «мечтать не вредно, вредно не мечтать» – можно поднимать вопросы цивилизационного характера, отхода от либеральной идеологии «золотого миллиарда», в которую так или иначе мы втянуты.

Но это - уже на гранью возможного…
^

«Стрела» модернизации и социальное проектирование


В теории технического прогресса [Громов] предполагается, что для реализации научно-технической идеи или проекта требуется выполнение по крайней мере трех основных условий:

  • идея не должна противоречить известным закона природы;

  • в реализации должна быть заинтересована значительная часть общества – «дозреть» социальный заказ;

  • должен быть достигнут уровень технологии общественного производства, который обеспечивает эффективную реализацию заложенных в идею технических принципов.

Движение к новому или стрелу модернизации возможно условно представить как переход от текущего состояния, с учетом предыстории – к новому, опираясь на принципы и концепции, используя существующие технологии и средства реализации, предлагая решения.

Проанализировав технические возможности можно утверждать, что имеются аппаратно-технические и программные средства для реализации некоей гипотетической социально-ориентированной саморазвивающейся виртуальной сети с нарастающей интеллектуальностью и пассионарностью, которую назовем Солнечный виртуальный модуль или Сеть Пассионариев.

То есть создать такую социально-ориентированную сеть – сложно, но решаемо.

Сложнее – с социальным заказом, определяющим функционал сети.

Еще интереснее – реализация функционала самодостаточной и развиваемой социальной сети для решения социальных, политических и цивилизационных задач.
^

Модель светско-духовного управления


Приступая к социальному проектированию, следуя законам системотехники, необходимо сформулировать смысловую пояснительную модель. С кибернетических позиций, возможно представить 2 модели общества – иерархическую и двухконтурную гомеостатическую.

ОБЩЕСТВО







Духовная
сфера







ГОСУДАРСТВО

Правительство




ОБЩЕСТВО

ГОСУДАРСТВО













Церковь







Образование и
наука




Производство и
Бизнес




СМИ







Светская
сфера






















Иерархическая
модель

Двухконтурная гомеостатическая модель

Рис. 3. Модели общественного обустройства

Приведенная модель позволяет делать объяснения, предположения и предсказания.

Иерархическая модель, по-видимому, соответствует «властному императиву по Канту». Уместно привести социологическое толкования понятия «власть», олицетворяющее собой насилие и действие «заставить» в рамках негативистского подхода. В позитивистском подходе власть трактуется как законное руководство, авторитет, признанное лидерство и влияние, ассоциируемое с гармонией интересов и групповой солидарностью. Основной метод позитивистского понимания власти – «убедить».

Идеальная двухконтурная гомеостатическая модель предполагает не только смену постмодернисткой парадигмы и привнесения в экономику капитализма «невидимой руки» по Веберу, но и поиск новой идеологии, философской схемы жития.
^

Социофилософский конструкт предлагаемого


Предлагаемое концептуальное решение, контуры которого обсуждаются в данном разделе, рассматривается, не претендуя на абсолютность,  с социологических и философский позиций, держа в памяти слова Э. Морена: «Мы не можем быть уверены в том, что результат действия будет соответствовать нашим намерениям, напротив, мы вправе серьезно сомневаться в этом».

Образом-аналогией результата развития предлагаемой социально-ориентированной сети может быть «мыслящий океан» Станислава Лема.

Другая позитивная аналогия – общество, построенное на знаниях (когнитивисткое) и Солнечное виртуальное общество или Сеть Пассионариев как способ движения к нему.
^

Социологический аспект


В социологической литературе понятие модернизация используется, как правило, для обозначения превращения традиционного общества в индустриальное.

В современной европейской классической модели модернизация понимается как инновационный процесс на основе традиции и устойчивой основы общества.

В современной России трансформация совпала по времени с революционными изменениями информационной среды и коренной ломкой общественно-политической формации, происходящим социальными изменениями. Подразумевая  под социальными изменениями происходящие с течением времени изменения в организации общества, образцах поведения и мышления составляющих его групп и индивидов.

В социологии [Филатова] выделяют несколько моделей социального изменения, а именно, прогрессивно поступательный тип, циклический и бифуркационный.

В прогрессивно-поступательной модели подразумевается, что ни одно из состояний системы не повторяется  ни на какой предыдущей стадии, а на более поздней и высокой – наблюдается рост экономических и других показателей, характеризующих общество. 
^

Философский и футурологический аспект


Позиция автора – эволюционная эпистемология и социальные инновации, рациональный конструктивизм, не забывая слов Ф.Тайгера: «Ваше будущее зависит от многих вещей, но, прежде всего, от вас самих».

Конструктивизм – это философская, эпистемологическая позиция, подразумевающая что то, с чем имеет дело человек в процессе познания и освоения мира, – это не какая-то реальность, существующая сама по себе, которую он пытается постичь, а в каком-то смысле продукт его собственной деятельности (коллективной познавательной деятельности, или деятельности трансцендентального субъекта, по Канту). Конструктивисты считают, что че­ло­век в сво­их про­цес­сах вос­при­ятия и мыш­ле­ния не столь­ко от­ра­жа­ет ок­ру­жаю­щий мир, сколь­ко ак­тив­но тво­рит, кон­ст­руи­ру­ет его [Князева].

Социальный конструктивизм образно возможно описать фразой Гераклита: «Ничто никогда не есть, но все становится!».

Обустраивая, строя свое окружение – изменяется и сам человек. Из представлений конструктивистов о том, что человек создает окружающий мир и самого себя в нем, выводится ряд следствий.

Во-первых, множественность реальностей и проблему их соизмеримости, переводимости и взаимопонимания субъектов, живущих в разных персептивных и концептуальных мирах.

Во-вторых, это проблема ситуационных детерминантов познания, которые делают реальности разных субъектов принципиально иными, несоизмеримыми.

И, в третьих, если субъект не отражает сознание, а создает реальность, то по каким законам он ее создает.

В контексте гипотетического «Солнечного виртуального общества» следует обратить внимание на следствия из вышесказанного. Опираясь на позиции философского конструктивизма, активно создавая реальность и строя самого себя во взаимодействии с ней, субъект не встречает никакого сопротивления от реальности – буквально «залипает в реальности».
^

Сущности и универсалии «виртуального солнечного общества»


Данный раздел – смысловое ядро, от которого в сильной степени зависит успех «Виртуального солнечного модуля», который - безусловная утопия, продолжающая философские традиции «Утопии» Томаса Мора и «Города-Солнца» Томмазо Кампанеллы.

Выстраивая виртуальное сообщество цивилизационной направленности, необходимо сформулировать систему его ценностей, отталкиваясь, например, от работы [Кульпин] и традиционной системы моральных ценностей христианства, буддизма и конфуцианства – www.relig.info

Таблица 1. Ценности – Сущности - Универсалии




^ Традиционные общества

«Солнечное виртуальное общество»




Запад

Китай

Япония

Сущности

Универсалии

Ценность объект

ЛИЧНОСТЬ

ГОСУДАРСТВО

ГОСУДАРСТВО

  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ

  • ЗНАНИЕ

  • РАЗВИТИЕ

  • СОТРУДНИЧЕСТВО

  • Добродетель

  • Природное равенство людей






  • электронная демократия

  • публичная сфера

  • Виртуальное народное вече

  • когнитивный капитал






Ценности 2-го уровня

СВОБОДА
РАВЕНСТВО
БРАТСТВО

МИР
ПОРЯДОК
ТРАДИЦИИ

ЗНАНИЕ
ПОРЯДОК
МИР

Ценности 3-го уровня

ТРУД
ЭКВИВАЛЕНТ
СОБСТВЕННОСТЬ

ИЕРАРХИЯ
РИТУАЛ
ПРОШЛОЕ

^ СЛУЖЕНИЕ
ЗАКОН, ПРАВО

ТРАДИЦИИ

Вектор

РАЗВИТИЕ

СТАБИЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ

Использовано: Кульпин Э.С. Становление системы основных ценностей Российской цивилизации.

^ ОРИЕНТИРОВОЧНО И
ПОДЛЕЖИТ КОНСТРУИРОВАНИЮ

Конструирование ценностей, за которым могут пойти «сетевые народные массы», наверное, самая сложная задача в данном гипотетическом проекте, ориентированном на поиск технологий и сетевых инструментов поддержки социальных преобразований.

Обозначив проблему, полагая, что при наличии интуитивно признаваемой значительным количеством реального и виртуального общества системы принципов и ценностей, можно предложить модель распространения информационного влияния даже в рамках существующих социальных сетей и проектов.
^

Трехуровневая модель и равновесное итоговое состояние


Процесс распространения информационного влияния опирается на теорию коммуникации. Самая первая линейная модель коммуникативного процесса Лассауэлла, сформулированная в 1948 году, совпадет с известной в информатике моделью «Источник – Среда - Приемник». Модель Лассауэлла отражала бихевиористкий подход к коммуникации как прямому воздействию на и реагированию на поступающую информацию. Лассауэлл считал, что создаваемые и распространяемые в обществе ценности составляют идеологическую поддержку средств массовой коммуникации в целом, и что некоторые из наиболее серьезных угроз эффективности коммуникации относятся к таким понятиям как власть, богатство и вес в обществе.

Развитие линейной модели Лассауэлла, а именно, введение в процесс обратной связи связано с работами Норберта Винера в области кибернетики [Винер].

Двухступенчатая модель коммуникации, была сформулирована Лазарсфельдом, и учитывает то, что идеи поставляемые прессой и радио усваиваются многими под влиянием находящихся рядом с ними лидеров общественного мнения. Данная модель частично используется в современной трактовке в связке «Радио – Форум», или развивается в сторону создания новых интерактивных медиасредств по схеме «Бумажное СМИ – Форум». В данном подходе следует рассматривать весь комплекс моделей коммуникации, как психологического, так и социологического уровня, модели семиотической коммуникации, аргументирующей и пропагандисткой [Почепцов].

Могут использоваться несколько трансляторов телеканалов, аффилированных с данным каналом нескольких радиостанций со своими Форумами и, возможно общая, независимая «народная» социальная сеть.

Идеи «электронной республики», которые высказывались на ранних этапах развития коммуникационных компьютерных технологий, могут быть трансформированы в концепцию «Виртуального народного вече» и переход к трехступенчатой модели «СМИ – Форум – Социальная сеть».




Группа интересов 1




Группа интересов 2




ГИ 3































С
М
И




ТВ-1










ТВ-2







ТВ-3

Р11

Р12

Р13




Р21

Р22

Р23




Печатные Издания

Форум 1




Форум 2




Форум 3


































^ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ

«Виртуальное народное вече»































Рис. 4. Трехступенчатая модель современной коммуникации

На примере русскоязычного сегмента Facebook, контролирующего пока около 30% сетян, идут процессы наполнения сети, выстраивания ее структуры, консолидации участников, предпринимаются попытки ведения пропаганды. Трудно предугадать куда заведут эти процессы, выгоднее говорить теоретически, на уровне моделей информационного влияния [Губанов].

С учетом влиятельности участников сети – ее агентов вся сеть может быть разделана на группы, сообщества и спутники. Сообществом называют множество агентов, которые не подвергаются влиянию агентов вне его. Группа - сообщество агентов, в котором любые два агента влияют друг на друга прямым или косвенным образом. Спутник – агент, подвергшийся влиянию агентов тех или иных групп, однако не оказывающий влияния ни на одну из них и их «внутренних агентов».

Спутник










Сообщество






















1-5

1

0,6




2-4-3-6
















Группы










2

























0,4







0,2























































5







3

























0,3

1,0




























4






















Спутники










1,0

























0,7





































1,0




























6




Группа































3-6



















Сообщество – Группа - Спутник



















Рис. 5. Типы агентов сети и структура результирующих влияний в социальной сети


Интерес безусловно представляет структура результирующего влияния. При наличии в сети агентов с ненулевыми довериями, что соответствует сети с неавтономными агентами, из теории марковских процессов следуют важные для социальных приложений выводы:

  • существует матрица результирующих влияний;

  • мнения агентов стабилизируются;

  • результирующее влияние спутника на любого агента равно нулю;

  • итоговые мнения агентов группы также стабилизируются и группа в итоге имеет общее мнение, которое можно считать мнением группы.

Последнее утверждение соответствует наблюдениям социальных психологов о том, что группы в конце концов приходят к консенсусу.

Вместе с тем, перенос массовой коммуникации в Интернет-пространство затрудняет контроль над ним со стороны каких-либо социальных институтов.

Наблюдая социально-сетевые ресурсы, можно обратить внимание и на попытки ведения пропаганды со стороны ряда политических и общественных движений, так и сильную критичность среды и опасения крупнейших партий по выходу на широкую неконтролируемую Интернет-аудиторию. Также не заметно существенного стремления в социальную сеть надпартийных и внегосударственных объединений, существующих тысячелетиями, то есть религиозных.

Оценивая социально-сетевые ресурсы как средство пропаганды следует заметить, что они могут в равной степени как интегрировать, так и дезинтегрировать общество. В условиях устойчивого общества СМИ могут способствовать совершенствованию через формы интеграционного взаимодействия, а в противном случае – наоборот – активно влиять на развитие и углубление социальных конфликтов, на рост негативных процессов на личностном и на массовом уровнях.

Подводя некоторый итог анализу возможностей социально-сетевых технологий, можно заключить, что воздействие пока идет на уровне эмоциональной толпы. Существующие массовые сетевые ресурсы можно охарактеризовать как эмоционально-ориентированные, что совпадает с социологической характеристикой толпы как эмоционального единства.
^

Механизмы, пути и планы социосетевого строительства


Поверяя философскую гармонию сетевой алгеброй далее предлагается некая идеальная последовательная и поэтапная схема построения сетевой общественной сферы, а именно:
- Школа Социального Проектирования - Школа Разработчика и Интеллектуальный Клуб;
- Стратегический общественный Центр;
– Виртуальное народное вече;
- Движение Пассионариев
- Солнечное виртуальное общество – San Spciety.

На первом этапе деятельности формируется команда, и, следуя теории «малых дел» - создаются спортивные и военно-патриотические секции, литературно-музыкальные клубы, проводятся виртуальные научные беседы и психологические консультации.

В итоге – возникает сетевое и реальное ядро единомышленников, способное разрабатывать и проводить в жизнь новые решения во многих сферах.

Интеллектуальный Клуб строится вокруг регулярных семинаров, материалы которых представлены в электронном виде, обсуждаются на Форуме, накапливаются в электронной библиотеке и обобщаются в сборниках трудов. Формами деятельности также могут быть студенческие конкурсы и кружковая работа.

Деятельностью общественного стратегического центра в научной сфере может быть накопление и систематизация информации, прогнозирование развития. Технологическое направление - доступ к информации в электронном виде. Практические формы - семинары и конференции, издательская и просветительская деятельность, образование.

Подпитка интеллектуального ядра «молодой кровью», обучение и самообразование позволяют надеяться на формирование прогностического направления.

При успешном развитии проекта возможна консолидация активной части нации и создание Сети (Движения) Пассионариев, которую философски можно рассматривать как элемент построения когнитивистского общества, инструмент модернизации.
^

Как наполнить социальную сеть и сделать ее интеллектуальной


Построение «Солнечной социальной сети» – непростая управленческая, научно-техническая и общественная задача.

В первую очередь следует разграничить создание социально-значимой некоммерческой сети от других привычных уже методов и подходов, а именно от разворачивания окупаемых за счет рекламы коммерческих проектов социальных сетей, и «деловых», спонсируемых сетевых проектов, например в умной сети www.UpSelf.ru .

Вместе с тем, для всех видов социальных сетей и ресурсов имеются общие моменты и сервисы. Например – социальносетевые услуги (по определению Wikipedia) – способствующие поддержанию социальных кругов – подразумевают распространение объявлений и оповещений в кругах электронных друзей.

Приемы поддержания сетевой группы включают также сетевой «грумминг», приветствия и поздравления, общие сетевые мероприятия…

Следует также сказать, что многие проекты, заявляющие себя как национальные, к сожалению, обладая богатыми техническими возможностями и сетевыми сервисами (блоги, музыкальные, фото и видеоархивы), удобные службы оповещений и поздравлений – вместе с тем не выходят пока на создание сообществ единомышленников и их консолидацию.

Как сделать сеть интеллектуальной? Если одной фразой – то селекцией…
  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Новый Интернет – реальность и футурологические прогнозы iconВ общем, на март у меня набралось 7 дат
Если у вас найдется немного времени, предлагаю посмотреть, в какой мере оправдываются мои долгосрочные прогнозы и как они выглядят...
Новый Интернет – реальность и футурологические прогнозы iconDP1203 — решение проблемы последнего метра от xemics
Сотовые телефоны приобретают беспроводную гарнитуру, персональные компьютеры оснащаются беспроводными клавиатурой и мышкой, беспроводной...
Новый Интернет – реальность и футурологические прогнозы iconЛ. Я. Вейнгерова, Д. Д. Гурьев диалогизм
Земли – Геи вовремя перейти на новый цивилизационный уровень, то есть выйти в бытии, в существовании и в жизни за пределы своей цивилизационной...
Новый Интернет – реальность и футурологические прогнозы iconУправление образования руководителям муниципальных
Интернет необходимо предоставить информацию об обеспечении доступом к сети Интернет образовательного учреждения в 2011 году, о наличии...
Новый Интернет – реальность и футурологические прогнозы iconИспользование Интернет-технологий при подготовке к егэ по математике
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит...
Новый Интернет – реальность и футурологические прогнозы iconЮтк проводит интернет конкурс «Любимый учитель» 1 сентября 2009 года стартует Интернет-конкурс «Любимый учитель»
Интернет-конкурс «Любимый учитель», организованный ютк при поддержке региональных органов власти Южного федерального округа. Информационный...
Новый Интернет – реальность и футурологические прогнозы iconКритерии оценки работ к интернет-уроку по английскому языку «Прогулка по Кремлю» Основное задание интернет-урока создание мини-презентации «Памятники Кремля»
Основное задание интернет-урока создание мини-презентации «Памятники Кремля», используя интернет-ресурсы по теме «Кремль»
Новый Интернет – реальность и футурологические прогнозы icon2005 год некоторые возможности использования сети интернет в выделенных помещениях без нарушения системы защиты информации
Интернет в своих рабочих кабинетах. Противоречие состоит в том, что кабинеты таких должностных лиц, как правило, являются выделенными...
Новый Интернет – реальность и футурологические прогнозы iconТема урока: «Поиск информации в Интернете»
Каждый компьютер, подключенный к Интернет, имеет Интернет адрес? Доменное имя?
Новый Интернет – реальность и футурологические прогнозы iconЛ. Н. был проведен Интернет -урок
Интернет, в части получения консультаций врачей, психологов, юристов и педагогов, специализирующихся в данной сфере
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов